Резьба по дереву рельефная фото – Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Содержание

Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной

5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком

5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

woodschool.ru

Резьба по дереву. Основные виды. – Ярмарка Мастеров

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

  • Геометрическая резьба.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

  • Контурная резьба.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

  • Заоваленная резьба

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

  • Барельефная резьба

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

  •  Горельефная резьба

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

  • Резьба "татьянка"

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона...Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

  • Ажурная резьба

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

www.livemaster.ru

эскизы и рисунки для начинающих

Рассмотрим, что такое плоскорельефная резьба по дереву, какие виды еще существуют и что для их выполнения необходимо. Издавна изделия из этого материала вошли в жизнь человека (от игрушек до домов). А создавая деревянные предметы, пытаются показать их природную красоту. Резьба является одним из первых украшений, которую наносили на ограды, посуду, шкатулки, мебель и др. Но для выполнения каждого предмета использовали различную технику.

Картина выполненная плоскорельефной резьбой

Например, для отделки дома, мебели или посуды применяли прорезную или ажурную резьбу, а во время украшения корабля, резных балясин для лестницы, сувенира или игрушки — скульптурную резьбу.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Материал для работ и виды резьбы

Вначале рассмотрим, какие породы дерева можно использовать для этого увлекательного занятия. Для начинающих лучше выбрать мягкие породы. Существуют следующие сорта древесины:

  • твердые — бук, орех, дуб, ясень;
  • очень твердые — акация, тис, граб;
  • мягкие — осина, липа, сосна.

Для того, чтобы выполнить треугольно-выемчатую резьбу, необходимо иметь:

Существуют следующие виды резьбы:

  1. Плоскорельефная — предполагает расположение узора и фона в одной плоскости. Абрамцево-кудринская резьба и паргори являются ее видами.
  2. Пропильная — считается продолжением предыдущей, так как изображение выпиливают лобзиком и его украшением является сетка.

    Пример наличников выполненных пропильной резьбой

  3. Прорезная — ее применяют для плоских элементов, а некоторые участки фона удаляют.

Плоскорельефная имеет подвиды:

  1. Резьба с заоваленным конуром — с интересной игрой светотени, которая выходит за счет сочетания более крутого закругления (со стороны узора) и полого (от фона).
  2. С подушечным или подобранным фоном — почти то же, что и с контуром, но с той разницей, что фон не плоский, а иногда расположен ниже самого орнамента. Узор как бы наложен на плоскость. А фон в этом случае делают чеканкой.
Вернуться к оглавлению

Как подготовить основу и начать работу

В основном резьба по дереву для начинающих — это сложная работа, требующая определенных навыков и знаний. Для того, чтобы все выполнить правильно, необходимо уметь пользоваться инструментами. Обработка основы начинается с работ по подготовке древесины под резьбу.

Пример покрытой лаком дощечки для кухни

Вначале его необходимо выстрогать, а если фон из светлого дерева, то это делают рубанком. А для темного фона композиции заготовку тонируют. Для получения блестящей поверхности дерево покрывают лаком, в этом случае употребляют черный цвет, после его высыхания производят полировку политурой.

При использовании таких красителей, как темпера, тушь, протравы, акварели и др. подобных красителей, поверхность остается матовой или покрывается светлым лаком и полируется. Для закрепления заготовки ее зажимают в верстаке. Для этого используют зажимы станка или державки (дощечки, которые охватывают и удерживают заготовку). Плоскорельефная резьба позволяет выполнить растительный узор, барельеф животного, птицы или человека.


Когда производится резьба по дереву, рисунки выбирают из специальных книг, журналов или альбомов. Для правильного выполнения орнамента его переносят, применив кальку или копирку. Лучше сначала применить прозрачную бумагу, которую расчерчивают на квадратики. Их размер зависит от размеров узора оригинала. Если необходимо его увеличить, то применяют пантограф. Орнамент для резьбы, возможно, увеличить в 2 или 4 раза.

Чтобы резьба по дереву, эскизы которой переносят на заготовку, была выполнена правильно, выбирают четверть или половину узора, складывают кальку по горизонтали и при надобности еще и по вертикали. После на нее переносят наброски орнамента или обводят контур. На одной стороне получают половину изображения, его перегибают, и выходит цельное.

Изготовление эскиза рисунка для плоскорельефной резьбы

На деревянную заготовку его переносят любым из существующих методов. Главное, чтобы все свободные от прорезной резьбы детали размещались в месте, с красивой текстурой. А в остальных располагают элементы обрамления. Контуры узора обязательно должны совпадать с направлением волокна.

Вернуться к оглавлению

Техника выполнения

Основной инструмент — нож — необходимо зажать в кулаке, причем лезвием к себе. Придав некоторое усилие, проводят им по орнаменту. Нож по отношению к доске расположен немного наклонно. Так выполняют надрезание. После этого делают подрезку. Для этого нож держат в том же положении, но рука наклонена в другую сторону.


Придав некоторое усилие, делают подрезание уже выполненного контура. В этом случае выходит соломка (трехгранная). Скругления производят только одним углом стамески. Причем радиус при надобности меняется и зависит от ширины лезвия инструмента. Для отделения соломки действуют четко. Она должна сразу отделиться от заготовки. Иначе понадобится все делать заново, но вырезать придется глубже.

Для вырезания контурной канавки инструмент держат двумя руками.

При надобности ножом вырезают и окружности.


Для завитков используют полукруглую стамеску. Ее углубляют на 3 или 4 мм в дерево и поворачивают кисть, этим прокручивают все вокруг оси. Это делается до тех пор, пока линии не замкнутся. Это очень увлекательное занятие. Главное, разобраться, что к чему, и тогда все получится. В основном художественная резьба по дереву, фото работ которой можно найти в журналах, книгах и др. изданиях, древнее и красивое ремесло.

Сегодня оно возрождается и есть немало хороших современных мастеров этого дела.

proekt-sam.ru

Прорезная и плоско рельефная резьба по дереву: эскизы и рисунки

Рельефная резьба по дереву может стать не просто увлечением. Освоив навыки владения инструментов и познакомившись с технологией, мастер сможет получить хороший и стабильный источник дополнительного дохода. Украшения из дерева востребованы и в квартирах, и в загородных домах.

Пример картины выполненной рельефной резьбойВернуться к оглавлению

Содержание материала

Типы резьбы по дереву

Резьба по дереву — традиционный промысел многих народов. Этот тип прикладного искусства имеет многовековую историю. И за это время мастера создали несколько разновидностей технологий, таких как:

К тому же как отдельную разновидность специалисты выделяют обработку дерева в кудринском стиле (кудринско-абрамцевском). Своим названием стиль обязан месту своего рождения — деревне Кудрино в Подмосковье. Он отличается обильными растительными орнаментами, гирляндами из цветов, в которых помещены своеобразные животные и птицы.

Свое название тип обработки дерева получил от слова «рельеф», что в нашем случае понимается как участки, поднятые над общей поверхностью. Плоскорельефная резьба, в свою очередь, делится по способам исполнения на:

  • барельефную;
  • горельефную.

Первый тип имеет высокий рельеф, второй — более низкий. Признаком глухой разновидности обработки древесины является сплошная резная поверхность фона без ровных поверхностей.

Пошаговое выполнение плоскорельефной резьбы

В плоскорельефной резьбе фон расположен ниже уровня рисунка, и его выбирают стамеской того или иного типа. Одна из разновидностей художественной обработки дерева — контурная резьба. Она отличается от рельефной тем, что на поверхность материала наносится рисунок, контуры которого выбираются специальным инструментом.

Выступающая часть остается плоской, и только контуры подчеркивают изображение, в то время как рельефно выполненная резьба имеет фигурную поверхность рисунка.

Отметим, то прорезная обработка подразумевает полную выборку фона, то есть рисунок словно висит в воздухе.

Вернуться к оглавлению

Что можно получить, вырезая по дереву

Основным рисунком, который выполняется в технике плоскорельефная резьба или же другой его разновидности, является орнамент для резьбы. Это может быть простой геометрический рисунок или же растительность, стилизация.

Пример шкатулки выполненной рельефной резьбой

Более опытные мастера включают в свои работы изображения животных, птиц, людей. Присутствуют как традиционные народные сюжеты, так и композиции на темы современности. Все упирается в мастерство автора и его умение перенести на доску изображение.

Поскольку исходным материалом для такого типа работы является деревянная доска, то из нее делают:

Ассортимент изделий очень велик. Рельефно можно обработать поверхность разделочной доски и подоконник, в общем, любую вещь в доме, имеющую плоскую поверхность. Наиболее востребованными являются сувениры, выполненные в стиле рельефная или контурная резьба.

Сделанная своими руками вещь в традиционном народном духе станет прекрасным подарком для родных и близких. А еще, освоив работу, мастер сможет продавать сувениры через интернет. Такие изделия очень востребованы, особенно за границей.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать и подготовить дерево для резьбы

Начинать тренироваться делать резные рельефные поверхности можно на уже готовых досках. Подойдут полки со старых стеллажей, детали, которые можно купить за бесценок в любом столярном цеху или на пилораме. Наиболее подходящей для резьбы считается древесина липы. Из плюсов этой породы мастера отмечают равномерную плотность, незначительную усадку при сушке и быстрое высыхание, кроме того, возможность резать рельефно как вдоль волокон, так и поперек них.

Перед работой материал нужно просушить. Дерево заготавливают с ноября по февраль, когда в нем мало соков. Если мастер покупает уже готовую заготовку, то нужно уточнить, была ли она просушена. Если делает сам, то процесс выглядит следующим образом. Сперва ствол очищается от веток и коры, потом режется на части.


Затем дерево для резной обработки вываривается в емкости с добавлением соли в течение 4 часов. Это удалит соки и ускорит процесс сушки. Затем заготовки опускают в подвал, где ставят стоймя на бетонный пол. Это вытянет излишек влаги, после чего древесину укладывают в проветриваемом помещении под навесом для сушки. Нормальным считается содержание влаги в пределах 12-10%. Без специальных приборов содержание можно узнать так. С торца срезают кусок длиною 3 см и шириною 15 см (лишнее удаляют).

Фрагмент взвешивают, после чего сушат 5 часов при температуре +100°С в духовке. После снова взвешивают и делают вычисления. Для этого полученную разницу делят на 150 и умножают на 100. Результат покажет имеющуюся влажность.

Вернуться к оглавлению

Какие инструменты потребуются для работы

Работа с деревом выполняется в несколько этапов.

Этапы резьбы по дереву

И для каждого из них нужен свой набор инструментов и принадлежностей. Первый этап — подготовка материала. Для этого выбирается хорошо просушенная древесина, поверхность которой выравнивается и шлифуется. Начинающим мастерам лучше использовать материалы из мягких пород, сосны или липу. Работа с ними не требует больших усилий, а в случае ошибки можно взять новую доску, потому что эти породы недорогие и доступные.

С ростом уровня мастерства резчик перейдет на обработку более красивой древесины, такой как ольха, клен, ясень, а также более твердой — дуба, бука и др.

Второй этап — выбор рисунка. Выбрав понравившийся, мастер делает эскизы для резьбы, то есть переносит изображение на поверхность дерева. Первые шаги в обработке дерева рельефно опытные мастера советуют начинать с простых геометрических рисунков.

Подборка эскизов и узоров для рельефной резьбы

Освоив технику и набив руку, можно переходить к сложным растительным орнаментам.

Для работы будут нужны:

  • стамески;
  • штихеля;
  • ножи-резаки;
  • резцы;
  • молоток для стамесок;
  • набор для правки инструмента.

Специалисты отмечают, что для каждого типа древесины необходим свой набор инструментов. Для обработки поверхности также нужна наждачная бумага разного размера и набор для шлифовки дерева. Прорезная обработка также требует наличия набора надфилей.

Вернуться к оглавлению

Особенности рельефной резьбы

Специалисты отмечают, что плоскорельефная резьба и другие разновидности подобной обработки дерева имеют ряд особенностей. Технология делает невозможной полировку древесины. Поэтому мастера ограничиваются только чистовой отделкой и шлифовкой крупных элементов рисунка.

Эскизы делаются в масштабе 1:1, чтобы было удобно переносить рисунок на поверхность. Для этого лучше использовать миллиметровую бумагу и кальку, что упросит перенос изображения.

Эскиз для рельефной резьбы выполненный самостоятельно

Изготавливая рельефно изображение, контур сперва прорезают, а потом начинают обрабатывать, придавая выпуклость рисунку. Делая эскизы, нужно помнить об этом. Отметим, что прорезная обработка образуется из плоскорельефной. Для этого нужно удалить имеющийся фон, оставив только выпуклый рисунок.

proekt-sam.ru

Рельефная резьба по дереву. Фото урок

Предлагаю вам фото урок рельефной резьбы по дереву от киевского мастера Богдана Грицака. Вырезать мы будем статуэтку тигра на фоне гор.

Что вам понадобится

  • заготовка из мягкого дерева,
  • инструменты для резьбы по дереву: нож-косяк, набор полукруглых стамесок и стамеска — уголок,
  • карандаш и копирка,
  • морилка, лак и серая краска (для патинирования).

Этапы работы

1. Выпиливаем брусок из мягкого дерева с однородной структурой (липа, осина, ольха) в виде треугольника. С помощью карандаша и копирки наносим контур тигра.

2. Начинаем выбирать фон позади фигурки тигра с помощью порлукруглых стамесок.

3. Снимаем дерево на месте правых лап и хвоста и придаем им форму. Закругляем контуры тигра, придавая объем.

4. Придаем рельеф туловищу тигра и горе.

5. Прорезаем нюансы (глаза, гриву, уши, когти и т.д.)

6. По окончанию процесса резьбы дошлифовываем нашу статуэтку наждачкой нулевкой и покрываем морилкой, а затем лаком. Наносим в местах углублений серую краску и тут же протираем ее сухой тряпкой, чтобы она заполнила все складочки, создав эффект патины.

iz-dereva-svoimi-rukami.ru

видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности плоскорельефной, контурной, пропильной, рельефной, накладной, художественной, объемной, ручной, 3д-обработки, фрезером, цена, фото

Все фото из статьи

Резьба по дереву была освоена человеком еще сотни лет назад. Причем до наших дней дошли самые разные виды ее техник. Ниже рассмотрим наиболее распространенные виды резьбы по дереву, а также ознакомимся с инструментами, которые для нее используются.

Украшенная художественной резьбой шкатулка

Техники резьбы

В настоящее время резьбу по дереву различают на несколько видов:

  • Ажурную;
  • Геометрическую;
  • Плоскорельефную;
  • Рельефную;
  • Скульптурную;
  • Накладную.

Ниже подробней ознакомимся со всеми этими ее видами.

На фото — пример украшения фасада ажурной резьбой

Ажурная

Ажурная или, как ее еще называю, пропильная резьба стала широко применяться в XIX веке. Причем она была популярной как в деревенских домах, так и городских квартирах.

Ее используют для украшения следующих элементов зданий:

  • Входов
  • Наличников,
  • Фронтонов домов и пр.

Данная техника основана на пропиливании фигурных отверстий.Смотрится пропильная резьба по дереву очень эффектно и напоминает деревянное кружево.

Что касается рисунка, то он может содержать различные мотивы:

  • Рельефной резьбы;
  • Орнаментально-декоративные узоры;
  • Геометризированные изображения, напоминающие узоры в кружевах и народной вышивке.

В наше время ажурная резьба пользуется определенной популярностью при оформлении дачных домиков, беседок и пр.

Коловорот для резьбы по дереву

Для выполнения пропильной резьбы обычно используют простой инструмент:

  • Коловорот, для выполнения отверстий–следует отметить, что для отверстий диаметром более 10 мм применяют специальные плоские сверла – перки.
  • Пила для выпиливания деталей по внешнему контуру – применяются специальные выкружные (поворотные) пилы. Ширина их полотна находится в пределах 4-15 мм. Узкие полотна применяют для получения крутых изгибов, а широкие – для выреза плавных форм.

Отличительной особенностью лучковой пилы для резьбы является то, что полотно может поворачиваться в разных направлениях.Благодаря этому можно выполнять пропилы в разных направлениях, не изменяя при этом положение станка пилы.

Пила курковка

  • Пила для выпиливания внутренних проемов – для этих целей используют пилы-ножовки, обладающими узкими полотнами в форме клиньев. Называют такие пилы курковками. Толщина их полотен составляет полтора миллиметра, ширина у ручки в пределах 20-40 мм, длина находится в пределах 320-530 мм.

Совет!
Курковку можно сделать своими руками из старого полотна ножовки толщиной в полтора миллиметра.
Для этого его нужно обрезать в форме острого вытянутого клина.

Для выполнения пропильной резьбы, как правило, применяют доски толщиной полтора – два миллиметра.

Они могут быть выполнены из древесины следующих пород:

  • Ольхи;
  • Сосны;
  • Осины:
  • Березы.

Следует отметить, что далеко не все заготовки подходят для данных целей. Доски обязательно должны быть хорошо высушенными и без трещин.

Обратите внимание!
При выполнении резки дерева любым инструментом должна строго соблюдаться инструкция по работе с ним и правила техники безопасности.
В противном случае травмы просто неизбежны.

Геометрическая художественная резьба по дереву

Геометрическая

Является одним из наиболее древних видов резьбы по дереву. Принцип ее основан на том, что на дерево наносят узоры, состоящие из комбинации геометрических фигур. Это могут быть прямолинейные или дугообразные элементы.

Геометрическая ручная резьба по дереву осуществляется следующими инструментами:

  • Полукруглыми стамесками;
  • Ножом косяком.

Данный вид резьбы популярен благодаря своей простоте. К тому же он требует минимальный набор инструментов. В отличие от ажурной, геометрическая резьба не требует знания теории рисунка, но при этом позволяет получить эффектный результат.

Еще одной особенностью этой техники является небольшая глубина рисунка. Последний может состоять из ряда элементов, таких как ромбы, квадраты, трапеции и пр. Благодаря такому обилию фигур можно создавать богатые композиции, основанные на игре светотеней.

Плоскорельефный узор

Плоскорельефная

Плоскорельефная резьба по дереву также является очень древней техникой, которая и в наше время пользуется популярностью. Основу ее узора составляет плоский рельеф.

Это означает что рисунок, как правило, растительный,наносится путем углубления фона. При этом сам он остается на уровне с поверхностью доски. Глубина фона может составлять 5-10 мм.

Для придания изображению большей мягкости и живости, края узора заоваливаются или немного округляются. Надо сказать, что данная техника несложная, но сам процесс выбирания фона довольно длительный. Поэтому в наше время чаще всего выполняется такая резьба по дереву фрезером, причем ручным.

При ручном выбирании фона обычно применяют технику чеканки, которая позволяет сгладить неровности, полученные в результате ручной резьбы.

Кроме того, при помощи чеканки можно нанести разные по глубине:

  • Канавки;
  • Клеточки;
  • Желобки и пр.

Для этих целей обычно используют мелкие резцы.

Рельефная резьба

Рельефная

Резьба рельефная по дереву отличается от плоскорельефной тем, что подразумевает обработку не только контура орнамента, но и всей остальной поверхности. При этом контур может возвышаться на 6-8 мм.

Данная техника более сложная. Для ее выполнения используют набор стамесок и ножей для дерева, которыми выбирается древесина и наносится узор.

Некоторые мастера также применяют бор-машину, позволяющую выполнять шлифовку и полировку в труднодоступных местах в процессе финишной обработке детали. Особенно часто используют эти устройства при работе с твердыми породами древесины.

Пример контурной резьбы

Контурная

Контурная резьба по дереву является противоположностью рельефной, так как выполняется путем углубления контура рисунка. Надо сказать, что эта техника редко применяется сама по себе. Как правило, ее комбинируют с рельефной или геометрической резьбой.

С ее помощью выполняют всевозможные сетки, прожилки, некоторые детали животных и птиц. Как правило, рисунок наносится ножом-косяком либо мелкой стамеской.В большинстве случаев для работы достаточно одного ножа.

Пример объемной фигурки из дерева

Объемная

Объемная резьба по дереву еще называется скульптурной. Она также широко распространена наряду с ажурной и рельефной. В отличие от всех вышеперечисленных техник, объемная резьба подразумевает обработку заготовки с нескольких или даже со всех сторон.

В архитектуре данная техника применяется при изготовлении деревянных колонн, вырезных балясин и прочих деталей. Зачастую таким способом отделывают ножки дорогой мебели. Скульптурной эту резьбу называют потому, что она позволяет выполнять фигурки.

Для этой техники применяются самые разные инструменты, но основными являются стамески и ножи-косяки. Следует также отметить, что подобную обработку древесины на производстве выполняют на станках с числовым программным обеспечением. Как правило, 3Д резьба по дереву, выполненная на станке,представляет собой что-то среднее между классической объемной и рельефной.

Совет!
В специализированных магазинах можно найти наборы инструментов для резьбы, которые можно использовать для разных техник.
Их цена, обычно, вполне доступная и зависит от количества предметов в наборе.

Накладная

Напоследок ознакомимся с такой техникой, как накладная резьба по дереву. Принцип ее основан на изготовлении небольших деталей прорезным и рельефным методом, которые впоследствии приклеиваются или прибиваются гвоздями к какой-либо поверхности.

Накладная резная деталь

Главным достоинством такого приема является то, что узор смотрится более четко, по сравнению с глухой резьбой. Однако, работу по изготовлению деталей, чтобы они имели привлекательный вид, необходимо выполнять как можно чище.

Обратите внимание!
При изготовлении накладных деталей специалисты не рекомендуют снимать фаски с тыльной стороны, в противном случае возникнет впечатление, что узор оторван от основного фона.

Вот, пожалуй, и все наиболее распространенные техники резьбы по дереву.

Вывод

Техник резьбы по дереву существует большое количество. Причем каждая из них по-своему красиво смотрится. Некоторые виды резьбы довольно сложные, требующие большого количества инструментов и высокой квалификации резчика, а некоторые вполне доступны даже новичкам.

Ознакомиться с дополнительной полезной информацией по озвученной теме можно из видео в этой статье.

rubankom.com

Рельефная резьба. Секреты резьбы по дереву

Рельефная резьба

Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф. Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

Секреты между строк

Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами. Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента, чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа

Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Секреты между строк

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.

Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне.

В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания.

Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.

Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

Секреты между строк

В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры?

Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе.

Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру.

Далее на орнамент наносят тонкие и мелкие выемки, т. е. выявляют мелкий рельеф, для чего более всего подходят приемы контурной резьбы, а в качестве инструмента – нож-косяк и церазики.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru