Ломаем стереотипы и вешаем ковер на стену
Ковёр на стене? Как так, ведь это пережиток прошлого, пылесборник и привет из СССР — ни в коем случае! Так сейчас думают многие. Но не спешите с критикой. Ковёр не собирается сдавать своих позиций, что бы там ни говорили.
Разрушать стереотипы ещё сложнее, чем создавать их, хотя действующие факторы в обоих случаях одинаковы — опыт и время. Человеку сложно отказаться от чего-то устоявшегося и решиться на нововведение. Но тем не менее разрушить мифы можно, но сложно. Для этого нужно отказаться от стандартного хода мыслей.
Стереотипы – это, в первую очередь, определенные устоявшиеся мнения и правила. К ним общество старается всех приравнять. Стереотипы загоняют нас в определенные рамки. Все считают, что именно так должно быть, а на вопрос почему? никто не может дать ответа. Скорее всего, можно услышать одно распространенное общее мнение — так принято и так сложилось. А где, когда и кем — не уточняется. Например, сказало общество, что ковер на стене является пережитком совкового прошлого — и мы до сих пор с трудом изживаем это.
На мой взгляд, стереотипы в первую очередь заключают в себе боязнь. Страх поступить так, как не принято, не модно, не актуально в обществе, и быть отвергнутым, не понятым или старомодным.
В своей прошлой статье я затронула тему фотообоев. В комментариях мнения разделились. Одни к фотообоям относятся скептически, так же, как и к ковру на стене, считая их анахронизмом. Другие соглашаются, минуя стереотипы, с тем, что это лишь дело вкуса, и если такой элемент интерьера вписывается в общую обстановку и хорошо дополняет собой общую картину, очень даже допустимы.
В наше время многие дизайнерские решения принимаются с оглядкой на прошлое. Ковры на стенах — это вовсе не пережитки прошлого и показатель безвкусицы, как думают многие. Не стоит забывать, что давно вышедшее из моды зачастую вновь возвращается и привносит в привычный стиль что-то новое.
Конечно же, советские настенные ковры, в основной своей массе, были далеки от прекрасного, лишены дизайнерской мысли и просто уродовали и без того непритязательные советские интерьеры «хрущевок».
В те времена ковры (как и многие другие предметы дизайна) были показателями достатка и смекалки хозяев дома. Достатка — потому, что они были недешевы, смекалки — потому, что достать хороший ковер было непросто. На стенах жителей советских квартир часто висели одинаковые «произведения искусства», поэтому об оригинальности интерьеров говорить не приходилось.
Но ковер ковру рознь, и сегодня с помощью этого элемента декора можно сделать интерьер колоритным и суперсовременным!
Трудно представить восточный стиль без настенного ковра, который создаёт комфортную атмосферу спокойствия и домашнего тепла. В сочетании с диванными подушками и пуфами в интерьере появляется роскошный вид.
Колоритно и сочно смотрятся настенные ковры в марокканском или индийском стиле.
Винтажный, скандинавский, смешанные эклектические интерьеры — везде ковры будут уместны. Они хороши также в средневековом, классическом интерьере.
Ковер сможет стать полноценной заменой изголовья кровати. Он дает большой простор для экспериментов — горизонтальное или вертикальное расположение, высота развески и т.д. Кроме того, выполняет отличную шумоизоляционную функцию.
Кстати, а кто сказал, что ковры должны быть большими и на всю стену? Дизайнеры предлагают отличную альтернативу: панно и гобелены. Они могут служить акцентными деталями. Выглядят вовсе не старомодно, не банально, наоборот — изысканно.
Настенный ковёр запросто может вписаться в обстановку помещения, выполненного в стиле лофт. Им можно утеплить холодные кирпичные стены и разбавить грубую отделку. Уместны только приглушенные оттенки ковров. В такой дизайн превосходно может вписаться старинный бабушкин гобелен, завалявшийся на чердаке ещё со времен СССР, поскольку отличительными особенностями этого стиля являются простота, минимализм и присутствие элементов антиквариата.
Предлагаю обратить внимание на то, как можно крепить ковры на стену необычными способома. Возможно, нестандартные приёмы вам придутся по душе и развеют негативное отношение к настенным коврам. Интересно, стильно и свежо. И главное, не нужно делать много дыр в стенах. В некоторых случаях вообще можно обойтись одним гвоздём или вовсе без него. Не тяжелые коврики и гобелены можно закрепить на стене при помощи двух бечевок и деревянной планки. Небольшие, но редкие и красивые экземпляры можно поместить в раму — как картины. Несколько маленьких ковриков можно объединить в единый модульный дизайнерский элемент.
Нельзя недооценивать звуко- и теплоизоляционные свойства настенных ковров, и можно совместить эстетические задачи их применения в интерьере с практическими. Так, стену, за которой гудят шумные соседи, можно частично звукоизолировать, а холодный торец комнаты (особенно если она угловая) — утеплить.
У ковров есть прекрасное свойство — любое холодное помещение они делают более уютным, как будто призывают запустить в их роскошную «шевелюру» пальцы, чтобы помочь расслабиться и восполнить дефицит тактильных ощущений.
Хотя ковры часто лишь выполняют роль картин или постеров, эта черта делает их очень привлекательной альтернативой традиционному декору, и со временем, возможно, снова вернет им былую популярность в российском дизайне, но уже в новом качестве. Попробуйте правильно использовать их в своем доме уже сейчас, и вы можете оказаться одними из тех, кто восстановит их «репутацию».
Сегодня имеется настолько много форм, текстур, модных оттенков и рисунков ковров, что они способны конкурировать с любым настенным элементом декора!
Многие недолюбливают ковры из-за сложностей, возникающих во время их очистки. Они собирают в себя пыль, и для освежения помещения приходится проводить сложные манипуляции. Но!.С появлением современных моющих полесосов и других гаджетов и чистящих новшеств эта проблема стала решаема.
Лично я не являюсь фанатом настенных ковров, но и совершенно не отвергаю их. Вместе с тем, я ломаю собственные стереотипы и стараюсь всегда смотреть на вещи новым взглядом.
Итак, настенный ковер — это необязательно гость из прошлого. Дайте ему вторую жизнь: фантазируйте, не бойтесь экспериментировать, используйте новые ракурсы. УДАЧИ всем смелым и свободомыслящим!
www.livemaster.ru
5 ситуаций, когда ковер на стене – это круто, модные ковры для стен
Сегодня в России ковер на стене принято считать пережитком советского прошлого. Советские настенные ковры были далеки от прекрасного, лишены дизайнерской мысли и просто уродовали и без того непритязательные советские интерьеры «хрущевок».
Но ковер ковру рознь: сегодня с помощью этого элемента декора можно сделать интерьер колоритным и ультрамодным. Перед вами 5 способов преобразить интерьер в лучшую сторону с помощью настенного ковра.
Гобелен
Сегодня, помимо живописи, трудно представить более подходящий настенный декор в классическом интерьере, чем гобелен. Он поможет ввести дополнительный сдержанный акцент в интерьер гостиной или добавить колорита спальне, если повесить его над консолью или комодом. Гобелены изготавливаются вручную из ценнейших материалов и, как правило, содержат сюжетную композицию. Поэтому не стоит воспринимать гобелен как посредственный объект – это полноценное произведение искусства.
Кликайте на фото, чтобы увеличить:
В этническом интерьере
Для многих этносов свойственно использование настенных ковров в жилищах – это восточные народы, южноамериканские племена, индейцы. Поэтому в этническом интерьере небольшой ковер ручной работы с народными мотивами будет смотреться очень гармонично. Нарочито небрежная техника ткачества добавит уюта и сделает интерьер более колоритным, а яркий орнамент поможет разбавить сдержанную цветовую палитру.
В скандинавском интерьере
Настенному ковру найдется место даже в современном интерьере. Его часто можно встретить в скандинавских жилищах. Для этого стиля характерны яркий декор ручной работы и этнические мотивы. Небольшой ковер ручной работы с ярким геометрическим рисунком как нельзя лучше украсит скандинавский интерьер. Главное выбирать ковер прямоугольной формы и небольшого размера, чтобы он напоминал постер. Не бойтесь использовать ковер цвета, который выбивается из общего фона, он не должен сливаться с цветом стен.
Вместо изголовья кровати
Альтернативой жесткому изголовью из дерева или металла станет мягкий ковер. Достаточно просто повесить на стену декоративный коврик в ширину кровати, чтобы создать имитацию изголовья. Выбирать ковер стоит в соответствии с общим стилистическим и цветовым решением интерьера спальни.
В кальянной комнате
В кальянной комнате, выдержанной в восточном стиле, не обойдется без пестрого килима на стене – тканого гладкого двустороннего ковра ручной работы. Во-первых, он будет впитывать запах дыма, во-вторых, вкупе с декоративными подушками, создаст неповторимую атмосферу уютной восточной экзотики.
Фото: premiumsvet.net, artenquirer.ru, yarpomestie.ru, homester.com.ua, realty.mail.ru, womanadvice.ru, vilingstore.net, interiorno.ru, www.staniv.ru, superdom.ua, homester.com.ua, houzz.ru, m.roomble.com, www.inmyroom.ru, adeco-group.ru, museum-design.ru, trendy.wmj.ru, interiorexplorer.ru, interiorexplorer.ru,
www.yapokupayu.ru
Ковер на стену современный интерьер: фото, плюсы и минусы
Нередко старый ковёр на стене выглядит анахронизмом, и плохо вписывается в современный стиль в интерьере. Однако, несмотря на такие стереотипы, многие дизайнеры предлагают взглянуть на такой предмет декора как ковёр по-новому. Современные варианты текстиля новых форм и расцветок, способны дополнить любой интерьер квартиры. Такой предмет точно не останется незамеченным, и всегда будет в центре внимания.
Какие есть современные стили ковров на стену
Содержание статьи
Ковёр на стене — это отличная альтернатива арт-объектам. Он помогает сделать акцент в дизайн-проекте, и дополнить интерьер. Объёмные и фактурные элементы позволяют создать интересную идею в комнате. Наполнить её тёплом и уютом. Разнообразные формы, размеры и цветовые решения позволяют найти подходящий вариант под каждый дизайн-интерьер.
Минимализм
Гостиную в стиле минимализма отлично дополнит ковровое изделие геометрической формы. Вешать его, лучше всего, над диваном, в зоне отдыха. Изделие, должно быть, изготовлено из современных материалов, иметь мягкую, ровную поверхность. Выбирайте варианты с геометрическим рисунком в 2–3 цветовых решениях.
Лофт
Ковры в стиле лофт имеют холодную техногенную атмосферу, напоминающую натуральный кирпич, металл или бетон. Такой предмет интерьера хорошо смотрится в больших просторных комнатах-студиях. С помощью такого настенного коврика можно зонировать помещение. Если его повесить возле кровати, удастся отделить эту зону и сделать её более мягкой и тёплой. Ковры в стиле лофт имеют простую фактуру, приглушённые цвета.
Совет: вне зависимости какого цвета и фактуры ковёр, его необходимо регулярно чистить, чтобы не собиралась пыль.
Модерн
Изделия в стиле модерн отличаются своей яркостью и уникальностью. Благодаря современным технологиям на любой текстиль можно наносить фото или изображение. Чтобы ковёр отлично вписался в комнату в стиле модерн. На нём должно быть контрастное изображение с плавными линиями. Этот декор должен быть в центре внимания. Поэтому его следует располагать на центральной стене.
Шебби-шик
Это милое изделие в пастельных тонах и цветочных композициях. Текстиль шебби-шик — это необычные яркие экспозиции, которые славятся своей привлекательностью и лёгкостью. В интерьере такой предмет обязательно должен быть украшен другими аксессуарами в таком же стиле.
Эко-стиль
На сегодня это один из наиболее популярных направлений в интерьер-дизайне. Он требует максимум натуральности. Изделие в эко-стиле, должно выглядеть естественно и быть грубоватым. Они изготавливаются из натурального льна или войлока.
Смешанные стили
Совмещение несколько стилей позволяет соединить прошлое и современное время. Сочетание винтажа, ретро и электрика помогает создавать невероятные шедевры. Использование винтажных деталей в современном интерьере позволяет придать шарма и историчности. Бабушкины варианты ковров будут здесь как ни кстати.
Ковёр на стене в современном интерьере фото
Сложно представить восточный стиль в квартире без настенных и напольных ковров. Они придают уюта, комфортности и шарма. Изделие следует вешать над большими диванами с объёмными подушками, которые отлично сочетаются с настенным изделием. Роскошный и нестандартный вид комнаты будет гарантирован. А варианты в марокканском или индийском стиле хорошо впишутся в спальню с большой кроватью.
Ковры уместны в любом интерьере. Даже в классике или средневековье изделие с ненавязчивым принтом будет отличным дополнением. На фото видно, что простой квадратный ковёр в двух цветовых решениях уместно смотрится в спальне.
Текстильное изделие может стать полноценной заменой изголовья кровати в спальне. Это даёт возможность экспериментировать и создавать необычные дизайнерские решения. Здесь можно подобрать изделие любого размера подходящее под стену и кровать. Цветовые решения и фактуру можно подбирать под мебель или интерьер комнаты. Кроме того, такой декор служит отличной шумоизоляцией, что немаловажно в спальне.
Необязательно выбирать огромное изделие на всю стену. Отличным дополнением может быть большой, но креативный текстиль. К примеру, стильно смотрится в современном интерьере панно или гобелены. Они будут своего рода акцентным предметов, такое решение смотрится необычно, изыскано и креативно.
Настенный текстиль гармонично вписывается в комнату в стиле лофт. Натуральное изделие утеплит холодные стены и разбавит хмурую атмосферу. В такие комнаты отлично вписываются старинные бабушкины ковры из 80-х годов. Их можно найти практически у каждого человека на чердаке или в чулане. Присутствие антиквариата в комнате придаст изюминки.
Плюсы и минусы ковров на стену в современном интерьере
Текстиль на стене смотрится довольно стильно и необычно. Кроме того, такое решение имеет множество преимуществ:
- С помощью изделия можно спрятать дефекты на стене.
- Улучшится шумоизоляция в комнате.
- Интерьер станет мягче и теплее.
- Текстиль может сделать акцент на определённой зоне.
Текстильные изделия помогают добавить красок в интерьер и оживить обстановку. Кроме того, редкие экземпляры имеют особую ценность, и придают помещению античности.
К недостатку такой идеи можно отнести лишь то, что изделие требует регулярной чистки и ухода. В текстиле собирается пыль и мелкая живность. Моль и грибковая плесень вряд ли понравится владельцам квартиры. Поэтому без нужного ухода предмет декора быстро потеряет свой привлекательный внешний вид. Кроме того, натуральные волокна способны впитывать запахи и грязь, которую из них вывести довольно сложно.
Сегодня всё чаще и чаще в современном интерьере используется в качестве декора текстиль. Настенные ковры гармонично вписываются в любой интерьер, дополняя его красками и уютом. Чтобы предмет интерьера гармонично вписался помещение. Следует подбирать изделие исходя из особенностей дизайна помещения.
setafi.com
традиции и современность / Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре
17 октября 2014 г.
Последние несколько лет считается хорошим тоном высмеивать известную советскую традицию вешать на стену восточный ковер.
Так ли все ужасно? Давайте разбираться.
Для начала стоит сказать, что традиция эта никакая не советская. Один из двух самых древних ковров, найденных в Горном Алтае, по мнению ученых, был настенный и украшал жилище. К тому же размеры этого войлочного ковра огромны: 4,5 x 6,5 метра. Как же так? Древние люди, жившие в V веке до н.э., были родом из СССР? Или, все-таки, идея не так плоха, раз имеет настолько древние корни?
Выставка «Родом из СССР». Краеведческий музей г. Благовещенска. Фото: Валерия Наумова
Если проследить историю вопроса, то окажется, что ковры украшали стены не только в традиционном жилище на Востоке, но и в зажиточных домах европейцев – причем именно ворсовые ковры, с восточным орнаментом, точно такого же типа, как во времена Советского Союза.
История
Вообще, это большое заблуждение – считать, что шерстяной ковер предназначен только для пола. В качестве текстильного изделия его применяли в быту достаточно широко: стелили на столы, укрывали лавки и диваны, использовали в качестве дверей и перегородок, делали из ковровой ткани настенные мешки (они заменяли шкафы и комоды), наплечники для ношения кувшина и попоны для лошадей, а еще вывешивали на общественных празднествах как знамена и штандарты. Так что ковер на стене – еще не самый экзотичный вариант, были способы и пооригинальней.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657
Ян Вермеер. Спящая девушка. 1656-1657
Кочевники-степняки выстилали коврами внутреннее пространство шатров и кибиток. Это позволяло обустроиться на новом месте быстро и с комфортом. Шерстяной ковер висел и на входе – как дверь. Позднее он прочно обосновался на стенах в домах жителей Передней и Средней Азии. До сих пор в центральном Дагестане существует обычай украшать стены комнат специальным ковром под названием «дум» – по сути, это длинная безворсовая дорожка с орнаментом, шириной 1,7 метра, которой покрывают одну, а то и сразу две-три стены в помещении.
Про западноевропейские шпалеры (гобелены) так или иначе слышали все. Эти ковры-картины, которые начали изготавливать в X-XI вв. и делают до сих пор, предназначены исключительно для стен. В XIII веке на Западе появляются первые изделия персидского и турецкого производства. Для сдержанных в декоре европейцев они были настолько потрясающими, что естественным образом поселились на стенах и столах – в качестве роскошного убранства, демонстрирующего тонкий вкус и высокий уровень благосостояния хозяина. Заметим, речь идет не только о гладких коврах (безворсовых), но и о тех, которые имели ворс различной длины.
Корнелис де Ман. Игра в шахматы. Вт. пол. XVII века
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, со своей служанкой. 1670
А теперь самое интересное. Что же в России?..
Известный историк Н.И. Костомаров писал: «В домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных – рогожами и войлоками». На полу, на лавках, на подоконниках, столах – всюду лежали полавочники, наоконники и тому подобные тканые материалы, в художественной обработке которых наши предки достигли высокого мастерства.
Эта особенность была обусловлена отчасти холодным климатом, отчасти – желанием разнообразить интерьер, не затрагивая его структуру – ведь почти вся мебель была встроенная, лавки «врубались» в стены по периметру еще на стадии постройки дома. Смена текстиля на праздники и в будни позволяла создавать разную атмосферу в одном и том же помещении. В богатых домах стены обивали тканью. Возможно, именно «повышенная текстильность» русского интерьера XVI-XVII веков нашла свое продолжение в популярной манере вешать коврик над кроватью, распространенной в быту простых людей. Да и не только простых. Взгляните на эту фотографию 1890-х гг. – это спальня Петра Ильича Чайковского.
Спальня П.И. Чайковского. Клин. Фото 1890-х
Русская любовь к тканям оказалась благодатной почвой для увлечения восточным искусством, мода на которое возникает во второй трети XIX века. В высшем обществе считалось, что хотя бы одна комната в доме должна быть оформлена в восточном стиле. Обязательным его компонентом был настенный ковер с ориентальным узором, привезенный из Ирана, Азербайджана, Турции, Средней Азии или с Кавказа. В зависимости от возможностей коврами ручной работы либо закрывали несколько стен, воссоздавая дух сказочного дворца, либо вешали хотя бы один аутентичный экземпляр, который сразу задавал нужный тон всему интерьеру.
Уголок персидской гостиной в доме генерала П.Н. Шатилова. Тифлис, 1890-е
Персидская гостиная в доме генерала П.Н. Шатилова. Тифлис, 1890-е
По кавказской традиции поверх ковра располагали оружие, а на пол ставили мягкую мебель без каркаса, часто ее также накрывали коврами. В таком персидско-турецко-кавказском стиле оформляли различные по функции помещения: кабинеты, будуары, библиотеки, гостиные, спальни. В специальной литературе они получили наименование «восточные комнаты». Вплоть до 1910-х гг. восточные комнаты были излюбленным местом общения дворянской молодежи, а после революции продолжали существовать в интерьерах русских эмигрантов.
Кавказская спальня латышской актрисы Лилии Штенгеле. Рига, 1930
Описание такой комнаты оставил М.Ю. Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская» (действие происходит в Петербурге): «Она была вместе и кабинет и гостиная… светло-голубые французские обои покрывали ее стены… лоснящиеся дубовые двери с модными ручками и дубовые рамы окон показывали в хозяине человека порядочного… на полу… разостлан был широкий ковер, разрисованный пестрыми арабесками, другой персидский ковер висел на стене, находящейся против окон, и на нем развешаны были пистолеты, два турецких ружья, черкесские шашки и кинжалы, подарки сослуживцев, погулявших когда-то за Балканом…».
Мода постепенно распространялась и в среде обычных горожан. Вполне вероятно, что «странная» советская идея, возникшая будто бы ниоткуда в XX веке, на самом деле является естественным продолжением истории русского интерьера.
В период существования СССР ковроткачество выходит на новый уровень развития. Союзные республики, в которых с давних времен существовало это искусство, получают серьезную поддержку государства и начинают работать на всю страну. Фабрики Туркменистана, Азербайджана, Армении, Украины, Молдавии, Казахстана, а также Дагестана и других областей изготавливают высококачественные и высокохудожественные ковры ручной работы, которые продаются в Союзе и идут на экспорт.
Кроме того, развивается и собственно русское ковроткачество, также существовавшее уже в течение нескольких веков. В Сибири после Великой Отечественной войны активизируется производство высоковорсовых ковров, которые, в том числе, вешают на стены, стелят на диваны. Для русского Севера это вполне объяснимо: наверное, любой европеец или азиат, побывав в Тюмени, Ишиме или Тобольске в конце декабря, придумал бы то же самое.
Понятно, что массового производства без автоматизации процесса было не добиться. Машинное изготовление ковров, возникшее в России и Западной Европе в середине XIX века, с одной стороны, сделало ковры доступными широкому потребителю, а с другой – снизило их художественный уровень. Эта проблема коснулась не только Советского Союза, но и Европы, где также в XIX-XX вв. с развитием фабричного производства ковроткачество как искусство переживало упадок. К середине XX века в ряде стран древние художественные традиции возрождаются, а ручная работа приобретает былое значение.
Современность
В передовом российском дизайне интерьера шерстяной ковер на вертикальной поверхности вряд ли увидишь. Гораздо смелее действуют наши западные коллеги, которые вешают на стены своих проектов не только безворсовые килимы и сумахи, но даже махровые изделия и простые паласы. Возможно, их раскованность объясняется тем, что у них нет желания придавать декоративным приемам политический подтекст?
Очевидно, что этот способ декорирования сам по себе уникален. Орнаментальное тканое полотно, имеющее закрытую композицию, удобнее всего рассматривать целиком, когда оно ничем не заставлено и не искажено перспективой. Кроме того, оно практично и долговечно: достаточно регулярно удалять пыль и ковер десятилетиями будет выглядеть как новый. Это нестандартный и простой в реализации декоративный прием с большой историей. Все дело в том, как его применять.
Конечно, такое украшение обычно доминирует в интерьере, поэтому надо предусмотреть, чтобы все остальное – отделка, мебель – не перебивало впечатления цветом или дробностью деталей. Хотя, если выбрать сюжетную или современную минималистскую композицию в пастельных оттенках, то можно и отступить от этого правила.
Ковер должен быть соразмерен площади комнаты и занимать не более 1/3 ширины стены. Исключение составляют ориентальные интерьеры – там стилевые особенности позволяют существенно увеличить количество настенных ковров.
Если же говорить о современных стилях, то и в них самые разные ковры «живут» на стенах очень органично. Западным коллегам по дизайну легко и непринужденно удается миксовать их с лофтовыми кирпичами и диванами Честерфилд, этническими тумбами и стулом Макинтош.
Ковер, как правило, размещают в спальне над кроватью или в гостиной на самом видном месте. Очень стильно смотрятся эклектичные сочетания – например, с металлическими трубами, кроватью из ценных пород дерева и лампой Тиффани.
Говорят, что свобода от предрассудков дает человеку возможность понять самого себя. Что ж, может быть, и в вопросе с настенными коврами пришла пора новых творческих поисков и решений?..
www.berlogos.ru
традиции и современность / Интерьер / Архимир
Последние несколько лет стало считаться хорошим тоном высмеивать известную советскую традицию вешать на стену восточный ковер. Так ли все ужасно? Давайте разбираться.
Для начала стоит сказать, что традиция эта никакая не советская. Один из двух самых древних ковров, найденных в Горном Алтае, по мнению ученых, был настенный и украшал жилище. К тому же размеры этого войлочного ковра огромны: 4,5 x 6,5 метра. Как же так? Древние люди, жившие в V веке до н.э., были родом из СССР? Или, все-таки, идея не так плоха, раз имеет настолько древние корни?
Выставка «Родом из СССР». Краеведческий музей г. Благовещенска. Фото: Валерия Наумова
Если проследить историю вопроса, то окажется, что ковры украшали стены не только в традиционном жилище на Востоке, но и в зажиточных домах европейцев — причем именно ворсовые ковры, с восточным орнаментом, точно такого же типа, как во времена Советского Союза.
История
Вообще, это большое заблуждение — считать, что шерстяной ковер предназначен только для пола. В качестве текстильного изделия его применяли в быту достаточно широко: стелили на столы, укрывали лавки и диваны, использовали в качестве дверей и перегородок, делали из ковровой ткани настенные мешки (они заменяли шкафы и комоды), наплечники для ношения кувшина и попоны для лошадей, а еще вывешивали на общественных празднествах как знамена и штандарты. Так что ковер на стене — еще не самый экзотичный вариант, были способы и пооригинальней.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657
Ян Вермеер.Спящая девушка. 1656-1657
Кочевники-степняки выстилали коврами внутреннее пространство шатров и кибиток. Это позволяло обустроиться на новом месте быстро и с комфортом. Шерстяной ковер висел и на входе — как дверь. Позднее он прочно обосновался на стенах в домах жителей Передней и Средней Азии. До сих пор в центральном Дагестане существует обычай украшать стены комнат специальным ковром под названием «дум»— по сути, это длинная безворсовая дорожка с орнаментом, шириной 1,7 метра, которой покрывают одну, а то и сразу две-три стены в помещении.
Про западноевропейские шпалеры (гобелены) так или иначе слышали все. Эти ковры-картины, которые начали изготавливать в X-XI вв. и делают до сих пор, предназначены исключительно для стен. В XIII веке на Западе появляются первые изделия персидского и турецкого производства. Для сдержанных в декоре европейцев они были настолько потрясающими, что естественным образом поселились на стенах и столах — в качестве роскошного убранства, демонстрирующего тонкий вкус и высокий уровень благосостояния хозяина. Заметим, речь идет не только о гладких коврах (безворсовых), но и о тех, которые имели ворс различной длины.
Корнелис де Ман. Игра в шахматы. Вт. пол. XVII века
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, со своей служанкой. 1670
А теперь самое интересное. Что же в России?..
Известный историк Н. И. Костомаров писал: «В домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных рогожами и войлоками». На полу, на лавках, на подоконниках, столах — всюду лежали полавочники, наоконники и тому подобные тканые материалы, в художественной обработке которых наши предки достигли высокого мастерства.
Эта особенность была обусловлена отчасти холодным климатом, отчасти — желанием разнообразить интерьер, не затрагивая его структуру — ведь почти вся мебель была встроенная, лавки «врубались» в стены по периметру еще на стадии постройки дома. Смена текстиля на праздники и в будни позволяла создавать разную атмосферу в одном и том же помещении. В богатых домах стены обивали тканью. Возможно, именно «повышенная текстильность» русского интерьера XVI-XVII веков нашла свое продолжение в популярной манере вешать коврик над кроватью, распространенной в быту простых людей. Да и не только простых. Вгляните на эту фотографию 1890-х гг. — это спальня Петра Ильича Чайковского.
Спальня П. И. Чайковского. Клин. Фото 1890-х
Русская любовь к тканям оказалась благодатной почвой для увлечения восточным искусством, мода на которое возникает во второй трети XIX века. В высшем обществе считалось, что хотя бы одна комната в доме должна быть оформлена в восточном стиле. Обязательным его компонентом был настенный ковер с ориентальным узором, привезенный из Ирана, Азербайджана, Турции, Средней Азии или с Кавказа. В зависимости от возможностей коврами ручной работы либо закрывали несколько стен, воссоздавая дух сказочного дворца, либо вешали хотя бы один аутентичный экземпляр, который сразу задавал нужный тон всему интерьеру.
Уголок персидской гостиной в доме генерала П. Н. Шатилова. Тифлис, 1890-е
Персидская гостиная в доме генерала П. Н. Шатилова. Тифлис, 1890-е
Будуар и спальня Елены Егоровны Вурцель в восточном стиле. Тифлис, 1890-е
По кавказской традиции поверх ковра располагали оружие, а на пол ставили мягкую мебель без каркаса, часто ее также накрывали коврами. В таком персидско-турецко-кавказском стиле оформляли различные по функции помещения: кабинеты, будуары, библиотеки, гостиные, спальни. В специальной литературе они получили наименование «восточные комнаты». Вплоть до 1910-х гг. восточные комнаты были излюбленным местом общения дворянской молодежи, а после революции продолжали существовать в интерьерах русских эмигрантов.
Кавказская спальня латышской актрисы Лилии Штенгеле. Рига, 1930
Описание такой комнаты оставил М. Ю. Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская» (действие происходит в Петербурге): «Она была вместе и кабинет и гостиная… светло-голубые французские обои покрывали ее стены… лоснящиеся дубовые двери с модными ручками и дубовые рамы окон показывали в хозяине человека порядочного… на полу… разостлан был широкий ковер, разрисованный пестрыми арабесками, другой персидский ковер висел на стене, находящейся против окон, и на нем развешаны были пистолеты, два турецких ружья, черкесские шашки и кинжалы, подарки сослуживцев, погулявших когда-то за Балканом…».
Мода постепенно распространялась и в среде обычных горожан. Вполне вероятно, что «странная» советская идея, возникшая будто бы ниоткуда в XX веке, на самом деле является естественным продолжением истории русского интерьера.
В период существования СССР ковроткачество выходит на новый уровень развития. Союзные республики, в которых с давних времен существовало это искусство, получают серьезную поддержку государства и начинают работать на всю страну. Фабрики Туркменистана, Азербайджана, Армении, Украины, Молдавии, Казахстана, а также Дагестана и других областей изготавливают высококачественные и высокохудожественные ковры ручной работы, которые продаются в Союзе и идут на экспорт.
Кроме того, развивается и собственно русское ковроткачество, также существовавшее уже в течение нескольких веков. В Сибири после Великой Отечественной войны активизируется производство высоковорсовых ковров, которые, в том числе, вешают на стены, стелят на диваны. Для русского Севера это вполне объяснимо: наверное, любой европеец или азиат, побывав в Тюмени, Ишиме или Тобольске в конце декабря, придумал бы то же самое.
Понятно, что массового производства без автоматизации процесса было не добиться. Машинное изготовление ковров, возникшее в России и Западной Европе в середине XIX века, с одной стороны, сделало ковры доступными широкому потребителю, а с другой — снизило их художественный уровень. Эта проблема коснулась не только Советского Союза, но и Европы, где также в XIX-XX вв. с развитием фабричного производства ковроткачество как искусство переживало упадок. К середине XX века в ряде стран древние художественные традиции возрождаются, а ручная работа приобретает былое значение.
Современность
В передовом российском дизайне интерьера шерстяной ковер на вертикальной поверхности вряд ли увидишь. Гораздо смелее действуют наши западные коллеги, которые вешают на стены своих проектов не только безворсовые килимы и сумахи, но даже махровые изделия и простые паласы. Возможно, их раскованность объясняется тем, что у них нет желания придавать декоративным приемам политическое значение?
Очевидно, что этот способ декорирования сам по себе уникален. Орнаментальное тканое полотно, имеющее закрытую композицию, удобнее всего рассматривать целиком, когда оно ничем не заставлено и не искажено перспективой. Кроме того, оно практично и долговечно: достаточно регулярно удалять пыль и ковер будет выглядеть как новый десятилетиями. Это нестандартный и простой в реализации декоративный прием с большой историей. Все дело в том, как его применять.
Конечно, такое украшение обычно доминирует в интерьере, поэтому надо предусмотреть, чтобы все остальное — отделка, мебель — не перебивало впечатления цветом или дробностью деталей. Хотя, если выбрать сюжетную или современную минималистскую композицию в пастельных оттенках, то можно и отступить от этого правила.
Ковер должен быть соразмерен площади комнаты и занимать не более 1/3 ширины стены. Исключение составляют ориентальные интерьеры — там стилевые особенности позволяют существенно увеличить количество настенных ковров.
Если же говорить о современных стилях, то и в них самые разные ковры «живут» на стенах очень органично. Западным коллегам по дизайну легко и непринужденно удается мисковать их с лофтовыми кирпичами и диванами Честерфилд, этническими тумбами и стулом Макинтош.
Ковер, как правило, размещают в спальне над кроватью или в гостиной на самом видном месте. Очень стильно смотрятся эклектичные сочетания — например, с металлическими трубами, кроватью из ценных пород дерева и лампой Тиффани.
Говорят, что свобода от предрассудков дает человеку возможность понять самого себя. Что ж, может быть, и в вопросе с настенными коврами пришла пора новых творческих поисков и решений?..
Автор: Дарья Филиппова (Interior Writer)
Впервые опубликовано в журнале BERLOGOS
www.arhimir.ru
Ковры на стенах, в современном интерьере, дизайн, идеи и фото
Рубрики: Декорирование, Стены
В прежние времена настенные ковры подчеркивали высокий статус и благосостояние владельцев дома, а несколько позже, они стали восприниматься, как показатель дурного вкуса. В современные интерьеры эти изделия вернулись в другом качестве, и теперь имеют совершенно новые формы и расцветки.
Сейчас производители изготавливают ковровые покрытия, обладающие изысканными цветовыми решениями, оригинальными узорами и нетрадиционным декором. Они могут быть ворсовыми или без ворса, а также создаваться как из синтетических, так и из натуральных материалов, например, из шерсти, гобелена или шелка. Особенно роскошно в интерьерах смотрятся эксклюзивные ручные изделия, которые представляют собой настоящие произведения искусства. Дизайнерские ковры обычно имеют достаточно высокую цену и часто выступают в помещении в качестве самостоятельного арт-объекта.
Современные полотна обладают более интересным и разнообразным дизайном, по сравнению с покрытиями для пола, поэтому они хорошо могут смотреться как в эклектичной, так и в минималистичной обстановке. В зависимости от интерьерного стиля, в комнате можно повесить ковры с античными сюжетами, абстрактными рисунками, пейзажами, натюрмортами или героями мультипликационных фильмов.
В модных дизайнерских решениях изысканно будут смотреться ковры из шелка и гобеленных тканей, которые размещены друг напротив друга. Добавить теплую и в то же время контрастную ноту в холодный стиль хай-тек, можно при помощи роскошного персидского покрытия ярких цветов, подсвеченного современными светильниками. Кроме того, такие изделия прекрасно вписываются в арабские и индийские интерьеры. Для того чтобы создать в пространстве атмосферу загадочного Востока, достаточно повесить на стену покрытие, имеющее соответствующий узор.
Современные ковры – это актуальное решение для детской комнаты. Здесь можно украсить стены мягкими покрытиями с изображениями различных сказочных персонажей, который придадут помещению более жизнерадостный вид, а также предотвратят появление у детей каких – либо травм.
Одна из новомодных тенденций – стена, обитая ковром от пола до потолка. Такое оформление позволяет сделать обстановку более уютной и комфортной, и обеспечивает хорошую тепло- и звукоизоляцию. Кстати, крепить к стене современные изделия гораздо более удобно, чем их «предков». Теперь отсутствует необходимость пришивать с изнанки колечки, для того, чтобы повесить покрытие на гвозди, которые прибиты в линию. Достаточно просто использовать карниз, на который полотно можно навесить как занавеску. В случае если оно занимает всю стену, его можно окантовать красивой деревянной рамой, сделанной из плинтусов.
Следует иметь в виду, что настенный ковер должен хорошо гармонировать с окружающей обстановкой и не выступать в ней в качестве отдельного яркого пятна. Как правило, под этот элемент интерьера подбираются все остальные предметы в помещении. Если он имеет растительные или геометрические узоры, то комнату рекомендуется украсить текстильными изделиями с аналогичными изображениями, а в случае, если обои и мебельная обивка обладают пестрыми и яркими расцветками, на стене должен находиться однотонный ковер со спокойным нейтральным рисунком.
Кроме того, настенное полотно должно хорошо сочетаться с напольным покрытием. Если на полу постелен коврик, выполненный в светлых тонах или имеющий мелкий невыразительный орнамент, то стену можно украсить изделием с яркими и крупными узорами. Если же пол покрывает ковер насыщенных тонов, то поверхности стен рекомендуется декорировать полотнами, имеющими более спокойную цветовую гамму.
Просмотры: 9892
Похожие статьи
wergin.ru