Картинки романский стиль – Архитектура Романского стиля

Содержание

25 умопомрачительных примеров романской архитектуры, которые должен увидеть каждый

Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!

Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век

Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.

Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век

С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.

Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век

Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.

Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век

Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.

Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века

Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.

Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век

Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.

Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век

Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.

Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век

Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.

Собор Модены, Модена, Италия. 12 век

Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.

Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век

Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно — романского.

Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век

Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.

Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год

Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.

Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг

Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.

Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год

Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.

Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век

Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.

Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век

Среди наиболее заметных особенностей здания — арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.

Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год

Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.

Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг

Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.

Собор Дарема, Англия. 1093 год

Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.

Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век

Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.

Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг

Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.

Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год

Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.

Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год

Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.

Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век

Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.

Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год

Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.

Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!

travelask.ru

Романский стиль

 Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

 

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка.  Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Основные элементы Романского стиля:

·       рельефная плоскость, лаконичность и простота;

·       цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;

·       бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;

·       прямоугольные и цилиндрические формы;

·       полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

·       каменные, массивные, толстостенные конструкции;

·       замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

 

История Романского стиля

Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.

Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

 

Особенности Романского стиля

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.

Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.

Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвеситьбалдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.

Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.  При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.).  Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку.  Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

 

Заключение

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

 

http://homy.com.ua

digest.wizardsoft.ru

Особенности романского стиля в живописи, архитектуре и скульптуре

Романский стиль господствовал в Западной Европе X-XII вв.; сформировался он во Франции, а позднее распространился на все европейские государства, находившиеся в сфере влияния римской католической церкви. Название этого нового направления указывало на его связь с искусством древнего Рима. В романском стиле возводились новые христианские храмы (чаще бенедиктинского и цистерианского орденов) и замки, также этот период ознаменовался расцветом книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства.

 

 

Архитектура храмов

Планировка романских храмов была достаточно простой. Стены складывались из каменных блоков в форме геометрических фигур: параллелепипеда, призмы, пирамиды, конусов и цилиндров. Церковь в плане имела форму латинского креста с двумя короткими сторонами. В конструкции крыши использовались полукруглые и крестообразные своды (иногда скрещивали два полукруглых).

 

 

Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые, и переходил в пресвитерий (святилище). Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Характерной чертой романского стиля были полукруглые арки, применяемые в конструкции сводов, окон и порталов. В XI-XII веках постепенно перестали строить отдельно стоящие колокольни, у новых церквей по сторонам главного входа возводились две башни.

 

 

Романские здания были очень массивными. Толстые каменные перекрытия были очень тяжелыми, им требовались стабильные опоры, которыми служили толстые колонны, утяжелявшие постройку. Кроме того, романские постройки были невысокими. Чтобы не ослабить стены, окна в них делали совсем небольшие – поэтому в зданиях, построенных в этом стиле, царит полумрак.

 


Церковь Святого Якова
Чем отличался романский стиль от другого известного в средневековье стиля – готики

Романские здания были тяжелыми и приземистыми. Строили их из обтесанных каменных блоков. Они часто выполняли оборонную функцию, поэтому имели толстые стены и маленькие окна. Постройки готического стиля были стройные и изящные сложенные из кирпича. Они казались легкими, возносящимися в небо. Это впечатление усиливали узкие, высокие, остроконечные окна.

 

 

Скульптура и живопись

Романский стиль – прежде всего стиль архитектурный, но это не означает, что в этом стиле не было создано ни одной скульптуры или картины. Однако эти произведения были довольно простыми и «подчинялись» архитектуре, поэтому романская живопись – это главным образом настенная роспись (фрески), а скульптура – прежде всего рельефы, которыми покрывались капители колонн, арки или опорные столбы. При этом изображения человеческих тел не всегда были пропорциональны.

 

 

Темами для фресок и рельефов служили сюжеты из Библии и Житий святых. Кроме того, в живописи и скульптуре для создания орнаментов использовали растительные и геометрические мотивы, изображения животных (реальных или фантастических), а также разнообразные гирлянды.

 

 

Библия для бедных

Произведения романской скульптуры не только служили украшением храмов – они выполняли и значительно более важную роль. Их заданием было показать людям, как следует жить в соответствии с Евангелием.

 

 

На рельефах изображались сцены Библии, показывалось, что после смерти получают праведники и какие муки ожидают грешников после смерти. Поэтому такие обучающие нравственности рельефы или росписи называли Библией для бедных.

 

 

Аббатство Клюни

 

 

В XI веке французское аббатство Клюни было духовным центром западного христианства. Большой собор аббатства считается одним из самых выдающихся памятников романского стиля. Клюнийское аббатство было основано в 910 году, а в XI-XII веках была построена огромная для того времени базилика, которая до возведения собора святого Петра в Риме (XVI-XBII вв.) являлась самым большим христианским храмом. Базилика была 187 метров в длину, а в высоту центральный неф составлял аж 30 метров.

 

 

К великому сожалению, эта поистине великая романская церковь не сохранилась до наших дней в своем начальном виде. В период Французской революции аббатство прикрыли, и памятник средневековой архитектуры постепенно начал рушиться, и к 1823 году церковь и строения аббатства были окончательно разрушены. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.

hudozhnikov.ru

Романская живопись | Artrue

Краткая характеристика и история стиля с примерами.

Романская живопись (1000–1200 годы)

В истории христианского искусства термин “романский” является довольно расплывчатым и относится к различным дисциплинам искусства, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Этот термин, описываемый данную школу живописи, историки считают еще менее точным и содержательным, чем термин “Готика”. Трудно установить точную хронологию направления, так как в разных странах оно развивалось в разное время.

Апостол Петр принимает ключ. Книга перикоп Генриха II.

Если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романскую живопись отличает формальность стиля, лишенного натурализма и гуманизма. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. В романской живописи преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, в качестве альтернативы, взволнованную выразительность. Декоративных характер романских витражей, манускриптов, алтарей, картин и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским и западным готическим искусством.

Бог взывает к Ною. Сен-Сернен сюр Гартамп.

В целом, романское искусство отражает рост политической и экономической стабильности в Европе. Высокие налоги и обложение церковной десятиной предоставляли средства на строительство новых церквей и их украшение статуями, фресками, картинами, которые, в свою очередь, привлекали в церкви все больше горожан и тем самым увеличивали прибыль церковных учреждений.

Сцены из жизни Давида. Библиотека уинчестерского собора.

Характеристика стиля

Индивидуальный стиль романской живописи начинает формироваться вслед за периодом Каролингов и Оттеновского Возрождения. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Стоит отметить, что выбор красок и цветовых пигментов средневекового мастера был ограничен.

Три волхва из псалтыря Св. Олбана.

В Италии

Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.

Фреска в капелле Сан-Сильвестро

Во Франции

Французская живопись Средних веков была менее подвержена византийскому влиянию, чем, например, Италия и Испания. Как правило, художники этой страны придерживались традиций Каролингского возрождения.

Фрески в Сен-Савен.

В Испании

Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов — Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.

Фреска в церкви Сан Клементе

В Англии

Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.

В Германии и Австрии

Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.

В Венгрии и Чехии

Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.

artrue.ru