Картинки наличники – Деревянные наличники на окна резные шаблоны картинки

Шаблоны резных деревянных наличников на окна

Традиция украшать окна резными наличниками пришло со старых времён. Считалось, что отделка окна причудливыми узорами не только защищает помещение от сквозняков и холода, но и служит своеобразным защитным оберегом от нечисти или сглаза.

Подборка шаблонов для резных оконных наличников Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Какой узор выбрать на наличник

Самодельные резные наличники представляют собой вид декоративной накладки, которая обрамляет окна или двери с внешней стороны. При этом обеспечивается закрытие щели над коробкой, и внешний вид окна и фасада становится законченным и привлекательным. Ажурные узоры, которыми наши предки украшали не только наличники, но и другие предметы быта имели магический смысл.

Считалось, что через окна может проникнуть нечистая сила и наличники, украшенные особыми символами, защищают дом и семью от напастей и привлекают удачу.

Древние резные орнаменты и рисунки мастеров прошлого дошли и до наших времён и продолжают использоваться в резных изделиях, как красивый декоративный приём для придания колорита дому и интерьеру. Вот некоторые значения символов и узоров на наличниках:

  1. Богиня Берегиня. Символ, дарующий жизнь, женское начало. Резной символический мотив, всегда занимающий центральное место в основном узоре наличника.
  2. Солнце. Считается очень сильным мужским знаком. Свет отгоняет любую нечисть, дарит покой. Чем больше у солнца лучей, тем мощнее оберег.
  3. Вода. Волнообразные узоры у резных наличников символизируют воду. Вода это жизнь для всего живого и благосостояние для всей семьи.
  4. Аграрные знаки. Ромбы, с точками внутри, перекрещивающиеся полосы в орнаментах наличников – это не что иное, как поля, засеянные урожаем. Символы земли – самые распространённые знаки на резных изделиях.
  5. Змеи. Наличники со змеями символизируют мудрость и плодородие.

    Пример резного оконного наличника со змеями

  6. Птица. Символ хранителя времени, считалось, что в птиц вселяются души умерших, и чтобы защититься от бед посредством умершего предка, на наличники наносились изображения пернатых.
  7. Крылья. Древний сильный символ. Считалось что дом, окна которого украшены таким наличником, находится под особой защитой.
  8. Растения и цветы. Наличники с растительными и цветочными мотивами означают единство с природой.

Изготовить резные наличники на окна своими руками сможет даже новичок с навыками столярного дела. Главное, для первых работ выбирать несложные узоры. При изготовлении резных наличников можно применить опыт предыдущих поколений и придумать композицию для оформления окна, используя готовые трафареты и шаблоны для резьбы по дереву.

Вернуться к оглавлению

Как сделать трафарет для наличника

Трафарет – это приспособление для нанесения одинаковых узоров и символов на нужную поверхность. Прежде чем начинать работу по изготовлению наличников, понадобится достать трафареты и шаблоны. Найти эскиз для резного наличника не составит труда – их можно бесплатно и в большом многообразии скачать в интернете, приобрести в специализированных магазинах или найти в журналах.

В готовом виде трафареты и шаблоны могут быть изготовлены на бумаге, картоне или древесном волокне. Их нужно только приложить к поверхности будущего наличника и обвести. Сделать трафарет самостоятельно можно несколькими способами:

  1. С помощью графического редактора. Вначале выбирается нужный эскиз рисунка для резьбы или несколько понравившихся изображений и обрабатывается любой программой фотошопа. Например, в любом компьютере установлено приложение Paint, с помощью которого можно редактировать изображения.
    шаблон наличника в редакторе

    Здесь можно создать индивидуальный эскиз для резных наличников. Сложность рисунка будет зависеть от уровня мастерства резьбы по дереву.

  2. Сделать ксерокопию или распечатать орнамент для наличника. Приглянувшийся рисунок увеличивается до нужного размера при копировании или при распечатке. Полученный бумажный трафарет можно переносить на дерево.
  3. Если нет принтера (и желания его искать), можно поступить следующим образом. Вначале подбирается нужный масштаб узора на компьютере, бумага прикладывается к монитору и просвечивающие контуры узора обводятся маркером или фломастером без сильного нажима на экран. Если рисунок не поместился полностью на экране, его нужно передвинуть и продолжить рисовать трафарет.
  4. Вручную – масштабированием по клеткам. С помощью линейного масштабирования рисунок копируется по клеткам. При этом можно изменить пропорцию узора. Чтобы увеличить размер, увеличивается масштаб клеток, и рисунок копируется в больших клетках, чем клетки исходника.

    Масштабирование наличника по клеткам

Трафареты и шаблоны – главные помощники в создании резных наличников. В чертеже нужно учесть, какой рисунок будет выбран для различных составляющих наличника.

Резные наличники включают в себя следующие основные детали:

  • верхняя планка наличника;
  • вертикальные рейки наличника или рама;
  • нижняя планка или профилированный подоконный поясок.

Это только основные элементы, резные наличники могут включать ещё множество декоративных деталей: диадема, плечики, вазончики и прочее.

Вернуться к оглавлению

Перенесение контура рисунка на заготовку

После того как эскиз создан, нужно изготовить непосредственно трафарет, на который переносятся все элементы рисунка для резных наличников. Перенести контур на заготовку можно следующими способами:

Вырезание наличника по шаблону
  1. Самый распространённый способ, когда рисунок вырезается из плотной бумаги или картона. Полученные шаблоны прикладываются к доске и обводятся по контуру ручкой, фломастером или карандашом.
  2. Трафарет можно не вырезать, а перенести на будущие наличники через копировальную бумагу.
  3. Можно продавить контур эскиза через бумагу на дерево ручкой (остаётся малозаметный след). Сделать контур более чётким можно и без копирки, нанеся с обратной стороны листа слой графита мягким простым карандашом.

Располагать трафареты на заготовке нужно вдоль волокон дерева: в будущем резьба такого наличника не растрескается. Для удобства места, где будут выполнены пропилы, можно сделать цветными.

Вернуться к оглавлению

Советы по выбору трафарета

Шаблоны и трафареты для резных наличников представлены в большом количестве – это и простые повторяющиеся орнаменты, изображение животных, растений и даже целые картины.

При выборе рисунка на наличники следует помнить:

  1. Новичкам следует выбирать самые лёгкие узоры с крупными элементами, которые легко будет выпилить. Картины и фантазийные орнаменты не для тех, кто впервые взялся за резак.
  2. Чтобы резные наличники получились аккуратными и красивыми, нужно старательно переносить рисунок с шаблона и использовать только рисунки, предназначенные для техники прорезной резьбы.


Как без эскиза не начнёт создавать картину настоящий художник, так и без шаблона не работает мастер по резьбе. Выбор и изготовление трафарета – это первый шаг вначале довольно сложного и кропотливого пути по созданию резных изделий из дерева.

proekt-sam.ru

Трафареты и орнаменты наличников на окна в натуральную величину

Резные наличники, обрамляющие оконные проемы, органично вписываются в архитектурные стили деревянных коттеджей. Они подчеркивают самобытность срубов, каркасных построек, брусовых домов. Оригинальность элементам фасадного декора придают легкие узоры, витиеватые орнаменты, интересные рисунки. Они наносятся на поверхность древесины с помощью удобных трафаретов.

Функции оконных наличников

Поддерживая традиции деревянного зодчества, резные детали обогащают благородный вид усадьбы, добавляют выразительность простым строениям. Они сохраняют домашнее тепло и уют, радуют при взгляде снаружи. Подобранные в соответствии с предпочтениями обитателей жилья трафареты наличников на окна помогают создать гармоничный облик нового дома, оживить фасад старого здания.

При использовании на окнах ставен декоративные наличники могут выполнять функции рамы. Играя определяющую роль в дизайнерском оформлении оконных проемов, они решают ряд важных задач:

  • сокращение потерь тепла за счет устранения «мостиков холода» по периметру оконной рамы;
  • снижение уровня шума в помещениях;
  • уменьшение количества влаги и частиц пыли, проникающих с улицы;
  • придание фасадам уникальности, стилевой направленности;
  • создание на участке под застройку единого архитектурного ансамбля из объектов жилого и хозяйственного назначения.

Вне зависимости от формы, размеров, внешнего вида, деревянные наличники должны быть достаточно прочными, отвечать эксплуатационным требованиям. Изготовление по трафаретам с просчитанными геометрическими параметрами позволяет им надежно крепиться к стенам. Оно обеспечивает противостояние ветровым нагрузкам, температурным колебаниям. Для увеличения срока службы применяются эффективные защитные покрытия.

Традиционные и оригинальные орнаменты

К выбору элементов оформления оконных проемов следует подходить с пониманием стилей и дизайнерских приемов. С их помощью можно придать окну элегантную или строгую форму, сделать его очертание более выразительным, добиться восхитительного визуального эффекта. Выбирая в качестве шаблонов под наличники на окна трафареты в натуральную величину, покупатель получает наиболее выигрышный вариант декора. Удобные габариты позволяют приступить непосредственно к изготовлению изделий.

Отношение к дереву, как к материалу искусства, традиционно для культуры русского зодчества. При повторяемости отдельных конструктивных и декоративных деталей она предусматривает создание неповторимого архитектурного образа. Резные наличники издавна считаются не только средствами украшения, но и своеобразными оберегами для дома. На основе изучения сохранившихся старинных построек воссозданы уникальные изображения символов, животных, птиц, растений.

Образцы трафаретов для наличников разработаны в разных стилях и на любой вкус. Они помогают выразить определенные традиции, личные предпочтения. Использование готовых орнаментов позволяет оформлять здания в соответствии с этническими и классическими направлениями в искусстве. Четкие геометрические узоры больше соответствуют современным тенденциям в архитектуре.

Орнаменты для прорезных и накладных наличников могут содержать цельный рисунок или повторяющиеся элементы общего мотива. Для создания завершенного контура при разметке деталей нужно учитывать размеры оконного проема, схему и последовательность расположения узоров. Качественные трафареты дают возможность точно наносить на заготовку линии реза, определять границы дальнейшей обработки материала.

Вишня Японская (Prunus japonica) Семейство: Розоцветные Другие названия: Яма-Зукура, Каба-Закура (Япония) Распространение: Япония Вишня Японская – описание древесины Древесина прямозернистая с ровной текстурой. Цвет бледно-розовато-коричневый. Вес около 630 кг/м3; удельный вес .63. Механические свойства Вишня Японская имеет среднюю прочность на изгиб, хорошую устойчивость к ударным нагрузкам, низкую жесткость. Материал высыхает довольно легко, но с выраженной…

Вишня Европейская (Prunus avium) Семейство: Розоцветные Коммерческие названия: гин, дикая вишня, мазард, фруктовая вишня (Великобритания) Другие имена: мерисье (Франция), керс (Нидерланды), кирше (Германия) Распространение: Европа, Великобритания, Скандинавия, Азия и Северная Африка Вишня Европейская – описание древесины Сердцевина бледно-розовато-коричневого цвета. Древесина прямозернистая с ровной текстурой. Вес около 610 кг/м3; удельный вес .61. Механические свойства Древесина имеет…

Вишня Американская (Ромовая Вишня) Семейство: Розоцветные Коммерческие названия: черная вишня (Канада и США), шкафовая вишня (США) Другие названия: ромовая вишня, дикая вишня Распространение: в небольших количествах в районах лиственных лесов в Канаде и США Вишня Американская – описание древесины Цвет сердцевины дерева варьируется от насыщенного красного до красновато-коричневого. Древесина плотнозернистая с неоднородными вкраплениями и гладкой…

Сережейра (Амбурана Цеаренсис) Семейство: Бобовые Торговое название: амбурана (США) Другие названия: cerejeira rajada, кумаре (Бразилия), Пало-Требол (Аргентина) Распространение: Центральная и Южная Америки, в основном в восточных штатах Бразилии Описание древесины Сережейра Цвет древесины – однородный желтый или средне-коричневый с оранжево-розовым оттенком. Древесина имеет неоднородное зерно, грубую текстуру и слабый запах. Весит 600 кг/м3; удельный вес…

Сосна Пушистая (Филлокладус ромбоидальный) Семейство: Сосновые Распространение: Тасмания Сосна Пушистая – описание древесины Цвет сердцевины бледно-желтый, с четко выраженными кольцами роста. Древесина прямозернистая, с тонкой, ровной текстурой. Вес около 640 кг/мл3; удельный вес .64. Механические свойства Материал стабилен, обладает высокой прочностью на изгиб и ударные нагрузки. Древесина умеренно долговечна и проницаема для консервационной обработки. Сосна…

www.ktovdome.ru

Трафарет для наличников на окна в деревянном доме своими руками

Красивые вещи являются слабостью каждого человека, а если они сделаны своими руками, гордость за себя переполняет чувства. Именно к такому творчеству можно отнести резьбу по дереву. Как оригинально и уникально смотрится ваш дом с резными наличниками, где хозяин вложил в работу частицу своей души.

Что же представляет собой наличник? Он имеет вид декоративной накладки и монтируется с внешней стороны окна и является украшением, где применяется декоративный приём.

Это могут быть:

  1. Растения, демонстрирующие единство с природой.
  2. Солнце, расположенное на кокошнике, олицетворяющее энергию и жизнь.
  3. Серёжки, указывающие на гостеприимство владельца дома.
  4. Крест, символизирующий гармонию между духовным и материальным миром.
  5. Птица, говорящая о соединении в себя всех времён.
  6. Змея, олицетворяющая плодородие и мудрость.
  7. Крылья, подтверждающие силу и мощь.

Наличники различны по стилю, материалу, форме. Они являются завершением строительства, где подчёркивается индивидуальность и стиль жилища. И в то же время они прекрасно маскируют все недостатки проёма (щели).

Область применения

Широкое применение обрамления вокруг различных проёмов нашли себя в дверях и окнах. Расположение планок может быть как с внешней стороны улицы, так и внутри помещения.

В основном устанавливаются наличники одного типа, но резьба может отличаться. И при этом сохраняться общая тематика. Например, в детской комнате, планка будет с зайчиком. Вокруг него вырезаны цветочки. Тогда в кухне медвежонок, тоже должен быть обрамлён теми же цветами.

Сейчас брендом считаются пластиковые стеклопакеты. Некоторые люди умудряются поставить на них деревянную планку. В таком случае, надо красить её в белый цвет или выбирать стеклопакет из дерева.

Планки вокруг оконного проёма выполняют некоторые функции:

  1. Объединяют все строения во дворе в единый стиль.
  2. Снижают теплопотери.
  3. Защищают от пыли и сора, влаги, сквозняка.
  4. Повышают звукоизоляцию.
  5. Подчёркиваю уникальность жилого дома.
  6. Возможность выразить традиции региона, семьи, страны.
  7. Способность визуально вытягивать и расширять дом.
  8. Придают завершённость постройке.
  9. Закрывают монтажные швы.

Во времена наших предков, владельцы домов свято верили, что планки на окна имели не только красивый и оригинальный вид, но и являлись защитой от сглаза и нечистой силы. Поэтому, уделяли их изготовлению пристальное внимание, и старались выполнить только в уникальном виде.

Виды

Изделие может представлять собой пёструю роскошную резьбу или иметь скромные формы. Нижняя часть его называется «полотенчиком», верхняя – «кокошником.

Если рассматривать наличники по материалу, они могут быть из:

  • дерева;
  • металла;
  • пластика;
  • пенопласта и полиуретана;

По форме:

  • каплевидные;
  • фигурные;
  • полукруглые;
  • плоские;

Прежде чем начинать работу, стоит запастись шаблонами или трафаретами резных наличников, без их помощи невозможно достичь отличного результата. И выполнять своё произведение без них доступно только мастеру, который не один год трудится над резьбой по дереву.

Достать трафареты на сегодня можно свободно – это в магазинах, журналах, интернете.

На них можно нанести любой рисунок, какой только пожелает заказчик или мастер. Большой популярностью пользуются контуры растений, фигурки животных, орнаменты геометрических линий и фигур.

Стиль изделия может быть различный, и здесь реализуются самые необычные фантазии исполнителя.

Как сделать?

Трафареты, сделанные на фотошопе

Трафареты делаются разными способами:

  1. При помощи графического редактора. Находится нужное изображение и обрабатывается фотошопом. В любом компьютере есть приложение Paint, оно используется для редактирования, раскрашивания и рисования. Зайдя на эту страничку, вы можете разработать личные изображения, начиная, с простейших и заканчивая сложными проектами. Есть возможность добавить текст и различные элементы к уже существующим файлам рисунков.
  2. Ксерокопии. Выбирается рисунок, который очень понравился и при копировании сразу увеличивается до нужного размера. Вторым вариантом – это сканирование и распечатка образца на принтере.
  3. Ручным способом. Здесь используется технология масштабирования (копирование) и по клеточкам (линейное масштабирование).

Скачать готовые можно по следующей ссылке:

http://www.curbala.ru/rez_ba-shablony.htm

Изготовление резьбы

Из картона делаем шаблон, величина должна быть натуральной. На все элементы рисунка изготавливается личный шаблон.

Теперь, его нужно уложить на доску и обвести контур карандашом.

Намечаем места для отверстий. Допустим, надо вырезать листок. Для начала просверливается отверстие, затем лобзиком вырисовывается листок. Вслед за отверстиями делаем все внутренние узоры, затем переходим к внешнему орнаменту.

Существует метод копирования, для нанесения рисунка. Здесь используем копировальную бумагу. Обводим рисунок через неё на доску и получаем узор на древесине.

Необходимые инструменты:

  • наждачная бумага различных номеров;
  • электролобзик;
  • дрель с набором свёрл;
  • набор стамесок;

Инструкция:

  1. Узор делаем одинаковым на всех окнах. Для этого используем трафарет или эскиз.
  2. Рисунок на заготовке располагаем правильно, где все элементы размещаем не поперёк волокон, а вдоль. Что не позволит растрескиваться резьбе.
  3. Прорезные участки закрашиваем карандашом.

Резьба по дереву делается двумя вариантами:

  1. Накладная. В этом варианте используем более тонкую заготовку, тогда работа упрощается. Здесь же делаем отдельные элементы, которые потом будем складывать на единой доске.
  2. Прорезная. В этом случае прорез делаем насквозь, получатся вид кружева, которое изыскано и красиво обрамляет окно.

Установка наличников

Сотворить красивое изделие – это одно. А вот правильно закрепить его на окно – другое.

Эстетический вид, и долгий срок службы вплотную зависит от качества монтажа наличников.

Существуют два способа крепления на деревянные окна:

  1. Сквозной шип. Метод является простым и не очень надёжным. Шипы следует устанавливать в местах, где их будет незаметно. Здесь получается дополнительная защита от влаги.
  2. Глухой шип. Шип заходит в наличник. Тогда как в раме просверливается отверстие для него. Надо смазать шип клеем и завести его в паз. Крепление считается сложным, но оно более надёжное, чем при первом способе.

Крепление на пластиковое окно производится жидкими гвоздями, во избежание нарушения целостности конструкции.

Пошаговое руководство:

  1. Делаем замеры с окна.
  2. Выбираем разновидность дерева и хорошо его просушиваем. Выбор ширины и высоты не играет большой роли для резных наличников, главное, чтобы толщина была 3 см. Это в том случае, если резьба будет вестись прорезная, для накладной – 1 см.
  3. Дерево обрабатываем наждачной бумагой, начиная с крупнозернистой, а в конце нулёвкой.
  4. Вырезаем трафареты.
  5. Берём простой карандаш и наносим рисунок или узор на лицевую сторону деревянной поверхности. Сквозные прорези закрашиваем.
  6. Начинаем вырезать узор. Сразу начнём со сквозных отверстий. Там, где будет входить лобзик, желательно, использовать дрель, для более аккуратного среза.
  7. Отверстия тщательно обрабатываем наждачной бумагой.
  8. Чтобы удалить пыль из несквозных отверстий, воспользуемся пылесосом.
  9. При использовании элементов накладной резьбы, крепим их на гвозди без шляпок. Причём, для надёжности пройдёмся клеем по тыльной стороне.
  10. Теперь возьмём влажную ветошь и протираем узор, до полного обеспыливания площадки.
  11. Финишной операцией будем считать морилку, которой затонируем наличник или покроем сразу лаком.

Советы

  1. Если вы только начинаете работать по трафарету над рисунком наличника, следует выбирать более простой рисунок с крупными фигурами. Чем мельче рисунок, тем он сложней. Элементы рисунка хорошо пробовать со сквозных отверстий.
  2. Лобзиком вырезаются открытые элементы.
  3. Бук, лиственница и дуб – дорогостоящий материал и трудно обрабатывается, но у них длительный срок службы.
  4. Самым лёгким в обработке является такой материал, как липа.
  5. Материал, который наиболее часто используется – сосна.

househill.ru

Русские наличники

Автор:
22 июня 2014 10:30

В этой подборке я предлагаю посмотреть на самые красивые интересные и необычные наличники России.

fishki.net

Раскраски-чертержи резных наличников для детей и взрослых

Идея сделать раскраску с наличниками появилась давно, однако для того, чтобы ее воплотить — отрисовать реальные наличники — потребовалось немало времени!
Поэтому вам можно не рисовать наличники самим а приобрести уже готовую книжку-раскраску с наличниками:

Или, для начала, распечатать и раскрасить некоторые из здесь представленных.
Нарисовать все эти наличники мне одному было бы не по силам, поэтому огромное спасибо Матвею, с сайта Ornamentov.net, который давно занимается отрисовкой узоров на резных наличниках, и который согласился предоставить несколько чертежей для нас и наших детей!
По своему опыту могу сказать, что одному ребенку можно не распечатывать сразу двадцать окошек. Лучше подкладывайте их по одному: удовольствия, будьте уверены, гораздо больше!






















Эта запись также доступна на: Английский

nalichniki.com

Виртуальный музей фотографий традиционных резных деревянных наличников.

…— Мама на скорой работала, вот у неё там рассказов тебе на целую книгу! Мам, расскажи!

— Чего?

— Ну как ты на скорой ездила!
— Так чего, я уж не помню теперь…

Маленькая бабушка улыбается виновато, разводит руками, но дочка не сдаётся.
— Ну как у тебя парень через забор лез…

— А, это… Ну лез… Перелезал он через железную эту, ограду… пропорол себе… Крюк у него вошел и вышел… Торопился видно очень куда-то… Перелазил через забор. Ну забор такой… — бабушка начинает говорить быстрее, видно вспоминает, — …это завод, агрегатный завод. Там не проволока колючая, это арматура. Сделана: вот тут вот кирпичи, тут столбы такие кирпичные, — она показывает перед собой, и видно хорошо помнит, как был устроен этот забор. — а между ними вот эти вот штыри, которые вот так наверху заточены и загнуты. Он хотел прыгнуть и… И вот…

Бабушка затихает, но дочка не даёт ей остановиться:

— И чего, снимали вы его с крюка?

— Нет, спиливали, вместе со штырем его везли. А потом, мы же когда на скорой помощи работаешь, привозишь в больницу, потом идет сличение диагнозов. Я диагноз поставила сразу… У  меня было сто процентов всегда… А если бы я сказала: «Ребята, пойдите, помогите, давайте, стащим его», ну я бы что, выдернула с кишками, со всем на свете, он бы не выжил, а так спасли парня, проникающее ранение просто…

Она замолкает, я, затаив дыхание, жду продолжения, и кажется, что воспоминания уже захватили её:

— У наркоманов была… Тоже страшно… Тоже страшно. Зашла, а он дверь закрыл, у него тут в углу шприцы валяются. Говорит: «Коли мне!» А мы же, — она понижает голос, поясняя видно для меня,  — мы же ходили раньше со всеми наркотиками, всё сразу с собой. Я одна поднималась.  Сейчас бригады в три человека. Сейчас они и кардиограмму и всё на свете, а тогда — соображай сама, что хочешь. Я была фельдшер первой категории, одна ездила. Соображай сама, что хочешь. И вот он, закрыл дверь, встал. А ехала, еще была скорая помощь «Победа». Она как Волга что ль. В такой мы ездили. И я его везла в такой машине рядышком.

— Куда везли? — не пойму я.
— А я договорилась с ним. Договорилась. Обманула, сказала, что у нас сейчас нету наркотиков. «Поедем в больницу. Я попрошу их и тебе сделают.» Ну мне лишь бы куда-нибудь было… В больницу отвезла. В наркологию, там сдала, там его скрутили, чего-то сделали… А как я? Ну я попробуй позвать… Да у меня и не было никакого телефона! Где его… Кому позвоню? Или приезжала,  — продолжает она, вдруг безо всякой паузы, рассказывая уже другой случай, — там с сердцем к одному. Вот то, что сильно запомнилось. Молодой, невозможный. Это… У нас там далеко… ТЭЦ у нас там есть… Ну там всё у них этсамое… На ТЭЦ район… И там дома старинные какие-то навроде черных какие-то… Ну пришла. В подъезде света нет, ничего. Говорю, Мить, проводи меня. Шофёру. Проводи меня. Он: «Щас!» Он такой, деревенский, хороший мужик. Вот. До двери проводил меня. Дверь приоткрыта. Захожу. Такой приглушенный такой свет. Тёмненький такой свет. Лежит молодой-молодой парень. Лежит. Ну всё, думала умер. Наклоняюсь к нему. А он в одних трусиках… 


Она замолкает, как будто досказав этот эпизод, но я не понимаю:

— И что, — говорю, — умер?

— Да прям, умер. — с укоризной качает она головой. — «Плохо с сердцем», — говорит. А ему женщина нужна была просто. Он уже ко мне руки… Уж я еле отговорилась…

Она машет рукой, обрывая рассказ, и снова продолжает, словно выныривая на поверхность воспоминаний.

— А в тюрьму меня вызвали, там перерезали друг друга… Там камера… Дело в том, что я например никогда не ожидала… Ну что мы по тюрьмам ходим? Прохожу я, эти стоят там, постовые. И всё. Зашли. Открыл камеру и меня туда сунул, а сам не зашел. И закрыл. А они там. Шесть или семь человек. Страшные… И сам не зашел. Я даже растерялась, не знаю за кого… Потому что из одного кровь течет, из другого, третьего… Что и как… Ну вот. Смотрю, везти надо в больницу. Зашивать. Посадила их в скорую и ещё двоих… Их зашить тоже немножко. Что я там в камере, окажу, какую помощь? Подай, говорю, там мужчине, подай ножницы, отрезать там надо. Вот он бы ножницами сунул мне в глаза и всё… а ему чего, ему всё равно помирать: там одни уркаганы сидели… Поехали. Один туда сел, в кабину, а я с двумя сзади в этот… И энтот не сел с ними, который сопровождается. Сел один в кабинку. Приехали в железнодорожную больницу… Там их зашивали…

— А про роды, про роды расскажи, мам! — требует продолжения, словно читая мои мысли, дочь.

— Ой, меня везде преследовали эти роды. — Охотно откликается она. — Вот у нас там река Сосна, ты проезжал. Забрала я по скорой роженицу, говорю: «Что ж ты дотянула-то в роддом везти?» А… не там… это в другом месте… Ну короче. Забрала её. Стали проезжать под мостом и там машины скопились. Машины скопились. А половодка была. Половодка. Не пропускают: не могут разъехаться, чтобы скорую хотя бы пропустить. Этот… Шофер-то был шпановатый у нас… и матом крыл и всё на свете. А она у меня начала рожать в машине! Ну ничего нету с собой. Тряпок хотя бы! Ничего нет. С себя халат. Разделась, с себя… Замотала в это самое… ребёнка-то этого замотала в шарф или что у меня… платок по-моему был какой-то… — она трёт переносицу вспоминая, — Не… В платок мотала в другой раз… Там знаешь кто рожал… вся горбатая женщина. И тут горб и там горб. В деревне… Это  когда я из этого самого… из училища только. А тут вот эта вот горбатая. Рожает. Горбатая. Мужик-то вёз нас на санях. Зимой было. На санях. И это наверное кило́метров восемнадцать-двадцать… Она там корячится, начала рожать. Там. На санях. Едем мы с ней, она «Ох-ах-ох» Тужится, всё! Это… там мальчик. Родила, положила эту… На мне пуховый платок был. Ну я приняла, говорю мужику «Теперь гони!» Довезла, передаю, вывалила из платка. От него пар валит!!! Мороз кругом… Вот что мне запомнилось. Пар! И запомнилось, что пупок хорошо завязан. Меня там похвалили… 

Снова взгляд её туманится, я думаю, что она прервется, но нет, почти сразу она продолжает, словно желая высказать давно рвущиеся наружу истории:
— Другой раз тоже забирала роженицу, с одного этажа спустила, а она всё уже… ну чего, постучали в первую попавшуюся дверь, чтоб простыни чё-то куда-то… Так на лестничной клетке приняла девочку. Потом в машину и… — она вдруг обрывает себя и оживляется, обращаясь к дочке, — потом, вот сколько времени прошло, потом эта женщина ко мне подошла: «Здрасьте!» А я не узнала, потом она говорит ««Внучка» ваша в медицинском техникуме учится». Я говорю «Господи!» Она значит закончила медицинский техникум, она медсестра. На медсестринском. Метр восемьдесят она! Я с ногу с её! С ногу!  Потом значит моя «внучка» стала работать в нашей поликлинике. Во второй поликлинике. Ну прихожу я к ней: уколы делает прекрасно! Прекрасно. Мне всегда не попадают в вену, а она мне уколола и взяла это самое, я потом только к ней ходила…

— Мам, ты расскажи, как ты из училища только приехала! Про тех, которые молитвы читали!

— Да это я не помню уж… Это ж сколько лет…— пытается протестовать бабушка, но тут же подхватывает, — Как послали меня под Орёл, я училище только что закончила… Это пятьдесят, где-то, второй год… Там женщина. Разродиться она не могла. И там уже монашки читают уже молитву чуть ли не. А этот дед, который отец, ну мужик… Дед-отец, кто там, не знаю, он за фельдшерицей всё-таки поехал. Он меня везет. Мне семнадцать, я — две косички тощие, метр тридцать росту, с тех пор не выросла… Он везет, говорит: «Кого везу? Ребенка! Что она понимает!» Ну пришла. Бабки там уже повитухи, уже всё… А там асфексия белая… ну пуповиной обмотан ребенок. Уже не синяя, белая… Это плохо совсем. Я подлезла, вытащила петлю с этой, с шеи, роды приняла… А ребёнок не кричит… И ничего… Я им: «Давайте мне скорее воды!» И я его как того поросёнка: в холодную воду, в горячую, в холодную, в горячую… Так они еще воду не хотели тащить мне! Читают «Отче наш», хоть ты чего им… А я никаких отчей тогда не знала и ничего не признавала… Ну откачала… Мне мужик потом этот всё надавал — она смеётся, — всё надавал! И масло, и яйца, и молока налил! И на санях… Посадил, отвёз, и там всей деревне рассказал…

— Мам, а у тебя тогда было чувство, что ты всё правильно сделала, что молодец?

— Не-а. Тогда страшно только было… У меня только было, знаешь когда «молодец»… Это у меня случай… Когда уже меня перевели… Я же поехала заведующей медпунктом. Они не имели права меня ставить до восемнадцати хотя бы лет, но не было ж никого. Вот меня привез в этот… в посёлок, как его… В  медпункт заведующей. Там санитарка у меня. Санитарка. И вот я заведующей приехала туда. А там работал фельдшером старый уже мужик. Ну что он скажет? «Не понимает! Она ничего не понимает!» И вот. И это страшное дело было. Страшное дело. Я и действительно ничего не понимала. Но у меня хотя бы теория была. Даже зрительная память. Даже всё, что я помню сразу. У меня всё это… И вот там вызывают на роды. На роды. Приехала. Всё, родила. Послед никак не выходит. Что делать? Я как эта… Как всё взяла, вспомнила всё сразу… Мужик светил мне лампою. Светил лампою, стоял. Лампой… — она смеётся, вспоминая, — Залезла, всё… Ручки маленькие у меня… И вот так: раз! — отсоединилось всё, и я вытащила. Но сколько мне это тогда стоило… Вот когда я пережила… И прям на второй, на третий день написала учительнице своей, через которую я не получила красный диплом. Одна четверка у меня. Именно по акушерству! Я написала ей письмо. Всё написала, как что. Мы потом встречались, торт «Киевский» я ей привозила… Вот тогда я пережила. Вот это мне было страшно, ужас… страшно…

Она переводит дух, я стараюсь дышать ровно и глубоко, чтоб предательски, знаю, заблестевшие глаза, не подвели меня окончательно. «Какая жизнь, — только и думаю, — какая жизнь…»

А старенькая бабушка вдруг оживляется:

— А Юрку как рожала сама? — она делает паузу и показывая на дочку поясняет, — Ей четыре с половиной, я её отправила. Сказала «Пойди к тёте там такой-то, скажи: «У мамы живот болит». Там дома́ у нас были, дом от дома и-то далеко… далековато… Она пошла играть. Подружка у неё там была. Она пришла и села играть, заигралась. А это… А я одна осталась… Беспросветное отчаяние какое-то было… Я её отправила. Тоже… четыре с половиной года, отправила одну чёрт-те куда! У меня спазмы… А мужа нет, никого нет: он уехал, сказал: «Не волнуйся, я на связи!». Каргашинова оставил тебе. Солдата. Солдат в роте, телефон у него. Я звоню этому Каргашинову. Говорю: «У меня схватки начались.» Он говорит: «Ну и что? Я тут один.» Ну солдат, чего с него… А все где-то там на сборах. А эта маленькая приходит к соседке. Ну пришла, играет. Пока та сообразила, пока спросила: «А где мама?». «А мама сказала, что у неё сильно живот болит». Та побежала. А в это время другая соседка зашла за нитками. Зашла. А там изба там у нас. Там изба с печкой. Заходит за нитками, а тут роды вовсю! Вот это всё лежит… Вместо того, чтоб чё-то как-то помочь, она вылетает и вот её потом все они смеются — с открытым ртом бежит по этой дороге и кричит: «Аааааа, Нинка там рожает». Так над ней потом ржали… И тапки в разные стороны… А я когда родила, уже пупок завязала, не помню как, не соображаю ничего… Она прибежала обратно, наклонилась и говорит: «Мальчик родился». Тут она заплакала на меня… А мне показалось дождь… Дождь идёт… 

PS Наличники эти и домик этот прекрасный — из Ельца Липецкой области.

nalichniki.com

Картинки — шаблоны «Резные деревянные наличники на окна» (34 фото) ⭐ Забавник

Для мастеров по дереву или начинающих любителей, мы подобрали красивые деревянные наличники на окна, а также шаблоны для вырезания. Смотрите, выбирайте, творите!

Наличники на окна

 

Наличник на окно

 

Шаблоны наличников на окна

 

Рисунок — трафарет на наличник на окна

Варианты верхней резной доски наличника окна

 

Наличники на окнах

Простые наличники окна

 

 

zabavnik.club