Японская стена – 5 особенностей японских домов, которые делают их самыми продуманными в мире

Содержание

5 особенностей японских домов, которые делают их самыми продуманными в мире

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Японские дома непривычны для западного человека своей лаконичностью, простотой и подчеркнутым аскетизмом. Здесь нет ничего лишнего, каждому предмету отводится свое четкое место, а все вместе имеет глубокий символический смысл.

AdMe.ru рассказывает об основных принципах и особенностях японских жилищ, которые делают их такими уникальными.

1. Обилие свободного пространства

Японцы не привыкли захламлять свои жилища лишней мебелью и безделушками. В идеале в гостиной (по-японски она называется «има») не должно быть ничего, кроме татами — матов из тростника и рисовой соломы, которыми устилают пол. Они, к слову, используются еще и как единица измерения площади: традиционная комната включает в себя 6 татами.

Остальные предметы обихода могут включать в себя чайный столик с подушками для сидения, комод и футоны — набитые хлопком матрасы, которые используются вместо кровати. Последние часто убирают в специальные встроенные шкафы осииру, которые выкрашены в цвет стен и не бросаются в глаза. Все это помогает создать эффект открытого пространства, в котором ничего не мешает и не отвлекает внимания. Есть у такого подхода и еще один неоспоримый плюс: минимум мебели и другой домашней утвари не позволяет скапливаться пыли и грязи, что существенно облегчает уборку.

2. Универсальность

В традиционном японском доме нет внутренних стен в привычном нам понимании. Вместо них используются легкие раздвижные перегородки — фусумы, сделанные из деревянных или бамбуковых реек и рисовой бумаги. Фусумы легко снимаются и передвигаются

, благодаря чему японцы могут без особых усилий менять планировку дома, делая несколько комнат из одной или меняя границы между ними. Кроме того, за счет минимума мебели и ее мобильности одна и та же комната может использоваться ночью как спальня, а днем как гостиная.

А вот ванная и туалет в больших домах — это, как правило, разные помещения, причем ванная может состоять из двух комнат. В первой из них находится умывальник и душ, а во второй — традиционная ванна офуро. Все дело в особом значении, которое японцы придают банным процедурам: грязь смывается в душе, а вот офуро используется для того, чтобы отдохнуть и расслабиться в горячей воде.

3. Близость к природе

Непременный спутник японского дома — это сад. В него часто можно выйти прямо из дома. Для этого достаточно открыть раздвижные двери — седзи. В хорошую погоду двери в сад могут всегда стоять открытыми.

Близость к природе обеспечивается и за счет натуральных материалов:

дерева, бамбука, рисовой бумаги, хлопка. Они используются при строительстве домов по нескольким причинам. Во-первых, они дешевле и доступнее, чем камень и железо. Во-вторых, в Японии часто происходят землетрясения, а отстроить такой «бумажный» дом после катастрофы значительно легче, чем каменный, а шансов погибнуть под обломками меньше.

4. Обилие света

Еще одна неотъемлемая черта японского интерьера — обилие приглушенного света, который проникает в дом через внешние стены, сделанные из полупрозрачного материала, и мягко рассеивается за счет их решетчатых каркасов. Аналогичный эффект создается с помощью светильников, сделанных из бамбука и рисовой бумаги.

5. Минимализм

www.adme.ru

Раздвижная японская перегородка своими руками — raddelu.ru

В этом мастер-классе мы рассказали о том, как собственноручно сделать японскую сдвижную перегородку. Кстати говоря, это не так сложно, как кажется. Отметим и то, что для этого не требуется ничего сверхъестественного.

Понадобится следующее:

  • Пиломатериалы;
  • Клей;
  • Строительная рулетка;
  • Уголок;
  • Струбцины;
  • Дрель;
  • Деревянные дюбеля;
  • Молоток;
  • Лак;
  • Кисть;
  • Плотная бумага белого цвета.

Заметим, купить пиломатериалы можно через сайт, представленный по адресу https://stroypostavka.net/ Они продают качественные пиломатериалы по сравнительно небольшим ценам. Заметим, у них вы можете купить, в том числе брус, доску, бруски и рейки. И да, прежде чем приступать к строительству перегородки, для начала определитесь с ее конструкцией.

Вам надо сделать несколько одинаковых по размеру элементов, каждый из которых должен являть собой деревянную рамку с множеством секций, закрытых бумагой либо тканью. Кстати, бумагу использовать не обязательно, вполне подойдет ткань и другие подобные материалы.

Для соединения деталей рамок можно использовать деревянные дюбели, под которые необходимо заранее просверлить отверстия.

Когда детали всех рамок будут готовы приступите к лакировке. Задача заключается в том, чтобы просто покрыть древесину лаком со всех сторон.

Потом соберите все рамки, используя ранее нами упомянутые деревянные дюбеля. Также на данном этапе вам понадобится клей. Советуем применить столярный клей.

Рамки, как вы, наверное, понимаете, в любом случае должны быть прямоугольными.

Собрав все рамы, займитесь их заполнением.

Вам понадобятся тонкие рейки. Располагайте их на одном расстоянии параллельно.

Потом закройте то, что получилось заранее приготовленным материалом.

В нашем случае идет речь о трех секциях, вы можете сделать две либо четыре, а можете и пять.

После выстройте каркас, посредством, которого будет держаться сдвижная перегородка.

Ну и наконец, на завершающем этапе установить все ее части, зафиксировав к каркасу посредством специальной сдвижной системы.

В результате у вас получится очень неплохая японская перегородка со сдвижными полотнами.

raddelu.ru

стиль, интерьер и технологий возведения восточного каркасника

В основе индивидуального жилого строительства в Японии лежат принципы минимализма (почти аскетизма), близости к природе. Они неизменны на протяжении многих веков, в отличие от технологии возведения домов. В традиционные решения вносят коррективы современные технологии и условия жизни.

Традиционный японский дом

Традиционный японский дом (минка) на территории нынешней Японии представлен лишь несколькими музеями. Однако эти постройки, хоть и ушли в прошлое фактически, являются неотъемлемой частью архитектуры и культуры этой страны.

Экскурс в историю японских домов

Традиционные дома – это простые одно- или двухэтажные каркасные постройки из древесины, бумаги, соломы, глины, бамбука. Чем выше был статус жителя страны, тем дороже использовали материалы, тем ярче был украшен фасад. Именно элементы богатых домов и храмов делают японский стиль в архитектуре узнаваемым.

Технология каркасного строительства издавна применялась в сейсмоопасной Японии. Возведенные по ней здания отличались повышенной устойчивостью, давали шанс на выживание при обрушении, их можно было быстро восстановить.

На архитектурные особенности японского каркасника повлияли и климатические условия страны. На большинстве островов Японского архипелага зима довольно мягкая. Наряду с идеей о близости к природе, это определило конструкцию стен.

В традиционных японских домиках была лишь одна глухая стена, где пространство между опорами заполняли травой, замазывали глиной. Остальные представляли собой раздвижные или съемные панели из легкого деревянного каркаса, обтянутого рисовой бумагой. От их снятия не страдал каркас, не нарушалась целостность строения. При этом дом хорошо освещался солнцем, стиралась граница между ним и природой.

Конструктивные особенности домов

Японские каркасники, которые строили десятилетия и века назад, сильно отличались от современных домов. Для них были характерны следующие черты:

  • Каркас дома – система опор и балок, соединенных без гвоздей. Вместо них использовали сложную технологию врубки брусьев, бревен.
  • Центр строения – устойчивый к подземным толчкам столб.
  • Крыша двух- или четырехскатная. Выступает за наружные стены на расстояние до одного метра. Это защищает фасад от воздействия осадков и солнечного света.
  • Поднятый на полметра от земли уровень пола. Это делали для того, чтобы обеспечить вентиляцию нижнего яруса строения, сохранить тепло в холодное время года. Для японцев, спящих на матрасе вместо обычной кровати, это важно.

Традиционные японские дома намного опередили свое время. Базовые идеи их строительства положены в основу современных каркасных технологий. Одна из них закономерно носит название “японская”.

Интерьер традиционного дома

В традиционных домах Японии не было четкого разделения на комнаты. Максимально свободное, открытое пространство можно было трансформировать по своему желанию с помощью легких ширм фусума. Так, большую комнату, где днем принимали гостей, вечером с помощью ширм разделяли на спальню и рабочий кабинет.

При такой мобильности речь о габаритной, тяжелой мебели не шла. Вместо шкафов для хранения одежды и предметов быта использовали:

  • ниши, замаскированные все теми же ширмами;
  • корзины;
  • сундуки;
  • плетеные короба;
  • низкие шкафы с ящиками.

Спальным местом служил матрас футон, а полы застилали жесткими соломенными матами – татами.

Столовая, кухня, хозяйственные помещения оборудовали в непосредственной близости от большой глиняной печи.

Отделочными материалами служили: плотная белая бумага, деревянные доски, штукатурка. Полумрак комнат слегка разбавлял светильник в бумажном абажуре, который называется окиандон.

Современный японский дом

Современные японские дома в секторе индивидуального жилья также возводят по каркасным технологиям. Однако на их внешний вид влияют модные тенденции и использование новейших фасадных материалов.

Каркасное строительство по-японски

Современный дом японца почти всегда выглядит как европейский. Но узнать его можно по лаконичной, гладкой поверхности наружных стен; обилию пропускающего свет стекла; четким геометрическим формам.

Характерную идею близости к природе воплощают в виде террас и балконов со стеклянным парапетом.

В строительстве современных каркасных домов в Японии можно выделить следующие особенности:

  • Фундамент – монолитная “утепленная шведская плита”, которая в общем виде представляет собой “пирог” из утеплителя и слоя бетона на нем.
  • Пол, как и в традиционном доме, поднят над уровнем земли. Только теперь это делают, монтируя на фундаментной плите бетонные “ребра” высотой 50 см.
  • Наружные стены утепляют напыляемым пенополиуретаном.
  • Централизованное отопление на самых теплых островах, как и в традиционных строениях, отсутствует. Его заменяют инфракрасные панели, электро- и газовые нагреватели.

Красивый дом в японском стиле сегодня – это уникальное хитросплетение традиций и результатов научно-технического прогресса.

Эволюция интерьера – что изменилось

В последние 30-40 лет образ жизни японцев изменился. Изменился и интерьер жилых домов. Он стал более европейским. В связи с этим:

  • Сократилась площадь помещений для хозяйственных нужд.
  • Комнаты стали личным пространством с четко определенным функциональным назначением.
  • Появилась высокая мебель на ножках.
  • Комнаты разделились на “западные” (в центре дома) и “японскую” (в глубине строения), где интерьер выдерживают строго в традиционном стиле.
  • Татами заменяют современным напольным покрытиям, так как они не выдерживают нагрузки от мебели на ножках.
  • Темная древесина в интерьере уступает место светлой, а штукатурка – обоям с аналогичной фактурой.

В интерьере японского дома все также главенствует принцип минимализма, экологичности и близости к природе.

Построить жилой дом или оформить его комнаты в классическом японском стиле можно, если вы родились в Японии и вам не чужда культура этой страны. В противном случае стилизуйте максимально открытое пространство с помощью акцентных деталей – от декора до мебели.

Видео: традиционный японский домик

Закладка Постоянная ссылка.

pro-karkas.ru

стена — Русский-Японский Словарь — Glosbe

ru Лезь на Стену.

OpenSubtitles2018.v3ja 選択 し た 図形 描画 要素 、 または コントロール の サイズ を ここ で 指定 し ます 。 # D 体 オブジェクト の 場合 に は 、 図形 描画 シート 上 へ の # D 投影 図 の サイズ を 定義 し ます 。

ru Восточные ворота, возможно, располагались напротив Смотровых ворот, которые были в стене города.

jw2019ja 律令 制 以前 の 皇親 ・ 豪族 が 有 し て い た 家産 制 組織 を 国家 体制 に 取り込 ん だ もの 。

ru Снег у стен Иерусалима.

jw2019ja 後宮 の 清掃 、 輿 など の 乗り物 、 灯油 ・ 火燭 ・ 炭薪 など の 内部 の 照明 など を 掌 っ た 。

ru Здесь она рисует на стене его последние ужасные недели в больнице.

ted2019ja これ は 後世 の 安寧 を 得 る ため で あ っ た 。

ru Идеальное место для этого покоя находится в стенах наших домов, где мы сделали все, что в наших силах, чтобы Господь Иисус Христос был его средоточием.

LDSja ウォーカー捜査官が 可能性があるって

ru На севере Китая была возведена Великая стена, Пинь-Инь.

ted2019ja ナポレオン 手を貸してくれ

ru Сераия — возможно, еще один человек из этого рода или священник с тем же именем — жил в Иерусалиме после восстановления его стен (Не 11:1, 10, 11).

jw2019ja 記憶から 読み出します

ru Помни, что ни тюремные стены, ни одиночное заключение не могут воспрепятствовать нашему общению с любящим небесным Отцом или разрушить наше единство с соверующими.

jw2019ja 一 分 判 は 総 鋳造 量 の 五 割 の 額 を 吹き立て る よう 指示 さ れ た と さ れ る 。

ru Плитка для облицовки стен, неметаллическая

tmClassja 俗名 は 源趁 ( みなもと の した ごう ) 。

ru Пусть твой орёл пролетает над Стеной каждую ночь.

OpenSubtitles2018.v3ja これ ら の 説 から 『 奥 の 細道 』 は 紀行 本 で は な く 仙台 藩 の 内部 を 記 し た 報告 書 で あ る と い う 見 方 も あ る 。

ru Стили этих старинных зданий разнообразны — от средневекового романского, со свойственными ему толстыми стенами и массивными изогнутыми арками, до нарядного экспрессивного барокко, характерного для более поздних веков.

jw2019ja 古墳 文化 の 広がり を 以 て ヤマト 王権 勢力 の 拡大 と する に は 証拠 と し て 無理 が あ る 。

ru Позднее, когда израильтяне вошли в Ханаан и выступили против Иерихона, Иегова чудом разрушил стены города.

jw2019ja 反対 の 中心 人物 は 明治 政府 の 実力 者 大久保 利通 で あ っ た 。

ru Так, в Исаии 26:1, где речь, несомненно, идет об Иерусалиме, об Иегове говорится: «Бог дает спасение — оно как стены и крепостной вал».

jw2019ja 4 月 28 日 に 日本 の 官報 に 掲載 さ れ た 内容 は 以下 で あ る

ru Позвольте мне напомнить, что тест Тьюринга заключается в том, что если вы стоите перед стеной разговариваете с кем-то, стоящим по другую сторону этой стены и не знаете, говорите ли вы с человеком или с животным то это значит, что компьютеры достигли уровня разумности человека

ted2019ja さらに 真淵 の 説 は 、 楫取 魚彦 に よ っ て 、 別 に 書き記 さ れ 、 『 土佐 日記 打聞 』 や 『 土佐 日記 聞書 』 と な っ た 。

ru И у стен есть уши.

tatoebaja 毎年 賞金5万ドルのコンテストを ――

ru Это означает следующее: ледник покоится на скальном основании — до основания доходит стена льда толщиной в сотни метров, ледник не достигает скального основания — стена находится на плаву.

ted2019ja 大和 坐 大国 魂 神社 ( やまと に ま す おおく に た ま じんじゃ ) 。

ru Во всем мире люди вешают красивые фотографии и картины на стены в своих домах и офисах.

jw2019ja 広 く 世界 万国 と 交通 を 開 き 、 他国 に 信義 を 示 す こと で 国威 を 発揚 す べ き で あ る 。

ru Туристы любят пройтись вдоль городских стен, полюбоваться древней архитектурой, представляя, какой была жизнь в колониальные времена.

jw2019ja 情緒不安定です トラウマのためまだ無気力です

ru Сейчас в Китае есть «Великая информационная стена», которая блокирует Facebook, Twitter и теперь Google+ и многие другие зарубежные сайты.

ted2019ja この 島 で の 作戦 は 無い

ru Называя себя интровертом, Роберт хочет общаться с людьми, но говорит: «Я из тех, кто подпирает стены, не зная, как влиться в группы, состоящие из друзей, давно состоящих в Церкви и не особо нуждающихся в ком-либо еще».

LDSja その よう な 場合 も 含め て 、 個人 の 作者 と し て 近年 名前 が 挙げ られ る 事 が 多 い の は 、 紀 貫之 ら で あ る 。

ru Но одна из стен здания выходила на малоиспользуемую железную дорогу.

jw2019ja 新し い 通貨 制度 の 決定 と それ を 実施 する ため の 新た な 造幣 施設 の 建設 。

ru Пассивное занятие в собственных четырех стенах сообщение приводит в связь с их ограниченной способностью общаться с другими, включая свою семью, и с их недостаточным участием в общественных происшествиях.

jw2019ja 仮名 に よ っ て 書 か れ た 最初 期 の 物語 の 一 つ で も あ る 。

ru Седекия восстает против Вавилона, и в девятый год его правления Навуходоносор со всем своим войском приходит к Иерусалиму и строит вокруг него осадную стену.

jw2019ja 中年 期 の 兼好 が 著 し た 事 に な る が 、 若 い 時代 に 書 い た 文章 も 含 ま れ て い る と い う 説 も あ る 。

ru Насекомые бежали как «воины» и даже влезали на стены.

jw2019ja 建仁 2 年 ( 1202 年 ) の 土御門 通親 の 病没 から 2 ヶ月 後 、 九条 兼実 の 子 九条 良経 が 摂政 と な っ た 。

ru Китай можно считать страной с наиболее успешной системой цензуры Интернета. Они используют так называемую «Великую Стену безопасности Китая».

ted2019ja 居たわ、もう、戻る時間よ

ru.glosbe.com

Японские перегородки в интерьере

Перегородки являются одним из наиболее эффективных решений для рационального использования интерьера. Именно поэтому они столь популярны и в частных домах или квартирах, и в офисных помещениях. Среди вариантов для офисов и учреждений лидирующие позиции заняли стеклянные перегородки, например, от http://wallman.ru/. Что же касается дома, то здесь одним из самых стильных способов зонировать и украсить пространство станут японские перегородки.

Виды японских перегородок

Седзи. Эта раздвижная конструкция призвана выполнять функции двери. Ее конструкцию составляют деревянные бруски и бумага повышенной прочности, выполненная из коры бамбука или риса. Такие двери перегородки легки в сборке, мобильны, удобны и обеспечивают вентиляцию помещения. В европейских странах бумагу в седзи успешно заменили слюдой.

Фусума. Прекрасное решение для зонирования помещения в японском стиле. Конструкция состоит из тонких брусков и тонкой бумаги, пропускающей свет и зачастую украшенной рисунком. Легкость движения перегородке обеспечивают направляющие, расположенные в верхней и в нижней части проема.

Штора-перегородка. Очень интересный вариант — экранные (или панельные) шторы. Они представляют собой полотна из природных материалов (льна, хлопка и проч.) с рейкой в верхней части, посредством которой они прикрепляются к карнизу. Благодаря особенностям конструкции, владелец помещения может самостоятельно избрать наиболее подходящий способ открывания. Экранные шторы обладают прекрасными светопропускными характеристиками и великолепно вписываются в интерьер.

Преимущества

Японские перегородки неспроста стали родоначальниками всех остальных разновидностей. Именно благодаря им сегодня можно преобразить любое офисное пространство, воспользовавшись преимуществами современных цельностеклянных вариантов, например, из каталога http://wallman.ru/celnosteklyannye-ofisnye-peregorodki.html.

Тем не менее японские перегородки были и остаются популярным способом рационального использования пространства благодаря своим уникальным свойствам:

  • небольшому весу;
  • легкости монтажа и демонтажа;
  • мобильности.

Кроме того, прозрачные перегородки не препятствуют поступлению света в помещение, что также имеет немалое значение.

Конструкция

Перегородка предполагает смещение полотна относительно центра при помощи роликовой конструкции — подвеса или опоры.

Первый вариант предпочтительней, поскольку такая система почти незаметна и бесшумна. Опора более надежна, но рельс, зафиксированный на полу, часто забивается в него пылью и мусором. В последнее время в качестве выхода используется П-образный профиль, в котором отсутствуют все вышеназванные недостатки.

Рама современной перегородки обычно изготавливается из алюминия, дерева или МДФ. Все три варианта прекрасно сочетаются с любым материалом и способны гармонично вписаться в различные интерьеры.

Традиционную бумагу в конструкциях также заменили другие материалы: пластик, ДСП или МДФ, дерево или стекло. Последнее является настоящим фаворитом дизайнеров, поскольку дает прекрасные возможности для реализации самых смелых творческих идей.

<Прозрачный дом House NA на окраине Токио

Keyhole House в Киото>

viewout.ru

экология строительство Eco дизайн Япония архитектура загородное домостроение стена Zen штукатурка отделка стен кельма шпатель Вопрос-Ответ

  • Вопрос: Является ли Японская Стена «Green Product» — экологически чистым продуктом на основе природных компонентов?

    Ответ: Да. Мы внимательно следим за верным истолкованием термина «Green Product». Японская Стена является подлинно «Зеленым» продуктом, потому что для ее производства используется очищенные природные нетоксичные материалы, не содержащие вредные летучие органические вещества и формальдегид. Процесс добычи этих природных материалов и производственный процесс являются экологически чистыми и не нарушают природного равновесия.
          
                                      
  • Вопрос: Насколько долговечна Японская Стена?Ответ: Износостойкость и долговечность в большой степени зависит от качества подготовки поверхности. Если поверхность стены правильно подготовлена (очищена от пыли и грязи, без грубых дефектов, таких как трещины и дыры, покрыта шпаклевочным материалом и грунтом), то Японская Стена будет настолько долговечна, пока Вам не надоест цвет интерьера. 
  • Вопрос: Можно ли создать цвет по желанию покупателя?

    Ответ: Японская Стена представлена широкой цветовой палитрой. Мы можем создать новый оттенок по желанию наших заказчиков.
  • Вопрос: Какое количество Японской Стены требуется для покрытия поверхности стены?

    Ответ: Один пакет любой серии Японская Стена для интерьеров  покрывает поверхность приблизительно площадью 3,3 кв. м. (покрытия 
    Ayaka покрывает приблизительно 9,9 кв. м.). Таким образом, зная площадь поверхности стен, легко рассчитать необходимое количество упаковок. 
  • Вопрос: Можно ли использовать Японскую Стену для покрытия стен в ванных комнатах?

    Ответ: Да. Влагостойкие покрытия на основе природного волокна, такие как 
    Karin и Tenkou, могут применяться в ванных комнатах. С точки зрения практичности Японскую Стену лучше наносить на часть стены, где нет прямого контакта с водой. Различные серии Японской Стены используются при оформлении туалетных комнат офисов, отелей, ресторанов, так как препятствует конденсации, устойчивы к росту плесени и грибка. 


      

  • Вопрос: Можно ли создать причудливый дизайн или рисунок с помощью покрытия Японская Стена?

    Ответ: Смело проявляйте свою творческую индивидуальность. Японская Стена, пожалуй, одно из наиболее легких в нанесении декоративных покрытий. Создание индивидуального дизайна требует определенной практики и умения. 

  • Вопрос: Как очистить от загрязнений Японскую Стену?

    Ответ: Легко. Возьмите влажную губку и протрите загрязненное место. Загрязнение на внешних стенах можно удалить с помощью влажной кисти или струей воды под давлением.

  • Вопрос: Как увеличить количество покрываемой поверхности с помощью одного мешка покрытия?

    Ответ: Мы готовы поделиться с Вами секретом. Одного мешка достаточно для покрытия поверхности в 2 слоя:

    День первый — возьмите половину пакета для покрытия площади 3,3 кв. м., разведите это количество соответствующим количеством воды согласно инструкции и очень тонким слоем нанесите смесь на поверхность.
    День второй — возьмите вторую половину пакета, разведите водой и нанесите второй слой на эту поверхность. Вы почувствуете, как легко наносится второй слой. Это даст Вам экономию материала.

  • Вопрос: Серия Здоровая Стена (Ayaka, Kaitei, Makeup DE, Siltouch Cork, Wabiобладает свойством разрушать неприятные запахи. Уменьшается ли свойство разрушать запахи с течением времени?

    Ответ: Японская Стена создана только из натуральных нетоксичных материалов. Все свойства этих стеновых покрытий обусловлены их природным происхождением. Свойство природных материалов не тестировались на протяжении длительного промежутка времени, тем не менее, мы утверждаем, что после нанесения на поверхность Японская Стенасохраняет свои высокие качества от 15 до 20 лет, при условии правильного нанесения.
     

trig-spb.com

Дерево, плесень и японская архитектура

Недавно один европейский студент с факультета архитектуры спросил меня: «С точки зрения истории, почему японцы практически всегда использовали в качестве строительного материала дерево, несмотря на частые пожары?» Пожары действительно представляют опасность для японских деревянных домов, что отражено в строгих положениях кодекса по минимизации ущерба от пожаров. Однако, похоже, из всех стихийных бедствий пожары оказали наименьшее влияние на традиционное японское строительство. Плесень, тайфуны и землетрясения – именно в таком порядке – вызывали намного большее беспокойство.

Кухня в этом новом доме отделена от жилых помещений 600-миллиметровым потолочным разделителем из сагарикабэ, препятствующим распространению дыма и огня (© Architectonic Atelier Yuu)

Проблема плесени

По всему миру здания, построенные в XX веке, страдают от плесени. В погоне за энергоэффективностью в развитых странах были внедрены новые методы изоляции, практически исключившие поступление воздуха с улицы в помещение. К сожалению, проблемы, вызванные плесенью, и синдром «больного дома» вскоре показали, что контроль влажности и хорошая вентиляция абсолютно необходимы для сохранения здоровья жильцов. Для этого современные строители закладывают в структуру зданий вентиляционные системы и используют механические средства воздухообмена, что значительно повышает стоимость постройки и сложность конструкции.

На большей части территории Японии существуют идеальные условия для развития плесени и многих других видов грибков. Температура редко опускается ниже нуля и поднимается выше 35°C, обеспечивая идеальный температурный режим для роста микроорганизмов. Кроме того, уровень влажности порой неделями не опускается ниже 70%, особенно в период теплых летних месяцев. Однако наиболее разрушительным действие плесени становится с наступлением сезона дождей. Женщинам приходится тщательно высушивать волосы, чтобы избежать появления грибка, а количество пар туфель, покрывшихся плесенью в закрытых ящиках для обуви, просто не поддается исчислению.

При возведении традиционных деревянных конструкций с плесенью боролись путем поднятия пола здания над уровнем земли. Стены оставляли открытыми, благодаря чему воздух мог свободно циркулировать под и над зданием, а также по всему помещению. Обстановка в домах возрастом свыше 300 лет, сохраняющих свой изначальный вид, как правило, минималистична – здесь очень мало мебели и вещей. К этой категории относятся храмы, святилища, дворцы и дома старинных богатых родов.

Воздух практически беспрепятственно циркулирует над земляным полом традиционного японского дома минка (© Architectonic Atelier Yuu)

Для строительства частных домов с прекрасной естественной вентиляцией обычно использовались массивные деревянные балки. Поскольку относительная влажность может быть высокой даже зимой, сквозняки проникали даже в закрытые от воздействия внешних стихий дома – через прорези в деревянных ставнях и щели между стенами и крышей, через двери, обтянутые бумагой, и часто через полностью открытый дымоход.

Благодаря такой естественной вентиляции летом в традиционных японских домах было достаточно комфортно, однако зима приносила проблемы. И все же даже необходимость надевать множество одежд и обморожения пальцев, похоже, были малой жертвой по сравнению с избавлением от плесени.

Расстояние от пола до земли в этом деревенском доме составляет примерно 50 см. Практически все стены, ограждающие земляной пол, можно снять, обеспечив поток свежего воздуха. Однако в наши дни в городах законом запрещено оставлять подпол открытым, поскольку в случае пожара он превращается в аэродинамическую трубу, подпитывающую огонь кислородом (© Anne Kohtz)

Культура 30-летнего дома

Китайские хронисты прошлого отмечали, что религиозные практики жителей Японского архипелага состояли в основном в соблюдении чистоты и ухоженности, что присуще религиозным нормам многих других культур и по сей день. Скорость возникновения и роста плесени в Японии может частично объяснить преобладание этой своеобразной «культуры чистоты», а также почему «грязь» считалась табу.

Япония считается глубоко традиционной страной, однако у японцев очень сильно стремление ко всему новому. Крупные строительные компании не скрывают, что проектируют дома с запасом прочности примерно 30 лет, после чего ожидается, что дом снесут и заменят новым. Мысль о том, что дом, простоявший всего 30 лет, может считаться «старым», может показаться нонсенсом западному строителю, однако строительство нового дома – наилучший способ полностью избавиться от таких насущных для Японии проблем, как плесень и насекомые.

Отделка, размер и метки на центральной балке свидетельствуют о том, что ранее она принадлежала другому дому. Японская стоечно-балочная деревянная архитектура прекрасно подходит для постоянной перестройки зданий, поскольку дает возможность повторного использования наиболее ценных элементов строения (© Architectonic Atelier Yuu)

Эта культура постоянной перестройки зданий также уходит корнями в далекое прошлое. До VIII века смерть императора служила причиной перемещения дворца, а в некоторых случаях даже столицы империи. Если оставить в стороне политику, такой шаг возможен лишь в случае, когда конструкции изначально рассматриваются как нечто временное.

Эта идея нашла свое отражение во множестве культурных аспектов эпохи Эдо (1603-1868). Если верить народной поговорке, одним из «цветов» Эдо был огонь, из-за которого город частенько «расцветал». Опустошающие пожары прошлого, значительно снижавшие средний жизненный цикл домов, были прославлены в народных сказаниях и нашли свое отражение в гравюрах.

При перемещении дома выбрасывали все, кроме деревянного каркаса, который собирали на новом месте, покрывали новой крышей и натягивали на стены новую бумагу. Все подгнившие части удаляли именно во время повторной сборки. Такой способ оказался идеальным для борьбы с плесенью и насекомыми, так как позволял сохранять наиболее прочные части дома, что было очень выгодно с точки зрения экономии. И действительно, во многих деревенских домах в наши дни можно увидеть старые балки и опоры – фрагменты каркасов прежних домов.

Выбор между деревом и металлом

Диктат гильдий, протекционизм и политические решения сегуната Токугава ограничивали использование металлических стяжек при строительстве в эпоху Эдо. Это оказалось решающим фактором широкого использования характерных для Японии деревянных крепежных элементов даже в те периоды, когда сталь стала доступной.

Долговечность металлических креплений при этом не сопоставима с деревянными – за исключением случаев, когда металл устанавливается на хорошо подготовленное дерево и не контактирует с окружающей средой. Если дерево подготовлено плохо, крепления ослабнут в результате сезонных колебаний объема окружающего материала, а влажный воздух Японии станет причиной быстрого появления ржавчины. Кроме того, металл, находящийся под постоянной нагрузкой, демонстрирует усталость.

Ржавые гвозди и крепления, оставшиеся после разборки 60-летнего чайного домика с соломенной крышей (© Anne Kohtz)

Крепление в обновленном деревенском доме эпохи Эдо. Владельцы предполагают, что возраст дома составляет не менее 250 лет (© Architectonic Atelier Yuu)

С другой стороны, по мере старения древесины и затвердения ее клеток деревянные крепления становятся прочнее. По данным подсчетов, деревянные крепления могут оказаться структурно даже более прочными через столетия после постройки. В целом, дерево набирает прочность на протяжении 200-300 лет после того, как было срублено. Затем прочность постепенно теряется, однако правильно подготовленная древесина достигнет степени прочности, которую имело, когда было срублено, лишь через тысячу лет.

Тайфуны и землетрясения

Ураганный ветер и проливные дожди, находящиеся в списке природных бедствий сразу после плесени, также являются прекрасными аргументами в пользу деревянного строительства. Сильно выступающие навесные карнизы защищают стены от частых ливней, а массивным крышам не страшен никакой ураган.

В этом обновленном доме под соломенной крышей есть широкие карнизы, защищающие стены, а крыша зафиксирована с помощью черепичного колпака. Кровля крепится к каркасу крыши с помощью канатов из соломы (© Architectonic Atelier Yuu)

Возведение таких массивных свободнонесущих крыш было бы невозможным без сложного деревянного каркаса, особенно без металлических скоб и креплений. В идеале, чтобы противостоять тайфунам, такие крыши должны были бы опираться на толстые каменные или кирпичные стены. Однако в стране, где разрушительные землетрясения так же часты, как и опустошительные тайфуны, такое решение было бы непрактичным и опасным.

В традиционном японском деревянном здании каркас практически остается на виду. Это означает, что любое проникновение воды в помещение, например, через дырявую крышу, мгновенно фиксируется и устраняется прежде, чем начнет образовываться плесень.

Каркас этого перестроенного здания ворот виден как изнутри, так и снаружи, благодаря чему любые проблемы легко определяются, поломки ремонтируются, а дефектные элементы заменяются (© Architectonic Atelier Yuu)

Необходимость противостоять землетрясениям является третьим важнейшим аргументом в пользу дерева как строительного материала. Современный западный дом представляет собой монолитную коробку, надежно закрепленную на фундаменте. Чтобы успешно противостоять боковым толчкам во время землетрясений, стены должны быть достаточно прочными. Однако в результате дом двигается вместе с поверхностью земли, и его обитатели ощущают на себе всю силу стихии (а порой и страдают от падающей мебели).

С другой стороны, благодаря свей гибкости, традиционные деревянные крепления поглощают большую часть силы боковых толчков во время землетрясения. Это предотвращает разрушение домов, имеющих массивную крышу, но лишенных монолитных стен. Многие старинные деревянные здания в Японии построены по принципу деревянного стула – несущие стойки соединяются вверху, там, где крепится крыша, и фиксируются стяжками в нижней части. Это позволяет обеспечить безопасную поддержку массивному движущемуся объекту.

Чертеж фасада колокольни в Мёсиндзи, Киото. В основном корпусе здания отсутствуют монолитные стены – как в деревянном стуле (© Anne Kohtz)

Большинство традиционных зданий не имеют ни фундамента, ни подвала. Во время землетрясения конструкция может сместиться с опорных камней, глинобитные стены могут потрескаться, а деревянный каркас погнуться. Однако правильно выстроенное деревянное здание должно сохранять вертикальное положение. Фактически, даже в современной строительной практике изолирование фундамента, то есть полное отделение здания от его фундамента с целью обеспечить его свободное скольжение во время землетрясения, становится общепринятым стандартом при возведении сейсмостойких конструкций. Тем не менее, традиционное изолирование фундамента (размещение строения на прочном фундаменте без закрепления) в Японии запрещено на законодательном уровне.

Изобилие дерева

Последним аргументом в пользу дерева как традиционного строительного материала для возведения домов можно считать его изобилие в Японии. Чаще всего используется древесина криптомерии, кипариса и сосны – пород деревьев, которые можно использовать всего через 40-60 лет роста. Особенно хорошую сопротивляемость плесени и насекомым демонстрируют криптомерия и кипарис – породы дерева наиболее подходящие для использования в климатических условиях Японии. Как уже упоминалось выше, достоинства строительства из дерева практически превосходят такие недостатки как опасность возникновения пожара, при котором, как правило, всегда есть время спастись или погасить огонь до того, как он причинил серьезные разрушения.

К счастью, из поколения в поколение японские плотники неустанно совершенствовали технологии деревянного строительства, оставив нам в наследство целый ряд замечательных решений для современной, экологически устойчивой и безопасной жизни без плесени.

Фотография к заголовку: Отремонтированный деревенский дом минка (© Architectonic Atelier Yuu)

(Статья на английском языке опубликована 25 октября 2016 г.)

www.nippon.com