Фаберже пасхальное яйцо – Пасхальные яйца Карла Фаберже – история и фото

Содержание

Пасхальные яйца Карла Фаберже – история и фото

Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.


Пасхальные яйца Карла Фаберже

Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца. А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».

Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.


Пасхальные яйца Карла Фаберже

Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).

Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге Александре Фёдоровне, так и своей матери – Марии Фёдоровне.


яйца Фаберже

Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха. Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.

Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.


Пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.

В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже. Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.


Пасхальные яйца

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.

Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера принца Монако.

У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.

«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».


Mary Katrantzou 2011/2012

Mary Katrantzou 2011/2012


Mary Katrantzou 2011/2012

Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.

Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.

Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.

С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2011 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.

Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

mylitta.ru

история создания, фотографии, подарки для императорской семьи, музеи.

«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа… 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже.

Яйцо «Коронационное»

Воспоминание — в подарок

Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

Свобода творчества и три условия придворному ювелиру

Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

Сюрприз внутри каждого яйца

Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.

Яйцо «Георгиевское»

Семейная традиция вместе с престолом

После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

Фаберже и компания

Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.

Яйцо «Военное стальное»

В духе времени

В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

Криминальный интерес

Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

По мотивам Фаберже

Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

Яйцо из карельской березы

Клеймо Фаберже

Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

Увидеть своими глазами

После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков — до сих пор неизвестно.

www.culture.ru

Пасхальные яйца Фаберже для Императорской семьи.

Яйца Фаберже — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано царём Александром Третьим как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай Второй, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне, новой императрице.


1887 год. Золотое яйцо с часами. Первый владелец Мария Федоровна. Настоящий владелец неизвестен.


1888 год. Херувим и колесница. Двухколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами. Первый владелец Мария Федоровна. Настоящий владелец неизвестен.


1890 год. Датские дворцы. Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды дворцов в Дании и России. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится  в США, Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен.


1891 год. Память Азова. Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Оружейной палате.


1892 год.  Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Жадеит. Утерянный сюрприз — слон (датское гербовое животное). Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Великобритании в частной коллекции.


1893 год. Кавказское яйцо. Внутри — миниатюры мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США, Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен. 


1894 год. Ренессанс. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга «Связь времен».


1895 год. Яйцо-часы с синей змеей. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Монако в коллекции принца Альбера.


1895 год. Яйцо с бутоном розы.  Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Сюрприз — роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Стиль неоклассицизм. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга «Связь времен».


Портреты Александра Третьего. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Фёдоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр.


1896 год. Яйцо с вращающимися миниатюрами. Яйцо из горного хрусталя с 12 миниатюрами — видами памятных мест для императрицы Александры Федоровны. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств.


1897 год. Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами. Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри — сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. Первый владелец Мария Федоровна.


1897 год. Коронационное. Копия Императорской кареты при коронации Николая II. Ювелир — Михаил Перхин, Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга «Связь времен».


1898 год. Пеликан. Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств.


1898 год. «Ландыши». Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы. Первый владелец Александра Федоровна. Коллекция Вексельбурга.


1899 год. «Анютины глазки». Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое дерево с портретами. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в частной коллекции в Новом Орлеане.


1899 год. «Часы (Букет лилий)». Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1900 год. «Петушок». Поющие часы с выскакивающим заводным петушком. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.


1900 год. «Транссибирская магистраль».  Сюрприз — модель поезда. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1901 год. «Гатчинский дворец». Изображение главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Художественной галерее Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США.


1901 год. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в коллекции королевы Елизаветы Второй.


1902 год. «Клевер». Сюрприз утерян, предположительно, портретные миниатюры великих княжон. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1903 год. «Петр Великий». Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.


1906 год. «Лебедь». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария. 


1906 год. «Кремль». Самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1907 год. «Колыбель с гирляндами». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в частной коллекции Роберта М. Ли, США.


1907 год. «Яйцо с решетками и розой». Сюрприз утерян, предположительно, медальон с портретом царевича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественной галерее Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США.


1908 год. «Павлин».  Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария. 


1908 год. «Александровский дворец». Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе. Миниатюры — пять портретов дочерей. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1909 год. «Памятное Александра Третьего». Сюрприз — миниатюрный бюст. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время местонахождение неизвестно.


1909 год. » Яхта «Штандарт». Изображение яхты императора Александра III. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1910 год. «Конный памятник Александра III». Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1910 год. «Колоннада». Изображение храма любви. Купидон символизирует цесаревича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Коллекции королевы Елизаветы Второй.


1911 год. «Лавровое дерево». Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри — заводная птичка. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.


1911 год. «15-я годовщина царствования». Миниатюры — 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится  в коллекции Вексельберга.


1912 год. «Наполеоновское яйцо». К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.  Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Нового Орлеана, США.


1912 год. «Царевич». Сюрприз — алмазный двуглавый орел с миниатюрным портретом царевича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.


1913 год. «Зимнее». Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина с подснежниками. Дизайнер — Анна Пихл. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб). Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции эмира Катара.


1913 год. «300-летие Дома Романовых». Внутри — глобус с отмеченной территорией Российской империи. По яйцу — 18 миниатюр с портретами представителей царствующей династии. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1914 год. «Мозаичное». Сюрприз — камея с профилями детей. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Коллекции королевы Елизаветы Второй.


1915 год. «Красный крест с портретами». Сюрприз — 5 портретов двух дочерей, сестры, жены и кузины царя в форме медсестёр. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.


1915 год. «Триптих Красный крест». Раскладывающееся яйцо. Портреты вел. княгинь Ольги и Татьяны. Внутри изображение Сошествия в ад и изображения святых Ольги и Татьяны. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Кливленда, США.


1916 год. «Орден Святого Георгия». В честь награждения царевича Алексея медалью. Сюрприз — портрет императора Николая. Последнее яйцо, полученное Марией Фёдоровной, и единственное, которое ей удалось увезти. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.


1916 год. «Военное стальное». Сюрприз — миниатюрная картина, изображающая визит императора и наследника к войскам. Отсутствие роскоши — результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо — самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. В настоящее время находится в Оружейной палате.


1917 год. «Березовое». Согласно некоторым версиям, в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской берёзы. Сюрприз — механический слон из золота и серебра, украшенный розами и бриллиантами, и золотой ключ к нему

slavynka88.livejournal.com

Пасхальные яйца Фаберже.

Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.

Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов — стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.

Императорские Пасхальные Яйца Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие — чтобы произведение не имело повтора.

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Техника выполнения яиц

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.

Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.

При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже — миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы — по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” — миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали — точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Девять яиц возвращенные в Россию

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby’s объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)

Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля — Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников
декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них — произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.

Гордость коллекции — десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром — одним из лучших ювелиров современности.

Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и
старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них — миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из «пушистого» золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. «Ваше Величество будет довольно» — такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова», 1891


На броненосном корабле «Память Азова», построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая — фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900

Это пасхальное яйцо — характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события — строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902

На ажурном ободке яйца — изображение императорской короны, дата «1902» и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле «модерн» с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо «Московский Кремль», 1904-1906

Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля — одновременно величественного и сказочно — нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908

Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали «царскосельскими отшельниками».

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты «Штандарт», 1909

Яхта «Штандарт» была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910


Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо «300-летие дома Романовых», 1913

Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613» и «1913». Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном — цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом — в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916

Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны — тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.
 

s30556663155.mirtesen.ru

Пасхальные яйца Фаберже: vasily_sergeev — LiveJournal

Цитата сообщения танкист_Т-72

Петер Карл Густавович Фаберже, рано обнаружив исключительный художественный вкус, был отправлен отцом-ювелиром в Европу, где научился не только мастерству, но и предпринимательской изворотливости. В 26 лет он вернулся в родной Петербург, став полновластным распорядителем и продолжателем дела отца. Восходящей звезде ювелирного небосклона пришлось конкурировать с такими солидными мэтрами, как  Тиффани, Картье и Бушерон…

Объединив под своим руководством дизайнеров и мастеров самого высокого класса, Карл Густавович поставил перед собой цель не только догнать конкурентов, но и перегнать их, взяв под прицел самых денежных людей в империи – царскую семью Романовичей. Сначала Фаберже выполнял бесплатные заказы по оценке, ремонту и реставрации экспонатов Эрмитажа. Бесплатными эти заказы были только на первый взгляд, ведь мастер получал доступ к бесценным коллекциям старины и возможность их всесторонне изучать. Но, несмотря на доступ к раритетам, не было бы «феномена Фаберже», если бы не личные качества ювелира – он был настоящим новатором и смелым экспериментатором.

Творчество Фаберже взбаламутило ювелирный мир, ведь он первым переместил ценность драгоценных камней и металлов на второе место, поставив во главу угла художественность исполнения работы. Портсигары, броши, лампы и множество других полезных вещей он блестяще превратил в неподражаемые образцы ювелирного мастерства. Он использовал отечественные, «неювелирные» алтайские и уральские самоцветы, и это стало хитом того времени; он напаивал вороненую сталь и олово и ценность изделия взлетала до потолка; он оправлял карельскую березу драгоценными камнями, и это мгновенно стало модным. Только он мог похвастаться тем фактом, что все не проданные за год изделия отправлялись на переплавку.

Покупали у Фаберже не только российские, но и все без исключения монаршие дома Европы. Даже король Сиама, обладающий богатейшей коллекцией в мире, увидев однажды фабержовскую работу, навсегда попал в ряды покупателей и почитателей его таланта. Фаберже называли «левшой Петербурга» и «певцом изящных грез», он же сам звал себя кратко и емко – «Поставщик Высочайшего двора».

Большевики заставили Фаберже закрыть свою фирму в 1918 году. После этого он уехал за границу и умер в городе Лозанна в Швейцарии 24 сентября 1920 года. Похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Самые известные изделия Фаберже – императорские пасхальные яйца, которых было произведено около 56 штук, из них уцелели и хранятся в музее Московского Кремля только 10. Еще 30 единиц было продано и раздарено Сталиным и его последователями различным заграничным коллекционерам и «друзьям» великого советского народа.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них — миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из «пушистого» золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. «Ваше Величество будет довольно» — такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.


Пе́тер Карл Густавович Фаберже́

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова», 1891


На броненосном корабле «Память Азова», построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая — фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899


Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900


Это пасхальное яйцо — характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события — строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902

(См. на титульном фото)

На ажурном ободке яйца — изображение императорской короны, дата «1902″ и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле «модерн» с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо «Московский Кремль», 1904-1906


Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля — одновременно величественного и сказочно — нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908


Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали «царскосельскими отшельниками».

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты «Штандарт», 1909


Яхта «Штандарт» была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910


Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо «300-летие дома Романовых», 1913


Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613″ и «1913″. Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном — цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом — в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916


Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны — тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.

Источник: http://www.moscowkremlin.ru/faberge/Ns/faberge_r.html

vasily-sergeev.livejournal.com

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 1 – Пасхальное яйцо «Клевер»

Яйцо «Клевер» из собрания музеев Московского Кремля — последнее произведение главного ювелира Михаила Перхина, воплотившего замысел Карла Фаберже. Оно было заказано Николаем II для императрицы Александры Федоровны и подарено им на Пасху в 1902 году.

Фото 2 – Портрет императрицы Александры Федоровны

Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн с выразительными линиями цветочных мотивов. Фаберже были близки идеалы 19 столетия, когда нежность и любовь можно было изысканно выразить сентиментальным и слегка наивным языком цветов.

Фото 3 – Ювелирные изделия западных мастеров в стиле модерн конца 19 века

Изделия Фаберже, созвучные духу времени, всегда отличались индивидуальными и только ему присущими способами выражения человеческих эмоций. Российский ювелир избегал эксцентричности, присущей французским ювелирам, работавшим в стиле модерн с использованием изображений редких и экзотических растений.

Фото 4 — Открытое яйцо

Тонко чувствующий прекрасное в окружающем мире, Фаберже создавал шедевры со скромными незабудками, ландышами, полевым клевером, анютиными глазками, которые, к тому же, символизировали и раскрывали сложную гамму человеческих чувств.

Фото 5 – Фрагмент яйца «Клевер»

Обратившись за вдохновением к природе, он создал композиции на основе живых привычных растений средней полосы России. Но с какой любовью они были исполнены!

Фото 6 — Фрагмент яйца «Клевер»

Яйцо соткано из мельчайших золотых трилистников клевера, лепестки которых заполнены прозрачной светящейся эмалью с золотыми прожилками или выложены мелкими алмазами. Между лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви.

Фото 7 – Фрагмент яйца филигранной техникой исполнения

Тонкая ажурная подставка яйца выполнена в виде плавно вытянутых стеблей с листьями клевера из зеленоватого золота.

Фото 8 – Фрагмент подставки яйца

Сюрприз яйца был потерян. Осталось только описание изделия в архивных документах. В нем указывалось, что внутри яйца находился большой четырехлистник клевера, выложенный большими бриллиантами и алмазами с огранкой «роза» и украшенный четырьмя портретными миниатюрами. Есть основания предполагать, что на них были изображения дочерей императора.

Фото 9 – Яйцо с четырехлистником клевера

Четырехлистник клевера очень редко встречается в природе и издавна считается эмблемой удачи. Изготовленный в качестве сюрприза, он символизировал исполнение давней юношеской мечты императора о счастливом союзе с принцессой Алисой, любви и семье.

Фото 10 – Семья Николая II

Пасхальное яйцо «Клевер» — не единственный шедевр для императорской семьи в стиле ар нуво. Так в период с 1898 года по 1902 год, были созданы еще пасхальное яйцо «Ландыши» с портретами Николая II и его маленьких дочерей Ольги и Татьяны, подаренное императрице Александре Федоровне.

Фото 11 – Пасхальное яйцо «Ландыши»

Вторым – было пасхальное яйцо «Анютины глазки», в котором сюрпризом были портретные миниатюры детей и внуков вдовствующей императрицы Марии Федоровны, мастерски исполненные на мольберте – сердечке.

Фото 12 – Пасхальное яйцо «Анютины глазки»

В настоящее время первое яйцо можно увидеть в коллекции Культурно – исторического фонда «Связь времен», второе яйцо находится в частном собрании США.

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:

top-voprosov.ru

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 1 – Вид яйца Фаберже «Сибирский поезд»

Пасхальное яйцо «Сибирский поезд» занимает особое место в коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже. Темой и сюжетом его послужили знаменательные в истории России события переломного 1900 года.

Веха в истории России

Во Владивостоке в 1885 году после завершения длительного плавания на крейсере “Память Азова” будущий император Николай II положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги.

Фото 2 – Николай Александрович на закладке Сибирской дороги

Строительству этого пути придавалось важное политическое значение. Уссурийский край вместе с Владивостоком были присоединены к империи лишь в 1859 году. Соединение европейской части России с Азиатской железной дорогой позволяло укрепить позицию государства и его границы. Осуществление этого грандиозного проекта являлось заветной мечтой императора Александра III.

Фото 3 — Цесаревич Николай Александрович 1890 год.

Комитет по руководству строительными работами возглавил, тогда ещё цесаревич Николай Александрович. Для него это стало «первой начальной школой ведения государственных дел». Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие.

Фото 4 – Строительство Сибирской железной дороги

Строительство осуществилось в рекордно короткие сроки – через 5 лет после закладки, в 1900 году работы, в основном, завершились.

Фото 5- Прокладка путей через Сибирскую тайгу

Сибирская железная дорога дала толчок развитию огромной окраины Российской Империи. В иностранной печати того времени это грандиозное сооружение считали событием, не уступавшим по значению открытию Америки и называли «позвоночным хребтом русского великана».

Фото 6 – Прообраз вагончика-церкви в пасхальном яйце Фаберже

Пасхальное яйцо переломного 1900 года, заказанное Николаем II в подарок императрице Александре Федоровне было посвящено этому историческому событию. “Сибирский поезд” — пасхальный шедевр Карла Фаберже.

Вдохновленный блестяще выполняемыми планами строительства, Карл Фаберже создал великолепный по взлету творческой мысли шедевр, воплотивший в себе множество ярких задумок.

Фото 7 – Яйцо «Сибирский поезд»

Это произведение ювелирного искусства вызывает неподдельное восхищение и современников и потомков за виртуозное воплощение в металле и камне идеи, не уступающее по замыслу творения строительству Великого Сибирского железного пути.

Вдохновение и гений мастеров

Вся композиция помещена на основание из белого оникса и украшено элементами государственной символики. Яйцо поддерживают три позолоченные серебряные фигуры грифонов с мечом и щитом в лапах.

Фото 8 – Фигуры грифонов с мечом и щитом

Они являют собой элементы родового герба династии Романовых. Символы подчеркивают значение того, что великий путь был построен под руководством двух Романовых – императора Александра III и его сына Николая II.

Венчает яйцо трехстороннее изображение двуглавого орла.

Снаружи серебряной “скорлупы” выгравирована карта Российской Империи с транссибирской магистралью и надписью “Великий Сибирский железный путь к 1900 году”. На ней отмечены пунктиром еще недостроенные участки пути.

Фото 9 – Средняя часть яйца с картой России

Сюрпризом яйца является миниатюрный поезд, изготовленный из золота и платины. Он складывается втрое и убирается в яйцо- футляр, внутри обитый бархатом.

Фото 10 – Поезд в яйце — футляре

В составе поезда локомотив, украшенный рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами, и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя. На каждом вагончике есть своя микроскопическая надпись: «Прямое Сибирское сообщение» – на первом вагоне. Далее – «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». Рядом с каждой надписью указано количество посадочных мест – от 18 до 24 и класс вагонов – первый или второй.

Фото 11 –Локомотив поезда

Последним в составе находится вагончик-церковь, прообразом которого послужил настоящий вагон. На крыше этого золотого вагончика установлен миниатюрный православный крест.

Фото 12 – Вагончик-церковь

Он был построен в 1896 году и освящён в присутствии императорской семьи в честь Святой Ольги, покровительницы старшей дочери императора, Ольги Николаевны.

Фото 13 – Княжна Ольга Николаевна

Виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, в локомотиве был создан сложный хитроумный механизм. Поворотом золотого ключика состав приходил в движение и мог проехать после завода почти метр.

Триумф Российской Державы на Всемирной выставке в 1900 году

На Всемирной выставке в Париже 1990 года, приуроченной к встрече нового XX века, посетители имели уникальную возможность оценить ювелирное мастерство, воплощенное в пасхальном яйце «Сибирский поезд» среди выставленных экспонатов

Фото 14 – Павильон России на Всемирной выставке в Париже 1900 год

Специально для экспозиции был привезен и настоящий вагон сибирского поезда. Публика, находясь в роскошном помещении вагона, могла полюбоваться: как за окнами мелькали российские пейзажи – от средней полосы до Дальнего Востока. Они были написаны на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окнами. В другом же павильоне можно было увидеть его миниатюрную копию – воплощенную, в пасхальном яйце императорского Дома Романовых.

Фото 15 – Локомотив поезда

Так на всемирной выставке в Париже Россия предстала перед мировым сообществом как могучая держава, поразившая великими свершениями в своей истории и вызвала всеобщее восхищение превзойденными шедеврами ювелирного искусства.

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:

top-voprosov.ru