Декоративный рисунок на стене — своими руками
Декоративный рисунок на стене — своими руками
Завитки краски, сделанные мазками кистью, создают интересные декоративные рисунки на стене. Три несложных для воспроизведения рисунка, приведенные здесь выполняются главным образом основными инструментами: кисточками для художественного раскрашивания, валиками для нанесения текстурированного рисунка и подушечками для нанесения краски.
Лучше, если вместо обоев на ваших стенах будут декоративные рисунки; вы можете также окрашивать ткани для создания единственных в своем роде подушек, а не выбирать жаккардовые трикотажные ткани с рисунками. Для небольших аксессуаров используйте кисточки меньшего размера и выполняйте более короткие мазки.
Меняйте цвета красок, выбирайте различные цвета для различных мазков кистью. Помните, что темные и тусклые цвета проявляют тенденцию к удалению, в то время как яркие краски и краски с металлическим наполнителем стремятся приблизиться. Краски с металлическим наполнителем добавляют броскости за счет отраженного света. Для окраски тканей используйте специальные краски для текстильных изделий.
При окраске накладывайте мазки кистью друг на друга, чтобы картина казалась объемной, со многими слоями. Либо, для придания дополнительного интереса изменяйте расстояние между мазками. Перед тем как приступать к осуществлению реального проекта, поэкспериментируйте с цветами красок и способами окрашивания на большом листе картона или на обрезках ткани.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
- Круглая кисточка для художественного раскрашивания № 4
- Веерообразная кисточка № 4
- Плоская кисточка для художественного раскрашивания № 2
- Плоская кисть размером 7-8 см
- Лоток для краски
- Валик для нанесения текстурированного рисунка
- Художественные акриловые краски или краски для ткани
- Бумажные салфетки
- Как выполнить рисунок с небольшими завитками
Как выполнить декоративный рисунок с небольшими завитками
Круглой кисточкой для художественно го раскрашивания № 4 нанесите на поверхность слегка изогнутые мазки одного цвета. Мазки должны быть длиной около 10 см с расстоянием между ними 10- 15 см. Дайте краске высохнуть.
Этой же кисточкой нанесите изогнутые мазки другого цвета; длина их должна составлять примерно 4 см. Слабее нажимайте на кисточку, чтобы ширина мазков второго цвета была меньше, чем первого. Пусть некоторые из мазков перекрывают мазки первого цвета. Дайте краске высохнуть.
Кончиком той же кисточки нанесите изогнутые мазки третьего цвета длиной около 2-3 см. Пусть некоторые из мазков также перекрывают мазки первого цвета.
Как выполнить декоративный рисунок с завитками среднего размера
Веерообразной кисточкой № 4 нанесите на поверхность изогнутые мазки одного цвета с длиной мазков примерно 10 см. Дайте краске высохнуть.
Плоской кисточкой для художественного раскрашивания № 2 нанесите мазки второго цвета длиной около 15 см, проходящие через середину мазков первого цвета. Меняйте места расположения мазков, чтобы придать рисунку больший интерес. Дайте краске высохнуть.
Круглой кисточкой для художественного раскрашивания № 4 нанесите слегка изогнутые мазки третьего цвета длиной 4-5 см. Дайте краске высохнуть.
Смочите веерообразную кисточку водой и промокните бумажной салфеткой. Разделите щетинки на маленькие пучки. Окуните кончики щетинок в краску четвертого цвета примерно на 0,5 см, удерживая щетинки разделенными. Нанесите на поверхность краску легкими короткими мазками длиной 2-3 см.
Как выполнить декоративный рисунок с завитками крупного размера
Разведите первую краску водой в соотношении одна часть краски на две части воды. Плоской кистью размером 7-8 см нанесите на поверхность слегка изогнутые мазки длиной от 15 до 35 см. Дайте краске высохнуть.
Разведите вторую краску водой в соотношении одна часть краски на одну часть воды и налейте ее в лоток для краски. Окуните в краску валик для нанесения текстурированного покрытия, а затем промокните его бумагой. Прокатайте валиком окрашиваемую поверхность, перекрывая мазки краски, нанесенные при выполнении шага 1. Дайте краске высохнуть.
Круглой кисточкой для художественного раскрашивания № 4 нанесите слегка изогнутые мазки краской третьего цвета длиной 15-30 см, перекрывая мазки краски, нанесенные при выполнении шага 1. Дайте краске высохнуть.
Захватывая и выходя за края мазков краски, нанесенных при выполнении шага 1, круглой кисточкой для художественного раскрашивания № 4 нанесите короткие мазки краской четвертого цвета.
Советы по выполнению декоративных рисунков от руки в свободной манере
Чтобы нарисовать симметрично расположенные элементы рисунка, вначале закрасьте центральную часть рисунка. Затем нарисуйте остальные элементы рисунка вокруг центра. Начинайте рисовать каждый элемент с точки, наиболее близкой к центру.
Чтобы отметить места для прорисовки границ окрашивания, используйте рулетку и уровень или уровень с линейкой. Делайте легкие отметки карандашом на равных расстояниях, по которым вы будете делать мазки при выполнении рисунков от руки в свободной манере. Движения кисти при рисовании на стене должны быть ритмичными, обмакивать кисть в краску следует по мере необходимости. Все детали следует закрашивать после того, как будут целиком прорисованы их границы. Для декоративных крупных рисунков поставьте слабыми карандашными линиями метки на стене в важнейших точках. Вначале, чтобы осуществить привязку положения рисунка на стене, закрасьте основные детали. Затем закончите рисунок, закрашивая второстепенные детали.
Элементы композиции, располагающиеся в случайном порядке, могут выполняться по менее точному плану, но, тем не менее, приблизительная разметка поможет избежать неравномерного их расположения. Перед началом прорисовывания отметьте небольшими кусочками малярной ленты места для каждого элемента. Отойдите от стены, чтобы получить общее представление, как она будет выглядеть.
Декоративная покраска стен
Декоративная покраска стен с помощью губки создает мягкий, крапчатый эффект и является одним из простейших в использовании приемов. Чтобы добиться получения такого покрытия, возьмите натуральную морскую губку для нанесения краски на поверхность. Не пользуйтесь синтетической губкой или губкой из целлюлозы, поскольку они оставляют одинаковые отпечатки с резкими, четко очерченными краями.
Вид покрытия, выполняемого губкой, определяется количеством цветов наносимой краски, последовательностью нанесения цветов, расстоянием между отпечатками губки. Вы можете использовать полуматовую, слабоглянцевую или матовую латексную краску для нанесения первого слоя и для окрашивания губкой. Или же для получения полупрозрачного финишного покрытия используйте цветную глазурь, в состав которой входит сама краска, кондиционер для краски и вода; смешайте их согласно инструкции.
Для создания полос, бордюров или панелей пользуйтесь малярной лентой, чтобы закрывать те места поверхности, на которые вы нанесли губкой краску первого цвета. Краска другого цвета накладывается на открытые места.
Чтобы окрасить губкой ткань, используйте краску для ткани или художественную акриловую краску, смешанную со специальным средством, добавляемым в акриловую краску для работы по ткани. Если ткань не линяет, то сначала промойте ткань, чтобы удалить весь клей, и хорошо ее разгладьте, чтобы убрать все морщины. Наносите краску морской губкой, но не промокайте ее влажной губкой. Когда ткань высохнет, проведите термическую усадку краски горячим утюгом и разгладьте ткань.
Как наносить краску с помощью губки ?
Нанесите первый слой латексной или акриловой краски. Дайте краске высохнуть. Намочите морскую губку водой, чтобы смягчить ее, а затем отожмите лишнюю воду. Наберите губкой краску или цветную глазурь . Слегка промокните губку о бумажную салфетку.
Последовательно прижимайте губку к поверхности. Быстро окрасьте губкой небольшой участок, при этом почаще меняйте положение губки. Влажной морской губкой в другой руке (как показано на рисунке) сразу же промокните нанесенную краску. Благодаря этом, краска будет расплываться, приобретая мягкий внешний вид. Часть краски будет удаляться влажной губкой.
Продолжайте наносить краску первого цвета на всю окрашиваемую область, промакивая нанесенную краску влажной губкой. Перед тем как наносить губкой краску следующего цвета, дайте окрашенной поверхности высохнуть.
Чтобы создать декоративную покраску стен, наносите верхний слой краски легкими скользящими движениями вместо прикосновений губкой.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
- Кисть или валик для нанесения первого слоя краски
- Натуральные морские губки
- Уровень
- Карандаш
- Линейка
- Латексные или художественные акриловые краски
- Кондиционер для латексных красок и вода — для изготовления глазури
- Малярная лента
ГЛАЗУРЬ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ГУБКИ
Смешайте следующие ингредиенты:
1 часть латексной или художественной акриловой краски
1 часть кондиционера для латексных красок 1 часть воды
Как с помощью губки окрашивать полосы, бордюры или панели
Выполните шаги 1-3 на стр. 176. Дайте краске полностью высохнуть. С помощью карандаша и уровня наметьте вертикальную линию. Наклейте вдоль этой линии первую полосу малярной ленты. Линейкой отмерьте положение для остальных полос малярной ленты, чтобы задать местоположение полос, бордюров и панелей.
На поверхность, не закрытую малярной лентой, нанесите краску второго цвета. Промакивайте краску губкой или наносите ее скользящими движениями, в зависимости от того, что вам требуется. Дайте краске высохнуть. Осторожно снимите малярную ленту.
Варианты нанесения декоративной покраски с помощью губки
Для получения красивого внешнего вида при нанесении краски с помощью губки используйте смежные цвета, например, два теплых цвета или два холодных. Чтобы добиться более отчетливого и более неожиданного вида наносите краску губкой, объединяя теплый и холодный цвета.
Теплые и холодные цвета, как, например, желтый и синий, сочетаются, создавая контрастный рисунок, но нанесение их с помощью губки смягчает эффект.
Сочетание холодных цветов, например, зеленого и синего создает спокойный эффект.
Сочетание теплых цветов, как, например, желтого и оранжевого, создает возбуждающий эффект.
remontfor-you.ru
Экспериментальная образовательная программа «Декоративный рисунок»
Пояснительная записка.
Для развития творческих способностей и общего эстетического воспитания детей большое значение имеет их приобщение к изобразительному искусству, в том числе декоративно-прикладному и оформительскому. Декоративное искусство развивает художественное восприятие реальной действительности, фантазию, изобретательность, композиционное мышление.
Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;
- Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
- Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;
- Приобретение учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе.
Декоративное рисование — это рисование в декоративной манере. Оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но и внести некоторые условности.
Важнейшим выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.
Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а во главу угла ставятся такие аспекты, как нарочитость — выявленная активность изображаемого, приукрашенность. При значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив.
В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала автора.
Изучение предмета «Декоративный рисунок» помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в художественных решениях и пластических формах. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа окружающей действительности.
Основная часть.
Данная экспериментальная программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Предполагается изучение дисциплины «Декоративный рисунок» во II,III,IV классах отделения декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств. В процессе обучения ученики знакомятся с использованием различных декоративных приемов: штрихом, четкой линией, точкой; с приемом стилизации реальных объектов; с простейшими законами построения композиции, а также с отдельными тонкостями при организации декоративной композиции.
Возраст учащихся — 12-14 лет.
На занятиях во II и III классах сообщаются общие сведения о декоративном рисовании, учащиеся должны усвоить главные отличия декоративного рисования от академического, декоративной композиции от станковой. Мотивы, используемые для орнамента и композиции, могут быть геометрическими, а также являться результатом обобщения и переработки природных и анималистических форм. Наблюдая природу, ученики приучаются наблюдать и анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны и свойства. Природа не только подскажет ученикам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником эстетического наслаждения. Ведь именно из природы, из окружающей жизни художники черпали и продолжают черпать образы для своих произведений. Процесс стилизации натурных мотивов в декоративные сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэт, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство и др. Чтобы учащиеся освоили этот материал, теоретические знания должны быть закреплены в несложных практических упражнениях. Программа II и III классов предлагает серию подобных заданий.
В IV классе основное внимание учащихся обращается на создание декоративной композиции, которая должна в первую очередь отвечать общим требованиям и законам композиционных построений:
- Формат листа использовать полностью;
- Уравновешенность композиции:
- Наличие активного изобразительного центра.
- В конце третьего года обучения учащиеся должны знать, что:
- Декоративная композиция имеет плоскостную трактовку объема, предметы не изображаются в случайных ракурсах;
- Предметы в декоративной композиции стилизуются с целью активизации выразительности;
- Изображение в композиции насыщено декором, но не перегружено им, чтобы за декором не терялось изображение.
Основными материалами для декоративного рисования являются:
- Тушь, перо;
- Черная и цветные гелевые ручки;
- Тушь, кисть;
- Белая и тонированная бумага.
Примерный тематический план и содержание предмета (Приложение 1)
Работы учащихся (Приложение 2)
Литература.
- Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Диссертация д-ра пед.наук. — М., 1993.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвещение, 1967.
- Декоративное рисование. Методическое пособие. — Магнитогорск, 1998.
- Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. — С-П., Любавич, 1996.
- Методическая разработка по теме «Декоративное рисование растительных форм».
* * *
Данное задание разработано для учащихся первого года обучения по экспериментальной программе «Декоративный рисунок». Учащиеся на предыдущих уроках получили определенные знания по декоративному рисованию, познакомились с основными принципами декоративного рисунка и выполнили варианты декоративной фактуры в прямоугольниках. Вся работа по теме проводится поэтапно.
I этап. Знакомство с разнообразием листьев, травинок и цветов, собранных на пленэре и засушенных (1 час). Зарисовки натурного материала (3 часа).
Цели и задачи:
- Провести ознакомительную беседу о разнообразии растительного мира, о характерных особенностях листьев деревьев разных пород, различных травинок и цветов, мхов, лишайников и грибов.
- Выполнить несколько зарисовок с натуры.
Наглядный материал: Таблицы с изображением растительных мотивов, работы учащихся из методического фонда, гербарии, атласы-определители растений и просто их фотографии.
Материалы: белая и тонированная бумага 1/8 листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
- Природа всегда была для художников источником глубокого эстетического наслаждения. Именно из природы, из окружающей действительности мастера черпали и продолжают черпать образы и сюжеты для своих произведений.
- Подробно остановимся на строении и характерных особенностях листа (дуба, клена, березы) и цветка (ромашки, лилии, незабудки, хризантемы).
II этап. Изучение приема стилизации растительных форм (2 часа).
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с процессом стилизации и декорирования стилизованных природных элементов.
- Творчески подойти к заданию и найти нестандартные решения полученных образов.
Наглядный материал: варианты декоративной фактуры, таблицы с последовательностью стилизации растений.
Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
Различные виды растений являются наиболее доступными и богатыми по пластике объектами, располагающие к декоративному их изображению. Стилизация — это обобщенное изображение, видоизменение формы природного объекта с целью выявления наиболее выраженных художественно-декоративных качеств. Для усиления степени выразительности форма листьев, цветов, мхов, лишайников, грибов в той или иной степени перерабатывается, видоизменяется (трансформируется). Трансформация формы производится за счет выявления и усиления природных качеств объектов, нелогично формы, например, округлые, превращать в угловатые, удлиненные формы заменять укороченными. Более логично заострить внимание на удлиненной форме, удлинив ее еще больше. Таким образом можно изменить форму объекта, усилить его характерные особенности, в противном случае этого делать не следует. Использование рисующих линий и декора должно быть также направлено на усиление выразительных объектов.
Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но не должен вступать в противоречие с формой объекта; главное верно найти его масштаб в объектах и соответственно подобрать толщину линии, чтобы он вошел в контур легким ажуром, не разрушая формы. Виды декора могут быть любыми — это уже дело фантазии автора. Важно привыполнение декоративной фактуры заботиться о цельности формы во избежание дробности при восприятии.
Практическая работа.
Индивидуальная работа во время занятия заключается в показе отдельным учащимся приемов стилизации и декорирования растений для того, чтобы подвести их к собственным творческим решениям и находкам.
В конце урока оценивается работа каждого учащегося. Отбираются наиболее удачные образцы. В дальнейшей работе ими могут пользоваться для создания декоративной композиции.
III этап. Работа над созданием декоративного рисунка растительных форм в определенном формате (6 часов).
Цели и задачи:
- Выявить особенности формы выбранных растений, их силуэта, ракурса, пластическую направленность рисунка.
Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
При композиционном составлении рисунка обратите вниманиена природные особенности выбранного растения. Например, для колючего татарника характерно наличие шипов и угловатости в форме листьев. Стало быть, в рисунке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт. Необходимо обратить внимание на места излома формы, участки соединения одних форм с другими. Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листа и цветка, поэтому в рисунке будут преобладать извилистые формы и тонкая проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии.
Основные требования к более длительным рисункам с использованием растительных форм:
Начиная работу, важно выявить особенности формы растения, его силуэта и ракурса;
При компоновке изображения в листе необходимо обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную и диагональную) и соответственно располагать в листе;
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается силуэт;
При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму листиков, их группировку, т.к. это будут те природные особенности объекта, которые дают возможность декоративного преобразования;
Очень важно научиться работать аналитически, для исследования частей и деталей можно использовать лупу.
Практическая работа.
- Работа над эскизом декоративного рисунка (2 часа)
- Творческая работа (4 часа) выполняется учащимися самостоятельно, в конце занятия подводятся итоги: оценивается и анализируется каждый декоративный рисунок, наилучшие работы экспонируются на выставке.
urok.1sept.ru
Основы декоративного рисования
Декоративно-прикладное искусство своими корнями уходит в глубину народного творчества. Возникло это искусство благодаря стремлению человека украсить свой быт, выразить свое понимание красоты. Раскрывая себя в творчестве, люди на протяжении веков создали немало поистине высокохудожественных предметов, не только наделив их утилитарными функциями (прямым назначением в использовании), но и приложив к ним декоративные элементы. Под декоративностью следует понимать художественную обработку предметов обихода, внутреннее убранство жилища, художественную отделку внешнего вида архитектурного сооружения и т.д. К элементам декоративного искусства относятся декоративные росписи, декоративная скульптура, мозаика, витражи, роспись и резьба по различным материалам, художественное литье из металла, ковка, чеканка, ковроткачество, декоративные ткани и т.д. В декоративном искусстве используются самые различные изобразительные мотивы и орнаменты.
Декоративное искусство в отличие от прикладного (применимого в быту) включает произведения, не имеющие непосредственно утилитарного (сообразующегося исключительно с практической выгодой или пользой) значения. Однако резкую грань между ними установить трудно: ряд произведений можно отнести и к декоративному, и к прикладному искусству. Большинство художественных предметов обихода выполняют декоративные и утилитарные функции (исполнение, осуществление), поэтому оба эти понятия нередко заменяются общим — декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство является самым распространенным, самым массовым из всех областей художественного творчества. Оно прочно входит в повседневную жизнь, удовлетворяя разнообразные эстетические потребности людей.
Само декоративное искусство состоит из целого ряда пластических (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование) искусств, служащих созданию материально-предметной среды жизни человека.
Итак, декоративно-прикладное искусство является областью декоративного искусства.
Многие предметы декоративно-прикладного искусства связаны с узором (орнаментом). В таких видах прикладного искусства, как кружево, ковры, вышивка, узорное ткачество, орнамент появляется вместе с формой и материалом. Во многих других украшение наносится на готовую форму с выполнением основного условия — органичной связи узора или украшения с формой. Следовательно, произведения декоративно-прикладного искусства с орнаментальными композициями, выполненными народными мастерами-умельцами в разных материалах, разной техникой обработки формы изделия, дают эстетическое и функциональное единство в создании художественной вещи.
«Народное прикладное искусство — сложное явление национальной художественной культуры. Оно вмещает в себя и крестьянские самоделки, и изделия посадских кустарей и ремесленников, и изделия художественной промышленности. Это совершенно особая самостоятельная художественная система. В ней, как и во всякой другой, есть устойчивая сторона, которая обеспечивает ее существование, и изменчивая, подвижная сторона, которая обеспечивает контакт со средой.
Таким образом, народное искусство — не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической, следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» (Дайн Г. Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. М., 1973. С. 44).
Очень богата материальная основа декоративно-прикладного искусства, т.е. использование разнообразных материалов. Мастера народных художественных промыслов применяют глину, поделочные камни, кость, рог, дерево, металлы и т.д.
Из поколения в поколение передаются технологические приемы художественной обработки и декоративной отделки изделий. В художественной обработке изделий действует главная закономерность декоративно-прикладного искусства — согласованность эстетического с утилитарным.
Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
Между рисованием с натуры и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми оттенками, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).
Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.
Орнамент является выражением различных ощущений и настроений человека. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т.п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т.д. Квадрат создает впечатление покоя, прямоугольник — ощущение тесноты, напряженности. Изменение положения узора влияет на порыв, стремительность, резкость ритма (отличительная особенность орнамента заключается прежде всего в ритмичности повторения мотива). Чередованием различных положений основной детали узора с разными направлениями элементов или с изменением плавности контуров можно добиться ощущения лиричности, мягкости или беспокойства, настороженности.
Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед вами сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за. счет упрощения элементов. Выполняя задание по поставке узора, вы обязаны как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Учитесь также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов.
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям и т.п.
Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Было бы ошибкой начать рисунок, не продумав и не выработав никаких определенных соображений насчет того, что будешь изображать и как это может выглядеть. Надо приложить все усилия, чтобы как можно лучше представить себе элементарные закономерности формы изделия, которое будешь рисовать. Характер зрительного восприятия массы учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т.д. Отсюда можно вывести понятие, что декоративное рисование есть по существу создание проекта будущего изделия декоративно-прикладного искусства.
Разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций.
Перед выработкой правильного представления о характере изделия надо уяснить, как построить форму и пропорции. При этом помните об особенности того вида композиции, который избран для решения задачи: фронтальный или глубинно-пространственный. Это очень важно, потому что перед вами выступает необходимый в таких случаях ориентир. Нередко приходится попадать в ситуации, особенно в творческой композиционной работе, когда начало ее подсказывают неожиданные находки из арсенала того, что автор проекта изделия знает и умеет применить. Очень нужную роль в подобных затруднениях играет также исполнение небольшого эскиза. Приступая к эскизу, следует внимательно отнестись к аналогам, виденным некогда в натуре или в иллюстрациях и запечатленным в памяти.
Все эти дополнительные факторы надо собрать в один цельный объемно-пространственный образ, чтобы исчезла отвлекающая от работы мысль о наборе плоских очертаний декоративного изображения. Создав это объемно-пространственное представление, вы сможете, не имея перед глазами ничего другого, сделать декоративный рисунок-эскиз изделия.
Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы.
Декоративные композиции создаются подчеркнуто выразительными линиями плоских силуэтов. Даже использование мастером отдельной детали предмета или его упрощенного стилизованного символа дает полное представление о предмете.
Что становится темой декоративных, композиций?
Сюжеты сами собой возникают, если наблюдать жизнь и природу. Любые события, исторические факты, явления природы — вот далеко не полный перечень тем для декоративного рисунка изделия. Вы умеете рисовать с натуры, совершенствуете свои умения и навыки, поэтому должны каждый день что-нибудь интересное занести в альбом в виде наброска или зарисовки.
Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета Мы видим цвет, живем среди него.
Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни.
Овладеть цветовым тоном, всеми закономерностями цветоведения — ваша учебная задача, очень серьезная и существенная. Ведь в декоративных изделиях главную роль должно играть преобразование цвета в свет без изображения светотени. Лучшие изделия ювелиров сияют морем света, а между тем там нет ни одной падающей тени. Впечатление света рождается в органе зрения в результате оптического сложения цвета насыщенных хроматических пятен. Это свет, продуцируемый примененными естественными и искусственными пятнами цвета.
Психологическое воздействие цвета было замечено человеком, когда был замечен и сам цвет. А потом началось применение цвета для определенных целей. Ведь окраска предметов, одежды, архитектуры, воинских доспехов была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, раззолоченные культовые предметы в храме и ослепительные одеяния жрецов или священником приводили верующих в благоговение, священный экстаз, восторг, трепет; римские и византийские императоры облачались в пурпурные одеяния с обилием золотых с драгоценными камнями украшений, и эти привилегии их вызывали у подданных дрожь и чувство собственного ничтожества; воины в боевых нарядах у себя вызывали возбуждение, а у противника — страх и т.п.
Существует биологическая врожденность предпочтений цветов. На такое предпочтение лишь незначительное влияние оказываю художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам. Более верным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества, например декоративно-прикладного искусства. В этой области цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т.е. на этих объектах можно изучать не переработанный, а живой цвет, в процессе его взаимодействия с человеком.
Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Так как ее польза определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник- прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление.
Изображение, выступающее как символическое, не связано с передачей действия, а обозначает какую-либо идею, понятие, символ, аллегорию. Например, каждый город России имел свой герб —символическое изображение. Ордена и нагрудные знаки — тоже декоративные символы.
Еще один, пожалуй, самый определенный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий — орнамент.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т.е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка.
Появление орнамента в первобытную эпоху, вероятно, было вызвано стремлением древних предков современного человека упорядочить с помощью украшающих элементов (зигзагообразные линии, ромбы, концентрические круги и т.п.) внешнюю примитивную форму сосудов из глины. Возможно, что идею узора первобытный человек «подсмотрел» у сплетенной из лозы корзины. Во всяком случае, многочисленные археологические находки в местах раскопок первобытных стоянок подтверждают вероятность именно такого происхождения орнамента.
Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных ‘ промыслов, керамике, текстиле.
Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм узбеков.
Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса).
Существенной особенностью орнамента служит четко выраженный ритм. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носи г название мотива, или раппорта.
Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.
В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.
Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.
Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.
Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.
Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.
Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розеты.
В русском национальном орнаменте северные мотивы (снежинки, клюква, ели, олени) с применением мягких оттенков цвета сильно отличаются от мотивов центральных районов России, в которые вводят пышные цветы и яркие контрасты цвета.
Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.
Орнамент выполняется самыми разнообразными техническими средствами: всевозможные росписи, гравировка, резьба, вышивка, ткачество и т.д.
Выполняя декоративный рисунок-проект художественного изделия, вы должны «прочувствовать» всю внешнюю форму, облик вещи.
Если вы «видите» у себя на листе бумаги будущее изделие, значит, у вас есть цель и есть мера, а действия освещены единым смыслом.
Нужно особенно подчеркнуть, что представление об изделии должно быть цельным. Для этого надо заставить действовать внимание, суждение, память и пространственное воображение.
Похожие статьи:
poznayka.org
«Рисуем цветок». Мастер-класс декоративного рисунка.
Добрый вечер. На этот раз «Лавандовая Зебра» собирает у себя всех любителей графического искусства.
Предлагаемый мастер-класс главным образом будет направлен на обучение декоративному виду графического рисунка, выполненного без соблюдения канонов академического рисования, поэтому такие термины как пропорции и перспектива мы рассматривать не будем.
Я постараюсь наиболее подробно и доступно объяснить пошаговое выполнение задания. Для более удачного завершения работы необходимы навыки в штриховке и тушевке. Если Вы все-таки этими навыками не обладаете — это не проблема, при должном усердии в процессе работы мы подтянем эти знания.
Для нашей будущей картины для начала стоит определиться с моделью. Лето отличное время для того чтобы рисовать цветы, благо всегда найдется кому позировать как на даче, так и в парках, и главное абсолютно бесплатно 😉
Нарцисс брандушка (Narcissus bulbocodium) с удовольствием согласился побыть нашей сегодняшней моделью. Перед тем как приступить непосредственно к рисованию рассмотрите фото очень внимательно. Постарайтесь зафиксировать образ цветка и представить его с закрытыми глазами. Сделали? Отлично!
Теперь перейдем к нашим материалам.
Слева на право: ластики разной толщины и остроты, ластик-клячка, карандаши разной мягкости и твердости, скотч для крепления бумаги, канцелярский нож для заточки, кисть — веер для смахивания остатков ластика, бумага формата А3, планшетка для крепления бумаги.
Обратим внимание на ластик-клячку. Это просто ластик обладающей гибкостью пластилина, поэтому ему легко придавать форму любой сложности и очень удобно стирать мелкие детали. В основном его используют для высветления рисунка или стирания мягкого штриха.
Поскольку работа довольно-таки тонкая чаще всего я использую именно клячку.
Карандаши которые Вам предстоит использовать обладают следующей твердостью: Н, НВ, 2В,4В, я так же использовала 7В в отдельных участках. Теперь обратим внимание на фотографию. Те из нас кто плохо знаком со штриховкой и тушевкой берут любой малопригодный лист и разрабатывают руку.
Сначала мы берем самый твердый карандаш Н и делаем штрих со слабым нажимом, потом с сильным. Сбоку затушевываем пространство со слабым нажимом, рядом с сильным. Для штриха остро затачиваем карандаш, для тушевки кладем грифель чуть-чуть на бочек и стараемся не сильно на него давить.
Получаем такую картину. Проделайте упражнение для каждого карандаша, чтобы понять насколько он мягок или тверд для Вас. Определить с каким карандашом удобнее работать в последующем Вам придется самостоятельно, посредством именно этого упражнения.
На чистом листе делаем овал, как на фотографии. Он будет обозначать границы, за которые в процессе рисования мы постараемся не заходить.
Границы проводим легким штрихом, а затем в процессе уточнения контуров стираются. Возьмем очень мягкий карандаш 7В и очень слабым нажимом проведем линии окружности.
Далее в овал мы врисовываем образ цветка. Внизу луковица от которой идет три луковичных листа, цветоножка на которой крепится чашелистник и наконец сам цветок.
Просматривая фотографию у меня сложился такой образ цветка, его я и врисовываю в нашу окружность.
Дальше мы с Вами будем рисовать в технике пририсовки, т.е. разрабатывать каждую деталь рисунка отдельно и взаимоувязывать их в последующем, поэтому уточнять общий контур здесь совершенно не обязательно.
Переходим к луковице.
Сначала уточняем ее контур. Стараемся соответствовать нанесенным ранее линиям и не выходить за рамки установленные нами ранее. Луковица нарцисса неравномерна. Она обладает своей собственной рельефностью, ее чешуйки и выпуклые и впуклые одновременно, поэтому для отображения ее фактуры на листе используем только штрих.
Аккуратно проходим клячкой и стираем ненужные линии после того, как придали предмету его окончательную форму.
Пускай у нашей луковицы будет сбоку темная чешуйка, это придаст ей интересный вид. Для того, чтобы показать объем нам необходимо определить светлую и темную стороны в рисунке.
Давайте свет у нас будет располагаться с левой стороны, следовательно для того, чтобы сделать луковицу более объемной мы усиливаем темные области справа. Когда Вы начинаете штриховать правую часть сделайте нажим чуть-чуть сильнее.
Есть и другой способ, например частота штриха. Штрих делается чаще в теневой области и реже на свету. Можно использовать оба способа по желанию.
Теперь набросаем корни мягкими линиями, чтобы в случае ошибки можно было стереть или исправить.
Мы уже решили, что свет у нас будет располагаться с левой стороны. Поэтому первыми мы будем с Вами затемнять правую сторону корневища, чтобы она была для нас ориентиром в последующей прорисовке корней.
Аккуратненько штрихуем оставшиеся корни. Не делаем их темнее, чем правый край, внимательно следим за этим. И получаем результат:
Далее переходим к цветку. Уточняем его линии и форму. Намеченные ранее контурные линии мы стираем по мере уточнения краев рисунка, чтобы они не мешали и не запутывали нас.
Опять же, как и в прошлый раз прорисовываем сначала темные части, потом светлые. У цветка этой частью является выступающий край цветоножки, прикрываемой собственным листом. Делаем ее самой темной.
После того как мы определились с насыщенностью самых темных мест на нашем рисунке, можем смело перейти к тушевке света и тени.
И уточняем края. Прожилки делаем темнее, но не забываем про плавный переход к светлым частям. Обратите внимание, на цветок так же падает тень от листа. Ее можно немного растушевать, чтобы исключить светлые части, которых не должно быть в тени, а далее плавно продолжать штриховку переходя к свету.
Теперь давайте перейдем к листу, который немного прикрывает собой наш цветочек. На этот лист падает свет, поэтому он должен быть светлый. Следовательно мы стараемся не сильно нажимать на карандаш в процессе штриховки.
Если Ваша рука начала находить на рисунок и размазывать грифель по листу — подложите под руку принтерный лист, а еще лучше безмасляную кальку.
Еще немного подштрихуем:
И еще:
Молодцы! Не забываем убирать уже не нужные нам контурные линии. Вернемся обратно к нашему цветочку и начнем прорисовывать его лепестки.
Самое основное правило любого рисунка — контраст на переднем плане. Приемов и техник для выделения этого контраста неисчислимое количество. Мы с Вами применим самую простую:
— дальние лепесточки тушуем, передние лепесточки штрихуем;
— на передних лепесточках тень ярче, на дальних светлее.
Можно уже вместе с лепестками переходить к сердцевине. Она у нас находится в тени, поэтому ее можно сразу затушевать, только не забывайте про легкий нажим, исправлять перетемненные участки всегда тяжелее.
Поскольку сердцевина по сути является тем же лепестком, только с обратной стороны давайте заштрихуем ее так, чтобы она повторила форму передних листков.
К низу усиливаем тень.
Заканчиваем нижние лепесточки и получаем что-то вроде этого. Если на каком-то этапе Вам показалось что Вы сделали слишком ярким задний план — используйте клячку, чтобы его высветлить. Пару легких нажатий и все готово.
В итоге у нас должен получиться такой рисунок. Я уже немного набросала форму луковичного листа. Попробуйте и Вы. Они не обязательно должны быть именно такой формы какую придала им я. Пофантазируйте. Нету ничего интереснее экспериментирования с формой.
Наносите контуры легким нажимом и мягким карандашом. В случае если Вас не будет устраивать форма Вы всегда сможете ее стереть или исправить.
Теперь основная задача сделать правильно концы луковичной листвы. Штрих на них должен быть совсем легкими, тени мягкими.
А у основания луковицы наоборот — штрих жесткий с хорошо видной тенью.
Осталось совсем немного — прорисовать всего лишь луковичные листы. Надобно сказать, что они не менее трудоемкие чем сам цветок.
Как уже обговаривалось, наиболее освещенной частью мы выбрали левую сторону.
Простым способом закраски подобного листа будет оставить свет слева и потихонечку сделать растяжку с плавным переходом к тени. Для тех кому подобный способ не интересен предлагаю повторить за мной)
В серединной части рисунка я так же избегаю вырисовывать много прожилок и делаю больше световых растяжек — т.е. плавный переход от светлого к темному.
К низу наоборот делаю несколько прожилок и толщинок, набираю густую тень
Получаю приблизительно такой результат:
Поработаем немного с цветоножкой, на которой держится цветок. К верху она чуть закруглена, на нее также падает свет. Остальную часть я закрашиваю таким же способом как и луковичные листья.
Получаю результат:
Постарайтесь чтобы в месте, где листы соприкасаются с луковицей, был четкий контраст, штрих можно сделать чуть пожестче и взять карандаш помягче.
Переднему листу я так же решила добавить немного контраста и сделать внутреннюю толщинку наравне с цветком.
И итоге моя работа приобрела вот такой вид. Можно аккуратно пройтись клячкой по всему листу, где-нибудь нет да подмажется грифель.
Такая работа и без оформления? Нет, этого нельзя допустить)
Мы с Вами хорошо потрудились, а значит и работы у нас хорошие. А хорошая работа так и просится в рамочку. Обязательно оформите Ваши произведения и наслаждайтесь ими долгие года.
Наш мастер-класс был трудоемким и большим, но все-таки подошел к концу.
Спасибо Вам наши дорогие посетители, что все это время были с нами. Ждем Вас снова и желаем огромных творческих успехов.
С вами была творческая мастерская «Лавандовая Зебра», до новых встреч.
www.livemaster.ru
Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
Между рисованием с натуры и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми оттенками, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).
Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.
Орнамент является выражением различных ощущений и настроений человека. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т.п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т.д. Квадрат создает впечатление покоя, прямоугольник — ощущение тесноты, напряженности. Изменение положения узора влияет на порыв, стремительность, резкость ритма (отличительная особенность орнамента заключается прежде всего в ритмичности повторения мотива). Чередованием различных положений основной детали узора с разными направлениями элементов или с изменением плавности контуров можно добиться ощущения лиричности, мягкости или беспокойства, настороженности.
Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед вами сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за счет упрощения элементов. Выполняя задание по поставке узора, вы обязаны как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Учитесь также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов.
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям и т.п.
Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Было бы ошибкой начать рисунок, не продумав и не выработав никаких определенных соображений насчет того, что будешь изображать и как это может выглядеть. Надо приложить все усилия, чтобы как можно лучше представить себе элементарные закономерности формы изделия, которое будешь рисовать. Характер зрительного восприятия массы учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т.д. Отсюда можно вывести понятие, что декоративное рисование есть по существу создание проекта будущего изделия декоративно-прикладного искусства.
Разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций.
Перед выработкой правильного представления о характере изделия надо уяснить, как построить форму и пропорции. При этом помните об особенности того вида композиции, который избран для решения задачи: фронтальный или глубинно-пространственный. Это очень важно, потому что перед вами выступает необходимый в таких случаях ориентир. Нередко приходится попадать в ситуации, особенно в творческой композиционной работе, когда начало ее подсказывают неожиданные находки из арсенала того, что автор проекта изделия знает и умеет применить. Очень нужную роль в подобных затруднениях играет также исполнение небольшого эскиза. Приступая к эскизу, следует внимательно отнестись к аналогам, виденным некогда в натуре или в иллюстрациях и запечатленным в памяти.
Все эти дополнительные факторы надо собрать в один цельный объемно-пространственный образ, чтобы исчезла отвлекающая от работы мысль о наборе плоских очертаний декоративного изображения. Создав это объемно-пространственное представление, вы сможете, не имея перед глазами ничего другого, сделать декоративный рисунок-эскиз изделия.
Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы.
Декоративные композиции создаются подчеркнуто выразительными линиями плоских силуэтов. Даже использование мастером отдельной детали предмета или его упрощенного стилизованного символа дает полное представление о предмете.
Что становится темой декоративных, композиций?
Сюжеты сами собой возникают, если наблюдать жизнь и природу. Любые события, исторические факты, явления природы — вот далеко не полный перечень тем для декоративного рисунка изделия. Вы умеете рисовать с натуры, совершенствуете свои умения и навыки, поэтому должны каждый день что-нибудь интересное занести в альбом в виде наброска или зарисовки.
Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета Мы видим цвет, живем среди него.
Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни.
Овладеть цветовым тоном, всеми закономерностями цветоведения — ваша учебная задача, очень серьезная и существенная. Ведь в декоративных изделиях главную роль должно играть преобразование цвета в свет без изображения светотени. Лучшие изделия ювелиров сияют морем света, а между тем там нет ни одной падающей тени. Впечатление света рождается в органе зрения в результате оптического сложения цвета насыщенных хроматических пятен. Это свет, продуцируемый примененными естественными и искусственными пятнами цвета.
Психологическое воздействие цвета было замечено человеком, когда был замечен и сам цвет. А потом началось применение цвета для определенных целей. Ведь окраска предметов, одежды, архитектуры, воинских доспехов была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, раззолоченные культовые предметы в храме и ослепительные одеяния жрецов или священником приводили верующих в благоговение, священный экстаз, восторг, трепет; римские и византийские императоры облачались в пурпурные одеяния с обилием золотых с драгоценными камнями украшений, и эти привилегии их вызывали у подданных дрожь и чувство собственного ничтожества; воины в боевых нарядах у себя вызывали возбуждение, а у противника — страх и т.п.
Существует биологическая врожденность предпочтений цветов. На такое предпочтение лишь незначительное влияние оказываю художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам. Более верным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества, например декоративно-прикладного искусства. В этой области цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т.е. на этих объектах можно изучать не переработанный, а живой цвет, в процессе его взаимодействия с человеком.
Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Так как ее польза определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник- прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление.
Изображение, выступающее как символическое, не связано с передачей действия, а обозначает какую-либо идею, понятие, символ, аллегорию. Например, каждый город России имел свой герб — символическое изображение. Ордена и нагрудные знаки — тоже декоративные символы.
Еще один, пожалуй, самый определенный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий — орнамент.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т.е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка.
Появление орнамента в первобытную эпоху, вероятно, было вызвано стремлением древних предков современного человека упорядочить с помощью украшающих элементов (зигзагообразные линии, ромбы, концентрические круги и т.п.) внешнюю примитивную форму сосудов из глины. Возможно, что идею узора первобытный человек «подсмотрел» у сплетенной из лозы корзины. Во всяком случае, многочисленные археологические находки в местах раскопок первобытных стоянок подтверждают вероятность именно такого происхождения орнамента.
Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.
Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм узбеков.
Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса).
Существенной особенностью орнамента служит четко выраженный ритм. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива, или раппорта.
Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.
В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.
Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.
Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.
Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.
Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.
Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розеты.
В русском национальном орнаменте северные мотивы (снежинки, клюква, ели, олени) с применением мягких оттенков цвета сильно отличаются от мотивов центральных районов России, в которые вводят пышные цветы и яркие контрасты цвета.
Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.
Орнамент выполняется самыми разнообразными техническими средствами: всевозможные росписи, гравировка, резьба, вышивка, ткачество и т.д.
Выполняя декоративный рисунок-проект художественного изделия, вы должны «прочувствовать» всю внешнюю форму, облик вещи.
Если вы «видите» у себя на листе бумаги будущее изделие, значит, у вас есть цель и есть мера, а действия освещены единым смыслом.
Нужно особенно подчеркнуть, что представление об изделии должно быть цельным. Для этого надо заставить действовать внимание, суждение, память и пространственное воображение.
Практическое задание
Сделайте наброски и зарисовки с натуры какой-то интересной ветки с листьями, куста, букета цветов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
shedevrs.ru
Декоративный рисунок на потолке — варианты создания
Главная / Дизайн потолка / Дизайнерские решения / Варианты нанесения декоративного рисунка на потолок
Если появляется желание изменить внешний вид потолка, для этого совершенно необязательно затевать глобальные переделки. Можно придать перекрытиям совершенно новый и красивый вид, создав на потолке декоративный рисунок. Он может быть, как плоским, так и объемным, а для реализации этой идеи потребуется минимум затрат.
Варианты
Существует несколько способов создать подобное оформление. Они отличаются как сложностью исполнения, так и стоимостью материалов, которые для этого потребуются. Наиболее простыми в осуществлении и не слишком затратными будут такие варианты создания декора:
- Нанесение рисунка по трафарету.
- Нанесение рисунка при помощи фактурного валика.
- Создание объемных фигур при помощи шпаклевочной смеси.
Как один из вариантов можно рассмотреть монтаж натяжного покрытия с нанесенным на него изображением, однако, использование для этого фотопечати, а также сам монтаж потребуют определенных затрат, которые выходят за рамки небольших расходов и поэтому, данный вариант оформления рассматриваться не будет.
Трафарет
Один из простых и быстрых способов нарисовать что-либо на поверхности перекрытия. Все, что для этого потребуется, можно приобрести за очень небольшую сумму. Вам понадобится:
- Сам трафарет. Он может быть, как куплен в виде готового изделия, так и создан своими руками. Ничего сложного в изготовлении нет – нужно лишь перенести на плотную бумагу или другой подходящий материал нужный узор и вырезать его. Если декор будет состоять из повторяющихся элементов, достаточно сделать лишь одну основную заготовку, а после использовать ее, прикладывая в нужных местах.
- Краска. Это может быть любой состав, подходящий для внутренних работ. Лучше всего, подходят воднодисперсионные или водоэмульсионные ЛКМ, колерованные в нужный цвет.
- Валик, кисть или поролоновая губка.
Как осуществить задуманное не стоит рассказывать слишком долго. Достаточно закрепить трафарет в нужном месте перекрытия и подходящим инструментом нанести сквозь него краску. Не набирайте слишком много краски за раз, чтобы избежать потеков и лишних пятен.
Валик
Еще один простой и недорогой способ сделать ваш потолок красивее. Список необходимых инструментов и прочего также будет невелик, как и в предыдущем случае:
- Валик, с нанесенным на него объемным узором. Такие приспособления можно найти в хозяйственных или строительных магазинах. Единственным затруднением в этом случае будет ограниченный выбор таких инструментов. Кроме того, иногда можно найти в продаже комбинированное устройство, состоящее из двух частей – собственно фигурного валика и расположенного к нему вплотную поролонового, закрепленных на одной ручке. Таким приспособлением работать намного удобнее.
- Состав, которым будет наноситься рисунок и кювета для него. Все это легко найти в хозяйственных магазинах.
При помощи подобного инструмента, декоративный рисунок на потолке создается очень просто: нужно обмакнуть поролоновую часть в кювету и отжать на специальной ее площадке излишки, а после просто прокатить фигурной частью по плоскости. Если поролоновой детали нет, то красящий состав наносится непосредственно на фигурную часть и точно также прокатывается по поверхности. Следите за тем, чтобы краска на валике не кончалась.
Шпатлевка
Самый сложный из всех вариантов декорирования поверхности. Потребуется подготовить шпаклевочную смесь нужной консистенции – такой, чтобы из нее можно было вылепить нужный узор. Кроме того, здесь потребуется некоторый художественный талант и помимо этого, следующий список инструментов и приспособлений:
- Емкость, в которой будет замешиваться смесь.
- Набор шпателей разного размера для работы со шпатлевкой во время ее нанесения. Если предполагается работать руками, один шпатель все равно понадобится – чтобы снимать излишки смеси.
- Ветошь для протирки рук и шпателей.
Процесс создания декора в этом случае – дело исключительно творческое. Необходимо придумать создаваемый орнамент и вылепить его на поверхности потолка. Если фигура будет достаточно объемной, ее создают при помощи шпателей. Мелкие детали изготавливаются руками. После того, как декор будет полностью готов, ему нужно просохнуть, а после этого, фигуры можно окрашивать любыми подходящими ЛКМ.
Естественно, это далеко не все способы создания узоров на поверхности перекрытий. Есть еще фигуры из гипсокартона, пенопласта или сооружение объемных фигур из других материалов. Однако, данные операции потребуют намного больше времени на реализацию, а также обойдутся существенно дороже.
wikipotolok.com
Основы рисунка — А. Ф. Шембель
Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
Между рисованием с натуры и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми оттенками, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).
Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.
Орнамент является выражением различных ощущений и настроений человека. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т.п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т.д. Квадрат создает впечатление покоя, прямоугольник — ощущение тесноты, напряженности. Изменение положения узора влияет на порыв, стремительность, резкость ритма (отличительная особенность орнамента заключается прежде всего в ритмичности повторения мотива). Чередованием различных положений основной детали узора с разными направлениями элементов или с изменением плавности контуров можно добиться ощущения лиричности, мягкости или беспокойства, настороженности.
Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед вами сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за. счет упрощения элементов. Выполняя задание по поставке узора, вы обязаны как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Учитесь также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов.
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям и т.п.
Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Было бы ошибкой начать рисунок, не продумав и не выработав никаких определенных соображений насчет того, что будешь изображать и как это может выглядеть. Надо приложить все усилия, чтобы как можно лучше представить себе элементарные закономерности формы изделия, которое будешь рисовать. Характер зрительного восприятия массы учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т.д. Отсюда можно вывести понятие, что декоративное рисование есть по существу создание проекта будущего изделия декоративно-прикладного искусства.
Разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций.
Перед выработкой правильного представления о характере изделия надо уяснить, как построить форму и пропорции. При этом помните об особенности того вида композиции, который избран для решения задачи: фронтальный или глубинно-пространственный. Это очень важно, потому что перед вами выступает необходимый в таких случаях ориентир. Нередко приходится попадать в ситуации, особенно в творческой композиционной работе, когда начало ее подсказывают неожиданные находки из арсенала того, что автор проекта изделия знает и умеет применить. Очень нужную роль в подобных затруднениях играет также исполнение небольшого эскиза. Приступая к эскизу, следует внимательно отнестись к аналогам, виденным некогда в натуре или в иллюстрациях и запечатленным в памяти.
Все эти дополнительные факторы надо собрать в один цельный объемно-пространственный образ, чтобы исчезла отвлекающая от работы мысль о наборе плоских очертаний декоративного изображения. Создав это объемно-пространственное представление, вы сможете, не имея перед глазами ничего другого, сделать декоративный рисунок-эскиз изделия.
Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы.
Декоративные композиции создаются подчеркнуто выразительными линиями плоских силуэтов. Даже использование мастером отдельной детали предмета или его упрощенного стилизованного символа дает полное представление о предмете.
Что становится темой декоративных, композиций?
Сюжеты сами собой возникают, если наблюдать жизнь и природу. Любые события, исторические факты, явления природы — вот далеко не полный перечень тем для декоративного рисунка изделия. Вы умеете рисовать с натуры, совершенствуете свои умения и навыки, поэтому должны каждый день что-нибудь интересное занести в альбом в виде наброска или зарисовки.
Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета. Мы видим цвет, живем среди него.
Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни.
Овладеть цветовым тоном, всеми закономерностями цветоведения — ваша учебная задача, очень серьезная и существенная. Ведь в декоративных изделиях главную роль должно играть преобразование цвета в свет без изображения светотени. Лучшие изделия ювелиров сияют морем света, а между тем там нет ни одной падающей тени. Впечатление света рождается в органе зрения в результате оптического сложения цвета насыщенных хроматических пятен. Это свет, продуцируемый примененными естественными и искусственными пятнами цвета.
Психологическое воздействие цвета было замечено человеком, когда был замечен и сам цвет. А потом началось применение цвета для определенных целей. Ведь окраска предметов, одежды, архитектуры, воинских доспехов была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, раззолоченные культовые предметы в храме и ослепительные одеяния жрецов или священником приводили верующих в благоговение, священный экстаз, восторг, трепет; римские и византийские императоры облачались в пурпурные одеяния с обилием золотых с драгоценными камнями украшений, и эти привилегии их вызывали у подданных дрожь и чувство собственного ничтожества; воины в боевых нарядах у себя вызывали возбуждение, а у противника — страх и т.п.
Существует биологическая врожденность предпочтений цветов. На такое предпочтение лишь незначительное влияние оказываю художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам. Более верным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества, например декоративно-прикладного искусства. В этой области цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т.е. на этих объектах можно изучать не переработанный, а живой цвет, в процессе его взаимодействия с человеком.
Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Так как ее польза определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник-прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление.
Изображение, выступающее как символическое, не связано с передачей действия, а обозначает какую-либо идею, понятие, символ, аллегорию. Например, каждый город России имел свой герб —символическое изображение. Ордена и нагрудные знаки — тоже декоративные символы.
Еще один, пожалуй, самый определенный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий — орнамент.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т.е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка.
Появление орнамента в первобытную эпоху, вероятно, было вызвано стремлением древних предков современного человека упорядочить с помощью украшающих элементов (зигзагообразные линии, ромбы, концентрические круги и т.п.) внешнюю примитивную форму сосудов из глины. Возможно, что идею узора первобытный человек «подсмотрел» у сплетенной из лозы корзины. Во всяком случае, многочисленные археологические находки в местах раскопок первобытных стоянок подтверждают вероятность именно такого происхождения орнамента.
Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.
Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм узбеков.
Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса).
Существенной особенностью орнамента служит четко выраженный ритм. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носи г название мотива, или раппорта.
Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.
В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.
Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.
Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.
Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.
Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.
Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розеты.
В русском национальном орнаменте северные мотивы (снежинки, клюква, ели, олени) с применением мягких оттенков цвета сильно отличаются от мотивов центральных районов России, в которые вводят пышные цветы и яркие контрасты цвета.
Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.
Орнамент выполняется самыми разнообразными техническими средствами: всевозможные росписи, гравировка, резьба, вышивка, ткачество и т.д.
Выполняя декоративный рисунок-проект художественного изделия, вы должны «прочувствовать» всю внешнюю форму, облик вещи.
Если вы «видите» у себя на листе бумаги будущее изделие, значит, у вас есть цель и есть мера, а действия освещены единым смыслом.
Нужно особенно подчеркнуть, что представление об изделии должно быть цельным. Для этого надо заставить действовать внимание, суждение, память и пространственное воображение.
Практическое заданиеСделайте наброски и зарисовки с натуры какой-то интересной ветки с листьями, куста, букета цветов.
hudozhnikam.ru