Лоскутное шитье объемное – бесплатные мастер-классы на Ярмарке Мастеров

фото, объемное стеганое, техника шитья из квадратов, видео-инструкция

Одеяло из кусочков ткани преобразит и сделает уютным любой интерьерНаверняка в памяти каждого человека есть история или страница с изображением бабушкиного одеяла, созданного из маленьких лоскутков разного размера и конфигурации, где применяется уникальная техника. За этим образом не только воспоминания, но и целая эпоха культуры и самобытности нашего предыдущего поколения.

От таких воспоминаний и веет не только тоской по прошлому, но и уважением и почитанием трудолюбия и усидчивости рукодельниц того времени. Хотя, может быть, и несправедливо недооценивать современных любителей лоскутного мастерства. Пусть не в таких объемах и размахе, но, все же, и среди нашего поколения встречаются мастера такого самобытного искусства, фото которых можно найти в большом разнообразии. И наверняка каждый из нас встречал в своей жизни уже современные экземпляры созданных шедевров, о которых поведает история, где стежка и техника просто идеальные, хоть не в близком рассмотрении, но на фото или в интернете – наверняка.

Объемное лоскутное одеяло

Создание изделия под названием стеганое лоскутное одеяло, подразумевает, прежде всего, изготовление предмета для уютного и комфортного отдыха и сна. Для этого нам нужен утепленный вариант и подходящее фото с готовым изделием для облегчения выполнения. Здесь уместно обратить внимание, что стеганое изделие можно создать объемным, и тогда показатель тепла и уюта будет достигнут максимальной отметки. Идеи для творчества, созданные узоры, техника исполнения и стежка могут быть настолько разнообразными, что изделие становится не только функционально используемым, но и его можно отнести к произведениям искусства.

Сама по себе ткань, лоскутки которой используются, где правильные стежка и прокладка, способны, при умелом сочетании и соединении, создать настоящее произведение искусства. Многое зависит от умения рукодельницы чисто выполнить работу и стежку готового полотна по фото и применяемая техника. Также важно почувствовать сочетание цветов и расцветок, в которые раскрашена ткань, чувство и ощущение видения готового изделия.

Объемное лоскутное одеяло может быть выполнено разными методами

Используемая при работе стежка и разнообразная ткань, дает возможность создать не только двухстороннее покрытие одеяла, но и заменяет ему пододеяльник. Между двумя полотнами лоскутных плоскостей прокладываем материал, который создает объем. В этой роли может выступать и тонкий поролон, и ватин, и синтепон, и холлофайбер. Главное – правильно проложенная стежка, удачные узоры и техника при творческом сочетании лоскутов. У каждой рукодельницы могут быть свои идеи, но каждый созданный пододеяльник подразумевает свою ткань.

Заранее подготовленные элементы на итоговом этапе соединяются между собой

Стежка лоскутного одеяла

Для создания шедевра рукоделия, для чего применяется ткань разных цветов, необходимо совсем немного усидчивости, наличие идеи, запас нескольких фото из интернета для создания своего образа, и, конечно, ткань, которая может быть подобрана по фактуре изготовления, по контрастности или сочетаемости рисунка. И тогда созданные блоки можно соединять в целый пододеяльник. Созданная из отдельных лоскутков плитка создает неповторимость всего образа. Плитка изготавливается из заготовок и отдельных деталей, при соединении которых образуются отдельные блоки. Блоки связываются между собой, после чего можно увидеть, что у вас уже получилась своя история и своя техника изготовления.

При соединении двух основных частей получается пододеяльник. Теперь нам нужно разместить и сформировать узор, по которому выполняется стежка. Идеи нанесения трафарета могут быть разными, да и способ тоже, но главное, чтобы техника изготовления позволяла выразить весь смысл, а стежка и плитка ложились ровно и помогали создать именно то, что ожидается.

Что нужно для стяжки

Техника, при которой создается правильная и красивая стежка, предусматривает прежде всего использование необходимых приспособлений:

  • Пяльцы;
  • Нитки №30;
  • Специальная лапка для швейной машинки для удобства работы.

Идеи для своих творений можно брать из интернета

Техника

В первую очередь, используя для формирования своей идеи анализ всех фото и описаний используемых материалов, вы должны запастись всеми инструментами и приспособлениями, а также продумать, готова ли плитка, чтобы блоки получились равными.

Ваша история начинается со следующего списка:

  • Ткань, отсортированная по разновидностям для верхней части одеяла;
  • Ткань для нижней части одеяла — подкладка;
  • Различные швейные иглы: для ручной стежки с большим ушком, и для машинки;
  • Линейка;
  • Булавки: безопасные и прямые обыкновенные;
  • Нитки для вспомогательных и основных швов;
  • Швейная машина.

Для сборки верхней части изделия, при которой соединится плитка, создаем нужный пододеяльник и его изображение.

Выполняем такие действия:

  • Сортируется плитка, для чего берется ткань по смысловым характеристикам;
  • Осуществляется раскрой в нужный размер;
  • Сострачиваем лоскутки по две штуки лицевыми сторонами вниз;
  • Состроченные пары соединяем между собой, чтобы плитка смотрелась аккуратно;
  • Блоки складываем лицевыми сторонами и прострачиваем.

Лоскутное одеяло составляется из одинаковых по размеру разнохарактерных кусочков ткани

Стеганое лоскутное одеяло из квадратов

Само по себе создание такого произведения искусства как лоскутное одеяло, для которого плитка под пододеяльник должна подбираться правильно, является очень интересным и творческим процессом, где рукодельница проецирует свою мысль и фантазию на воплощение в конкретный рисунок или пододеяльник. Конечно, проще всего создать стеганое лоскутное одеяло из квадратов. Однако такими фотографиями внуков не порадуешь, и нужно придумать что-то очень интересное. Четкое равенство сторон позволяет творческому процессу применять буйство фантазий и создание неповторимого узора. Сколько таких фотографий, которым можно подражать, что-то объединить или придумать свое, добавив, сложно представить. Созданные из отдельных квадратов полоски, в последующем соединяются между собой. Здесь немаловажно выдержать стыковку каждых швов, и тогда изделие будет выглядеть более аккуратным. Окантовку лоскутного одеяла лучше делать вручную.

В лоскутном шитье важно соблюдать правильную стыковку каждого шва

Использование максимума внимания, правильного сочетания цветов и расцветок тканей, а также хорошо подобранная плитка, позволят вам использовать все просторы создания неповторимого рисунка и сочетания оттенков, чтобы пододеяльник получился уникальным. И ваше стеганное лоскутное одеяло станет настоящим шедевром, а ваши члены семьи по достоинству оценят такое произведения домашнего искусства. Ведь, огласитесь, далеко не каждая женщина, способна создать такой шедевр. Тем более, что совсем не все по-хорошему дружат со швейной машинкой.

Простейшие геометрические фигуры, такие как квадраты, способны создать неповторимые образы и для ваших фантазий и красочного воображения открываются неотразимые горизонты, и вы в своем творчестве готовы творить настоящие чудеса.

При сборке уже заготовленных деталей, важно уделить внимание обработке и чистоте обтачки, особенно, если шьется дополнительно пододеяльник. Именно от этого зависит полная картина и эффектность внешнего вида.

Как шьют лоскутные одеяла (видео-инструкция)

Если вы четко уверены, что ваша идея создания шедевра рукоделия соответствует всем требованиям и фото, а история создания такой нужной в обиходе вещи стоит затрат времени и труда, то смело беритесь за дело! И у вас все получится! Ведь главное здесь желание и наличие швейной машинки, все остальное приложится по ходу дела. А в вашем распоряжении сначала появится стеганное лоскутное одеяло, а потоми другие изделия, созданные душой и умелыми руками.

Лоскутные одеяла своими руками (фотогалерея)

dekormyhome.ru

Пэчворк (лоскутное шитье)

Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Правила раскроя

Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:

1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.

2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.

3. Расчерчивать ткань рекомендуется карандашом, мелом или мылом, но не ручками (шариковыми или гелевыми), так как следы от них могут появиться на обратной стороне ткани, их невозможно будет удалить с готового изделия.

4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.

5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.

6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.

7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.

Виды лоскутного шитья

1. Традиционный

Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.

2. Сумасшедшие лоскутки

В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.

3. Вязаный

В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.

4. Японский стиль

Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.

5.Акварель

Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.

6. Полоска к полоске

В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.

7. Изба из бревен

Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.

8. Магический треугольник

Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.

9. Уголки

Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.

10. Шахматка

Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.

11. Русский квадрат

Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники — полосы.

12. Соты или бабушкин сад

Основу полотна формируют шестигранные заготовки.

Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье

Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.

Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.

Источник: http://happymodern.ru/

curious-world.ru

Пэчворк • Квилтинг • Лоскутное шитье | Пэчворк • идеи

Пэчворк • идеи

От лоскутка до квилта


Мы уже говорили о шитье по бумажным шаблонам и о том, что можно сшить из шестигранников в технике Соты, а сегодня — пример того, как быть с совсем маленькими лоскутками. Здесь техника шитья из гексагонов соединяется с крейзи-пэчворком.

Вначале шьются и простегиваются блоки в стиле крейзи-квилтинг, затем они обрезаются до шестигранников и обшиваются бейкой. Получаются готовые совершенно одинаковые по размеру гексагоны, которые уже могут выполнять самостоятельную функцию (например, быть салфетками, подставками под горячее, прихватками). Но их еще можно и сшить друг с другом, чтобы сделать что-то более масштабное. Бумажные шаблоны в этом случае не понадобятся, т.к. блоки сами уже достаточно плотные и ровные.



Что можно сшить из шестигранников в лоскутной технике Соты (Бабушкин Сад)?

Да что угодно: сумки, кошельки, подушки, игольницы, коврики, салфетки, занавески, органайзеры, панно, лоскутные одеяла… Хаотичный набор оттенков дает забавное пестрое полотно, центровая комбинация — разноцветные цветочки (отчего и пошло название Бабушкин Сад), а некоторые умельцы выкладывают из шестиугольников целые сложные мозаики! Но об этом — в следующей публикации.

Хитрость с лоскутным шариком: центровой блок пятигранный)


Идея забавной игольницы в виде клубнички — все гениальное просто!)

Самое простое, наверное, с чего можно начать начинающему лоскутнику — это сшить самостоятельно игольницу. Идей для того, как может выглядеть игольница безумно много: начиная от простой квадратной подушечки и заканчивая очень сложными и удивительно красивыми объектами искусства. Но не обязательно ваша игольница должна быть сложной, чтобы быть удивительной — за некоторыми простыми идеями кроются весьма самобытные вещицы. Как например, эта игольница в виде клубнички.


Видео-пример выполнения художественной стежки на швейной машине. Свободно-ходовая машинная стежка «камешки». Классический квилтинг — простегивание трех слоев (два слоя ткани и прокладка). Для выполнения этой техники необходимо отключить нижний транспортер на швейной машине, чтобы свободно двигать ткань руками в любом направлении. Также понадобится специальная пружинная лапка, воображение и смелость, т.к. рисунок на ткань наносится нитками непосредственно во время работы.



Японская стежка или вышивка сашико как ручной способ соединения слоев в квилте

Вышивка сашико — популярный в Японии вид рукоделия, который выполняется на однотонной (обычно синей) ткани толстыми белыми нитками. В основе сашико лежат геометрические узоры и прямые линии. Возможно использование этой техники и для стежки лоскутных изделий. В этом мастер-классе показан принцип работы в стиле сашико. Длинные ровные стежки следуют строго по разметке, заранее нанесенной на ткань. Результат: фактурный орнамент, имеющий не только декоративную функцию, но и надежно скрепляющий слои сэндвича.



Лоскутное шитье для начинающих: учимся стегать вручную

Ручная художественная стежка выполняется нитками в тон ткани очень маленькими стежками. Рекомендуется не стягивать слишком сильно слои ткани, оставляя строчку свободной. Перед началом стежки лучше сразу нанести контур рисунка мелом, мылом или исчезающим маркером, а слои сколоть булавками или сметать. По окончании стежки наметка убирается — стежка создает красивый объемный узор.


patchtoquilt.ru

Book: Лоскутное шитье: Практическое руководство

Лоскутные изделия принято отделывать различными деталями, которые не только дополняют и разнообразят композиции, но и придают им декоративность. Сшитые из множества лоскутков, изделия имеют большое количество швов, которые закрывают подкладкой. Для того чтобы лоскутное одеяло было практичным, а не только чисто декоративным и могло послужить и последующим поколениям, его необходимо простегать. Синонимом русского слова «стежка» является английское «килтинг». Изначально слово «килт» обозначало одеяло, в первую очередь – американское, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Позднее килтом стали называть все изделия, выполненные в этой технике.

Стежка, или килтинг, – это неотъемлемая часть в технике лоскутной мозаики. Стежка может быть обычной или фигурной, но в ней должна быть четкая размеренность: на 1 см ткани приходятся пять частых стежков ручного шва «вперед иголка». Задача стежки – прочно соединить три слоя одеяла – лоскутный верх, утепляющую прокладку и подкладку. Классически «стежку» выполняют хлопчатобумажными нитками в цвет ткани и на руках. Для этого используют короткие, прочные и тонкие иголки и обязательно – наперсток.

Со стороны работа по стежке, например лоскутного одеяла, кажется очень сложной и кропотливой. Но по мере работы, когда под руками начинает «оживать» задуманная вами композиция, стежка из нудной работы превращается в удовольствие. Прошивая каждый узор, можно получить различные по фактуре фигуры, а часто и сама лоскутная вещь преображается и приобретает как бы дополнительное измерение: одни детали выдвигаются на первый план, другие притеняются, становятся фоном. Очень красиво смотрится и стежка на пустых местах в орнаменте или по кайме – здесь можно выполнить любой рисунок и даже сделать надпись с добрыми пожеланиями. Часто, если получилась выдающаяся вещь, автор подписывает ее, вышивая свое имя на кайме или на одном из орнаментов.

Существуют и национальные стежки, которые создают паутинный ажур: «Амишкилтинг», японская техника килтинга «Сашико» – на однотонную ткань (синюю, белую, красную) наносится геометрический орнамент, который выполняется контрастными нитками (белые нитки на синем фоне). Очень сложное и элегантно-изысканное шитье.

Безусловно, ручная стежка выглядит намного красивее и, как бы сказать, подлиннее, чем машинная. Но она требует покоя в душе, умиротворения, а главное – времени. Ау кого оно сейчас есть! Поэтому очень многие мастерицы предпочитают простегивать свои изделия на швейной машинке – это экономит время.

До начала работы нужно определиться с будущим рисунком на изделии. Имейте в виду, что чем больше заполнится лоскутное полотно стежкой, тем плотнее получится окончательное полотно (и прочнее и долговечнее оно будет!).

Многие вещи можно сразу стегать на машинке, например «стежкой в шов», и тогда предварительный рисунок не нужен. Но сложные геометрические узоры все-таки лучше сначала нарисовать, чтобы во время стежки они не исказились. Рисунок делается по лицевой стороне лоскутной вещи обмылком, цветным мелком или карандашом по шаблону или от руки. Можно перевести рисунок на кальку и, приметав ее к полотну, вести строчку через нее. После работы слегка смочите кальку – тогда ее легче будет удалить из швов. Рисунок по кальке будет более точным, да и выглядеть изделие будет аккуратней, так как не нужно будет удалять следы от маркера или карандаша с ткани.

Вот несколько общих правил стежки.

? При стежке на машинке цвет верхней нити подбирайте так, чтобы он либо выделялся на работе, либо, наоборот, совпадал с цветом изделия. Нижняя нить должна быть на номер толще верхней и совпадать по цвету с цветом подкладки.

? Для машинной стежки основу, прокладку и подкладку лучше скалывать булавками, чем прометывать нитками. А если вы используете нитки – то берите яркие и контрастные, чтобы потом легче было их удалить. Помните, что нитки сложнее выпарывать из плотной стежки, и вид у изделия в этом случае может получиться неаккуратным.

Схема простегивания одеяла

? Любое изделие начинайте выстегивать от середины к краям. Сначала сделайте все самые общие и длинные линии и только потом выстегивайте детали.

? Обустройте рабочее место так, чтобы ваше одеяло не съезжало и не перекашивалось, иначе слои могут сдвинуться, и тогда исказится весь рисунок. Можно подставить стул, чтобы на него мягко, складками, спадало одеяло. Одеяло лучше скатать в рулон или сложить и закрепить специальными клипсами. Если вы стегаете вручную, то делать это нужно на полу или большом столе.

? Обязательно закрепляйте каждую линию стежки – и начало, и конец, делая несколько стежков назад. После того как простегаете всю линию, хвостик нитки проденьте в обыч ную иголку и протяните его в центр простеганного изделия, чтобы спрятать.

? Во время работы не тяните изделие, чтобы строчка не растягивалась. Придерживайте ткань с двух сторон руками, разглаживая материю около лапки.

? Как можно чаще проверяйте, нет ли складок на подкладке, и, если они появляются, тщательно их расправляйте, особенно перед проходом машинной иглы. Если вы все-таки простегали невзначай складку, то придется, как это ни грустно, шов распороть и прошить заново.

? Особый «шик» придает стежке непрерывность строчки на протяжении всего изделия, пусть даже двуспального одеяла.

Рассмотрим самые простые виды стежки.

Наиболее популярна стежка по контуру. Эта стежка делается на машинке на расстоянии 0,75 см от основного шва с двух сторон от него. Приблизительно это размер половины машинной лапки, и, приноровившись, можно дополнительно не размечать ткань под этот вид стежки. Она как бы с двух сторон очерчивает шов и делает фрагменты менее выпуклыми, чем при стежке «в шов».

Стежка «в шов» выполняется вдоль по линиям швов. Когда вы разглаживали швы, то припуски раскладывали в одну сторону от шва. Данная стежка делается по той стороне, где нет припусков, и вам не нужно прострачивать четыре слоя ткани. Ее делают как на машинке, так и на руках. После прошивки стежкой «в шов» мелкие фрагменты становятся более выпуклыми.

Большие куски ткани можно простегивать, применяя различные геометрические узоры, соединенные в решетки из ромбов или квадратов. Вместо прямых линий можно применять фигурные. Например, пунктирная стежка делается на машинке при помощи лапки для штопки. Эта техника подходит для обработки различных фигурных и абстрактных рисунков.

Фигурная стежка

Важно, чтобы рисунок, выполняемый стежкой, был красивым. Для этого швы не должны накладываться друг на друга, сливаться, а расстояния между ними по возможности должны быть равными. Ткань нужно подвигать очень плавно, чтобы стежка была равномерной.

Правильная (слева) и неправилъная (справа) фигурная стежка по спирали

При ручной стежке применяют следующие швы: шов «ручная строчка», крестообразный шов «козлик», петельный шов, редко – тамбурный шов.

Шов «ручная строчка» – разновидность шва «назад иголка», он дает аккуратную и прочную строчку, аналогичную машинной.

«Козликом» обшивают толстые несыпучие ткани, а также его используют для обрисовки аппликаций.

Шов «козлик» 

Петельный шов

Петельным швом обметывают петли для пуговиц, края одеял и аппликаций.

Тамбурный шов

Красивый тамбурный шов применяют в качестве декоративного дополнения. Им также можно обшивать аппликации или делать самостоятельный рисунок.

www.e-reading.club