Жирандоль, шандал, менора – что это?
29.12.2014
Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.
В мире антикваров есть множество слов, незнакомых обычным обывателям. Например, дать определение словам жирандоль, шандал или менора сможет далеко не каждый. Между тем, все эти предметы имеют практически одинаковое предназначение. В данном материале мы устраним информационный пробел, рассказав об этих любопытнейших вещицах в легкой и незатейливой манере.
Не совсем подсвечники
Если вы были внимательны, наверняка на главной странице «Русских сезонов» вы заметили пару канделябров, украшающих верхнюю часть сайта. К теме данной статьи эти предметы имеют прямое отношение, поскольку и жирандоль, и шандал, и менора, и канделябр – всё это по сути своей есть ни что иное, как подставки для источников света. Подсвечник – не совсем верное определение, поскольку некоторые из вышеперечисленных предметов появились задолго до изобретения свечей. Например, в менорах использовали (нередко используют и сейчас) оливковое масло; в скандинавских канделябрах и французских жирандолях также жгли разного рода жировые или маслянистые смеси. Свечи в традиционном понимании (в форме продолговатого цилиндра с фитилём в средине) начали производить лишь в XV веке, но жирандоли и прочие «осветительные приборы» существовали задолго до этого времени. Подтверждением сказанному может служить тот факт, что первое упоминание канделябра (нечто вроде инструкции по изготовлению меноры) содержится в Библии: на горе Синай Бог рассказывал Моисею о том, как должен выглядеть светильник, из чего его следует изготавливать и когда использовать. Дабы не порождать путаницу и не изобретать новых слов, предлагаем именовать все перечисленные предметы не какими-то там «подмасленниками», а привычно и просто – подсвечники.
Объяснение разницы
Итак, назначение перечисленных предметов понятно. Но почему они все называются по-разному, ведь речь идёт об одинаковой функции? Поясняем: во-первых, речь идёт о предметах из различных эпох и государств; во-вторых, жирандоль, канделябр, шандал и прочие подсвечники имеют внешние отличия. В-третьих, кое-что из перечисленного, а именно – меноры, имели ранее и имеют сейчас не только утилитарное, но еще и культовое значение.
Канделябр – в обывательском понимании это собирательное название любых свечных подставок. Если подойти к вопросу строже, то, в отличие от жирандолей, отводы канделябров направлены в одну плоскости, а не по кругу.
Жирандоль – это подсвечник для нескольких свечей, расположенных по окружности. Представьте себе вертикальную стойку-держатель, к которой прикреплены 3-9 отводов-подставок, укрепляемых по кругу. Как правило, такие жирандоли часто использовали в европейских странах во время трапез и карточных игр.
Менора – религиозный подсвечник иудеев, в котором семь отводов образуют ровную горизонтальную линию. Кстати, в православном христианстве также применяются семисвечники, но в этих подставках отводы образуют не ровную, а две нисходящих линии (напоминает перевёрнутую V).
Шандал – синоним канделябра, с той разницей, что в данном случае речь идёт о массивном (многосвечном) подсвечнике.
Торшер – разновидность канделябра, устанавливаемого на полу. Чаще всего такие подсвечники размещали стационарно, лишь изредка переставляя их с место на место.
Антикварные жирандоли и их сородичи
До массового распространения электричества подсвечники наряду с люстрами были чуть ли не единственными источниками света. Разумеется, эти «осветительные приборы» были всегда на виду и вызывали повышенное внимание; поэтому, стремясь продемонстрировать собственное благополучие и высокий достаток, владельцы домов усиленно заботились о внешнем виде жирандолей и канделябров. Можно сказать, что в массовом сознании бытовало правило пропорциональности: чем богаче дом – тем красивее светильники, и наоборот. Доказательства налицо: до наших дней сохранились подсвечники, сложность орнамента и изготовления которых побуждает идентифицировать данные аксессуары как предметы художественно-прикладного искусства.Несмотря на массовую распространённость в минувших веках, до наших дней сохранилось не так уж много антикварных жирандолей и канделябров, представляющих культурно-историческую ценность. Разумеется, подобные экземпляры всегда вызывают повышенный интерес антикваров. Если в вашем распоряжении оказался старинный подсвечник, позвоните нам: мы поможем вам с экспертной оценкой и, если пожелаете, с продажей антикварного изделия.
ruseasons.ru
Канделябр — это не просто подсвечник
Казалось бы, в современном дизайне нет места изысканным формам и старинным вещам. Однако чем более техногенной становится окружающая среда, тем сильнее тяготение к проверенной веками классике, натуральным материалам, антикварным предметам. Вот и канделябр — это не просто дань моде или доставшаяся в наследство от бабушки рухлядь. Этот предмет вполне естественно впишется в дизайн викторианского или классического стиля.
Канделябр — это, в оригинальном значении слова, подставка под свечи. От обычного подсвечника его отличает наличие «ножки». Имитации этой изысканной формы выпускаются сейчас также и с электрическими лампочками. Однако настоящий канделябр — это высокий подсвечник для одной или нескольких свечей, как правило, изготовленный из металла, фарфора, дерева или стекла.
В век повсеместного засилья электроники и техники людям хочется вернуть в дома старинные картины и гобелены, статуэтки и гравюры. Канделябры и подсвечники, особенно с натуральным пламенем, также создают неповторимую атмосферу давно забытого неторопливого ритма жизни, домашнего уюта и теплоты. В таком интерьере отлично смотрятся темно-зеленые, бордовые ткани, гобеленовые подушки и шторы, обои под старину. Письменный стол или секретер из благородного дерева, картины в позолоченных рамах, камин, фарфоровые статуэтки, рояль, на котором стоит канделябр, — это все непременные атрибуты аристократического стиля, который снова в моде.
Знатоки не удовлетворяются предложением современных дизайнеров. Настоящие ценители старины и стиля минувшей эпохи охотно посещают блошиные рынки и антикварные магазины. Сейчас канделябры, недорогие по современным меркам, можно приобрести также на интернет-аукционах, в том числе зарубежных. Когда-то их делали из чугуна, латуни, меди. Конечно же, золотые или серебряные подсвечники могут стоить больших денег, но нет необходимости тратить целое состояние, поскольку можно недорого приобрести имитацию — воспроизведенную по старинным эскизам вещь. Во всем мире очень ценятся изделия из каслинского литья или уральских камней. Канделябры из змеевика или селенита, яшмы или малахита — уже не столько предмет роскоши, сколько необходимый атрибут для создания неповторимого неоаристократического стиля. Они найдут себе место и в кабинете, и в гостиной, и в камерном концертном зале.
Если вам нравится смотреть фильмы о минувших столетиях, вы восхищенно рассматриваете дизайн королевских или царских покоев, вас вдохновляют старинные замки, то канделябр — это один из тех предметов, который обязательно вас порадует. Благодаря ему вы сможете создать дома неповторимую атмосферу старинной гостиной. Украсьте стол кружевной скатертью, наденьте чехлы на стулья, повесьте на стену несколько репродукций гравюр или картин, а для диванных подушек выберите гобеленовую ткань — и стиль ушедших веков снова оживет, наполнится новым значением. Неслучайно ведь в моду входят имитации каминов, в которых воспроизводится звук потрескивающих поленьев. Даже в современной квартире в многоэтажном доме можно создать свой гармоничный мир, в котором приятно будет расслабиться и забыть обо всех тревогах и насущных проблемах.
fb.ru
Особенности подсвечников и канделябров неоклассицизма
2012-09-24
В неоклассический период изделия из серебра оказались доступными для гораздо большей части населения. В это время значительно изменился и уклад жизни: в доме стали появляться места, которые обязательно нужно было освещать, — библиотеки, кабинеты, спальни и специальные уголки для проведения душевных бесед и чаепития. Для этого необходимым стало дополнительное приобретение подсвечников.
В эпоху неоклассицизма в мастерских изготавливались подсвечники двух видов: экземпляры с маленькими квадратными основаниями и выпуклыми рифлениями и изделия с тонкой ножкой в форме столбика практически без украшений. Первый вид подсвечников обязательно оснащался расширявшейся ножкой с несколькими выступами, а его верхняя часть украшалась свисавшей вниз гирляндой. В какой-то степени такие изделия повторяли модели конца семнадцатого века, однако эти предметы антиквариата в эпоху неоклассики получили более тонкие ножки, напоминавшие коринфскую колонну или ордер с рифленым пространством. Капителью колонны в этом случае служил патрон для свечи.
Старинные канделябры по форме практически не отличались от подсвечников первого типа, а их верх украшался неоклассическими мотивами. Конец ножки такого изделия расширялся двумя или больше рожками, изготовленными в виде изогнутых ветвей с листьями, которые изначально были короткими, затем становились длиннее и принимали форму буквы «S». Как правило, подобные канделябры имели круглое основание, украшавшееся в соответствии с остальной композицией изделия.
От подсвечников канделябры отличались не только большими размерами, но и наличием специальной урны над ножкой. Некоторые мастера этого времени не изготавливали ножки в виде рифленых колонн без капители, а украшали их изысканными гирляндами. Канделябры всегда отличались более массивными и богато декорированными гнездами для свечей, а тарелочки для воска располагались не в верхней части изделия, а у его основания. При таком оформлении тарелочка и гнездо для свечи напоминали цветочный бутон, не отличавшийся натуралистическим реализмом.
Неоклассические канделябры и подсвечники встречаются в современных коллекциях достаточно часто, и благодаря общим чертам могут стать основой для отличного тематического собрания.
transantique.ru
Канделябры и подсвечники — что это?
Современные подсвечники и канделябры используются чаще для украшения интерьера, чем по своему прямому назначению. Рассмотрим подробнее, какие изделия сегодня имеются в продаже.
На фото:
Ужин при свечах. Если нет никакой возможности организовать проводку и повесить полноценную люстру над обеденным столом, положение спасет канделябр! Достаточно крючка в потолке и модели на длинном подвесе-цепи. Зажигайте свечи и обедайте, как в старину.
На фото: модель Vibert III от фабрики Driade, дизайн Clotet Lluis.
Появление электрического освещения заметно упростило нашу жизнь. Если раньше свет в виде свечей переносили из одной комнаты в другую, то сейчас освещение стало для нас независимым, более интенсивным и разнообразным. В настоящее время человек уже не рассматривает канделябры на несколько свечей как осветительные приборы. Сегодня свечи, подсвечники и канделябры — это предметы для создания таинственной или романтической обстановки.
Подсвечник
Данное изделие предназначено для одной свечи. В продаже имеются различные модели, рассчитанные на свечи разных форм и размеров: миниатюрные (8–10 см), длинные небольшого диаметра, плоские плавающие, без ножки (свеча устанавливается прямо в «чашу» подсвечника), шарообразные для греющей свечи, «фонари» для высокой. Выбирать подсвечники нужно, ориентируясь на тот «фитиль», который вы планируете в него поставить.
Канделябр
Сегодня канделябры также являются скорее украшением интерьера, нежели держателями свечи. Можно оформить ими гостиную или спальню, но и использовать
На фото:
В зависимости от вида свечи выбирается и подсвечник: таблеткам нужны одни держатели, восковым — другие. А гелевые свечки и вовсе продаются вместе с подсвечником.
Канделябр рассчитан на несколько свечей — от двух до семи. От числа последних зависят и его размеры: обычно это 40–60 см, однако высота антикварных напольных канделябров может достигать 1,5 м. Современные канделябры, наоборот, могут и вовсе не иметь ножки-подставки и едва возвышаются над столом.
На фото: модель Braccian от фабрики Demo Casa.
их как подставку для свечей во время романтического ужина вам никто не запретит. Для такого случая лучше купить особые виды канделябров: дикирий (двусвечник) или трикирий (трехсвечник). Кроме того, если за стол сядут 5-6 человек, то лучше использовать невысокие канделябры, чтобы гости могли свободно наблюдать друг друга. А если за столом планируется еще большее число гостей — лучше ограничиться подсвечниками на одну свечу, по количеству обедающих.
Часто свечи приходится тушить раньше, чем они догорят (особенно в случае с большими декоративными свечами). Для этого лучше использовать специальный металлический колпачок. Он может быть как простым, так и красиво оформленным.
На фото:
Различные конструкции канделябров — многорожковых подсвечников.
Виды подсвечников
Материал для изготовления подсвечников и канделябров используют различный. От него, а также от размера, внешнего вида и «возраста» зависит стоимость изделия. Существуют следующие виды подсвечников:
Хрустальные подсвечники прекрасно подходят для оформления праздничного стола, особенно если при сервировке используется хрустальная посуда. Хрусталь моют в прохладной или теплой воде, а для придания блеска протирают тряпочкой, смоченной в нашатырном спирте.
На фото: модель 6778 от фабрики Ciulli.
- Металлические. Бронзовые подсвечники, наверное, самые древние по происхождению. Способы ухода за ними определяются типом металла. Так, кованые предметы достаточно обработать теплой водой с моющим средством, для придания блеска литым бронзовым подсвечникам используют зубную пасту, а серебряные изделия моют в мыльной воде с нашатырным спиртом. Можно использовать и специальную «ювелирную косметику» для металлов.
- Фарфоровые и керамические подсвечники. Подобные изделия чаще выполняются в стиле кантри и имеют традиционные рисунки (например, «под Гжель»).Фарфоровый или керамический подсвечник редко бывает высоким, он предназначен для укороченных свечей. Фарфор и керамику допускается мыть в посудомоечной машине.
Примеры фарфоровых и керамических подсвечников.
Модель 01007972 от фабрики Lladro.- Стеклянные подсвечники. Современные производители в изготовлении подсвечников чаще используют цветное стекло. В моде оформление в природных мотивах (листья, бабочки). Стекло самое нетребовательное в уходе, изделие из него достаточно промыть в теплой воде с добавлением моющего средства. Стеклянный подсвечник чаще имеет форму стакана, используют его для размещения греющей свечи. Обычный стакан также подойдет для этой цели. Только не забудьте налить на дно пару столовых ложек воды, чтобы металлическая основа свечи не касалась стекла, иначе оно лопнет от перегрева.
На фото:
Стекло служит материалом и для лаконичных цилиндрических подсвечников и для изысканных дизайнерских канделябров.
www.4living.ru
Виды подсвечников
Подсвечники были изобретены в то же время, что и свечи. Однако если свечи с веками практически не меняли своего внешнего вида, то подсвечникам человечество уделило немало внимания.
Как ни странно, но подсвечники бывают нескольких видов, и имеют развитие в истории. Для потребителя все разнообразные виды подсвечников сливаются в одно простое название — подсвечник, однако с течением времени подсвечники изменялись и развивались, появлялись их разновидности.
Первые сложносочиненные подсвечники на несколько свечей – канделябры, встречаются еще в культуре этрусков. Бронзовые, серебряные или металлические подставки для свечей с мощной декоративной отделкой найдены в огромном количестве в этрусских могильниках итальянской Тарквинии. Такие подсвечники достигали высоты более полутора метров.
Римляне переняли у этрусков традицию украшать подсвечники и возвели эту идею в культ, сделав их скорее украшением интерьера. Убедиться в этом можно в ватиканской Галерее канделябров, в которой собраны лучшие экспонаты из мрамора, созданные римлянами на рубеже тысячелетий.
Со временем канделябры стали делиться на подвиды, так, например, если у канделябра свечи торчат из рожков по окружности, то такой подсвечник называется жирандоль. Если канделябр стоит на полу и являет собой вертикаль со свечами, то это уже торшер. Семи или девятисвечник, используемый в иудаизме, зовется менорой, а приспособление под одну свечу как звалось, так и зовется подсвечником.
Екатерина Ройзман
20 Октября 2015
Свечи из покон веков освещали жизнь людей. Первые свечи появились еще до нашей эры и об этом написано уже не мало, а вот кто изобрел парафиновые свечи в современном понимании этого слова — знают немногие.
28 Ноября 2012
Английская фабрика по производству свечей Saint Eval Candle (Сант Ивал кэндл) находится на живописном и экологически чистом побережье Корнуолла. Основным принципом работы компании, производящей свечи из натурального пищевого воска уже более 15 лет, является принцип бережного отношения к природе, которая дает все ингредиенты для свечей Saint Eval Candle.
22 Ноября 2012
Выбор биокамина — это часто только выбор вкуса, но наши биокамины имеют еще немало функциональных преимуществ перед электрокаминами или обычными каминами с дымоходом.
www.domsvechei.ru
Особенности подсвечников и канделябров неоклассицизма
2012-09-24
В неоклассический период изделия из серебра оказались доступными для гораздо большей части населения. В это время значительно изменился и уклад жизни: в доме стали появляться места, которые обязательно нужно было освещать, — библиотеки, кабинеты, спальни и специальные уголки для проведения душевных бесед и чаепития. Для этого необходимым стало дополнительное приобретение подсвечников.
В эпоху неоклассицизма в мастерских изготавливались подсвечники двух видов: экземпляры с маленькими квадратными основаниями и выпуклыми рифлениями и изделия с тонкой ножкой в форме столбика практически без украшений. Первый вид подсвечников обязательно оснащался расширявшейся ножкой с несколькими выступами, а его верхняя часть украшалась свисавшей вниз гирляндой. В какой-то степени такие изделия повторяли модели конца семнадцатого века, однако эти предметы антиквариата в эпоху неоклассики получили более тонкие ножки, напоминавшие коринфскую колонну или ордер с рифленым пространством. Капителью колонны в этом случае служил патрон для свечи.
Старинные канделябры по форме практически не отличались от подсвечников первого типа, а их верх украшался неоклассическими мотивами. Конец ножки такого изделия расширялся двумя или больше рожками, изготовленными в виде изогнутых ветвей с листьями, которые изначально были короткими, затем становились длиннее и принимали форму буквы «S». Как правило, подобные канделябры имели круглое основание, украшавшееся в соответствии с остальной композицией изделия.
От подсвечников канделябры отличались не только большими размерами, но и наличием специальной урны над ножкой. Некоторые мастера этого времени не изготавливали ножки в виде рифленых колонн без капители, а украшали их изысканными гирляндами. Канделябры всегда отличались более массивными и богато декорированными гнездами для свечей, а тарелочки для воска располагались не в верхней части изделия, а у его основания. При таком оформлении тарелочка и гнездо для свечи напоминали цветочный бутон, не отличавшийся натуралистическим реализмом.
Неоклассические канделябры и подсвечники встречаются в современных коллекциях достаточно часто, и благодаря общим чертам могут стать основой для отличного тематического собрания.
www.transantique.ru
Канделябр — это… Что такое Канделябр?
КанделябрКанделябр (лат. candēlābrum «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, называется «жирандоль»[1], напольный канделябр называется торшером. Если подставка рассчитана на одну свечу, используется слово подсвечник (слово применяется и как синоним канделябра). Тяжёлый подсвечник также называется шандалом[2].
В культуре
Канделябры встречаются в культуре этрусков. Канделябр представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа). Высота канделябра достигала 1,6 метра. Стержень был укреплен на ножках, часто в форме звериных лап. На стержне крепилась розетка подсвечника, иногда она перемещалась вдоль стержня. Часто канделябр завершался четырьмя подсвечниками [3].
У этрусков канделябры были переняты древними римлянами.
В древнеримском искусстве конца I в. до н. э. — 50-е годы I в. н. э. был популярен т. н. «канделябровый» стиль. В архитектуре преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключённые в рамы картинки [4].
В ватиканской галерее канделябров хранятся мраморные канделябры, являющиеся памятниками классического искусства[5].
Бить канделябрами
В карточной игре пойманных шулеров били канделябрами (также подсвечниками, шандалами), призыв бить канделябром в современном языке соответствует обвинению в мошенничестве[6].
Другие значения
- В Спортивном «Что? Где? Когда?» Канделябром называется система оценки качества вопросов общим голосованием игроков[7].
- Клетки-канделябры (англ. chandelier cell, chandelier neuron; иногда: канделябровидные клетки) — ГАМКергические интернейроны коры головного мозга.
Примечания
См. также
Ссылки
dic.academic.ru