Патина — это… Что такое Патина?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011. |
Пати́на — плёнка или налёт, на меди и её сплавах. Различают два вида: искусственную и естественную.
Естественная патина — это оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных (от памятников до монет) или технических изделий (разъёмы, контакты) под воздействием окружающей среды.
Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители).
Реставрация и патина
Попытки любителей очистить старинное изделие от продуктов коррозии (абразивами, комплексообразователями, кислотами), в том числе от патины, нередко приводят к его необратимой порче — слой благородной патины необходимо беречь и закреплять.[источник не указан 1113 дней]
Перепатинирование
Перепатинирование — метод химического наращивания искусственной патины, был очень популярным методом в СССР.
Применение метода состояло в полном снятии исторической патины химическим путём, а также последующей химической обработке обнажившейся поверхности металла, итогом которой являлась плёнка искусственной патины. Эти плёнки были слишком тонкими и плохо защищали [источник не указан 1113 дней] поверхность бронзы от образования дикой патины и бронзовой болезни, приводящей к образованию злокачественных образований. К тому же сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливковатого бронзового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный или выкрашенный графитовой краской цвет [источник не указан 1113 дней].
Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы перепатинирования: при снятии исторической патины уничтожался её нижний слой — слой куприта — самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.[источник не указан 1113 дней]
Патинирование
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2002. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Искусственное патинирование — процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта, на котором за 80…100 лет образуется слой благородной патины.
Для патинирования реставраторами России используется методика, предложенная В. Г. Сориным под названием «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия»:
- Первый этап
- полная расчистка скульптуры с помощью специального прибора реактивной сверхзвуковой струёй воздуха.
- Второй этап
- Создание тройной защиты:
- C помощью плазмотрона на скульптуру наносится тонкая оболочка («жертвенный слой»), по химическому составу близкая к основе благородной патины.
- В поры жертвенного слоя вводят ингибитор коррозии.
- Традиционно применяемая в данных климатических условиях барьерная защита. Обычно[1] это нанесение слоя полимера естественного происхождения, обычно — пчелиного воска, который плотно закрывает поры с ингибитором коррозии, препятствуя разрушению скульптур.
Результатом работ становится приобретение скульптурой «родного» коричнево-оливкового цвета, который является надёжным защитным слоем.
См. также
Ссылки
- ↑ Источник описывает действия в климатических условиях Санкт-Петербурга
dic.academic.ru
Что такое Патина? | Журнал Ярмарки Мастеров
Всем привет
Сегодня продолжу тему о медных украшениях и немного расскажу о «Патине»
Что это и для чего она нужна
Медные украшения бывают нескольких видов
- чисто медные, без какого-либо покрытия
- медные патинированные (покрытие «под старину» различных оттенков – синий, голубой, зеленый, коричневый, красный)
- медные украшения, покрытые лаком
Медные украшения без обработки и покрытий:
Медь имеет очень необычный, красивый золотистый цвет, напоминающий отблески огня или яркую осеннюю листву, со всеми своими природными оттеками.
Но, к сожалению, медь это металл, который способен окисляться и темнеть на воздухе. Именно поэтому, чисто медные украшения подвержены быстрой потери своего изначального яркого цвета и блеска. Они покрываются естественной патиной — это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности украшений или его элементов в естественных условиях, под воздействием окружающей среды.
Естественную патину считают более благородной.
Медные патинированные украшения:
Искусственная патина — это налёт, образующийся на поверхности металла и его элементов после нанесения на их поверхность специальных химических растворов.
Оксидирование — создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.
Методов оксидирования существует достаточно много. Каждый мастер выбирает для себя сам более удобный и подходящий.
Я обычно использую химический метод оксидирования меди с помощью водного раствора аммиака.
Я испробовала многое, но все равно возвращаюсь к старому) Старый друг лучше новых двух))
Результат от каждого процесса получается свой особенный. Меня больше устраивает процесс патинирования аммиаком — от получения оттенков патины на изделии, процессе его контролирования до полученного стойкого результата.
Последним, из моих опробованных средств был раствор для чернения медных меди и медных сплавов (баночка на фото)
Заметка для мастеров:
Плюсы-результат мгновенный, не надо долго ждать. За несколько секунд цвет меняется до черных оттенков (в пример- кольцо на фото)
Минусы-очень сильно пачкает, очень много «грязи» которая легко смазывается, стирается.
Я пробовала всего один раз. Результат мне не понравился-сильный матовый налет, который остается на пальцах при соприкосновении.
В результате, я дальше экспериментировать не стала, дабы не испортить работу, все смыла, счистила, отшлифовала и доделала привычным способом)
Но я попробую обязательно еще раз, только на простой пластине. Возможно я чего то не до поняла. Слышала о нем хорошие отзывы. А может так и должно быть, просто надо сразу покрыть лаком, тогда черный цвет можно сохранить!?
Вообщем, если кто пробовал сие чудо, напишите мне ваш результат
Медные украшения, покрытые лаком:
Многие мастера покрывают специальными лаками по металлу изделия из меди. Лак продлевает защиту внешнего вида украшения, сохраняя цветопередачу патины или чистого цвета меди, а так же защищая медь от окисления.
Я использую лаковое покрытие для внутренних частей украшений — колец, подвесок и медных швенз на серьгах — это способствует возможности ношения таких украшений людьми, подверженных аллергическим реакциям.
Но, не думайте, что лак сохранит Ваше украшение навечно в изначальном виде) Даже под слоем лака оттенок меди может меняться
Но от этого оно не станет хуже, а наоборот, даже лучше, патина придает благородный оттенок старины, который сейчас очень ценится и полюбился многим модницам.
В большинстве своих украшений я использую старые медные пластины, которые покрыты настоящей старинной патиной, которая образовывалась несколькими десятилетиями. Первый лист я нашла у своего дедушки в ящике с инструментами, он был весь покрыт необычными оттенками патины, которая образовалась временем естественным путем. Раньше из них вырезали детали для хозяйственных нужд и мелкого ремонта техники, когда практически ничего купить было нельзя. Такие оттенки практически невозможно добиться химическими растворами. Потом я начала искать по знакомым, в деревнях, скупать на аукционах и блошках старые изделия в виде медной посуды, подносов, панно и прочее. С виду они не чем не примечательны и не предоставляют особой ценности наряду с другими винтажными вещами, но патина! Ее не заменить не чем)
У медных украшений особая магия – древняя, глубокая, мистическая! Носить такие украшения это особенное удовольствие!
Они дарят ощущение обладания магическим украшением, которое переходило из века век и вот оно оказалось в ваших рукам, в полном владении!
Это настоящая магия металла

Надеюсь вам было интересно и возможно вы нашли что-то новенькое для себя
Мои готовые работы, которые можно приобрести сейчас, можно найти здесь
alevtina-malysh.livemaster.ru
www.livemaster.ru
патина — Викисловарь
См. также Патина. |
Слово дня 08 ноября 2007. |
В Википедии есть страница «патина». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Анаграммы
- 1.9 Библиография
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | па́ти́на | па́ти́ны |
Р. | па́ти́ны | па́ти́н |
Д. | па́ти́не | па́ти́нам |
В. | па́ти́ну | па́ти́ны |
Тв. | па́ти́ной па́ти́ною | па́ти́нами |
Пр. | па́ти́не | па́ти́нах |
па́-ти-на и па-ти́-на
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
ru.wiktionary.org
Что такое патина на монетах и какие виды патины существуют

Как только не называют патину в мире нумизматики — и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.
Что такое патина?
Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.
Патина на монетах — это хорошо или плохо?
Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.
«Кабинетная» патина
Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.
Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом — так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.
Окисление металла
Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.
За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.
Виды патины в зависимости от сплава
Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.
Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.
Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.
Патина на медных монетах
Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).
Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.
Современные металлические деньги
Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.
Еще один вид современных монет — сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.
Классификация патины старинных монет
Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.
Пулевая патина
Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.
Радужная патина
В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.
Переливчатая патина
Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.
Кладовая патина
Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.
Песчаная патина
Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.
Искусственная патина
Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.
Подкрашивание
По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.
Обжиг
Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа — газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.
Химические способы
Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:
- Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
- Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
- Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.
«Народное творчество»
Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.
Как определить, что патина наведена искусственно:
- Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
- Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
- Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример — красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
- При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
- Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.
Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.
yacollectioner.ru
ПАТИНА — это… Что такое ПАТИНА?
ПАТИНА — (лат. patina сковорода, кастрюля). Серовато зеленый налет на древних металлических вещах и монетах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТИНА зеленовато синий или бурый налет (от времени) на старинных… … Словарь иностранных слов русского языка
патина — ы, ж. patine f., ит. patina. 1. Налет различных цветовых оттенков (от зеленого до коричневого) обычно на поверхности изделий из меди и ее сплавов, образующийся в результате коррозии или создаваемый искусственно в декоративных целях. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАТИНА — (итал. patina) пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни при окислении металла под воздействием естественной среды или специальной обработки (патинирования). Патина предохраняет изделия от коррозии,… … Большой Энциклопедический словарь
Патина — (итал. pбtina), плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования… … Художественная энциклопедия
патина — пленка, налет Словарь русских синонимов. патина сущ., кол во синонимов: 2 • налет (36) • пленка … Словарь синонимов
Патина — п атина, пат ина ж. Тончайшая разноцветная пленка, образующаяся обычно на поверхности изделий из меди и ее сплавов в результате коррозии или создающаяся искусственно в декоративных целях. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
патина — Покрытие, обычно зеленое, которое формируется на поверхности меди и медных сплавов, под воздействием воздуха. Также используется для описания появления эрозии на поверхности любого металла. [http://www.manual steel.ru/eng a.html] Тематики… … Справочник технического переводчика
ПАТИНА — тонкая плёнка из гидроксидов и оксидов меди, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни под влиянием естественных внешних воздействий как результат (см.) или создаваемая искусственно в декоративных целях (напр. на скульптуре) для … Большая политехническая энциклопедия
Патина — Бронзовая монета (I век до н. э.) с патиной … Википедия
патина — ПАТИНА, ПАТИНА, ы; ж. [итал. patina] Спец. Зеленовато коричневый налёт, тончайшая плёнка, образующиеся на предметах из меди, бронзы в результате окисления под воздействием естественной среды или специальной обработки. Покрыться патиной. * * *… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
ПАТИНА: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? | Наука и жизнь
Собор в Хильдесхайме (Германия), кровля которого не нуждается в замене уже около 700 лет.‹
›
Слово патина (итал. patina) обозначает пленку различных оттенков, образующуюся на поверхности меди и медьсодержащих сплавов под воздействием атмосферных факторов при естественном или искусственном старении. Иногда патиной называют пленки оксидов на поверхности металлов, а также пленки или слои, возникающие со временем на поверхности камня, например мрамора, или деревянных предметов.
Первые сведения об изготовлении медных изделий человеком относятся к IV-III тысячелетиям до н. э., и с той поры люди постоянно сталкиваются с медной патиной разных типов. Особенно много оттенков патины бывает на старинных монетах из медных сплавов: зеленый, оливковый, черный, красный, голубой, землистый и другие. Цвет часто зависит от типа почвы, в которой найдена монета, а также от условий ее хранения. Многообразие оттенков обусловлено возможностью перехода от зеленого через оливковый в черный цвет.
При атмосферном старении изделий из меди и двух ее основных сплавов — бронзы и латуни — образуются карбонаты меди: ярко-зеленый малахит Cu2(CO3)(OH)2 и лазурно-голу бой азурит Cu3(CO3)2(OH) 2. Для цинксодержащей латуни возможно образование зелено-синего розазита состава (Сu,Zn)2(СO3)(OH) 2. Основные карбонаты меди можно легко синтезировать в домашних условиях, приливая водный раствор кальцинированной соды к водному раствору соли меди, например медного купороса. При этом в начале процесса, когда в избытке находится соль меди, образуется продукт, более близкий по составу к азуриту, а в конце процесса — при избытке соды — к малахиту.
В естественных условиях зеленая патина образуется на поверхности медного кровельного листа в течение 5-25 лет, в зависимости от климата и химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь тускнеет, затем за 1-3 года постепенно приобретает темно-коричневый цвет и только потом — зеленый. Повышенная влажность, соли, сернистый ангидрид и другие агрессивные газы ускоряют этот процесс.
В географических зонах с относительно высоким содержанием солей хлора в воде и воздухе, то есть вблизи морей, изделия из меди и медных сплавов подвергаются разрушительному воздействию хлоридов меди (I и II), которые участвуют в сложном циклическом процессе окисления меди с участием воды и кислорода. В результате реакций образуются основные хлориды меди: темно-зеленый атакамит, синевато-зеленый боталлакит и зеленый паратакамит состава Cu2Cl(OH)3. Эти соединения являются изомерами, то есть у них одинаковый химический состав, однако они отличаются строением кристаллических решеток, что приводит к различию в цветовых оттенках и к разным физическим свойствам.
Естественное образование патины на поверхности меди препятствует ее дальнейшей коррозии. При этом важно, чтобы не менялся химический механизм ее образования, так как в противном случае можно получить обратный эффект. Толстые, 3-6-миллиметро вые, кованые листы кровельной меди, которые использовали мастера в древности, обладают высокой атмосферо стойкостью. Рекордсменом, по-видимому, является медная крыша собора в Хильдесхайме в Нижней Саксонии (Германия), которому уже 700 лет.
Декоративные свойства патины толкают производите лей кровельной меди, а также людей, занимающихся декоративной обработкой металлов, на совершенствование способов ускоренного образования патины. Ряд фирм уже выпускают и реализуют искусственно состаренный медный кровельный лист.
www.nkj.ru
Патина — это… Что такое Патина?
ПАТИНА — (лат. patina сковорода, кастрюля). Серовато зеленый налет на древних металлических вещах и монетах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТИНА зеленовато синий или бурый налет (от времени) на старинных… … Словарь иностранных слов русского языка
патина — ы, ж. patine f., ит. patina. 1. Налет различных цветовых оттенков (от зеленого до коричневого) обычно на поверхности изделий из меди и ее сплавов, образующийся в результате коррозии или создаваемый искусственно в декоративных целях. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАТИНА — (итал. patina) пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни при окислении металла под воздействием естественной среды или специальной обработки (патинирования). Патина предохраняет изделия от коррозии,… … Большой Энциклопедический словарь
патина — пленка, налет Словарь русских синонимов. патина сущ., кол во синонимов: 2 • налет (36) • пленка … Словарь синонимов
ПАТИНА — ПАТИНА, патины, мн. нет, жен. (итал. patina) (иск., археол.). Образующийся от времени налет на старинной бронзе, придающий ей коричневато зеленый цвет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Патина — п атина, пат ина ж. Тончайшая разноцветная пленка, образующаяся обычно на поверхности изделий из меди и ее сплавов в результате коррозии или создающаяся искусственно в декоративных целях. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
патина — Покрытие, обычно зеленое, которое формируется на поверхности меди и медных сплавов, под воздействием воздуха. Также используется для описания появления эрозии на поверхности любого металла. [http://www.manual steel.ru/eng a.html] Тематики… … Справочник технического переводчика
ПАТИНА — тонкая плёнка из гидроксидов и оксидов меди, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни под влиянием естественных внешних воздействий как результат (см.) или создаваемая искусственно в декоративных целях (напр. на скульптуре) для … Большая политехническая энциклопедия
Патина — Бронзовая монета (I век до н. э.) с патиной … Википедия
патина — ПАТИНА, ПАТИНА, ы; ж. [итал. patina] Спец. Зеленовато коричневый налёт, тончайшая плёнка, образующиеся на предметах из меди, бронзы в результате окисления под воздействием естественной среды или специальной обработки. Покрыться патиной. * * *… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru