Фото мозаика из дерева – плитка из дерева на стенах и на столе в интерьере, виды древесины и варианты мозаичной отделки

Содержание

Интарсия — деревянная мозаика | Журнал Ярмарки Мастеров

Это работы удивительного мастера из Лас-Вегаса — Кенна Беннетта (Kenn Bennett). Кенн занимается неожиданно древним ремеслом, под названием «интарсия» (от итальянского intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация выполняемая деревом по дереву. Интарсия — фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. При интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Это искусство с необычным названием зародилось в древнем Египте,где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью,металлом,перламутром, камнями. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц,сцен из повседневной жизни,исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование,травление,обжиг древесины. В Египте, мягко говоря, не очень много деревьев, поэтому древесину и ценили наравне со всеми этими недешевыми материалами. Древние греки также заинтересовались этим видом прикладного искусства. Чтобы изменить цвет древесины и создать больше красочных эффектов,греки пропитывали фрагменты будущих работ маслом, квасцами, кипятили в краске. Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то она в основном применяется для украшения уникальных изделий, изготовленных из ценных пород древесины.

Статья взята из блога Оченьдаже

www.livemaster.ru

Идея отделки стены деревянной мозаикой. Дачный вариант

Вашему вниманию наше воплощение идеи отделки стены деревянной мозаикой. После ремонта на даче осталось много досок, которые нужно было куда нибудь применить либо выкинуть, и пустая стена, с которой нужно было что то сделать. В передаче «Фазенда» был сюжет с подобной отделкой, поэтому решили попробовать повторить.

Каждая палочка прибита гвоздём.

Вообщем затрачено около 10-12 часов работы.

Покрасили под цвет домика и балок. Даже не ожидали, что получится такой красивый эффект.

cpykami.ru

Блочная мозаика из дерева — Столярная школа Rubankov

блочная мозаика схема

Блочная мозаика из дерева — один из самых доступных и простых способов украсить предмет из дерева. Данная техника сейчас очень популярна при украшении деревянных столешниц, разделочных досок и прочей утвари и предметов интерьера.

Техника блочной мозаики

Рисунок разделочной доски

Техника блочной мозаики состоит в склейке брусочков/пластинок древесины разного сечения в блоки и распил их на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Можно, как составлять изделие целиком из напиленных дощечек/брусков, так и вставлять их в углубления и конечно же наклеивать на другие деревянные поверхности. Вот и у нас на курсах делают разделочные торцевые доски схожим образом!

История блочной мозаики

Чертозианская мозаика на шкатулке

Родина блочной мозаики — Древний Восток. Украшения древних персидских шкатулок выполнены в данной технике. Ближе к средним векам, техника стала известна в Италии, где и получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы: кость, рог, перламутр. Такая мозаика стала известна  под названием «Чертозианская мозаика» — от названия монастыря, где процветало данное искусство.

Но и восточные мастера не сидели без дела и развивали данное направление, которое до наших дней дошло не только в первозданном виде. Например из переклеенных блоков создаются большие панно, с которых слоями, рубанком снимают тонкий шпон. Этим шпоном потом фанеруются шкатулки и другие предметы, что дает такой же эффект при меньшем расходе драгоценных материалов.

Переклеенный набор блочной мозайки Шкатулка фанерованная восточной блочной мозаикой

Так же сейчас очень популярны объемные работы в технике блочной мозаики, хотя скорее всего большинство и не знает, что они работают в данной технике.

Деревянные блоки для пано Деревянное объемное пано Курс — торцевая разделочная доска

Чем примечательная блочная мозаика

Изготовление мозаичного украшения из блока, менее трудоемко, чем другие способы получения мозаичных узоров. В нынешнее времена технологического прогресса, любой желающий сможет изготовить что-то подобное быстро и без хлопот на распиловочном циркулярном станке или при помощи ленточного станка.

Вот и в нашей мастерской ребята и девчата без проблем изготавливают торцевые разделочные доски с блочной мозаикой на свой вкус из различных пород древесины.

Приходите попробовать и вы, в нашу столярную школу или столярный коворкинг в городе Москва.

rubankov.ru

Маркетри – деревянная мозаика | Краснодеревщик

Можно приобрести мебель, сделанную полностью из карельской березы или отделать стены панелями из ореха, правда, это достаточно дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Однако существует замечательный старинный способ, как создать изысканный интерьер, используя простые, а значит и значительно более дешевые, породы древесины.Сделать это можно с помощью

маркетри.


Принцип маркетри состоит в наклеивании пластинок из ценных пород древесины на основу, представляющую собой простое дерево. Толщина пластинок составляет 1 – 3 мм, при этом они имеют разную текстуру и цветовую гамму. В результате создаются необыкновенной красоты мозаичные рисунки из тонких деревянных пластинок.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации . Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород.

Появление

маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона.С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных  пород древесины (черного, красного, розового дерева).

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию. Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели . Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техника маркетри стала настоящим искусством.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы, и постельное белье из Иваново, были настоящими произведениями искусства.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность.Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво, но при этом стоит дешевле той, которая полностью изготовлена из массива древесины.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

Сегодня с помощью наборной мозаики можно облицовывать не только мебель, но и создавать удивительной красоты панно и картины, стеновые панели, двери, витражи.

worldcabinetry.ru

разновидности стилей и технология укладки

Содержание статьи

Мозаика используется в оформлении помещений с давних пор, ее можно применять практически на любых поверхностях и предметах. Деревянная мозаика для стен, пола или мебели способна украсить любой интерьер, став прекрасным дополнением − как в классическом, так и авангардном стиле.

Деревянная мозаика — это неповторимый и оригинальный материал для отделки стен или пола. Ее применяют при оформлении не только жилых комнат и кухонь, но и в ванных, в банях и саунах и даже в общественных помещениях, таких как рестораны, кафе и офисы. С ее помощью можно скрыть неровности поверхности, разделить помещение на функциональные зоны либо создать акцент на каком-то определенном предмете интерьера. Штучные детали деревянной мозаики помимо классической квадратной формы могут иметь изогнутую, прямоугольную форму и т. д.

Деревянная мозаика имеет следующий набор преимуществ:

  1. Является отличным материалом для оформления стен с неровностями и сложно выравниваемыми поверхностями;
  2. Это весьма теплый и экологически безопасный материал, с большим периодом эксплуатации;
  3. Многофункциональна при сочетании с различными изысканными и неповторимыми орнаментами.

Стили деревянной мозаики

Различают два стиля деревянной мозаики, отличаются они между собой технологиями изготовления:

  1. Маркетри. Техника уникального сложного мозаичного оформления или композиции создается при помощи кусочков шпона. При создании будущей композиции учитывается направление волокон, цветовые оттенки и фрактальные свойства дерева.
  2. Интарсия. Подобная техника оформления деревянной мозаики наиболее трудоемкая и сложная по сравнению со стилем маркетри. Все отдельные фрагменты или набор из кусочков дерева врезают в деревянную основу либо поверхность. При этом применяется все разнообразие цветов и текстуры используемых пород дерева.

Декорирование стен и полов деревянной мозаикой становится все более популярным в последнее время, ведь возможности древесины неиссякаемы. Грамотная и профессиональная подборка древесины придаст облицовке из мозаики долговечность и прочность при использовании.

Однако такие излюбленные породы деревьев как липа и сосна, к сожалению, не применяются при мозаичной композиции. При создании деревянной мозаики для стен или пола применяются более твердые породы деревьев, такие как ясень, кедр, дуб или клен.

Зачастую изготовителями применяется ольха, но не в большом количестве. Эта порода дерева впитывает в себя негативные энергии, тем самым являясь своего рода чистильщиком в природе.

Материалом для мозаики также могут послужить и отходы производства — стружка, которую перемешивают с раствором из цемента и воды, а затем придают этой массе желаемую форму, толщину и плотность. По цвету она бывает серо-желто-оранжевая, смотрится оригинально, крепится к поверхности с помощью клея и при этом отлично складывается в узор. Помимо низкой цены она обладает такими качествами как прочность, огне- и влагоустойчивость, звуконепроницаемость и весьма неприхотлива в уходе.

 

Готовая продукция из деревянной мозаики защищена особыми пропитками, в состав которых входят смеси из воска и масел, что позволяет укладывать ее как на кухне, так и ванной комнате. Однако не стоит покрывать ею те участки стен и пола в помещении, которые подвержены постоянному контакту с водой.

Технология укладывания деревянной мозаики

Деревянная мозаика, как правило, продается в виде секций, которые по размеру чаще всего составляют 30х30 см. Такой секционный вид мозаики существенно упрощает ее монтаж.

Монтажная и отделочная смеси очень важны при работе с деревянной мозаикой, так как обыкновенный клей для деревянных изделий в этом случае применять нельзя. При наклеивании мозаики на фанеру стыковку листов производят по диагонали, чтобы не было заметно видимого расхождения облицовки по линиям швов при тепловой деформации.

Не рекомендуется при отделке швов применять обыкновенную затирку, которая применяется при обработке швов для плиток из керамики. Для этого существует специальная двухкомпонентная эпоксидная затирка, которая предназначена для затирки твердых пород дерева. У затирки для плиток из керамики нет требуемой гибкости, применив ее при дальнейшей эксплуатации при малейших колебаниях древесины, то есть при изменениях температуры и влажности, когда дерево «дышит», минеральная затирка может начать растрескиваться и осыпаться. К тому же смывать ее необходимо большим количеством воды, а это может повредить материалу деревянной мозаики.

Для пола применяется тиковая мозаика на пробковой подложке. Дощечки для пола по толщине составляют 0,7 см, а настенные — не более 0,3 мм. Это означает, что такой пол подлежит многократной шлифовке. Все швы в полу заполняются силиконовым клеем. Такое покрытие исчисляется сроком эксплуатации пола − десятилетиями. Уход за деревянной мозаикой не доставит особых хлопот: ее можно протирать влажной, а затем сухой салфеткой — раз в неделю.

Заключение и выводы

Все экологически чистое и необыкновенно изысканное было создано задолго до современных технологий и достижений. Взять, например, тот же самый паркет во дворцах, который сохранил свою красоту оформления и практически не подвергся реставрации. Гармоничное сочетание цветов и геометрия узора — все это до сих пор доступно и не потеряло своей уникальности и по нынешнее время.

Техника формирования цельного эскиза из небольших деревянных деталей, которая называется маркетри, зародилась еще в древнем Египте, а в Европе ее раньше применяли только для декора мебели и музыкальных инструментов. Поэтому позволить себе украсить деревянной мозаикой свой дом раньше могли только очень богатые люди. А посему, чтобы обучиться этому искусству и отдекорировать стены своего дома сэкономив бюджет, необходимо будет научиться вырезать идеально ровные геометрические формы из шпона.

chudesniydom.ru

Маркетри. Деревянная мозаика | Резьба по дереву, кости и камню

Наиболее известными видами деревянной мозаики (наборного дерева) являются маркетри, интарсия, инкрустация. Но в обиходе как интарсию, так и маркетри до сих пор часто называют инкрустацией
Инкрустация (от латинского incrustation – покрывать слоем, корой) — вид мозаики, украшение предмета путем врезания в его поверхность тонких фигурных пластинок из других материалов (металла, перламутра, камня), образующих рисунок, не выступающий над поверхностью. Техника также предполагает врезку относительно толстых кусков древесины или иного материала (металла, камня, перламутра) в плоскость изделия заподлицо или с выступом.
Маркетри (французского marqueterie – размечать, расчерчивать) — художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с одновременным наклеиванием непосредственно на изделие (прямой набор) или с последующим наклеиванием готового узора на поверхность под прессом (обратный набор). В маркетри существуют два процесса: интарсия и облицовывание.
Интарсия (от итальянского. intarsio — инкрустация) — это инкрустация деревом по дереву: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в углубления поверхности деревянного предмета (в шпон другой породы или в массив). Углубление должно быть равно толщине вставки. Лицевую сторону пластинок тщательно полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия (прямой набор). Инкрустация дерева – это интарсия, дополненная мозаикой из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов.
Облицовывание — нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.
Блочная мозаика – по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия.
Паркетри – это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.
Натуральный шпон – однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород толщиной от 0,5 до 3,5 мм.

Деревянная мозаика древнего мира

Техника маркетри относится к одному из самых древних искусств. Зародилась она как интарсия в Древнем Египте, где не было богатых лесных ресурсов, поэтому древесина очень высоко ценилась. Красивый и яркий цвет и богатая текстура дерева позволяла украшать различные изделия наряду с перламутром, слоновой костью, металлом, камнями, а прочность соединения и легкость обработки сделали её преобладающим материалом в работе мастеров. В Древнем Египте на саркофаге фараона Тутанхамона археологами были обнаружены вставки из черного дерева. . Очень высокого уровня достигла интарсия в Риме и Древней Греции, где по свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. Греки украшали изделия из дерева различными орнаментами из сложных форм клена, самшита, дуба, кизила, железного дерева, па́дуба (остролиста).
Для смены цвета древесины мастера пропитывали её маслом, квасцами, кипятили в краске, обжигали в горячем песке для изменения цвета (при этом удается получить плавные переходы от светлых тонов к более темным и даже почти черным тонам). и применяли многие другие способы обработки. Деревянные саркофаги из кипариса и кедра украшали растительными орнаментами, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. В Китае и других странах Юго-Восточной Азии существует старинная традиция украшения деревянных изделий перламутром по черному или красному лаку. Благодаря сильному художественному эффекту и относительной простоте исполнения, инкрустации и разнообразные мозаики широко применялись в художественной обработке дерева культурах многих народов.

Возрождение техники в Европе

После гибели античной культуры искусство инкрустации дерева было утрачено и возобновилось уже в средневековой Европе, когда вошла в моду отделка мебели и стенных панелей в интерьерах Пик расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века работало более 80 мастерских. Мозаикой в виде геометрических и растительных орнаментов украшали в основном церковную мебель и утварь. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка – светлые, и наоборот. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. С этого времени в Европе стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).
Но первым шагом для разработки маркетри в современном понимании стало появление фанеры, которую «придумали» так: при перевозке товаров на кораблях сундуки, особенно с продовольствием, часто портили мыши. Было замечено, что они грызут доски только поперек волокон, чтобы не поранить десны. Тогда один купец решил делать сундуки из двух слоев тонких досок, положенных так, чтобы их слои были перпендикулярно (мыши прогрызали первых слой, второй же – волокнами поперёк, ранил их занозами, отчего мыши прекращали попытки прогрызть сундук). Это и была первая фанера. Оставался один шаг до «изобретения» шпона. Именно это стало условием для появления маркетри в нынешнем значении. После разработки в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI веке станка для производства пиленого шпона. Для этого закрепляют ствол так, чтобы он вращался вокруг продольной оси, по касательной обрезался острым ножом на лущильном станке (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков).
Европейские мастера стали активно использовать новые художественные возможности, которые открылись с появлением шпона. Большое влияние на мебельщиков оказывало тогда творчество художников-живописцев, таких как Пьеро делла Франческа, Лоренцо Лотто и Сандро Ботичелли, которые работали в это время в области декора мебели. В XVI веке для изготовления мебели мастера использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и распространенных: лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры материалов позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.

Родина блочной мозаики — Древний Восток. В этой технике выполнялись украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы (кость, рог). Такая мозаика стала известна под названием чертозианской (от названия монастыря Чертоза Павийская, где процветало это искусство). В Италии и Испании в XV—XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев и кресел, для бордюров, обрамлявших мозаичные панно. Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

С XVI века из Италии это увлечение распространилось на юг Германии. Способ создания мозаики там отличался от маркетри и получил название «интарсия». В XVII веке уже именно он бурно развивался в Голландии и Фландрии. Для мастеров этих стран было особенно характерно изготовление пышных композиций с изображениями цветов, птиц и бабочек. И все же подлинный расцвет маркетри связан с искусством Франции XVIII века. Ведь именно в этой стране середине XVII в. впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. В первую очередь с помощью этой техники украшались шкатулки, столешницы и дверцы шкафов, выполнялись настенные панно. Благодаря французу Андре Шарль Булю (1642-1732), мастера-краснодеревщики для маркетри стали использовать не только дерево. В XVII веке Андре Буль (с 1672 года придворный мастер Людовика XIV), разработал свой вариант интарсии (мозаики из дерева, названной во Франции маркетри), применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева медь, бронзу, латунь, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр. Из них Буль создавал изящные взаимопереплетающиеся (преимущественно растительные) узоры, наделяя торжественную по формам дворцовую мебель изысканным цветовым богатством. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины панциря и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон панциря вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, что немаловажно, не было отходов.
Мебель мастерской Буля (где работали и четверо его сыновей), со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и другие предметы отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию. Мастера во Франции, Германии, Голландии и других стран Центральной Европы, а затем и России стали широко применять технику маркетри для декора мебели и украшения интерьеров и изготовления наборного паркета (паркетри). Инкрустировали самые разные поверхности: двери, панели, мебель, посуду, оружие, церковную утварь и т.д., при этом предметы украшались мозаичными вставками из металла, кости, дерева, керамики, самоцветных камней, янтаря и других материалов.



В Англии конца XVII века деревянную мозаику стали применять как новый способ украшения шкафов. Наиболее популярны были панели с цветочно-растительным орнаментом, вазой или букетом цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц.
С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг и подцветку древесины, что значительно расширило изобразительные возможности. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.


Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментария и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки. Чтобы еще более обогатить живописный эффект и достичь иллюзорности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание, гравировку, поджиг и подкрашивание отдельных деталей и т.п. Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, жанровые сценки. Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetrie), украсивших Палас Рояль (Palais-Royal) и поразивших весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин «паркетри» (parquetry) ассоциируется с декором полов или мебели с геометрическими рисунками.




Предполагается, что широкое внедрение в то же время в отделку французской мебели цветочных мотивов связано с деятельностью знаменитого мастера Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов.
В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревщиков всех европейских стран. Каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области.




Русская деревянная мозаика

В Россию техника маркетри пришла позже, в начале XVIII века. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты и инкрустированная мебель. Петр I предпринял попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели и даже послал 18 столяров учиться «столярному делу и убиранию домов, науке стульев, столов и поставцов» в Англию и Голландию. Но его усилия по-настоящему дали плоды только во время царствования Екатерины II. Императрица, ревностно следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своей главной резиденции — Зимнего дворца. Сначала такие работы выполнялись приезжими специалистами, потом русскими мастерами по эскизам европейских. К середине века столичные и крепостные мастера в полной мере овладели техникой, и создавали настоящие произведения искусства: мебель с маркетри в виде цветов, геометрических орнаментов, натюрмортов, портреты, сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей. На столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер по преданию, ослеп.

Значительная часть мебели и интерьеров Зимнего дворца была декорирована в технике маркетри: двери и наборные паркеты (эти методы аналогичны), столы и столики, диванчики, кресла, стулья, причем использовались не только яркие по окраске породы дерева, но и окрашенные в насыщенные зеленые цвета для усиления цветовых эффектов.
В Петербурге существовали гильдии иностранных ремесленников, объединяющие специалистов разных специальностей. В 1770–1780-х годы Х.Мейер (Christian Meьer) стал главным поставщиком Двора Ее Императорского Величества. Имя Мейера вошло в историю русской художественной мебели, он не имел официального звания придворного мебельщика, но, выполняя самые разнообразные работы, в том числе изготовление мебели, по существу являлся им на протяжении 30 лет. И императрица доверила ему обучать этому ремеслу старших внуков Александра и Константина
В 80-е годы XVIII в России имелись большие запасы самых различных пород дерева, включая дорогие и экзотические виды амаранта, басторозы, желтого сандала, оливки, кенигс-гольца, пальмы, шанара, гриэбена, белого и красного кипариса, дуба и заморских красных магону, розового и сандального дерева.
В годы, последовавшие за царствованием Екатерины II, ее личные апартаменты несколько раз переделывались, а в 1837 году были уничтожены пожаром, но часть вещей была спасена. Дворцовая мебель XVIII века, декорированная в технике маркетри, продолжала служить убранством интерьеров Зимнего дворца и в XIX столетии.
К началу XIX века интерес к маркетри и другим «ручным» техникам в проектировании и производстве мебели в целом угас. Приближалась пора поточного производства. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде были простота и стремление показать естественную красоту природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ. В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла) и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн. В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера.




Сначала определяется рисунок, на основе которого прорисовывается предварительный макет. Он не может полностью соответствовать эскизу — многие детали добавляются или меняются в процессе проработки изделия. Далее готовый эскиз масштабируется под требования готового изделия и переносится на миллиметровую бумагу (при изменении размера важно учитывать степень проработки рисунка, количество и размер деталей. При резком увеличении рисунок может оказаться пустым, при уменьшении – дробным). В зависимости от сложности работы, на эскизе прорисовываются темные и светлые детали, прорабатываются полутона, к каждому из которых подбирается шпон, главное здесь не сорт древесины, а её тон и рисунок волокон.
Чаще всего элементы рисунка вырезаются вручную ножом. По-разному вырезают детали из шпона твердых и хрупких пород древесины, простые геометрические фигуры и сложные криволинейные. Чтобы скрыть стыки, кромки делают не под прямым углом, а с небольшим наклоном. Набор шпона может быть простым (волокна древесины в соседних деталях параллельны друг другу, продольно, поперек или по косой по отношению к вертикали) или фигурным, когда волокна создают сложный геометрический рисунок (в елку, в шашку, крестом, в конверт, в круг или многоугольник). Во всех видах фигурного набора заложен принцип симметрии и зеркального отражения рисунка древесины в смежных участках. При работе важно, ведется набор прямой (лицевая сторона вверху) или обратный (изнаночная сторона вверху). Во втором случае сначала делают обратное (зеркальное) изображение рисунка и по нему работают.

Способы набора.

1. Обратный набор на бумагу
Бумагу с нанесенным на нее рисунком закрепляют на доске или фанере. Изготовляют детали из листов шпона. Набор начинают с левого верхнего угла. Небольшой мягкой кисточкой намазывают глютиновым клеем поверхность первой детали и наклеивают ее лицевой стороной на бумагу согласно рисунку. Затем наклеивают вторую деталь вплотную к первой и т. д. Для проверки качества набор просматривают на свет: между отдельными элементами не должно быть просветов. Этот способ наиболее прост, но стыки деталей не всегда получаются плотными.
2. Набор по типу мозаики
Детали готового макета надо перенести на листы шпона – сначала основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали. После выпиливания всех деталей их собирают, накладывают на бумажный макет, склеивая в единую мозаику, закрепляя бумажным скотчем с лицевой стороны. Между деталями не должно быть просветов, зазоров, нахлёстов, смещения текстуры, растрескивания шпона, а бумажный скотч быть наклеен плотно без сдвигов и морщин.
3. Набор в бумагу
На макете из плотной бумаги (например, ватмана) с четко и тонко прорисованными контурами деталей вертикально поставленным ножом вырезают одну деталь, отделяют, накладывают макет на лист шпона, строго по контуру выпавшего бумажного элемента проводят ножом, повторяя контур. Получается деталь, идеально подходящая по форме в свой «паз». Эта деталь приклеивается бумажным скотчем к смежным элементам (вместо выпавшего бумажного элемента) с обратной стороны. Затем аналогично вырезается следующий элемент, по его контуру – деталь из шпона, закрепляется, и так далее. Возможно одновременное вырезание бумаги и шпона, но так этот способ не подходит при работе с неравномерным по окраске шпоном, когда лист имеет тональные переходы или естественные включения (сучки и прочие), которые можно использовать для большей декоративности. Бумажный макет постепенно заменяется на шпоновый набор без просветов и нахлёстов.
4. Набор в шпон
На лист шпона (фон) через копирку переводят рисунок, вырезают в фоне детали по контуру. Затем из других видов шпона готовят вставки, заполняя выпады в фоне. Детали соединяют бумажным скотчем.
5. Паркетри
Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет). Для получения объемности изображения, направление волокон у всех элементов набора должно быть разным. Используя свойство древесины по-разному отражать падающий свет в зависимости от направления волокон, можно получить объемное изображение за счет игры светотени даже при применении в наборе одной породы.
6. Техника Буля
Если требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно. Два листа шпона (один – фон, другой — вставки), наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету. Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.
7. Блочный набор
Из блоков изготовляют орнаментальные украшения в виде тонких пластинок в форме квадратов, звезд или полос различной ширины. Пластинки вставляют в лист шпона, являющийся фоном, и вместе с ним наклеивают на поверхность изделия. Часто применяют сквозное крашение древесины в разные цвета, получая красочные орнаменты. В блок склеивают брусочки длиной 20 см и сечением 2х2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева). Узор мозаики создают торцовые поверхности брусков. Вначале бруски склеивают по продольным кромкам в соответствии с рисунком в ряд, состоящий из 60 брусков. Затем на первый ряд наклеивают второй, третий и т. д. до шести рядов. Склеенный блок, состоящий из 60 брусков по длине и 6 по высоте, разрезают параллельно торцовой плоскости на тонкие пластинки, которые затем наклеивают на плиту-основу.
После того как делянки склеены в один лист, во избежание трещин и сколов на его торцовые кромки или по всему периметру наклеивают клеевую ленту. Чтобы выровнять мозаику, промазывают швы с внутренней стороны заполняющим составом и подсушивают, прокладывают листами вощеной бумаги и помещают под пресс на несколько дней. После высыхания рисунок готов к наклеиванию на основу.
Цвет древесины сильно меняется после обработки готовой поверхности, итоговый колорит проявится только после полировки и лакировки, когда древесина под действием света и иных факторов «устоится в цвете». Одни породы через несколько месяцев заметно темнеет, другие породы выгорают, так что приходится соскабливать в этом месте лак, заменять часть набора и заново полировать. Можно избежать этого, если набор вести из фанерок, предварительно ошкуренных и покрытых 2-3 слоями лака. Поскольку по декоративным качествам деревянная мозаика близка к живописи, здесь приходится иногда заменять фрагменты из-за цветового влияния соседних. Здесь действуют живописные принципы: цвет каждого участка зависит от колорита окружения.
При лицевом (прямом) наборе, когда поверхность скреплена подклейками с обратной стороны, его наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу (ватман) с помощью резинового клея. Бумажные наклейки счищают, и набор наклеивают счищенной стороной на основу. Наклеенная резиновым клеем бумага легко снимается, набор выравнивается шлифовкой и обрабатывается. Возможные посветления со временем вернут первоначальный цвет, если были заранее покрыты лаком.
Несколько десятков видов шпона, собранные в рисунок, не становятся единым деревом, каждая деталь по-своему реагирует на перепады температуры, влажности, давления, освещенности и т.п., основа тоже «дышит». По этой причине изделие в технике маркетри или шпонирования наклеивают не на массив дерева (в этом случае рисунок довольно скоро покоробиться). Основой служит фанера, оргалит или другая плита не реагирующая на внешние факторы. Поверхность основы предварительно готовят – устраняют вмятины, царапины, сколы и т.п. (шероховатость основы не должна превышать 50 мкм). Наклеивается рисунок с помощью столярного клея или ПВА-дисперсии, они не оставляет разводов на древесине, высыхая бесцветной пленкой. При наклеивании набора на большую заготовку во избежание коробления, с обратной стороны заготовки наклеивается компенсирующий слой шпона, направление его волокон должно совпадать с преобладающим направлением волокон в рисунке. Наклеенный на основу рисунок оборачивают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс до полного высыхания. Готовый мозаичный набор освобождают от скотча, циклюют и шлифуют, лакируют не менее чем тремя слоями нитроцеллюлозного лака. Каждый слой по отдельности и все изделие после сбора полируется (через сутки) полировочной пастой и суконкой. Можно вместо лакирования покрыть изделие специальной мастикой из скипидара и воска (2/1) тряпочным тампоном или щетинной кистью. После просушивания в течение 2-3 часов набор натереть до блеска суконкой, фетром или драпом.
8. При создании интарсии в лицевой поверхности из массива дерева вырезают резцами очертания узора или фигурного изображения и в полученные углубления вставляют кусочки дерева, разные по текстуре и цвету. Вставки могут выступать над поверхностью.
9. При инкрустации деревянную мозаику дополняют деталями из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов. Врезки деревянной мозаики выполняются на одном уровне с украшаемой поверхностью и закрепляются в гнезде с помощью клея. Всю поверхность тщательно выравнивают, рисунок иногда усиливают гравировкой, заполненной мастикой или смесью клея с краской, а потом отделывают прозрачным лаком.

Реставрация мозаичного набора – очень ответственная работа. Кроме общих повреждений (ослабление конструкции, загрязнение, порча отделочных покрытий, растрескивание, коробление и тому подобное — способы их исправления рассмотрены ранее) часто имеют дефекты в виде отклеенных или утраченных элементов, царапин, вмятин, заколов, отслаиваний шпона, разрушения поверхности: механические повреждения покрытия, растрескивание, коробление и утраченные элементы инкрустации. Основные дефекты мозаичного набора аналогичны дефектам фанерованной поверхности мебели. Поэтому и приемы выполнения реставрационных работ одинаковы. Если поверхность имеет дефекты в виде неглубоких царапин, вмятин, отслоений, а покрытие в целом сохранилось, то применяют в основном консервацию по технологии обычной фанерованной мебели: укрепляют элементы, которые слабо держатся. Для этого их аккуратно отделяют от основы. Место вставок и фрагмент очищают от старого клея и вклеивают на прежнее место, фиксируют гуммированной лентой и прижимным устройством. Затем удаляют поверхностные загрязнения одновременно с остатками клея и клейкой ленты. Мелкие трещины и вмятины заделывают с помощью мастики. Лаковое покрытие освежают, при необходимости тонируют и восстанавливают глянец шеллачной политурой.
Сложнее, если элементы значительно утрачены, разрушены или ранее неудачно реставрированы. В этом случае составляется проект реставрации (утверждается Реставрационным советом). Если утрачены врезанные фрагменты их производят по оставшимся следам от ножа или по пустым гнездам. Утраты композиции восполняют копированием аналогичных фрагментов с сохранившегося участка на том же экспонате. Делают шаблон-копию из плотной бумаги, по которому вырезают вставку из шпона ножом или из древесины лобзиком и подгоняют их по месту так, чтобы они входили плотно и заподлицо с поверхностью. Для вставок тщательно подбирают древесину по породе, цвету и направлению волокон. Вставки приклеивают чаще всего методом запрессовки струбцинами, но иногда приклеивают впритирку, хотя это не всегда гарантирует высокое качество склеивания.
Для восполнения утрат мозаики лучше применять сквозное крашение древесины и шпона, чтобы при шлифовке утрат не менялся цвет. Лучше всего красителя происходит в тонкий шпон. Мягкие породы окрашиваются хуже твердых. Для светлой окраски надо брать светлые породы дерева, а для темной – темные. Наряду со сквозной окраской применяют и другие способы имитации ценных пород дерева. Так, например, для имитации розового дерева выбирают шпон граба, по всем качествам близкий к древесине розового дерева. Ошкуренную поверхность шпона граба тонируют цветными карандашами, а затем карандашами другого цвета имитируют текстуру розового дерева, покрывают и полируют шеллачным лаком (политурой). Готовят сразу несколько кусков, так как после покрытия и полирования шеллачной политурой станет ясно, какой из них наиболее удачен.
В некоторых местах восстанавливают утраченный тон спиртовыми красителями или обожженным в песке шпоном.
Покоробленные старые вставки из кости и перламутра вполне можно использовать вновь, предварительно очистив от грязи и старого клея, а при необходимости размягчив в крепкой уксусной или фосфорной кислоте и выправив под прессом.
В случае небольшой утраты и в малоответственном месте, вместо вставки применяют шпатлевку, приготовленную, например, на основе эпоксидного клея, подкрашенного в нужный оттенок краской. Этот вариант теоретически не обоснован, так как нет анализа происходящих впоследствии процессов. И тем более затруднена возможность повторения операции.
Отреставрированную поверхность выравнивают, в случае необходимости, сначала циклей, потом шлифуют мелкой абразивной шкуркой. Шлифуют вручную деревянной колодкой, на которую накладывают кусок шкурки. После шлифования поверхность обрабатывают пемзовым порошком с увлажненным тампоном, удаляя мельчайшие царапины, оставленные шкуркой, так как при нанесении лака все неровности поверхности мозаики выявляются.
Отделку производят бесцветной и прозрачной шеллачной политурой в три этапа с промежуточной просушкой.
Завершают процесс отделки располировкой поверхности мягкой полотняной тканью, смоченной спиртом, смешанным пополам с водой. Затем поверхность начисто протирают сухой тканью, закрывают ее от пыли и выдерживают в течение 4-6 суток.
В последние годы начали применять для интарсии синтетические смолы. Наибольшее применение имеет фенольноформальдегидномолочная смола. Эту смолу растворяют в этиловом спирте, получая тестообразную пасту цвета слоновой кости, которую можно окрашивать в любой цвет добавлением в спирт анилиновых красителей. Вырезав на украшаемой поверхности рисунок глубиной 1—2 мм, заполняют все углубления приготовленной пастой. Сушка производится в течение 30—40 мин. при температуре 70—80°. По окончании сушки поверхность рисунка шлифуется, затем полируется политурой из той же смолы. Интарсия из этой смолы теплоустойчива, имеет стекловидный блеск. Ею можно имитировать слоновую кость, цветные камни и металлы.











www.rezbaderevo.ru

Все просто — Деревянная мозаика: не дом, а картинка || STROIM-GRAMOTNO.RU | Строительный портал — «Строим Грамотно» |

Немного креатива – и вот на рынке строительных материалов появляется еще один. Что радует – экологически чистый и довольно простой в применении, что не очень радует – достаточно дорогой.

Но наши мастера, посмотрев на образцы, решили, что такое вполне возможно сделать и самостоятельно.

В основе лежит обычная древесина: можно брать цельную, можно использовать стружку. Форма – какая понравится. Обычно это квадраты или шести- , восьмигранники.

Продукт на выходе – деревянная мозаика.

Цвет – от светлого до темно-коричневого.

Эффект – ошеломляющий, несмотря на простоту идеи.

Что такое настенная деревянная мозаика?

Если вы устали от обоев, панелей и всякого рода плитки, то этот вид отделки вас точно заинтересует.

Во-первых, тем что деревянная мозаика для стен только-только начинает завоевывать свое пространство на рынке и выглядит непривычно и эффектно.

Во-вторых, тем что это экологически чистый продукт, жить с которым в тесном соседстве безопасно и комфортно.

Элементы для мозаики из дерева изготавливают в виде пластин различных размеров: от 10Х10 мм до 86Х86 мм.

На фото видно, какой прекрасной может быть деревянная мозаика.

Материалом для мозаики служит как цельная древесина различных пород (из экзотических деревьев в том числе), так и отходы производства – стружка, которую смешивают с водой и цементом и придают желаемой формы, толщины и плотности.

Что касается цвета, то он зависит от породы дерева. Светлые элементы мозаики из дерева можно получить из ясеня, темнее будет дуб, еще темнее – ясень, прошедший термообработку (термоясень).

А тут видео о том, как произвести укладку деревянной мозаики для стен своими руками.

к содержанию ↑

Стружка дешевле

Логика каждого умеющего вести грамотный подсчет стоимости стройматериалов человека подсказывает, что мозаика, выполненная из стружки, гораздо дешевле, чем та, которую вырезали из доски.

И это тот случай, когда дешевый отделочный материал ни по безопасности, ни по красоте и оригинальности не уступает дорогому.

Цветовая гамма цементно-стружечных мозаических элементов серо-желто-оранжевая. В узор складывается отлично, прикрепляется к поверхности элементарно – с помощью клея. Смотрится необычно. Обладает природной естественностью и по форме, и по содержанию.

Кроме низкой стоимости обладает целым списком бесценных качеств:

  • прочная;
  • влагоустойчивая;
  • трудно воспламеняющаяся;
  • звуконепроницаемая;
  • не привередливая в уходе.
Как производится отделка гипсокартона под обои, вы узнаете, прочитав данную статью.

А здесь статья, в которой рассказывается о мозаике для кухни.

к содержанию ↑

Мозаика собственными руками. Техника маркетри

Все, что экологически чистое и необычайно красивое создали задолго до нас. Вспомните дворцовые паркеты, на которые в музеях даже ступать запрещено: цветочные и геометрические узоры, теплые коричневые тона от светлого до темного, изысканность оформления. Им лет-лет и памяти нет, а они еще и реставрации не подвергались. Почти.

Вот эти паркетные полы и есть прообразом того, что мы сейчас называем деревянная мозаика для стен.

Техника создания целостного изображения из мелких деревянных элементов называется маркетри. Она очень древняя, родилась еще в Египте, в эру правления фараонов и построения пирамид. В Европе ее использовали для украшения мебели и музыкальных инструментов.

Наклеивание пластинок из дерева было очень кропотливым занятием, поэтому предметы быта, украшенные деревянной мозаикой, могли позволить себе лишь очень знатные и богатые люди.

В наше время, благодаря современным технологиям, предметы, украшенные деревянными картинками стали более доступными, шире вошли в интерьер, стали практичнее, но при этом не потеряли своей уникальности.

Для того, чтобы приобщится к этому искусству, а заодно украсить стены родного дома по приемлемой цене, необходимо научиться вырезать ровные геометрические фигуры из шпона.

Прямолинейные узоры (квадрат, ромб, прямоугольник) вырезают без разметок, прижимая шпон металлической линейкой и держа нож в руке, как карандаш. Необходимо следить, чтобы углы не обламывались и овладеть быстрым, четким и чистым навыком вырезания фигур.

Криволинейные сложные узоры (завитки, виньетки) необходимо вырезать по рисунку или с помощью шаблона.

Прикрепляют элементы на поверхность с помощью клея, желательно водостойкого.

Стеклянная плитка мозаика. Об этом читайте здесь.

А тут статья про виды арок из гипсокартона.

В этом разделе

к содержанию ↑

Мозаика под дерево

Дерево – настолько популярный материал, что под него изготавливают плитку из камня, из ДВП и даже из пластика.

Но как бы изготовитель ни старался придать камню или пластику структуры и цвета настоящего дерева, это всегда удается, скажем прямо, не очень. Подобный продукт только издали кажется похожим на дерево и никак не может обладать качествами настоящего материала: легкостью и теплотой. Априори не может придавать помещению необходимого уюта.

Можно, конечно, использовать любой из отделочных материалов, но истинную красоту и оригинальность интерьеру вашего дома придаст такая же истинная деревянная мозаика для стен.

Дерево в интерьере давно позиционирует себя как современный, стильный и безопасный материал.

Интересные записи

stroim-gramotno.ru