Контурная резьба по дереву для начинающих эскизы – описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Содержание

описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб. Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

labuda.blog

Контурная резьба. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]

Контурная резьба

По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.

Точная аккуратная разметка рисунка и последующая проверка его композиции в целом и по частям с помощью чертежных инструментов считается одним из важнейших этапов при выполнении геометрической резьбы.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. После этого разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем – на треугольники. При разметке обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору. На рис. 19 приведены в качестве примера схемы последовательного вычерчивания некоторых орнаментов.

Для резьбы надо иметь хорошо выправленный инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот – справа налево, с наклоном от себя. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой, могут быть срывы и заскоки. Поэтому начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – осине, липе, а после приобретения навыков – на более твердой.

Рис. 19. Последовательность вычерчивания орнаментов.

Итак, возьмите дощечку размером 100 ? 200 ? 25 мм из древесины мягких пород. Хорошо обработайте ее рубанком или фуганком. Затем проведите карандашом под линейку несколько параллельных линий вдоль волокон древесины на расстоянии 10 мм одна от другой. Укрепите дощечку на верстаке и, держа в правой руке нож-косяк, поставьте его кончик на начало линии, наклоните под углом 45° вправо и, углубляя на 1–2 мм, сделайте надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Приподнимая пятку ножа на 1–2 мм, ведите его, не торопясь, к себе (рис. 20, а). Левой рукой помогайте, направляя лезвие ножа в нужную сторону. Когда до конца линии останется 8–10 мм, начинайте приподнимать пятку ножа (рис. 20, б), левой рукой поддерживая заготовку позади резака. Таким образом пройдите по всем размеченным под контурную резьбу линиям.

Рис. 20. Контурная резьба: а – надрезка; б – положение ножа при резьбе; в – подрезка; г – вырезание сетки; д – образцы линий для тренировки.

Затем следует стадия подрезания. Закончив резку в одном направлении, переверните дощечку на 180° и закрепите ее. Отступив от прорезанной линии 2 мм, карандашом проведите параллельную ей линию и снова прорежьте полоску. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку (рис. 20, в). Вскоре появится так называемая «соломка» – тонкая стружка. При хорошей технике выполнения она будет иметь три различимые ровные грани, а канавка получится двусторонней.

Прорежьте таким образом все размеченные параллельные линии, а затем выполните аналогичную операцию поперек волокон. В результате у вас получится сетка (рис. 20, г). Этот прием необходимо хорошо освоить, так как он наиболее распространен в резьбе.

При работе ножом следует учитывать направление волокон древесины. Прямую двустороннюю неглубокую выемку вдоль волокон без труда вырезают ножом-косяком по вышеописанной методике. Если выемка должна быть глубокой, сначала намечают линии краев и середины. Затем делают среднюю линию необходимой глубины, держа нож под прямым к доске углом. После этого с нужным наклоном, не спеша прорезают боковые линии. Нож должен идти при этом вдоль волокон.

Если нужно сделать двустороннюю выемку поперек волокон древесины, то ножом-косяком обязательно прорезают сначала среднюю линию, а затем с наклоном срезают каждую грань, при этом медленно ведут нож от края выемки к середине. Так удается избежать сколов.

Выполняя двустороннюю выемку под углом к направлению волокон, размечают все три линии выемки. Проработку серединной линии производят аналогично предыдущим случаям. Теперь наступает очередь боковых. В данном случае удобнее сначала проработать правую грань, прямая которой образует с линиями волокон острый угол, а затем повернуть заготовку на 180° и повторить то же самое с оставшейся гранью. Нож следует держать под нужным углом.

Дальнейшие упражнения с контурной резьбой сводятся к вырезанию ломаных, а затем и кривых линий, завитков, сложных узоров (рис. 20, д).

Для проработки поворотов (особенно если они не прямые, а закругленные) подходят резаки или косяки с тонкой режущей кромкой и маленьким углом заточки (30–45°). Лезвия с большим углом заточки уверенно идут по прямой, но для крутых поворотов они не подходят. В то же время при некоторой сноровке можно работать ножом-косяком в разных направлениях. Не волнуйтесь, постепенно вы приобретете уверенность и опыт.

Чтобы получить широкий, но недлинный двугранный канал, можно использовать прямую стамеску или стамеску-клюкарзу с рабочей кромкой в виде уголка. Ножом-косяком прорезают среднюю линию и намечают боковые линии. Затем в эти углубления вставляют стамеску. Нажим или серия легких ударов – и выемка готова. Если срез получился не совсем ровный, снимают тонкий пласт широким ножом-косяком или резаком.

Разумеется, канавки бывают не только двусторонними, V-образной формы. Полукруглые выемки удобно вырезать крутыми, средними и отлогими полукруглыми стамесками нужного размера. Поэкспериментируйте с полукруглой стамеской, приставляя ее к дереву под разными углами и пробуя нажать на инструмент.

Там, где угол был больше 45°, срез, скорее всего, не получится. Поставьте стамеску под углом 45° – и инструмент слишком глубоко войдет в дерево. Немного уменьшив угол, вы получите «узор» из сколов с рваными краями. Но если направить стамеску вдоль волокон под углом примерно 20°, вы увидите, как древесина поддастся и начнется ровное движение. Срез образуется гладкий и чистый – стамеска снимет ровно столько древесины, сколько она способна срезать своей острой кромкой.

Для продольного среза поперек волокон той же полукруглой стамеской следует применять другую технику. Если вы попробуете резать поперек волокон так же, как и вдоль, получите некрасивые сколы. Чтобы избежать этого, делают желобки с двух намеченных концов к центру. Сначала заходят с одной стороны, вырезают половину канавки, а затем аккуратно извлекают стамеску и повторяют то же самое с другого конца.

Если резьбу выполняют полукруглой стамеской или стамеской-уголком, то инструмент держат так, чтобы ручка упиралась в ладонь, указательный палец лежал на инструменте, а большой – на изделии. Работая длинной стамеской, правой рукой нужно нажимать, а левой придерживать и направлять инструмент, ведя его вдоль линии рисунка. В первом случае работать приходится сидя, во втором – стоя. Контурные линии должны быть глубже и шире, чем остальные штрихи.

При работе с твердой древесиной и при вырезании особо широких и глубоких канавок работа будет идти быстрее, если использовать киянку. В этом случае стамеску держат левой рукой, а правая рука будет держать киянку. Если вы левша, то, наоборот, держите стамеску правой рукой, а левая рука будет держать киянку. Обхватывайте нижние ? ручки киянки так, чтобы передняя часть полотна и передняя часть кулака находились в одной плоскости. В таком же положении вы можете менять угол резания, поворачивая кисть. Обратите внимание, что перехватывать инструмент при этом не нужно.

Киянкой делайте короткие и резкие удары по головке инструмента. Со временем вы научитесь чувствовать правильный угол направления и силу ударов. Но работайте деликатно. Лучше ударить несколько раз слегка, чем один раз сильно: при сильном ударе сложнее контролировать глубину выемки, можно получить рваные срезы и к тому же быстро испортить инструмент.

Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, отличается некоторой жесткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещенных местах. Чтобы повысить выразительность контурной резьбы, используют тонированный фон или применяют различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, достигая большого разнообразия форм и композиционных решений.

Контурную резьбу на темном фоне называют линейной. Нередко она напоминает гравировку. Чаще всего древесину окрашивают в черный, коричневый, красный, синий и зеленый цвета – все зависит от задуманной композиции и фантазии мастера. В этом случае главное – контрастность фона и прорезанных линий: на светлом фоне – темный рисунок, на темном – светлый. Из-за отсутствия светотени узор получается резким, контрастным и очень эффектным.

Заготовку перед окраской тщательно шлифуют и покрывают тушью, гуашью, акварельной или анилиновой краской, марганцовокислым калием или морилкой. Для придания заготовке блеска ее покрывают лаком и при необходимости полируют. Рисунок переводят через копировальную бумагу, контрастную с цветом дощечки. Иногда для получения особого эффекта прорезанные линии заполняют лаком, смешанным с бронзовым или алюминиевым порошком.

Упражнения для начинающих резчиков

Не пожалейте деревянных брусков и потренируйтесь в выполнении простых прорезов. Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить технику резьбы ножом и выполнять основные мотивы резьбы.

Резьба двугранной выемки поперек волокон. По средней линии разметки носком косяка сделайте вертикальный прорез движением на себя, затем наклоните резец вправо и движением от себя пяткой срежьте правую грань, поменяйте наклон влево и срежьте противоположную грань. При поперечном пересечении волокон резец может двигаться в любом направлении, резать можно как пяткой, так и носком, но пяткой удобнее.

Главная цель первого упражнения – резать грань в грань, это значит, что на дне выемки место встречи граней должно проходить строго на одной глубине, в противном случае будет повреждена противоположная грань. При резании соседних выемок важно сохранить от сколов разделяющие их ребра.

Резьба двугранных выемок по наклонной к направлению волокон. Цель данного упражнения – резать по направлению волокон. Отличие от предыдущего упражнения в том, что резец двигается в противоположных направлениях: при наклоне выемки вправо от резчика левая грань срезается пяткой косяка движением от себя, а правая – носком, движением на себя. При несоблюдении этого правила одна из граней будет шероховатой, а ребра могут скалываться.

Резьба двугранных выемок вдоль направления волокон. Вдоль волокон резец идет легко. Лезвие может двигаться в любом направлении, если древесина прямослойная, но, как правило, волокна имеют свилеватость, поэтому на отдельных участках (в местах свилеватости) резец нужно вести встречными движениями до верхней касательной линии излома волокон. Условно назовем это место линией (точкой) «стоп», а прием резания – правилом «стружка в стружку». При соблюдении этого правила стружка отделяется от древесины в верхней части излома волокон, срез получается гладким, без задиров.

Резьба двугранной выемки по кольцу. Это упражнение является достаточно важным, поскольку в нем раскрывается сущность направления движения лезвия резца на отдельных участках кольца и других криволинейных выемок. Обратите внимание на то, что по внутренней грани резец движется в направлении к продольной (торцевой) линии «стоп», а по внешней – в противоположном, к боковым (поперечным) линиям «стоп». Исходя из особенностей строения древесины, подумайте, почему это происходит.

На отрезке подготовленной доски вычертите циркулем три концентрические окружности. Кончиком косяка прорежьте вертикально среднюю линию, затем под наклоном подрежьте грани по направлению стрелок. Дно канавки строго выдержите по правилу «грань в грань». Если вы хорошо усвоите правила резьбы двугранной выемки по кольцу, то легко будете исполнять любую кривую. Это во многом облегчит резьбу по дереву практически всех видов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Эскизы для резьбы по дереву для начинающих

Содержание

  • Рисунки для резьбы по дереву: фотографии, шаблоны, эскизы и примеры для вдохновения мастеров
  • Эскизы для геометрической резьбы по дереву
  • Трафареты для прорезной резьбы
  • Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы
  • Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву
  • Шаблоны для резных наличников на окна и двери – от рисунка к трафарету
  • Оформление шкатулок в различных техниках резьбы
  • Подборка видео-материалов на тему статьи
  • Рисунки для резьбы по дереву: фотографии, шаблоны, эскизы и примеры для вдохновения мастеров
  • Эскизы для геометрической резьбы по дереву
  • Трафареты для прорезной резьбы
  • Рисунки для резьбы по дереву: фотографии, шаблоны, эскизы и примеры для вдохновения мастеров
  • Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы
  • Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву
  • Оформление шкатулок в различных техниках резьбы
  • Подборка видео-материалов на тему статьи
  • Трафаретная резьба и эскизы по дереву для начинающих
  • Резьба по дереву
  • Резьба по дереву: Лучшие идеи
  • Резьба по дереву: вдохновляющие идеи, эскизы и советы по выбору материала
  • Художественная резьба по дереву: виды и стили различных мастеров, фото, рисунки и примеры работ
  • Различные техники резьбы по дереву
  • Авторские и региональные стили резьбы по дереву
  • Уроки резьбы по дереву для начинающих
  • Подборка видео на тему “Художественная резьба по дереву”

Рисунки для резьбы по дереву: фотографии, шаблоны, эскизы и примеры для вдохновения мастеров

Художественная резьба по дереву всегда выглядит очень эффектно. Большинство людей даже не догадываются, каким образом такие изделия возможно осуществить. Представляется, что для этого нужна огромная физическая сила, а кроме того, художественный вкус и образование. Однако вырезать красивый орнамент не так сложно, как кажется, стоит только немного подучиться технике выполнения и, что называется, набить руку. Мы покажем популярные рисунки для резьбы по дереву, которые пригодятся начинающим и мастерам!

Ни для кого не секрет, что для ручной творческой работы необходимо не только владеть навыками данного искусства, но и иметь вдохновение, желание и, конечно, время. Чтобы все эти параметры сошлись воедино, мастеру могут помочь рисунки для резьбы по дереву. Для рождения идеи помогают не только чертежи, но и фотографии работ других умельцев.

Существуют эскизы для различных видов резьбы по дереву, и здесь можно найти подходящий для себя эскиз совершенно бесплатно.

Эскизы для геометрической резьбы по дереву

Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие – вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.

Доски в геометрической и плоскорельефной технике.

Трафарет.

Трафареты можно менять – например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.

Трафареты для прорезной резьбы

Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.

Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы

Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.

Чернолаковая резьба – разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.

Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву

Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе.

Шаблоны для резных наличников на окна и двери – от рисунка к трафарету

На фото – примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.

Оформление шкатулок в различных техниках резьбы

Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.

Шкатулка с прорезной резьбой и подложкой.

Пример изделия с трехгранной геометрической резьбой.

Шкатулка, выполненная в технике контурной резьбы.

Подборка видео-материалов на тему статьи

Добавил: Diveeva 30-06-2016, 13:32 Просмотры: 6 849 Вернуться назад

Самые интересные статьи:

Рисунки для резьбы по дереву: фотографии, шаблоны, эскизы и примеры для вдохновения мастеров

Художественная резьба по дереву всегда выглядит очень эффектно. Большинство людей даже не догадываются, каким образом такие изделия возможно осуществить. Представляется, что для этого нужна огромная физическая сила, а кроме того, художественный вкус и образование. Однако вырезать красивый орнамент не так сложно, как кажется, стоит только немного подучиться технике выполнения и, что называется, набить руку. Мы покажем популярные рисунки для резьбы по дереву, которые пригодятся начинающим и мастерам!

Ни для кого не секрет, что для ручной творческой работы необходимо не только владеть навыками данного искусства, но и иметь вдохновение, желание и, конечно, время. Чтобы все эти параметры сошлись воедино, мастеру могут помочь рисунки для резьбы по дереву. Для рождения идеи помогают не только чертежи, но и фотографии работ других умельцев.

Существуют эскизы для различных видов резьбы по дереву, и здесь можно найти подходящий для себя эскиз совершенно бесплатно.

Эскизы для геометрической резьбы по дереву

Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие – вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.

Доски в геометрической и плоскорельефной технике.

Трафарет.

Трафареты можно менять – например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.

Трафареты для прорезной резьбы

Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета.

Рисунки для резьбы по дереву: фотографии, шаблоны, эскизы и примеры для вдохновения мастеров

Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.

Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы

Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.

Чернолаковая резьба – разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.

Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву

Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе. На фото – примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.

Оформление шкатулок в различных техниках резьбы

Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.

Шкатулка с прорезной резьбой и подложкой.

Пример изделия с трехгранной геометрической резьбой.

Шкатулка, выполненная в технике контурной резьбы.

Подборка видео-материалов на тему статьи

Добавил: Diveeva 30-06-2016, 13:32 Просмотры: 6 850 Вернуться назад

Самые интересные статьи:

Трафаретная резьба и эскизы по дереву для начинающих

Категория:Резьба по дереву

Резьба по дереву

Одним из самых древних способов украшения зданий является размещение на фасадах резных декоративных элементов.

Их изготовление требует большой аккуратности и терпения, но освоить это ремесло под силу каждому.

Существует много видов резьбы по дереву: – плосковыемчатая, или углубленная; – плоскорельефная; – рельефная; прорезная; – скульптурная, или объемная; – домовая (корабельная). Наиболее доступна для украшения сельского жилого дома плосковыемчатая геометрическая и прорезная резьба. Для выполнения такой резьбы не нужен сложный инструмент.

Плосковыемчатая геометрическая резьба. Ею украшают наличники, карнизы, фронтоны, простенки домов, двери, ворота и т. п. Узор из геометрических фигур (треугольников, квадратов, окружностей и т. п.) получают, вырезая двух-, трех-, четырехгранные выемки.

Такую резьбу можно выполнять по дереву различных пород: – липа, клен в возрасте 90…100 лет, тополь в возрасте 40…50 лет, рябина, ольха, хвойные породы, содержащие смолу и более стойкие к атмосферным осадкам.

Но наиболее подходит липа в возрасте 40…50 лет: – ее древесина легко и чисто режется, мало растрескивается и коробится. Древесина для резьбы не должна иметь сучков, тогда она не будет ломаться и скалываться.

Заготавливать древесину нужно с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе дерева и уменьшается опасность его растрескивания и поражения грибками и насекомыми.

Свежая и влажная древесина легче режется, чем сухая, но чистота резьбы по такой древесине хуже. Кроме того, влажная древесина усыхает и растрескивается. Чтобы древесина высохла, кряжи держат в комнатных условиях один-два года. Предварительно их очищают от коры. Оставляют кору (кольца коры шириной 20…25 см) только на концах кряжей. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой или масляной краской. Высохшие кряжи распиливают на доски.

Пробовать свои силы в резьбе нужно, конечно, на мягкой древесине лиственных пород деревьев.

Рис. 1. Нож-косяк

Для резьбы понадобится нож-косяк (рис. 1). Сделать его можно из ножовочного полотна либо из стамески или ножа из хорошей стали. Лезвие ножа должно иметь угол скоса 60°. У режущей части ножа есть носок (острый угол) и пятка (тупой угол). Рабочую режущую часть лезвия затачивают с двух сторон, то есть на две фаски с углом 20°, сначала на наждачном круге, а затем на бруске-микрокорунде. Плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину. Ручку можно изготовить из двух тонких дощечек (из бука, дуба или березы) длиной 100…120 мм, шириной 20…30, толщиной 12…15 мм. Она должна быть удобной для работы, без острых углов и кромок. Лезвие должно выступать из ручки на 50…70 мм.

Начинающему лучше всего осваивать резьбу с эскиза. Эскиз выполняют в натуральном размере на листе плотной бумаги или кальки карандашом, шариковой ручкой или пером.

Элементы, составляющие композиции трехгранной плосковыемчатой резьбы, показаны на рисунке 2.

При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале вычерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую фигуру на отдельные элементы.

Заготовку хорошо строгают, укладывают на нее и укрепляют в нескольких местах кнопками кальку. Под кальку подкладывают копировальную бумагу и затем всю ее крепят кнопками. Карандашом обводят контур рисунка, переводя его на заготовку.

Техника вырезания всех элементов плосковыемчатой резьбы одинакова. Рассмотрим, например, последовательность вырезания треугольника. На середину треугольника наносят точку. Ставят носок ножа-косяка в эту точку (рис. 3). Ручка при этом должна быть расположена строго вертикально, а пятка ножа-косяка -направлена к одной из вершин треугольника. Нажимают на ручку так, чтобы носок на 2…3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки накалывают древесину ко всем трем вершинам треугольника, причем поворачивают доску, а не нож. Потом подрезают древесину. Для этого острие ножа ставят в вершину треугольника, наклоняют лезвие под углом 45…30° (зависит от глубины резьбы) к поверхности доски и медленно ведут острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя его к середине стороны на 3 мм и выводя от середины стороны (по мере приближения к другой вершине треугольника) на поверхность доски. В результате от доски легко отделяете® маленькая трехгранная пирамидка. После этого поворачивают доску на 120° и подрезают древесину аналогичным образом. Извлекают вторую пирамидку. Так выбирают все элементы трехгранной плосковыемчатой резьбы. Такая резьба хорошо выглядит на белой древесине. Но можно древесину и тонировать (морилкой или отварами коры дуба, ивы и ольхи).

Рис. 2. Узоры плосковыемчатой геометрической резьбы: а – лесенка; б – ромбы; в – витейка; г – змейка; д – сияние; е – сколышки

Рис. 3. Последовательность операций при резьбе ножом-косяком: I – разметка; II – накалывание; III – подрезка

Отвар коры.готовят так: в измельченную кору (400 г) добавляют немного (чайную ложку) питьевой соды, доливают воду (1 л) и кипятят на слабом огне около 10 мин. Древесина, покрытая таким отваром, приобретает приятный коричневатый оттенок.

Рис. 4. Узоры прорезной резьбы

Рис. 5. Устройство для закрепления заготовки при выполнении прорезной резьбы

Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купороса.

Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка шлифуют наждачной бумагой.

Резьба по дереву: Лучшие идеи

При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.

Прорезная резьба. Придает изделию ажурность и легкость. Выпиливать ее ррна-мент (рис. 4) легче, чем заниматься плосковыемчатой резьбой. Выполняют резьбу в такой последовательности. Просверливают или прорезают круглыми мелкими и крупными стамесками отверстие. Для предотвращения скалывания древесины заготовку задней стороной следует плотно прижать к гладкой доске. Вставляют в отверстие лобзик или ножовку и делают пропилы по нанесенному рисунку. Заготовку при этом можно держать вертикально и пилить сверху вниз, можно положить ее на верстак, но лучше на специальную подставку из толстой доски длиной около 1 м (рис. 5).

Изготавливают подставку следующим образом. В доске сверлят или долбят четыре сквозных отверстия (по два с каждого конца) на расстоянии 50 мм одно от другого. В эти отверстия вставляют стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200…250 мм. Между стойками укладывают и, если надо, закрепляют клиньями заготовку. Подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

В прорезной резьбе срезают фаску на обратной стороне изделия, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины заготовки.

—-

Деревянные предметы хорошо украсить резными узорами. Резьба по дереву — очень увлекательная и интересная работа, не требующая сложных инструментов и приспособлений. Однако резчик должен быть очень терпеливым, старательным и аккуратным, только тогда он достигнет необходимого результата в работе.

Существует несколько видов резьбы по дереву. Наиболее простой вид плоской резьбы — гравировка или контурная резьба. При плоской резьбе рельеф изображения находится на одном уровне с плоскостью доски.

При плоской резьбе можно также вырезать изображение, а фон оставлять на уровне с плоскостью доски.

Есть и другой способ плоской резьбы, который заключается в том, что режется вся поверхность изделия. Этот вид резьбы называется ворносковским.

Более сложным видом резьбы является прорезная, или ажурная, резьба. Простейшим видом прорезной резьбы является общеизвестное выпиливание с помощью лобзика.

Не все породы дерева пригодны для резьбы. Дерево, которое вы хотите украсить резьбой, должно не крошиться, быть прямослойным, без сучков и одинаково поддаваться резцу.

Учиться резьбе, осваивать приемы этой работы лучше на мягких породах дерева. Древесину надо выбирать светлую, без темных пятнышек и полос. Хорошо поддается резьбе липа, береза, ольха, орех. Тополь слишком мягок. Ель и сосна сильно слоисты, крошатся. Более опытный резчик может выполнять резьбу на яблоне, груше, сливе, клене и дубе. Однако эти твердые породы деревьев требуют от резчика большей силы и ловкости.

Рис. 6. Инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Резьбу по дереву выполняют резцами различной формы, которые делаются из прочной стали, с деревянными рукоятками. Резцы подбираются в зависимости от характера работ.

Прямой резец, похожий на обыкновенную стамеску, применяется при резьбе по прямой. Косой резец необходим для выбирания углов. Полукруглые желобки и канавки вырезаются резцами соответствующей величины и формы. Для простых работ этих резцов вполне достаточно.

Большое значение для юного резчика имеет правильная точка инструмента. Оттачивать резцы и ножи необходимо с помощью опытного мастера. Точить, как правило, резцы следует, не дожидаясь, пока они совсем затупятся. Тупым инструментом работать неудобно и тяжело, резьба будет нечистой, линии рваные, дерево будет скалываться, мяться.

Первые резные работы. Обязательным условием обучения резьбе по дереву является выполнение простейших упражнений. На сухой, гладко выстроганной прямослойной липовой доске, без сучьев, трещин и других изъянов, необходимо научиться выбирать прямые желобки. Это упражнение приучает правильно и уверенно держать резец. Для этого упражнения хорошо отточенным простым карандашом с помощью линейки прочертите параллельные линии, а между ними несколько квадратиков. Закрепите доску в верстаке или прикрепите к крышке простого стола.

Вырезать желобок с помощью резца следует так: резец ставится концом лезвия на прочерченную линию — рукоятка резца охватывается правой рукой с легким нажимом вниз, а большим или указательным пальцем левой руки резец направляется по линии рисунка. Главное, к чему следует приучиться начинающему резчику, — это не браться за тонкую и мелкую резьбу, не освоив техники резьбы. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не привыкнете выполнять его чисто и быстро, пока резец не перестанет свертываться в сторону от требуемого направления.

Рис. 7. Резьба прямых желобков и квадратов

Рис. 8. Приемы резьбы: А — при резьбе желобков; Б — при малоуглубленной резьбе

Чтобы разнообразить упражнения, можно нанести на гладко выстроганной доске очертания, листьев, цветов или любые простые очертания негеометрического характера. Отдельные элементы растительного орнамента не требуют особенной точности резьбы, хотя к ней надо стремиться. Вырезать желобки по рисунку нужно резцами различного сечения, чтобы постепенно освоить работу с каждым из них. Постепенно следует переходить к резьбе на все более твердых и мелкослойных породах дерева, так как хотя по мягкому материалу резать легче, однако резьба на твердых и мелкослойных породах получается чище и точнее.

Затем можно приступить к упражнениям по выпуклой плоской резьбе. На прямоугольных досках наносят рисунки простейших геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, трапеции, ромба, круга.

Лезвие прямого резца ставится по наружной части очертания и легким ударом киянки утапливается в поверхности дерева на требуемую глубину (до 0,5 см). Чтобы высота будущего рельефа -была одинаковой, удары киянки по рукоятке резца следует стараться производить с одинаковой силой. Так, резцом следует пройти по всему периметру двух квадратов. Затем слой дерева вокруТ1 фигуры подрезается и удаляется по частям до тех пор, пока не образуются выпуклые квадраты. Таким же образом вырезают прямоугольники, треугольники, трапеции, ромбы, круги. После этого внутри квадратов выбираются квадраты меньшей величины, а в других фигурах также вырезаются подобные же им меньшие фигуры.

Рис. 4. Образцы для упражнений в резьбе

Освоив резьбу простых рисунков, можно переходить к более сложным.

Зачистка резьбы. Как бы аккуратно ни выполнялись резные работы, они требуют зачистки, поправки и отделки. Если в дереве после резьбы появится трещина, ее следует заделать. Для этого берут опилки той же породы дерева, на котором производилась резьба, и смешивают их с горячим столярным или казеиновым клеем. Этой кашицей замазываются трещины, а после того, как она высохнет, излишки ее снимают, поверхность зачищают и заравнивают шкуркой.

Все углубления и особенно углы прочищаются кончиком ножа или резца наиболее удобной формы.

Далее резные изделия зачищают наждачной или стеклянной бумагой. При зачистке углублений, к которым доступ затруднен, полоску наждачной или стеклянной бумаги укрепляют на палочке, форма которой соответствует углублению.

Рис. 10. Образцы для упражнений в выпуклой плоской резьбе

Рис. 11. Рисунок для резьбы

После зачистки можно перейти к отделке резного изделия.

Отделка резного изделия. Чтобы придать резным изделиям красивый законченный вид, их можно обработать морилкой или протравить, окрасить, натереть воском, отлакировать. Такая обработка необходима для тех пород дерева, которым хочется придать какой-либо цвет или отделать под цвет красного дерева, ореха и т. д. Если же цвет дерева достаточно хорош, то его можно покрыть олифой (светлой) или вареным (но некипяченым) льняным или иным растительным (например, ореховым) маслом. Цвет древесины почти сохранится, а рисунок дерева подчеркнется. Кроме того, дерево, пропитанное олифой, не растрескается, и поверхность его будет более устойчива к гибельному воздействию влаги. В дополнение к сказанному о протравах и морилках в главе об обработке дерева приведем несколько простых способов приготовления протрав.

Коричневая протрава. В бутылку или стеклянную банку с теплой водой бросить с десяток крупинок марганцево-кислого калия, взятых кончиком ножа, и взбалтывать до полного растворения. Получится прозрачная жидкость тёмнокрасного цвета. После покрытия этой жидкостью дерева оно приобретает коричневый цвет (под действием кислорода воздуха раствор меняет свою окраску, и красный в сосуде цвет становится коричневым на поверхности дерева).

Сераяпротрава. Дереву можно придать красивый серый оттенок. Для этого небольшое количество железных стружек или маленьких кусочков старого железа следует положить в глиняный горшок и залить уксусной эссенцией или крепким уксусом.

Через два-три дня протрава будет пригодна к употреблению.

Покрытие протравой и окраска резьбы.” Покрытие протравой или краской производится с помощью кисти или тампона. Но лучше все же покрывать кистью: она позволяет не пачкать рук и с ее помощью легче проникнуть во все углубления. Сильно смачивать кисть не нужно, с нее не должна стекать протрава или краска и затекать в углубления, так как и без того углубления с косым срезом и торцовая часть дерева всегда будут после окраски темнее, чем поверхность дерева, разрезанная по слою. После окраски нужно дождаться полного высыхания, а затем, если тон получился недостаточно интенсивным, можно повторить окраску или протраву. Следует помнить, что лучше эту операцию повторить несколько раз, нежели за один раз перетемнить изделие. Пробу рекомендуется производить на отдельном кусочке дерева той же породы. v

Если протрава или окраска получилась темной, ее разбавляют денатурированным спиртом, уксусом (при применении вышеуказанного рецепта серой протравы) или горячей водой.

Можно также обрабатывать резные изделия обжигом, выжиганием, окрасить акварельной или масляной краской (тонким прозрачным слоем—лессировочно).

Обработка воском. Протравленное или окрашенное любым красителем и просушенное резное изделие нужно вновь слегка почистить тряпкой с порошком пемзы, чтобы убрать появившиеся на поверхности дерева заусенцы (ворсинки) и сделать поверхность дерева гладкой. После этого можно приступить к обработке воском или лакировке.

Отделка воском придает дереву приятный матовый блеск. Для этого в металлическую посуду или чистую консервную банку нужно положить воск (в куске или размельченный, безразлично) и налить скипидару. На одну часть воска следует налить полторы-две части скипидара и поставить посуду на небольшой огонь. Следует бУть осторожным, не допускать бурного кипения, чтобы скипидар не воспламенился. (В старину при отсутствии скипидара его заменяли зеленым мылом с добавлением небольшого количества деревянного масла.) Полученный раствор воска в скипидаре должен остыть, после чего с помощью суконки или щетки им покрывают поверхность резьбы и тщательно, без пропусков, натирают. После просушки изделие натирают еще раз, два до появления блеска.

Лакировка резных изделий производится обычно, как и лакировка ровных деревянных поверхностей. Следует стараться, чтобы лак не затекал в углубления. Снимать излишки лака в углублениях можно полусухой кистью.

Резьба по дереву — Резьба по дереву

Дерево это материал, который обладает удивительными свойствами, это экологически чистый материал, который отличается эстетическими качествами и долговечностью. Дерево применяется для создания различных конструкций, мебели и подделок из дерева. Для того, чтобы научиться работать с деревом необходимо ознакомиться со свойствами этого материала. Физические свойства древесины (http://chelovechek.net/%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B/) существенно влияют на готовый результат изделия из дерева, поэтому необходимо с ними ознакомиться, если вы желаете научиться работать с деревом. Кроме создания мебели и применения дерева в строительстве, также можно вырезать из дерева различные декоративные элементы и подделки.

Если вы хотите научиться вырезать из дерева, лучший способ этому научиться, это посетить специальные курсы. В том случае, когда курсы вам кажутся слишком дорогими или же у вас нет времени для их постоянного посещения, тогда можно использовать в обучении более простые способы обучения, так как видеоуроки, например. Самостоятельное обучение позволяет вам учиться по единому удобному графику и на этом заканчиваются все плюсы обучения, так как возникнет немало сложностей, которые придется преодолеть самостоятельно.

Первое, что необходимо сделать, это купить инструменты для резьбы по дереву, а сделать это можно в строительных магазинах. Кроме инструментов понадобятся также дополнительные материалы, так как наждачный материал, например, что позволит ошкуривать уже готовые работы.

Резьба по дереву: вдохновляющие идеи, эскизы и советы по выбору материала

Определите, какая будет ваша первая подделка, и выберите заготовку из дерева, которая подойдет по размерам. Учтите, что как новичку, лучше выбрать заготовку из мягкого дерева, которая значительно проще подается обработки. Очень важно выбрать правильную породу дерева, что позволит вам получить желаемый результат, так как разные породы дерева обрабатываются по-разному. Перед тем как приступить к практической части обучения ознакомьтесь с теорией, в том числе с полезными книгами о резьбе по дереву.

Полезные книги:

— «Художественная работа по дереву», Екатерина Андреева

— «Виды резьбы по дереву», О.В. Костюченко

— «Работа по дереву: приемы, техника, изделия», А.Ф. Афанасьев

— «Резьба по дереву», А,Н. Виноградов

— «Резьба по дереву», А.Ф. Конев.

Художественная резьба по дереву: виды и стили различных мастеров, фото, рисунки и примеры работ

Каждый вид ремесла появлялся в определенной местности неспроста. На побережьях северных морей, где водятся моржи, зародилось искусство резьбы по кости. Кузнечное дело популярно вблизи залежей руды. Резьба по камню популярна рядом с каменными пещерами и месторождениями полудрагоценных камней. Люди издревле хотели украсить предметы вокруг себя, используя доступные для этого материалы. В России огромные площади заняты лесом, поэтому в разных регионах нашей страны развит промысел художественной резьбы по дереву.

Различные техники резьбы по дереву

Существуют различные техникиэтого искусства. Самые распространенные – геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная или прорезная, объемная резьба. Каждый из видов резьбы имеет свои особенности, требует различных инструментов и подготовки мастера. Так, для геометрической резьбы достаточно лишь ножа-косяка, плоскорельефная требует наличия нескольких стамесок и напильников, прорезная выполняется строго по эскизу лобзиком или фрезером, а для объемной техники необходим большой набор инструментов, а также представление об объеме фигуры и некоторые художественные навыки.

  • Геометрическая резьба на разделочной доске.
  • Пример контурной резьбы – рисунки выполнены в виде борозды, вырезанной из поверхности бруска.
  • Плоскорельефная резьба – фон углублен, рисунок выступает на одинаковую высоту.
  • Прорезная резьба – пример работы мастера.
  • Объемная резьба по дереву – шедевр от российских резчиков.

Кроме того, очень красиво выглядят работы, выполненные не в одной определенной технике, но с комбинированием их. На фото видны примеры обработки дерева в смешанных техниках.

Авторские и региональные стили резьбы по дереву

В различных регионах преобладают разные виды дерева, отличается климат и уклад жизни. В зависимости от этого, существуют многочисленные направления в этом декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, некоторые мастера, выходцы из определенных школ и добившиеся успеха, разрабатывают свой собственный неповторимый стиль резьбы. Некоторые из них даже отмечены в специализированных книгах и изданиях, их работы представлены на выставках и известны на весь мир.

Богородская резьба по дереву: история и отличия

Село Богородское находится недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Резное дело берет начало в этом селе еще с XV-XVI веков. Тогда этим занимались, в основном, простые крестьяне. Сейчас в селе ходит предание о том, как один из богородских резчиков сделал куклу из дерева и продал ее купцу. Купец поставил ее в своей лавке для украшения, но ее тут же купили за очень выгодную для него цену, после чего он заказал целую партию таких же кукол у мастера. С этого времени, согласно этой истории, и зародилась богородская школа резьбы по дереву.

Многим россиянам с детства знакомы такие деревянные игрушки как кузнецы или курочки, которые поочередно бьют молотами по наковальне или клюют зернышки. Но далеко не все знают, что это также творчество богородских резчиков. Мастерам удается с помощью этого нехитрого материала воссоздавать повседневные сценки из жизни и быта простых людей, а также делать чудесные фигурки животных. Известно, что с этими игрушками играли не только дети крестьян, но даже боярские отпрыски и царевичи.

В начале прошлого века богородские мастера объединились в артель “Богородский резчик”, а позже превратилась в Богородскую фабрику резьбы по дереву, которая существует до сих пор и выпускает на свет замечательных мастеров.

История и отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы по дереву

Изначально сформировалась в селе Абрамцево. Мастер Е.Д.Поленова организовала там мастерскую со школой резьбы по дереву, отличительной чертой которой было обучение живописи. Позже один из выходцев этой школы основал в селе Кудрино свою собственную мастерскую, работая по заказам для Абрамцевской мастерской.

Уроки резьбы по дереву для начинающих

Так сформировался абрамцево-кудринский стиль резьбы, характерными чертами которого стало комбинирование плоскорельефной и геометрической резьбы. Эта разновидность резьбы популярна до сих пор и является легкоузнаваемой.

Новый авторский вид резьбы по дереву – “Татьянка”

Стиль “татьянка” является запатентованным авторским стилем. Его разработал в 1991 году резчик Сасыков Шамиль, а стиль назвал в честь своей жены. Уникальность “татьянки” состоит в том, что выглядят работы очень красиво и эффектно, главная техника – плоскорельефная резьба с элементами плосковыемчатой. Стиль напоминает абрамцево-кудринский, но все же имеет особую технику вырезания, кроме того, содержит более разнообразные и многочисленные элементы. Существует сайт, посвященный этому виду резьбы, а также школа, где проводятся мастер-классы и полноценное обучение.

Некоторые примеры работ в стиле “татьянка”.

Подборка видео на тему “Художественная резьба по дереву”

Добавил: Diveeva 30-06-2016, 14:01 Просмотры: 1 745 Вернуться назад

Самые интересные статьи:

lifepearl.ru

Контурная резьба


После того как будет пройден базовый курс, можно переходить к выполнению различных видов резьбы. Начинать следует с более простых, постепенно переходя к сложным. Техника контурной резьбы является относительно простой. Она представляет собой линейный, немного углубленный рисунок, образуемый прямыми, извилистыми или ломаными линиями, которые складываются в двухгранные либо полукруглые выемки и очерчивают контуры изображения (рис. 63).

Рис. 63. Контурная резьба на разделочных досках

В технике контурной резьбы выполняют панно, посуду, мебель, всевозможные орнаменты при оформлении отдельных деталей деревянного дома (наличников, косяков и пр.). В составе крупных композиций контурную резьбу используют для выполнения прожилок, сетки, отдельных деталей. В этом виде резьбы нет рельефа, но декоративность достигается благодаря линии, которая может быть разной по ширине и глубине; выборке фона вокруг линейных, орнаментальных и фигурных композиций; сочетанию с другими разновидностями резьбы по дереву.
От сложности узора зависит и выбор использующегося инструмента, но чаще всего применяют ножи-косяки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, отлогую стамеску, клюкарзу-уголок и полукруглую клюкарзу. Иногда требуются и прямые стамески. Любая разновидность резьбы начинается с разметки заготовки и нанесения на нее рисунка, который можно выполнить по шаблону или скопировать с оригинала. Поверхность, на которую наносят рисунок, может быть неотделанной (чтобы при этом рисунок не стерся с чистой поверхности, линии повторяют прозрачным лаком) или лакированной. Нередко ее окрашивают темным цветом, лакируют и полируют.

Секреты между строк

Как определить направление волокон внутри нароста?

На направление волокон нароста указывает его внешняя форма. В слоях, прилегающих к поверхности, волокна располагаются по форме нароста. Там, где наружная поверхность перегибается, внутренние волокна меняют свое направление, углубляясь внутрь практически под углом 90° относительно основания нароста, что видно на срезе. Наружный слой нароста не менее декоративен, на чем основывается способ обработки его поверхности, называемый рваными волокнами.

Заготовка должна быть неподвижна, поэтому ее закрепляют на верстаке. Первые опыты контурной резьбы лучше осуществлять на мягкой древесине, например на липе или осине. А по мере приобретения опыта и определенного владения инструментом можно использовать древесину твердых пород (березу). Подробнее о сортах древесины вы можете прочитать здесь.

Секреты между строк

Чем отличается карельская береза от повислой?

Карельская береза имеет на стволе бочковидные утолщения, которые на тангенциальном срезе имеют необычной красоты текстуру. Она напоминает овальные или веретеновидные следы темного цвета, звездочки, снежинки, всевозможные включения вроде точек, тире, галочек и др. Кроме того, отчетливо проступают свилеватость, курчавость. Будучи отполированным, срез отличается своеобразными жемчужными переливами, что делает этот материал необычайно декоративным.

Чтобы иметь достаточную свободу движений, резать лучше стоя. Инструмент держат правой рукой (если вы правша) за ручку, при этом левой придерживают и направляют его лезвие. Работа обеими руками будет более уверенной и быстрой, при этом срывающаяся стамеска (такое случается) не поранит левую руку.
Резьба ножом-косяком включает в себя 2 приема – надрезание и подрезание, при этом нож удерживают под небольшим наклоном лезвием на себя (рис. 64).

Рис. 64. Выполнение контурной резьбы ножом-косяком: 1 – надрезание; 2 – подрезание

Лезвие вводят в древесину заготовки и, прикладывая определенное усилие с учетом мягкости материала, ведут по линии рисунка, направляя и корректируя движение лезвия большим пальцем левой руки. После того как линия будет надрезана, переходят к подрезанию, при этом нож держат как и раньше, но рука несколько отклоняется в противоположную сторону. Инструмент вводят в древесину и с усилием подрезают
надрезанный контур. О правильности выполнения приема будет свидетельствовать трехгранная полоска (резчики называют ее соломкой), которая выходит из-под ножа, а на поверхности заготовки останется двухгранная выемка. Надо заметить, что работать можно и одной, и двумя руками (рис. 65), выполняя движения на себя и от себя.

Рис. 65. Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе: а – одной рукой:

1 – на себя; 2 – от себя; б – обеими руками: 1 – на себя; 2 – от себя

Для выполнения закруглений применяют ножи-косяки и ножи-резаки с малым углом заточки лезвия. Нож-косяк – инструмент универсальный, который позволяет резать на себя, от себя и наклонять его в любую сторону. Резьбу можно вести не только по прямой и кривой линиям, в розетках и орнаментах, при этом двухгранные выемки различаются по ширине и глубине, что диктуется требованиями художественной выразительности. Для достижения этого нож в глубине заготовки держат носком, благодаря чему линия получается более тонкой, а на выходе к поверхности и в заужении, наоборот, – пяткой.

Секреты между строк

Чем определяется выбор той или иной заготовки для резьбы?

Существуют 3 правила, которые обязательно соблюдают при выборе заготовки. В первую очередь это размер изделия, особенности композиции, которую предстоит воплотить, и разновидность резьбы. Например, для плоскорельефной резьбы подбирают доски, плиты, бруски, используют детали мебели вплоть до предметов домашнего обихода. Объемную выполняют из массивной древесины. В качестве материала можно использовать строительные конструкции, кряжи, пни и наросты.

Если стороны розетки своими вершинами сходятся в центре, режут носком ножа-косяка, начиная от края, к середине обязательно задействуют и пятку, чтобы не допустить сколов.
Контурная резьба может выполняться и полукруглыми стамесками (крутыми, средними и отлогими). Чтобы ход работы был более понятен, рассмотрим его на примере резьбы достаточно простой розетки (рис. 66).

Рис. 66. Выполнение лепестка розетки полукруглыми стамесками (стрелками показано направление движения инструмента, а цифрами – порядок работы)

Последовательность работы такова: крутой стамеской надрезают лепесток. Лезвие инструмента вводят в начале линии и вращают его, пока лезвие не совместится с кривой.
При этом оно должно наклоняться к центру розетки (рис. 66, стрелка 1).

 

Следующий этап осуществляют средней стамеской (рис. 66, стрелка 2), завершая надрез отлогой стамеской (рис. 66, стрелка 3). Закончив надрезание одного лепестка, переходят к следующему и т. д.
Далее срезают вторую грань. Для подрезки используют среднюю стамеску (рис. 66, стрелка 4), потом отлогую (рис. 66, стрелка 5), причем подрезают сразу все лепестки розетки.
После того как приемы контурной резьбы выполняются с достаточной легкостью, можно переходить к выполнению орнаментов и композиций. Заготовку под орнамент, очищенную от ворса и предварительно окрашенную в темный цвет (чаще всего используют темно– и красно-коричневые тона), слегка шлифуют и лакируют (нитроцеллюлозный лак можно заменить восковым составом).
Рисунок на заготовку переносится следующим образом: его переводят на кальку, которую затем фиксируют на заготовке, и продавливают изображение на поверхность древесины острым предметом. Контур рисунка необходимо закрепить, чтобы он не стерся в процессе резьбы, для чего достаточно процарапать его шилом.

Секреты между строк

Как правильно ориентировать заготовку?

Обычно длинную сторону предполагаемого изделия направляют вдоль заготовки. Это же относится и к высоте. Но это правило имеет исключения, поскольку прочность древесины различается в зависимости от направления волокон. По этой причине тонкие детали ориентируют вдоль волокон, чтобы предотвратить излом, а сечения – под углом для увеличения площади скалывания.

Орнамент (рис. 67) режут ножом-косяком.

Рис. 67. Орнамент для контурной резьбы

В процессе работы кривые линии режут плавно, стараясь не прерывать их. Сначала проводят линию с внешней стороны контура, затем – с внутренней. При увеличении кривизны линии работу осуществляют носком ножа, приподняв пятку над поверхностью древесины.

Секреты между строк

Как выполнить заготовку для объемной резьбы?

Сначала ее ограничивают по высоте, отпилив снизу и сверху. Излишек древесины срезают топором или скобелем, причем постоянно учитывают направление волокон древесины. Если работают топором, то сначала делают несколько зарубов, это предотвратит скалывание древесины. Тесать против волокон нельзя, поскольку линия скалывания может углубиться внутрь заготовки. Далее рубанком выравнивают основание заготовки и проверяют ее плоскость стальной линейкой. Строгают боковые грани для удобства разметки и нанесения рисунка.
Контурная резьба ограничена небольшим набором линий, но и они могут быть достаточно выразительными. Главное – суметь выявить формы орнамента, что достигается варьированием глубины и ширины выполняемых линий. Для крупных форм приемлемы резкие линии.
В орнаменте необходимо дифференцировать верхние линии (их выполняют в первую очередь, благодаря чему их грани бывают непрерывными) и нижние линии. Линия, проходящая по фону, должна быть глубже и мельче, если переходит на другую форму орнамента.
Вырезая орнамент, следят за тем, чтобы срезы получались чистыми, а края фона – неповрежденными, поскольку на темном фоне каждый дефект будет очень заметным.

Секреты между строк

Как перенести рисунок на заготовку?

Для плоскорельефной резьбы рисунок выполняют в масштабе 1:1. Некоторые затруднения возникают, если необходимо изменить масштаб. В этом случае используют метод координатной сетки, которой покрывают рисунок, например с шагом 1 см, а на заготовку наносят сетку с шагом 2, 3 см или более. Затем по клеткам переносят рисунок, который при этом увеличивается. Таким же способом можно изменить масштаб, в сторону уменьшения.

как перенести форму на дерево для резьбы?

Современные резчики по дереву внесли изменения в технику классической контурной резьбы: с внутренней стороны контур надрезают круто, а с внешней – полого. Кроме того, внутреннюю грань контура можно немного смягчить. Оба эти приема направлены на то, чтобы усилить выразительность резьбы. С аналогичной целью в композициях вокруг контура рисунка выполняют чеканку фона, для чего, используя полукруглые стамески или клюкарзы, его покрывают либо неглубокими линиями, либо беспорядочно разбросанными выемками. Варианты чеканки фона при выполнение контурной резьбы показаны на рис. 68.

Рис. 68. Чеканка фона при выполнении контурной резьбы: а – выемками; б – мелкими порезками; в – в виде сетки Покрытый такой чеканкой фон делает работу более живописной и интересной.

sk-frontal.ru