Гжель цвет – Гжель: какого цвета роспись?

Содержание

факты о развитии старинного промысла, фотографии, секреты росписи.

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором


Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века


Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника


Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель


Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге


Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель


Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора


Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором


Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР


Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором

.

www.culture.ru

Гжель — святой источник русского фарфора

Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе


Но это было позже, а сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.

Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий — изменялись мода и требования рынка, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.

Сначала это были достаточно традиционные изделия крестьянской утвари, поливная и терракотовая керамика, посуда, строительные и печные материалы. Чуть позже на белых гжельских глинах была освоена технология производства фарфора. А в середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, использование которого сделало возможным производство особо тонкой чайной посуды.

К XIX веку ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, география распространения гжельского фарфора и фаянса охватила всю страну — от Архангельска до Астрахани, от Вильно до Иркутска.
Однако, большой оборот никогда не влиял на качество продукции. В архивах «императорской конторы» хранится бланк заказа на посуду для дворцового обихода, что является доказательством высочайшего качества гжельского фарфора. Заказ был сделан гжельскому мануфактурщику Степану Афанасьеву «на фасон заморских самоилутчей доброты».

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.


В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана, названного так горняками по имени древнего горного духа Кобальда, неизвестный ранее металл, который так и назвал кобальтом. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет, хотя этим свойством пользовались ещё в древней Ассирии и Вавилоне. 

 

Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.

Характерная манера гжельского письма восходит к народному творчеству. Именно стилизованная плоскостная манера письма с объемностью, достигаемой приемами кистевого мазка, свойственная и другим российским народным промыслам, является визитной карточкой промысла, хотя композициями, орнаментами и цветом Гжель может быть сходна и с Гарднеровскими и с Мейсенскими изделиями.

Также гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой, что делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной. Этот прием полностью сложился к 1850 году, когда в искусстве господствовал ренессанс рококо. Однако, формы изделий упрощаются, поскольку гжельская керамика перестает быть роскошью и входит в повседневный обиход.

Гжельские фабрики выпускают в основном сервизы из множества предметов — тарелки, блюда, супницы, соусники, масленки и т. д. В Гжели к тому моменту работает более 30 предприятий, которые производят свою продукцию до начала XX века.
После революции большинство предприятий закрылось и только с 1943 года промысел в Гжели начал восстанавливаться. Возрождение старых традиции было подвижничеством искусствоведов и художников, но местные гончары присоединились к этому начинанию.

Главный вклад в возрождение керамики Гжели внесли Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков.Н. И. Бессарабова — художник, керамист-скульптор, А. Б. Салтыков — известный искусствовед, керамист-теоретик. Под их руководством разрушенный промысел был восстановлен и вновь стал всемирно известным.

Стоит отметить большую чуткость и понимание этими людьми особенностей гжельского колорита и ремесленного уклада. Высочайшая культура, эрудиция и тонкость этих людей позволили восстановить на месте разрушенного производства не привычный сегодня «новодел», а настоящий аутентичный гжельский промысел, не только точно повторяющий традиционные мотивы и технологии керамики, но и развивающийся так, как развивался бы прежний керамический промысел.

Именно Н. И. Бессарабова изучала старые рисунки и особенности художественной техники, именно она обучила новых мастеров безукоризненно четкому и живому традиционному гжельскому рисунку. Именно ее заслуга в том, что сегодняшняя Гжель существует и процветает даже в наше непростое время, когда большинство российских промыслов оказались ненужными и забытыми.

Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики.


Об истории русского фарфора вы можете прочитать на этой странице.
Об истории Императорского фарфорового завода вы можете прочитать здесь.

Мы также не могли остаться равнодушными к традициям Гжели, поэтому сделали серию изразцов, написанных по мотивам традиционных гжельских росписей.

На основе этих изразцов разработан наш Гжельский камин, выполненный в стиле старинных шведских изразцовых печей.

www.russian-mayolica.ru

Какого цвета гжельская роспись 🚩 рисунок на ногтях гжель 🚩 Искусство

История и особенности Гжели

Согласно историческим документам, Гжель получила известность как центр керамического производства еще в XIV веке. Посуда, которую делали мастера, была так хороша, что ее поставляли для царского двора.

Фарфор, который производят умельцы из Гжели, соответствует народным традициям. Мастера расписывают свои изделия вручную, машинной гжельской росписи просто не существует. Цвета гжельской росписи – от белого до ярко-синего, кобальтового цвета. Именно кобальтом и расписывают гжельскую посуду. В одном изделии может содержаться до 30 различных оттенков кобальтового синего цвета, от почти прозрачного, небесно-светлого голубого до яркого насыщенного темного синего.

Гжельская роспись издавна завораживала ценителей прекрасного. Кустодиев, известный русский живописец, даже называл ее узоры «колдовскими синими цветами».

Интересно, что до обжига рисунок остается черно-белым. Именно таким видит его мастер, пока работает над изделием. Свои яркие синие краски керамика приобретает под воздействием высокой температуры.

Узоры и мазки гжельской росписи

В основе большинства узоров Гжели лежит мазок-капелька. Это название ему дали, так как он очень похож на капельку дождя. С помощью этого мазка рисуют листья и веточки, лепестки цветов. Иногда капельками украшают цветы, например, располагая их вдоль стебля. Меняя размер такой капельки, мастер может создавать очень красивые узоры.

Другой мазок, довольно необычный, называется «мазок тенями», или еще говорят, что это мазок на одну сторону. Он делается так, что темный оттенок постепенно переходит в светлый. Технику мазка тенями непросто освоить. Чтобы выполнить его, нужно вначале правильно распределить краску по кисти, набрав больше массы к краю. Обычно для таких мазков используют толстые закругленные на концах кисти.

Листья, бутоны и цветы, характерные для гжельской росписи, не перепутаешь с узорами из других традиционных русских техник.

Гжельская роза – очень часто встречающийся узор, который передает дух всего стиля. Бывает, что розу пишут крупно и несколько размашисто, а иногда вырисовывают тонкой кисточкой. Животные и птицы тоже являются характерными персонажами росписей. Птиц мастера особенно любят с давних времен. На изделиях из Гжели можно встретить самых разных птиц, они и поют, и летают, и сидят, и клюют зерна. Если поверхность для гжельской росписи достаточно велика, то художник даже может изобразить пейзаж.

www.kakprosto.ru

Гжель – роспись посуды вышивка и история

Милитта любит настоящее искусство, а Гжель – это и есть настоящее народное искусство. Красота сине-белого зимнего цвета напоминает русский зимний пейзаж.

Гжель — старинное русское село на берегу реки Гжелки, в Раменском районе, в 60км от Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – «жгель», или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили гончары, которые умели понимать и чувствовать глину, могли определить толщину стенок изделия пальцами на ощупь.


Фото чайника Гжель

Вокруг Гжели располагаются и другие сёла, жители которых занимаются гончарным делом – Трошк?во, Глебово, Реч?цы, Турыгино, Бахтеево и многие другие. Местность эту природа одарила месторождением огнеупорных глин, поэтому, издавна все жители с детства занимались гончарством. Копать глину – дело не простое, да и находится она не столь близко к поверхности.

Залежи глины чередуются со слоем песка, причём через каждый слой – иной сорт глины. Первой идёт глина простая красная — «ширёвка», второй – «пушнина» (жёлтая), в самом низу глина – «мыловка», которая и используется для изготовления фаянса и фарфора. Последняя глина – самая лучшая, белого цвета, но докопаться до неё не так-то просто.

Сделать посуду было тоже дело не простое, и занимались им мастера со стажем, ребятишки помогали обливать готовые изделия глазурью, а девочки раскрашивали, после чего обжигали. Технология изготовления в каждой деревне была своя, и её тщательно берегли в секрете от соседей, который передавался сыновьям по наследству.

Мастера гончарного дела изготавливали посуду: крынки для молока, миски, квасники, кувшины, горшочки и горшки; да и про забаву детям не забывали – делали свистульки и разные фигурки. По указу царя Алексея Михайловича вся Гжель была закреплена за Аптекарским приказом в целях изготовления посуды. Поэтому гжельские крестьяне никогда не были крепостными.


Промысел Гжель

В XVIII веке друг великого М. В. Ломоносова, учёный-химик Дмитрий Виноградов всё-таки разгадал китайский секрет фарфора. В России первая фарфоровая чашечка появилась в 1749 году. Именно Виноградов организовал первую фарфоровую мануфактуру (позднее – Императорский фарфоровый завод – ИФЗ). Даже сегодня в фарфоровом производстве учитываются некоторые тонкости, подмеченные Виноградовым.

С конца XVIII века столовая посуда из фарфора считалась не только вершиной вкуса, но и свидетельствовала о богатстве и статусе хозяина. Хотя в период XVIII — XIX некоторые господа из общества не понимали благородства и изящества фарфоровой посуды, считая её слишком простой, поэтому предпочитали серебро и золото. А у простого люда в обиходе была деревянная, керамическая или металлическая посуда.

Именно из гжельской глины был впервые изготовлен русский фарфор. С тех пор стали возникать артели по производству фарфора, которые перерастали в небольшие фабрики. В 1871 году таких производственных организаций было уже около 100. Гжельские крестьяне жили весьма неплохо, зарабатывая своим трудом, ведь сам Императорский двор заказывал гжельский фарфор. А местных заводчиков награждали серебряными медалями. Гжельские сервизы иногда доходили до150 персон…


Промысел Гжель

А дальше что…

«…Солнце русское погасло
Дальше тёмен мой рассказ,
Дальше то бело, то красно,
Да покуда не про нас.
Дальше кожанки, расстрелы,
Свист нагайки и клинка,…»

Пришло время раскулачивания. После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском районе были национализированы все фабрики. Некоторые из них, самые крупные и хорошо оснащённые, стали государственными. А попросту говоря, отобраны фаянсовые заводы, построенные предками братьев Барминых, братьев Акулиных, братьев Дунашовых и многих-многих других. Это были гончарные династии, а заводики их были приобретены многолетним трудом.

Вскоре гжельские мастера поняли, что если им никто не окажет помощи, то горшки придётся привозить из других мест. Хорошо, что такие люди нашлись. В 1933 году в село Турыгино, где был заводик братьев Дунашовых, пришли те, кому дорого было древнее ремесло — учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Именно о них следует упомянуть, хотя таких оказалось немало. Они возродили гжельское мастерство и разработали свой стиль – синие узоры на белом фоне, ведь раньше Гжель была разноцветной.

Посуда расписывалась жёлтыми, красными и зелёными красками. И тогда Гжель не была предметом роскоши. Гжельская посуда – кувшины для молока, квасники, миски, кружки предназначались для простого люда, да ещё для трактиров. Сегодня синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба, и т.п. – фирменные цвета гжельской росписи. Но для себя гжельские мастера изредка делают посуду разноцветной.


Разноцветная Гжель

Инструмент живописца – кисточки, палитра, шпатель для смешивания красок и баночка с окисью кобальта. Кобальт – особая краска по керамике, которая изначально почти чёрная, как сажа, а становится ярко-синей только после обжига. У гжельских мастеров насчитывается свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Теперь можете представить, какие замечательные художники и мастера делают прекрасную Гжель.

Какие сюжеты на Гжели? Это, прежде всего, природа и времена года, особенно русская зима. Могут быть и сценки из городской и деревенской жизни, персонажи из русских сказок, синие птицы, синие цветы и т.п.

К сожалению, среди сине-белой гаммы очень часто попадаются подделки под Гжель. Штампик «хендмейд» на желтоватого цвета изделиях, украшенных синими мотивами – это не Гжель.


Ваза Гжель, фото

Как найти, или отличить настоящую Гжель? Это не просто. Искать надо изделия настоящих мастеров, которые с первого взгляда завораживают. Вглядитесь в рисунок – на изделии настоящего мастера сделано всё с любовью, без спешки, на нём нет случайных размазанных стежков.

На настоящих гжельских изделиях все мельчайшие детали продуманы, отшлифованы, изделия удобны в использовании (если отверстия в посуде таковы, что ими пользоваться затруднительно, или чайник и чашечка неустойчивы, а крышки не плотно прижаты – это не та Гжель). Если вам нужна фарфоровая Гжель, то первое её свойство – она очень лёгкая, если вы этого не почувствуете – это фаянс. Фарфор (от турецкого farfur) – изделие тонкой керамики, в отличие от фаянса, он более прочный и непроницаемый для воды. Это белые, звонкие, просвечивающиеся в самом тонком слое чашечки.

Фарфоровыми компонентами являются каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. В какой пропорции? – А это уже секрет! Фаянс (от французского faence) – изделия из него также могут быть из тонкой керамики, но плотные и пористые, при ударе издают глухой звук. Фаянс легко впитывает влагу, поэтому все фаянсовые изделия покрывают сплошным слоем глазури. Фаянс легче трескается и бьётся. Если на фаянсовой чашечке треснула глазурь, её уже можно выбрасывать. Компоненты фаянса те же, что у фарфора, но в других пропорциях.

И самое отличительное свойство настоящей Гжели, даже если не приглядываться во все мельчайшие детали, – это цена. Настоящая Гжель авторской работы высокохудожественная, неповторимая, которая не может быть дешёвой, другое дело заводская поточная работа, которая приносит прибыль. Поэтому приходится выбирать – либо дёшево, либо дорого с настоящими художественными традициями.


Чашка и блюдце

Однако, большинству из нас нужна и недорогая продукция, но она тоже должна иметь гжельскую марку. На донышке изделия должен быть гжельский штамп (клеймо). У государственного завода «Объединение Гжель» – двуглавый орел с надписью «Гжель». Если работа авторская, тогда на ней есть авторский знак и фамилия мастера-художника.

Если вы «загорелись» приобрести гжельскую посуду, подумайте, как впишется она в ваш интерьер, может быть придётся что-то изменить, ведь Гжель любит сине-белую оправу, то есть интерьер должен сопутствовать Гжели, но ведь это так красиво.

Кстати сказать, вышивка в стиле гжельских росписей поможет создать уникальную атмосферу в вашем доме.

Вышивка Гжель
В узорах вышивки, напоминающих Гжель, чаще всего используются мотивы растительного характера. Узоры могут состоять из мелких или крупных мотивов, в которые включаются цветы, листочки, ягодки, изредка могут быть отдельные рисунки, изображающие людей и животных в окружении растений.

В вышивке применяются различные швы и глади, в основном это стебельчатый шов, «вперёд иголку», шов «за иголку», тамбурный, «крестик», владимирские швы, которые сами по себе довольно разнообразны, и очень часто используется техника мстёрской глади – гладь с настилом, «россыпью».


Гжель и красота ногтей

Вышивка в одном мотиве может быть построена как в одном виде шва или глади, так и в сочетании друг с другом.

Гжель не любит разноцветья в интерьере, – в ней присутствуют оттенки синего и белого, причём в одной вышивке оттенки синего тоже не имеют большого разнообразия, максимум допускается присутствие трёх синих – например, кобальтовый, васильковый и бледно-голубой. Иногда белый цвет заменяет просто белое полотно, на котором вышивается изделие, то есть белые нити не присутствуют в самой вышивке. Вышивается Гжель чаще всего нитками мулине, в зависимости от вида изделия и техники выполнения нити берутся в несколько сложений.

Поэтому, если вы далеки от гончарного искусства, не следует огорчаться, вышитые изделия в стиле Гжели помогут вам. И не только вышивка, но и бисерное плетение.

Для тех, кто любит синий цвет, украшения Гжель – одни из самых лучших. Здесь может быть сочетание бисера или бусин синего цвета и белых перламутровых разных размеров, а белый жемчуг в сочетании с синим – просто сказка!

Вот такая она Гжель – и в гончарном искусстве, и в вышивке, и в сине-белом бисере.

mylitta.ru

Сочетание цветов: Гжель — Home and Garden — ЖЖ

Сочетание белого и оттенков синего цвета напоминает нам о гармонии в природе. Это, и небо с плывущими по нему облаками, и гребешки пены на волнах синего моря.. Комфорт и стиль соединились в комбинации этих цветов.

Давайте посмотрим на интерьеры, оформленные в этой гамме на все времена..

Бело-синий по-шведски
Шведские дизайнеры предпочитают холодную палитру цветов. Здесь, как мы видим, смешано сразу 4 оттенка. Обратите внимание, как удачно текстиль сочетается с мебелью.

Бело-синяя веранда
Темно-синий цвет и оттенки голубого органично смотрятся в этой солнечной комнате, оформленной в морском стиле.


Нежная спальня
Снежно-белое белье, голубой декор кровати, бежевые стены – дизайн напоминает нам о песчаном пляже и убаюкивающем шелесте волн..

Узорчатая гостиная
В этой традиционной гостиной все внимание — на антикварный фарфор и старинные флюгеры, узор тарелок даже повторяется в текстиле кресел.


Светлая кухня
Посмотрите, как оживляют простую белую кухню голубые акценты.


Кружевная спальня
Эта женственная спальня, напоминает изящную шкатулку. Узор на стенах перетекает в текстиль кровати.  Такая комната вполне может существовать, как в старинном замке, так и в современном доме.

Спокойная гостиная
В этой гостиной все наполнено безмятежностью и покоем. Безупречность геометрических форм, отсутствие излишних деталей и чистота белого цвета в сочетании с холодным оттенком голубого.


Пестрая гостиная
Яркий кобальтовый оттенок синего доминирует в этой гостиной.

Морская спальня
Спальня–каюта подходит для сильных и юных духом.


Романтическая ванная
Особенно выигрышно бело-синее сочетание смотрится в ванной комнате, судите сами:


Веселая кухня
Графический узор на стенах добавляет каплю несерьезности в небольшую, но уютную кухню.


Гостиная с видом на залив
Гостиная в доме, расположенном на берегу океана, словно впитала в себя все краски моря и неба.

Драматичная столовая
Драпировки придают некоторую театральность этой просторной столовой. Сливочно-белый цвет гармонирует с индиго,  клетка и узоры соседствуют на текстиле, изгибы китайских ваз эхом повторяются в люстре..

Ажурная комната
Снежные или ледяные узоры приходят на ум при взгляде на дизайн бело-синей комнаты.


(с) Сочетание цветов: Гжель

Читайте также:
Сочетание цветов: неаполитанское мороженое
Декор интерьера в синих тонах

home-and-garden.livejournal.com

Гжель — что-то слышится родное…

Художник: Игорь Белковский

Бело-голубой флёр Гжели… Первородство или заимствование… Украшение жизни или базарная утварь… Побалагурим…

Мои записки — это не аналитический обзор, это не исследование. Это экскурсия по впечатлениям, живущим в моей памяти. Это погружение в былое. Возможно, это очень субъективные заметки. Но мне показалось, что если даже читателя совсем не интересует Гжель, он в этот момент вспомнит о своих эмоциях и впечатлениях. Например, прикоснется к фигуркам Ленинградского фарфорового завода, севрской тарелке или мейсеновской вазе, а может, дымковской свистульке… Прикоснуться к былому (отобрав приятное) — разве не стоит?

Мы идем по интересному для нас городу, пусть Нью-Йорку или Москве, Делфту или Стаффорду. Кого-то интересует многовековая история, кого-то — стиль архитектуры, кого-то технология возведения высотных зданий и гигантских залов. Для многих людей, знакомящихся с чем-то новым для себя, — на первом месте — впечатление. Этакая субъективная шкала ценностей. Мне представляется, что такой подход наиболее адекватен для не профессионального, дилетантского, отношения к множеству предметов и ситуаций. В поддержку такого подхода я попытался в иллюстрациях современных изделий (Гжель, Делфт) в основном не выходить за пределы собственного дома.

Гжель, возможно, не мировой бренд, но для россиян и выходцев из России это совершенно осязаемый, определенный фактор, в большинстве случаев ассоциирующийся с белым, совсем не тонким, фарфором с сине-голубым рисунком.

Фото: afisha.yuga.ru, Гжель ©

Этот бело-синий флер Гжели затенил множественность других изделий — других веков, других стран. В восприятии Гжели поколением, вышедшим из Советского Союза, есть некоторая специфичность.

В середине ХХ века это была страна дефицита, общего, всеобъемлющего. Гжель — тоже дефицит. Радость приобретения — достал! (Возможно, многим нужно было бы разъяснить, что это не достал с верхней полки, а купил по протекции, по блату, переплатил сверх установленной цены или выстоял в несколько часовой очереди).

Каждая вещь — признак победы, преодоления. А если без подобных трудностей, то признак «высокого» социального положения…

К обладанию этими бытовым вещицами многие стали относится как к прикосновению к избранности, как к книжным подписным изданиям на застекленных полках. Найти, достать, купить — это в доме должно быть, а потом можно не прикасаться годами…

Географически Гжель это недалекое Подмосковье. Она расположена приблизительно в 60 километрах от Москвы. В нынешнее понятие народного промысла Гжель включаются 27 деревень и сел, так называемый «Гжельский куст». Эти поселения под маркой необычно звучащей Гжели откликаются естественно звучащими названиями, как вся Россия: Трошкóво, Глебово и Фенино; Речúцы, Ново-Харитоново и Турыгино, Бахтеево и Меткомелино; Володино и Жирово, Игнатьево и Карпово, Кузяево и Коломино… Все эти поселения как бы переходят одно в другое. В каждом из них издавна промышляли и промышляют изготовлением гончарных изделий.

Гжель с высоты птичьего полета

Типичная картина этих мест народного промысла – небольшое поселение, село, почти все дома которого расположены вдоль одной (порой и единственной) улицы.

Из поколения в поколение с малых лет дети подключались к работе взрослых и осваивали ремесло (и мастерство). Стучись в любой дом… В каждом доме живут люди, причастные к народному искусству, которое развивается здесь уже веками. Обычно – и на производстве, и дома. В каждом – «домовый музей», в каждом — товар на продажу. Подобная ситуация прорисовывалась некогда и в Жостово или Федоскино, в Мстере или в Холуе, Палехе или Хохломе… Именно такой образ имеют деревни и села «Гжельского куста».

Мне довелось бродить там в позднее советское время. Оставляю свои Жигули у въезда в деревню. Иду по улице Гжели, приветливо раскланиваясь с каждым встречным. Никакого отчуждения — ты свой. Для лучшего представления о масштабе поселения одна цифра: население Гжели составляло 964 человека. Несколько лет тому назад оно перевалило за тысячу. Не густо…

Невдалеке от Гжели привлекает внимание часовня Иконы Божией Матери «Воспитание», построенная в 2003 г. в память 60-летия Победы. Она настраивает на «гжельский» лад. Фасады часовни со всех сторон украшены гжельской майоликой.

Часовня иконы Божией Матери «Воспитание» — Новохаритоново — Раменский район — Московская область, фото: sobory.ru

Гжельское гончарное производство уходит корнями в XVIII век, когда здесь обнаружились и стали использоваться для изготовления керамики особые глины.

Сегодня, когда мы слышим «Гжель», — мы видим перед собой белый фарфор с синим рисунком. Это единство восприятия возникло только примерно 50 лет тому назад. Именно посуда с синей росписью принесла известность Гжели в наше время.

С виду — кустарное, народное ремесло, реализуемое в лучших традициях народного промысла. Но все это создано и внедрено профессиональными художниками с академическим образованием. Это тот случай, когда изделия стали «народными», будучи запущенными этакими «народниками», специалистами-создателями стиля.

В условиях послевоенного упадка и запустения гончарных производств в районе Гжели появился энтузиаст и большой специалист по керамике А.Б. Салтыков. Ему при поддержке Н.И. Бессарабовой, издавна работавшей в Гжели, удалось предложить новый подход к производству изделий с ручной росписью. На смену примитивным изделиям, расписанным масляными или акварельными красками, пришла технология подглазурной росписи кобальтом. Это было начало 1950-х годов. Потребовалось еще 15-20 лет, чтобы такие изделия приобрели популярность.

Вспомнились две старые русские поговорки: «Не боги горшки обжигают» и «Не лаптем щи хлебают». Изготовление гжели где-то в этой развилке.
Роспись кобальтовой краской. Фото: Мария Митрофанова

В изготовление каждого изделия вложен труд и мастерство специалистов. Мы мысленно идем по участкам производства гжели или поворачиваемся между верстаками небольшого сарая-мастерской при доме. На производстве работа специалистов, «набивших руку» на определенных операциях, дома — умелец, мастер на все руки, универсал: «и швец, и жнец, и на дуде игрец»…

Технологическая схема включает в себя формовку, первичный обжиг, роспись и подглазурный обжиг. Предварительно по рисунку художника для нового изделия делается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Литейщик заливает в неё жидкую фарфоровую массу — шликер. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Сложные изделия формируется из заготовок, каждая из которых отливается отдельно. Части изделия склеиваются жидким фарфором. После сушки оправщицы зачищают все швы. После этого изделия проходят первичный обжиг при температуре 900° C.

Белые обожженные изделия, так называемые на профессиональном жаргоне «бельё» (от цвета, а не от одежды), живописцы вручную расписывают окисью кобальта на крутящейся турнетке и точными движениями воссоздают узор. На том же производственном языке это называется «крытьё» — т.е. сама роспись по белому фону.

Исправить ошибку нельзя, ее нельзя допустить – пористый материал сразу впитывает краску.

Кобальтовая краска изначально чёрная как сажа, и роспись приобретает синюю гамму только после обжига.

После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь — жидкий фарфор. Самой ответственной операцией, определяющей сохранность росписи и целостность изделия, является подглазурный обжиг в строго заданном режиме при температуре 1350˚. При этом глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальтовая краска меняет цвет.

Зрительно особенности голубой Гжели оставили четкий след: широкий цветочный рисунок, свободный мазок, приятные переходы от густого синего до нежно-голубого цвета, через который как бы просвечивает белый фон материала. Остается таинством исполнение такого богатства тонов и полутонов кобальтовой краской, которая до высокотемпературного обжига имеет скучноватый серо-черный цвет. Гжельские мастера создают свыше 20 оттенков синего цвета.

Для общего представления всего процесса — короткое и очень интересное видео:

Синий фарфор, кобальтовый фаянс, бело-голубая керамика, — как ни называй, у любого жителя России (СССР) возникает однозначная ассоциация — Гжель. Самовары, сахарницы, чашки… Манящая свежесть цвета, модность, дефицитность, наконец. Гжель была новостью.

В Советском Союзе не было ничего подобного, а что было за границей страны — почти ничего не было известно. Провоцирующим моментом явился способ многолетней рекламы Гжели как фарфора с синей росписью. А как еще можно воспринять, например, такой пассаж: «Главной особенностью изделий Гжели является роспись на фарфоре с подглазурной кобальтовой краской.» При этом как-то забывалось, что это как раз не оригинально, а полностью использует опыт предшественников. На фоне массовых аляповатых изделий Гжель казалась стильной, элегантной, имеющей свое лицо (и цвет!).

В небольшом музее Гжели можно увидеть изделия многовековой истории гончарного производства в этом районе. Это керамические многоцветные кумганы, массовые изделия ряда фарфоровых мануфактур 19-го века.

Гжельский фарфоровый завод, фото: farfor-gzhel.ru

Завод Кузнецовых особо привлекает внимание. Но это была не часть поставщика Двора Его Императорского Величества, а производителя массового недорогого фаянса и фарфора. Обратим внимание, что это музей гжельского производства, а не музей фарфора, в котором бы Гжель вряд ли могла претендовать на ведущее место. Там же можно было увидеть маловыразительные бюсты «великих» того времени и особо запомнившуюся продукцию военных лет — «непроливайки».

© РИА Новости. Сергей Павлив Рабочий стол библиотекаря, чернильница-непроливайка.. КРУ научная библиотека им. Франко в Симферополе

Вероятно, мой эмоциональный всплеск может вызвать удивление у значительно более молодых людей, у которых нет даже предположения по поводу сути такого изделия. Но в годы войны и в послевоенные годы это была ценность. Не появились еще в школе авторучки, на школьных партах были только отверстия для чернильниц. Чернила же каждый ученик приносил с собой, также как личные тетради. Упомянутые «непроливайки» и были теми чернильницами, при наклоне которых чернила не выливались наружу. Завод делал их миллионами — для всей страны. Обычно они были серыми или белыми без всяких украшений.

Непроливайки были и в довоенное время, но не везде и не всюду.

На фото, г. Долгопрудный. Учительница Руссова Александра Петровна, зав. школы, ведет урок в классе. Фотография относится к 1937-38 учебному году. Источник: dolgoprudnymuseum.ru

Но особое впечатление осталось еще от посещения склада готовой продукции. В тот век тотального дефицита оказаться на таком складе с возможностью выбора изделий было фантастично. Это можно сравнить, вероятно, с шоком первого попадания советского человека в былые годы в западный супермаркет. У нас было письмо с просьбой дать возможность приобрести изделия фабрики для подарков по случаю какого-то события-праздника. Дирекция (без всякой меркантильной выгоды для себя) почему-то с вниманием отнеслась к такой просьбе.

Материализованной памятью об этом посещении остался набор «Ежевика», новинка того момента. Набор включает вазу для варенья и розетки. Радостное восприятие этого набора осталось на многие годы.

Набор «Ежевика» в золоте, фото: gzhellux.ru

Заводы гжельского объединения выпускают в основном объёмные изделия. Среди продукции мало тарелок и даже маленьких розеток. Сложность технологии обжига не позволяют при их уровне технологии получить высокий процент изделий требуемого качества. В процессе двух обжигов, необходимых при производстве, изделия дают усадку до 15%, что создает особые трудности при формовании и росписи, например, портретных изделий.

Для большинства массовых изделий Гжели характерен цветочный рисунок. Наиболее широко распространенна гжельская роза, введенная в типовую роспись еще Н. Бессарабовой. Эта традиция отсылает нас к манере росписи подносов, используемой, в частности, жостовскими мастерами. Близость приемов подчеркивается также наличием среди жостовских изделий подносов, расписанных «под Гжель».

Поднос Жостово «Гжель», фото: rusvelikaia.ru

Особое очарование есть в простоватых фигурках людей, занятых непритязательными домашними делами. Однажды придя в Гжель, они завоевали симпатии любителей не в меньшей степени, чем когда-то гжельские сувенирные самовары сине-белые и многоцветные с золотом.

Фото: afisha.yuga.ru, Гжель ©

Старые фабричные изделия маркировались треугольным клеймом с надписью «Гжель» и уточкой у вершины. Сейчас основное клеймо включает в себя величественного двуглавого орла.

Фабричные клейма гжельских изделий
История голубого фарфора уходит в эпоху китайской династии Мин (1368-1644 гг.). Именно в период династии Мин были освоены сложности обжига изделий с росписями кобальтовыми красками.

Краска для росписи, дающая после обжига синий цвет, используемая повсеместно и во все времена — окись кобальта, — требует поддержания температуры подглазурного обжига около 1350° C. Не совсем ясно, как в те времена такое неукоснительное требование технологии выдерживалось.

Китайская ваза династии Мин

При династии Цин (1644-1911 гг.) продолжился расцвет производства китайского фарфора. Изделия из синего фарфора широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего старинного китайского фарфора.

Клеймо стаффордширской фабрики

Не обошла стороной бело-голубая гамма гончарные изделия Франции, Англии — начиная с 17-18 веков, американские производства 19-го века. Повсеместно распространилось изготовление относительно недорогой посуды для массового потребителя. Эта традиция сохраняется до наших дней. При этом, как правило, вместо ручной росписи применяются различные варианты печатного рисунка деколь. На следующей иллюстрации показано клеймо на современном сервизе, используемом у меня в доме. (Dishwasher safe — уж точно не винтаж!)

Особое развитие получил синий фарфор в голландском городе Делфт. Изделия мастеров Делфта хорошо вписываются даже в парадный дворцовый интерьер. Таким примером может служить интерьер дворца Хэмптон-Корфа в Делфте с каминной цветочной вазой, многоярусными вазами для тюльпанов, предметами на столике.

Дворец Хэмптон-КорфМногоярусная ваза для тюльпанов

Трудно представить голубую Гжель в дворцовом интерьере. В изделиях Гжели привлекает некоторая нарочитая простота, «угловатость», броский стилизованный рисунок, зачастую ассоциирующийся с монохромным вариантом жостовских росписей. Беря в руки гжельскую чашку, икорницу или вазочку, можно не испытать захватывающего чувства красоты. Но оказываясь в среде гжельской голубизны, появляется ощущение пространства, праздничности. Глаз отдыхает. Для меня эти изделия, по-преимуществу, принадлежность обыденного семейного застолья.

Чайный стол в Калифорнии, Уголок домашней кухни

Весь мир живет в довольно тесной взаимосвязи. Достижения науки, техники, быта мигрируют. Можно посмотреть какой-либо архитектурный европейский трактат и сравнить его с российским. Мотивы Art Nouveau или Art Deco перекликаются со сдвигом в 20-30 лет. Парадные вместилища обкомов КПСС 60-70-х годов перекликаются с постройками в Америке конца 30-х годов. Иногда параллели принимают характер не сдвига во времени, а являются отражением некоторого спирального развития, когда сходные мотивы искусства проявляются эхом вековой или многовековой давности. Вероятно, к такого вида связи относится появление голубой кобальтовой Гжели не без заимствования и параллелей.. Естественно, холст и масляные краски — не основание для установления взаимосвязи Рубенса и Врубеля.

Манера росписи изделий в Гжели оригинальна и легко отличима от других центров изготовления изделий с синей росписью. Но сближения порой удивляют. Проявляется это особенно в некоторых сувенирных изделиях. Приведу несколько сопоставлений современных изделий мастеров в Делфте и в Гжели. Сходство пластических решений не требует даже подробных пояснений.

Крестьянка с коромыслом, Гжель и ДелфтПарочка, Гжель и Делфт

Вот еще один сувенир, который — может, в несколько иной гамме — мог иметь гжельское клеймо.

Чайничек, Делфт

Попробуйте догадаться, где сделаны эти разнообразные кошечки. Я уверен, что они в равной степени могли быть произведены и в Голландии, и в России. Эти сувенирные магнитики для холодильника сделаны в Делфте.

Кошки, Делфт

А пока хочется пожелать получать удовольствие от нравящихся и любимых вещей вне зависимости от их истока и цвета. Из Севра или Мейсена, Стаффорда или Цинциннати, Делфта или Гжели…


Иллюстрация на превью: Художник Игорь Белковский

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Каким должен быть Гжельский фарфор

Наверно, в каждом доме есть гжельские фигурки, статуэтки и столовые ансамбли, ведь такую роспись можно было купить даже во времена талонов и дефицита.

Гжельские изделия — поистине народное творчество. Первые упоминания о глиняной посуде, созданной в Гжели относятся к временам Князя Калиты.

Сегодня гжельский фарфор делают несколько крупных фабрик и частных мастеров. Например, сейчас в Раменском районе Московской области (а раньше этот район называли Гжельским кустом) выпуском изделий занимаются несколько заводов: ПО Гжель, Гжельский завод Электроизолятор, Синь России, Звезда гжели, Галактика, Речицкий фарфоровый завод и другие.

Гжельский фарфор — это не только сине-голубые цветы на белом фоне. Фарфоровые фигурки с узнаваемым во всём мире рисунком начали производить только в начале ХХ века. Есть ещё несколько вариаций:

Лубочная гжель

Появилась в XVIII веке, для неё характерны рисунки зеленого, жёлтого, синего, фиолетового и коричневого цветов, выполненные на белом фоне. Изображения выполнялись в стиле лубка.

Надглазурная гжель

Такой вид гжели отличается нанесением цветных красок поверх глазури. Зачастую каждое изделие обжигают три — четыре раза. Синий цвет получают традиционным способом – наносят подглазурный кобальт. Цена за такую гжель довольно высока.

Глухой кобальт

Всё изделие покрывается кобальтовой краской, наносится глазурь и уже на ней рисуют белой и золотой краской. Получаются тёмно-синие изделия — выглядят, словно гжель в негативе.

Белый и костяной фарфор

Гжельский фарфор славится своим качеством, а его белизна завораживает. Именно поэтому чисто белая посуда не уходит с линейки Гжельского завода. Иногда добавляют немного золотого узора.

Традиционная роспись

Недаром о гжели говорят — «Синь России». Роспись выполняется оксидом кобальта, который после обжига приобретает оттенки голубого и синего. Характерны также и вкрапления золота.

Мы уже выяснили, что на протяжении своего развития гжельские изделия производились на абсолютно разных фабриках и силами разных художников. Соответственно, очень трудно самостоятельно систематизировать все марки и клейма, которые можно встретить на фарфоре. Лучше обратиться к специалистам.

В основном, встречаются 10 заводских и 4 частных марки. Вот как они выглядят.

magiaepohi.ru