Прорезная резьба по дереву фото – , , , +

Содержание

видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности орнаментов, цена, фото

Все фото из статьи

Прорезная резьба по дереву является одной из наиболее распространенных техник декоративно-прикладного искусства. Причем большую популярность она получила еще в середине девятнадцатого века. В данной статье мы подробно ознакомимся с особенностями этой резьбы, областью ее применению, а также инструментами, которые применяются для данной работы.

Пример прорезной резьбы по дереву

Особенности прорезной резьбы

Общие сведения

Принцип прорезной резьбы заключается в том, что узоры наносятся путем полного удаления фона. Т.е. на дощечке небольшой толщины или листе фанеры выполняются фигурные отверстия.

Поэтому такую резьбу называют пропильной или ажурной. Выполняется она методом сверления и выпиливания.

Выполненные прорезной резьбой узоры визуально выглядят воздушными и очень красивыми, напоминающими кружева. Причем приемы выполнения узоров достаточно простые. Благодаря этому освоить данную технику могут даже резчики-новички, ведь выпиливать орнаменты гораздо проще, чем выбирать фон и надрезать контуры, как в случае с глухой техникой.

Единственное, следует отметить, что края орнамента далеко не всегда получаются ровными, поэтому их приходится закруглять путем срезания по узкой фаски. В некоторых случаях выбирают даже галтели-углубления.

Орнаментальный узор

Что касается рисунка, то прорезная резьба бывает:

  • Геометрической;
  • Орнаментально-декоративной.

Обратите внимание!
Неповторимого эффекта можно добиться при комбинации ажурной резьбы с рельефной.
Правда, такая техника подразумевает наличие определенного опыта у резчика.

На фото — украшенный резьбой фасад дома

С давних времен данная техника применяется при оформлении фасадов домов. Причем раньше она была популярной не только в деревнях, но и городах. С ее помощью украшали наличники, карнизы и прочие декоративные элементы. Надо сказать, что домовая резьба не требует особенной чистоты выполнения, так как смотрится обычно издалека.

Пример украшения резьбой наличников

Область применения

Область применения резьбы данного вида очень обширна.

Помимо украшения домов, ее используют в следующих целях:

  • При изготовлении элементов мебели;
  • Картинных рам и багетов;
  • Лестничных перил;
  • Всевозможных декоративных украшений и пр.

Благодаря доступности эта техника часто используется для реализации самых разных дизайнерских решений.

Накладная

Отдельно следует сказать о накладной резьбе. По сути, это та же прорезная техника, однако, ее смысл заключается в изготовлении отдельных ризных деталей (орнаментов), которые впоследствии крепятся к сплошной доске столярным клеем, маленькими гвоздиками или саморезами. Правда, чаще всего она комбинирована с рельефной резьбой.

Пример накладной резьбы

Такая техника также часто применяется для украшения домов. Причем зачастую она комбинируется с обычной прорезной.

Коловорот для высверливания отверстий

Инструменты и приемы резьбы

Для прорезной резьбы можно использовать самые разные режущие инструменты, в частности, различные стамески и ножи.

Однако, наиболее эффективными являются следующие инструменты:

  • Коловорот – представляет собой ручной инструмент для выполнения отверстий. Причем отверстия диаметром от 10 мм выполняются перками – специальными плоскими сверлами.

    Пила курковка

  • Пила курковка – представляет собой ножовку с узким клинообразным полотном. У кончика ширина полотна обычно составляет несколько миллиметров, а возле ручки – несколько сантиметров. Зубчики такой пилы мелкие и часто расположены, что позволяет выпиливать миниатюрные узоры.
  • Электролобзик – обычно применяется при выпиливании своими руками наружных контуров. Если узор достаточно крупный, то электролобзиком для деревянных поверхностей можно вырезать и внутренние отверстия.

Обратите внимание!
Выбор инструментов для работы во многом зависит от размеров заготовки и узоров.

Кроме того, выполнить прорезную резьбу можно методом прожигания. Для этого нагревают до нужной температуры нихромную проволоку, после чего прожигают ею древесину по нарисованному контуру. В промышленных же масштабах такая резьба выполняется дорогостоящими станками с числовым программным обеспечением.

Надо сказать, что конечный результат во многом зависит не только от инструмента и навыков резчика, но и качества древесины. Как правило, для данных целей используют доски толщиной полтора-два сантиметра, причем материал должен быть хорошо высушенным и быть высокого качества – без сучков, трещин или прочих изъянов.

Что касается пород, то можно использовать:

  • Ольху;
  • Осину;
  • Сосну;
  • Ель;
  • Пихту;
  • Березу.

Примеры орнаментов для прорезной резьбы

После выбора подходящего материала, дальнейшая инструкция по выполнению резьбы выглядит следующим образом:

  • На заготовку наносится узор. Для этого необязательно обладать какими-либо художественными навыками и знать теорию.
  • Можно подыскать подходящие орнаменты для прорезной резьбы по дереву в сети. Готовые шаблоны следует распечатать и затем перевести на заготовку при помощи копировальной бумаги.
  • Далее высверливаются отверстия. Чтобы в процессе этой операции не произошло сколов, отверстие высверливается лишь до тех пор, пока с наружной стороны не покажется кончик сверла. После этого заготовку переворачивают и высверливают отверстие с обратной стороны.

Выпиливание крупной детали электролобзиком

  • Затем в отверстие вставляется полотно ножовки, и выпиливаются узоры согласно нанесенному контуру. В процессе выпиливания заготовку нужно плотно прижать к ровной поверхности – столу или верстаку, чтобы избежать ее растрескивания.
  • Затем деталь выпиливается по наружному контуру, для этого можно воспользоваться электролобзиком или пилой-курковкой.
  • Чтобы края узоров смотрелись более ровными и аккуратными, как уже было сказано выше, их необходимо закруглить надфилем.
  • В завершение работы готовое изделие нужно вскрыть лаком или даже раскрасить красками.

Обратите внимание!
При выполнении крупных резных деревянных изделий мелкие узоры не будут видны, к примеру, на фасаде или другом крупном объекте.

Поэтому при выборе рисунка необходимо учитывать размеры изделия.

Вот, пожалуй, и вся основная информация о прорезной резьбе, ознакомившись с которой, вы можете опробовать свои силы в этом декоративно-прикладном искусстве.

Вывод

Прорезная резьба очень эффектно смотрится, но в то же время достаточно простая в исполнении. Поэтому она доступна каждому, к примеру, таким способом можно украсить фасад дачного домика. Ведь цена готовых резных изделий всегда очень высокая.

Ознакомиться с некоторой дополнительной информацией по данной теме можно из видео в этой статье.

rubankom.com

Резьба по дереву, резные изделия, резной декор для мебели и интерьеров

Резные изделия из натурального дерева всегда привлекают внимание своей красотой и экологической чистотой. Они привносят в интерьер домашний уют и эстетику, поэтому многие выбирают именно такое оформление. Наша компания предлагает разнообразные резные изделия и деревянный декор, украшенный замысловатой резьбой. Вся продукция создаётся на профессиональном уровне с гарантией качества.

Опытные мастера нашей компании готовы браться за проекты любой сложности. Ограничений практически не существует, потому что у нас имеется весь необходимый ручной инструмент и станки с ЧПУ. На нашем сайте вы найдёте примеры работ и фотографии изделий, выполненных нашими мастерами:

  • домовая резьба для фасадов, беседок, бань;
  • резной декор для лестничных конструкций внутри дома и снаружи;
  • мебельные резные декоративные украшения;
  • резные декоративные изделия для интерьеров.

На сайте в соответствующих разделах представлена вся актуальная информация о расчёте стоимости, ассортименте продукции и разнообразии готовых изделий. Остаётся только подобрать подходящие варианты или проконсультироваться с нашими специалистами по всем интересующим вас вопросам. В каталоге деревянных изделий представлены фотографии лучших работ, так что это поможет подобрать подходящие варианты оформления для своего дома.

Высокое качество изделий из натуральных материалов

Древесина — это ценный материал, из которого получаются отличные декоративные украшения. Ещё тысячи лет назад наши предки начали его обрабатывать. За прошедшее время резьба по дереву превратилась в изысканное декоративно-прикладное искусство.

Сегодня натуральное дерево не теряет своей актуальности, даже на фоне появления синтетических материалов. Дизайнеры и архитекторы охотно его используют для создания интерьеров и фасадов. Также из дерева получаются отличные украшения и сувениры, домашняя утварь и небольшие украшения. Достаточно обратиться к настоящим профессионалам своего дела, чтобы понять, насколько большое разнообразие товаров можно найти в продаже. Наши мастера предлагают готовые изделия и берутся за реализацию любого дизайнерского проекта.

К нам стоит обратиться по разным причинам:

  • слаженная команда квалифицированных специалистов;
  • большой ассортимент готовой продукции в каталогах на сайте;
  • разработка индивидуальных проектов по чертежам заказчика;
  • отличное соотношение цена/качество;
  • выгодная стоимость и гибкая система скидок при крупных заказах.

Сервис нашей мастерской работает просто безупречно. У нас уже большой опыт работы в данной отрасли, поэтому мы всегда сможем подобрать правильный подход к любому нашему клиенту. Обращайтесь к нам со всеми вопросами, выбирайте породы древесины, составляйте чертежи для работы. Если вы планируете украсить свой интерьер или фасад дома, то мы поможем подобрать накладки, наличники, карнизы, розетки, фризы, багеты, пилястры и многое другое.

rezbapro.ru

Прорезная резьба по дереву

Традиционная прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного пропиливания деревянных заготовок небольшой толщины, поэтому такой вид резьбы часто называют пропильной, сквозной или ажурной, так как готовое изделие внешне напоминает кружева. Особенностью такой резьбы является полное удаление фоновой части рисунка. Относительная простота выполняемой работы и достаточно оригинальный и эстетичный вид получаемых при этом изделий обеспечивают широкое использование такой резьбы для украшения самых разнообразных элементов дизайна. С незапамятных времен и до настоящего времени мастера украшают различными орнаментами наличники окон и дверей, фронтоны и карнизы зданий, перила лестниц и т. д. Используется она и для декорирования более мелких изделий, таких как рамы картин, шкатулки и пр.

Одним из видов такой резьбы по дереву можно считать накладную резьбу. Основное отличие ее заключается в том, что вырезанные заготовки закрепляются (прибиваются или приклеиваются) на каком-либо сплошном фоне. Для лучшего восприятия таких узоров, вырезанные элементы и фон обычно делают контрастными по цвету.

Основные методы прорезной резьбы

Сначала подбирается подходящая по размерам деревянная заготовка, причем для такого вида резьбы обычно используется древесина хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта). Затем выбирается нужный орнамент и подготовка его изображения для переноса на заготовку. При этом орнамент можно придумать самостоятельно, либо выбрать понравившийся из уже существующих образцов. Самые разнообразные эскизы прорезной резьбы по дереву можно найти в различных книгах, альбомах и на интернет-ресурсах, посвященных данному виду декоративно-прикладного искусства.

Посмотреть орнаменты для прорезной резьбы по дереву можно здесь

Выбранное изображение сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе. При выборе рисунка следует помнить, что мелкие детали орнамента не будут различимы на крупном фоне, таком как фасад здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рамочка для картины. Как выглядят различные изделия, для которых применяется прорезная резьба по дереву, фото их можно посмотреть на множестве интернет-сайтов в сети.

Инструменты и приспособления, применяемые при прорезной резьбе

Для выполнения такого вида резьбы можно использовать самый различный режущий инструмент, начиная с обычных ножей и стамесок. Но резьба такими простыми инструментами достаточно трудоемка и утомительна. Поэтому наиболее часто для таких целей используется дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера отдельных элементов выпиливаемого орнамента.

В современных условиях часто для этого используется бытовой электроинструмент, такой как электродрель, ручной фрезер и электролобзик. Производительность электролобзика для выполнения прорезной резьбы достаточно высока, однако при этом требуется предварительное засверливание отверстий для ввода пилки, поэтому без дрели в данном случае не обойтись. Работа ручным фрезером менее производительна и требует предварительных навыков при обращении с этим электроинструментом. Но резьба, получаемая с его помощью, получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более экзотические способы выполнения прорезной резьбы по дереву, например прожигание. Для этого используется тонкая нихромовая проволока, которая подключается через понижающий трансформатор к электросети, за счет чего она сильно нагревается и становится способна резать дерево. Перемещаясь по контуру рисунка, такая нить прожигает нужную линию в заготовке, при этом обеспечивается достаточно высокая производительность резки и возможность аккуратного выпиливания мелких деталей орнамента. Недостатками такого способа резьбы являются сильное выделение запаха гари при работе, необходимость периодического отключения прибора от электросети при переходе на другой участок резки и обугленные края вырезанного в древесине готового рисунка. Более современным методом такого способа является применение лазерной резки, которая отличается высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако устройства для такой резки достаточно дороги и пока редко используются на практике.

Еще одним специфическим способом резьбы можно выделить применение для этих целей фрезеровальных станков с ЧПУ. Такой способ обычно применяется в промышленных условиях производства, когда необходимо изготовить большое количество однотипных изделий.

В заключение следует добавить, что прорезная резьба, как особый вид декоративно-прикладного искусства, требует от мастера не только уверенное владение навыками обращения с определенным режущим инструментом, но и творческого подхода к выполнению такого вида работ. В Интернете есть множество эскизов, по каким делается прорезная резьба по дереву, рисунки которых значительно упрощают для мастера выбор нужного ему орнамента.

reznoe7.ru

Прорезная резьба. Секреты резьбы по дереву

Прорезная резьба

Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.

Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?

Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Прорезная резьба по дереву. Техника и виды резьбы — Резьба по дереву — Каталог статей

   Сквозная (ажурная) резьба — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.

 

При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. 

  Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

  Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

  Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

  Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

  В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

  Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

  Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам.

  Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

  Накладная резьба  — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

 Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны. 

 Домовая резьба по дереву, орнаменты

   Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

  Орнамент обычно классифицируется на:

 — зооморфный,

 — антропоморфный,

 — геометрический и растительный.

 Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

  Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.

 По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

  Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

 Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

   Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. 

Домовая резьба на Руси

 В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

  Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал.

 Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

  Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей».

 Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

  Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

  Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

  Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

  С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

  Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. 

 Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

  Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. 

 Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

  Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

giga-s.com

особенности, выбор древесины, полезные советы

Одним из традиционных материалов, используемых для внутреннего и наружного декора жилых помещений, является дерево. Существует множество техник художественной обработки древесины, но наиболее эффектные украшения получаются, когда применяется прорезная резьба. Красота и изящество таких изделий поражают воображение, при этом сама технология не отличается особой сложностью.

Особенности ажурной резьбы

Ажурная, или прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного прорезания либо высверливания фона. В готовом виде узоры и композиции выглядят легко и воздушно. Ажурная резьба бывает сквозной и накладной. Сквозная прорезная резьба «работает» на просвет. Накладная резьба – это когда прорезной рисунок прикрепляется к какой-либо основе, например, деревянной, служащей фоном.

Для прорезания сквозных участков используются стамески, специальные резцы, сверла или пилки. Наиболее производительным инструментом является электрический лобзик. Прорезная резьба лобзиком позволяет легко и быстро воспроизводить рисунки даже самой сложной конфигурации.

Подготовка к работе

Начинающим мастерам прежде всего следует уделить внимание теоретической части. Благо, сегодня имеется масса полезной печатной и видеоинформации о том, как правильно выполняется прорезная резьба по дереву, о необходимых инструментах, об особенностях той или иной древесины, о подготовке заготовок, выборе рисунков и т. д.

Изучив особенности технологии, можно заняться подбором инструментов. Помимо лобзика и набора пилок с разной величиной зубьев, для работы потребуются острые ножи, стамески, долота, дрель и сверла различной толщины, ложкорезы, надфили, абразивные бруски и шлифовальные шкурки.

Еще одним этапом подготовительных работ является выбор узоров, композиций или жанровых сценок, для создания которых будет применяться прорезная резьба по дереву. Эскизы можно сделать самостоятельно либо найти на специализированных сайтах и распечатать на принтере, при необходимости предварительно уменьшив или увеличив их размер.

Особенности разных пород древесины

То, насколько качественно, быстро и аккуратно будет выполнена прорезная резьба, зависит не только от уровня мастерства исполнителя, но и от древесины. Каждая порода обладает своими уникальными свойствами, которые обязательно следует учесть при выборе материала для заготовки.

  • Сосна. Самая доступная и недорогая древесина, однако для резьбы мало подходящая, причем не только из-за смолистости. Дело в том, что она состоит из твердых и мягких слоев. Резку и шлифовку изделий из сосны выполнять довольно трудно из-за разности структур, так как нож и наждачная бумага «берут» их по-разному. Плюс ко всему, эта порода древесины имеет ярко выраженную текстуру, которая отвлекает внимание от самого рисунка резьбы, особенно если он мелкий.
  • Осина. Прорезная резьба из этой древесины сопряжена с трудностями, связанными с мягкостью ее структуры. Несмотря на то что режется осина, как масло, инструмент при резке «вязнет», а сама она мнется. Новичкам-резчикам, не имеющим опыта работы с этим материалом, начинать с него свою «карьеру» однозначно не стоит, как, впрочем, и с сосны.
  • Береза и липа. Эти породы древесины обладают красивой однотонной структурой, необходимой твердостью и одновременно податливостью, что позволяет реализовать в изделиях даже самые сложные и замысловатые эскизы прорезной резьбы.
  • Слива. Твердая, очень красивая на поперечном срезе и хорошо поддающаяся всем видам обработки древесина. Она отлично подходит для создания изделий с мелким рисунком, например, женских украшений.

Где приобрести древесину для резьбы

Мест, где можно раздобыть материал для работы, существует немало, главное – найти качественную и сухую древесину. К примеру, хорошие заготовки для резьбы продаются в специализированных магазинах для поклонников хенд-мейда и художественных салонах. Помимо этого, можно купить подходящие доски в магазинах стройматериалов или на лесоторговых базах. А небольшие предприятия по изготовлению мебели и столярные мастерские – это настоящий кладезь сухих деревянных обрезков разной величины. Для столяров такие отходы уже не представляют ценности, поэтому, как правило, их отдают бесплатно.

Еще один вариант – деревянная тара (ящики, поддоны). Из одного такого изделия получится полтора-два десятка заготовок.

Правила сушки древесины

Следует помнить, что для прорезной и прочих видов резьбы следует использовать только хорошо высушенную древесину, дабы не наблюдать потом с сожалением, как готовое резное изделие, высыхая, коробится и растрескивается. Сушку заготовок нельзя проводить на солнце либо рядом с отопительными приборами. Древесина должна высыхать произвольно в теплом помещении с хорошей вентиляцией. Доски лучше поставить на торцы, подложив под них планки, чтобы обеспечить доступ воздуха ко всем сторонам. Кстати, высушить маленькие заготовки можно в микроволновке за несколько сеансов.

Рабочий процесс

Прорезная резьба по дереву, трафареты для которой должны быть подготовлены предварительно, начинается с переведения рисунка на деревянную заготовку. Фоновые участки, которые будут вырезаться, выделяют путем штриховки. Рядом с линиями рисунка просверливают отверстия определенного диаметра, чтобы в них можно было завести полотно пилки.

Далее производится опиловка вплотную к контурам рисунка. Узкими полотнами ножовок выполняется прорезная резьба, трафареты для которой были подобраны сложные, т. е. с мелкими деталями и крутыми изгибами. Выпиливание крупных деталей с прямыми или плавными линиями контура осуществляется посредством более широких полотен.

Полезные советы

Следует учесть, что, используя крупные пилы, можно получить рваный контур, поэтому лучше все-таки предпочесть мелкозубые пилки. Сверление же рекомендуется выполнять перьевыми сверлами, и делать это следует с двух сторон деревянной заготовки, предварительно просверлив сквозное отверстие тонким сверлом.

Отличным способом избежать рваных краев и задиров древесины является приклеивание с тыльной стороны заготовки плотной бумаги.

Необходимо помнить, что главным фактором, обеспечивающим чистоту обрезки, является острота инструмента, поэтому следует заранее позаботиться об этой стороне вопроса.

Начинающим резчикам при выборе орнамента стоит ориентироваться на простые изображения с крупными деталями и минимумом «тяжелых» углов. За счет правильно подобранного рисунка можно уменьшить объем работы, получив в итоге красивое изделие.

Окончательная обработка резного изделия

После удаления фона производится чистовая доработка изделия, чтобы получить ровные и чистые края рисунка. Для зачистки используют крутые и отлогие стамески среднего и мелкого размера. Труднодоступные для стамесок места орнамента зачищают острым ножом. С помощью этих инструментов края изображения скругляют, срезая тонкую фаску или выбирая узкие галтели.

Стамеску рекомендуется располагать под небольшим наклоном по отношению к обрабатываемой поверхности, двигая ее вниз и слегка в сторону. Такой прием облегчает процесс доводки и позволяет добиться более чистой резьбы.

Обработку прорезных ажурных изделий выполняют с обеих сторон. После подрезки контуров стамесками производится зачистка вырезанного рисунка с помощью надфилей, шлифовальных брусков и наждачных шкурок.

Моделировка орнамента производится в соответствии с применяемой резьбой – рельефной или плоскорельефной.

Техника плоскорельефной прорезной резьбы используется, как правило, для изготовления декора для мебели, карнизов, оконных наличников, ставень и т. д. Рельефная ажурная резьба позволяет получить более изящные изделия, поэтому ее применяют для создания женских украшений, ширм, заполнителей для дверец шкафчиков и т. д. Кстати, ажурные мебельные дверцы смотрятся еще более эффектно, если с тыльной стороны натянуть яркую ткань, на фоне которой орнаментальная композиция будет выглядеть четче и ярче.

fb.ru