Фрески характеристика – Что такое фреска, ее история и современность

Что такое фреска, ее история и современность

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.

Фреска – это искусство украшения стен и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал – известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.

Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.

В технике фрески выполнены почти все старинные памятники монументальной живописи. Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.

В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков – богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый «помпейский» стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.

Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.

Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.

Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и общественных зданий. В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная роспись потолков и настенная фреска, заменяющая живопись.

fb.ru

История Фрески

Фреска

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска».

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными её шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов в Помпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.).

Рис. 1 Путь царицыНефертари в загробное царство

В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось чёткой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милёшева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублёва в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502—03) в Вологодской области, росписи 17 в. в храмах Ярославля.

Рис. 2Святой Пантелеимон

Рис. 3 Жены-мироносицы у Гроба Господня

Рис. 4 Феофан Грек. Столпник Даниил Рис. 5 Богоматерь Владимирская

Рис. 6 Святитель Николай Мирликийский

В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).

В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.].

Рис. 7 Оплакивание

Всё чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337—39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474; Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509—14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530—40-е гг.).

Рис. 8 Рафаэль. Философия (Афинская школа)

Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452—66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508—41; «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495—98).

Рис. 9 Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приёмов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлёта фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.

Фреска во Франции была почти полностью забыта с увеличением популярности витража и стремительным нарастанием высоты готических сводов. Однако в Италии, особенно в Сиене и во Флоренции, благодаря творчеству Симоне Мартини и Джотто фресковая живопись получила новый импульс к дальнейшему развитию. Римские архитектурные формы, которым отдавали предпочтение в Италии, хорошо подходили для фресковой росписи. В эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо, А.Мантенья, Л.Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, украшали церкви и дворцы фресками, выполненными с такой виртуозностью, что, казалось, исчезала сама плоскость потолка или стены, на которых они были написаны. Еще в 18 в. фреска оставалось главной и наиболее популярной формой монументальной декорации; одним из выдающихся мастеров, работавших в этой технике, был Дж. Б.Тьеполо. Несмотря на то, что фресковая живопись распространена по всему миру, до сих пор ее развитие связывают преимущественно с Италией. Замечательным исключением стало творчество мексиканских живописцев-монументалистов 19–20 вв. Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса, которые в своих плоскостных композициях с угловатым рисунком воплотили национальные индейские мотивы.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи.

Рис. 1 Исаак благословляет Иакова. Фрагмент

Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно, быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако, он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался.

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти, возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. С XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

10

studfiles.net

Фрески в интерьере: роскошная эстетика

Современные тенденции в оформлении интерьера в последнее время все чаще затрагивают техники и методики прошлых, давно минувших лет. Всем известная фреска сегодня возрождается все с большей силой. Ведь это прекрасный способ получить благородную, аристократичную и порой даже таинственную атмосферу средневековой старины. Именно благодаря таким уникальным качествам фрески в интерьере сегодня стали так популярны. Вместе с этим современный мир внес в эту технику декора свою лепту — появились новые материалы и более легкие способы изготовления фресок. Внешне они могут даже не отличаться от тех, что сохранились на стенах дворцов и храмов, простоявших не одну сотню лет. Что это за техники и какие вообще бывают фрески мы и расскажем вам в этой статье.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Фреска — когда она появилась и почему такое название? 
  2. Особенности фрески 
  3. Современные виды фресок, применяемых в интерьере
  4. Фрески в интерьере фото

Фото фрески в интерьере

Фреска — когда она появилась и почему такое название?

Если заглянуть в историю, выясняется, что впервые фреска была замечена еще в эпоху Эгейской культуры -это 2 тыс. лет до н.э. Далее она обширно встречается в античные времена. На Древней Руси фреска также была широко распространена, ею оформлялись каменные стены храмов — иконопись.

Называют такую художественную роспись стен фреской не зря, происходит это слово от итальянского —fresco, что в переводе означает — свежий. Дело в том, что по старой технике, широко применяемой в те времена, роспись красками осуществлялась по только что нанесенной свежей штукатурке. Делалось это для того, чтобы ее в буквальном смысле увековечить. Секрет заключался в том, что при высыхании штукатурки на ее поверхности проступала известь, в итоге и роспись оказывалась под ней. После полного высыхания образовывалась крепкая кальциевая пленка, что и уберегало живопись от выцветания и иного повреждения многие и многие годы.

Итальянское происхождение названия объясняется широким применением этого декора в Европе в эпоху Возрождения. В те времена фресковая живопись достигла своего наивысшего развития в Италии, где она и получила свое название.

Фрески в интерьере фото

Фрески в интерьере фото

Особенности фрески

У современного человека слово «фреска» вызывает ассоциации с богатым убранством домов знати и просто обеспеченных слоев населения. И не зря, ведь древняя техника по их изготовлению подразумевала очень трудоемкий и продолжительный процесс, что делало и делает ее по сегодняшний день довольно дорогим удовольствием. Кроме стоимости бедным слоям населения в прошлые времена фреска не была доступна по причине классового несоответствия, неимущим запрещалось таким образом украшать свои жилища. Ведь фреска позволяла получать уникальное убранство, отличавшее аристократа от бедного. Философия ее применения в оформлении интерьера имела одинаковый смысл практически во все времена. Считалось что, чем более обширно украшены стены дома фреской, тем более высокое положение занимает его хозяин. Поэтому фреска в интерьере применялась не только для оформления стен, но и ею украшали потолок, окна, дверные проемы и другие части строения.

Фрески в интерьере квартиры

Главное техническое достоинство фрески, выполненной по технике придуманной еще в прошлые эпохи, как выяснили выше — огромная долговечность. Она не выцветает, поэтому многие из них сохранились на стенах древних построек по сегодняшний день.

Старинные фрески фото

Современные виды фресок, применяемых в интерьере

Фрески в современном интерьере могут изготавливаться разными способами. Причина в том, что из-за придуманных новых техник настенной живописи слово «фреска» приобрело более широкий смысл. Но тем не менее, чтобы отсечь все иные техники и подчеркнуть ту, с которой все началось, среди авторов и мастеров есть такой термин, как «чистая фреска» или «буано фреска». Это по прежнему самый дорогой способ настенной живописи.

Благодаря новым технологиям современности получилось ускорить и удешевить настенную живопись. Поэтому  все чаще можно встретить фрески в интерьере квартир и домов среди обычных слоев населения.

Фрески в современном интерьере фото

Цифровые фрески

Это один из самых современных и простых методов, изготавливают их посредством печати на эластичной или жесткой основе. Первый вариант более популярен, так как позволяет транспортировать и монтировать его на нужное место значительно проще. А монтируют их на предварительно выровненную основу.

Цифровые фрески фото

Фрески в интерьере фото

Фрески кракелюр

Фрески кракелюр в интерьере смотрятся очень богато. Они имеют трещины и потертости, чем и создают иллюзию благородного старения. В основе этой техники лежит мраморная крошка, от количества ее использования зависит сила и качество данного эффекта.

Фрески в интерьере квартиры

Эластичные фрески

Фреска в интерьере на эластичной основе особенно хороша тогда, когда в комнате имеются «круглые» углы, потолок в виде купола или когда фреску нужно нанести на колонну. Изготавливают ее путем нанесения штукатурки на гибкую основу из стекловолокна, которая в дальнейшем и фиксируется на нужное место в помещении.

Фрески в интерьере квартиры фото

Песчаные фрески

Подобного вида фрески очень похожи на настоящие, дело в том, что они наносятся на поверхность мелкорельефной штукатурки, внешне напоминающей песок. К тому же нанесенная краска на такую поверхность не тускнеет и сохраняется долгое время в неизменном виде. Песчаные фрески в интерьере могут быть с эффектом старения. Для этого искусственно создаются сколы и трещины на штукатурке.

Современная фреска фото

Фрески на холсте

Данный вид фресок более дорогой, по причине сложной техники изготовления. Все делается в ручную и для нее применяются натуральные материалы, начиная от красителей и заканчивая полотном. Чаще всего в качестве полотна используется холст из хлопка. Технология подразумевает предварительное нанесение изображения на заранее подготовленную штукатурную основу, далее его переносят на холст. На стену полотно фиксируется при помощи клея, завершенной работа считается только после нанесения на поверхность фрески воска.

Фрески в современном интерьере

Фрески в интерьере квартиры

Фрески в интерьере фото


cornas.ru

Фреска и фресковая живопись | Artrue

История, классификация и примеры знаменитых произведений фресковой живописи.

Что такое фреска?

Термин

Термин фреска происходит от итальянского «свежий» и описывает подход к созданию живописи, в котором цветные пигменты смешиваются с водой, а затем наносятся непосредственно на свежую известково-гипсовую поверхность, которой обычно служат отштукатуренные стены и потолки. Жидкие краски впитываются гипсом и после высыхания они остаются в поверхности. Перед нанесением красок художник, зачастую, делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.

Типы

Тайная вечеря. Леонардо.

Существуют три основных типа фресковой живописи: «буон» или истинная фреска, «секко» и «меццо». Первый тип является наиболее распространенным методом создания работ и предполагает использование пигментов, смешанных с водой (без связующих веществ) на тонком слое мокрой, свежей извести или гипса. В противоположность ему, секко-фреска создается на сухой штукатурке и, следовательно, требует связующего вещества (например яичной темперы, клея или масла), чтобы цветовой пигмент держался. Самая известная работа, созданная подобным образом — Тайная вечеря. К 1600-му году в значительной степени начинает преобладать меццо подход, в котором используется влажный слой поверхности, в который краска проникает не слишком глубоко.

Апофеоз Игнатия. Андреа Поццо.

История

Фреска практиковалась еще в 2000 г. до н.э. в бронзовом веке минойской цивилизации. Одни из первых росписей появились в Марокко и Египте. Также распространение фресковая живопись получила в культуре Греции, Рима и Индии. Таким образом стиль был популярен по всему древнему Средиземноморью.

Византийские религиозные фрески

Византийские (а также средневековые русские) течения в искусстве основывались на росписи в церквях и соборах. Эти фрески иллюстрировали сцены из Библии. Значимыми мастерами в этом направлении считаются Феоман Грека, Андрей Рублев, Дионисий и другие. Эта форма христианской средневековой живописи испытала сильное влияние готического искусства.

Итальянское Возрождение

Своего апогея фреска достигает во времена итальянского высокого ренессанса. Итальянские художники 15-го века использовали этот стиль для создания религиозных сюжетов в соборах и церквях. Исключение представляли только мастера из Венеции, так как город был слишком влажным для подобных приемов живописи. В списке итальянцев, чьи фрески вошли в историю изобразительного искусства значатся работы Тициана, Боттичелли, Перуджино, Микеланджело, Мазаччо и Рафаэля.

Станцы Рафаэля

С течением времени и развитием маньеризма, вкусовые предпочтения склонились к созданию больших холстов и гобеленов маслом, что ограничило охват фресок, которые стали использоваться в основном для потолочной росписи.

Барокко

Стиль барокко можно считать последним периодом, когда массово создавались грандиозные фрески. Наиболее известные работы того времени принадлежат Аннибале Карраччи, Пьетро да Кортона, Луки Джордано и многим другим.

Сикстинская капелла. Микелянджело.

artrue.ru

Современные фрески — цифровые фрески: описание и преимущества

Современные фрески — это широкоформатные декоративные панорамные панно различных размеров и форм, имитирующих старинную роспись,которая принадлежит какому-либо великому мастеру прошлых эпох. Также фрески имитируют и современную живопись. Производятся они путем нанесения тонкого слоя эластичной специальной штукатурки на нетканую основу.

Цифровые фрески заменяют классическую роспись стен и имеют свои преимущества. Во-первых, это их доступность, их цена намного ниже. Декорирование помещения цифровыми фресками не нуждается в дорогостоящей работе художника, позволить себе их может практически каждый человек, решивший преобразить до неузнаваемости свой дом.
Цифровая фреска с точностью передает манеру и технику письма художника, воссоздает каждое изображение с фотографической точностью. К тому же, цифровая феска лишена многих недостатков художественной росписи.
Для внедрения фрески в интерьер не нужно специальных навыков, это очень просто, и справится любой желающий преобразить свое жилище. Для росписи же требуется художник.
В момент заказа вы сразу видите, как будут выглядеть выбранные фрески в интерьере. Формы, размеры, качество цветопередачи и печати — все можно увидеть на месте и, если в этом есть необходимость, скорректировать.
Благодаря новейшим технологиям, фрески не боятся атмосферных воздействий, ультрафиолета и воды. Поэтому их используют даже в сауне, бассейне, зимнем саду, для декорирования фасадов. Их долговечность и практичность очевидна.
Технология изготовления фресок
Флизелиновое полотно — основа фрески. На него наносится вручную тонкий слой штукатурки с декоративными эффектами. Затем на полотно с сыроватой штукатуркой переносится изображение цифровым способом, далее художник прорисовывает все детали. В заключении мастер затирает все трещинки мраморной крошкой, благодаря этому фреске придается вид старинного полотна.
Уже изготовленная цифровая фреска покрывается специальным защитным лаком.

 

gogetart.art

Виды фресок и принципы их использования в современном интерьере

Добавил(а): Оксана 8 июня

Сегодня фрески служат украшением домов и квартир, создают уют, погружают в мир удивительного искусства древности, помогают подчеркнуть вашу индивидуальность и выразить настроение вашей семьи.

С итальянского языка слово «фреска» переводится как «свежий». Такое название возникло потому, что именно на свежую, сырую, штукатурку наносился рисунок водяными красками.

Делалось это для того, чтобы фрески сохранялись на протяжении нескольких столетий  и даже тысячелетий. Дело в том, что в штукатурке содержится известь, в основе которой  кальций. Высыхая, известь образует прозрачную пленку из кальция, которая становится надежной защитой от внешних неблагоприятных факторов для долговечности фрески.

В наше время любой вид стенной живописи носит название «фреска».

Современные фрески, конечно, изготавливают иначе, чем в древние времена: используют различные материалы и технологии. Особенно отметим такую технологию производства фресок, когда полотно с художественной композицией изготавливают не на стене, а отдельно.

Остановимся на следующих видах фресок:

  1.    Кракелюровые;
  2.   Песчаные;
  3.     На эластичной основе;
  4.     Нанесенные на холст;
  5.     Цифровые.

Кракелюровые фрески

Кракелюровые фрески имеют неповторимое очарование старины. Поэтому они богато будут смотреться в интерьере соответствующего стиля.

Кракелюр в переводе с французского означает трещину слоя краски или лака, возникшую естественным путем по различным причинам, чаще всего из-за нарушений технологии процесса живописи.

В нашем случае техника кракелюр представляет собой искусственное состаривание произведений живописи. Чтобы получить сетку трещин на цветном рисунке фрески, мастера добавляют мраморную крошку.

Кракелюровые фрески станут идеальным дополнением интерьера в стиле Ампир, если содержание рисунка – портрет или тематическая композиция.

Фрески с абстрактным сюжетом, выполненные в данной технике, уместны  в интерьере в стиле хай-тек.

Песчаные фрески

Поклонникам старины и просто людям с хорошим вкусом наверняка приглянутся и песчаные фрески.

Не стоит думать, что песчаные фрески выполнены  на основе песка. Такое название отражает лишь используемую для фрески штукатурку, напоминающую по текстуре песок: она должна быть  мелкозернистой. Эта поверхность позволяет надолго сохранить яркость и насыщенность цветов.

Сам рисунок наносится на синтетическое, натуральное, флизелиновое полотно. Пейзаж или натюрморт – лучшие сюжеты для таких фресок.

Интерьер в стиле под старину подчеркнет нарочитая потертость фресок в нескольких местах. Добиться такого эффекта старения можно за счет удаления верхнего слоя штукатурки.

Фрески на эластичной основе

Технология создания таких фресок заключается в следующем: специальная эластичная штукатурка наносится на армированную сетку из стекловолокна.

Фрески на такой основе отличаются по текстуре, а потому могут быть украшением любого интерьера.

Эластичная фреска без труда крепится на вогнутую, выпуклую, круглую поверхность, углы.

Наносим фреску на стену  или потолок, затем окружающее ее пространство отделываем декоративными штукатурками. По окончании монтажных работ невозможно распознать границы фрески и декоративного слоя штукатурки: настолько цельно выглядит законченная композиция.

Фрески, нанесенные  на холст

Совместить простоту монтажа с удивительной прелестью фресок получилось у создателей фресок на холсте. Это единственный современный вид фресок, выполненных вручную.

К изготовлению фресок на холсте подходят очень серьезно. Используют речной песок, известь, клей на основе растений, холсты из хлопка, натуральные пигменты.

Изображение наносится на слой специальной штукатурки. Когда фреска высохнет, ее переносят на холст.

Отметим, что фрески такого типа не устойчивы к влажности, поэтому необходимо пропитывать их воском.

Такие фрески, продающиеся в рулоне или на подрамнике, крепятся на стену с помощью обычного обойного клея.

Цифровые фрески

Прорывом в отделочных материалах стала цифровая фреска.

Ничуть не уступая по зрительному эффекту настоящим фрескам, они очень просты в исполнении. Снимите защитный слой с приготовленных полотен,  наклейте изображение на предварительно выровненную стену или любую другую специальную основу.

Цифровые фрески изготавливают на самоклеющейся, жесткой, эластичной, флизелиновой основе. Наиболее естественно они будут выглядеть, конечно же, на штукатурной основе.

Монтаж фрески

Технология монтажа фрески не сложная, схожа с оклеиванием стен обоями. Помните, что фресковые полотнища не наклеивают на пластик, обои и стеклохолст.

Прежде всего, убедитесь в отсутствии сквозняков. Подготовьте поверхность, на которую будет наклеена фреска: зашкурьте и прогрунтуйте ее краской или грунтовкой из акрила. Приложите фресковое полотно, раскатайте его специальным обойным валиком, чтобы удалить воздух, выровняйте поверхность. Если фреска объемная, то обязательно следите за четкостью стыковки отдельных полотен фрески.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

prorab.guru

Фреска

Фреска – один из самых древних видов живописи. Фрагменты зданий, разрисованных с помощью этой техники, археологи относят к началу времен. Историки  затрудняются точно сказать, когда именно появились первые фрески. Но совершенно очевидно, что во времена Эгейской культуры (2000 лет до н.э) эта техника живописи уже существовала.

Древние художники, расписывая стены сооружений термин «фреска», конечно же, не употребляли. Это название впервые ввел в обращение итальянский художник Ченино Ченнини в 1437 году. Слово происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий». Это означает, что техника предлагает рисование на свежей, сырой штукатурке, которая еще не засохла.

Древнее происхождение фрески, позволяет предположить, что техника эта должна быть достаточно простой – ведь в те времена не было сложных приспособлений и универсальных красок. Однако это совсем не так. Фреска – сложный вид живописи, который требовал массы усилий от художника и высокого качества краски.

Во времена возникновения фрески понятия «картина» и «холст» еще не было. Художники писали на стенах и потолках. В результате работать приходилось в неудобных позах, часто на большой высоте. Такие условия требовали особого мастерства.
 


Сикстинская капелла. Фреска на потолке
  Краски для фрески обязательно должны быть на водной основе – только такую структуру может принять штукатурка. Рисование нужно было закончить до того момента, когда раствор на стене высохнет. Тогда фреска как будто впитывалась в штукатурку, и могла существовать веками. Если же краска разведена не правильно, или художник допустит высыхание основы, в этом случае работа будет сделана напрасно.

Мелкие узоры и детали дописывались тогда, когда раствор уже высыхал. Для этого использовали смесь из краски и клея.

Фрески относятся к монументальной живописи. Процесс их создания занимал большое количество времени – одно здание могли расписывать годами.

С помощью техники фрески художники украшали храмы, рисовали на стенах иконы. Здание могло быть украшено росписью от пола до потолка.
 


Успенский собор
 

Знаменитые художники, которые работали в технике «фреска», жили в разных странах. Самые известные из них – Леонардо да Винчи, Рафаэль, иконописец Андрей Рублев, русский живописец Дионисий. Памятники истории, где можно любоваться созданными много веков назад фресками – это Успенский собор, Сикстинская капелла, церковь Спаса Преображения в Новогороде, капелла Джотто, вилла Мистерий.

www.letopis.info