Каким камнем точить ножи – популярные и полезные разновидности точильных брусов, как ими правильно пользоваться

Содержание

популярные и полезные разновидности точильных брусов, как ими правильно пользоваться

Эволюция характеризуется развитием «по спирали»: она всякий раз возвращается к старому, но уже совершенно на ином уровне. Одним из самых ярких примеров этого являются камни для заточки ножей. С глубокой древности человек затачивал разные приспособления натуральными камнями. Затем широкую популярность обрела искусственная наждачная бумага. Настоящие мастера применяют исключительно ручные точила — это вполне объяснимо, так как они позволяют сделать идеальную заточку.

Арканзасский камень новокулит

Родина этого природного материала — американский штат Арканзас. Именно в честь него он получил такое название. Арканзасский точильный камень в виде бруска состоит из заостренных кварцевых кристаллов, которые были спрессованы в естественных условиях. Острые грани этих частичек удаляют тонкий металлический слой, позволяя качественно и быстро заточить лезвие.

Добыча материала ведется в месторождениях, которых на сегодняшний день существует очень мало. Поэтому подобный процесс считается дорогостоящим, что и объясняет дороговизну точильного камня. Эти приспособления применяются опытными специалистами, так как заточка ножей с их помощью требует определенной сноровки. Кроме того, заточка арканзасским камнем подразумевает обильную обработку поверхности маслянистой смесью.

Японское точило

По названию материала можно понять, где он впервые появился. Такие точильные бруски отличаются более мягкой структурой, нежели арканзасские аналоги. Они могут похвастаться лучшим качеством затачивания, но имеют оперативный износ. По этой причине камни японского типа нужно время от времени приводить в порядок, то есть стачивать об наждак с более высокой твердостью.

С такими камнями нужно работать только в мокром виде. Лишь в этом случае на их поверхности появляется особая суспензия из абразивных микрочастиц, которая и снимает слой металла. Поэтому материал иногда называют водным камнем. Используют водяной брус для заострения только опытные мастера.

Кроме того, его стоимость может достигать нескольких тысяч американских долларов.

Искусственные брусья

С развитием технологий камни для заточки режущих и колющих приспособлений начали производиться в промышленных масштабах. Это позволило уменьшить их цену, но уровень качества синтетических материалов несколько «не дотягивает» до натуральных камней. Исключением являются лишь синтетические водные бруски, так как они обладают структурой, тоньше которой в природе не существует (от 7 до 20 мкм).

Искусственные брусковые камни состоят сразу из двух материалов, которые смешаны друг с другом и закреплены с применением высокой температуры и давления. За шлифовку отвечают острые кристаллики кремния, хромового оксида, корунда или карбида. Примечательно, что эти минералы гораздо крепче стали, и при контакте с металлическим изделием позволяют постепенно снимать его слои.

Чтобы крупинки абразива удерживались в бруске, используется специальная основа (связка). Это довольно мягкий материал. Поэтому отработанные абразивы со временем отпадают от связки. Такой процесс называется стачиванием точильного бруса. При этом камень восстанавливает свои эксплуатационные свойства.

Из-за регулярного применения бруски утрачивают свою изначальную форму.

Алмазные и керамические приспособления

Не стоит путать эти материалы с прямоугольными бриллиантами. В качестве абразива в алмазных брусках выступают искусственные микрокристаллы, хотя цена на такой брус или оселок для заточки ножей довольно высокая. Алмазное напыление бывает поли- или монокристаллической формы. Материал отличается числом рабочих поверхностей. Алмазные точила различаются по технологии скрепления кристалликов в своей структуре на следующие типы:

  1. Связка на основе гальваники. Алмазные кристаллы фиксируются на поверхности с помощью специального связующего вещества на основе никеля. По сути, алмазы равномерно распределены по камню. Достоинство таких изделий — высокий уровень эффективности. Заточить лезвие с помощью алмазного абразива можно за пару-тройку движений. Кроме того, такой материал является долговечным.
  2. Мягкая основа из органики. Точила имеют вид обыкновенных камней, однако корундовые кристаллики замещены алмазными. Эффективность обработки получается неплохая, но на металле будет оставаться гораздо меньше царапин. Кроме того, с износом покрытие будет постепенно обновляться, то есть брус не утратит со временем свои пользовательские характеристики.

Точила на основе искусственных алмазов сегодня пользуются особой популярностью. Это обуславливается их доступностью и долговечностью. Чтобы заточить нож, нужно знать, как пользоваться алмазным бруском.

Керамические изделия — это отдельная группа изделий с мелкой по таблице зернистости структурой. Целесообразнее будет называть их не точилками, а правилами, ведь затачивать лезвие на керамическом брусе очень утомительно. Поэтому керамические точила зачастую применяют для финишной доводки и правки ножей после грубого заострения.

Независимо от вида точильного камня, при заточке лезвий нужно пользоваться качественной смазкой. Для этой цели можно применять машинное или веретенное масло либо обыкновенную воду.

Правила заточки

Может показаться, что точить ножи очень просто. Но на деле все несколько иначе. Повар с огромным опытом способен сделать очень острую бритву из самого тупого ножа, а точильщик-любитель испортит даже самый высококачественный клинок на дорогостоящем станке. Поэтому следует запомнить несколько правил заточки ножа на бруске:

  1. Для начала камень необходимо подготовить. Его рабочая поверхность обязательно должна быть плоской. Для проверки ровности брусок нужно намочить и поместить на обыкновенный бумажный лист. Взглянув на мокрый отпечаток, можно судить о плоскости. Разровнять дефекты можно, если потереть бруски друг об друга.
  2. Точило нужно укладывать на ровную плоскость. Некоторые бруски оснащены специальным постаментом, что очень удобно при работе.
  3. Лезвие нужно брать рабочим краем от себя. Движения заточки должны быть прямолинейными и интенсивными. Запрещены продольные и круговые перемещения, иначе нож можно испортить.

Следует запомнить и то, что для каждой разновидности металла подходит свой камень. Это обязательно нужно учитывать перед тем, как выбрать конкретное изделие.

pochini.guru

виды и их характеристики, правила затачивания лезвия

С давних пор люди делали заточку режущих и колющих инструментов, используя натуральный материал. После этого стали популярны наждаки — камни с шероховатой поверхностью искусственного происхождения, которые установлены на ось. Такие точилки позволяли быстро и просто заточить большое количество лезвий, не прилагая особых усилий. Следующая стадия — технологические точилки с керамическими дисками и электрическим приводом.

Такого рода приспособления существенно упрощают работу, но они имеют один явный недостаток. Даже при средних показателях скорости, из-за трения абразивной конструкции о металлическую поверхность возникает значительный нагрев. Если даже слегка зазеваться, и прижать лезвие ножа посильнее — то произойдет «отпускание» металлического сплава. То есть, клинок станет мягким и будет быстрее затупляться.

Потому опытные специалисты стараются не использовать наждаки механического типа, а предпочитают заточные камни. А современная промышленность возвратила в обиход всем привычные камни для затачивания лезвий, вот только они сделаны по особой технологии.

Точильные камни очень удобны и просты в применении. Ими может пользоваться даже человек, не имеющий никаких знаний и опыта в данной сфере. Однако, для каждого материала следует пользоваться специальным камнем для заточки.

Сейчас на рынке встречается масса разновидностей такого рода продукции, которые различаются и качеством, и ценой, и удобством эксплуатации.

Новакулит (арканзасский камень)

Родиной этого материала является Арканзас (штат США). Потому он и получил такое названием. В составе арканзасского камня присутствуют заостренные кварцевые кристаллики, которые спрессованы при естественных условиях. Именно они с невероятной точностью снимают тонкий металлический слой при затачивании.

Добыча материала этого типа осуществляется на месторождениях, которых существует не так уж и много. Этот процесс является очень дорогостоящим, что сказывается на конечной цене точилок из арканзасского камня. При работе с новокулитом поверхность материала необходимо смачивать маслом или аналогичным составом.

Японский водный камень

Происхождение этого натурального камня понятно из самого названия. Эти точильные бруски являются более мягкими, нежели арканзасы. Они также отличаются более высоким качеством заточки, однако, быстрее изнашиваются. Потому эту разновидность приходится постоянно приводить к первоначальному состоянию, стачивая поверхность о наждак большей твердости.

Их используют в слегка увлажненном состоянии, потому что лишь при этом условии на поверхности материала формируется шлифующий слой. Таким инструментом предпочитают пользоваться опытные профессионалы, да и цена его может достигать нескольких тысяч долларов.

Искусственные изделия

С развитием технологий, точильные камни для ножей начали делать и в промышленных условиях. Это позволило уменьшить их цену, однако, их уровень качества все же не такой высокий, как у натуральных материалов. Исключением считаются лишь искусственные камни водного типа.

Искусственные бруски состоят из двух материалов, которые тщательно смешаны и скреплены посредством высоких температурных показателей и давления. Рабочие частицы — кристаллики кремниевого карбита, которые имеют острые углы, крупицы хромового оксида и корунда. Данные камни гораздо крепче стали, и при контакте с ножом срезают тонкий слой металла.

Алмазные точильные бруски

Конечно, это не какие-то прямоугольные бриллианты. Для стачивания металла применяются микрокристаллы, которые выращены в искусственных условиях. И все-таки цена на такие изделия остается весьма высокой. Алмазная крошка бывает поли- и монокристаллической формы. Типы отличаются друг от друга числом рабочих граней.

Есть два типа алмазного точильного бруса, которые различаются вариантом скрепления кристалликов:

  1. Гальваническая связка. Кристаллики наклеиваются непосредственно на поверхность с помощью специального основания из сплава никеля. По сути, кристаллики расположены очень тонким слоем на бруске. Одним из достоинств этого решения считается высочайшая эффективность. Заточить лезвие можно всего лишь за несколько телодвижений. А также рабочая поверхность очень долговечна и обладает высокой стойкостью. Что касается недостатков, то тут следует отметить необратимость изнашивания.
  2. Мягкая связка. Эта разновидность брусков производится по методике обыкновенных камней для заточки ножей. Отличие лишь в том, что в них применяют алмазные кристаллики, а не корундовые.

Правила затачивания лезвия

С первого взгляда может показаться, что с этой работой справиться даже непрофессионал. Однако практика гораздо важнее знаний. Повар с большим опытом может создать из тупого ножика острую бритву, воспользовавшись обыкновенным кирпичом, а неряшливый умелец сумеет испортить кинжал даже с помощью самого дорогостоящего и высококачественного бруса.

  • Для начала точило необходимо правильно подготовить. Поверхность, которая будет использоваться для работы, обязательно должна быть ровной и плоской. Это проверить несложно — смочите брус и поместите его на бумажный лист на ровную поверхность. Отпечаток позволит вам оценить степень ровности камня. Разравнивать дефекты можно с помощью аналогичного камня, просто их потерев друг об друга.
  • Поверхность, где будет находиться точило при работе, не должна быть скользкой. Некоторые виды бруса оснащены специальным постаментом.
  • Нож нужно держать рабочей поверхностью к себе. Прямолинейными выпадами интенсивно проводим поперек кромки наждака. Не стоит делать никаких продольных и/или круговых движений.
  • Угол затачивания может варьироваться от пятнадцати до сорока пяти градусов. Чем угол меньше, тем острее получается лезвие.
  • Затачивание ножа нужно производить от большого зерна к самому мелкому. Для начала нужно придумать определенную форму кромке, после чего сменить брус и довести материал до идеального состояния.

tokar.guru

Какой камень нужен для заточки до бритвенной остроты? — Абразивный инструмент

Какой камень нужен для заточки до бритвенной остроты? — Абразивный инструмент — Русскоязычный ножевой форум Jump to content

GuitarFan    0

  • Users
  • 0
  • 1 post
  • Город: Киев
  • Имя: Юрий

Eishund    1,234

  • Users
  • 1,234
  • 4,570 posts
  • Город: Смоленск
  • Имя: Святослав

harm    109

  • Users
  • 109
  • 497 posts
  • Город: Тольятти
  • Имя: Вячеслав

INeverov    294

  • Users
  • 294
  • 1,724 posts
  • Город: Saratov
  • Имя: Иван Владимирович

Илья Анатольевич    324

  • Users
  • 324
  • 2,065 posts
  • Город: Екатеринбург
  • Имя: CrossRaccoon

Driver    3,360

  • Враг хорошего
  • Users
  • 3,360
  • 13,179 posts
  • Город: Toronto
  • Имя: Efim

Илья Анатольевич    324

  • Users
  • 324
  • 2,065 posts
  • Город: Екатеринбург
  • Имя: CrossRaccoon

Driver    3,360

  • Враг хорошего
  • Users
  • 3,360
  • 13,179 posts
  • Город: Toronto
  • Имя: Efim

Илья Анатольевич    324

  • Users
  • 324
  • 2,065 posts
  • Город: Екатеринбург
  • Имя: CrossRaccoon

Driver    3,360

  • Враг хорошего
  • Users
  • 3,360

rusknife.com

Водные камни для заточки. Что это? Заточка ножей своими руками.

Водные камни — это специальные высокоэффективные точильные камни, имеющие различную зернистость, что позволяет меняя их в процессе заточки от крупнозернистых к мелкозернистым добиться идеальной заточки ножа. На этих камнях нельзя работать насухо, перед заточкой их обязательно нужно замочить в воде, поэтому их и называют водные камни.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАTКИ ВОДНЫХ КАМНЕЙ

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Однородность  абразивных зерен в составе бруска.
  • Мягкость, которая определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Из-за своей мягкости бруски стачиваются быстрее, постоянно обнажая новые зерна абразива, в то время как уже сработанные зерна образуют вместе с водой на поверхности бруска суспензию. Поэтому водные камни при более значительных скоростях износа обеспечивают стабильно высокую производительность при хорошей чистоте обработки поверхности.
  • Бруски малой зернистости обеспечивает достаточно быструю доводку режущей кромки до практически идеального состоянии без полировальных паст, войлочных кругов и прочих аксессуаров.
  • Водные камни имеют значительно более высокую производительность, которая уступает лишь скорости съема материала алмазом. Однако алмазные бруски имеют более ограниченный диапазон зернистости (как правило, до 1200), причем на завершающих стадиях заточки алмазом есть значительный риск переусердствовать и слишком истончить лезвие.
     

НЕДОСТАКИ

  • В процессе работы обязательно требуется смазка, а также необходим регулярный смыв металлической пыли и стёртого абразива. Кроме того, природные камни достаточно быстро стачиваются, причём не всегда равномерно, что ведёт к необходимости время от времени выравнивать поверхность такого бруска на плоскость. Для этой операции потребуется достаточно массивная стеклянная или мраморная пластина с хорошей плоскостью, вода, и много крупной водостойкой шкурки. Шкурка накладывается на пластину, и лёгкими движениями точильного камня по шкурке, смоченной водой (а лучше под струёй воды), меняя по мере износа шкурку, рабочая плоскость камня приводится к первозданному виду. Это операция потребна только для природных камней. Сильно изношенный, истончившийся природный камень можно наклеить стойким клеем на брусочек твёрдого дерева, типа бука — чтобы продлить его использование до максимума.
  • Цена. Стоимость водных камней значительно выше, чем обычных абразивных брусков.

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА ВОДНЫХ КАМНЯХ

               На таких камнях нельзя работать насухо. Их надо не просто побрызгать водой, а как следует намочить. Время «замачивания» определяется по пузырькам воздуха, которые выделяет брусок. Крупные пористые камни будут выделять пузырьки, впитывая воду около 5 минут. Более мелкие и средней зернистости насыщаются за 10-15 минут. Наиболее плотные, мелкозернистые бруски «замачивают» на 15-20 минут.

               Затем камень устанавливается на держатель. Их существует великое множество — от покупных до самодельных. Требование к держателям — обеспечить устойчивое положение абразива и исключить его перемещение при работе, так как при заточке вам понадобятся обе руки. На мелкозернистых камнях перед правкой надо создать слой суспензии, для чего используется брусок мелкозернистого известняка.   Теперь камень готов к работе.

                В ходе шлифовки и полировки количество суспензии будет возрастать. Получается довольно-таки грязная работа. Смывать её не надо, следите только, чтобы она сильно не густела, периодически увлажняя её, окуная в воду кончики пальцев и стряхивая с них на брусок воду. Можно использовать бытовой пульверизатор или одноразовый шприц — старайтесь только не смыть её случайно полностью. Старайтесь использовать всю площадь бруска. В процессе интенсивного съема металла при работе крупнозернистым абразивом следите за его износом. Как правило, максимально изнашивается средняя часть бруска, что искажает рабочую плоскость и «заваливает» режущую кромку. Средств борьбы с этим явлением довольно много. Для этих целей можно использовать и крупнозернистую водостойкую наждачную бумагу, наклеенную на стекло. Брусок укладывается на нее изношенной стороной и двигается круговыми движениями, напоминающими цифру «8», до восстановления плоского состояния. Можно использовать другой, более крупнозернистый камень. Важно, что восстановление производится с водой, после чего абразив тщательно промывается щеткой для удаления застрявших частиц более крупного абразива.

               Хранить бруски следует в индивидуальной таре — пластиковой или картонной. Крупнозернистые и средней зернистости (зернистостью до 1000) — в воде, особенно если ими пользуются регулярно (раз в неделю и чаще). Обычно их хранят в закрытой крышкой емкости, а в состав регулярно меняемой воды добавляют обеззараживающие её средства для предотвращения гнилостных процессов. Редко используемые бруски лучше высушивать после применения. Мелкозернистые, наоборот, после каждого применения тщательно сушатся. Нельзя оставлять мокрый брусок на морозе — замерзшая вода способна его разрушить. Регулярная правка камня поможет снизить неравномерный износ и упростит уход за ним. При этом для предотвращения скола краев камня при работе стоит периодически, по мере износа, наводить на его гранях неширокую фаску под углом в 45 градусов. Истончившийся брусок рекомендуют наклеить водостойким клеем на ровный кусок толстого органического стекла или древесины — это продлит срок его жизни.

 

ЗАТОЧКА НОЖЕЙ НА ВОДНЫХ КАМНЯХ

            Как бы ни был хорош и качественно исполнен поварской нож, рано или поздно вследствие высоких нагрузок, абразивного износа и электрохимического воздействия геометрия его лезвия искажается и нож перестает резать. Задача заточки – восстановление исходного профиля режущей кромки.

 Случаи заточки можно свести к трем главным разновидностям:

            1. Слегка затупившееся лезвие. Его приведение в исходное состояние правильнее назвать правкой: неравномерно деформированное лезвие равняют абразивным инструментом, например, мусатом;
            2. Износ или сильное затупление. Сильно изношенное лезвие требует большей работы. Для этого придется снять по бокам режущей кромки «лишний» материал. Это делают уже мелкозернистыми абразивными инструментами;
            3. Очень сильный износ. Значительные повреждения лезвия – забоины, выщерблены и пр. Фактически в ходе заточки придется выводить спуски и формировать режущую кромку – то есть уже не только точить нож, но и производить его ремонт.


            Маркировка водных камней основана на их зернистости, чем больше цифра, тем меньше зернистость.

            Количество камней в комплекте и их зернистость будет определяться задачей, стоящей перед точильщиком. Для доводки и правки можно ограничиться мелкозернистыми камнями 6000 и выше. Если нож требует легкой заточки то предварительно его придется поправить на бруске с зернистостью от 3000 до 5000. Обычная заточка производится камнями в диапазоне от 600 до 2000.

            Если же на лезвии заметен сильный износ, забоины и другие повреждения то их придется сперва удалить самыми крупнозернистыми камнями – от 80 до 400.

             Последовательная работа над очень тупым или сильно поврежденным лезвием будет иметь, например, такой вид: 220 – 700 – 1200 – 3000 – 4000 – 8000.

             После замачивания в воде установить камень на держатель.
             Предположим, нам достался поврежденный или очень сильно затупленный нож. Начнем с крупнозернистого абразива от 80 до 400. На первом этапе нам предстоит убрать забоины, для чего безжалостно распрощаемся с остатками лезвия. Чтобы не искажать геометрию клинка, материал убираем по всей длине лезвия, до полного устранения повреждений.
             Теперь у нас на месте лезвия появилась прямая грань. Сразу оцените равномерность ее толщины. Если толщина «плавает» то далее придется восстановить и профиль ножа, для чего придется работать с его спусками. Убирайте материал там, где выявлены его излишки. По завершению этих работ ширина грани на месте лезвия должна быть постоянна по всей длине клинка. Толщина должна быть выбрана согласно назначения ножа – с учетом дальнейшего утолщения на 20% — 30% при выведении режущей кромки.  Теперь можно провести предварительную заточку: она четко покажет те места на спусках, которые надо поправить еще. В зависимости от размера бруска, а также длины и формы клинка, разделите его примерно на 2 – 5 частей по длине. Над каждой из них на начальных этапах заточки придется поработать отдельно.
            Съем металла следует производить, удерживая нож примерно под углом в 45 градусов к продольной оси бруска.

            Подперев клинок со стороны, противоположной бруску, пальцами другой руки начните работать над частью лезвия возле острия, плавно сдвигаясь к концу намеченного участка в сторону рукояти. Само острие вытачивается прижатием большого пальца руки к клинку возле острия .
            Нож не должен изменять «угла атаки» – если профиль позволяет, лучше даже положить его плашмя на спуск.
            Заточка осуществляется при движении ножа в сторону обуха. При этом следят  за формированием заусенца с противоположной от затачиваемой стороны: когда он равномерно образуется по всей длине затачиваемого участка переходите на следующую часть лезвия, сдвигая нож на бруске ближе к рукояти.              Обратите внимание на положение пальцев – чтобы нож не вихлял, пальцы располагаются как можно ближе к затачиваемому участку лезвия.
            Добившись равномерного заусенца по всей длине лезвия на одной стороне, перейдите на другую сторону клинка и аналогичным образом, — от острия к рукояти, — добейтесь ровного заусенца с противоположной стороны.
            Переворачиваете нож еще раз и аккуратно снимаете заусенец, одновременно выхаживая режущую кромку по всей длине после чего делаете то же самое с противоположной стороны
            Основной объем работ по съему материала на этом завершен. Сходная по технике работа на абразиве средней зернистости (от 700 до 2000) служит для удаления следов от грубой заточки или восстановления остроты незначительно притупившегося лезвия. Если на режущей кромке нет небольших забоин или зубцов то можно начинать заточку даже с камня зернистостью 1200. На этих камнях скорость удаления материала намного ниже, а чистота поверхности – выше.  Именно этот диапазон абразивных камней служит для основной работы по заточке. Заусенец образуется намного более мелкий.
            Следующий за заточкой переход на абразива зернистостью 3000 – 5000 связан с доводкой. Вообще уже на бруске 3000 можно получить результат, безмерно удовлетворяющий 99% пользователей. Производится доводка все по той же методике, но заусенец уже не образуется и время перехода с одной стророны лезвия на другую оценивают визуально, держа нож лезвием на себя: – недостаточно острые участки бликуют, а остро заточенное лезвие не видно. Можно резать на весу газету или провести как расческой по волосам на задней части головы. Острое лезвие будет цепляться за волосы, а недостаточно острое – скользить.
            Последний шаг, практическая ценность которого иногда подвергается сомнению, – правка на оселках зернистью от 5000 до 8000 и более. В ходе правки материал уже не снимается, а просто полируется лезвие, что улучшает не только чистоту поверхности, но и упрочняет её. Правка требует нескольких точных и выверенных движений на каждой стороне клинка. Следует указать, что работа с камнями зернистостью свыше 4000 требует очень высоких индивидуальных навыков, чувствительности рук и даже определенной интуиции; – чем и как полировать, а также когда вовремя  остановиться.

О ТЕХНИКЕ ЗАТОЧКИ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

            Заточка (шлифование) с большой скоростью, например на высокооборотном шлифовальном кругу, вызывает сильное нагревание обрабатываемого материала, что чревато неконтролируемым и нежелательным самопроизвольным отпуском закаленного клинка, или хотя бы части режущей кромки лезвия. Тоненькая полоска стали нагревается мгновенно, периодическое макание обрабатываемого клинка в воду не может этому воспрепятствовать. Поэтому никогда не точите ножи на высокооборотном шлифовальном кругу, вероятнее всего, вы испортите нож бесповоротно!

              Главное при заточке — задание постоянного угла. Сила тут совсем не нужна и все внимание надо сосредоточить на том чтобы абразивный инструмент встречался с лезвием под постоянным углом. В этом сущность всех точильных техник, независимо от того водите ли вы клинок по закрепленному заточному инструменту, инструмент – по зафиксированному клинку или работаете клинком и абразивным инструментом встречно, удерживая на весу одной рукой нож, а другой – точильный брусок. Для поддержания постоянного угла есть два способа.
             Первый заключается в покупке специальных приспособлений, облегчающих задание постоянного угла заточки. Сложность задания постоянного угла при заточке на плоском абразиве (бруске) заключается в достаточно неудобном и непривычном для начинающего точильщика положении кисти руки: вы как бы пытаетесь срезать ножом с абразивного инструмента верхний слой толщиной в доли миллиметра. Причем поочередно то одной, то другой стороной режущей кромке. Приспособления помогают упростить задачу: заточные бруски либо располагаются буквой V таким образом, что пользователь делает более простые и привычные движения – тянет нож на себя сверху вниз, либо за счет принудительного задания направления движения направляющими рука имеет ограниченную степень свободы и поэтому вихляет меньше.
              Заточку клинка начинают грубым бруском, чтобы по всей длине лезвия появился заусенец, а при заточке лезвия с двух сторон перегибается туда-сюда, но не отламывается. После появления заусенца переходят на брусок с зерном помельче. Знаком, что пришла пора менять и этот брусок — полное удаление следов заточки от предыдущего бруска.
              А чтобы легче отличить следы от разных брусков, лучше вести заточку или в разных направлениях, то есть при работе один брусок держат под углом 45° к продольной оси ножа, а при переходе на более мелкий брусок последний разворачивают на 90°
              На заусенец внимания не обращают и не пытаются оторвать его. Слово, просто точат фаски, меняя бруски (от крупнозернистых к мелкозернистым). И когда подходят к бруску с самым мелким зерном, приступают к удалению заусенца. Его стачивают с обеих сторон лезвия самым мелкозернистым бруском так, чтобы режущая кромка клинка приобрела угол 23 — 45°.


Надеемся, что данная статья поможет Вам определится со способом заточки ножей и выбором для этих целей необходимого инструмента.

mt-torg.ru

Выбор зернистости камня для заточки

Если вы захотите начать точить ножи своими собственными руками, то у вас обязательно возникнет вопрос, камни с какой зернистостью необходимо будет приобрести. Собственно можно отметить, что чем больше зернистость камня тем более агрессивней он снимает металл и тем больший он оставляет след и заусенец на режущей кромке, а это не есть хорошо, ведь в идеале режущая кромка должна быть отполирована, как зеркало. Но использование таких камней необходимо, например, для полной переточки ножа или когда режущая кромка изрядно пострадала и имеет сильные сколы, когда вам нужно максимально быстро снять большое количество металла.

Так же возникает еще один вопрос, сколько камней и какой зернистости необходимо иметь под рукой. Ответ может показаться не совсем однозначным, можно сказать, что чем больше камней различной зернистости у вас под рукой, тем более быстрой и качественной будет заточка. Дело в том, что если вы начнете точить нож, скажем, камнем с зернистостью в JIS 150 (японские водные камни), а затем перейдете на камень с зерном в JIS 3000, то возникнет проблема удаления следов на режущей кромке от камня большей зернистости. Чтобы убрать следы от обработки столь меньшим камнем вам придется изрядно попотеть.

А вот если вы будете переходить на камни меньшей зернистости более плавно, например, после JIS 150, пойдут камни JIS 320, 600, 1000, 2000, а потом 3000. То конечный результат будет достигнут гораздо быстрей и он будет более качественным! Поэтому, чтобы убрать следы работы от грубого камня максимально быстро и качественно, необходим камень с менее мелким зерном, если вы возьмете сразу очень мелкий камень, то на это у вас уйдет уйма времени, это все равно, что засыпать огромную яму используя лопаты вместо того чтобы пригнать экскаватор.

Для простого обывательского использования, для правки ножа, либо людям которые только начинают учиться затачивать ножи, вполне подойдет камень с зернистостью в JIS 1000 (японские камни) или 10 мкм (М10) (отечественные абразивы). Камень с такой зернистостью не будет сильно снимать металл, тем самым вы продлите жизнь вашему ножу и не нанесете ему серьезного вреда в процессе обучения. Ниже хочу привести таблицу зернистости и шероховатости в сравнении с разными системами измерения (обратите внимание на столбец «Назначение» он показывает для каких операций подойдут те или иные камни).

knife-mag.ru

алмазные, абразивные, японские водные, образцы российского производства, какие выбрать

Нож сопровождает человека с раннего детства и до старости. Каждый из нас знает, что чаще всего рассекает руку именно тупое лезвие. Для этого клинку достаточно соскользнуть с поверхности.

Для того чтобы этого избежать, а также сделать процесс резки быстрым и комфортным ножи затачивают. Но для заточки ножей существует много разных приспособлений и методов, стоит рассмотреть их подробнее.

Заточка: принцип и варианты

Заточка лезвия представляет собой процесс снятия абразивом кромки по всей длине лезвия под определённым углом. Угол заточки зависит от твёрдости стали и задач, стоящих перед клинком. Так для бытовых кухонных и охотничьих ножей угол заточки составляет 30…35 градусов, охотничий нож со стойкостью к затуплению, затачивается под 40…45.

Несколько особняком стоят клинки, от которых требуется особая острота лезвия, обычно это поварские ножи или ножи для профессиональной обработки продуктов, в этом случае угол заточки составляет от 25 градусов.

Отдельно стоит рассмотреть углы заточки бритвы и хирургических инструментов, так как от них требуется острота лезвия. Для опасной бритвы угол заточки составляет 14…15, для хирургического инструмента от 12 до 25 градусов.

Заточка ножей производится двумя методами, вручную с помощью абразивных брусков или специальных приспособлений и механическим способом с применением заточного станка с вращающимся абразивным кругом.

Первый вариант требует наличия навыка, но в тоже время он легче в освоении и доступен всем. Для заточки используются абразивные бруски различных типов, распространены:

  • арканзасские, известные как новакулит;
  • японские водные камни;
  • алмазные бруски;
  • керамика.

Каждый вид камня обладает своими достоинствами и недостатками. Эти камни будут рассмотрены отдельно чуть ниже. Для быстрой заточки кухонных ножей часто применяют Ножеточки с фиксированным или переменным креплением абразивных плоскостей, заточка в которых производится при перемещении клинка между заточными поверхностями.

Механическая заточка на станке гораздо проще, менее затратна по времени, но требует постоянного контроля температуры и соблюдения правил техники безопасности.

Важно! При заточке на станке с абразивом из электрокорунда нужно контролировать температуру металла лезвия, при перегреве сталь лезвия может изменить свои физические свойства.

Основные виды точильного камня

В ходе эволюции человечества определились подходящие для заточки ножей материалы природного происхождения, хотя на истоке цивилизации заточку клинков доверяли даже обычному песчанику.

Сейчас же информация по обработке металла структурирована и отобраны камни, обладающие лучшие абразивными свойствами.

Придуманы и отработаны методы работы с ними. Кроме того, широко распространены синтетические материалы обладающие зачастую лучшими свойствами чем природные аналоги.

Арканзасские камни

Novacula — точильный камень для бритвы. Это плотная кремнистая порода из однородных кристаллов кварца. Добыча производится в карьерах, бруски из арканзасского камня имеют несколько степеней зернистости, отличаются отличной абразивной способностью, но в тоже время ввиду плотной структуры требуют применения при заточке масла.

Заточка «на-сухую» забьёт поры камня пылью и металлом, в результате чего камень выйдет из строя. Основной недостаток этих брусков это цена и неравномерность выработки при неправильной заточке клинка.

Японские водные камни

Природный камень родом из Японии, отличается высокой затачивающей способностью, но в тоже время достаточно сложный в применении. Заточка ножей на нем практически ритуал. В отличие от новакулита этот абразив более мягкий.

Заточка производится с применением воды. Сам процесс достаточно сложен и требует времени. Выпускаются камни зернистостью от 600 до 30 000 грит в японской классификации JIS, в то же время для суперфинишной обработки лезвия вполне хватает 10 000 грит.

Поэтому 30 000 уже избыточная зернистость для клинков бытового применения. Сам брусок перед работой нужно замочить в ёмкости с водой, после его пропитки извлечь и создать на его поверхности грязевую массу с помощью Нагуро, второго абразивного бруска в комплекте водного камня.

С помощью этой суспензии и производится заточка. Поверхность абразива быстро и неравномерно вырабатывается, по этой причине требуется периодическое восстановление её с помощью специальных брусков.

Синтетические камни

Алмазные бруски для заточки, синтетические материалы – электрокорунд, оксид хрома или алмазная крошка на силикатовом или керамическом связующем. Эти камни обладают равномерной структурой, разной (в зависимости от бруска) зернистостью и хорошими эксплуатационными характеристиками.

Стоимость таких камней обычно невысока, сами бруски доступны. Заточка может производиться как «на сухую», что не рекомендуется, так и с применением воды или масла.

Керамика

Эти материалы применяются для окончательной доводки лезвия, финишная или суперфинишная отделка. Зернистость этих материалов мала, но в тоже время они достаточно дёшевы и позволят сгладить царапины от обдирающего абразива или поправить нож с серрейторной заточкой.

Применение жидкости обязательно, так как поры в обожжённой керамики очень быстро забиваются, поверхность становится гладкой.

Широко распространены точильные камни различной формы, от стандартных брусков, работать с которыми лучше на устойчивой плоскости, до стержневых заточных камней, с помощью которых клинок подправляется на ходу.

Одно остаётся неизменным, не важно, какой брусок, и какой металл, но для качественной заточки обязательно используют смазку: воду или масло.

Правила заточки

Сначала нужно подготовить все необходимые материалы. Брусок для заточки, ёмкость с водой и бумажное полотенце или обычный лист бумаги. Пригодится и кусок ветоши.

Сразу же нужно и определится с углом заточки. Например, 35 градусов, это наиболее оптимальный угол для кухонного ножа или 40 для острого охотничьего.

Осмотрите камень, если на нем имеется корытце или значительная выработка то её следует выровнять, иначе заточка будет неравномерной.

Выравнивание камня производится другим бруском, некоторые типы брусков, такие как японские камни, имеют в комплекте специальные гребневые камни для восстановления поверхности.

Брусок устанавливают на ровной устойчивой поверхности, прекрасно подойдёт стол. Для минимизации скольжения под него кладётся ткань или резина. Можно зафиксировать его на столе и другим подручным способом. Поверхность бруска смачивается водой или машинным маслом.

Положение клинка регулируется подручными средствами, например, одев на тыльную часть лезвия зажим для бумаг или подложив монету. Если владелец ножа имеет крепкие нервы и острый глаз, то достаточно просто удерживать нож в нужном положении.

Нож размещается под углом в 40-45 градусов к осевой линии клинка, заточка производится поступательными движениями клинка от себя. Для высокого качества заточки стоит производить её в два приема.

Первый раз на крупнозернистом обдирочном бруске. Затем, на доводочном, мелкозернистом. Во время заточки необходимо периодически смачивать поверхность камня. Проверку после заточки проводят как визуально, осмотрев грани лезвия на просвет, острая часть лезвия равномерна по всей длине, не должна давать бликов.

Можно также построгать лист бумаги на весу. Заточенный нож режет ровно, без зацепов и отрывов бумаги. Срез листа ровный, без лохматости и надрывов. Если край бумаги разорван, доводку ножа надо повторить.

Заключение

Камней много, но каждый из них имеет свои особенности, и, так же как и нож, подбирается под руку. Бюджетны в эксплуатации синтетические камни. Стоят недорого и распространены широко.

Но в тоже время добиться мягкости заточки, можно только используя природный камень, который имеет свои особенности. Хороши в плане качества японские водные камни. Но их цена очень высока.

Кроме того заточка такими брусками долга и неудобна. К тому же требует настроения и навыка. Этого же нужно ждать и от арканзаса.

Отсюда и вывод, каждый камень подходит только под своего владельца, если заточить охотничий нож на природе или подправить кухонный в перерыве между сериалом и чтением газеты, то лучше взять синтетику.

Она простит небольшие ошибки, да и качество заточки тут роли не играет. Но для остроты охотничьего или боевого ножа перед длительным выходом на природу стоит воспользоваться природными камнями.

После заточки нож острый, с гранями и формой близкими к идеальной. Если ножу отдать много времени и душевной теплоты, он Вас точно не подведет, в нужный момент.

Видео

warbook.club

Точильные камни и методы заточки стамесок и рубанков

Точильные камни и методы заточки. Заточка ножа рубанка

Обеспечение остроты режущей кромки столярного инструмента – дело первостепенной важности. По сравнению с тупым инструментом, работа с действительно острыми стамесками или рубанками не только позволяет получить идеально поверхность, но и выполняется с легкостью и сопровождается чистым хрустящим звуком разделяемых древесных волокон. Работа с деревом острым инструментом – наслаждение, а тупым – трудная и неприятная задача.

 

 

Нож рубанка или полотно стамески поступают с завода с готовой заточкой, но острыми их назвать нельзя. Поэтому, перед их использованием режущую кромку необходимо выправить или «довести», на точильном камне – оселке, а как только качество их работы станет ниже приемлемого уровня – точить снова.

Как только на режущей кромке появилась щербинка или она деформировалась после многократного затачивания на оселке, необходимо восстановить ту форму, которая была ей придана при изготовлении, на наждачном кругу или крупнозернистом точильном камне.

Остроту деревообрабатывающих инструментов поддерживают путем образования режущей кромки при постепенном стирании металла на специально обработанном абразивном камне. Лучшие из натуральных точильных камней достаточно дороги, но очень неплохие результаты можно получить и с помощью более дешевых синтетически материалов.

Точильный брусок во время заточки должен быть смочен водой или смазан маслом – в зависимости от природы камня, из которого он изготовлен. Это защищает металл от перегрева и создает суспензию, в которую переходят мельчайшие частицы камня и металла, тем самым предохраняя оселок от засорения абразивной поверхности.

Точильные камни следует держать на отдельном рабочем столе рядом с верстаком, чтобы они всегда были под рукой. Хранение камня в упаковочной коробке предохранит от скапливания пыли на его поверхности.

Разновидности точильных камней и брусков: комбинированный брусок с масляным смачиванием, алмазный точильный камень, фасонный точильный камень резчика по дереву, японский точильный камень с водным смачиванием, черный твердый арканзасский камень, твердый арканзасский камень, мягкий арканзасский камень

 

Точильные камни с масляным смачиванием

Большинство деревообработчиков затачивают свой инструмент на прямоугольных блоках или брусках из точильного камня, смоченных маслом. Натуральные арканзасские камни обычно считаются самыми тонкозернистыми из общедоступных видов. Крапчато-серый мягкий арканзасский камень имеет достаточно крупное зерно для быстрой заточки, твердый арканзасский камень (белого цвета) придаст приемлемую остроту режущей кромке, но для окончательной правки используйте черный твердый арканзасский камень. Синтетические эквиваленты этих камней, сделанные из крошки оксида алюминия или карбида кремния, имеют три категории: крупнозернистый, среднезернистый и тонкозернистый.

Некоторые мастера устанавливают камни каждой категории непосредственно на верстаке, чтобы можно было быстро перейти от одного к другому. Однако более экономично покупать бруски, склеенные из камней двух видов зернистости. Обычно объединяют грубое и среднее зерно или среднее и мелкое. Можно приобрести такую же комбинацию из натуральных и искусственных точильных камней.

 

 

Фасонные точильные камни и оселки для резчиков по дереву

Камни с водным смачиванием, имеющие различную форму в соответствии с типом инструмента резчика, выпускаются трех категорий: грубая, средняя и тонкая.

Для правки полукруглых стамесок и долот или инструмента резчика по дереву требуются небольшие камни различной формы. Для этого используются натуральные и искусственные камни различных категорий зернистости, увлажненные или промасленные. Оселки с каплевидной формой поперечного сечения и конические камни наиболее распространены, но также существуют специальные прямоугольные и ножевидные модификации плюс большой выбор «напильников» из точильного камня квадратного, круглого и треугольного сечения. Комбинированные бруски с увлажнением используются для заточки скобелей, топоров и садового инструмента.

 

Алмазные точильные камни

Прочные, износостойкие точильные камни делаются из алмазной крошки, распределенной в пластмассовой основе. Они выпускаются трех типов – экстракрупное зерно, крупное и тонкое. Такие камни могут использоваться даже при выравнивании плоскостей камней с водным смачиванием и натуральных камней с масляным покрытием.

Алмазные точильные камни и бруски

 

Заточка с помощью алмазного напыления

Напыление алмазных частиц из баллончика с особым составом на специальную керамическую пластину-подкладку создает точильную смесь для всех инструментов. Баллончик с частицами размером 15 мк предназначается для общей заточки. Имеются и баллончики с размерами частиц 14 мк (тонкая заточка) и 6 мк (экстратонкая), но для каждой категории существует отдельная керамическая подкладка.

 

Японские камни с водным смачиванием

Увлажненные японские камни, как натуральные, так и синтетические, точат очень быстро и имеют мелкозернистость намного выше, чем у промасленных камней. Она бывает от 800 единиц для грубой категории, 1000 единиц для средней и/или тонкой и до отделочных категорий в 4000, 6000 и 8000 ед.

Натуральные камни с водным смачиванием непомерно дороги, и только наиболее изощренные мастера имеют такие камни высоких категорий. Большинство умельцев, занимающихся деревообработкой, удовлетворяются искусственными камнями, имея один — два натуральных камня такого класса. Комбинированные камни представлены обычными парами. Чтобы повысить качество работы, создайте на его увлажненной поверхности «точильную смесь», натерев ее мелоподобным камнем нагура. Прием особенно эффективен при использовании какого-либо твердого камня экстратонкой зернистости.

 

Уход за точильными камнями

Храните точильные камни так, чтобы на их поверхности не собиралась пыль. При использовании точильного камня в конечном итоге его поверхность становится засоренной, забитой смесью масла и металлической пыли. Как только он перестает нормально точить, натрите его парафином и обработайте грубой мешковиной.

 

Пропитка камней с водным смачиванием

Перед использованием такого камня его следует пропитать водой путем погружения. Грубозернистому камню потребуется для насыщения 4 — 5 минут, а твердому тонкозернистому — немного меньше. Храните такие камни в специальных виниловых коробках, чтобы из него не испарялась влага, и он всегда был готов к применению. Другой способ хранения — держать камень в воде. Ни в коем случае нельзя допускать замораживания такого камня — он почти наверняка треснет.

 

Восстановление точильных камней

После определенного срока работ на точильном камне появляется выработка — впадина, откуда стерлись его частички. Выравнивайте камни с масляным смачиванием шлифовкой карборундовым порошком, смешанным с водой или маслом на стекле. Восстанавливать поверхность камня с водным смачиванием можно шлифовкой на карбидокремниевой наждачной бумаге № 200, прикрепленной к стеклу.

Выравнивание поверхности точильного камня

 

Категории точильных камней

Таблица демонстрирует разнообразие точильных камней и позволяет сравнить эффективность различных способов заточки. Каждому деревообработчику необходимо иметь хотя бы по одному камню средней и тонкой категории.

КатегорияИскусственные  камни, смазываемые  масломНатуральные камни, смазываемые масломЯпонские камни, смачиваемые водой
Экстрагрубая100 – 200 ед.
ГрубаяГрубаяМягкий арканзасский800 ед.
СредняяСредняяТвердый арканзасский1000 ед.
ТонкаяТонкаяЧерный твердый арканзасский1200 ед.
Экстратонкая6000 – 8000 ед.

 

 

Ремни для правки

Наведя инструмент на оселке, применяйте ремень для правки, чтобы удалить остатки заусенцев и довести режущую кромку до остроты бритвы. Для этого можно воспользоваться просто куском толстой кожи или готовым приспособлением — комбинированным ремнем для правки, у которого с одной стороны находится точильный камень, а с трех других — грубая, средняя и гладкая кожа. Смажьте все поверхности, кроме последней кожаной, тонкой шлифовальной пастой.

 

Заточка стамесок и рубанков

Процесс заточки на заводе-изготовителе оставляет на ноже рубанка или стамеске тонкие царапины на тыльной стороне лезвия и плоскости заточки. В результате режущая кромка получается зазубренной и не способна на очень чистую работу. Как плоскость заточки, так и тыльная сторона должны быть выправлены на камнях со средней и тонкой категорией зернистости, чтобы удалить царапины заводской заточки и добиться идеально острой кромки.

 

Выравнивание тыльной стороны нового лезвия

Смажьте камень и положите лезвие всей поверхностью тыльной стороны на камень плоскостью заточки вверх. Водите лезвием по оселку, нажимая на него кончиками пальцев, чтобы оно перемещалось ровно в плоскости, без покачиваний. Повторите операцию на камне тонкой правки, пока сталь не заблестит.

Выровняйте тыльную сторону нового лезвия

 

Правка режущей кромки

Полотна ножа столярного рубанка и стамески заточены пол углом порядка 25º. Некоторые мастера под этим углом делают и правку для работы с мягкими породами древесины, но этот угол слишком слаб для твердых пород. Вторичный скос в 35º точится при выправлении лезвия с тем, чтобы укрепить режущую кромку. Этот процесс заметно ускоряет заточку, так как снимается очень мало металла.

Дополнительная плоскость режущей кромки под углом в 35

Возьмите в правую руку полотно скошенной частью вниз, положите указательный палец вдоль его края. Кончики пальцев свободной руки положите поверх лезвия, а большой палец расположите поперек него снизу, как показано на рисунке ниже. Поместите плоскость заточки на смазанный камень средней зернистости и покачайте полотно, пока не почувствуете, что оно лежит на камне всей плоскостью заточки. После этого чуть увеличьте угол наклона полотна, чтобы заточить вторичную кромку. Кисти рук держите жестко для обеспечения постоянного угла наклона и водите лезвием вперед и назад по всей площади бруска. Полотно немного поверните, чтобы вся режущая кромка была в контакте с камнем. При заточке узкой стамески перемещайте траекторию движения от края к краю бруска для того, чтобы уменьшить его выработку (образование впадины) в средней части. Очень узкие полотна выправляйте на боку камня.

Так держать лезвие при правке
Поверните полотно для одновременной правке всей длины кромки
Перемещайте стамеску по всей поверхности бруска
Проверьте заусенец большим пальцем

Когда ширина новой плоскости заточки достигнет примерно 1 мм, переходите к оселку с более тонкой зернистостью и повторите процесс. Правка на обратной стороне лезвия образует заусенец, который вы можете почувствовать, проводя по этому месту большим пальцем. Уберите его перемещением всей плоскости тыльной стороны по бруску, затем – несколькими легкими движениями по камню плоскостью заточки и, наконец, повторной правкой тыльной стороны. Этот процесс обломит заусенец и заострит режущую кромку.

Сформированная дополнительная плоскость кромки. Маленький скос при правке режущей кромки усиливает полотно

 

Использование направляющего приспособления

Ручная правка — быстрый и эффективный процесс, но, если вы не владеете техникой, можно установить нож рубанка или стамеску в специальное приспособление, которое обеспечит необходимый угол при их заточке.

Использование направляющего приспособления для заточки.

Существует много конструкций, но все они выполняют одинаковые функции.

Приспособление для заточки стамески под углом

 

Заточка круглых стамесок

При заточке круглой стамески с внешней кромкой поверните брусок поперек и перемещайте инструмент от края к краю по длине камня, описывая «восьмерку», чтобы ровно снимать металл. Заусенец с внутренней стороны желобка стамески снимите смоченным фасонным оселком. Пользуйтесь тем же оселком при правке внутренней режущей кромки полукруглой стамески. Заусенец удаляйте, водя горизонтально стамеской от края до края бруска и покачивая полотно. Стамески для резьбы по дереву затачиваются так же. Пользуйтесь ножевидными оселками или надфилями из точильного камня для обработки специализированных резцов, например V-образной формы, или квадратными.

Правка стамески с внешней кромкой
Снимите заусенец фасонным оселком
Правка стамески с внутренней кромкой
Снимите заусенец на камне с масляным смачиванием

 

Заточка японских полотен

Японские рубанки и стамески выправляют похожим образом, но есть и существенные отличия из-за особенностей их внутренней структуры. Поскольку каждое японское лезвие имеет режущую кромку повышенной твердости, отпадает необходимость ее усиления путем формирования дополнительной плоскости заточки.

Выборка материала на тыльной стороне полотна утоньшает его. Это создает более узкую полоску режущей кромки, которую легче прижать к оселку всей поверхностью. Повторные заточки в конечном итоге изнашивают режущую кромку до начала выемки, и она как бы разрывается в середине.

Чтобы снизить негативные последствия этого, после каждой заточки тыльную сторону немного расплющивают. Однако это быстро изнашивает полотно и довольно трудоемко при заточке широких стамесок и ножей рубанков. Японские мастера предпочитают периодически восстанавливать кромку выплющиванием металла из мягкой части полотна в его кромочную область с помощью молотка.

 

Выравнивание нового полотна

Как и с западными полотнами, тыльную сторону новых стамесок и рубанков перед первой заточкой выравнивают. Поскольку металл весьма твердый, это делается на стальной правильной плите или пластине с использованием карборундовой или карбидокремниевого порошка, смешанного с небольшим количеством воды. Держите полотно плотно прижатым к правильной полосе (длинные стороны перпендикулярны направлению перемещения и длинным сторонам полотна), с усилием прижимая его деревянным бруском.

Выравнивание полотна. Точите тыльную сторону полотна, оказывая на него нажим через деревянный брусок.

Когда узкая полоска вокруг поднутрения станет равномерной по цвету и структуре, повторите операцию с более тонким порошком. Начисто вытерев полотно, переходите к среднезернистому точильному камню для продолжения выравнивания тыльной стороны. Заканчивайте выравнивание на камне тонкой категории, работая до тех пор, пока металл не заблестит как зеркало. Правка режущей кромки выполняется так же, как и с западными лезвиями, но точите всю площадь скоса заточки. Не формируйте второй угол заточки.

 

Обработка тыльной стороны

Восстановление ведущей кромки тыльной стороны при наличии поднутрения — работа достаточно тонкая. При традиционном подходе тыльная сторона помещается на торец деревянного бруска. Прямоугольным молотком наносят легкие удары по плоскости заточки, выдавливая металл из тыльной стороны к краю поднутрения и заполняя брешь в режущей кромке. Удары должны наноситься в пределах мягкой части скоса заточки полотна.

Обработка тыльной стороны с поднутрением. Один из способов — выстукивание молотком по мягкой части плоскости заточки.

Твердая режущая кромка очень хрупкая и треснет, если по ней ударить молотком. После восстановления тыльная сторона выравнивается, как было описано ранее.

 

Стенд для обработки тыльной стороны

Поскольку качественная работа молотком требует определенного навыка, можно использовать специальный стенд. Тяжелый металлический стержень, проходящий через направляющую трубу, ударяет по скосу заточки полотна, лежащего на металлической наковальне. Другой способ восстановления японских лезвий – обращение к специалисту.

 

 

 

 

Что бы еще почитать?

remstd.ru