Материал резьба по дереву – Какое дерево лучше для резьбы по дереву: самая мягкая древесина

Содержание

Какое дерево лучше для резьбы по дереву: самая мягкая древесина

Резьба по дереву. Содержание

Мягкие лиственные породы деревьев

К мягким древесинам стоит отнести липу, иву, осину, тополь, ольху, каштан.

Липа (рис. 1) является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена почти повсеместно — на Дальнем Востоке, где находится более половины запаса липы, а также в европейской и азиатской частях средней полосы.

Рис. 1 Липа

Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью; легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется в токарном деле.

Из-за недостаточной твердости липа не годится для производства мебели, зато в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды она незаменима. Из нее до сих пор делают семеновские и загорские матрешки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность.

Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки и набирухи, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины.

Очень ценным свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. В свое время чертежные доски также делали из липы. Такие доски хорошо держали кнопки, и оставшиеся вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы.

Широко используют луб — кору липы. Вымоченный в воде луб превращается в мочало — прочный и дешевый материал, идущий на изготовление решет, лукошек, коробов, кулей, рогож. Из него же плетут (из коры молодых лип – липового лыка) незатейливую обувь — лапти.

И, наконец, нельзя не сказать, что всеми любимое замечательное дерево — липа является одним из лучших медоносов. Липовый мед целебен, обладает бактерицидными свойствами, цвет липы также издавна применяется в народной медицине, даже уголь из липы используется как лекарственное средство. Человек научился всесторонне применять липу — этот поистине универсальный клад, приготовленный самой природой.

Ива (плакучая, белая, чернотал, краснотал, верба, ветла) — все деревья из семейства ивовых.

Ива (рис. 2) широко используется в хозяйственной деятельности. Древесина этого дерева мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса, протезов; она — лучший материал для дуг, обручей и многого другого. Стволы крупных деревьев идут на строительство домов, распиловку досок. Из досок делают ульи, мебель, разнообразную домашнюю посуду. Ивовая лоза почти повсеместно идет на плетение. Из неочищенного прута плетут корзины, а также верши для рыбалки. Из белого прута изготавливают мебель, различные подставки. Кора ивы используется на кожевенных заводах для дубления кож; красящее вещество, полученное из коры, находит применение при окрашивании шерсти, шелка и кожи в коричневый и черные цвета. Из луба делают волокно для производства канатов. Ива — прекрасный медонос, поэтому она очень ценится в пчеловодстве.

Рис. 2 Ива

В современных условиях, когда уделяется большое внимание охране окружающей среды, ценность ивы еще более повышается. Ее хорошая приживаемость на различных почвах, дымо- и газоустойчивость, способность к очищению атмосферы от углекислоты и обогащению ее кислородом делают иву незаменимой в озеленении.

Осина (рис. 3) — дерево из семейства ивовых. Обычно растет в лесной и лесостепной зонах. Она обладает рядом замечательных качеств: морозо-, влаго- и кислотоустойчивостью. Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой, меньше других поддается червоточине. Одно из важных ее свойств — светоустойчивость. Она долгое время не желтеет, если находится в помещении. При сгорании осина не дает копоти, и поэтому незаменима в спичечном производстве, из отходов делают упаковочную стружку для фруктов. Еще одним положительным качеством является ее способность очень долго не гнить в воде. Исстари на Руси сруб для погреба или колодца, особенно нижнюю его часть, делали из осины. Кроме того, ее мелкослойная древесина в воде становится очень плотной и слабо пропускает воду, поэтому из осины делают бочки, ушата, корыта.

Для кровли крыш всегда старались использовать дранку из осины. Купола знаменитых северных деревянных храмов покрывали лемехом (гонтом) — небольшими фигурными дощечками. От солнца и дождя лемех со временем приобретает красивую серебристо-серую окраску.

Рис. 3 Осина

Осина широко используется для резьбы. Однородная древесина позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывается и не сминается под резцом.

Тополь (рис. 4) — тоже из семейства ивовых, имеет много разновидностей. Деревья быстро растут и в 30—40 лет достигают спелости и крупных размеров. В пределах России распространены: черный (осокорь), белый (серебристый, пирамидальный (итальянский) и канадский тополь.

Рис.

Советы новичкам: какая древесина подходит для резьбы по дереву?

4 Тополь

Древесина тополя мягкая, легкая однородного строения, с неярко выраженным рисунком текстуры, почти не растрескивается при сушке, поддается обработке резанием и отделке.

Годичные слои видны во всех срезах.

Древесину тополя используют в целлюлозно-бумажной промышленности для получения бумаги и картона. Тополь черный применяют в мебельном производстве для изделий, требующих отделки, а также для изготовления деревянной посуды и домашней утвари. Комлевая часть стволов черного и канадского тополя отличается красивой текстурой, подобной карельской березе, и используется для производства строганной фанеры и декоративного лущеного шпона; из почек и цветов получают фиолетовую краску, из листьев — желтую.

Ольха (рис. 5) — дерево из семейства березовых, произрастает на большей части европейской территории России и Западной Сибири на сильноувлажненных почвах. Представлена в трех разновидностях: ольха черная, белая и сибирская.

Рис. 5 Ольха

Ольха — порода заболонная, часто имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе краснеет и становится желтовато-красной (рис. 5а). Годичные кольца малозаметны. Сердцевинные лучи узкие, простым глазом не видны, на поперечном срезе — ложно-широкие и выявлены в виде светлых, иногда искривленных, радиальных линий.

Рис. 5а Обрез ольхи

Встречаются сердцевидные повторения в виде буроватых крапинок, пятнышек или черточек. На комлевых частях ствола ольхи возможны наросты, капы.

Древесина ольхи мягкая, легкая, хорошо режется, мало коробится, хорошо протравливается и полируется, очень стойкая в воде, поэтому она используется для изготовления свай, колодезных срубов, шахтных подпорок. Ольха пригодна для резьбы. В местах, где мало липы, осины, ивы, мастера-резчики работают с ольхой.

Из коры ольхи получают дубильные вещества, хорошую черную краску, шишечки ольхи используют в народной медицине.

Каштан съедобный (рис. 6) в естественных условиях произрастает в южных районах, в средней полосе встречаются отдельные деревья, а также имеются посадки в садах и парках.

Рис. 6 Каштан

Порода ядровая, ядро по цвету и строению похоже на дубовую древесину, но сердцевинные лучи не видны. Заболонь узкая, светлая, с желтоватым оттенком. Годичные кольца хорошо заметны во всех разрезах. Каштан содержит большое количество дубильных веществ, отличается сероватым оттенком и характерным рисунком текстуры. Древесина каштана легкая, мягкая, хорошо поддается обработке резанием и отделке. Каштан используют при изготовлении мебели в виде строганной фанеры, а также в бондарном деле. Кора применяется в дубильном производстве для получения черной и бурой краски.

Резьба по дереву. Содержание

stroyvolga.ru

Как выбрать материал для резьбы по дереву

В самом начале давайте договоримся: вместо того, чтобы каждый раз писать «заниматься резьбой по дереву», мы будем говорить кратко – «резать».

Так вот, резать можно из чего угодно. Но, например, выполнение даже простейших элементов на торцевом срезе сосны – занятие настолько мало радостное, что хуже него может быть только шлифование тех же элементов на том же торце, особенно если торец смолистый.

Поэтому лучше резать из той древесины, которая не имеет полос. Полосы на заготовках из хвойных пород – это чередование мягких и твердых слоев древесины, которые нож, да и шлифовальная шкурка, «берут» по-разному, и приноровиться к этому довольно трудно. Кроме того, ярко выраженная текстура “забивает» рисунок резьбы, особенно мелкой. Поэтому с сосной, несмотря на её наибольшую доступность, связываться не стоит, во всяком случае, в период начального обучения резьбе.

Лучшим (и самым доступным) материалом для начинающего резчика считается липа и береза. Осина, в принципе, тоже неплоха, но в ней «вязнет” инструмент. Поэтому остановимся всё-таки на липе и берёзе, причем липа – для более крупных и простых изделий, а береза, соответственно – для мелких и сложных. На мягкой древесине вообще очень трудно добиться четких очертаний мелких, а тем более миниатюрных элементов – именно потому, что она мягкая и легко не только режется, но и (даже в большей степени) мнется.

Итак, где взять материал для резьбы? В крупных городах заготовки продаются в художественных салонах. Еще почти в любом населенном пункте есть столярные мастерские магазины стройматериалов и лесоторговые фирмы. Своя мастерская есть в любой строительной организации, а небольшое предприятие по производству мебели – это вообще просто кладезь бесполезных дли столяров, но бесценных для начинающего резчика сухих обрезков и бракованных деталей. Здесь в первую очередь разговор идет, конечно, о березе.

А вот липу проще приобрести через плотников, потому что именно липой обшиваются стены в банях и саунах, из липы изготавливаются лавки, двери и полки. Кроме того, в магазинах стройматериалов продастся так называемая “евровагонка» (одинарная и двойная – см. рис. I76 – для обшивки стен. Она прекрасно подойдет для выполнения накладной резьбы. Правда, бывает несколько сыровата, но имея толщину всего 18 мм, такая доска высохнет в квартире буквально за месяц, если не раньше. Естественно, постарайтесь выбирать доски без сучков.

Кстати, тарные ящики часто делают из древесины мягких лиственных пород, а поддоны для кирпича и черепки для лопат – из березы.

Осенью в садах обычно проводят обрезку фруктовых деревьев. Лучше запастись древесиной сливы. Твердая, прекрасно шлифующаяся и очень красивая в поперечном срезе – от светло-коричневого в заболони до темно-бордового в ядре, она хорошо подходит для изготовления женских украшений. При этом сучки лучше выбирать подлиннее. Дело в том, что все фруктовые деревья при высыхании сильно трескаются. Известен случай, когда после трех лет сушки распиливали яблоневый чурбак диаметром примерно 200 мм и длиной около метра. Так вот, из этого чурбака смогли «извлечь» только восемь(!) небольших заготовок для гребней. Весь остальной материал «съели» трещины. Так что, спилив подходящую ветку (диаметром от 40 мм), тут же снимите с неё кору, оставив только кольца шириной не менее 70 мм возле торцов, а сами торцы замажьте садовым паром. Потом, чтобы не испачкаться, можно закрыть торцы полиэтиленом и оставить заготовку сушиться минимум на полгода. Толстый чурбак, предназначенный на доски, лучше сразу расколоть на плахи и так же загерметизировать торцы.

Липовые поленья тоже растрескиваются при высыхании, но гораздо меньше. Тем не менее, поступите с корой и торцами так же, как описано ранее.

Впрочем, даже при изготовлении достаточно красивых вещей можно обойтись без соответствующего по размерам кряжа, который, во-первых, очень тяжелый, а во-вторых, будет сохнуть несколько лет и все равно при этом растрескается. Посмотрите на вазы, показанные на рис. 152 и 153. Они выполнены из досок толщиной 15…18 мм и при этом выглядят вполне пристойно, да и сам процесс изготовления гораздо проще и экономичнее. Но об этом позже.

Ещё несколько слов о сушке древесины. Древесину нельзя сушить на солнце или вблизи отопительных приборов. Доступ воздуха должен быть свободным со всех сторон. Вряд ли у вас будет столько досок, чтобы укладывать их в штабель через прокладки. Гораздо проще поставить доски на торец и прислонить к стене в отапливаемом и периодически проветриваемом помещении. Кстати, небольшие заготовки можно высушить в обычной «микроволновке» за два-три сеанса.

Однако оптимальный вариант для начинающего резчика – сразу найти сухую заготовку. Помните: кто ищет, тот всегда найдет!

arttechnika.info

Древесина для резьбы — выбор лучшего материала

Резьба по дереву – достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

 

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Так, при скульптурной резьбе рекомендуется использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Похожие материалы:

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты – эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

rus-bondar.ru

видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности материалов, какую древесину используют, что нужно, цена, фото

Все фото из статьи

Резьба по дереву является достаточно сложным видом декоративного искусства. Причем конечный результат зависит не только от навыков мастера, но и многих других факторов, в частности, немаловажную роль играет качество древесины. Ниже мы рассмотрим, какое дерево используют для резьбы по дереву профессиональные резчики.

Резьба по дереву

Выбор древесины

Далеко не каждая древесина подходит для резки.

Поэтому ее выбор является ответственным этапом, от которого зависят такие моменты, как:

  • Простота обработки заготовки;
  • Возможность выполнения сложных узоров;
  • Долговечность готового изделия;
  • Внешний вид изделия.

Следует отметить, что какая-либо четкая инструкция по выбору материала отсутствует, так как для разных целей опытные резчики используют разное дерево. Однако, существуют некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать. Далее мы с ними подробно ознакомимся.

Резьба по липе

Порода

Итак, чтобы правильно выбрать материал для резьбы по дереву, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на породу древесины.

Еще с давних времен для резьбы чаще всего использовали лиственные породы, такие как:

  • Липа – пользуется наибольшей популярностью у резчиков, так как отлично поддается обработке резцом. Причем благодаря тонковолокнистой структуре, которая свойственна только этой породе, она позволяет выполнять сложные и тонкие рисунки. Кроме того, резчиков привлекает и внешний вид липы, а именно – ее ровный белый цвет.

Выполненная из осины разделочная доска

  • Осина – обладает однородной структурой, однако, ее довольно редко используют для художественной резьбы. Связано это с тем, что осина имеет зеленоватый оттенок, устойчивый к внешним воздействиям. Поэтому данная древесина чаще используется при изготовлении своими руками всевозможного кухонного мелкого инвентаря, такого как ложки, миски, разделочные доски и пр.

На фото — пример резьбы по ольхе

  • Ольха – широко применяется резчиками. Опытные мастера используют в своих целях ее свойство менять цвет.
    Дело в том, что свежесрубленная ольха имеет белый цвет, но если ее оставить на свежем воздухе, то она очень быстро покраснеет, после чего начнет розоветь, пока не приобретет светло розовый оттенок. Если ольху вовремя изолировать, то можно получить желаемый цвет.

Резьба по березе

  • Береза – обладает бледно-желтым оттенком и вязкой однородной структурой.
    Клен – по цвету напоминает березу, однако, отличается красивой текстурой и высокой твердостью. Это дерево более сложное в обработке, но зато изделия из него получаются очень прочными. Поэтому издревле ложки и прочая утварь из клена ценилась гораздо больше, чем из липы или березы.
  • Дуб – является идеальным материалом для изготовления деревянной посуды, ложек и прочих изделий. Единственным недостатком этой породы является высокая цена и сложность обработки.

Совет!
Если вы являетесь новичком, то лучше всего начинать с сахарной сосны или американской липы, так как эти породы наиболее простые в плане обработки.

Что касается хвойных пород, то они для этих целей слишком мягкие, однако, в некоторых случаях их все же используют.

К примеру, если нужно получить особый цвет или текстуру, которую не могут дать лиственные породы, применяют:

  • Кедр;
  • Пихту;
  • Сосну;
  • Тис.

Резьба по ореху

Обратите внимание!
Резчики зачастую используют для резьбы не только саму древесину, но и капы или сувели – это наросты, которые встречаются на стволе дерева.
Главной их особенностью является разнообразная причудливая текстура.

Пример заготовки для резьбы

Качества древесины

Помимо породы древесины существует еще ряд других факторов, которые влияют на пригодность или непригодность использования материала для резьбы. К таким факторам относятся:

ПараметрыТребования
ВлажностьВо многом зависит от области применения резного изделия. К примеру, для наружной резьбы влажность должна составлять 15 процентов. Если же изделие будет находиться внутри помещения, то заготовку необходимо досушить до 8 процентов.

В некоторых случаях, к примеру, для орнаментальной резьбы используют абсолютно сухое дерево, т.е. 0 процентов. Следует отметить, что свежесрубленная древесина совершенно не подходит для резьбы, так как со временем она деформируется и растрескивается.

СостояниеНекоторые наросты, сучки и прочие включения могут существенно испортить работу или привести к определенным проблемам. К примеру, перекрученные волокна могут привести к тому, что инструмент сложно будет направлять в нужном направлении, особенно при движении поперек волокон. Поэтому выбирая материалы для резьбы по дереву, необходимо тщательно их осмотреть.
ВесКак правило, чем тяжелее древесина, тем сложнее с ней работать. Кроме того, следует учитывать, что вес говорит о влажности материала – чем заготовка легче, тем она более сухая.

Совет!
Если вам не удалось найти материал нужных размеров, можно склеить несколько досок.

Вот, собственно, и вся основная информация по выбору материала. Конечно, это далеко не все что нужно для резьбы по дереву, однако, как уже было сказано выше, от качества деревянной заготовки во многом зависит конечный результат.

Вывод

При выборе дерева для резьбы следует обращать внимание на несколько моментов. Основными из них являются – порода древесины, ее влажность и качество. Новичкам можно порекомендовать использовать липу влажностью 8-10 процентов.

Из видео в этой статье можно получить дополнительную полезную информацию по данной теме.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

rubankom.com

Инструменты для резьбы по дереву для начинающих и профессионалов

Инструмент для резьбы по дереву нужно тщательно подбирать. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю, и обеспечила человечество настоящими шедеврами. В домашних условиях тоже можно создать произведения искусства, да и просто разнообразить интерьер. Хотя и появились некоторые современные модели с электрическим приводом (например, бормашина для резьбы по дереву), в целом инструмент сохраняет традиции и предназначен в основном для кропотливого ручного труда.

Различные виды стамесок для резьбы по дереву Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Главные инструменты резчика

Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:

  1. В сквозной тип обработки входит пропильная и прорезная резьба по дереву. Пропильная разновидность осуществляется лобзиком или пилкой. Прорезной вид заключается в сквозном пробивании дерева с помощью стамески или резцами, когда используется станок для резки по дереву. На деревянном изделии возникает узор, почему этот тип резьбы еще называют ажурным.

    Пример шкатулки выполненной прорезной резьбой

  2. Плосковыемчатый тип подразумевает создание рисунка, углубленного по отношению к основному фону. Отмечаются такие разновидности этого типа: контурная резьба, скобчатая, геометрическая и на черном фоне. Контурный подвид выполняется в форме канавки разной формы с применением резцов, угловой или полукруглой стамески, ножом. Скобчатая резьба осуществляется однотипным элементом в виде скобки при помощи полукруглой стамески.
  3. Рельефный тип характерен для резных панно, а элементы в нем приподняты по отношению к основному фону. Основной инструмент — стамески разной формы. Особо выделяется кудринская резьба, отличающаяся своеобразными кудрями из цветочных гирлянд.

    Пример выполнения рельефной резьбы по дереву

  4. Скульптурный тип резьбы выделяется созданием объемных форм в виде деревянных скульптур. В создании таких произведений задействуется весь арсенал инструмента. В последнее время для этого типа творчества нередко используется пантограф для резьбы.
  5. Домовая резьба предназначена для украшательства деревянных домов и всегда популярна. При ее осуществлении используются практически все рассмотренные типы обработки. Домовая разновидность предусматривает значительные площади, большие габариты. Шаблоны для домовой резьбы

    Для того чтобы сделать такую работу, применяется инструмент для резьбы по дереву как основного типа, так и вспомогательный, а то и плотницкий.

Вернуться к оглавлению

Принципы использования инструмента

При выполнении резьбы по дереву осуществляются следующие работы: сверление, выпиливание, вырезание и выдалбливание. Для создания качественного изделия невозможно обойтись без измерительных инструментов.

В процессе работ возникает необходимость во вспомогательном инструменте или приспособлениях, помогающих фиксировать заготовку, ограничивать степень воздействия.

Характер работы и обуславливает выбор необходимого инструмента. Исторически сложилось, что самые лучшие образцы выполняются с помощью ручного инструмента, однако современная тенденция к механизации и автоматизации труда не обошла и эту область деятельности.

Комплект всевозможных резцов для резьбы по дереву

В продаже имеется целый ряд станков, мини-дрелей (бормашин), ручных фрезеров для резьбы, электролобзиков, шлифовальных машин и т.д. Сделать определенные изделия можно вообще в автоматическом режиме при помощи копировально-фрезерных устройств (пантограф).

Вернуться к оглавлению

Какие применяются виды ножей

Одним из первостепенных режущих инструментов, применяемых для художественной резьбы по дереву, являются ножи для резьбы по дереву разной конструкции и назначения. Выделяются следующие виды ножей:

  1. Нож-резак. Считается основным инструментом резчика и применяется при проведении любых работ. Он может иметь разную длину лезвия, рукоятки и даже обладать различной формой. Важнейшее отличие — режущий угол составляет 35º.

    Размеры и угол наклона лезвия ножа-резака

  2. Нож-косяк. Находит применение в плоскорельефной резьбе и ажурной для создания протяженных прямых линий, формирования овала контура и обработки боков выемок. Основные размеры: угол режущих фасок — 20º, угол скоса лезвия — 35-60º, длина лезвия — 35-80 мм, ширина лезвия — 6-45 мм, длина ручки — 90-160 мм.
  3. Богородский нож. Предназначен для скульптурного типа резьбы. Длина его лезвия находится в пределах 25-90 мм, а ширина — 10-25 мм.
  4. Вспомогательные ножи нужны для определенных работ. Есть ножи, которые позволяют сделать криволинейную доводку объемного рельефа, другие предназначены для правки прорезной резьбы.
Вернуться к оглавлению

Какие стамески нужны при работе

Безусловно, основными инструментами ручной работы являются стамески для резьбы по дереву. К наиболее распространенным видам стамесок относится следующий инструмент:

  1. Прямой тип: используется в качестве вспомогательного инструмента.
  2. Полукруглый тип: основная разновидность стамесок, которая необходима при любых видах работ. Выделяются отлогие, средние и круглые варианты.
  3. Клюкарзы. Имеют изогнутую рабочую часть, различаются плоская, уголковая и полукруглая разновидности.

    Процесс резьбы клюкарезом

  4. Церазики. По виду похожи на полукруглый тип, но предназначены для резки тонких канавок — для этого ширина полотна составляет 2-3 мм.
  5. Рейсмусы или уголковые стамески. Применяются для вырезания V-образной канавки и осуществления контурного резания. Такие резцы для резьбы по дереву имеет угол между рабочими режущими ножами 55-75º.
  6. Штихель имеет грибовидную ручку, а угол загиба составляет 15º. Инструмент предназначен для изготовления различных канавок.

    Так выглядят штихеля различного размера для резьбы по дереву

  7. Клепики: заточка рабочей кромки произведена в виде меча или листочка, а используется для обработки основного фона на участках, где не проходят другие стамески.
  8. Ноготок — разновидность стамески-клепика с заточкой в виде ногтя, применяется для обработки в труднодоступных местах, а также при проведении скобчатой резьбы.
Вернуться к оглавлению

Какой инструмент еще можно использовать

Помимо основных рассмотренных устройств при проведении работ применяются дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять специфические работы.

Обычно применяется такой дополнительный инструмент для резьбы по дереву:

  1. Ложечники или ложечные ножи: обычно представляют собой заостренное кольцо, приваренное к стальному прутку, который вставляется в рукоятку — находят применение для удаления скопившихся опилок в углублениях, а также для шлифовки внутренних стенок больших выемок, например, при резке посуды.
  2. Чеканы и пуансоны: прочные металлические стержни с определенным рисунком на торце. Наиболее распространены при создании основного фона.


При резьбе по дереву на значительных площадях используется также различный вспомогательный инструмент:

  1. Для сверлильных работ: буравчики, коловороты, ручные дрели.
  2. При пилении: ножовка, ножовка по металлу, лобзик, двуручная пила.
  3. Вспомогательные приспособления: киянка, скобель, стусло, струбцины, тиски, различные зажимы, молоток.

Для проведения измерений и разметки находит применение следующий инструмент: линейка, угольник, транспортир, ярунок, малка, отвес, юстир, уровень, кронциркуль, штангенциркуль, нутромер, рейсмус, циркуль, рулетка.

Вернуться к оглавлению

Использование современной техники

Одним из лучших вариантов современной техники можно считать бормашину для резьбы по дереву или мини-дрель. С помощью такого устройства можно сверлить под разным углом, для чего рабочий орган имеет гибкую связь. Небольшие размеры бура и регулировка его вылета и скорости позволяют производить тонкую выборку древесины. При использовании войлочных насадок можно осуществить шлифование поверхности выемок.

Шагом вперед в направлении превращения резьбы по дереву в прибыльный бизнес является создание копировально-фрезерных станков.

Такой автоматизированный инструмент для резьбы позволяет вырезать любые формы на дереве в формате 3D. Этот станок для резьбы по дереву или пантограф, снабженный компьютерной «начинкой», может с помощью следящей системы создавать деревянные панно и скульптуры.

Для начинающих заниматься резьбой по дереву предлагается основной, дополнительный и вспомогательный инструмент, способный в полной мере обеспечить весь процесс в ручном режиме. Если возникает стремление организовать соответствующий масштабный бизнес, то для этого предлагаются станки и автоматизированное оборудование.

proekt-sam.ru

Инструменты для резьбы по дереву — что нужно начинающему?

ИНСТРУМЕНТЫ

Все начинающие резчики спрашивают: «Какие инструменты необходимы мне в первую оче­редь?» Сначала нам понадобится небольшое чис­ло инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, при­обретайте инструменты по мере необходимо­сти. Обычно при покупке набора вы не экономи­те ни копейки, зато всегда остаются вещи, кото­рые вам почти не понадобятся. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.

Ножи

Вам понадобится хороший нож — тот, которым будет удобно работать. Существует три вида но­жей — со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наибо­лее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.

Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC — оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я исполь­зую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вме­сто заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Пилы

Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применя­ется лучковая пила («змейка»).

Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.

Специальные инструменты

Скобель применяется для снятия коры и для бы­строго грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, иде­альное при изготовлении ложек, чашек или ма­сок.

Абразивы

Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты пло­ской, полукруглой или круглой формы всегда ис­пользуйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообраз­ную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких ще­пок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.

Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилин­дры в составе ручной дрели или пресса незаме­нимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхно­сти и характером материала, отвечая самым раз­ным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструмен­ты быстро затупятся.

Электрические инструменты

Когда вы начнете мастерить заготовки самосто­ятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко пре­восходя всё, что можно сделать при помощи луч­ковой пилы. Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не вся­кое дерево. Ленточные и дисковые шлифоваль­ные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры. Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазо­ном головок для обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные ап­параты и маленькие высокоскоростные резчиц­кие станки. Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-посту­пательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».

Укрепляющие приспособления

Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто ис­пользую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Если вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защи­тить руку.

У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.

ОПОРА

Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы ре­жете дерево пилой-«змейкой», советую исполь­зовать опору — обычную доску, поддерживаю­щую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда об­рабатываете заготовку.

ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ

Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстач­ные тиски. Одна клемма удержи­вает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке вы­скользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.

Дополнительные приспособления

Электрические инструменты для выжигания мо­гут быть использованы при окрашивании изде­лия, придании фактуры, а также для подписи ра­боты. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос. Также необходимы инструменты ху­дожника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перене­сения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку. При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источ­ник света и увеличительное устройство.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если оста­нется ровный след, то лезвие острое. Если во­локна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Режущие инструменты

Нож (желательно с фиксированным лезвием)

Четыре прямые стамески (достаточно размером с ладонь)

№ 3 отлогая стамеска шириной 1/2 (1,3 см)

№ 7 полукруглая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 11 крутая стамеска шириной 1/4 (6 мм)

№ 12 стамеска-уголок шириной 1/4 (6 мм)

Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора

Копировальный аппарат (МФУ)

Лучковая пила («змейка»)

Опора (см. выше)

Чертежные принадлежности

Карандаш

Линейка

Циркуль

Калька

Копировальная бумага

Инструменты и материалы для шлифовки

Наждачная бумага (зернистость от 150 до 400)

Абразивы с тканевым задником

Открытые абразивы

Гибкие пластиковые подушечки (серые и белые)

Материалы для крепления (что-нибудь одно как минимум)

Верстачные тиски (см. выше)

С-зажим

Тиски

Глухарь

Резиновая подушечка для резьбы

Отделочные материалы

Кусок материи

Древесный клей

Проникающий или поверхностный полировоч­ный материал (по желанию)

Обеспечение безопасности

Бинты

Специальная перчатка

Пальцезащитная лента

iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Материалы для резьбы по дереву

Резьба по дереву по праву считается одним из самых древнейших искусств. В самые древние времена были мастера в этом искусстве. Особенно высокого развития резьба по дереву достигла в Киевской Руси, где фасады всех домов были украшены резными элементами. Благо материалы для резьбы по дереву росли повсюду. В то время мастерство в этом деле достигло вершины. Именно резьба по дереву придавала Киевской Руси свой особый неповторимый стиль.

Некоторые секреты мастеров того времени утеряны, другие, напротив, бережно сохранены мастерами многих поколений. Многие из секретов касаются материалов для резьбы. Какие виды древесины лучше других подходят для работы? Каким образом дерево подготавливают к работе? Какого возраста должно быть дерево, чтобы его древесина была наилучшего качества? Какова должна быть влажность древесины?

Древесина хвойных пород и лиственных пород

В качестве материала для резьбы по дереву чаще других используется древесина хвойных пород. Её преимущество в смоле, которая в большом количестве содержится в древесине и придаёт ей устойчивость к атмосферным воздействиям. Древесину хвойных пород можно использовать в любом возрасте.

Возможно использование лиственных пород. Это липа возрастом старше 70 лет, тополь старше 50 лет, клён старше 90 лет. Используется также древесина ольхи, рябины, ясеня, дуба и других деревьев. Древесина, выбранная для резьбы по дереву, должна быть хорошей. На ней не должно быть косых слоёв, должна отсутствовать суковатость. Только при таких условиях древесина по дереву не будет ломаться и скалываться.

Подготовка древесины к работе

Материалы для резьбы по дереву должны быть хорошо высушены, влажность 15% и ниже. Если осуществить резьбу по влажному дереву, то изделие, подсохнув, начнет трескаться и коробиться. Резать по сухому дереву труднее, чем по влажному, но изделия из него более долговечные. Для работы с деревом требуется очень острый, хорошо заточенный инструмент.

Различают твёрдую и мягкую древесину. На твёрдой древесине резьба получается более чистой даже при менее остром инструменте. Бруски, используемые как материалы для резьбы могут быть как радиального так и тангенциального распила. При тангенциальном срезе красивее текстура древесины. И хотя в этом случае древесина сильнее сопротивляется резцу художника по дереву, большинство мастеров выбирают именно тангенциальный срез.

Красоту текстуры следует учитывать покрывая древесину лаками. Хорошо когда красивая текстура просвечивается сквозь слой лака. Мягкие породы древесины пропитывают специальным составом. Консервируют. Пропитывают чаще всего противогнилостными составами.

Не рекомендуется зачищать заготовку наждачной шкуркой. Абразивные зерна попадают в структуру древесины. Впоследствии, при обработке древесины, инструмент быстро тупится. Это снижает качество работы и замедляет её. Зачищать древесину нужно циклями.

Изделия из древесины

Древние изделия, сделанные резчиками по дереву, давно стали антиквариатом, приобрели огромную ценность. Но и сейчас множество деревянных изделий являются частью нашей культуры. Деревянные ложки, деревянная посуда, резная деревянная мебель, инкрустированные деревянные рамы и зеркала. Большой популярностью пользуются деревянные сувениры в русском стиле.

Высоко ценятся деревянные шкатулки, игрушки из дерева. Грубые материалы для резьбы по дереву под рукой мастера превращаются в художественные панно и интерьерные скульптуры. Во многих деревнях России дома в деревнях украшают резные украшения.

Другие материалы

При изготовлении изделий из древесины используются и экзотические материалы для резьбы. В последнее время стали популярными изделия из американской вишни. Такая древесина имеет необыкновенную текстуру вишнёвого цвета. Древесина американской вишни имеет хорошие показатели. Она мягкая, быстро сохнет, хорошо поддаётся инструменту.

По примеру американской вишни всё чаще начинают использовать другие косточковые деревья: абрикос, персик, сливу, черёмуху, миндаль.

reznoe7.ru