Домовая резьба по дереву – Домовая резьба. Секреты резьбы по дереву

Содержание

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз прозвучало:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ..

Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта). И они периодически всплывают в информационном поле.

В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту «немытую Россию» в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. опубликованы.

Восьмое чудо света

Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света»

Черепица деревянная, материал — липа.

К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Домовая резьба

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном.

Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.

В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания.

Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.

В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:

— глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным «глухим» фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;

— прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы выпиливаются (прорезается — отсюда и название) лобзиком или пилой.

Барочная или рельефная резьба.

Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ.

Фонд дерева ГИМ, образец №1LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ.

Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.

Ивановская обл

Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области.

Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)

Нижегородская область

Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве.

Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864

Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба

Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба

Архангельская область

Архангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая ТЕЛЕГИ…

Ажурная (пропильная) резьба

Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы

В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Ивановская область

Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)

Нижегородская область

Набережная революции, дом 11, г. Городец. Автор снимка: Бобылькова Ирина

Пенза

Томск

Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.

.Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска

По сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, их мастерство истоками восходит к искусству древних славян, что нашло отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов

Резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска

Дом на Плеханова, 5а

Преображались дома не только купцов, мещане тоже стремились к красоте. Позволить резьбу могли себе не только богатые люди.

Резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска

Дом жилой А. Москова (ул. Татарская, 46)

Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.

Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.

Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.

Особняк Хомича

Особняк Хомича.

Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции — это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос.

Ансамбль домов купца Л.Д. Желябо (ул. Красноармейская, 67, 67а)

Тюмень.

Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири.

Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.

Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб — земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста — символа жизни, огня.

Дом купцов Чираловых. Володарского, 9 (ул. Семакова, 8/9)

В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.

К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.

Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.

Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.

Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми.

Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.

lФорма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его части

Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону.

Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.ам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века.

Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.

Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.

Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.

Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.

Сибирь — край, полный чудес. Главное — уметь их увидеть.

О современных мастерах уральской глубинки

Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. так и совсем недавнего.

Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами.

В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.

СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек – такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.

В городе Берёзовский Свердловской области есть красивый домик «Дом Вольхина» который тематикой своего орнамента напоминает домик в Кунаре, кузнеца Сергея Кириллова.

г. Березовский свердловской обл.

http://fishki.net/36295-kolome… ©

hystory.mediasole.ru

РУССКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА

 

Наиболее богата домовой резьбой деревня Савино, состоящая

чуть ли не из одной улочки. За то какой! Первый же дом встретил

нас ошеломляющей загадкой. Очелье центрального наличника

строго, но, впрочем, доброжелательно взглянуло на нас

глазами крылатой берегини с двумя змеевидными ногами. 

 

(Вся наша теория о дегенеративности прорезной ажурной

накладной резьбы рассыпается во прах, стоит лишь взглянуть

на это диво. Но не стоит забывать при этом, что деревня Савино

— исключение из правила.) Мы видем, что змеедева коронована.

Сочетание крылатости и змеиности — парадокс по сей день

мучающий несовершенного человека, заставляющий даже

профаническую науку в последнее время рассматривать

ящеров как пернатых. Но с точки зрения символизма,

здесь всё ясно и понятно. Перед нами субъект герметики,

каковой мы встретим неоднократно и дальше.

Второй этаж дома дополнен ложным мезонином

(весьма характерный прием для этих двух деревень, как мы

убедимся в дальнейшем). 

Во фронтоне ложного мезонина мы видем коронованную

солнечную деву с крыльями. Ее солярность несомненна,

это подтверждает даже сохранившаяся по сию пору краска,

каковой измалевано ее лицо. Чуть ниже, в очелье наличника

(впрочем, этот термин здесь более чем проблематичен) мы видем

Будимира — сакральный образ петуха, возвещающего

восхождение дневного светила. Однако нижняя часть

наличника не оставляет у нас никаких сомнений: мы

столкнулись пусть и с очень кратким, однако же герметическим

текстом. Перед нами два существа, безусловно, представляющих

собой начала Великого Делания. Оба имеют не то рыбий,

не то, скорее, змеиный хвост. Лица существ напоминают

не то дельфинов, не то осетровых. И те, и другие —

существа солнечные. В европейской герметике слово

«дельфин» корнесловно истрактовывалось как «дофин»,

то есть царский отпрыск. Существа устремлены

навстречу друг другу. Их разделяет андреевский крест,

который, как показал Фулканелли, является сигнатурой

духа, материальным свидетельством сульфурной фиксации.

По левую сторону дороги домá вынесены вглубь. Почти

с противоположной стороны от дома с Будимиром на нас

взглянула бытовая постройка уходящей старины, которую

мы про себя назвали «русским Дао».

Неподалеку от этого причудливого в своей архаичности

сарая мы обнаружили почти такой же, но только служащий

ко всему прочему еще и местной почтой. Соприкосновение

с такой аномией привело нас в состояние почти изумленное.

После этого можно было ожидать уже встречи с чем угодно. 

На этой же волшебной улочке нашей экспедиции

повстречался с белой прорисью узорочья голубого

цвета «богородичный» дом. Вписанная во фронтон

и внутренние причелины накладная звездная резьба

поразила наше воображение контрастом с хмурым

зимним небом. Как будто небо мысленное сражаться

пришло с невзрачной повседневностью. Обычно,

когда бумагу, кажущуюся нам белой, кладут на еще

более белую и чистую, мы видем все изъяны ее.

Так и здесь, небо наших дней не выдержало

никаких сравнений с запечатленным небом дней ушедших.

Чуть дальше по правую руку нашлась уже совсем

неожиданная и даже тревожная резьба, Бог весть

как еще держащаяся на ветхом покосившемся срубе.

Очелье той резьбы содержит изображения, на первый взгляд,

орнаментальные, однако, приглядевшись, мы начинаем

в двух крайних фигурах распознавать гигантских, —

что ясно из их пропорций, — кальмаров, а в

средней — некое спрутоголовое существо, которое мы не отважились бы назвать по имени в этом царстве подводного гнозиса

            Описанные детали раскрашены, что заставляет нас раз

за разом ставить перед собой один и тот же вопрос:

как выглядела домовая резьба изначально? Хорошо известно

, что мастера ее олифили, дабы предотвратить скорейшее обрушение.

Однако никаких прямых свидетельств тому, что домовая резьба

в старые времена раскрашивалась, мы не находим. Нам неоднократно встречалась полихромная церковная скульптура, но полихромных наличников,

таких — как описанный только что, — существует

всего лишь несколько экземпляров и вопрос об их датировке

отнюдь не праздный. Конечно же, можно предположить,

что первоначально резьба была окрашена, затем же,

по естественным или, лучше сказать, метеорологическим

причинам, окраска оказалась утраченной и потом ее кое-где

поновили в соответствии (а возможно, и не в соответствии)

с изначальными цветами. Однако существует ряд обстоятельств,

позволяющий усомниться в верности подобного рода предположений. Прежде всего характерный серебристый цвет поврежденного временем дерева, проступающий порой даже из-под крепко побитого слоя краски, нанесенной не так уж давно — в последние 2–3 десятилетия. К тому же краски, пригодные для окрашивания дома, были отнюдь не дешевы в XIX в. Ну и,

наконец, мы даже в том же Савино встречаем, судя по стилю

— если только это не позднейшее

подражание мастерам прежних времен — довольно ранние

резные изображения, частично покрытые

краской — зеленой или красной по соседству с резьбой,

на которой краска явно отсутствует и никогда

там ее не было. Мы знаем несколько случаев, когда

красной краской выделялось солнце, петушиный

гребень, глаза мифических существ. Однако в

традиционной корабельной резьбе мы сталкиваемся с

обязательным наличием цвета, хотя покрашенные

фрагменты чередуются с изначально непокрашенными.

Суда, ходившие в постоянном соприкосновении с водой,

часто в непогоду, казалось бы, должны

были скорее утратить краску, нежели резьба домовая,

если принять на веру, что последняя всё-таки

была раскрашенной. Однако корабельные доски

с покрытием краской сохранились, а домовые —

нет, и те из них, что сохранились — покрашены

во второй половине XX в. Стало быть, допущенное нами

предположение неверно. Детали корабельной

обшивки с весьма харáктерной резьбой можно наблюдать

в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области.

На них видно,

что фон чаще всего исполнялся в красно-коричневых тонах

с золотистым отливом. Другие два цвета — кирпично-красный и

зеленовато-голубой.

В Савино мы также обнаружили, по всей видимости,

купеческий дом, из числа тех, про которые песня

на слова небезызвестного краеведа Андрея Филинова

— где поется про «низ кирпичный да верх деревянный».

 

Нам известно про Василия Федоровича Копалкина

бесконечно мало. Родился он, как принято считать, в 50-е гг. XIX в.,

а умер в 30-е гг. XX в. Даты эти очень условны. И вот почему.

Как мы полагаем, копалкинскую резьбу следует понимать,

руководствуясь исключительно языком герметической науки,

ибо «немые слова» мастера относятся только к этому

эзотерическому наречию, а если и сопряжены с

имевшей хождение на Средней Волге стилистикой

домовой резьбы вообще, то последняя, вероятно,

использовалась Копалкиным не более чем «фольклорный контейнер»

Сама фамилия Копалкин, возможно, является псевдонимом,

хотя известны и другие Копалкины, проживавшие в этом регионе.

Но достоверное время появления и распространения этой фамилии

во всяком случае остаются неизвестными, поэтому версия о

псевдониме остается весьма вероятной. «Копалкин» —

это тот, кто «копает по дереву».

 

В деревне Савино, как нам кажется,

Копалкин работал всего только над двумя домами.

Еще один — в Сысóво. Итого три. Однако подписаны только двое

. Один из них в Савино: «1893 года. Мастер Василеи. Копалки».

.

 

Именно сокращенные надписи заставили нас

усомниться в том, что фамилия «Копалкин»

соответствует историческим обстоятельствам.

Дурно отнóсится к теме, однако же примечательно,

что на Востоке «копала» означает мертвую голову

гуру, предыдущего по отношению к актуальному.

При этом само изображение мертвой головы, хотя

и в завуалированном виде, содержится в обрешетинах

(орнаментированных досках углов), маскирующих торцы

бревен дома, более богато и полно — по сравнению с двумя другими — изукрашенного Василием Федоровичем Копалкиным.

 

 

Мы достаточно поверхностно разбираемся в архитектуре,

чтобы достоподлинно провести атрибуцию этого дома,

определить его место относительно тех или иных стилей

неклассических, народных. Наша задача, как мы уже

показали всем направлением нашей мысли, состоит отнюдь не в этом. Но исключительно в обнаружении герметических мотивов домовой резьбы,

исполненной мастером Василием Федоровичем Копалкиным.

Подлинным гримуаром в дереве предстает фасад

этого, по видимости, все-таки срубового здания.

Трудно догадаться, было ли покрашено это с

троение изначально, приобрело ли оно эту странноватую

окраску с — теперь уже можно сказать — веками. Дом

бревенчатый, двухэтажный с мансардой, обшитый доской,

что закамуфлирована по углам обрешетинами с замысловатым

«пламенеющим» орнаментом, напоминающим в то же время

кладбищенские кости, заставляет нас задать великое

множество неразрешимых на первый взгляд вопросов.

 

 

 

 

Фасад главного копалкинского здания имеет четырехчастную

структуру с добавлением дополнительного уровня, что

предопределено композиционным членением здания.

Два этажа разделены естественным образом. Окна обоих

этажей украшены наличниками — по три

в ряду. Каждый наличник разделен на две основных части

— очелье и нижнюю часть. Итого двенадцать

изображений по фасаду. Василий Федорович Копалкин,

оставляя эти изображения именно

на фасаде, преследовал, на наш взгляд, одну-единственную

цель: даже когда придет запустение,

остатки этих иероглифов, находясь на стороне дорожной,

обозримой, рано или поздно привлекут к себе

внимание. Наконец привлекли.

Дом, стоящий на подклете, обещал мастеру относительную

устойчивость в течение ближайших двух веков при условии,

что войны и неурядицы не коснутся этих мест.

Так сложилось, что, слава Богу, не коснулись

. Хотя последнее обстоятельство и заставляет н

ас думать о том, сколько было уничтожено в

других регионах России артефактов: небрежением,

варварством и войной.

Начнем же «листать», наконец, этот гримуар.

Обычно принято читать тексты зодчих слева-направо и снизу-вверх.

Но если последнее правило работает здесь жестко и

неотменимо, то второе — дает определенный сбой.

Дело в том, что мастер сделал изображения каждого

уровня равноправными. Истолкование

одного истекает из двух других.

Василий Федорович Копалкин в своих работах апеллирует,

безусловно, к традиции глухой, корабельной, но,

коли уж говорить по чести, влияние прорезной резьбы

не прошло для него даром. Поэтому копалкинскую

технику можно назвать комбинированной.

Он творчески смело переосмысливает пропильную технику,

пытаясь редуцировать ее к более древнему

языку. Оформляя пластику изображений, мастер постоянно

обращается к плосковыемчатой

технике, причем не только к контурной, но и подчас к

геометрической, что придает лепке привкус

архаичности. В целом, практикуемую Василием Федоровичем

Копалкиным технику можно назвать накладной

ажурной, за вычетом того обстоятельства, что во всех

прочих отношениях она, как уже было сказано,

до крайности напоминает резьбу глухую, восходя к ней стилистически и сюжетно-тематически.

Нижний ряд наличников первого этажа, стоящего на

каменном подклете, изображает птиц. Первая справа

птица обозначает начальный меркурий в своей

неприготовленной форме. Две поросли, слева и справа

от основного изображения, указывают на то,

что наш Камень Философов имеет происхождение из

органического мира, что он минерал только до

некоторой степени, ведь его добывают в рудниках.

Распушенный хвост птицы — знак ее многочисленных

потенций и хаотичности. Камень «грязен».

 

Первый слева сюжет в первом ряду представляет двух

птиц, обращенных взором друг ко другу. Между ними

горшок, иными словами, сосуд Делания, которого

они касаются лапами. Это говорит о единстве материи

и единстве сосуда. Знаменитая алхимическая

формула гласит: «una re, una via, una dispositione»

(«одна вещь, один путь, один способ, или сосуд».

Два вещества заключены в одном и распознать это возможно лишь в самом сосуде.

 

Посередине мы видем птицу с растроенным хвостом, что

указывает на содержание в одном веществе трех начал:

субстанции, сущности и формы; или, герметически

говоря, Ртути (Меркурия), Серы (сульфура) и Соли.

Из самой птицы вздымается двойная поросль,

напоминающая нам, чтобы мы не забывали о меркуриально-

сульфурической двойственности вещества,

впрочем, на самом-то деле, о его единстве. Птица ведь одна.

 

Крылатость, летучесть всех персонажей первого ряда

говорит о том, что субъект Философского Делания —

вещь труднодостижимая, и в то же время, искомый

изначальный субъект, который мы, по словам алхимиков,

очень часто видели в течение своей жизни

, легко испаряется.

Второй ряд нам показывает уже весьма продвинутую

стадию Философского Делания. Слева мы видем знаменитую

русалку-берегиню. Однако ее крылья

опущены. Что означает смену летучести на фиксированность.

Она держит в левой рук

е змееподобное многоголовое существо, а в правой руке —

предмет, похожий на плетку.

 

Флагеляция, производимая этим причудливым существом

имеет один лишь смысл — фиксацию меркурия.

Фиксирующее вещество в западной, европейской

герметике всегда традиционно ассоциировалось со

львом. Именно этого персонажа, ко всему нашему

удивлению, мы и лицезреем на крайне правом очелье второго ряда.

 

Некое «крыло», извергающееся слева из тела

нашего льва показывает его происхождение

из летучего меркурия, которого он окончательно «закрепил».

Посередине между двумя этими иероглифами

мы имеем удовольствие наблюдать премного

прославленного сказками и былинами нашими Змея Горыныча.

Существо это, как известно, трехголово. И каждая из голов

Змея Горыныча, по преданию, изрыгала пламя.

В свое время мы очень много мучались загадкой регулировки

пламени в печи на всех трех стадиях

приготовления Философского Камня. Наконец, когда мы

готовили к изданию «Тайны соборов»

Фулканелли, нам удалось отыскать скульптурное изображение

трех евангельских «мудрых дев» на стенах С

трасбургского собора. Здесь они были истрактованы к

нашему восхищению алхимически.

Каждая из дев была окрашена в свой цвет. Первая

— в черный, вторая — в белый, а третья — в красный,

в полном соответствии цветам алхимического

Великого Делания. Некий святой слева от них

двуперстной рукой указывал на уровень огня,

который должны поддерживать девы. Первая держала

светильник высоко,

вторая — пониже, а третья — поднимала сосуд свой едва

ли не до уровня лица своего.

Полный аналог на указание режимов огня в Великом

Делании мы нашли в копалкинской резьбе.

Змей Горыныч на главном савинском доме работы

Копалкина изо всех трех глав своих извергает пламя.

Первая (правая голова) наиболее преуспела в этом

отношении, вторая — поутихла, а третья, хоть и

робка в сем промысле, однако вздымает огнь свой

выше предшествующего (как мы полагаем, полностью

исполнить задуманное не позволил материал). 

Пожалуй, стоит обратить внимание на то, что очелья наличников

первого этажа дополнительно украшены своего рода резными

полуколонками или, что нам кажется,

точнее, фальшивыми кронштейнами с изображением неких

мифических персонажей, чьи головы

имеют стилистическое сходство с женскими маскаронами

белокаменных соборов Владимиро-Суздальской

Руси. Как мы полагаем, эти пышногрудые дамы с резных

полуколонок очелья представляют

собой две ртути, о которых постоянно идет речь в трактатах алхимиков.

В следующем ряду мы видем новые трансформации. Две птицы

нижнего ряда слева превратились в двух псов.

Безо всякого

сомнения, это армянская сука и хорасанский

кобель Артефия или хорасанская сука и армянский кобель

Авиценны — два существа-вещества,

борющиеся в сакральных каменоломнях.

Это важнейшая

философская битва, неоднократно

описанная всеми адептами герметики.

 

При этом следует отметить, что морды обоих существ в ненависти

отвернуты друг от друга, они закусывают свои хвосты,

однако промеж ними процветает посох

кадуцея, или Моисеев посох, представляющий собой

двух змей на одной палке, повернутых

друг ко другу разящим жалом. Обработанный меркурий

внутри себя разделился и производит

на свет потомство.

Картина справа предоставляет нашему вниманию двух львов,

более похожих на котов. Между ними находится некий

знак «вязки», восходящий к древней

славянской узелковой письменности, заставляющий

нас вспомнить о белокаменных соборах

Владимиро-Суздальской Руси и ее особой иероглифике.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской

Руси является для нас прерогативным объектом исследования,

в особливости же Георгиевский

собор в Юрьеве-Польском и Дмитровский собор во Владимире.

Мы уже нашли предварительные ключи

к пониманию этого феномена, однако не рискуем пока

высказывать какое-либо мнение относительно

данных объектов, несмотря на то, что интересующий

нас артефакт находится в прямой связи

с только что упомянутым.

Между двумя двойственностями угнездилась двойная

ртуть — как принцип объединения — мелюзина-берегиня

-русалка-фараонка с раздвоенным хвостом.

К сожалению, нам не удалось ее удачно сфотографировать

в Савино. Однако, в Сысóво

мы нашли ей полный аналог, хотя и более грубо выполненный.

Существо держит в руках своих некие растительные

атрибуты, распознать которые мы не в силах.

Два рыбьих ее хвоста простираются в обе стороны,

до чрезвычайности напоминающие хвосты европейских мелюзин.

В самом верхнем ряду мы видем торжество Великого Делания.

Слева и справа — два меркурия в женской ипостаси.

Та, что слева, выкатывает перед собой колесо,

пользуясь опять-таки плетью, хотя и по-новому представленной

. В центре колеса — Х-образная звезда,

имеющая растительное происхождение.

Андреевский крест, как мы уже отмечали, в герметике

— иероглиф духа, рождающегося из хаоса, о чем писал

Фулканелли в своих «Философских обителях».

Это кристаллизация духа.

.

Один меркурий производит из себя другой.

Сюжет меркурия-матери и меркурия-дочери хорошо известен в алхимии. 

Самое поразительное заключается в том, что дочь нашей б

ерегини, — а явное происхождение первой от последней

подчеркивается символическим выкатыванием

медальона — обладает неприятным недостатком, третируемым

обычно в повседневной жизни,

а именно — заячьей губой. Фулканелли в своих «Философских

обителях» указывает на то, что этот

иероглиф символически связан с лепрой, прокаженностью.

Наше заверение может показаться

странным и даже вызывающим, если мы не укажем

на то, что Камень Философов часто, в виду своей чешуйчатой

структуры, назывался «прокаженным». Но что воистину

вызывает наше смущение, так это, пожалуй,

то, что иероглиф, который должен был бы находиться

как минимум на уровень ниже, оказывается

на столь высоком положении. Нам остается предположить

лишь то, что обе фигуры —

слева и справа

— представляют собой некие финальные образы меркурия

и сульфура, уже взаимопроникших друг

во друга и варящихся в последней варке.

Посередине нашему зрению предстает иероглифический

субститут финала Великого Делания, выраженного в виде

двуглавого орла. Как нам представляется,

во времена Романовых не было лучшего способа

замаскировать финальный субъект, Философский

Камень, тем более, что противоречия между одним

и другим всего лишь мнимые. Два икса,

или, точнее, Х, по краям представляют конечную

редукцию к Ребису, двоякоединому субъекту, Андрогину.

При этом орлы коронованы, что утверждает

наблюдателя с его подозрениями в исключительной верности последних.

 

Итак, «Великое Делание» нами «свершено».

Однако мы видем в мансарде здания определенное

повторение уже разобранных нами сюжетов.

 

 

Это реплика всех тех действий, что мы обнаружили, разобрав

фасад здания. В вершине очелья мы видем всё того же

двуглавого орла, Философский Камень, чут

ь ниже обнаруживаем двойную ртуть, из которого он,

собственно, и приготавливается. Слева и справа от

нее — отвернувшиеся друг от друга, однако изрыгающие

пламя и пытающиеся закусить свой хвост

не то псы, не то львы (судя по гриве). В нижней части

этого ложного мезонина мы видем всё тех же

не то дельфинов-дофинов-царевичей, не то осетров,

что встретили нас на въезде в деревню.

Порою глядя на весь этот деревенский ансамбль,

кажется, что работала здесь одна бригада и

каждый резал то, что душе его оказывалось близким,

но все дышали общим. Это была артель, содружество

мастеров, ушедшее в безвестное прошлое.

Мы представили взору непразднолюбопытствующих

фасад, изукрашенный мастером Копалкиным,

однако резец его коснулся и торцов здания, как будто

опасаясь, что и эту красоту истребят под конец

человеческое невежество и вторжения хаоса,

заклятого на очелье наличника с изображением

спрутоголового существа.

Торцы здания справа и слева содержат

немало таких же таинственных арканов. Но здесь

мастер предлагает нам, скорее, размышление

над отдельными аспектами Великого Делания.

 

Например, одно из изображений наличников

неложно повествует о происхождении второй

ртути от первой. Крылатое и хвостатое существо

выблевывает из себя змею.

 

Родина сáмого известного льва обнаружилась

также в этой деревне. Воспроизводимый во всех

краеведческих рекламках «царь зверей» живет,

оказывается, тоже на этом доме.

Иероглиф сульфура стал коммерческим предметом, к которому,

к сожалению, даже туристы не стремятся.

А ведь этот лев — не просто часть какого-то орнамента.

Это часть забытого смысла.

 

На одном из очелий торца здания красуется

берегиня, до крайности напоминающая ту,

что мы уже описали как крайне левую во втором ряду.

Это существо держит в правой руке сверток,

точнее, рукописание неопределенного характера.

Скорее всего, это указание на структуру Первоматерии,

напоминающей книгу.

 

Львиноголовые существа неоднократно встречаются

в резьбе, которой изукрашено это здание. Положения

их голов, атрибуты и даже закрученность

их хвостов передают определенные модусы философского

субъекта. В частности, один из этих

«львов» только-только взошел из растительной бездны

Первоматерии.

 

А другой, будто бы мужской дубль фараонки,

высекшей змея плетью, хватается за эту самую

рептилию, обожженную уже самим фактом прикосновения

к ней сульфурического субъекта.

 

Савино — деревня захиревшая. Дома стоят без надобности.

Одни старухи да старики остались. Если дом умирает —

есть в том привычка, но безпокойству

никакого. Началось то запустение не в

давние ли времена еще? Во всяком случае, поглядев

на один из торцов здания, нашли мы там

пагубную замену первоначальной живой речи невнятным

бормотанием орнаментальной резьбы. Кто-то снял наличник,

а взамен приделали потом новодельный.

 

В Сысóво мы нашли реплику копалкинского

дома, однако быстро стемнело и снимать

уже было нельзя. Мы пошли по домам, ища ответы на интересующие

нас вопросы. Стучали в двери часто, но отвечали нам немногие.

То ли в Савино, то ли в Сысóво

привиделся нам этот дом с большевицким мезонином.

 

Резьба в XX в. не умерла. Неожиданным образом

обозначились новые мотивы. Звезда, серп и молот,

вписанные в проем с узорчатыми колоннами

мезонина удивили и восхитили нас, несмотря на

столь жесткое попрание традиционной символики

домовой резьбы.

Гораздо худшим уже в наступившей ночи нам было

обнаружить дома со снятыми наличниками.

Здесь не просто насквозь проело ничто своим «узорочьем»

живую ткань бытия, оно полностью аннигилировало, растворило ее.

 

Из рассказов местных жителей мы поняли, что на

ходятся некие люди, приезжающие в их деревню

и окрестные веси из Нижнего, а также из Москвы,

чтобы снимать наличники для себя и на перепродажу.

Мы сфотографировали эту обкраденную Русь и надеемся,

что среди представителей Администрации Президента

в Приволжском Федеральном округе

найдутся люди, осознающие масштаб этой поистине

национальной трагедии и, как минимум, перенесут

всеми, кроме воров, забытые наличники, являющиеся народным достоянием, в Городецкий краеведческий

музей, а как максимум, создадут условия для организации в Савино и Сысóво культурно-туристических центров.

При всем сказанном, не следует забывать,

что резьба стремительно уходит от нас. Еще

10–20 лет — и начнется ее масовое обрушение.

Наличники

необходимо пропитать специальным предохраняющим

раствором. Небрежение прежних лет уже

привело к тому, что резьба XVI–XVIII вв.,

так же, как и сами деревянные дома

того времени,  для нас и

для будущих поколений утрачены.

Сейчас речь идет уже о резьбе XIX в.,

часто копировавшей более

старые образцы. Резьба Городецкого района

однозначно нуждается в волостном протекторате.

Деревянные памятники прошлого должны

быть взяты под государственную охрану.

Наше старое

деревенское зодчество безо всяких сомнений

является предметом национальной культурной гордости.

Оно не менее значимо в настоящем отношении,

нежели, например, городские белокаменные палаты XVII в.

Утрата ценностных ориентиров сегодня грозит

потерей национальной самоидентификации в будущем.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Домовая резьба

Раньше каждый хозяин старался украсить свой дом красивой резьбой, но резьба по большей части была не украшением избы, а защитой. Различные мотивы в резьбе применялись для защиты от нечистой силы, для привлечения здоровья и благополучия в семью. 

Поэтому если даже весь дом не украшала искусная резьба, то хотя бы окна всегда старались оформить красивыми ставнями с самыми распространёнными знаками, тоже самое делалось с венцом дома.

К счастью до наших дней сохранились дома со старинной резьбой, но и искусство это сегодня повсеместно возрождается и всё больше людей строящих себе дом, в котором будет царить мир, любовь и благополучие, стараются украсить его русской, домовой резьбой, возрождая память предков.

Мы собрали фото подборку таких красивых фасадов и оконных обналичников, смотреть на эту красоту одно удовольствие, а жить в таком доме ещё приятнее.

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

izent.ru

Домовая резьба по дереву

Также как и в интерьере, для украшения домов используются те же самые виды резьбы

Самым используемым видом домовой резьбы является прорезная резьба. Прорезная резьба представляет собой ажурную резьбу, выполненную путем сквозного пропила, где у рисунка нет фона. Сложность узора определяет мастер исходя из своих возможностей и навыков. Широкое применение именно прорезной резьбы для украшения дома обусловлено значительной экономией времени на изготовление изделия. 

Время на работу существенно сокращается, поскольку:

  • На прорезную резьбу смотрят с больших расстояний и в такой резьбе не имеет никакого смысла тщательная отделка контуров изображения.
  • Крупные формы орнамента домовой резьбы также ускоряют процесс изготовления домового украшения

Все вышесказанное можно отнести и к домовой  накладной резьбе. Накладная резьба по дереву представляет собой отдельно вырезанные детали композиции, которые приклеены на контрастный фон.

Какая древесина подойдет для домовой резьбы

После выбора орнамента рисунка и размеров изготавливаемой детали для украшения дома следует определиться с выбором древесины. Это один из ключевых моментов.

Для резьбы разные мастера предпочитают использовать разную древесину. Породы отличаются плотностью, мягкостью, а главное –потдатливостью.

Опишем основные моменты в выборе материала, для новичков. Чтобы новоиспеченному мастеру было комфортно учиться новому ремеслу.

Выбор материала для прорезной или накладной домовой резьбы зависит от размеров будущего украшения, а также, в зависимости от желаемого финишного покрытия.

Так, например, для карнизов, причелин и других больших по площади или вытянутых элементов будет выгоднее использовать прорезную или накладную виды резьбы на ели или сосне

При возможности выбора материала, и финишного покрытия изделия масляной краской, стоит заменить хвойные породы на осину, липу или ольху.

Осина, также подойдет в случае покрытия резьбы прозрачными лаками. Только обращайте внимание на пиломатериал.  Осина имеет свойство менять цвет на зеленоватый или синеватый. Такое пятно на материале может испортить весь ансамбль резьбы. Который в целом излучает теплую цветовую гамму.

Новичку лучше подбирать рисунок, который будет не слишком объемным в плане выполнения, но при этом не должен  лишать изделие выразительности.

Процесс выпиливания и вырезания

Не сильно замысловатый рисунок уменьшит объем работы.

Основной упор делаем на удаление древесины перьевыми сверлами и выпиливанием внешнего контура изображения пилой.

Также, максимально используйте сверло для удаления древесины из внутреннего контура. Оставшуюся древесину удалять узкой ножовкой, подравнивая контур.

Обратите внимание, что вырезание перьевым сверлом следует выполнять с двух сторон. Для этого просверливайте маленькое отверстие в центре контура

Используйте мелкозубную пилу. Это позволит избежать «рваной» древесины по контуру спила.

Вообще, для избежания появления сколов на дереве, сначала высверливайте отверстия, а затем применяйте пилу

Дополнительную защиту торцов от намокания и подчеркнет зрительный эффект снятие ножом кромки по всему контуру резьбы

Для зачистки всей поверхности от шероховатостей используйте нож, стамески и наждачку

Вам будет интересно

drevologia.ru

накладные наличники, шаблоны и эскизы своими руками

Одни из первых упоминаний о резьбе по дереву можно найти в одной из древнейших и самой распространённой из книг. В Библии описано, как при строительстве скинии и храма применялась домовая резьба по дереву. С тех пор этот вид прикладного искусства не утратил своей популярности. До наших дней многие стараются придать своим домам незабываемый вид. Красивые резные украшения из древесины способствуют этому.

Содержание материала

Основные виды

Прикладное творчество очень разнообразно. Не исключение — резные украшения деревянного дома. Порой встречаются такие жемчужины домостроительного искусства, что поражают сказочной красотой и фантастической изобретательностью авторов.

В ход идут растительные, животные и геометрические орнаменты. Часто в качестве элементов орнамента используются стилизованные изображения сказочных героев и невероятных существ, родившихся в воображении авторов. Бытовые сцены тоже очень популярны в оформительском деле.

Несмотря на многоликое разнообразие узоров, которыми украшают фасады домов, существует всего несколько основных техник выполнения таких украшений. Вот главные из них:

  • Прорезная или ажурная резьба. Одна из самых распространённых, очень популярна в последнее время.
  • Плоскорельефная. Тоже очень распространённая в домовом дизайне. Часто используется в сочетании с ажурной техникой декорирования.
  • Контурная. Самый простой вид резьбы, но в домовом узоротворчестве используется редко в основном для выполнения отдельных элементов декора.
  • Объёмная. Деревянная скульптура также применяется для выполнения отдельных деталей оформления и не столь часто, как два первых вида.

Очень часто мастера используют несколько различных техник, чтобы воплотить свой замысел и сделать запоминающееся произведение.

Изготовление шаблонов

Внимательное рассмотрение декоративного оформления разных домовых строений приводит к выводу, что многие элементы повторяются десятки, а то и сотни раз. Чтобы облегчить разметку таких орнаментов, применяют специальные трафареты.

Однако прежде чем приступают к изготовлению трафаретов, опытные мастера делают эскизы резьбы по дереву с домовым узором. Чтобы это было сделать легче, каждый мастер собирает личную картотеку шаблонов таких узоров.

Поиск интересных решений — это непрерывный процесс: любой мастер постоянно пополняет свою коллекцию новыми зарисовками или фотографиями. Для этого нужна наблюдательность, потому что хороший узор можно встретить в самых неожиданных местах: во время прогулки или поездки куда-нибудь, при просмотре или чтении книги, журнала, газеты и так далее.

Подобрав подходящий узор для резьбы по дереву для наличника или карниза, обычно приступают к изготовлению шаблона. Для этого делают несколько простых шагов:

  1. Увеличивают рисунок до нужных размеров. Для этого можно воспользоваться компьютером или простым «дедовским» способом, расчертив образец на квадратики и увеличив рисунок вручную по квадратикам.
  2. Рисунок наносят на плотный картон или тонкую фанеру.
  3. Вырезают трафарет. При этом важно учитывать, чтобы шаблон был единым целым, поэтому заранее продумывают, где оставлять места для крепления выпадающих деталей.

Изготовление шаблонов очень сильно облегчает разметку всего орнамента. К тому же эта операция избавляет от многих проблем с частыми ошибками, возникающими, если рисовать каждый элемент отдельно без шаблона.

Ещё одно важное преимущество применения трафаретов в домовой резьбе по дереву, когда накладные элементы должны быть идеально симметричными. Без шаблона рисование такого элемента занимает много времени и не всегда получается, а с шаблоном достаточно перевернуть его другой стороной и получается безупречная симметрия.

Например, чтобы нарисовать сказочное перо Жар-птицы, симметрично расходящееся в её хвосте, достаточно сделать трафарет половины элемента. После этого можно рисовать совершено симметричные перья, сколько бы замысловатых завитков в нём ни было придумано.

Схема работы

Сделав эскиз и необходимые трафареты, начинающему мастеру не терпится перейти к домовой резьбе по дереву своими руками, но для успешной работы надо подготовить рабочее место.

Это должно быть просторное помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Поскольку работа предстоит с легковоспламеняющимися материалами, соблюдению правил пожарной безопасности придают особое значение.

Инструмент должен быть исправным и острозаточенным. Если используются электроприборы, то правила электробезопасности помогут избежать многих проблем, возникающих при их нарушении. Перед применением таких инструментов проверяется их надёжность, изоляция, заземление, если оно предусмотрено согласно инструкции к применению.

Подготовив рабочее место и инструменты, мастера приступают к работе. Последовательная основная схема таких работ:

  1. Подготавливается заготовка для резьбы. Обычно это хорошо просушенная доска твёрдой породы, если узор делается для наружного применения, и мягких пород, если для внутреннего декорирования интерьера. Заготовка должна быть без изъянов, червоточин, плесени и сучков. Её хорошо шлифуют наждачной бумагой.
  2. Наносят рисунок орнамента, используя шаблон или трафарет. Ещё один вариант: перенести рисунок с помощью переводной кальки. Опытные мастера могут сразу наносить рисунок без вспомогательных приспособлений.
  3. Для прорезной резьбы на этой стадии просверливают отверстия для лобзика или делают нужные пустые формы с помощью электродрели. Для других видов резьбы на этом этапе прорезают контуры рисунков резцами.
  4. Для ажурной резьбы прорезают и удаляют все ненужные части заготовки. Для других видов резьбы на этом этапе обычно выбирают фон углублений, если таковые имеются.
  5. На этой стадии выполняется объёмная резьба отдельных элементов и придаётся им конечная форма.
  6. Окончательное шлифование готового изделия. Обычно для этого используют мелкую наждачную бумагу или специальные шлифовальные приспособления и инструменты.
  7. Покраска или лакирование готового изделия. Всегда выполняется в хорошо проветриваемом помещении, а лучше всего на открытом воздухе. Желательно применение респиратора, особенно при использовании нитрокрасок и нитролаков.
  8. Установка готовых элементов на места их применения. На этой стадии продумывают, как скрыть детали креплений и их надёжность. При использовании гвоздей учитывают их предрасположенность к ржавлению. Для предотвращения этой проблемы гвозди обычно красят в тот же цвет, что и прикрепляемую деталь.

Следуя нехитрой пошаговой схеме, очень скоро любой начинающий мастер привыкнет делать всё правильно. Созданные произведения будут радовать своей красотой не только хозяев дома, но и тех, кто любуется деревянными творениями со стороны.

natrukodel.ru

«Глухая» домовая резьба. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

История

Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ.

Фонд дерева ГИМ, образец №1 LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ.

Фонд дерева ГИМ, образец №6 LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.

Фонд дерева ГИМ, образец №9 LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.

Значения и символика орнаментов хранятся в легендах, преданиях и сказках, но они явно взяты за основу при создании нижегородской корабельной резьбы.

Особенности и технология

Нижегородская глухая резьба выполнялась обычно целой артелью. Обязанности в ней были чётко распределены. У артели был бригадир, у которого хранились рисунки с образцами.

Фонд дерева ГИМ, образец №11 LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Для резьбы чаще всего брали сосновую доску. На неё наносили рисунок — припорку. Доску гладко обстругивали, затем наносили рисунок, протыкая образец иглой по всему контуру. Затем  мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой.

На доске чётко проступал нужный рисунок. Глубину резьбы намечали с торца доски. После этого мастер обводил контур плотницким карандашом и пиступал к резьбе.

Резчик Сергей Соколов за работой по восстановлению домовой резьбы в г. Городец Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

В работе мастер использовал набор различных долот. В начале это закруглённые долота, для вырезания основного рельефа. Затем велась работа по выглаживанию, приданию большей выразительности. Резчик стремился скруглить завитки, не оставляя острых углов. Вырезались даже прожилки листьев, лепестки цветов отличались тонкой рельефностью.

Наличник, Нижегородская губерния, XIXвек, Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

Образы и символика

Резьбой украшали  наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, сиринов с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц.

Фонд дерева ГИМ, образец №14 LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Эти символы, в древности, как бы оберегали вход на двор, в дом, окна от «нежелательных гостей» — злых существ. 

Скорее всего, при украшении кораблей, да и в домовой резьбе в XIII — XIX вв русалок и львов изображали уже с некоторым юмором в стиле «лубок».

Фонд дерева ГИМ, образец №4 LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0

Среди излюбленных мотивов сразу запоминается улыбающийся лев с хвостом, прорастающим цветочным побегом. Он принимает самые разные позы — то вытягивается вдоль узкой горизонтальной доски,то сжимается, вписываясь в орнаментальный круг. Встречаются даже изображения коней, телом, лапами и позой напоминающие льва. 

Другой распространенный образ — русалка-«фараонка». Среди других фигур, встречающихся на резных досках — цапли, лисы, собаки, осетры. 

Домовая резьба в наше время

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы. 

Резьба в дачном посёлке «Берендеева деревня» Алексей Нефёдов, CC BY-SA 3.0

В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в Городце, городке в Нижегородской области.

Домовая резьба Сергея Соколова Алексей Нефёдов, CC BY-SA 3.0

Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима. 

ru.russianarts.online

описание с фото, техника работы и шаблоны орнамента

Выполненные в этническом стиле фасады выделяются ярким народным промыслом — домовой резьбой, или резьбой по дереву. Декором фронтальной части дома выступают геометрические, животные и растительные орнаменты, замысловатые сюжеты. Художественная композиция вырезается по древесине специальным столярным инструментом. Все элементы резьбы чаще всего выполняются съемными. Резные части накладываются на кровельные лемеха и наличники после вырезания орнамента. Исключение — колонны и двери дома, в случае с которыми резьба наносится непосредственно на строение.

История возникновения ремесла

Один из древнейших способов резьбы по дереву — домовая резьба — зародился на берегах Волги под руками зодчих, украшавших носовую часть кораблей. Узоры отображали растительный и животный мир, символы, связанные с водной стихией. Из-за своего происхождения домовая резьба часто именуется корабельной.

Простая фактура древесины, легко подвергающаяся обработке, позволяла украшать свои дома даже простым крестьянам. Материальное положение и статус семьи находили отражение в размерах и сложности орнамента и деревянных кружев.

Жители Среднего Поволжья в начале XIX века переняли опыт у корабельщиков, начав украшать узорами коньки и крыши домов. Вид творчества со временем набирал популярность, и мастера стали украшать остальные элементы построек.

В то время домовая резьба и резьба по дереву были трудоемким и сложным процессом. Который выполнялся полностью вручную. Работа усложнялась большими масштабами; материалом для работы служила древесина твердых и долговечных пород — ели, сосны, — способных выдерживать знойную жару и суровую зиму на протяжении длительного времени.

Развитие ремесла

По мере развития искусства «художество» наносилось не только на ставни и наличники, но и на калитки, ворота, перила и карнизы. Домовая резьба по дереву была не только декоративной отделкой, но и своеобразным оберегом для семьи, призванным охранять людей от злых духов. Сейчас некоторые жители загородных домов тоже придерживаются этого мнения.

Популярность корабельной резьбы к середине XIX века достигла таких высот, что рисунки стали наноситься на корпуса часов, предметы мебели и рамки зеркал. Мастера вырезали растительные и животные орнаменты, переплетающиеся между собой. А также фантастических зверей и мифических персонажей, ажурные абстракции, не отягощенные конкретными сюжетами. Трафареты домовой резьбы по дереву передавались в семьях столяров из поколения в поколение. Это ремесло очень ценилось.

Домовая резьба со временем стала неотъемлемой частью декоративной отделки домов на Руси. Современная версия творчества утеряла свой мифический смысл, сохранив только красоту орнамента.

Породы древесины для работ

Мастера-столяры для домовой резьбы часто выбирают древесину дуба, березы, липы, ореха, ольхи или груши. Эти породы отличаются великолепными качествами:

  1. Из липовых заготовок выполняют маленькие резные элементы декора. Мягкая структура древесины не позволяет выполнять из нее крупные детали отделки. Впрочем, податливость структуры делает липу идеальным материалом для новичков в столярном деле.
  2. К дубовой древесине прибегают для создания художественных композиций, способных храниться на протяжении многих лет на открытом воздухе. Благодаря высокой прочности из дуба можно создавать массивные декоративные элементы, не боясь растрескивания и деформации.
  3. Структура березовой древесины отличается четкими линиями; из этой породы выполняются небольшие композиции, объединяемые в одно целое.
  4. Легковесные ажурные накладки не выполняются из ореха — эта древесина слишком тяжела для них. Полировка придает ореховому дереву эффектный вид, потому его применяют при создании массивных элементов — ворот, дверей, колонн.
  5. Устойчивость к растрескиванию и деформации делает грушу универсальной породой древесины. Заготовки из нее легко покрываются сложной резьбой с большим количеством мелких деталей.
  6. Ольха довольно редко встречается в строительном декоре, поскольку в основном применяется для создания предметов мебели. Объясняется это возможностью имитации ценных пород древесины.
  7. Хвойные породы древесины крайне редко используются при домовой резьбе. Несмотря на склонность к образованию трещин и волокнистую структуру, они пользуются популярностью из-за податливости и доступной цены. Грамотно выполненная домовая резьба и резьба по дереву хвойных пород сохраняет свою целостность на протяжении многих лет.

Виды техник

Отличительной чертой шаблонов домовой резьбы по дереву является частое повторение орнамента и сюжета на разных элементах постройки. Для украшения мастера используют несколько разных техник:

  1. Глухая рельефная. На однородную фоновую поверхность наносится несквозной рельеф. В такой технике на наличниках, воротах и фронтонах вырезаются растительные орнаменты, мифические существа и сюжетные картины.
  2. Плоскорельефная. Эскизы домовой резьбы по дереву в такой технике подразумевают выбивание фона, а не рисунка — он остается плоским.
  3. Ажурная прорезная. Способ нанесения сквозного узора, характерный для выполнения накладных элементов. На фотографиях домовая резьба по дереву похожа на невесомое, легкое кружево.
  4. Контурная техника. Часто используется столярами-новичками ввиду легкости исполнения. Сложные эскизы в такой технике не выполняются; рисунки аккуратно обводятся с небольшим нажимом инструментами.

Азы резьбы по древесине

Работа в технике домовой резьбы всегда начинается с контурной резьбы. Самый простой вид не требует опыта и профессиональных навыков. Древесина выбирается исходя из качества и стоимости: для обучения подойдет материал средней ценовой категории. Использовать ценные породы древесины для первых попыток в домовой резьбе нерационально, а низкокачественное сырье может отбить желание развиваться в выбранном направлении.

Подготовка к работе

Столярное дело требует не только грамотной подготовки инструментов и материалов, но и соблюдения техники безопасности. От нее зависит охрана здоровья и жизни мастера. Правила безопасности для столярного дела следующие:

  1. Все работы проводятся в помещении с хорошей вентиляцией либо на открытом воздухе.
  2. Обязательное требование — защитные перчатки, респиратор и очки. При работе с инструментом органы зрения и дыхания должны быть защищены от попадания инородных тел.
  3. Все работы желательно проводить в светлое время суток либо при хорошем освещении.

Инструменты и материалы подготавливаются заранее. В число основного инвентаря входят фрезер либо лобзик с набором пилок, ручная или электрическая дрель, набор наждачной бумаги разной зернистости. Резьба по дереву выполняется с использованием лака, кистей разной толщины и формы, набор красок по древесине.

Формирование эскиза

Архитектурные элементы, на которых будет располагаться декоративная резьба, тщательно измеряются. Допустимо создавать проект дома с соблюдением пропорций и масштаба. Закупка древесины осуществляется после: желательно приобретать полностью высушенные материалы непосредственно со склада. Видимых дефектов на дереве быть не должно. Накладные элементы выполняются из доски толщиной 2,5 сантиметра.

Готовые шаблоны для «художества» предлагаются в специализированной литературе, что облегчает работу столяров, не обладающих художественными навыками. Схемы и фото домовой резьбы по дереву легко переносятся на бумагу в необходимых масштабах. Эскизы также разрабатываются в разных графических программах; вручную они рисуются карандашом либо специальным пером на разлинованной бумаге в полном размере.

Контуры готового рисунка переносятся на плотный картон с целью вырезания трафарета. На заготовку из древесины шаблон переносится простым карандашом. Сложный орнамент перерисовывается несколько раз с постепенным сдвигом трафарета. К резьбе по древесине приступают после нанесения рисунка.

Установка декоративных элементов

Перед монтажом деревянные резные изделия покрываются краской и лаком, предотвращая их преждевременное разрушение. Крепятся детали на фасад здания самым простым способом — гвоздями. Шляпки маскируются, закрашиваются в цвет древесины. Более эстетично выглядят декоративные элементы, закрепленные специальными мебельными гвоздями без шляпок или шкантами: крепеж не заметен со стороны, делая соединение прочным.

Использовать в домовой резьбе клей не рекомендуется. Составы не гарантируют необходимую прочность соединения и могут привести к разрушению древесины.

Золотым правилом домовой резьбы считается симметричность и принцип зеркальности. Перед окончательным монтажом обязательно проверяется идентичность орнамента и изделий.

Итоги

Уникальное искусство домовой резьбы за прошедшие с момента своего возникновения столетия претерпело значительные изменения. Эффектные и уникальные декоративные элементы, применявшиеся ранее для украшения домов, сегодня играют роль эстетичных архитектурных изысков, привлекая внимание.

fb.ru