Дерево стилизованное – Stylized Tree векторные изображения, графика и иллюстрации

принципы и методы :: SYL.ru

Что такое стилизация? Это намеренное упрощение формы для придания ей декоративности. С помощью стилизованных рисунков декорируют предметы ДПИ, а также такие картины могут выступать как самостоятельные художественные произведения. Чаще всего творческие люди берут вдохновение для творчества из природы. Поэтому стилизация дерева является привычной работой для художника. Сегодня мы рассмотрим, кто, где и как ее применяет.

Стилизация деревьев. Графика

Упрощение форм часто используется для создания иллюстраций. Графическая стилизация деревьев – один из приемов, который художник использует для того, чтобы выделить или создать контраст между задним и передним планом. Как же он этого добивается? Дело в том, что деревья играют в рисунках не главную роль, а служат фоном. Поэтому стилизованный задний план создает резкий контраст переднему, на котором изображены главные герои. Обычно в иллюстрациях сочетается декоративность и реалистичность. Например, стилизация дерева будет явной, а вот главный герой картины будет выглядеть реалистично.

Но ведь художники создают не только иллюстрации. Многие рисуют стилизованные картины, которые становятся эскизами для прикладного творчества. Например, изображением на керамической вазе.

Стилизация в живописи

Художники любят декоративность. Она делает рисунки необычными и уникальными. Если выработать свой реалистический стиль письма сложно, то с декоративным проблем не возникнет. Непросвещенному человеку сложно отличить работы И. Левитана от Ф. Васильева. А вот творчество В. Кандинского, с его стилизацией деревьев, кустов, домов и других окружающих человека предметов, не узнать невозможно.

Стилизацию любят детские художники, а также иллюстраторы. Перед этими людьми стоит задача — сделать рисунок ярким, понятным и при этом использовать минимум изобразительных средств. Декоративная живопись с этой задачей справляется превосходно. Современное искусство отдает предпочтение символической и стилизованной живописи. Ведь она открывает перед художником множество возможностей. Зачем реалистично копировать природу, если лучше фотоаппарата с этой задачей все равно никто не справится. Художник же должен пропускать идею через призму фантазии и показывать не существующую реальность, а свое видение.

Стилизация в хенд-мейде

Современный человек любит иллюзию. Благодаря различным материалам сегодня можно сделать стилизацию дерева на любой поверхности. И этим приемом пользуются рукодельницы. Например, девушка хочет сделать шкатулку из фанеры. Но внешний вид изделия получается не слишком привлекательным. Поэтому девушка может сделать стилизацию шкатулки под старое дерево. Так, изделие приобретет налет винтажности. Какими же средствами добиться стилизации? Самый простой способ – это обклеить изделие текстурированной пленкой. Если сделать это аккуратно и загладить все стыки, то будет сложно понять, что на изделии наклеена наклейка. Прорисовать рисунок дерева можно и вручную. Тонкой кисточкой можно повторить характерный узор.

Стилизация в ювелирном искусстве

Золотых дел мастера редко используют изображения реальных предметов. Им ближе декоративные рисунки. Ведь стилизацию деревьев сделать проще, чем вычеканивать на кольце каждый листик. Декоративное искусство для того и предназначено, чтобы украшать жизнь человека предметами, которых в природе не существует. Никто не будет спорить с тем, что цветочки, ветки и фантастические растения, которые распускаются на браслетах, колье, кольцах и сережках, некрасивы только потому, что не слишком похожи на свой реально существующий прототип.

Выполняется стилизация в ювелирном искусстве путем чеканки, ручного моделирования и инкрустации изделия. Сегодня не многие творцы зарабатывают тем, что изготавливают изделия вручную. Кольца, сережки и браслеты отливают на заводах. Но сказать, что такие украшения теряют свою индивидуальность, нельзя. Ведь на фабриках работают профессиональные дизайнеры, которые могут воплотить в жизнь свои самые смелые идеи. Ведь станок имеет больше технических возможностей, чем руки человека.

Стилизация в работе дизайнеров

Как и любые другие художники, люди, которые занимаются созданием логотипов, фирменных стилей и прочих элементов брендинга и декора, используют стилизацию. Она нужна для того, чтобы донести до зрителя информацию в сжатом виде. Например, стилизация хвойных деревьев помогает дизайнерам создавать не только праздничные открытки, но и иконки графических программ. Человек, смотрящий на схематичное изображение наряженной елки, быстро ассоциирует ее с праздником. Благодаря этой способности мозга самостоятельно додумывать ситуацию и обстоятельства дизайнеры с помощью стилизованных изображений могут играть на чувствах людей. Например, любовь изображать сердечком, вкусную еду показывать в виде аппетитного тортика, а живую природу в виде схематичного изображения дерева. Такие знаки легко поместить на визитку, которая является «лицом» компании или конкретного человека.

ДПИ и стилизация

Художники, которые изготавливают предметы быта, пользуются условными изображениями чаще других. Например, на глине невозможно создать полноценную живописную картину, а вот сделать стилизацию под дерево несложно. Стоит только нанести расплывчатые контуры пятен и сделать продольные прожилки. Девушки, которые занимаются изготовлением украшений из пластики или проволоки, тоже используют схематичные рисунки деревьев. Их просто изготовить, да и смотрятся они очень эффектно.

Сегодня модно создавать украшения из природных материалов. Но не всегда все необходимое есть под рукой. Иногда приходится прибегать к стилизации. Листья деревьев, например, можно сделать из бумаги или фоамирана. Несложно представить, что большинство детских творений тоже является стилизацией, ведь реалистичные изображения юные создания начинают рисовать только лет в 10-12.

В мозаике часто используется стилизация деревьев. Ведь выложить из смальты портрет намного труднее, чем «нарисовать» цветными квадратиками условное ветвистое изображение. Тем более цветные листья на фоне голубого неба и зеленой травы всегда выглядят очень эффектно.

Стилизация в текстиле

Издревле одежду украшала вышивка. И мотивом ее были окружающие человека предметы. А жили люди раньше в единении с природой. Поэтому рисунки деревьев и всевозможных растений занимали большую часть тканого полотна. Сегодня изображения природы тоже можно увидеть на одежде. И чаще всего они будут выполнены в стилизованном виде. И это даже несмотря на то, что в наше время есть техническая возможность печатать на одежде фотографии. Людям нравится непосредственность стилизации и уникальный стиль, в котором выполнено изображение.

Рисунки стилизованных деревьев нередко украшают квартиру. Чаще всего они встречаются на наволочках и другом постельном белье.

Батик и стилизация деревьев

Если красками по загрунтованному холсту можно нарисовать реалистичную картину, то сделать это на легком шифоне просто не получится. Поэтому люди и называют батик декоративным, или стилизованным, искусством. Неудивительно, что одним из самых популярных сюжетов, после хаотичных линий, точек и клякс, идет изображение деревьев. Стилизованные сосны, дубы, березы и ели могут украшать как картины, которые висят в рамках на стенах, так и шарфы, которые носят модницы.

Каким же образом стилизованные изображения деревьев наносятся на ткань? Чаще всего это делается двумя способами, которые условно подразделяются на холодный и горячий батик. В первом случае на ткань наносится резерв, который помогает сдерживать краску, не давая ей выходить за контур. А потом на шифон или шелк наносится цветной пигмент. Во втором случае резерв не используется. Краска фиксируется воском, чтобы цвета не смешивались друг с другом. Хотя если изображается дерево, это не имеет большого значения. Листва может сливаться, это совсем ей не повредит.

www.syl.ru

Конспект занятия по изобразительному искусству в студии «Ренессанс» по теме: «Стилизация деревьев»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования «Ступени» города Сочи

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по изобразительному искусству

в студии «Ренессанс»

Тема занятия: «Стилизация деревьев»

Разработал:

Педагог дополнительного образования

Касымова Юлия Анатольевна

2014-2015 учебный год

Тема: «Стилизация деревьев»

Дата проведения: 22.01.2015

  1. Цели и задачи

Цель: Выполнить стилизованную композицию на тему «Зимний лес»

Задачи:

Образовательные

1.Познакомить воспитанников с особенностями стилизации деревьев, раскрыть понятие «стилизации растительных мотивов»;

2.Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.

3.Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.

Развивающие

1.Способствовать развитию творческого воображения через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева и развитию наблюдательности;

2.Расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.

3.Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.

Воспитательная

1.Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и окружающей действительности.

2.Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.

  1. Форма проведения: групповая, (работа в команде по 4-5 человек), индивидуальная.

  2. Методы: словесный, наглядный, практический

  3. Характеристика группы обучающихся:

возраст обучающихся — 10 лет

количество обучающихся — 8-10 человек (учащиеся в сборной группе специально не подготовленные)

Продолжительность занятия: 1 академический час (45 мин).

  1. Технические и иные средства обучения:

— Мультимедийный проектор

— Наглядные пособия:

— Образец практической работы «Зимний лес»

— Слайд-шоу на тему: «Стилизация»

— Раздаточный материал:

— Набор карточек «Примеры стилизации растений», карточки «Деревья», «Силуэты деревьев»

  1. Методическая литература: Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы рисунка: Учебник для уч. 5 кл. — Обнинск: Титул, 2008; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. Искусство, М., 1991.

  2. Интернет-ресурсы: подборка фотографий и рисунков для слайд-шоу посредством Яндекса

Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Действия педагога

Действия учащихся

1

Вступительная часть, приветствие. 1мин

Здравствуйте, ребята!

Для сегодняшней работы нам с вами понадобится гуашь, цветная бумага, черный фломастер, клей и бумага. Также вам понадобятся инструменты (кисти, палитры, ножницы, которые лежат на партах), а так же внимание, активность и, конечно, ваша фантазия!

Учащиеся проверяют наличие материалов и инструментов на столах

2

Сообщение темы, обсуждение цели занятия. 1 мин

Тема нашего занятия: «Стилизация деревьев». Наверное, сейчас это словосочетание вам непонятно. Скажу так, на занятии мы научимся приемам декоративного рисования, испробуем необычную — нетрадиционную технику рисования и в итоге создадим замечательный пейзаж зимнего леса.

Цель нашего занятия мы определили, теперь несколько слов о ходе занятия. Сначала мы с вами поговорим о том, что же это такое стилизация и где ее можно встретить, затем немного поиграем, ну а в итоге мы с вами выполним практическое творческое задание.

Вопросы к учащимся: Вы согласны с таким планом занятия?

Ребята говорят о своем отношении к плану занятия

3

Введение новых понятий. 5 мин

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стилизация – это изображение предмета особым, оригинальным способом, в результате чего изображаемый предмет становится декоративным и воспринимается как узор.

Стилизовать можно любой объект –предмет, растение, животное и даже человека! Давайте обратимся к примерам

(далее предлагаю на экране зрительный ряд на тему «Стилизация»). Слайды 2,3,4

Ребята, вы обратили внимание, что одни и те же объекты художник может изобразить совершенно по-разному? Слайд 5

Мы видим, как видоизменяется обычный предмет (внимание детей обращаю к экрану).

Художник его или упрощает или усложняет, или оживляет. И вот такое видоизменение называется стилизацией. Слайды 6,7.

Словарное слово появляется на экране. Слайд 8

Посмотрите, художник заостряет внимание на самых важных деталях объекта, а несущественные опускает (вновь предлагаю на экране зрительный ряд на тему «Стилизация предметов», где сопоставлены изображения предметов в двух вариантах: реалистичное изображение; стилизованное) Слайды 9,10

Ребята, а встречается ли вам стилизация в окружающей вас жизни?

Да, роль стилизации в нашей жизни очень значительна. Слайды 11,12.

Окружающая нас природа тоже является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно отображать каждый раз по-новому — ведь можно постоянно фантазировать и выдумывать! Слайд 13.

Ну а мы сегодня обратимся к миру деревьев. Вы знаете ребята, что на планете Земля существует такое огромное количество видов деревьев, что невозможно точно назвать количество их видов и семейств! Люди уже давно заметили среди них самые уникальные и необыкновенные. Ребята, а что вам известно о каких-нибудь необычных деревьях?

Вот несколько удивительных фактов из жизни деревьев: наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, на сегодня высота самого высокого из них достигает 115,55 м. Это около 40-этажей! Их максимальный возраст- 3, 5 тысячи лет! (фото на экране).Слайд 14

Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре (фото на экране). Слайд 14

Утверждают, что самое старое дерево в мире — ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет (фото на экране). Слайд 15

Интересные факты? О деревьях многое можно рассказать. И мы продолжаем наш разговор.

Давайте посмотрим, что помогает художнику передать сходство с деревом, которое он стилизует.

Далее показываю слайды 16 и 1 7″Береза»  и «Дуб» . Вместе с детьми даем им характеристику. Обращаюсь к учащимся с вопросами:

Вы узнали это дерево? Какие особенности этого дерева можно использовать в стилизации?

Да, у березы основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными, трепещут на ветру.

Ребята, а с помощью каких линий художник передает все эти качества?

Пластика, нежность березы подсказывают художнику, что и линии должны быть также тонкими, плавно изгибающиеся. И проработка мелких деталей будет деликатная, с использованием тонких линий, штрихов и точек.

В ходе обсуждения задаю наводящие вопросы, например,

«Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?» и т.п.

Далее слайд «Дуб». А это что за дерево?

А что вы можете сказать про его строение?

Мощные толстые ветки расходятся от ствола как пальцы на ладони — их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.

Мощный ствол дуба, раскидистые толстые ветки и узнаваемая форма листьев и плодов (желудей) помогают художнику выбрать особый путь для передачи всех этих качеств.

Ребята, а с помощью каких линий художник передает эти качества?

Да линия жесткая, более выразительная, подчеркивающая мощь ствола и форму кроны.

А еще художник применяет такое средство как пятно – заштриховывает многие элементы рисунка, создавая пятно.

Внимание детей сосредоточено на экране

Ответы детей: в декоре интерьера, украшении посуды, тканей и пр.

Сообщения детей о необычных деревьях

Ответы детей: дерево – береза; ствол — тонкий, высокий, белого цвета с черными крапинками

Ответы детей: с помощью тонких, плавных линий

Ответы детей: ветки разные по толщине

Ответы детей: дуб

У дуба ствол широкий и мощный.

Ответы детей: с помощью толстых, грубых линий

4

Проверка усвоенных знаний. 5 мин

Игра «Найди дерево», анализ правильности выбранных командами карточек.

А теперь давайте поиграем. Сейчас у нас образовалось две команды, и каждой команде нужен капитан — тот, кто будет координировать действия участников и отвечать за них. Это очень почетное звание — капитан команды! Капитаны, подойдите, пожалуйста. Каждый капитан получил для своей команды картинку с деревом, а также набор карточек со стилизованными изображениями различных растений. Теперь цель игры — обсуждая и совещаясь в команде выбрать карточки со стилизованным изображением заданного дерева.

Отобранные карточки закрепить на доске и объяснить причину такого выбора — это сделает капитан команды!

В ходе объяснения капитанами причины выбора того или иного варианта, обращаю внимание на особенности силуэта деревьев и на то какими средствами графики пользовался художник – линий, штрих, пятно.

Ребята назначают капитанов команд. Капитаны команд вытягивают карточку с изображением дерева

Капитаны закрепляют на доске отобранные карточки и объясняют причину выбора тех или иных карточек.

5

Практическое применение полученных знаний. 25-27 мин

Замечательно поиграли, ребята — вы молодцы! Отдельное спасибо капитанам команд за содержательные ответы!

А теперь повторим этапы работы:

  1. Изучаем общую форму дерева, выявляем силуэт дерева.

  2. Замечаем, какой у дерева ствол — извилистый, тонкий, толстый и т.п. В рисунке эту особенность можно еще более выразить, «преувеличить». Это подсказка для художника!

  3. Замечаем форму листьев, рисунок коры, прожилок. И очень важно! Рисуя и украшая дерево, стараемся делать это разнообразно. Используем линию разной толщины, точки и пятно, но продумываем и то, в какой мере каждый из этих средств применять, чтобы дерево получилось выразительным.

Вернемся к главной цели нашего занятия — практическому заданию.

Сегодня мы создадим пейзаж леса. А так как у нас сейчас календарная зима, предлагаю создать зимний пейзаж. Включаю слайд-шоу на тему: «Краски зимнего леса».

Посмотрите, как невероятно красива и величественна своими красками зимняя природа! Какие цвета в ней преобладают?

У вас на столах есть все необходимое — бумага, клей, черные фломастеры. С помощью этих материалов и инструментов мы пофантазируем и создадим сегодня уникальные творческие работы. Но перед этим немного отдохнем. Потому что то, что мы будем делать сейчас – подарит нам расслабление и только приятные эмоции, то есть все как во время отдыха.

Я предлагаю вам испытать необычную технику рисования. Но для начала, скажите – а какие атмосферные осадки бывает зимой? И какое же окружение можно создать нашим деревьям? Чтобы нарисовать эту самую лужайку, а у кого-то уголок городского парка нам понадобятся краски гуашь и бумага.

В палитрах приготовим оттенки зимнего неба (демонстрирую подготовку оттенков (синий, фиолетовый) в ячейках палитры, обращая внимание на достаточное количество краски).

Краски для работы мы подготовили. А теперь разомнем ладошки. Давайте превратим эти листы бумаги в комочки – стараемся сделать их округлой – не плоской формы. Это и будет наш инструмент! А теперь приступим к работе. Показываю на листе технику печати скомканной бумагой, с поэтапным введением новых оттенков.

Чем ближе мы опускаемся к нижнему краю листа, тем светлее становятся оттенки – то есть мы перестаем добавлять краски на нашу «печатку» и она оставляет слабые – едва заметные, следы. Края листа мы также не пропечатываем – таким образом получается эффект инея, заснеженности.

Очень приятная техника – радует глаз, ведь моментально рождается то пространство, где вскоре вырастут деревья.

Итак, пока наши работы подсыхают, продолжим наше творчество — вооружимся белой и голубой цветной бумагой, карандашом и изобразим несколько силуэтов

(показываю на доску, и обращаю внимание ребят на вспомогательные карточки на их столах). Показываю образец на слайде…

Ребята, постарайтесь, чтобы силуэты были не только разной формы, но и отличались по размеру. Ствол дерева не выделяем. Его мы будем изображать внутри силуэта. Затем вырезаем. Приступаем к декорированию – стилизации деревьев. Черный маркеры и фломастеры – наш следующий материал.

Показываю на примере указкой на конкретный прием: пятном, линией, точкой, работаем так, чтобы избирательно подбирать их соотношение в каждом дереве. Чтобы не получилось, что вы выбрали только одно из них – например, выполнили дерево одними точками! Иначе получится либо скучно, серо, либо крикливо и вычурно! А нам нужна «золотая середина». Затем выполняю учебный рисунок (образец выполнения).

В ходе дальнейшей практической работы работаю с группой на индивидуальном уровне. Однако, выявляя общие затруднения, обращаю внимание учащихся на то, как решить задачу, затем, вновь перехожу на фронтальный метод работы.

Ответы детей: синие, голубые, ультрамарин, белые, фиолетовые и т.д

Ответы детей: снег. Заснеженная лужайка, может быть парк

Заготавливают по–несколько бумажных комков

Ребята выполняют печать фона на формате А4 скомканной бумагой

Учащиеся изображают силуэты деревьев карандашом на цветной и белой бумаге и вырезают их.

Ребята приступают к стилизации деревьев

6

Подведение итогов

5 мин

Вы все хорошо поработали. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу (при необходимости помогаю ребятам, стараемся прикреплять работы плотно одна к другой).

Ребята, посмотрите, какой великолепный зимний лес у нас получился! Настоящая панорама! А сколько же здесь удивительных деревьев! Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные работы у вас получились. Расскажите немного о ваших работах.

Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свою работу. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: «А какие деревья стилизовал ты?». Предлагаю прикрепить свою снежинку с именем к работе.

В конце Вопросы к учащимся:

Объясните своими словами понятие «стилизация»?

Как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?

Молодцы. У вас получились замечательные работы.

Учащиеся прикрепляют свои работы к доске плотно друг к другу.

Затем каждый желающий может рассказать какие деревья изобразил и прикрепить свою снежинку с именем к работе.

Ответы детей: Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы

infourok.ru

«Творческая работа. Декоративная стилизация в 1 классе. Дерево»

«Декоративная стилизация. Дерево»

практический урок в 1 классе

МБОУ ДОД «Высокогорская ДМШ №1»

преподаватель ИЗО

Усманова Р. Г.

2016г

Тема: «Декоративная стилизация. Дерево»

Цель:

художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение теоретических знаний, умений и навыков.

Программное содержание:

Познакомить учащихся со стилизованными картинами, написанными знаменитыми художниками в разной манере. Стилизация, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, работают на одну идею. Способы трансформации формы.

Оборудование и материалы:

репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере: Ван Гог, Сезанн, Пикассо, Матисс, Дерен, Фернан Леже, Модильяни, Миро, Фальк, Кандинский, Шагал, Куприн, Сарьян

бумага (формат А4), гелевая ручка.

План занятия

Организационная часть 2-3 мин.

Сообщение темы и цели занятия 2-3мин.

Изложение нового материала, с использованием репродукций картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере 10 мин.

Изложение цели практического задания 2-3 мин.

Практическая работа учащихся

Перерыв в процессе выполнения практической работы -10мин.

Анализ готовых работ 10-15 мин.

Ход занятия:

Темой нашего сегодняшнего занятия является «Декоративная стилизация. Дерево».

Сегодня вспомним о понятии «стилизация», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации знаменитые художники, на примере репродукций их картин. Широкую известность получили знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Дерена, Фернана Леже и многих других зарубежных и отечественных мастеров.

Поговорим о способах. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. В вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают.

Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются.

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность. Творческий процесс удобно делить на три основных этапа.

Рис.1. Этапы стилизации листа дерева

«а» — на первом этапе от реального изображения листа сразу и полностью отбрасываются все подробности. Оставляется только то, что делает лист дерева узнаваемым – контур листа. Такое изображение листа сразу становится абстрактным, особенно если не используется. При этом степень абстракции зависит от того, насколько форма листа будет отличаться от реальной. Придавая форме всё новые и новые конфигурации, можно добиваться всё большей выразительности и декоративности изображения, но можно добиваться и всё большей абстракции вплоть до полного отказа от реалистического изображения;

«б» и «в» — на втором этапе изображаются, тем или иным способом, главные детали древесного листа — прожилки, которые делают его полностью узнаваемым.

«г» — на третьем этапе на контур листа с прожилками наносится декор, который может быть выбран из огромного множества уже известных видов декора, а может быть создан автором. В результате возникает декоративное изображение стилизованного листа дерева.

В основе стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип — художественная трансформация с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника.

Изложение практического задания.

Для стилизации изображения дерева выбирается другой метод.

Рис.2. Этапы стилизации дерева

«а» — на первом этапе выполняется реалистический рисунок дерева, который должен включать все детали: реальную форму ствола, ветви дерева и фактуру древесной коры;

«б» — на втором этапе реалистическое изображение дерева превращается в стилизованное. Для этого от ствола дерева отбрасывается как можно больше веток, которые неоднократно, в том или ином виде, повторяются, убираются все второстепенные детали изображения и оставляются только те части дерева, которые нужны для его определения, но не для описания. Одновременно упрощается форма ствола дерева;

«в» — на заключительном третьем этапе отдельные узнаваемые части дерева – ветки, ствол, заменяются абстрактными элементами, чтобы создать нереалистическое (абстрактное) изображение, которое не обязательно должно указывать на то, что было изображено первоначально;

«г» — как в стилизованном, так и в абстрактном изображении может быть использован декор для показа фактуры коры дерева.

А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу. Вам необходимо выполнить декоративные стилизованные деревья, можно выполнить в стиле известных художников, из рассмотренных нами ранее. Вам необходимо увидеть красоту и довести её до единой стройной системы, используя накопленные знания и творческий потенциал.

Рассмотрите форму предмета, это поможет натолкнуть на композиционную идею.

Практическая работа.

Слежу за компоновкой, расположением предметов, поэтапным выполнением задания, делаю необходимые поправки.)

В конце занятия предлагаю учащимся выставить свои работы для просмотра.

Оцениваю проделанную работу, выявляю наиболее удачные варианты декоративной стилизации деревьев, выполненной учащимися. Затем оглашаю учащимся результаты просмотра.

Работы учащихся 1 класса

а

Список использованной литературы:

 

1.    Высотский Л.С. Психология искусства. Феникс, Ростов-на-Дону,1998.

2. Вопросы искусствоведения, XI. М., 1997.

3. Декоративное искусство. Изд. Академии художеств СССР, М., 1972.

4.     Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. Искусство, М., 1971

5.     Лотман Ю.М. Об искусстве. Искусство, С.- Пб, 1998.

6.     Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. Искусство, М., 1991.

multiurok.ru

Архитектурные стили деревянного зодчества


Если вы решили строить том, то рано или поздно придется определяться с проектом будущего дома. Задача это трудная и ответственная, так как от этого зависит комфорт проживания в доме. Проект отражает внутреннее содержание дома, но не менее важным является и внешний вид дома. Его архитектурный стиль, который может стать частью вашего имиджа. Существует огромное количество архитектурных стилей. Не будем их перечислять. В этой статье коснемся лишь тех стилей, в которых дерево применимо как основной строительный материал.

В первую очередь это районы произрастания лесов. На нашей планете принято выделять два лесных пояса: северный и южный (экваториальный). Так как на особенности домостроения, а особенно деревянного домостроения оказывает влияние природный фактор, то в данной статье коснемся только архитектурных стилей деревянного зодчества северного лесного пояса. Это территории России, Европы, США и Канады.

Сразу необходимо признать, что архитектурные стили Северной Америки вторичны по своему происхождению и являются следствием адаптации к существующим природным условиям.

В пределах территории Старого Света адаптация прошла уже очень давно, при этом человек сильно изменил природу, часть ресурсов существенно сократилась, например, леса в Европе, произошло переориентирование на другие строительные материалы.

В европейских странах истощение лесов, а также частые междоусобные войны привели к тому, что основным строительным материалом стал камень. Деревянное домостроение сохранилось в рамках элементов.

Шале, австрийский стиль

Для домов в стиле шале характерным является наличие каменного первого этажа и деревянного мансардного этажа. В тоже время четкого деления по этажам нет, так как на больших уклонах этажи строятся уступами, со смещением. Стиль зародился в горах, где в достатке камня, его нужно только обработать, а вот лесов мало, поэтому их нужно экономить.

В качестве строительного материала одновременно используется и камень и дерево. Камень идет для обустройства фундамента и первого этажа дома в стиле шале. В горах, где возможны землетрясения, дом должен быть либо максимально прочным, либо легким к восстановлению. Пастухи в Альпах выбрали первый вариант.

Для увеличения жилой площади дома используется пространство под крышей – получается жилая мансарда. Мансардный этаж делается из бревна или бруса – это и тепло, и достаточно прочно. Кроме этого стены из цельной древесины легче несут снеговую нагрузку.

Крыша двускатная. Угол крыши небольшой, составляет около 25 – 30 градусов. Благодаря этому нет большого перепада высот в мансарде, в тоже время высота стен мансарды имеет достаточную высоту для полноценного использования всего пространства. В тоже время снег не зимой с крыши не сходит, тем самым утепляя ее. Свесы крыши большие для защиты стен от осадков, а также увеличения площади крыши и задержания снега силами трения.

Внутренние пространства небольшие с учетом минимальных потребностей и экономии материалов. Зато снаружи под свесами кровли организуются террасы, делаются балконы. В целом дома лишены излишеств, декоративных элементов. Окна небольшие со ставнями.

Современные дома в стиле шале претерпели видоизменения с развитием технологий. В первую очередь это коснулось окон. Окна, особенно мансарды, большие витражные. Первый этаж, не зависимо от материала, часто отделывается «диким» камнем.

Стиль Фахтверк, немецкий стиль

Фахтверк – это праобраз каркасного домостроения. Связи с отсутствием большого количества строительного материала и необходимостью дешевого строительства появился стиль, где в основе лежала каркасная деревянная конструкция из бруса и досок. Пустоты каркаса заполнялись соломой, глиной, саманом, камнями. Сам каркас не закрывался.

Именно открытый каркас и является характерным отличием этого стиля.

Строительство таких домов было достаточно экономичным и доступным для нескольких человек, так как очень тяжелые строительные материалы не использовались. Сам каркас не декорировался, красился в темные тона, а заполненные пустоты штукатурились и красились в светлые тона. При необходимости конструкция могла достраиваться как вширь, так и ввысь.

Свесы крыши делались большими, крыша покрывалась глиняной черепицей. Мансарда исполнялась и как только подкровельное пространство, и как полэтажа.

В плане планировки помещения общего пользования и индивидуальные примерно равнозначны.

Для фахтверка характерны пристройки изменяющие контур здания и расширяющие внутреннее пространство, например, эркеры.

Стиль стал настолько популярен, что появилось много вариаций:

  • франконский стиль: характерна многоэтажность, наличие мансарды, симметрия фасадов;
  • — алеманский стиль (южно-германская готика): характерна высокая кровля, парные ригели и стойки;
  • — нижнесаксонский фахтверк содержит большое количество фасадного декора;
  • — коломбаж (фахтверк Франции): отличается вертикальными стойками.

В современной вариации при строительстве дома в стиле фахтверк в качестве наполнителя стали использоваться различные утеплители: эковата, каменная вата и другие, стеклопакеты с застеклением до 75% стен. В качестве каркасного основания появились вариации использования как клееного бруса, так и бетонной конструкции с наполнителем из пенобетона и других материалов. В качестве кровли стали использоваться металлочерепица и композитная черепица, но применяется и натуральная глиняная.

Внешний вид стиля фахтверк стал настолько популярен, что дома сделанные по другим технологиям также стали оформлять внешне под этот стиль.

Европейский стиль

Дома в европейском стиле основаны на трех началах. Это красота, польза и прочность. Рационализм и практичность. Основные характеристики этих домов. Построенные по каркасной технологии, но, в отличие от фахверка, с закрытым каркасом, они могут иметь два-три этажа, верхний этаж, как правило, мансардный.

Крыша – четырехскатная, реже двускатная с выходами слуховых окон, покрыта крыша черепицей. Окна узкие прямоугольные или арочные. Цоколь выложен камнем. Часто применяются эркеры и балконы.

Скандинавский стиль

О скандинавском стиле и его вариациях: норвежском, шведском и финском стилях деревянного домостроения. В настоящее время можно услышать много лестных слов: продуманный, усовершенствованный и т.д.

На самом деле выделять его в самостоятельный стиль не совсем оправдано, так как он имеет всего одну характерную особенность во внутренней планировке дома – это большое общинное пространство, которое сохранилось от древнего уклада жизни скандинавов.

В древности весь дом представлял собой одно единое пространство для всей семьи и скота. Это общее пространство делилось на зоны: зона очага, мужская и женская зоны, зона для скота. Индивидуальных помещений не было.

Еще одной характерной чертой скандинавский домов является «ломаная» крыша, скаты которой не соединяются на коньке, а один из скатов смещен. Но эта черта, также как и несимметричные скаты двускатной крыши, не являются обязательным условием.

Норвежский стиль

Особенно это было характерно для норвежцев, которые находились в условиях дефицита дерева, но дома из камня были слишком холодные.

Связи с этим сформировался особый норвежский стиль – это приземистые одноэтажные дома с большим общим пространством гостиная-столовая-кухня и небольшими комнатами, которые расположены по бокам. Несущие стены были занижены, но плоского потолка не было. В результате центральное общее пространство высокое до конька, а боковые комнаты с заниженным потолком используются для сна.

Изначально дома строились в условиях дефицита дерева, частично закапывались в землю, стены лишь незначительно выступали над землей, представляли собой не рубленные, а сложенные между столбов-кольев бревна-лафет. В эпоху викингов, когда мужчины уходили из дома, оставляя женщин, детей и стариков. Защищать дома было не кому. Кровля покрывалась дерном с травой, чтобы жилище стало незаметнее, а также утеплить дом сверху. То есть дом в норвежском стиле – это своеобразная землянка партизан.

Современные деревянные дома в норвежском стиле несут отпечатки того времени, сохранился общий принцип планировки, дома остались приземистыми, с целью экономии материала и защиты от ветров. Сохранилась пологая крыша с углом до 30 градусов для удержания скопившегося снега как естественного утеплителя.

Изменилась только техника изготовления сруба дома. Технику рубки дома скандинавы принесли из Руси, но видоизменили ее. В настоящее время преподносится, что норвежский способ рубки более совершенный, позволяет делать сруб теплее, без щелей. Для строительства используется не бревно, а лафет, что позволяет экономить полезное пространство дома. В этой статье мы рассматриваем стиль деревянного домостроения, а не технологии, поэтому спорить с подобным утверждением не станем.

Современный дом в норвежском стиле – это максимальный ориентир на натуральные природные материалы без имитации. Одноэтажный дом без потолка с дополнительными окнами во фронтонах для увеличения количества естественного света в гостиной, которая совмещена с кухней и столовой. Небольшие по площади жилые комнаты с невысоким потолком. Окна в доме норвежского типа небольшие для экономии тепла. Используются деревянные водосливы, а сам сток воды не через трубу, где вода падает, а по железной цепи – стекает. В идеале кровля норвежского дома представляет собой газон и имеет небольшой наклон.

Шведский стиль

Очень часто, когда говорят о скандинавском стиле, то имеют ввиду именно шведский стиль деревянных домов. Использование природных материалов и функциональность – определяющие моменты этого стиля.

Внутренняя планировка шведского дома типично скандинавская: просторная центральная гостевая комната, совмещенная с кухней и столовой, часто имеющая несколько зон в интерьере, вокруг центральной комнаты расположены небольшие помещения различной функциональности: кладовка, спальни, ванная и так далее.

В отличие от норвежского стиля, это уже не приземистый дом (недостатка в лесах в Швеции, в отличие от Норвегии, не было). Для дома в шведском стиле характерно наличие мансардного этажа с жилыми комнатами и вторым светом, благодаря которому увеличивается освещенность основного помещения дома, где часто собирается семья.

Бревна снаружи скрыты за обшивкой из доски, что дает дому дополнительную защиту от осадков и энергосбережение.

Финский стиль

Этот стиль деревянного домостроения очень похож со шведским стилем, но при этом есть некоторые отличия, которые больше относятся к современным постройкам. В первую очередь это технологичность строительства дома и, как следствие, внешняя простота дома. Для финских домов характерно отсутствие различных декоративных элементов, кровля простая, двускатная, часто не симметрияная, «переломы» крыши сведены к минимуму.

Цокольный этаж отсутствует, фундамент предпочтительнее в виде плиты. Естественное освещение мансарды реализуется наклонным мансардными окнами, а не слуховыми с выступом в кровле.

Единственными «украшениями» дома в финском стиле, которые хоть как то делают их внешний вид интереснее, являются характерные балконы, на которые затруднено попадание снега и террасы.

Внутренняя планировка финского дома очень похожа с домами шведского (скандинавского) стиля, с одним принципиальным отличием: внутри дома на первом этаже находится сауна.

Стиль прерий (ранчо), североамериканский стиль

Из названия видно, что этот тип распространен на территории Северной Америки, в первую очередь в США. Основными отличительными особенностями этого типа является распластанность на больной территории одноэтажного, реже двухэтажного дома. Кровля сложная, многоуровневая, с большим количеством различных слуховых окон. При этом само здание построено максимально экономично, по каркасной технологии.

Внутренняя планировка также очень специфична. Центральное место в доме занимает общественная зона. Это совмещенные холл, гостиная, столовая, кухня. При этом эти помещения часто имели два входа-выхода, а планировку помещений можно легко поменять. Другой особенностью внутренней планировки домов в стиле ранчо является обособление индивидуальных жилых зон: для каждой спальной комнаты есть свой гардероб и санузел. Это объясняется удобством и обустройством личного пространства.

Американский кантри

Это очень похожий на стиль прерий архитектурный стиль. В нем заложены те же принципы. Принципиальным отличием является используемый материал.

Если в стиле ранчо используется каркасная технология с возможностью легкой достройки или восстановления разрушенной конструкции дома (все это в условиях возможного недостатка дерева), то в кантри используется более массивный материал: бревно, брус, камень. Задача такого строительства не возможность легкой переделки или ремонта, а выстоять под напором природы (ураганов, торнадо и т.д.).

Распространен такой стиль в местах, где леса в достатке, как правило, лесистые склоны гор. Часто используются бревна больших диаметров в качестве опор. Отделка части дома камнем.

В современном строительстве домов стиля кантри часто используются большие объемы застекления. Вход может идти через просторную террасу большой протяженностью.

Русский стиль

Дома в русском стиле не так однообразны как может казаться на первый взгляд. Они намного сложнее и продуманнее. Обосновано это условиями проживания, особенностями климата, занятием хозяев.

В основе архитектуры находится древесина. В лесных районах это самый легкодоступный материал, которого и много, и легко обрабатывается, и теплый. Дома рубятся из бревна с применением разных способов рубки для помещений разного назначения, в разных районах.

Дома одно-, двух, трехэтажные. Крыша двускатная с выходами слуховых окон, реже башенками. Очень много декоративных элементов: балконом, резных наличников, ставен, столбов. При наличии многих повторяющихся элементов каждый дом по своему уникален.

В плане планировки основную часть занимает общинное помещение – горница, оно же является и столовой. А вот зона готовки обособлена, часто отгорожена печью. Жилые комнаты – могут быть холодные и теплые.

Изначально славяне строили дома, не выравнивая бревна. Комли торчали из переруба не равномерно. Это ускоряло процесс рубки, а красота не особенно волновала. Затем торцы бревен стали выравнивать, рубленый дом приобрел более правильные контуры. Сейчас старый способ рубки снова применяют как элемент дизайна. Такой вариант рубки домов стали называть дикий стиль или рустикальный стиль.

Фронтон дома всегда делался из бревна. Стропильная система не применялась в отличии от современной действительности. Использовалась самцовая система крыши когда на фронтоны закладываются горизонтальные бревна на нескольких уровнях. На эта бревна, толстые и прочные, часто из сухостоя (келы) закладывались тонкие бревна диаметром до 120-140 мм с кореньями (поваленный сухостой). Верхушки их связывались на коньке, а на коренья (курицы) закладывались водосборники.

Подкровельное пространство использовалось как складское хранилище или холодная, реже теплая, жилая часть – светелка. Для естественного освещения в крыше делались выходы слуховых окон.

Русская изба – это не просто дом, это комплекс построек. Необходимо отдельно рассматривать дома русского купечества или дворянские усадьбы и типичные дома русского деревянного зодчества. Территориально принято различать северорусские, среднерусские и южнорусские дома.


teremwood.ru