Псевдорусский стиль — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Псевдору́сский стиль — архитектурный стиль, объединяющий несколько направлений русской архитектуры, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского деревянного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. [1]
Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
Храм Христа Спасителя — пример русско-византийского стиляОдним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.
Развитие в конце XIX века[править]
В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
ГУМ — пример псевдорусского стиля конца XIX в.К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.
Развитие в начале XX века[править]
Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге, арх. С. С. Кричинский, построен в 1913—1915, взорван в 1932 году. Фото 1915 года.В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.[2]
- Ильин М. А., Борисова Е. А., Архитектура [2-й пол. 19 в.], в книге: История русского искусства, т. 9, книга 2, М., 1965
- Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 — нач. 20 вв.], в книге: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3, М., 1971
При написании этой статьи использовались материалы страницы «Псевдорусский стиль» Русской Википедии.
29. Ретроспективные направления, неорусский стиль и неоклассицизм в русской архитектуре нач.XX в.
Неорусский стиль.
направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. — 1910-х гг., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему «русского стиля», неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура). В проектировании построек участвовали художники: С.В. Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 1905—07, совместно с архитектором Н.К. Жуковым), В.М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900—05). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902—04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 1907—08). Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908—12, архитектор А.В. Щусев) либо «накладывают» русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914—16, архитектор В.А. Покровский).
Неоклассицизм в русской архитектуре. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план. Это направление черпало свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре Ренессанса, а также в архитектуре французского и русского классицизма XVIII-XIX веков. Значительную роль в этом повороте играли, как общая неудовлетворенность исканиями русского стиля и распространением новых идей под влиянием назревающей революции 1905 года. Принцип единства стиля эпохи, свойственный классицизму, подменялся при неоклассицизме свободой выбора стиля каждым мастером для любого здания, в зависимости от личного вкуса или вкуса заказчика. Обязателен был лишь принцип «чистоты стиля». Признаком плохого вкуса и недостатка архитектурной грамотности считалось смешивание форм разных архитектурных стилей в одном произведении.
Основными мастерами, создавшими поворот к неоклассицизму, были И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко. Первым произведением, приковавшим внимание к классическому наследию, был дом Скакового общества в Москве — И. В. Жолтовского. Его архитектура отражает увлечение мастера архитектурой итальянского Возрождения.
studfiles.net
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ (неорусский): vaduhan_08 — LiveJournal
Псевдорусский стиль или русский стиль (включает русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
Вики иногда настолько точно передает смысл что даже и добавить уже нечего.
Я покажу картинки что такое «неорусский стиль» он же псевдорусский.
Вот еще яркий представитель этого стиля…»Храм Спаса на крови»
Стиль был не только в архитектуре
Многие храмы после годов советской власти дошли до нас в очень «древнем» виде
Вместе с неорусским стилем появилась и неоготика.
Очень интересные постройки в псевдорусском стиле в Царском селе.
Подробнее здесь…https://john5r.dreamwidth.org/368168.html
Хотелось бы обратить внимание на типично кремлевские постройки и стиль, получается что московский кремль да и остальные кремли РОстова Суздаля Костромы Коломны и прочих «древнейших» городов можно легко отнести к псевдорусскому стилю. Некоторые башни кремля Московского даже в неоготике!
Все эти постройки — конец 19 века начало 20 го века.
А как же выглядят храмы 17 века и 18 го???
Я из 17 века нашел только в псевдорусском, а вот 18 век очень своеобразен
А где спрашивается древний русский стиль? При запросе на поиск «древние русские храмы» появляются в основном то же самое — псевдорусский стиль, те же самые храмы… но среди них есть несколько, которые как бы действительно из 17 века. Вот они…
Насколько это действительно старые храмы не знаю по виду так тоже «псевдорусский стиль»
Есть конечно самые старые храмы во Владимире, Суздале и еще кое где по мелочам, но они частично «восстановлены» и понять их первоначальный облик можно только приблизительно.
Храм в Суздале я сам лично очень внимательно рассматривал — реальная «своя» кладка из белого пиленного камня два три метра от земли остальное «восстановлено». Капители колонн типично античные, ну так сказать «деревенская античность».
Все примерно так же, как и в монастырях Нижнего Новгорода, которые разрушил «оползень великий» и «пожар великий» http://vaduhan-08.livejournal.com/70205.html
Каков он был русский стиль в 17 веке понять уже довольно сложно — метр два от земли кладка из белого камня и дальше неорусский стиль, точнее псевдорусский!
Кстати говоря, Храм Христа Спасителя это яркий пример псевдорусского стиля, по всем канонам и он появляется первым при поиске.
vaduhan-08.livejournal.com
Небольшой архитектурный ликбез. Часть 9: Псевдорусский стиль и эклектика в России
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ
Псевдорусский стиль, как проявление историзма в России, наиболее явственно проявил себя в русской архитектуре середины XIX — начала ХХ века.
Часто псевдорусский стиль называют также «неорусским» или «русско-византийским» стялями, что объясняется заимствованием им архитектурных форм как древнерусского, так и византийского зодчества.
(арх. Н. Поздеев, 1888 — 1895 гг.): В середине XIX века наиболее интересные здания, построенные в псевдорусском стиле, принадлежат авторству архитектора К. А. Тона.
Большой Кремлевский дворец (1838 — 1849 гг.):
Боголюбский собор (1866 г.):
Храм Христа Спасителя (1839 — 1860 гг.; внутренняя отделка продолжалась до 1883 г.):
К сожалению, большинство культовых сооружений К. А. Тона постигла та же судьба, что и взорванный в 1931 году храм Христа Спасителя. Вот только восстановлены они не были. Например, Введенская церковь лейб-гвардии Семеновского полка, Преображенская церковь Гренадерского полка и многие другие.Наряду с К. А. Тоном первопроходцем псевдорусского стиля был архитектор А. М. Горностаев. Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе — Успенский собор в Хельсинки:
В конце XIX века копирование декоративных мотивов русской архитектуры XVI — XVII веков достигает своего апогея. Если вы видите «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно псевдорусская архитектура.Наиболее характерными зданиями, построенными в этом стиле, являются:
Здание Верхних торговых рядов,
построенное А. Н. Померанцевым в 1890 — 1893 гг.:
Исторический музей на Красной площади в Москве
(В. О. Шервуд,1875 — 1881 гг.):
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге
(А. А. Парланд, 1883 — 1907 гг.):
Однако стиль эклектики в России представлен далеко не одним только псевдорусским стилем. Для примера можно привести построенную в неоготическом стиле в 1837 — 1839 годах архитектором М. Д. Быковским усадьбу в подмосковном селе Марфино:
Необарочный дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте
рядом с Аничковым мостом
(А. И. Штакеншнейдер, 1847 — 1848 гг.):
Построенный в 1898 — 1912 гг. архитектором Р. И. Клейном
в неоклассическом стиле Музей изящных искусств:
Здание универсального магазина «Мюр и Мерилиз» на Петровке,
построенное Р. И. Клейном в неоготическом стиле (английская готика)
в 1900 — 1908 гг.:
На смену эклектике в конце XIX — начале ХХ века приходит модерн, имеющий в России свои характерные особенности. Именно этому русскому модерну будет посвящена следующая — десятая часть нашего архитектурного ликбеза.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
Забытая реальность — ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ (неорусский)
Псевдорусский стиль или русский стиль (включает русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.Вики иногда настолько точно передает смысл что даже и добавить уже нечего.
Я покажу картинки что такое «неорусский стиль» он же псевдорусский.
Вот еще яркий представитель этого стиля…»Храм Спаса на крови»
Стиль был не только в архитектуре
Многие храмы после годов советской власти дошли до нас в очень «древнем» виде
Вместе с неорусским стилем появилась и неоготика.
Очень интересные постройки в псевдорусском стиле в Царском селе.
Подробнее здесь…https://john5r.dreamwidth.org/3
Хотелось бы обратить внимание на типично кремлевские постройки и стиль, получается что московский кремль да и остальные кремли РОстова Суздаля Костромы Коломны и прочих «древнейших» городов можно легко отнести к псевдорусскому стилю. Некоторые башни кремля Московского даже в неоготике!
Все эти постройки — конец 19 века начало 20 го века.
А как же выглядят храмы 17 века и 18 го???
Я из 17 века нашел только в псевдорусском, а вот 18 век очень своеобразен
А где спрашивается древний русский стиль? При запросе на поиск «древние русские храмы» появляются в основном то же самое — псевдорусский стиль, те же самые храмы… но среди них есть несколько, которые как бы действительно из 17 века. Вот они…
Насколько это действительно старые храмы не знаю по виду так тоже «псевдорусский стиль»
Есть конечно самые старые храмы во Владимире, Суздале и еще кое где по мелочам, но они частично «восстановлены» и понять их первоначальный облик можно только приблизительно.
Храм в Суздале я сам лично очень внимательно рассматривал — реальная «своя» кладка из белого пиленного камня два три метра от земли остальное «восстановлено». Капители колонн типично античные, ну так сказать «деревенская античность».
Все примерно так же, как и в монастырях Нижнего Новгорода, которые разрушил «оползень великий» и «пожар великий» http://vaduhan-08.livejournal.com/7
Каков он был русский стиль в 17 веке понять уже довольно сложно — метр два от земли кладка из белого камня и дальше неорусский стиль, точнее псевдорусский!
Кстати говоря, Храм Христа Спасителя это яркий пример псевдорусского стиля, по всем канонам и он появляется первым при поиске.
Источник: vaduhan-08.livejournal.com
xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai
• Псевдорусский стиль • — 10 Октября 2016
Русский стиль
Русский стиль (в том числе «псевдорусский», «неорусский», «ложнорусский») — архитектурный стиль XIX и начала XX века, синтез традиций древнерусского и русского деревянного зодчества, а также элементов византийской архитектуры.Русский стиль — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1][2]
Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
Терминология
Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX — начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы[3].Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры[4].
Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов[5]
В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) — в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком — «ложнорусский стиль»[6][7][8].
Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название — новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна[9][10][11][8].
По мнению Д. В. Сарабьянова, неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность[12]. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя[13][14]. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:
Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство. Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях.Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними — это линия, разделяющая эклектику и модерн»[16].В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются.
Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников[15].
Развитие
Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией.Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы.
Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.
В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.
Развитие в конце XIX века
В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
ГУМ — пример псевдорусского стиля конца XIX в.
Дом Игумнова (1888—1895) в Москве — один из наиболее ярких образцов стиля К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в.
В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.
В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.
Развитие в начале XX века
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна.В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916 годы.
Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.[17]
Особенности появления
Как и в любой другой стране, в России был период заимствования. Различные мотивы и течения перенимались у Европы, восточных государств и Запада. И настало время нехватки национальных элементов.Поэтому псевдорусский стиль в России, равно как его появление, можно считать закономерным. Особенности данного архитектурного направления заключаются во многом. Преобладающие цвета – бежевый, белый и красный.
Можно отметить и способности стиля к слиянию. Не было четких разграничений. Он легко сочетался со многими другими стилями, например готикой, псевдоготикой или модерном.
Характерные черты
Псевдорусский стиль в архитектуре имеет свои отличия, по которым его определяют. Характерные черты можно просмотреть в таблице.Очень часто при строительстве использовался декор крыши в виде крутящегося петушка или флага. Многие здания в России, дошедшие до современности, подходят к описанию и характерным чертам псевдорусского стиля.
Заключение
В начале 20 века псевдорусский стиль и тяга к соответствующему строительству постепенно начинают угасать. Фасады многих зданий со всеми башенками, высокой кровлей, частыми небольшими окнами перестают подходить для архитектурного и административного назначения строений.К примеру, Большие залы в Думе, возводящиеся во время господства направления, уже строятся при использовании новых достижений как в архитектуре, так и в технологиях (применение оборудования, больших машин).
Потребности современных зданий не соответствую псевдорусскому стилю. Назначения архитектуры обновляются. А стиль уходит в прошлое, оставляя за собой множество памятников и уникальных строений. http://fb.ru/
Иллюстрации
Особняк Щукина в Москве, ныне — Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.
Усадьба Локалова в селе Великом Ярославской области — пример состояния ценного памятника псевдорусского стиля в провинции.
Дом братьев Степановых в Челябинске
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова в Санкт-Петербурге. Здание построено специально для музея, стилизовано под русскую крепость.
Погодинская изба в Москве
Ярославский вокзал в Москве — сочетание псевдорусской архитектуры с приёмами модерна.
Свято-Георгиевский храм (Бобруйск)
Псевдорусский стиль требовал соответствующего наполнения интерьеров. Садко Михаила Врубеля — выдающийся пример майоликовой скульптуры, сочетающей русские мотивы и художественные поиски модерна.
Храм Христа Спасителя — пример русско-византийского стиля
Дом Перцовой в Москве напротив Храма Христа Спасителя — пример сочетания псевдорусского стиля с архитектурой модерна.
Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево, Московская область.
ГУМ — пример псевдорусского стиля конца XIX в.
Дом Игумнова (1888—1895) в Москве — один из наиболее ярких образцов стиля
Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге, арх. С. С. Кричинский, построен в 1913—1915, взорван в 1932 году. Фото 1915 года.
Дом Купермана в Санкт-Петербурге (Чкаловский проспект, 31 / Плуталова улица, 2, арх. А. Л. Лишневский).
Примечания
1. ↑ Русский стиль2. ↑ Псевдорусский стиль — статья из Большой советской энциклопедии.
3. ↑ Борисова, 1979, с. 220.
4. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 220.
5. ↑ Борисова, 1979, с. 122, 220.
6. ↑ Борисова, 1979, с. 221.
7. ↑ Курбатов, 1910, с. 311.
8. ↑ Перейти к: 1 2 Печенкин И. Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века // Архитектурное наследство. — СПб: Коло, 2014. — Вып. 60. — С. 241—251.
9. ↑ Кириченко, 1978, с. 328.
10. ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Прогресс-Традиция, 2001. — Т. I. — С. 147. — 656 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89826-096-X.
11. ↑ Иконников А. В. Архитектура Москвы ХХ век. — Московский рабочий, 1984. — С. 26. — 222 с.
12. ↑ Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 286. — 321 с.
13. ↑ Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2011. — С. 19, 66. — 792 с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
14. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 143.
15. ↑ Фёдор Шехтель и эпоха модерна / сост. Клименко С. В. — М.: Архитектура-С, 2009. — С. 45. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
16. ↑ Сарабьянов Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало ХХ века. — М.: Искусство — XXI век, 2003. — С. 218. — 296 с. — ISBN 5-98051-007-9.
17. ↑ История Санкт-Петербурга XVIII—XX вв. Стиль модерн в архитектуре Петербурга. Часть III — Заключение
Литература
• Ильин М. А., Борисова Е. А. Архитектура [2-й пол. 19 в.] // История русского искусства, т. 9, книга 2. — М., 1965.• Кириченко Е. И. Архитектура 2-й половины 19 — нач. 20 вв. // Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3. — М., 1971.
• Кириченко Е.И. Русский стиль : Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-нач. XX в. М. : Галарт : АСТ, Б. г. (1997). Кириченко Е. И. Русская архитектора 1830 — 1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 399 с.
• Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1971.
• Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
• Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики / Министерство культуры РФ; Российский институт культурологии. — М.: Научный мир, 2009. — 368 с., ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91522-078-1.
• Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка: (У истоков «нерусского стиля») // Отв. Стернин Г. Ю. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М.: Наука, 1984. — С. 137—182.
• Курбатов В. Я. О русском стиле для современных построек // Зодчий. — 1910. — № 30. — С. 311.
• Марина Воронежская. Русский стиль в архитектуре // Собственник, 25 января 2007.
Помочь, проекту
«Провидѣніе»
Помочь, проекту Провидѣніе © 2009, Вы, можете, оказав перечислив небольшой благодарственный платёж на:
Яндекс-кошелёк — 41001400500447
Сбербанк России — 42307810967103770360
Действительны только эти реквизиты
С ув., автор проекта providenie.narod.ru
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Застолби свой ник!
Источник — https://ru.wikipedia.org/
providenie.narod2.ru
Русский стиль в архитектуре XIX-XX веков.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒
Храм Христа Спасителя — пример русско-византийского стиля
В середине XIX и в начале XX веков возрождение интереса к древнерусского зодчества породило семейство архитектурных стилей, часто объединяются под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.
Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, который работал в середине XIX века. К числу главных его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлевский дворец (1838-1849). Во внешней отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крылышками, шатрами, кокошниками и т. Д Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.
В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянском зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Одними из самых ярких зданий псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных зданиях Владимира Покровского, Степана Кричинским, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневский на Плуталовой улице).
Архитектура начала XX века.
В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовали в это время архитектурных течений. Кроме русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию с Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся русским архитектором, который работал в стиле модерн является Шехтель. Самая известная его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живет своей ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).
Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре предоставил дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомков в Псковской губернии.
Свое развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассика — сооружение в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.
Послереволюционный период.
Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина. Им создается проект т. Н. Башни Татлина, посвященной III Интернационала. В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке.
Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойденным теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Основоположником стиля в России был Аполлинарий Каэтанович Красовский. Лидером течения был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую «Обмас» (Объединенные мастерские) при ВХУТЕМАСе.
После революции широко востребованным оказался и Щусев. В 1918-1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально выполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Самым известным произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В 1930 году было построено новое здание из железобетона, облицованный природным камнем гранита лабрадоритом. В его форме можно видеть органический сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.
Несмотря на значительные успехи советских архитекторов в создании новой архитектуры, заинтересованность власти в их работе постепенно начинает угасать. Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «прохождении буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». С 1930-х годов авангардные течения в советской архитектуре затихают.
Сталинская архитектура.
Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетики, которая характеризуется расположением монументальным формам, часто граничит с гигантоманией, жесткой стандартизацией форм и техник художественного образа.
В 1934 году создается Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединял творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами и с помощью которых осуществлялся контроль за деятельностью архитекторов. Среди советских архитекторов данного направления можно выделить Бориса Михайловича Иофана, Дмитрия Николаевича Чечулина, Льва Владимировича Руднева и др. В целом, в сталинской архитектуре прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями.
В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Это Главное здание МГУ на Воробьевых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Отель «Ленинградская».
Также среди достопримечательностей сталинской архитектуры выделяют комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро, также был задуман проект Дворец Советов. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки».
Вторая половина XX века.
4 ноября 1955 выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стиля сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». На смену сталинской пришла функциональная типичная архитектура. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получившие название «хрущевки» на имя Никиты Сергеевича Хрущева.
В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственного Кремлевского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. В 1960-х годах снова появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. С 1965 по 1979 проходил строительство Белого дома в Москве, по конструкции сходного с постройками начала 1950-х годов. Типичная архитектура продолжала свое развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объемах существует и в современной России.
Современная Россия.
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля за архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствования западных образцов, впервые появляются современные небоскребы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити. Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас.
Задание
1. Дайте общую характеристику русской архитектуры 18-начала 20 вв. ст.
2. Осветите особенности русского стиля в архитектуре XIX-XX веков. 3. Проанализируйте особенности русского барокко и классицизма.
4. Охарактеризуйте русский архитектура начала XX века.
Лекция № 22
Тема лекции: Архитектура Киевской Руси, России и украинском земель X-XIX вв.
План лекции:
Пейзажные парки царских резиденций у Петербурга.
Содержание лекции
Крупнейший культурно-исторический центр России — Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, возвращенных Росси в результате Северной войны.
Архитектурную славу Санкт-Петербурга составляют не только грандиозные ансамбли и достопримечательности архитектуры, но и пригородные дворцово-парковые комплексы, которые являются шедеврами мирового зодчества и садово-паркового искусства.
Дворцы и парки Петродворца и Ломоносова, Гатчины и Стрельны, Пушкина и Павловска, грозные форты Кронштадта и полные лиризма старые усадьбы являются яркими страницами архитектурной летописи Санкт-Петербурга.
Суровая и разнообразная северная природа Петербургских окрестностей, конечно, была несравнима с богатой и живописной природой средней России. Это обстоятельство наряду со стремлением Петра I к порядку во всем и упорядоченности, стало одной из причин проявления большой заботы о сохранении и приумножении богатств зеленых насаждений путем посадок деревьев ценных пород, а также преобразования и облагораживание существующих лесных массивов.
Широкий размах дворцового и усадебного строительства, планирования большого количества парков, посадки деревьев, развитие системы дорог, мелиоративные работы, гидротехнические сооружения — все это наложило отпечаток на формирование ландшафта окрестностей Петербурга.
К середине XVIII в., Дворцово-парковые ансамбли и другие архитектурные комплексы, основанные в Петровский период, получили значительное развитие и нашли торжественно праздничный вид, характерный для стиля русского барокко.
Их окружением стали регулярные парки, имела симметрическую планирования, прямолинейные аллеи, подстриженные деревья и кустарники и изобилие павильонов, фонтанов с множеством скульптур, стали частью произведений садово-паркового искусства.
За первые 60 лет XVIII в., Были созданы 4 грандиозных барочных дворцово-парковых ансамбля — в царском селе, Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме и десятки небольших дворцов с садами и парками.
Обращение российских зодчих в 60 г.. XVIII в., К наследию античного искусства привело к формированию в архитектуре нового направления — русского классицизма. В садово-парковом искусстве это проявилось в разбивке парков пейзажного типа, планирование и характер композиций зеленых насаждений, создавали впечатление естественной природы.
В этот период появляются дворцы и пейзажные парки в Гатчине, Царском селе, Павловске и Петергофе.
Вторая часть и середина XIX в., Ознаменовались созданием новых парков, дворцов, павильонов и значительным перестройкой царских и других резиденций возникли в XVIII в.
Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга расположены на южном побережье Финского залива. Их возникновение связано с укреплением завоеванных в начале 18 века земель Прибалтики и строительством крепости Кропшлот. Продвижение на кораблях по непредсказуемомому финском залива было опасно, поэтому Петр Iпредпочитал большую часть пути пройти по суше. На пути его следования, по давней традиции, были построены путевые дворцы или «попутные комнате».
Основание одной из таких «Светлица» дало начало блестящему дворцово-паркового ансамбля Петергофа (ныне Петродворец).
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петров двор) был впервые упомянут в походном журнале.
В 1711 году там был построен первый деревянный дворец Петра I. Образцом для подражания стал французский Версаль. Определяющим ландшафтом была близость моря, с которым дворец, парки и фонтаны связаны каналами.
Петровская идея царского дворца была воплощена архитекторами Ж. Леблоном, Н. Микетти, М. Земцовым: дворец в стиле барокко Петровского был построен на кромке высокой террасы и выдали, видно с моря. Большой или Нагорный дворец был остановлен дубовой и ореховой мебелью, картинами европейских мастеров. От петровского времени сохранился Дубовый кабинет императора.
Обустройство двух парков — Верхнего и Нижнего — шло параллельно строительству Большого дворца. Верхний парк в петровские времена был занят фруктовым садом и огородом, Нижний был распланирован как регулярный парк. Регулярные парки создавались на основе строгой симметрии, починить правил планировки садов: деревья и кустарники подстрижены в виде шаров, пирамид, кубов, газоны, цветники и ставки приобретают правильную геометрическую форму, аллеи пересекаются под прямыми углами или лучевую планировку «звездой».
Регулярные парки было принято украшать различными парковыми «выходками» — павильонами, беседками, скульптурами, главной парковой «затеей» Петергофа стали фонтаны и каскады.
Большой КАСКАД- (1715-1724гг) — включает 64 фонтана, 255 скульптур и самая скульптура Б. Растрелли «Самсон раздирает пасть льва».
Нижний парк — искрился множеством фонтанов, струю фонтанов были причудливые по рисунку, аккомпанементом воды служила музыка, водой приводились в движение фонтанные фигуры. Любимые развлечения Петра — фонтаны шутихи, неожиданно обдавайте гостя водой.
Начало системе обеспечивает водой 187 Петергофский фонтанов и 4 каскада, было положено самим Петром. Идея была воплощена русским инженером — Туволчиним.
За 10 лет со дня основания Петергофа были построены три дворца (Монплезир, Верхние палаты и Марли), павильон Эрмитаж, каскад с гротами, декорированный золочеными статуями.
Монплезир— любимый дворцовый павильон Петра и первое сооружение нижнего парка. Он был возведен на искусственно насыпанной террасе. Центральный зал и галереи обшиты дубовыми панелями, на стенах картины. Морской фасад Монплезира, дополнила открытая терраса, на которой установлена российская светская статуя — медное изображение Нептуна.
В зданиях этого времени нашли отражение новые художественные решения, основанные на еще большем обращении к культурному наследию русского зодчества, но и архитектуры других стран разных исторических эпох.
Несмотря на длительные сроки формирования пригородных дворцово-парковых ансамблей, некоторые общие закономерности, присущие каждому из них сохранялись. Именно благодаря этому они и нашли оригинальные архитектурно-художественные и ландшафтно-планировочные особенности.
Эрмитаж — второй дворцовый павильон, построенный на берегу залива, для веселья царского окружения, окруженный с четырех сторон рвом, через который был, перекинут подземный мост. Подземный механизм поднимал наверх стол, накрытый на 14 персон.
Парковые павильоны с подъемными механизмами стали появляться в других царских резиденциях и богатых дворянских усадьбах.
Павильон Марли. Изящный двухэтажный дворец Марли является центральным сооружением западной части Нижнего парка. Свое название, как Монплезир и Эрмитаж, Марли получил из французского языка. Так называлась одна из резиденций французских королей в городке недалеко от Парижа, которую Петр посетил во время своих путешествий по Европе.
От дворца Марли в разные стороны расходятся три аллеи (Малибанская, Березовая и Марлинского), рассекающие парк с запада на восток и ведут к фонтану «Ева», павильона «Эрмитаж» и львиной каскада. Кроме этого в Марлинский комплекс входят Марлинский пруд и Секторальные ставки, Партерный сад и сад Венеры. Секторальные ставки сначала представляли собой один полуциркульным ставок. Его разделили на четыре сектора тремя кирпичными перегородками, в результате чего он и получил свое название.
Большой дворец. Большой дворец не всегда имел тот пышный и величественный вид, который характерен для него сейчас. В 1714-1721 годах на этом месте был возведен Верхние палаты, которые, по сравнению с тем Большим дворцом, который нам известен, были очень скромными.
Здание Верхних палат еще при жизни Петра много раз перестраивалась, но настоящий размах строительство получила только при императрице Елизавете Петровне. К моменту восхождения ее на престол, старый дворец ее отца уже совершенно не соответствовал вкусам растущего царского двора. Поэтому Елизавета поручила итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли возвести на месте старого дворца новый, что и было им сделано.
В 60-х годах 18 века на смену стилю барокко пришел новый стиль — классицизм, и Большой дворец начали снова перестраивать в соответствии с требованиями новой архитектурной моды. В этот период над интерьерами Большого дворца работали архитекторы Валлен-Деламот и Фельтен.
Петергоф — Сады и парки
Многочисленные парки Петергофа не менее знаменитые, чем его фонтаны и дворцы. Прогуливаясь по Петергофу, можно и не догадываться, что переходишь из одного парка в другой. Многие парки даже и не воспринимаются посетителями как таковые, потому что не похожи на парк в стандартном понимании этого слова — скорее на лес с проложенными по нему аллеями. Такие парки называются пейзажными.
В 18 веке территория, на которой впоследствии раскинулся колонистских парк, была пустынной. В то время она называлась «Охотный болотом» — из пернатой дичи, которая водилась здесь в кустарниках. При императоре Николае I неподалеку от «Охотного болота» были построены дома, предназначенные для немецких колонистов, именно этот факт и отразился позже в названии парка.
В 1838 году болото было осушено, а на его месте был вырыт большой и глубокий пруд. Длина ставка составляла 470 метров, ширина — 300 метров, а максимальная глубина его была 2 метра. Берега пруда были укреплены огромными валунами и ограждены мощной дамбой, на этой плотины была устроена аллея. Пруд был наполнен водой с Ропшинских ключей. Колонистских ставок до сих пор служит бассейном, кормит восточную группу фонтанов Нижнего парка.
Парк Александрия — один из крупнейших парков в Петергофе и в мире, его площадь составляет 115 гектаров. Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка, от которого его отделяет каменная стена, прорезана зверскими, Никольский и морскими воротами. С другой стороны парк Александрия граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница парка проходит вдоль шоссе Петербург — Ораниенбаум, а северная его граница проходит по берегу Финского залива.
Одновременно с парками рос и формировался город Петергоф. Так в течение двух столетий был создан Петергофский дворцово-парковый комплекс.
Огромные дворцово-парковые ансамбли и отдельные памятники архитектуры, расположенные в пригородах Санкт-Петербурга, несмотря на индивидуальный характер каждого из них, в совокупности представляют собой целостный грандиозный архитектурно-художественный комплекс, единство которого определено исторической, композиционной и функциональной связью всех составляющих его частей с архитектурой города на Неве.
Петергоф. Парк Александрия
Пейзажный парк Екатерининского дворца
Царское село. Большой пруд.
Задание
1. Дайте общую характеристику пейзажных парков царских резиденций.
2. Осветите особенности пейзажного стиля в архитектуре XVII-XИX веков. 3. Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе. 4. Охарактеризуйте дворцово-парковый ансамбль в Царицыно.
Лекция № 23
Тема лекции: Архитектура Киевской Руси, России и украинском земель X-XIX вв.
План лекции:
Особенности архитектуры Украины
Содержание лекции
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com