Изделия фаберже подлинные произведения искусства – Ювелирные изделия от Фаберже (53 фото) » Триникси

Новости : Захватывающая мистификация коллекции Фаберже

Подделки и клеймение под Фаберже стали столь распространены, что появился ироничный термин «фальшберже». Широкую известность получили экспертизы частных коллекций изделий Карла Фаберже, собранных арабским шейхом и американским миллионером, в которых по заключениям специалистов из многих десятков приобретенных ими изделий подлинными оказались считанные единицы. 

Большую роль в распространении понятия «фальшберже» сыграли изделия Михаила Монастырского, который сам и с участием ювелиров фабрики «Русский самоцвет» создавал камнерезные изделия уникального качества — наладил подпольное производство «a la Fabergé» и организовал каналы контрабанды этих лже-Фаберже на Запад. 

В жизни Монастырский был многолик — это и «Моня», «Монастырь», «Миша-Фаберже», «Миша-миллионер»… Он был привлечен к суду. 

В те годы в СССР ему грозила «расстрельная» статья за контрабанду культурных ценностей. А потому он был вынужден признать, что продавал иностранцам вовсе не похищенные музейные экспонаты, а собственные подделки. Он доказал, что изделия, принимаемые за работы Фаберже, — это результаты труда современных специалистов.

Лягушка под Фаберже

Лягушка Фаберже

Главный специалист в России по Фаберже, консультант Аукционного дома Кристис (Christie’s) петербуржец Валентин Скурлов, известный также своими каталогами российских ювелиров, указывает, что «Монастырский оказался очень талантливым организатором. Он первым понял, что ленинградские ювелиры могут делать вещи не хуже мастеров самого прославленного Фаберже. Мастера, работавшие на крупнейшей в СССР ленинградской фабрике „Русские самоцветы“, даже не знали, что на их изделия потом ставили фальшивые клейма». 

Хранитель коллекции Фаберже в Оружейной палате Государственного музея-заповедника «Московский Кремль» Т. Мунтян отмечает, что каменная миниатюрная пластика фирмы Фаберже — фигурки людей и животных, которые, как и цветы, большей частью клейм не имеют, — открывают широкое поле деятельности для фальсификаторов. Чрезвычайно виртуозно в этом направлении работали российские мастера. Ныне имена Наума Николаевского, Василия Коноваленко и Михаила Монастырского широко известны, их работы находятся в крупнейших музейных коллекциях. Одна из таких фигурок, очень высокого качества, похожая на оригинальную фигурку Фаберже из частной коллекции США, находится в фондах Музеев Кремля. Конь-тяжеловес из обсидиана, с глазами, украшенными белой эмалью и рубинами, золотыми копытами и золотой эмалированной уздечкой, был выполнен в Ленинграде под руководством Монастырского, о чём сам мастер впоследствии рассказал сотрудникам музея. Под руководством Монастырского выполнено и другое, ныне широко известное произведение из серии «фальшберже» — массивное «императорское» яйцо из порфира, задержанное таможней при попытке двух африканских дипломатов вывезти его из России. 

Некоторые изделия подпольной «фирмы Монастырского» поступили в Эрмитаж под видом подлинных изделий Фаберже, и эксперты не смогли определить «фальшак». К ним после судебного процесса добавились конфискованные статуэтки «Фаберже» Монастырского как образцы выдающихся подделок. Шедевры Монастырского имеются и в запасниках Оружейной палаты Кремля.

Смотрите также

russiaartnews.com

Настоящий гений своего дела Карл Фаберже и его ювелирные шедевры

Сегодня сложно найти такой же талант!

Об этом человеке знают все, а его произведения искусства по сегодняшний день восхищают весь мир. Карл Фаберже является одним из самых талантливых и великолепных российских ювелиров, который покорил своими коллекциями весь мир. Самые богатые люди со всего мира готовы миллионы отдать за то, чтобы получить заветное ювелирное яйцо. Владение таким предметом роскоши во многом говорит о вашем статусе в обществе.

Что вы знаете об этом человеке, о его судьбе и о том, как он пришёл к такой славе? Мы уверены, что немного, однако вы можете узнать все, что вас интересует. И даже больше! А также вы сможете увидеть самые красивые работы Карла.

Насладиться этими коллекциями в живую очень тяжело, потому что их выкупили самые богатые люди мира. Коллекционеры всю жизнь гонятся за тем, чтобы хоть на какое-то время заполучить яйца Фаберже в свою коллекцию.

Карл Фаберже пошёл по стопам отца. Он закончил ювелирную школу и спустя некоторое время стал управляющим отцовского ювелирного бизнеса. Но этот гениальный парень не просто занялся изделиями, а, по сути, создал свой стиль.

Чем же он особенный, в чем изюминка работ Фаберже? Наверное, такие вещи должен знать даже самый маленький ребенок. Поверьте, это вас вдохновители и не оставит равнодушным. Более того, вы сможете детально узнать историю создания яму Фаберже и получше рассмотреть их. Потому что вам выпала возможность увидеть обзор на самые популярные экземпляры коллекции.

Карл стал ювелиром императорского двора. Вы только представьте насколько шикарными были и есть его работы, что они так высоко оценены уже на протяжении почти 200 лет!

Кроме того, вы сможете узнать о том, как относился и выражался по поводу своих работ сам Фаберже, а также что он считает настоящим искусством. Вы будете удивлены тем, насколько этот человек образован и талантлив.

Настоящее сокровище, которое принесло нашему миру много шикарных изделий. Быстрее включайте видео и внимательно послушайте историю его жизни и создания яиц Фаберже.

factsinter.com

биография, творчество, память. Яйца Фаберже :: SYL.ru

Карл Фаберже – это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX — начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем – у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ – натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали – искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них – это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз – это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, – предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера – других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных – это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года – «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

www.syl.ru

Фаберже | Русский дом

История ювелирной компании Faberge

 

История ювелирного Дома Faberge уходит своими корнями в далекий 1842 год. Именно тогда в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, в доме номер 11, Густав Фаберже открыл свою первую ювелирную мастерскую. Связав себя долговременными обязательствами, он отправил сына Карла Фаберже учиться ювелирному мастерству у самых известных золотых дел мастеров. В России юноша постигал тонкости ювелирного дела у Х. Пендина, далее совершенствовал мастерство во Франкфурт-на-Майне у известного ювелира Фридмана и в Париже у Шлосса. Параллельно с этим Карл Фаберже получил художественное образование в Петербурге в немецкой школе св. Анны. Переехав в Германию, заинтересовался коммерцией. Следующие несколько лет проучился в торговой школе Дрезедена и коммерческом колледже Парижа.

В 1872 году в возрасте 26 лет Карл Фаберже вернулся в Петербург и возглавил скромное семейное предприятие. Он не только постиг основы ювелирного мастерства, но и точно уловил новые веяния в искусстве конца 19 века.
Ведущие европейские ювелиры все еще придерживались стилей прошлых лет – торжественный ренессанс, затейливое рококо, тяжеловесный ампир и др. Фаберже же не побоялся экспериментировать в новой художественной системе – модерне, для которого были характерны бледно-пастельные тона, изогнутые линии и технические инновации.
Во главу угла он ставил не дороговизну использованных материалов, а художественную ценность украшений и мастерство исполнения. В своих украшениях Фаберже использовал поделочные камни, которые традиционно считались «неювелирными» (к ним относятся уральские, алтайские и забайкальские самоцветы). Карл Фаберже полностью отошел от «ювелирного академизма»: он смело сочетал олово, карельскую березу и вороненую сталь с благородными металлами и драгоценными камнями. Оригинальные изделия, созданные по принципу «соединить несоединимое», вошли в моду среди светских кругов.

Мастера ювелирного Дома возродили технику «кватра колор» (четыре цвета), которая не применялась в ювелирном деле с эпохи Возрождения. Таким образом, появились украшения, в декоре которых использовалось золото красного, желтого, зеленого и белого цветов. После долгих исследований, мастерам удалось получить новые оттенки благородного металла – оранжевый, серый, голубой и др. Использование золота различных цветов позволило создавать сложнейшие цветовые комбинации без использования отделочных материалов. Для инкрустации применялись драгоценные/полудрагоценные камни: их количество подчинялось художественному замыслу изделия. Прозрачные камни, как правило, составляли центр композиции, а голубоватые и бледно-розовые – украшали периферию.
Ювелирные изделия Фаберже отличались также своей конструктивностью: обычный звонок мог превратиться в маленькую нефритовую черепашку с качающейся головой-кнопкой и др. На выполнение сложных конструктивных задач требовалось много времени, но полученный результат всегда с лихвой окупал его.

Стиль Фаберже – воплощение изящества и подлинной строгой элегантности. Его украшения отличались изысканностью форм, глубиной красок эмали и неожиданным сочетанием различных оттенков.
В украшениях Фаберже чувствовалось также влияние старорусского стиля. Это особенно заметно в изделиях из серебра. На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало также искусство Востока. В частности, это чувствуется в серии цветов и вырезанных из камня фигурках животных и людей в духе японских нэцке (Фаберже коллекционировал произведения японского декоративно-прикладного искусства, в его коллекции было более 500 подлинников). Особый интерес к миниатюрным скульптурам проявила королева Англии, заказавшая у мастера 170 статуэток (шедевр королевской коллекции – сова из серого жада с бриллиантовыми глазами и золотыми лапками).

На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века. Он возродил технику гильошированного эмалирования, применявшуюся в то время. Суть техники заключается в нанесении тонкого прозрачного слоя эмали на гравированную поверхность (декорирование резьбой усиливает визуальный эффект). Как правило, эмаль накладывается в несколько слоев. Мастера Фаберже в качестве первого слоя использовали полупрозрачную эмаль с оранжевой тенью, на которую накладывались слои прозрачной эмали (иногда между слоями клали золотую фольгу). Благодаря этому изделия Фаберже отличались особым переливчатым эффектом.
Для создания украшений в традиционном русском стиле использовалось клаузонированное эмалирование: на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Для украшений, выполненных в этом стиле характерны яркие цвета и цветочные узоры.

Мастерами Фаберже использовался еще один метод эмалирования – выемчатый: сначала эмалью заполняются канавки, затем накладывается слой, покрывающий поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, при использовании которой каждая отдельна ячейка имела собственный переливающийся цвет.
Техника изготовления эмалей позволила мастерам компании создать поистине шедевральные изделия. Эмали Фаберже характеризовались равномерностью качества и гладкостью поверхности.
За новые технические и конструктивные разработки Карла Фаберже прозвали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль — «певцом изящных грез». Сам Карл Фаберже говорил о себе с особой скромностью: «Я поставщик Высочайшего двора».
На должность придворного поставщика Карл Фаберже был назначен в 1885 году (это самая высокая награда Российской Империи). Поначалу доля ювелирного Дома в заказах Двора была незначительной: сложно было выдерживать конкуренцию с такими маститыми ювелирами, как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Переломным в истории компании стал 1885 год: Фаберже стал создавать Императорские Пасхальные яйца. С каждым годом количество императорских заказов все больше увеличивалось. Карл Фаберже завоевал расположение высших придворных чинов, оказывал бесплатные услуги по оценке и реставрации ювелирных изделий Эрмитажа. Таким образом, у него появилась возможность изучить технические приемы старых ювелиров, а также стилистические особенности украшений разных эпох.

Карл Фаберже стал одним из самых известных ювелиров XIX века, его слава распространилась далеко за пределами России. Постоянными клиентами Дома стали не только российские императоры, но члены королевских семей со всего мира – Англия, Дания, Германия, Сиам, Индия Китай. Успех ювелирной империи был просто невероятным: появилась необходимость в расширении производства. Так, в 1897-1905 гг. были открыты филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Ситуация изменилась с началом военных событий. Первая мировая война в значительной степени ухудшила течение дел, а Октябрьская революция 1917 года – привела к уничтожению. Дом Фаберже попал в руки так называемого «Комитета работников товарищества и компании Фаберже», так продолжалось до ноября 1918 г. Далее Карл Фаберже закрыл дело и перебрался в Швейцарию. В эмиграции он прожил всего около двух лет. Умер 24 сентября 1920 года в Лозанне.
С тех пор прошло более 90 лет, но интерес к творчеству великого ювелира-художника по-прежнему не угасает. Может быть потому, что после закрытия Дома большая часть изделий находится в частных коллекциях и недоступная широкой публике, а может потому, что многие секреты мастерства великого ювелира остались неразгаданными…

Возрождение Фаберже

После смерти Карла Фаберже его сыновья и внуки пытались продолжить семейное дело, но безуспешно. Так, в 1951 году фамильная марка была продана американскому промышленному концерну Unilever. В 2007 году права на бренд выкупила группа инвесторов Pallinghurst, после чего был создан Совет по наследству Фаберже, в который вошли две правнучки великого мастера – Сара и Татьяна Фаберже. Как видите, через 90 лет Фаберже-компания и Фаберже-семья вновь воссоединились…
Молодое поколение Фаберже продолжает создавать новые шедевры ювелирного искусства, не теряя при этом связь с историей и магией прошлого.
Les Fabulueses — первая коллекция ювелирных изделий возрожденной марки. Модельный ряд вбирает в себя три линии — Les Fauves (вдохновленная русскими художественными течениями), Les Fleurs и Les Fables (выполненная по мотивам русских сказок). По словам Сары Фаберже, в современных коллекциях есть как традиционные изделия, соответствующие видению Карла Фаберже, так и новые: «Для нас очень важно уважать ценности Карла Фаберже, такие как новаторство и мастерство, безупречность, художественность, артистизм. И все наши изделия действительно соответствуют его видению, но у нас также есть и современные вещи, в которых мы не пытаемся воссоздать сделанное до нас. Мы никогда не занимаемся копированием, но впитываем лучшие из уникальных черт, которыми славился Карл Фаберже».

Фаберже 2011 – в новой коллекции, представленной в 2011 году, опять затрагивается пасхальная тема. Дизайнеры обновленной марки, вдохновленные коллекциями прошлых лет, создали коллекцию подвесок и посвятили ее русским поговоркам. Модельный ряд представлен 12 подвесками (по количеству месяцев в году), и каждая воплощает определенную народную мудрость: «Человек сам кузнец своего счастья», «Старая любовь не ржавеет», «Все гениальное просто» и др. Создавая новую коллекцию, дизайнеры воспользовались советами наследников династии великих ювелиров Фаберже.

 

rusnardom.ru

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году российским предпринимателем Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

Проект создания музея, посвященного творчеству великого русского ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктором Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом. Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которое на сегодняшний день насчитывает более 4000 единиц хранения и по своим размерам и высочайшему качеству произведений является одним из лучших в мире. К реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки с целью создания в нем музея фонд «Связь времен» приступил в 2006 году. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца: это была первая комплексная реставрация за всю его 200‑летнюю историю. Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов. Наибольшую ценность в собрании представляют девять пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II. Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней полно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. Помимо Фаберже, собрание включает произведения его современников — прославленных русских ювелиров и мастеров серебряного дела И. Сазикова, П. Овчинникова, И. Хлебникова, Ф. и многих других мастеров.

 

Шуваловский дворец. Парадный фасад. Набережная реки Фонтанки

 

Парадная лестница Шуваловского дворца. Построена в 1840‑х годах архитектором Николаем Ефимовым и дополнена галереей для демонстрации скульптуры.

СОБРАНИЕ МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ

Собрание Музея Фаберже насчитывает четыре тысячи произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства: золотых и серебряных изделий, живописи, фарфора и бронзы. Я дро экспозиции музея — произведения ювелирной фирмы Фаберже, приобретенные Виктором Вексельбергом в 2004 году у наследников американского коллекционера Малкольма Форбса. Ювелирные шедевры, часть из которых была продана советским правительством в 1920–1930‑х годах, были привезены в Россию, что стало началом возвращения национального художественного достояния. Cегодня собрание музея Фаберже является одним из лучших в мире. В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Фаберже — императорские пасхальные яйца — свидетельство таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании музея находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты — герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы. В собрании Музея Фаберже представлены самые разные направления в творчестве великого ювелира: редкие objets de fantaisie, украшения, аксессуары, драгоценная галантерея, настольные часы с широчайшей палитрой гильоше-эмалей, серебряные изделия в оригинальном русском стиле. Помимо произведений фирмы Фаберже, представленных в экспозиции, фондом «Связь времен» были приобретены изделия его современников — Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон. Коллекция церковной утвари и предметов личного благочестия занимает Готический зал Шуваловского дворца. Экспертам фонда удалось сформировать уникальное собрание произведений знаменитого российского живописца по эмали Федора Рюкерта, которое не имеет себе равных в России. Залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев — К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского,К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара.

 

КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ

Русское серебро

Первые русские ювелирные фабрики, образованные в 1810–1840‑е годы, заявили о себе уже к середине ХIХ века, став полноправными участниками Всемирных выставок и заметным явлением европейской художественной промышленности. Старейшим ювелирным предприятием России является фирма Сазикова. Основатель дела, Павел Сазиков, имел небольшую мастерскую в Москве. Его сын Игнатий открыл в 1845 году, помимо московского предприятия, петербургскую фабрику. В 1857 году Игнатию Сазикову было позволено именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий. Современники Игнатия Сазикова, художественные критики ХIХ века, употребляют по отношению к нему слово «впервые», которое, действительно, как нельзя лучше характеризует его деятельность — заслугу Сазикова видели в том, что он первым обратился к образам и темам, взятым из национальных традиций. Уникален чайный сервиз в оригинальном русском стиле, изготовленный в 1848 году по случаю женитьбы великого князя Константина Николаевича. В орнамент, выполненный по эскизу художника-археолога Федора Солнцева, включены стилизованные надписи и имперские символы: двуглавые орлы, держащие в клювах и когтях морские карты — «символы мореплавания» — занятия, которому великий князь посвятил всю жизнь. Московский филиал фирмы Фаберже, открытый в 1887 году, выпускал немало предметов в неорусском стиле, развивавшемся в русле модерна. 

Красная гостиная. Парадная красная гостиная прежде называлась «Нарышкинской» и сохранила на шатровом потолке изображение родового герба. Ее интерьер определили архитекторы Б. Симон и Р. Б. Бернгард

 

Ковш презентационный. В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия. Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта – ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.

1. Ковш презентационный. Пожалован императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия в 1899 году Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт

2. Порткарандаш «Иван Калита» Москва, 1898−1908 гг. Фирма К. Фаберже

3. Самовар. Санкт-Петербург, 1881. Фирма Г. Грачева, мастер И. Ольсониус

4. Чайно-кофейный сервиз. Изготовлен по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича. Москва, 1848. Фирма Сазикова

Самобытен изысканный серебряный чайно-кофейный сервиз с рельефными узорами на фоне матовой болотной эмали. Своеобразной скульптурной композицией является порткарандаш с полуфигурой князя Ивана Калиты, склонившегося над мешком для денег. Литые орлы украшают ковш, созданный в мастерской ведущего серебряника фирмы Фаберже Юлиуса Раппопорта. Этот ковш в 1899 году был пожалован Николаем II князю Голицыну за развитие отечественного виноделия.

СИНЯЯ ГОСТИНАЯ

Пасхальные шедевры Фаберже

Трехчастная Синяя гостиная была создана по проекту Б. де Симона при реконструкции фасада особняка Воронцовых в 1844 году. В 1859 году Р. Б. Бернгард прорубил в нее два проема с новой Парадной лестницы. Поражающая богатством и разнообразием отделка этого зала выполнена, по некоторым данным, при участии одного из популярнейших архитекторов николаевского времени — А. И. Штакеншнейдера. Синий с крупным серебристым рисунком шелк на стенах, определивший название гостиной, обилие золоченой лепки, живописные картины в овальных и круглых рамах на падугах свода, белый мраморный камин и зеркала стали достойным окружением для одной из самых ценных частей собраний — пасхальные яйца Фаберже.

 

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные шедевры фирмы Фаберже, принадлежавшие последним Романовым.

В коллекции Музея Фаберже находятся девять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых — императоров Александра III и Николая II. По числу больших пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже, собрание занимает первое место в мире: в Синей гостиной можно увидеть четырнадцать яиц Фаберже, а также миниатюрную рамку в форме сердца — сюрприз утраченного яйца 1897 года. Особую значимость коллекции придает также то, что в ней представлены самое первое императорское яйцо — «Курочка», подаренное на Пасху 1885 года, и последнее — «Орден Святого Георгия», созданное в годы Первой мировой войны. Всего фирмой Карла Фаберже было сделано 50 императорских яиц. Над каждым из них работали около года: начинали сразу после Пасхи и завершали заказ к Страстной неделе следующего года, после чего Карл Фаберже лично доставлял царю очередной ювелирный шедевр. Карл Фаберже создавал драгоценные пасхальныеподарки не только для российской императорской семьи, но и для представителей мировой элиты. Так, в 1902 году Карл Фаберже выполнил великолепное пасхальное яйцо-часы для герцогини Консуэло Мальборо — представительницы клана американских магнатов Вандербильтов. С 1898 по 1904 год семь пасхальных яиц были изготовлены фирмой Фаберже для Варвары Петровны Базановой (в замужестве Кельх), происходившей из богатой семьи московских купцов, владевших золотыми приисками и пароходством.

Яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже. Золото, рубины, эмаль, замша; литье, чеканка, гравировка

Яйцо «Курочка» открывает прославленную серию из 50 императорских пасхальных яиц, созданную Фаберже для двух последних императоров России между 1885 и 1916 годами. Оно было изготовлено фирмой Фаберже в 1885 году по заказу императора Александра III и предназначалось в подарок его супруге — императрице Марии Федоровне, в девичестве датской принцессе Дагмаре. Император не случайно поручил заказ Петеру Карлу Фаберже, изделия которого очень понравились царской чете во время посещения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. Происхождение многосоставного сюрприза пасхального яйца в виде курочки относится к началу XVIII века. Известны три очень похожих пасхальных сувенира, предположительно выполненных в Париже в 1720‑х годах неизвестным мастером. Это яйцо из сокровищницы Музея истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком, до 1924 года находившееся в Государственном собрании Дрездена, и яйцо герцогини Вильгельмины, ныне хранящееся в замке Розенборг. Считается, что последнее, увиденное Александром III и императрицей Марией  Федоровной на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, послужило источником вдохновения для Фаберже.

Исполняя императорский заказ, Фаберже создал собственную вариацию старинного образца, которая выглядит просто и цельно. Покрывающая яйцо белая опаковая, непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, желток выполнен из матового золота. В него вложена курочка из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой — миниатюрная императорская корона в виде рубинового яйца-кулона. Курировавший заказ великий князь Владимир Александрович, приходившийся императору родным братом, снабдил готовое изделие письмом с подробной инструкцией. Император переживал, придется ли сюрприз по вкусу будущей владелице, но яйцо так понравилось, что в том же 1885 году Фаберже стал Придворным Поставщиком, а Высочайший заказ с этого времени стал ежегодным.

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, алмазы, рубины, агат; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке, эмаль живописная, литье, чеканка, гравировка, резьба, полировка.

Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. На исходе века в моде было «антикварское», как тогда говорили, направление в искусстве, и Фаберже являлся одним из самых ярких его представителей. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы в Дрездене. Овальную шкатулку Фаберже «преобразовал» в горизонтально расположенное пасхальное яйцо. Оно вырезано из агата и имеет золотую, частично покрытую полихромной эмалью, оправу с львиными маскаронами, вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца выложена дата его создания алмазами огранки «роза».

 

Пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895ю Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, серебро, алмазы, слоновая кость, бархат; эмаль по гильошировке, живописная эмаль, акварельные миниатюры, литье, чеканка, гравировка. 

Яйцо «Бутон розы», выполненное в неоклассическом вкусе, стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, врученным принявшей православие Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадской. Яйцо покрыто ярко-красной («земляничной») прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено символами любви и прочности брачных уз — алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из золота. Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрприз яйца — бутон чайной розы на коротком стебле с маленькой кнопкой, при нажатии на которую лепестки цветка открываются.

Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюрная карета изготовлена Г. Штайном. Золото, платина, серебро, алмазы, горный хрусталь, бархат; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке и живописная, литье, чеканка, гравировка

«Коронационное» яйцо 1897 года — одно из самых известных творений Карла Фаберже, посвященное торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом пасхального подарка стала миниатюрная абсолютно точная копия коронационной кареты. Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший конструктивные части экипажа. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной. «Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Скорлупа яйца покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, накладные эмалевые орлы соединены ветвями из золота. Подлинное украшение яйца — алмаз на его верхней половине с вензелем императрицы. Внизу яйца сквозь алмаз меньшего размера читается дата «1897».

Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898 г. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюрист И. Цейнграф. Золото, алмазы, рубин, жемчуг, стекло, слоновая кость; эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, золочение, акварель

Яйцо «Ландыши», выполненное в стиле модерн, украшено жемчугом, бриллиантами и любимыми цветами Александры Федоровны, символизирующими чистоту. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена ландышами на золотых стеблях с эмалевыми листьями и жемчужными цветками. Сюрприз яйца — миниатюрные портреты супруга государыни и двух старших дочерей. Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами.

Пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, перья; эмаль по гильошировке, литье,чеканка, гравировка, выпиловка.

При создании пасхального подарка Михаил Перхин применил техническое решение, сходное с устройством музыкальных шкатулок с певчими птицами, выпускавшимися в Женеве в начале XIX века. При нажатии на кнопку в верхней части яйца открывается ажурная крышка и появляется петушок: он кукарекает, хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри. Циферблат яйца покрыт белой гильоше-эмалью, снабжен арабскими алмазными цифрами и золотыми стрелками. Он окаймлен гирляндой из золота с жемчугом и бриллиантами. Яйцо «Петушок» поддерживается сужающимися книзу плоскими четырехугольными колоннами с белой устричной эмалью и переплетающимся ленточным золотым декором. Эти детали придают изделию сходство с жертвенником, возможно, в знак памяти об умершем годом ранее сыне Марии Федоровны — Великом князе и наследнике престола Георгии Александровиче.

 

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже. Золото, нефрит, алмазы, кварц, рубины, аметисты, цитрины, жемчуг, перья; эмаль, литье, чеканка, гравировка, полировка

Композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол, стал вечнозеленый лавр. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися перышками и начинает петь. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает. Листья кроны, по форме напоминающей яйцо, выполнены из саянского нефрита. Яркая листва оживлена плодами из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, а также мелкими белыми эмалевыми цветками. Дерево посажено в кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.

 

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем, миниатюрист В. Зуев. Золото, алмазы, стекло, слоновая кость; эмаль по гильошировке, чеканка, акварель

Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» — единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены художественно и тончайше исполненные миниатюры, написанные Василием Зуевым акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи — Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие главные события царствования императора.

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Последний подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 годаСанкт-Петербург, 1916. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, стекло, слоновая кость; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке, живописная эмаль, литье, чеканка, гравировка, выпиловка, акварель

Яйцо «Орден Святого Георгия» лишено сложных механизмов и богатого декора. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы Фаберже, и аскетичный образ жизни августейших заказчиков. Яйцо посвящено награждению Георгиевскими орденом и медалью сына и внука Марии Федоровны, поэтому на шарнирах закреплены их накладные знаки. При нажатии на кнопку они открываются и становятся видны миниатюры с портретами Николая II и цесаревича Алексея. Знаки соединены георгиевскими лентами в цветах «пороха и пламени», выделяющимися на фоне опаковой эмали, по которому «рассыпаны» вписанные в трельяжную сетку из лавровых листьев Георгиевские кресты. Сверху и снизу яйца укреплены монограмма Марии Федоровны и дата подарка. Яйцо «Георгиевское» — единственное, которое оставалось с Марией Федоровной после отъезда из революционной России в 1919 году и с которым она не расставалась до своей смерти в Дании в 1928 году.

ЗОЛОТАЯ ГОСТИНАЯ

Царские подарки, objets de fantaisié фирмы Фаберже и золотые презентационные коробки

Золотая гостиная — бывшая парадная столовая — продолжает анфиладу представительских помещений, названных по цвету штофной обивки. Существующая ныне архитектурная отделка зала относится к 40‑м годам XIX столетия.

В 1885 году рядом с названием фирмы Фаберже впервые появилось изображение государственного герба, свидетельствовавшее о праве ювелира именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Дела с Поставщиками двора велись через Кабинет Его Императорского Величества, который помимо прочего ведал заготовлением, хранением и выдачей императорских подарков, называвшихся «кабинетскими». Жаловались они по самым разным случаям и поводам: за подношения царю, в память государственных празднований, дипломатических визитов. По частоте упоминаний в приходно-расходных книгах Кабинета первое место занимали табакерки. Мода на нюхание табака, распространенная в XVIII веке, к тому времени постепенно сошла на нет, но и на рубеже XIX–XX столетий табакерка оставалась одним из широко использовавшихся при дворе подарков. Табакерки могли быть с государственной символикой, вензелями августейших особ, портретами императоров. Бриллиантовыми монограммами Николая II и Александры Федоровны украшены золотые ручки блюда, целиком выточенного из саянского нефрита шпинатного оттенка. Не имеет себе равных по размерам и великолепию отделки рама с фотопортретом Николая II, вырезанная из горного хрусталя и декорированная вензелями императрицы Марии Федоровны. Одним из главных направлений художественной деятельности фирмы Фаберже было изготовление так называемых objets de fantaisie или objets d’art: художественных ювелирных изделий, зачастую не имеющих никакой практической пользы. К самым ценным и малочисленным изделиям такого рода относиться поликаменная скульптура «Пляшущий мужик» из серии «Народные типы». В отдельные группы объединены предметы миниатюрной мебели, изящные цветы в вазочках из горного хрусталя и фигурки животных из поделочных камней. Столь изысканные предметы могли иметь и функциональное значение: из крошечной лейки посыпали песком письма для высыхания чернил, флаконы-плоды с кисточками для наклеивания марок. Подобные вещи были оригинальными и довольно дорогими сувенирами.

1. Рамка с портретом императора Николая II в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского Величества полка. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин

2. Табакерка презентационная с портретом императора Николая II. Подарена императором Николаем II министру иностранных дел Франции Т. Делькассе 24 сентября 1902 года Санкт-Петербург, конец 1890‑х. Мастерская К. Бланка, миниатюра А. Блазнова

1. Фигурка пляшущего мужика. Санкт-Петербург, около 1910 г. Фирма К. Фаберже

2. Цветок «Анютины глазки». Санкт-Петербург, 1903–1904. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем

АВАНЗАЛ

Ювелирные украшения, драгоценная галантерея, аксессуары и часы

Аванзал. Второй зал в поперечной анфиладе Шуваловского дворца, ранее служивший официантской. Современный вид этого зала практически полностью соответствует проекту Р. Б. Бернгарда. Интерьер зала включает эскиз картины Лаурица Туксена «Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля 14 (26) мая 1896 года»

Помимо уникальных произведений, созданных в одном экземпляре по специальным заказам, фирмой Фаберже выпускалась массовая продукция, которая была предназначена для различных слоев населения. При этом высочайший класс ювелирного мастерства, оригинальный замысел и удивительное чувство стиля оставались неизменными. Мастерам фирмы удавалось показать богатые декоративные возможности самых разнообразных материалов: простой пробки, целлулоида, рога, стали, дерева, кожи. Эти материалы широко использовались для создания портсигаров самых разных фасонов и стилей. Особенно эффектны портсигары с поверхностью, обработанной под самородок, а также покрытые цветными эмалями. Эмали, палитра которых состояла из 144 оттенков, наносились на основу из золота и серебра, покрытую при помощи специальных гильошерных машин разнообразными рисунками. Слои, каждый из которых полировался, наращивались, пока мастера не добивались желаемой глуби-ны цвета покрытия. Особенно красивы были эмали белого цвета, который называли «устричным» за его перламутровый отлив, и теплого розового — «семужного». Такой эмалью покрыты оправа халцедоновой ручки зонтика, принадлежавшего императрице Александре Федоровне, усыпанный бриллиантами театральный бинокль, а также роскошная треугольная рама с фотографией великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Часы с голубой эмалью, сделанные в виде веера, являются одновременно и рамой для фотографий русской аристократической четы в старинных национальных костюмах. Радугу прозрачных гильоше-эмалей демонстрирует коллекция дамских пряжек — единственное по своему количественному и качественному составу собрание в мире. Отдельную группу составляют предметы с синей и ярко-желтой прозрачной эмалевой полоской, выполненные фирмой Фаберже по заказу барона Леопольда де Ротшильда в цветах его команды на ежегодных скачках.

 

Чернильный набор. Изготовлен по заказу барона Ротшильда. Санкт-Петербург, между 1908 и 1917. Фирма К. Фаберже, Мастер Г. Вигстрем

 

1. Брошь «Аллегория зимы». Санкт-Петербург, 1910‑е. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрем

2. Рамка треугольная с фотографией великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны. Санкт-Петербург, 1903–1904. Фирма К. Фаберже, мастер В. Аарне

3. Часы настольные. Санкт-Петербург, 1899–1908. Фирма К. Фаберже, Мастер Г. Вигстрем

БЕЛАЯ И ГОЛУБАЯ ГОСТИНЫЕ

Русский фарфор XIX века.  Произведения с эмалью ведущих русских фирм (П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, Ф. Рюкерта)

 

Белая и Голубая гостиные — правая часть архитектурных вставок 1840‑х годов, продолжавших дворовые флигели особняка XVIII. Две дополнительные гостиные были устроены по проекту Б. Симона, значительный вклад в архитектурный облик этих помещений внес Р. Б. Бернгард

В Белой и следующей за ней Голубой гостиной представлены значительные образцы русского фарфора, преимущественно выпущенные Императорским фарфоровым заводом. Немалое значение в коллекции фарфора занимает серия декоративных тарелок «Розы», выполненная в живописной мастерской князя Н. Б. Юсупова. Образцом для росписи послужили раскрашенные гравюры атласа «Розы», в котором известный французский ботаник и художник Пьер-Жозеф Редут запечатлел цветы, произраставшие в саду Жозефины Богарне. Основу экспозиции обеих гостиных составляют произведения с эмалью по скани ведущих русских фирм, возрождение традиций которой связано с именем Павла Овчинникова. Фирма П. Овчинникова первой начала выпускать эмалированные подарочные изделия в старом русском стиле. Работы фирмы с применением эмали по скани отличают мелкая орнаментация и богатая цветовая гамма. Ювелирами использовался старинный прием выемчатой эмали, когда в металле гравировали углубленные части для заполнения эмалью. Крышка роскошного альбома, преподнесенного в 1902 году московской французской колонией Президенту Французской Республики Эмилю Лубе, украшена живописными эмалевыми птицами-сиринами среди фантазийного растительного орнамента.Как и П. Овчинников, Поставщиком Высочайшего Двора был московский фабрикант Иван Хлебников, с первых лет основания ювелирного производства работавший по императорским заказам. В выполненных в стиле национального романтизма изделиях фирмы Хлебникова и других отечественных предприятий третьей четверти ХIХ века широкое развитие получила имитационная техника. Показательным примером такого рода изделий является и прибор для пунша с «льняными» полотенцами, исполненный другой известной московской фирмой Антипа Кузмичёва. Этот прибор, так же как и шкатулки в форме императорских корон, был изготовлен для знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани». Особую гордость экспозиции Музея Фаберже составляет собрание произведений московского живописца по эмали Федора Рюкерта. Созданные в духе национального романтизма, предметы традиционно служили дипломатическими и памятными подарками. Модная в начале ХХ века красочная гамма с преобладанием коричнево-охристых тонов, закрученная в тугие клубочки скань и штриховка из золотой амальгамы характеризуют творчество позднего Рюкерта. Фантазийные, слег-ка гротескные формы его ларчиков, ковшей и братин соответствуют стилизованным мотивам произведений И. Билибина, абрамцевских и талашкинских мастеров. 

 Набор для пунша. Москва, 1887. Фирма А. Кузмичёва для фирмы «Тиффани»

Письменный прибор (поднос, чернильница, пресс-папье, марочница, коробочка для перьев, нож, ручка, держатель для карандаша) Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт

Ковш. Москва, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт

 ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников. Русская живопись XIX века

Выставочный зал. Расположен на месте парадной столовой, при первых Шуваловых преобразованной в Большой кабинет. Из прежнего Шуваловского художественного собрания сохранился триптих фламандской работы XVII века, из отделки интерьера — камин с мраморным барельефом XVIII века

Экспозиция Музея Фаберже позволяет составить представление о высоком уровне развития российского камнерезного дела на рубеже XIX–XX веков. Первоначально это направление было в фирме Фаберже второстепенным, но, по мере роста популярности подобных изделий, вышло на первый план. Приглашенные работать в мастерскую Фаберже уральские умельцы разработали новые виды продукции, представив богатую палитру цветных камней. Особенно любим Фаберже был разнообразный в оттенках и свободный от трещин нефрит. Этот камень использовался при изготовлении императорских пасхальных яиц, но чаще всего для часов, барометров, настольных звонков, лотков и портсигаров, отмеченных высочайшим уровнем художественной обработки. Интересны и значимы предметы из пестроцветных уральских яшм, агатов, малахита и уникального седельниковского родонита. Среди живописных произведений в коллекции Музея Фаберже центральное место занимает монументальное полотно «Суд Париса» кисти Константина Маковского — одного из самых знаменитых художников салонно-академического направления. За эту картину мастер был удостоен Большой Золотой медали и ордена Почетного легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. К наиболее ранним из представленных живописных произведений относятся эскиз Карла Брюллова с изображением мессы в соборе Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX и «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге» Владимира Аммона. Частью живописной экспозиции Музея Фаберже являются полотна непревзойденного мариниста И. К. Айвазовского, «Задворки» В. Д. Поленова, две картины блестящего представителя позднего академизма Г. И. Семирадского, а также женские портреты А. А. Харламова.

Марочница. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. 

Витрина с изделиями фирмы К. Фаберже из нефрита

Настольные часы с глобусом. Санкт-Петербург, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем

Бюст императора Александра III. Санкт-Петербург, 1908–1914. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем

 ГОТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Русские иконы

Готический зал. Кабинет графа, чаще именуемый Готическим залом. При последнем Шувалове (Павле Петровиче) здесь находилась библиотека, значительную часть которой составляли книги по юридическим наукам, военной технике и истории религии

БЕЖЕВЫЙ ЗАЛ

Русская эмаль

Бежевый зал — комната, открывающая так называемую «детскую половину» и размещенная в достроенной в 1840‑х годах Б. Симоном части дворца между поперечным и левым дворовыми флигелями. При последних Шуваловых это помещение служило для гостивших в доме родственников

На рубеже ХIХ–ХХ столетий неорусский стиль стал доминирующим. Обращение к народному творчеству, принципам его формообразования послужило использованию эмальерами сюжетов из русского фольклора. В начале ХХ столетия видоизменяется облик изделий, украшенных эмалью по скани, их колористическая палитра многократно расширяется. Эмалью начинают заполнять и фон предметов, поверхность которых приобретает вид декоративного панно. В экспозиции Музея Фаберже представлены оригинальные произведения, исполненные известными московскими мастерскими О. Курлюкова, К. Скворцова, Н. Зверева, Н. Тараброва, И. Салтыкова, петербургскими фирмами А. Любавина, И. Морозова. Богатейшие художественные возможности техники выемчатой эмали проявились в произведениях фирмы П. Овчинникова. Наиболее изящен чайно-кофейный сервиз, в котором эмалевое кружево оттеняется чистым шлифованным металлом. Виртуозные примеры применения витражной эмали демонстрирует целая группа предметов, изготовленных петербургской фирмой «Братьев Грачевых», источником вдохновения для мастеров которой была, конечно же, и русская старина. Множество великолепных изделий с эмалью по скани в неорусском стиле выпускали московские артели ювелиров и серебряников, сложившиеся во втором десятилетии ХХ века. Они представляли собой новые формы объединения ремесленников, где, в отсутствии художественного диктата фабричного производства, создавались оригинальные и смелые по своему решению изделия. Как и крупнейшие фирмы Москвы, артели могли выполнять изделия в самых разных эмалевых техниках.

 

Фотоматериалы и текст любезно предоставлены Музеем Фаберже в г. Санкт-Петербурге  www.fabergemuseum.ru 

www.mspkz.com