Архитектор как работает – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

Описание профессии архитектора: история, особенности, работа

Несмотря на то, что архитектора не совсем корректно относить в раздел «Технические профессии», все же он здесь, поскольку его труд связан с расчетами и чертежами. А это сближает его со многими технарями. Узнайте об этой профессии больше!

Рейтинг профессии

Востребованность

Оплачиваемость

Входной барьер

В настоящее время профессия архитектора довольно высоко востребована. Зародилась она достаточно давно. Истории известны даже имена древних времен. Первым архитектором, который стал известен науке, был Имхотеп. Этот великий архитектор прославился в третьем тысячелетии до нашей эры. Он возглавлял строительство пирамиды Джоссера, которая находится в Египте. К известным архитекторам прошлых времен следует отнести Хирама. Он руководил постройкой Первого Иерусалимского храма. Это было истинное произведение архитектурного искусства. Однако, к сожалению, храм был разрушен вавиловянами. Строительство Второго Храма было доверено Зоровавелю. Перечислять имена архитекторов прошлого можно бесконечно долго. Все они внесли великий вклад в градостроительство и архитектурное искусство. Наиболее популярные из них – Фидий, который был архитектором и скульптором, Калликрат (строитель Парферона), Иктин.

Что представляет собой профессия

Профессия архитектора предполагает архитектурное проектирование на профессиональном уровне. В обязанности специалиста входят организация архитектурной среды, проектирование зданий и разработка объемно-планировочных и архитектурных решений.

Архитектор должен выполнять определенные обязанности. В первую очередь хотелось бы отметить составление проектов и смет будущих зданий. 

В этом случае потребуется определять стоимость сооружения. На архитектора возлагаются обязанности контроля выполнения строительных работ. Специалист должен засвидетельствовать построенные здания, дать им оценку при реализации. Для того чтобы стать хорошим архитектором, потребуются знания следующих областей: 

  • строительной механики
  • физики
  • химии
  • геологии
  • геогнозии
  • минералогии.

Еще будут полезны познания в области юриспруденции.

Существует несколько направлений архитекторской деятельности.

В первую очередь хотелось бы отметить архитекторов, которые занимаются разработкой проектной документации на строительство и рабочих чертежей. В обязанности этого специалиста входит авторский надзор, позволяющий успешно реализовать разработанный архитектурный проект. Еще существуют главные архитекторы проекта, архитекторы-градостроители, главные архитекторы города или района, историки и теоретики архитектуры, архитекторы-реставраторы, архитекторы-эксперты.

На каких специальностях можно учиться?

Люди, которые приняли решение связать свою жизнь с архитектурой, должны определиться со специализацией. Сейчас мы коротко расскажем о том, какую область знаний можно выбрать.

  • Строительство и архитектура.

В этом случае предлагается на выбор несколько специальностей: промышленное и гражданское строительство, городское строительство и хозяйство. В первом случае вы можете отдать предпочтение следующим специализациям: экспертиза и управление недвижимостью, охрана труда в строительстве, геотехника подземной урбанистики. Во втором случае можно выбрать такие специализации: техническая реконструкция, ремонт и реконструкция зданий, геоинформационные системы в градостроении, энергосберегающие и информационные технологии в строительстве и при реконструкции.

Можно выделить несколько специализаций: ландшафтная архитектура, реконструкция и реставрация архитектурных комплексов, архитектурный дизайн градостроительной среды, архитектура жилищных и гражданских строений.

Где можно получить образование?

Если вы твердо решили получить соответствующие образование, то вы можете остановить свой выбор на следующих архитектурных вузах России. Наиболее качественное образование можно получить в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российском университете дружбы народов. Прекрасное образование даст Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Московский архитектурный институт. Освоить профессию архитектора можно в Государственном университете по землеустройству.

Чем приходится заниматься на работе?

Люди, которые получили диплом архитектора, могут работать во многих сферах. Вы можете устроиться в частное бюро или государственную организацию.

Работать можно в сфере градостроительства (теплохладоснабжение и технологии строительного производства и строительных материалов), безопасности жизнедеятельности.

Довольно высоко востребованы ландшафтные архитекторы, архитекторы мониторинга окружающей среды, механики грунтов, фундаментов и инженерной геологии.

Кому подходит профессия архитектора?

Профессия архитектора подходит тем людям, которые обладают хорошим пространственным мышлением, любят рисовать, являются творческими натурами.

Востребованность

На данный момент архитекторы – довольно высоко востребованные специалисты. Выше мы говорили о том, что они могут работать в различных сферах. При выборе специализации нужно быть внимательным, учитывать появление новых сфер и развитие технологий. Допустим, сейчас все большую популярность получает ландшафтный дизайн. В этой сфере можно сделать успешную карьеру.

Сколько получают

Профессию архитектора выбирают не зря. Она приносит не только высокий доход, но и известность в случае успешного обучения в вузе. Если говорить об архитекторах, которые работают в частных компаниях, то чаще всего у них сдельная заработная плата. Они получают процент от суммы заказа. Главные архитекторы могут получать до шести процентов от суммы сделки. Что касается рядовых работников, то им предлагают ставку. При хорошей работе платят премии. Начинающие специалисты получают от 800 долларов. В среднем зарплата архитектора составлять 1200-1500 долларов. На самом деле зарплата зависит от многих факторов: города, в котором работает специалист, компании, самого проекта.

Легко ли устроиться на работу?

Нельзя сказать, что архитектор с легкостью может найти хорошую работу, но нет ничего невозможного. Проще всего найти работу в больших городах. Причем здесь можно отметить два плюса: более высокая заплата и более высокие шансы удачно трудоустроиться.

Как обычно строится карьера и перспективы

Получив диплом архитектора, вы должны понимать, что сразу не получится достать все звезды с неба. Нужно настраивать себя на тяжелую работу. Сначала вы будете работать на репутацию, а потом репутация будет работать на вас. Если вы обладаете развитым пространственным мышлением, творческими способностями, креативностью, хорошей памятью, наблюдательностью, имеете чувство вкуса и волю к победе, у вас обязательно получится сделать успешную карьеру. Начинайте с малого, со временем можно будет добиться больших успехов.

edunews.ru

Как стать архитектором: советы профессионалов

По просьбе «Газеты.Ru» Евгений Асс, Иван Овчинников, Данир Сафиуллин и Сергей Чобан рассказали о том, кто, когда, где и при каких условиях может стать архитектором.

Евгений Асс: «Учиться всю жизнь, везде и всему»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали? Мне не пришлось ничего решать, все решилось само собой, поскольку у меня отец архитектор, и мать занималась историей архитектуры, и вокруг были одни архитекторы. Книги по архитектуре, треугольники, рейсфедеры, линейки, кальки — все это составляло мир моего детства, и отказаться от этого я не мог. Поступил в МАрхИ, закончил его и постепенно стал архитектором.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Выучиться на архитектора просто: закончил институт и можешь работать архитектором. А вот стать архитектором — для этого требуется и талант, и большие усилия. Чтобы стать архитектором нужно обладать особой  чувствительностью к окружающему миру, к материи этого мира. Нужна острая наблюдательность: нужно видеть жизнь, наблюдать за движениями и перемещениями людей, за тем,  как они осваивают пространство. Очень важно обладать воображением, для того чтобы представить себе как в пространстве, которое вы создаете, будут люди двигаться, что они будут чувствовать, откуда будет проникать свет, какие физические ощущения вызовет прикосновение к стене или к полу.Необходима изобретательность, чтобы придумать такую форму, которая была бы интересной, новой и привлекательной для людей. Надо чувствовать  конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась — это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов, которые делают инженеры. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том мире и в том окружении,  куда ты его погружаешь. Нужно понимать историю, политику, осязать дыхание современной культуры. И, наконец, надо быть художником, чтобы все эти ощущения, мысли, знания и представления превратились в ценную пространственную, материальную форму. Вот это все и составляет особенности архитектурной профессии.Все, то, о чем я говорил выше, приходит с годами. Необходимо пройти какой-то путь, вчувствоваться в мир, накопить жизненный опыт. По-моему, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования  свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?В Москве – это, конечно же, МАрхИ, и скромно упомяну нашу школу МАРШ. В Санкт-Петербурге — это Академия художеств и Архитектурно-строительный университет. Есть отдельные хорошие педагоги в Самаре, Казани, Ростове, Вологде. Но в целом российская архитектурная школа, хотя и обладает глубокими традициями, в последнее время  далеко отстала от мирового уровня образования. И обсуждать, почему затормозила наша архитектурная школа, это все равно что обсуждать — почему Россия вообще затормозила и на каком этапе. Были трудные годы, когда архитектуры почти не было в стране, поэтому есть объективные причины.Если говорить про наиболее значимые мировые школы, то традиционно это американские университеты — Колумбийский, Гарвардский, Корнельский. В Европе лидирующие места сейчас занимают Технический университет в Делфте в Голландии, три превосходных школы в Швейцарии — в Цюрихе, Лозанне и Мендризио, Мадрид и Барселона в Испании. Безусловно, Англия — Архитектурная ассоциация, Бартлет, Вестминстер, Лондонский университет Метрополитен, с которым сотрудничает наша школа МАРШ. В Японии много  хороших архитектурных школ, в Южной Америке – Чили и Мексика… Есть очень много прекрасных мест для учебы. Наши студенты, увы, ограничены в возможностях выбора даже внутри страны.

4. Помимо обязательной учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Архитектура — это и искусство, и наука,  и техника, и философия, и поэзия, и еще много чего. Сколько бы всему этому ни учили в институте, всегда будет недостаточно, поэтому могу порекомендовать архитектору учиться всю жизнь, везде и всему.Традиционно существует представление, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я не считаю, что это определяющий компонент профессии — не обязательно  хорошо рисующий человек  становится архитектором.  Архитектура, бесспорно, искусство, но не искусство рисования. Художественные практики в наше время гораздо многообразнее просто рисунка — это и инсталляции, и перформансы,  и видеоарт, и фотография. Самые разные формы творчества могут добавить к профессиональному образованию важные штрихи.Архитектурное образование связано с таким обширным кругом знаний и умений, что оно позволяет довольно легко сориентироваться в разных областях, поэтому из архитекторов легко уходят в разные творческие профессии. В поэзию, как Андрей Вознесенский,  в театр, как Сергей Бархин. Участники групп «Пинк Флойд» и «Пет Шоп Бойз» — тоже архитекторы. Янис Ксенакис, замечательный композитор в свое время был сотрудником мастерской Ле Корбюзье.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Ваш вопрос неспроста имеет определенный коммерческий оттенок. Архитектура, к моему глубокому сожалению, все больше определяется как бизнес, а не как социальное творчество. Для бизнеса сейчас не самые простые времена. В ситуации экономического кризиса строительство довольно сильно свернулось. Универсальный архитектор редко выбирает, в какой области ему работать: заниматься ли ему жильем или театрами. Как правило, не он выбирает, а его выбирают и дальше от этого зависит его профессиональный и экономический успех. Во всем мире моментом выбора может стать победа на конкурсе. У нас  же конкурсов  нет и в помине.А востребовано сейчас то же, что и всегда: будущее исторических центров, массовое жилье, проблема разрастания городов. Сегодня модная тема — это экология, энергоэффективность и «устойчивое развитие», хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и традиционно решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?В России не хватает архитекторов, а за границей из наших более или менее успешно ассимилировались буквально единицы. Поехать можно, но другое дело — насколько легко будет реализоваться: везде  существуют свои профессиональные сообщества, и в них внедриться очень непросто. Больших русских имен там вы не найдете. Это одна из наших проблем: российская архитектура слабо интегрирована в мировой процесс, наши архитекторы не включены в глобальный архитектурный оборот. В то время, когда в Россию приглашают десятки западных архитекторов, русских архитекторов почему-то никто не зовет ни в Лондон, ни в Париж. В какой-то мере это связано с недостатками в подготовке, но по большей части, как я уже говорил, с дезинтегрированностью России в мировое архитектурное сообщество.Если говорить о том, где сейчас самые большие архитектурные рынки, то, конечно, это Китай. Вся мировая архитектура сейчас работает на Китай, там строится сумасшедшее количество зданий. Это вообще, наверное, самый успешный архитектурный рынок в истории. И китайские архитекторы, кстати, благодаря этому интегрировались в глобальное мировое архитектурное пространство. Во всем мире больше всего архитектурных студентов из Китая. А в 2012 году самую главную международную архитектурную награду — премию Притцкера — получил китайский архитектор Ванг Шу. Русские архитекторы даже близко не подошли к тому, чтобы претендовать на такую награду.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Не надо обольщаться — если человек хорошо рисует, то это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором. Надо проверить в себе наличие тех качеств, о которых я говорил вначале: надо начать внимательно присматриваться к миру, начать фиксировать свои ощущения и умозаключения, записывать, зарисовывать, начать читать книжки об архитектуре, изучать памятники архитектуры и все окружающие пространства. И тогда со временем, может быть, удастся стать архитектором.

Иван Овчинников: «Профессия интересная, надо идти и пробовать»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?Когда я выбирал институт, то вначале пошел посоветоваться к маме, а она у меня радиовзрыватель, заканчивала Бауманку. Я говорю: «Мам, куда мне идти учиться?» Она говорит: «Иди в Бауманский». Я подумал и понял, что мне туда совсем не хочется. Пошел к папе, а он архитектор и посоветовал идти в архитектурный. Я решил, что там поинтересней. О том, когда я стал архитектором, даже неудобно говорить. Ну, наверное, когда построил свой первый дом два года назад.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Необходим довольно большой набор качеств. В первую очередь, чувство вкуса и фантазия. Также, безусловно, важны чувство конструкции, чувство материала. Огромное значение имеет понимание всех жизненных процессов, которые происходят вокруг нас. Архитектор должен быть и социологом, и психологом, поскольку в каждом архитектурном проекте происходит своя жизнь, и очень важно ее понимание и осознание.Понять, что правильно выбрал профессию, мне кажется, очень сложно и не только в архитектуре. Вот я до сих пор сомневаюсь (смеется — прим. ред.). Надо попробовать, только так — опытным путем. Что касается возраста… Кто-то выбирает этот путь смолоду и идет по нему, кто-то сворачивает после окончания института, а кто-то становится архитектором уже к зрелым годам и находит себя в этом деле.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?Естественно, очень сильная школа в Голландии. По инженерии, конструктиву и по осознанности сильная школа в Германии. Лично мне понравился подход у финнов и у шведов: у них он, что ли, более приземленный и имеет более тесную связь с реальностью.В России основной архитектурный вуз – МархИ, хотя в последнее время принято считать, что он не дает того образования, которое нужно современному архитектору, и я отчасти эту позицию разделяю. И плюс, и минус нашего отечественного архитектурного образования — в мощной фундаментальной подготовке, но в целом оно оторвано от реалий. Человек выходит из МАрхИ, зная историю архитектуры, умея рисовать, умея разрабатывать концепции, но полностью проект он построить не готов — не хватает знаний, они все какие-то очень поверхностные.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Нужно понимание рынка, понимание материалов, понимание требований заказчика, понимание конструкций. Эти знания обычно получают, когда уже идут работать в какие-то архитектурные мастерские. Там и начинается реальное обучение.Что касается дополнительного обучения, то мы с 2005 года организуем фестиваль «Города», в рамках которого стараемся заполнить часть пробелов в архитектурном образовании. Во всех европейских вузах очень распространена практика работы с материалами, и сам процесс проектирования и обучения более жизненный и больше привязан к реалиям. Нормальной практикой в западном образовании считается строительство учебных проектов в натуральную величину — то есть студент может участвовать в строительстве дома еще на первых курсах. На мой взгляд, это очень важно для архитектора. Если ты своими руками построил дом, совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что ты проектируешь. Мы то же пытаемся сделать и в России — даем возможность архитекторам реализовать свои проекты «от» и «до».Этой зимой мы проводим фестиваль в парке искусств «Музеон», где будет построен 21 «микродом» — функциональные эксплуатируемые объекты площадью от 5 до 15 квадратных метров. По сути, это задание на дом-комнату. Каждый участник должен понять на этом проекте, как устроен пирог стен, как работает тот или иной материал, что такое энергоэффективность и как банально сделать так, чтобы в доме было тепло. Какие-то примитивные вещи, которым как раз в МАрхИ не учат. Микродома будут строиться зимой в непростых условиях, а потом полгода они будут функционировать как общественные и жилые здания. Все это время мы будем их тестировать — оценивать по тем критериям, которые на западе уже давно стали нормой, а в России практически не используются. В российской практике такое делается впервые.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Не берусь судить про высокооплачиваемость, но по ощущениям это небольшие проекты, которые ближе к конкретным заказчикам, материалам и строителям. В большой архитектуре намного сложнее сделать имя и строить крупные общественные или жилые здания. Это удается единицам. А интерьеры, квартиры, коттеджи проектируют все кому не лень. У меня ощущение, что денег там больше, но насколько это способно приносить творческое удовлетворение — каждый уже решает сам.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?Я никогда не искал работу за границей. Но, насколько я знаю, за границей с нашим образованием принимают на работу неохотно.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Помню, еще до поступления в институт я был с родителями на какой-то архитектурной тусовке. И там присутствовал уже состоявшийся архитектор, но сильно подвыпивший. И когда он узнал, что у меня есть планы на эту профессию, то сказал: «Вань, если хочешь стать таким же, как я, иди в архитектурный».Ну, а если серьезно, то профессия интересная, надо идти и пробовать. Все архитекторы любят свою работу, и есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои творческие планы, ты получаешь удовлетворение. И это самое главное. Никогда не нужно идти на компромиссы и на уступки, надо выдерживать давление со всех сторон, отстаивать свою позицию, держать качество архитектуры и отвечать за свои действия.Я не берусь давать каких-то универсальных рецептов, но надо понимать, что архитектура — это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Любой архитектурный проект — это сложнейший механизм. Человеку, который не готов к долгой скрупулезной работе, будет тяжело.

Данир Сафиуллин: «Надо любить жизнь, людей, их жилище»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?В далеком детстве в городе Буинск под Казанью я закончил художественную  школу. Я с детства очень любил рисовать. Когда встал вопрос о выборе профессии, я понял, что поблизости нет ни одного художественного вуза, лишь архитектурный в Казани. Он опосредованно, но все же был связан с рисованием. Туда я и решил поступить. А вообще я тогда об архитектуре знал очень мало. Уже в процессе я понял, что это за профессия и чем занимаются архитекторы. Надо сказать, меня это очень сильно заинтересовало.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Надо любить жизнь, людей, их жилище. Без этого сложно проектировать дома и интерьеры. Чтобы создать комфортное жилье, надо иметь любовь к самому процессу и тогда все получится.Я понял, что правильно выбрал профессию в институте. Осознал, что без архитектуры мне уже не интересно. Мне кажется, что в любом возрасте можно начинать проектировать и есть много примеров, когда люди уже в преклонном возрасте начинали заниматься архитектурой и продолжали этим заниматься до самого конца.Насколько мне известно, швейцарский архитектор Петер Цумтор вначале был мебельщиком, плотником и только потом стал проектировать и строить дома. К этой профессии можно прийти по-разному и в разном возрасте.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования  свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?В основном все сильные российские архитекторы — это выходцы из МАрхИ. Есть приличные школы архитектурного образования в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани. При этом очень талантливые архитекторы и интересные проектировщики добиваются успеха в своей карьере и становятся звездами архитектуры независимо от школы, благодаря своим личным качествам.Минус российского образования в его негибком и устаревшем подходе. Мы до сих пор руководствуемся СНиПами — нормами и правилами строительства, которые пришли к нам еще из советских времен. Они очень сильно ограничивают архитекторов в действиях.  К примеру, возьмем классическое дерево: мы по ограничению СНиПа не можем его применять в  малоэтажных общественных зданиях, потому что это запрещено.И к слову, об иностранных подходах к обучению. Помню, по обмену к нам приезжали из Швейцарии группы архитекторов и у нас был совместный урок быстрого проектирования на определенную тему. У них была всего лишь одна картинка какого-нибудь интерьера, и они могли рассказать по ней всю концепцию: как это будет выглядеть, каков замысел. У нас же были планы, разрезы, фасады, все по шаблону, как правильно учили. У них больше свободы мысли. Что касается зарубежного образования в целом, то тут у меня нет однозначного ответа. Чтобы выбрать для себя какую-то определенную школу, нужно пробовать, если есть возможность. Нужно смотреть, что ближе.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Они нужны всегда и постоянно. Мир не стоит на месте, все время появляются новые материалы, новые технологии. Все это увеличивает пространство для творчества в архитектуре и строительстве. Получать и искать эти знания нужно самому. Если раньше было сложно найти эту информацию, то сейчас в современном мире это не проблема.В Москве открываются различные архитектурные школы: институт «Стрелка»,  МАРШ, Британская школа дизайна. У всех разные методы обучения и свои особенности. Студент может параллельно учиться иным подходам.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Наверное, нужно искать заработок там, где есть частный капитал.  Государство очень скромно оплачивает градостроительные проекты, плюс законодательные базы очень сильно ограничивают нормами. Поэтому выгодно работать с частными инвесторами и, скорее всего, в области общественных сооружений: культурных и досуговых объектов. Еще есть сфера частного интерьера, когда заказчик и инвестор вкладываются во внутреннее пространство — свой дом, офис.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?Сложно везде. Но преимущество работы в России — это большая территория и большие потребности: много городов, поселков, а значит больше работы. Если говорить о Европе, то там очень большая плотность и уже практически негде строить, поэтому сильная конкуренция. Уезжать не так уж и легко. Если человек едет не ради большого заработка, а хочет получить некий новый опыт в архитектуре и творчестве, то он может поехать в Европу, в Японию. А если он хочет заработать денег, то надо ехать в те страны, где ведется масштабное строительство: Арабские Эмираты, Китай, Казахстан. Все зависит от конкретных потребностей.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Нужно интересоваться наукой, культурой, образованием и иметь познания во всех этих областях. Нужно постоянно развиваться и познавать. И самое главное — нужно уметь видеть будущее и конечный результата своей работы: каким будет объект через десять лет.

Сергей Чобан: «Главная цель — найти свою философию»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?Я учился на графическом отделении в художественной школе имени Бориса Иогансона при Академии художеств СССР, тогда еще в Ленинграде. Это была одна из двух школ в городе, которая готовила будущих художников в рамках лицея. Всегда интересовался архитектурой через рисунок: делал много рисунков, пейзажей со зданиями, мне была очень интересна и петербургская архитектура, и архитектура, например, Древнего Новгорода. И тем не менее, я целенаправленно хотел стать художником-графиком.А потом случилась довольно странная вещь, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Я проиллюстрировал книгу автора, который был в Советском Союзе запрещен. Это не было каким-то сознательным выступлением — чистая случайность: нашел книгу на даче, она меня поразила, и я ее проиллюстрировал. Мои работы очень понравились и попали на полугодовую выставку. Пришли люди из Академии художеств, увидели, на какую тему иллюстрации, и мне любезно сказали, что на «идеологический» факультет лучше документы не подавать и что единственная возможность для меня — это архитектурный. Мне сказали: «Ты хорошо занимаешься математикой, физикой, у тебя хороший рисунок, ты хорошо рисуешь здания, так делай это». И вот так, не желая того, я поступил на архитектурный факультет.Сегодня с расстояния тех изменений, которые произошли в Советском Союзе, а потом в России, я могу сказать: как хорошо, что я не стал художником. То, что сейчас происходит в искусстве, я никогда не понял бы и не смог бы в этом направлении двигаться. Поэтому в то время для меня это было несчастьем, которое привело к счастливой развязке. Я поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, оказался в этом замечательном входном вестибюле академии, и меня захватила эта атмосфера.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Нужна довольно быстрая реакция. Зачастую ты должен принимать решения в сжатых во времени обстоятельствах. В рамках одного разговора ты не всегда можешь сказать: я должен подумать, я должен с кем-то посовещаться. Если ты хочешь быть лидером, архитектором, который какие-то вещи привносит в жизнь, ты должен быстро уметь принимать решения, за которые тебе потом не будет стыдно. Должна быть реактивность в дискуссии с коллегами, с сотрудниками, с заказчиком, с властями. Вторая важная часть — это лидерские качества и умение брать на себя ответственность за эти принятые решения, умение реализовывать их потом в работе с коллегами и сотрудниками. Но это скорее инструменты.А главное – это некое свое видение архитектуры, города. Это цель, к которой ты движешься всю жизнь и, наверное, никогда ее в идеале не достигаешь. Это некий путь к себе. Осознать: а какой город нравится тебе, а в каком городе ты сам хочешь жить, в каком здании и как архитектурными средствами твои замыслы воплотить. Главная цель — найти свою философию в этом огромном мире архитектуры и архитекторов.Понять, насколько человек обладает быстрой реакции, задатками лидера и другими механизмами воплощения своих идей, можно, думаю, на последних курсах обучения. А вот уйти от подражания и невольного повторения того, что уже делают другие, найти свой мир для этой реализации и найти свое собственное «я» — это процесс длительный. По этому пути нужно двигаться долго, и очень поздний возраст может привести к каким-то результатам. В тридцать, в сорок и в пятьдесят можно понять — что именно ты хотел сказать в этой профессии.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?Мой опыт подсказывает, что в Европе это Швейцария. В Цюрихе техническая высшая школа, безусловно, одно из лучших учреждений. Если говорить о Германии, то это Брауншвейг или Ахен — два университета, которые готовят хороших специалистов.Что касается России, то, на мой взгляд, образование МАрхИ по-прежнему лидирующее, и у нас в офисе много выпускников этого вуза, которые это подтверждают. В Санкт-Петербурге лидерство поделено на две равные половинки между архитектурным факультетом института Репина и инженерно-строительным университетом.Мне кажется, что основу все равно задает сочетание учебы, практики и тот профессор, с которым ты непосредственно общаешься. Редко студент может добиться успеха, самостоятельно работая над собой. Все-таки нужен спарринг-партнер, наставник, с которым ты проговариваешь все свои идеи. Он должен раскрыть необходимые качества, не пытаться эти качества заглушить или наоборот вытащить на свет божий слишком рано. Мне очень повезло с моими профессорами. Но образование сегодня складывается не только из университета, а и из работы в фирмах, в частных компаниях архитекторов. Из той практики, которую молодой архитектор получает еще на стадии обучения, работая в частных компаниях.Что касается сильных и слабых сторон, то я не вижу никаких преимуществ или недостатков российского и зарубежного образования друг перед другом. В какой-то момент мне казалось, что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось, потому что многие вещи делаются студентами в компьютере, начиная от идеи и заканчивая проектированием. Более технические познания современных конструкций происходят на уровне глобального обмена информацией через интернет, через различные публикации. Все технологии примерно известны. Сказать, что рисование рукой является гигантским преимуществом, я тоже не могу. Скорее это некая гимнастика, которую можно заменить другой. Рисовать очень хорошо, например, как рисую я, — задача очень индивидуальная, и ни один институт привить это не в состоянии.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Это даже не назовешь знаниями или умениями. Должно быть два основных обстоятельства, которые, на мой взгляд, необходимы архитектору: это хорошее здоровье и знание языков. Я считаю не лишним знание математики, как глобальной гимнастики для мозга. Такая тренировка позволяет грамотно и четко излагать мысли.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Сегодня востребованы все области. В России идет активное строительство всего чего угодно: университеты, музеи, театры, я уж не говорю об офисных, жилых и торговых зданиях. Другое дело, что все всех областях нужно повышать качество того, что делается, оно не достигло того уровня, который можно было бы считать среднеевропейским.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?Если говорить о выпускнике, который ищет работу как сотрудник, то при наличии знания иностранных языков, определенных способностей и знания всех механизмов, включая компьютерную программу, шансы равны. У меня есть большой офис в Германии, в котором, кстати, работают, в том числе и выпускники МАрхИ. Найти работу нашему выпускнику в берлинском офисе вполне возможно при наличии разрешения на пребывания и других формальностей, которые существуют.Если вы самостоятельный архитектор, то, конечно же, рынок на Западе более жесткий и найти заказ там гораздо сложнее. Сделать имя сложно всегда. Это больше, чем просто получить заказ. Это получить десятки заказов и подтвердить решением этих задач, что ты являешься специалистом необходимого уровня. Это всегда тяжело, и иностранцу во много раз тяжелей, чем человеку, который говорит на родном языке этой страны.И если есть желание попробовать свои силы за пределами России, то лучше обратить внимание на страны, где более стабильная экономика, причем стабильная не только в пункте «сейчас». В какой-то момент Испания была очень интересна, но теперь мы видим, что там происходит. Если говорить о стабильных странах, то это Германия, Голландия, Англия и Америка.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Если кто-то просто задумывается, не приложив к этому никаких усилий: не обучаясь в художественной школе, не находясь в детской архитектурной школе, не поработав ни с объемом, ни с плоскостью, не попытавшись перевести свою мысль в некое изобразительное начало; если это желание абсолютно абстрактное, из серии «нравится профессия архитектора, а еще вчера нравилась профессия врача» — в этом случае, наверное, лучше все еще раз взвесить и не рисковать. Потом может быть большое разочарование. Когда я заканчивал институт, у нас каждый курс был более 50 человек, но сегодня занимаются архитектурой очень немногие.Если желание пойти в эту профессию связано с тем, что человек с детства много конструировал и макетировал, постоянно выстраивал объемы, много рисовал здания, если замечал здания на улице и отдавал себе отчет в том, почему одно здание нравится, а другое нет; если мозг вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это — твое.

Источник: Газета.ру

intalent.pro

Команды: как работают архитектурные бюро

Тема Design Mate в июне – «Команды: дизайн как спорт и дизайн в спорте». Мы поговорили с шестью командами архитектурных бюро и узнали у них, как они выстраивают работу над своими проектами, сколько человек трудятся над одним проектом и какие офисные ритуалы помогают им сплотить команду.

Сотрудники:
15 человек, из них 6 архитекторов и 5 дизайнеров
Средний возраст:
35-37 лет
График работы:
гибкий, каждый сотрудник может выбрать диапазон времени начала рабочего дня, с 9.30 до 11.30

Максим Рымарь, архитектор, основатель «Maxim Rymar archistudio»: Крупный проект может реализовываться 1-2 года, так как мы очень плотно вовлечены в процесс и контролируем ход работ до самой сдачи объекта. Под каждый проект формируется команда – от 2 до 5-7 человек, – состоящая из дизайнеров и архитекторов. Для того, чтобы наиболее эффективно использовать творческий потенциал сотрудников и добиться максимальной синергии, учитываются личные особенности и склонности каждого участника рабочей группы.

В каждой рабочей группе есть ведущий специалист, или главный архитектор проекта – архитектор или дизайнер, который координирует работу группы в целом, коммуницирует со службой заказчика и стройкой по проектным вопросам. Руководитель студии принимает участие во всех проектах на всех стадиях – от разработки концепции до рабочего проектирования. Его вовлеченность в проект осуществляется через совместные мозговые штурмы, обсуждение важных и принципиальных моментов, касающихся как эстетических вопросов, так и технических решений.

Архитектурное бюро Wowhaus

Сотрудники:
65 человек, из которых 40 архитекторов, 2 ГАПа и 2 партнера бюро
Средний возраст:
30-35 лет
График работы:
архитекторы начинают работать с 11:00 (это удобнее для тех, кто живет за городом) и по расписанию работают до 20.00, но обычно уходят с работы позже. Другие отделы работают стандартно с 10:00 – 19:00 (им так удобнее)
Офисные ритуалы:
собираться за общим столом, который стоит в обеденной зоне. Он переехал из старого офиса: бюро тогда было меньше, и стол использовался для общих совещаний и коллективных решений сложных задач. Теперь за ним обедают, а по вечерам собираются, чтобы рассказать друг другу о поездках, и отмечают праздники. В бюро есть не ритуал, а скорее добрая традиция: на дни рождения руководителей – Дмитрия Ликина и Олега Шапиро – дарить им креативные подарки, сделанные самими сотрудниками: видео или книги о жизни бюро. На свой день рождения Олег Шапиро собирает всех сотрудников бюро у себя на даче
Проектов в год:
более 40

В офисе бюро Wowhaus

Татьяна Старченко, Мария Хохлова, архитекторы бюро Wowhaus: В бюро есть глобальные проекты, такие как «Комплексное развитие территории Музея-Усадьбы Архангельское» и «Политехнический музей», над которыми бюро работает не один год; и есть небольшие – например, благоустройство жилых комплексов, которые четко регламентированы по времени. С небольшими проектами справится рабочая группа из двух-трех архитекторов. Над крупным проектом может трудиться до 20 человек, но не единовременно, а поэтапно. Это происходит так: основная команда разрабатывает концепцию проекта, затем при дальнейшей разработке присоединяются дополнительно архитекторы, а также смежные специалисты: инженеры, генпланисты и все те, кто необходим. Со стороны обычно привлекаются эксперты по освещению, по озеленению, по транспорту, социологи и, если нужно дополнительно, инженерная служба. На каждый проект, будь он концептуальный или с «рабочкой», выделяется менеджер. У каждого менеджера – по несколько проектов от разных команд.

Архитекторы в бюро поделены на команды с ведущим архитектором во главе. Крупных и более-менее постоянных команд (по 5-7 человек) – четыре. Плюс есть небольшие команды из двух-трех архитекторов, которые могут присоединиться к крупной команде на большой проект, либо самостоятельно работать над проектами небольшого формата.

При бюро организована Интернатура Wowhaus: каждые три месяца приходят 5-8 интернов – молодые специалисты с архитектурным образованием, – которые также принимают участие в работе команд над проектом. С интернами придерживаются той же практики: прикрепляют человека к определенной группе на конкретный проект. Это помогает развить и навык командной игры, и чувство ответственности за свой вклад в общее дело. Помимо текущих проектов бюро интерны работают и над собственным интересным проектом: конкурсным или фестивальным. Например, над проектированием и реализацией объектов для Фестиваля фейерверков, фестиваля Архстояние, или концепцией Ревитализации Монорельса, которую в этом году бюро Wowhaus представило на выставке Арх-Москва.

Архитектурное бюро IND Architects

Сотрудники:
27 человек, из них 10 архитекторов, 15 дизайнеров и 2 административных работника
Средний возраст:
29 лет
График работы:
гибкий
Офисные ритуалы:
настольный хоккей, празднование побед и наград, дней рождения сотрудников, раз в год устраиваем корпоратив с выездом на природу
Проектов в год:
около 30

В офисе бюро IND Architects

Амир Идиатулин, генеральный директор бюро, архитектор: В нашей работе не бывает штампов: проект может быть создан быстро, а может, нет, где-то потребуются два этапа, а где-то приходится дорабатывать нюансы в процессе. Нет одинаковых схем в работе. На этапе концепции мы ищем идею. На стадии «Проектирование» разрабатываем рабочую документацию, чертежи, увязываем проект с инженерами, конструкторами. Всему предшествует знакомство с заказчиком, с площадкой, изучение особенностей экономики проекта – перед нами большой перечень вопросов. Бывает, что привлекаем специалистов со стороны, например, экономистов, социологов, градостроителей. Для участия в иностранных конкурсах можем создать коллаборацию с зарубежным бюро. Наша цель – качественный проект, интересный. Для этого мы работаем в команде, генерируем идеи, обсуждаем «за» и «против», что-то принимаем, что-то – нет. Только в дискуссии выкристаллизовывается идея, обнаруживается верное решение. Бывает, что частью команды на какое-то время становится сам заказчик, и, поверьте, нередки случаи, когда проект от этого только выигрывает.

Архитектурное бюро V12 Architects

Сотрудники:
4 архитектора и 2 визуализатора
Средний возраст:
25-35 лет
График работы:
гибкий, каждый выстраивает его под себя
Проектов в год:
от 4 до 8

Основатели бюро Елизавета Семенова и Евгений Щетинкин в интерьере спроектированной ими «Кулинарной лавки братьев Караваевых».

Елизавета Семенова, со-основатель бюро: В нашем бюро нет стандартизированного подхода к проектам, мы делаем ставку на уникальность каждого интерьера, каждого проекта, за который беремся, – это для нас очень важно. Если обобщать, то работа сводится, во-первых, к анализу контекста конкретного места и сопоставлению с задачей (функцией) будущего пространства. Также очень важна сама концепция. Это некая идея или история, короткую можно выразить в быстром скетче на салфетке.

На проектах мы работаем большой командой. Это архитекторы, визуализаторы, смежники, подрядчики по изготовлению изделий и поставке материалов, строители и команда заказчика. Хорошо, если работаем все, как одна семья, тогда результат отличный. Но подчас бывает сложно удержать проект в изначально задуманной концепции. Вся сложность нашей профессии в том, чтобы разруливать проблемы по ходу и воплощать задуманное без потери идеи, качества и денег. Я думаю, многие архитекторы со мной согласятся: в работе мешает непонимание значения и роли архитектора заказчиком. Это такая глобальная российская проблема. Порой идет абсурдное распределение средств и сроков на проектах, и мы постоянно сталкиваемся с отсутствием вкуса у людей, вовлеченных в процесс воплощения объекта. Все это очень мешает проектировать качественные и эстетически цельные пространства, а ведь наша задача состоит как раз в этом.

Архитектурное бюро Panacom

Сотрудники:
10 человек, из которых 4 дизайнера
Средний возраст:
35 лет
График работы:
гибкий
Офисные ритуалы:
отмечаем все победы и награды, дни рождения сотрудников, возвращения из путешествий с дегустацией национальных блюд
Проектов в год:
от 20 до 40

Арсений Леонович, основатель и главный архитектор бюро: В результате первого мозгового штурма определяется команда, которая в дальнейшем приступает к работе: кому-то проект более интересен, кто-то более компетентен в специфике, обратная реакция появляется практически всегда и моментально. Происходит постоянная аналитическая работа и согласно первым вводным по проекту, и на всех этапах его развития, и в финале. При необходимости привлекаем различных специалистов: технологов, инженеров, консультантов по темам проектов (гастрономической, транспортной, образовательной и т.д.). Этапы в проекте всегда четкие: концепция и варианты, эскизный проект, рабочая документация. Как правило, сопровождаем все свои проекты, ведем «авторский надзор», доводим и оттачиваем решения в процессе реализации. Если проект для всех заинтересованных лиц был завершен успешно, и клиент вновь приходит к нам с предложением, мы рады моменту, когда все делятся воспоминаниями и рефлексируют по поводу прошлого опыта.

design-mate.ru

описание, необходимые навыки и качества

Подробности
Обновлено: 15.07.2019 17:06
Опубликовано: 08.05.2017 18:06
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Архитектором принято называть специалиста, который занимается архитектурным проектированием.

История профессии:

Согласно показаниям историков, имя первого выдающегося архитектора — Имхотеп. Он осуществлял руководство над строительными работами в процессе возведения известной пирамиды Джосера.

Профессия архитектор стала наиболее престижной во времена высокого Возрождения(XV-XVI ст.). В указанный период на территории Италии наблюдался пик развития искусства. Возросла потребность в мастерах, которые смогли бы не только создать шедевр на бумаге, но и способствовать его последующему возведению.

В наши дни строительство стало более масштабным и трудоемким. По этой причине были установлены фиксированные рамки деятельности специалиста. Теперь архитектор отвечает за этап проектирования, а не за постройку объекта в целом.

Особенности профессии:

Работа архитектором предусматривает творческий подход и является относительно свободной. Ограничить полет фантазии могут условия о прочности и безопасности, а также — персональные пожелания заказчика.

Существуют такие специализации архитекторов:

  • дизайнер — отвечает за оформление возводимого объекта извне и изнутри;
  • градостроитель — занимается жилыми, общественными и промышленными строениями;
  • реставратор — восстанавливает памятки архитектуры;
  • ландшафтный архитектор — занимается проектированием парков, игровых площадок и прочих пространственных объектов.

Бесспорно, профессия обладает как преимуществами, так и издержками. Вместе с тем, человеку предоставляется отличная возможность не только раскрыть свой творческий потенциал, но и принести значительную пользу обществу. Деятельность архитектора способствует красоте оформления пространства.

Обязанности:

Архитектор — это человек, который не только проектирует объекты строительства, но и разрабатывает проектную документацию, создает чертежи, проводит необходимые расчеты. Помимо переговоров с заказчиками, он осуществляет авторский надзор за процессом строительства.

В некоторых случаях перечень обязанностей пополняется такими пунктами, как 3D-визуализация будущего строения, разработка дизайн — проектов, и согласование проектной документации с представителями государственных органов.

Важные качества:
  • наличие творческих способностей;
  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • скрупулезность;
  • умение правильно организовать рабочий процесс;
  • находчивость;
  • креативность;
  • отличная память;
  • умение работать в команде;
  • стрессоустойчивость;
  • хорошее зрение;
  • пунктуальность.
Навыки и знания:

Архитектор — это специалист, который обязан знать помимо строительных норм также правила (СНиП) и ГОСТ. При этом он должен уметь правильно заполнять необходимую документацию, а также — знать системы автоматизированного проектирования. Для продуктивной работы необходимо знать ключевые технологии проектирования и способы выполнения ряда расчетов. Помимо наличия эстетического вкуса, архитектор также должен обладать навыками аналитика и конструктора.

Многие компании отдают предпочтение специалистам, которые владеют английским языком минимум на разговорном уровне. Следует разбираться в особенностях проектирования магазинов и знать свойства современных стройматериалов.

Перспективы и карьера:

Профессия архитектор предусматривает неплохие возможности для карьерного роста. Молодой специалист поначалу является помощником архитектора и трудится в команде опытных профессионалов. Проявив себя на должном уровне, можно вскоре получить должность ведущего специалиста, а спустя 5-7 лет — стать главным архитектором.

Что касается трудоустройства, то архитекторы работают как в государственных, так и частных организациях. Местом работы могут быть НИИ, проектные институты, реставрационные мастерские, образовательные учреждения и пр.

Обучение:

Работа архитектором возможна при наличии диплома о высшем профессиональном образовании. Многие вузы обучают студентов по специальности «Архитектура». Достаточно выбрать одно из направлений обучения: архитектурное, градостроительное, ландшафтное или реставрационное проектирование.

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

Как стать архитектором: советы начинающим

Счастливый обладатель таланта к рисованию точит карандаши и записывается на подготовительные курсы архитектурного факультета. Летом абитуриенты сдадут экзамены, и самые везучие будут зачислены на первый курс…

Что посоветовать и о чем предупредить, а также можно ли стать архитектором без образования? Об этом мы расспросили выпускников и преподавателей архитектурного факультета Киевского университета строительства и архитектуры. 

 

Как поступить на архитектора

– Как только вы поступили, у вас уже нет «завтра», есть только «сегодня» и «вчера», – рассказывают выпускники архфака. – Времени нет, а успеть нужно многое, иначе потом будете жалеть. Архитектор должен теоретически разбираться абсолютно во всем, чтобы наиболее полно и хорошо творить. Поверьте, о каждой вещи, которую вы пропустили, вам придется пожалеть в первый же день работы

– Все не так просто. Мало кто из абитуриентов, понимает, чем именно ему придется заниматься. Я умею немножко рисовать и могу стать архитектором самостоятельно, говорят. А ведь архитектор – это серьезная профессия, это и гуманитарии, и инженеры одновременно. Сколько всяких расчетов предстоит делать, сколько нужно знать всяких «неинтересных» предметов – и сопромат будет, и конструкции… А все думают, что они будут рисовать свои невероятные идеи, – говорят преподаватели КНУСиА.

 

 

Советы выпускников архитектурных ВУЗов

При поступлении в высшее учебное заведение на профессию архитектора необходимо сдавать следующие предметы:

  1. Литература;
  2. История;
  3. Черчение, рисунок и композиция.

Не забывайте находить время на сон, как бы ни было тяжело. По возможности, высыпайтесь за счет первой пары по социологии, например, иначе будет кровь носом и потеря сознания.

Обязательно ходите на пары. Это лучше, чем зря сидеть дома. А если прогуливаете, то прогуливайте в иностранной библиотеке университета за чтением архитектурных журналов. Да, и вообще! Ходите в библиотеку!

Можно ли стать архитектором не умея рисовать? В данном случае необходимо учитывать, что от архитектора не требуется умение писать картины, однако важно уметь чертить и понимать композицию т.к. это очень важно при проектировании.

Читайте книги. Если кто-то думает, что можно научиться только на небольшой практике на парах, то он сильно ошибается. Только читайте не «1000 лучших коттеджей 2012», а, к примеру, «Мастера архитектуры об архитектуре». Конечно, иногда можно и нужно быть несогласным с написанным, но вы узнаете, как они рассуждали тогда, и поймете почему.

Главное, делайте что-то по учебе каждый день, хотя бы несколько часов. Потом неожиданно окажется, что сделано все.

Старайтесь все делать вовремя, тогда во время сессии не захочется застрелиться.

Завидуйте, сильно завидуйте друг другу. Но не по-черному. Любая удача другого студента должна подстегивать вас тоже сделать хорошо. Повышайте свою планку, стремитесь сделать еще лучше, чем вчера.

Ручная работа вырабатывает вкус и видение, которые потом помогут вам красиво подавать работы на компьютере

 

 

Никогда не принимайте близко к сердцу «критику» маразматиков, это часто гробит хорошие идеи!

Главное, проявите интерес к предмету! Тогда все «злые и черствые» преподаватели сразу станут мягкими и добрыми, ведь им нужно немного уважения. За годы работы им надоело выдавливать жалкий минимум из неблагодарных, тупых лентяев. Просто ходите более-менее регулярно на пары и работайте. Проявляйте свой интерес и тогда всей кафедре сразу станет интересно с вами возиться.

Кстати, за конструктивный спор с преподавателями ещё никого не выгоняли и не отчисляли! Только потом тебя не хотят консультировать, если ты задал неудобный для «проффэсора арктиктуры» вопрос.

Основательно учите историю, конструкции,  геометрию, физику и все точные науки, косвенно или непосредственно касающиеся архитектуры. И только тогда заявляйте о том, что сделали что-то крутое! Так что работайте, как больные!

С одной стороны, самое страшное – делать унылую чушь, но еще более страшно –  делать унылую чушь, заявляя при этом, что это «новые подходы».

Учитесь думать.

 

 

 

Самый важный предмет на первом курсе это архпро, архпро и еще раз архпро. После архпро – начерталка.

Лучше всего селиться рядом с институтом, иначе придется ездить с планшетом и макетами в транспорте. А это ад.

Самый лучший напиток – это чай. Им угощают одногруппники в общаге. Его можно пить литрами, в отличие от кофе.

Не забывайте, что на будущее трудоустройство влияют не оценки, а умения. Вот что важно! Никому ваши оценки не нужны будут на работе. 

И следите за осанкой!

 

 

 

 

thearchitect.pro

описание, плюсы и минусы специальности

Рано или поздно каждый молодой человек сталкивается с важным жизненным вопросом: на кого пойти учиться? Выбор профессии на сегодняшний день очень широк: актёр, дизайнер, юрист, спортсмен. Зачастую бывает так, что родители предлагают для своих детей одну специальность, душа просит другую, а друзья советуют третью. Как не потеряться в этом многообразии возможностей? Правильно, собрать информацию, взвесить плюсы и минусы и сделать выбор. В этой статье мы рассмотрим одно из популярных в наши дни направлений деятельности − архитектуру. Профессия архитектор находится на стыке наук: специалист данной области должен знать не только материаловедение и физику, но и обладать художественным вкусом, творческим мышлением. Архитекторы нужны практически в любой стране, в любом городе, они работают на благо всех граждан.

Где обитают архитекторы

Человечество занимается строительством испокон веков: даже у египетских пирамид был свой архитектор. В настоящее время строительство идет все более масштабными темпами: возводятся новые жилые кварталы, здания вокзалов и гостиниц, деловых и выставочных центров. Над каждым из этих сооружений должны потрудиться: архитектор, дизайнер, инженер, строитель и другие специалисты.

Ниже приведено описание основных этапов строительства здания, в которых задействован архитектор:

  • обсуждение с заказчиком всех аспектов и требований к будущему сооружению,
  • создание эскиза и предварительного плана проекта,
  • составление окончательных чертежей и схем с учетом технических особенностей здания;
  • разработка плана выполнения всех работ, подготовка проектной документации,
  • после начала строительства – контроль за выполнением всех видов работ,
  • устранение дефектов и претензий заказчика.

Также иногда архитекторы делают описание статей расходов и составляют сметы.

Кроме того, в процессе работы потребуется инженер – для просчета технических особенностей (систем вентиляции, противопожарной безопасности и прочности конструкций), дизайнер – для определения размеров и форм внутренних помещений, а также строители, которые будут выполнять работу.

Выполнение этих работ проводят как государственные организации: градостроительные комиссии и комитеты, так и частные конторы: архитектурные бюро, проектные организации, строительные компании и другие. Все они, соответственно, нуждаются в кадрах, в том числе в архитекторах.

Где пройти обучение

Как правило, для приема на работу архитектором требуется диплом о высшем профессиональном образовании. Такой диплом можно получить как в специализированном вузе, например, Московском архитектурном институте, Санкт-Петербургском архитектурно-строительном институте, так и в вузе с широким набором специальностей: лучшие кафедры имеют такие вузы, как Российский университет дружбы народов и Южный федеральный университет.

В большинстве случаев для поступления необходимо сдать обязательные предметы школьной программы – математику и русский язык, а также пройти творческий конкурс. Обычно на таком конкурсе просят выполнить рисунок архитектурной детали и чертеж какого-либо предмета. Таким образом, профессия архитектор требует наличия у претендента не только базовых знаний, но и хороших навыков рисования и черчения.

Если вы уже определились с областью, то далее необходимо выбрать направление деятельности. На сегодняшний день можно выделить следующие специализации архитекторов:

  • дизайнер – создает интерьер и экстерьер строящегося объекта,
  • градостроитель – занимается жилыми, общественными и промышленными зданиями,
  • реставратор – восстанавливает исторически значимые объекты культурного наследия,
  • ландшафтный архитектор – проектирует парки, площадки для отдыха детей и взрослых и другие пространственные объекты.

В зависимости от специализации при поступлении в вуз может добавиться ещё одно вступительное испытание: например, история для архитектора-реставратора.

Как видно, готовиться к учебе на архитектора необходимо заранее, и одного лишь изучения школьной программы будет не достаточно. На данный момент в нашей стране существуют различные профильные школы для детей, где юных учеников обучают графике, художественному рисунку и компьютерному моделированию. Все это позволяет как можно раньше раскрыть талант ребенка и получить преимущество при поступлении в вуз.

Как построить карьеру

Работа архитектора сочетает в себе как технический подход, так и художественный. Следовательно, человек, претендующий на эту профессию, должен быть разносторонне развит: как инженер − обладать пространственным мышлением и владеть современными технологиями проектирования, как дизайнер − знать историю развития своей отрасли, много рисовать, изучать работы мастеров своего дела.

Что касается личностных качеств, то архитектору, бесспорно, необходимо трудолюбие и внимательность – это поможет работать над чертежами, не допускать ошибок в своих расчетах и доводить начатое до конца. Кроме того, при создании и продвижении своих идей необходимо будет уметь отстаивать свое мнение. Добиться успеха в архитектурной среде также поможет оригинальность, художественный вкус и чувство стиля.

Прежде чем молодой выпускник станет главным архитектором, ему предстоит потрудиться: сначала помощником, затем через 5-7 лет ведущим специалистом, далее при наличии организаторских способностей и умении нести ответственность возглавить работу над каким-либо проектом.

Зачастую в архитектуру может прийти специалист из другой смежной области: например, инженер-проектировщик, занимающийся разработкой планов зданий и отдельных его систем. Однако для такой смены деятельности ему понадобится наличие творческой жилки. Кроме того, из архитектуры также можно перейти в другую сферу: например, выбрать профессию дизайнер интерьера и составлять дизайн-проекты квартир, загородных домов, коммерческих и общественных помещений. Дизайнер может работать как в крупной компании, так и после достижения определённой известности организовать собственную частную контору.

Несомненно, этот труд имеет свои плюсы и минусы. Однако он позволяет раскрыть творческий потенциал человека, а деятельность архитектора призвана нести пользу обществу, поскольку направлена на удобство и красоту оформления пространства.

Профессия архитектор перспективна и привлекательна для молодых людей: раскрытие художественных талантов, интересная работа, востребованность на рынке труда и стабильный доход – её несомненные плюсы. Возможные минусы – долгий путь к карьерным вершинам и необходимость дополнительной подготовки к поступлению в вуз, немаловажную роль в которой играют художественно-архитектурные школы для детей. Тем не менее, затраченные усилия не пройдут даром – вы обязательно станете ценным и востребованным специалистом! И не важно, какая у вас будет специальность: архитектор, дизайнер или инженер, главное, чтобы вы занимались любимым делом, которое приносило бы вам удовольствие.

legkopolezno.ru

дизайнер, проектировщик, инженер, ландшафтный специалист

Ваша ниша

Важно настроить себя на то место в сфере архитектуры, где вы будете чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно необязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором и гнаться за большими объектами. В этой области можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами – всем чем угодно, если это ваше призвание, – быть успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Скажем, хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора.

Но в то же время, занимаясь исключительно архитектурой, весьма сложно «заработать целое состояние».

Качества полезные и вредные

В каком случае стоит идти в архитектуру, а в каком – всё-таки нет?

Конечно, без творческих амбиций делать в архитектуре нечего. Должно присутствовать стремление постоянно создавать что-нибудь новое – причем самое лучшее.

Также важно намерение быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Нормана Фостера, Сантьяго Калатраву, Фрэнка Гери – то окажется, что все они публичные люди. Так что приветствуется порыв не только создать что-либо, но и рассказать об этом всему миру.

Профессия архитектора находится на стыке профессий инженера и художника. Желание знать всё и быть разносторонне развитым человеком окажется отличным подспорьем будущему специалисту.

Теперь стоит сказать о том, что может вам помешать.

  1. Во-первых, это поиск «легкого пути». В архитектуре 5% – талант, а остальное – очень тяжелая работа. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были, увы, даже смертельные случаи. Надо укреплять здоровье и быть готовым к трудностям – тогда вы сможете обоснованно их не бояться.
  2. Во-вторых, вредно мечтать заработать сразу много денег. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. Вначале он стоит очень дешево, но спустя годы работы – становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки появятся, просто путь к ним достаточно долгий.
  3. В-третьих, в профессии будет сильно мешать излишняя ранимость. Количество критики всегда превышает количество похвалы, особенно в начале пути. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, какая у него солома в голове и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу. Надо уметь воспринимать всё спокойно.

Теперь, думаю, будет не сложно, исходя из вышесказанного, создать портрет человека, которому подходит эта профессия, и примерить его на себя.

Поступление в вуз

Выбор вуза для получения профессии архитектора, конечно, важен, но не принципиален. Специфика обучения этой специальности такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное – преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы профильных вузов и архитектурных факультетов примерно похожи друг на друга. Больше шансов встретить отличного преподавателя – вот в чем плюс престижных вузов, подобных МАрхИ.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Оптимальный вариант – подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека с нулевым исходным уровнем к сдаче экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если прежде абитуриент нигде не учился рисунку. Педагогу проще изначально поставить ему правильную технику, чем исправлять ошибки другой школы. Излишне заблаговременно готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы вы были в хорошей форме к экзамену и не сильно утомились от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка – попытка поступить в один вуз в течение нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз России не дадут никаких знаний об архитектуре. Надо всегда помнить, что цель – стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать и вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению – это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении – это путь, который может оказаться более тернистым, чем ожидается.

Учеба на архитектора

Получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того, кто вы по складу, физик или лирик. Дело всё в том же единстве инженерного и художественного начал в профессии. Все предметы можно условно разделить на 3 вида:

  • творческие; 
  • инженерные;
  • общеобразовательные.

Традиционно студенты уделяют основное внимание творческим предметам – проекту, рисунку. Менее сосредоточенно относятся к предметам инженерным – конструкции, сопромату, архитектурной физике. И досадно редко вспоминают про общеобразовательные предметы – философию, социологию. Это плохая традиция, ибо в программе нет случайных дисциплин. Все знания, которые дает вуз, пригодятся в профессии, но в одних случаях это очевидно (проект, конструкции, материаловедение), а в других – нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал несколько раз за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодится в архитектурной практике. Спустя годы в аспирантуре я стал проходить курс философии науки. Только тогда я понял, что философские корни архитектуры глубоки и что работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение философских текстов и переживать, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый главный предмет – архитектурное проектирование. По сути, всё остальное содержание программы служит продвижению студента в этом предмете.

Многие мои коллеги вспоминают работу над институтским проектом как золотое время – потому что фантазия архитектора в это время ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, докучливых заказчиков, неуступчивых смежников. Выполнение такого проекта – это возможность проявить свой творческий потенциал в идеальных условиях. Неслучайно при приеме на работу часто просят показать институтские проекты. Работая над проектом клуба, музея или пожарного депо, надо понимать, что они останутся для вас, скорее всего, единственными проектами на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на подобный труд. Именно в его процессе закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и звёзды архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

Для успешного развития карьеры и студенту, и дипломированному архитектору необходимо также постоянное самообразование, активное участие в общественной архитектурной жизни — посещение лекций, семинаров, выставок.

Работа

Сегодня подавляющее большинство студентов начинает работать уже на втором-третьем курсах. Это хорошо – но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически готовит к будущей карьере. Однако не стоит забывать, что главное – всё равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно, а просто как к возможности попрактиковаться. Заниматься исключительно учебой тоже можно – хотя судя по практике, у таких архитекторов карьерный рост если и начинается, то с большим опозданием.

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов – инженеров, конструкторов. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ – индивидуальный жилой дом (коттедж). Архитектор получает такой заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады – и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект – чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации (параметры и требования).

На этом работа архитектора, казалось бы, заканчивается – но по одному только архитектурному проекту построить дом нельзя. Нужны еще строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего изначально работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами или, по крайней мере, консультироваться с ними на этапе архитектурного проектирования.

Даже после выполнения всех смежных проектов работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольшие – лично приезжает человек с чертежами и рулеткой и с умным видом ходит по стройплощадке. Часто окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства – когда архитектура не только на бумаге, а ее уже можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки чрезвычайно полезно для понимания всего процесса создания архитектуры.

При проектировании и строительстве крупных объектов всё усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть в офисе с девяти до шести; можно приходить туда по свободному графику; ездить по объектам, согласующим организациям, встречаться со смежниками; работать дома как частный архитектор – кому как больше нравится. В архитектурной деятельности самое главное – результат, хорошая архитектура; а как она получилась, не так важно. Кто-то за 5 минут рисует «на коленке» гениальный эскиз – а кто-то месяцами безрезультатно просиживает у монитора.

Тенденции

Сегодня российская архитектура переживает серьезный кризис. Это признают и профессионалы, и обычные люди, которым небезразлично то, что происходит в стране. Архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразна (достаточно сравнить, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, тяжело идет смена поколений.

Профессиональная среда тоже находится в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточны. Хорошие должности в больших организациях достаются сложно даже классным архитекторам. За место в частной архитектурной мастерской тоже идет большая конкуренция. К тому же рынок частных архитекторов сильно наводнен непрофессионалами.

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, поднять российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировок за рубежом. Я верю: из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный, вырастут наши Кэндзо Тангэ и Ричард Роджерс.

Автор статьи: Андрей Канониди, архитектор

edunews.ru