Пигмент охра – Охра — древнейший пигмент

Охра — древнейший пигмент

Охра используется по всему миру с самых древних времён. Разнообразные оттенки охры можно увидеть на доисторических рисунках, возраст которых оценивается по меньшей мере в 350000 лет. Пигмент охра чрезвычайно светостойкий и применяется для всех видов краски. В наши дни натуральная охра по большей части заменена на синтетическую.


Слово «Охра» пошло от греческого слова «Ochros», которое означает «желтоватый». Пигмент в природе наблюдается везде, где в почве имеется относительно большое количество железа. Железо окисляется и придаёт земле характерный цвет ржавчины. И хотя в большинстве случаев мы представляем золотистый желтый цвет, когда речь идёт об охре, на самом деле в зависимости от элементов, содержащихся в земле, оттенок охры может варьироваться от желтого до красного или коричневого, иногда даже с фиолетовым или синим отливом. Чем больше в почве оксида марганца вместе с оксидом железа, тем более коричневый оттенок имеет охра.

Название оттенков охры часто соответствует названию географического региона, где добывают пигмент. Например, цвета «сиена» и «умбра» названы в честь города Сиена и области Умбра в Италии, «испанский красный» и «желтый неаполитанский» тоже цвета на основе охры. Цвет «желтый неаполитанский» на основе натуральных пигментов содержит токсичный свинец и в настоящее время не используется. Другие натуральные оттенки охры совершенно безвредны как для человека, так и для окружающей среды.

Натуральная и жженая

Самый важный красящий элемент охры – это гидроксид железа. При нагревании вода испаряется из соединения и цвет меняется: желтая охра становится красной (так называемая жженая охра или красная охра), желтовато-коричневая сиена становится красно-коричневой (жженая сиена) а натуральная желтоватая умбра становится темной красно-коричневой (жженая умбра). В регионах, где высока вулканическая активность, жженые пигменты встречаются в натуральном виде. Однако их несложно получить, обжигая натуральный пигмент.

Исторические факты

В античности лучшую охру добывали в городе Синоп на побережье Черного моря, на неё даже ставили печать, гарантирующую происхождение охры. А название «синопия» некоторое время использовалось вместо «охры».

В Австралии среди аборигенов охра была ценным и востребованным товаром. К лучшей красной охре имели доступ только несколько племён и раз в год мужчины племени отправлялись в многодневные паломнические походы, чтобы добыть охру. В этих походах был и мистический подтекст, так как земля, где добывали охру считалась священной. Картины аборигенов, выполненные охрой, зачастую служили картами, но читать их могли только посвященные. Если в ясный день полететь на самолете над континентом, вы увидите те же цвета и узоры, что и на картинах аборигенов.



Индейцев Америки называют «краснокожие», это напрямую связано с охрой. Коренные американцы втирали охру в кожу, в этом был и ритуальный смысл, и практический, охра служила естественным репеллентом от насекомых и заглушала запах человека при охоте.

Охра сегодня

Натуральную охру добывают и по сей день, например, на Кипре. Но проблема натуральной охры в том, что в зависимости от местоположения добычи оттенок может меняться, и конечный пользователь не может быть уверен, что оттенок будет одним и тем же от партии к партии. Это одна из причин того, что уже несколько столетий назад были разработаны синтетические варианты охры, у которых оттенок не отличался от партии к партии.

Как синтетические, так и натуральные охры широко используются во всём мире при производстве красок, асфальта, синтетических материалов и различных видов резины.

Цвета на основе охры представлены в большинстве серий продукции Royal Talens (Голландия)

Художественные краски Royal Talens — ссылка на каталог MPMART.ru (в новой вкладке)

Пастель Royal Talens — ссылка на каталог MPMART.ru (в новой вкладке)

    

Статья подготовлена на основе материалов сайта  www.royaltalens.com

mpmart.ru

Сухие краски — виды, преимущества и недостатки

Сухие краски (другое название — пигменты) — это особым образом приготовленные тонкомолотые порошки, предназначенные для разведения со связующими компонентами. После смешивания получается готовая к использованию краска. Пигменты делятся на минеральные и искусственные.

Достоинства и недостатки порошковых красок

Пигменты обладают целым рядом положительных характеристик:

  • широкий выбор цветов;
  • отсутствие резкого специфического запаха;
  • паропроницаемость и гигроскопичность;
  • влагоустойчивость;
  • способность противостоять воздействию щелочных составов;
  • состав не отмеливается;
  • покрытия, окрашенные порошковыми составами не подвержены отрицательному влиянию ультрафиолетового излучения;
  • отличная укрывистость, в результате чего экономится краска.

Обратите внимание! Показатель укрывистости определяется слоем состава, необходимым, чтобы полностью закрыть базовую поверхность (стену, пол из бетона, древесину и т.д.).

Однако применение порошковых составов сопряжено с определенными трудностями, о которых следует знать заранее. Дело в том, что далеко не все пигменты для красок совместимы с любыми связующими. К примеру, мел и известь не подходят для смешивания с олифой или маслом. Эти вещества можно разбавлять только водой, после чего образовываются составы, схожие с водоэмульсионными лакокрасочными материалами.

Обратите внимание! Вода — отличный растворитель почти для большинства пигментов.

Второй момент, который нужно иметь в виду: сухие пигменты нельзя смешивать с лакокрасочными составами. Если все же допустить такое смешивание, полноценно размешать компоненты не выйдет, из-за чего раствор будет неоднородным.

Полученной, таким образом, смесью не получится качественно окрасить поверхность, в частности, количество отходов резко возрастет, уменьшится укрывистость покраски. Кроме того, неразмешанная должным образом краска станет причиной полос и разводов на поверхности даже в том случае, если работать будет опытный специалист.

Чтобы избежать комков в растворе, необходимо вначале высыпать сухую массу в воду, а спустя какое-то время тщательно размешать содержимое емкости. Далее, раствор процеживается сквозь мелкоячеистое сито. В качестве альтернативы ситу может выступать обычная марля, сложенная в несколько раз. После фильтрации состав заливают тонкой струей в краску. После добавления разбавленной порошковой краски, раствор нужно хорошо размешать — это обеспечит однородность смеси.

Еще одна сложность в применении сухих красок состоит в необходимости использования нескольких пигментирующих добавок, если нужно получить определенный оттенок. Работа требует навыков и у новичков данная операция не всегда получается с первого раза. В этом отношении использование готовых лакокрасочных составов гораздо проще в плане подготовительных работ.

к содержанию ↑

Виды красок

Существует множество пигментирующих веществ, классифицировать которые принято по их цвету.

Белые пигменты

К белым пигментирующим элементам относятся известь, белила и мел.

Известь — наиболее распространенное красящее вещество. Разводят известь в обычной воде, размешивая ее до молокообразного состояния, после чего раствор можно наносить на поверхности. Для покраски обычно используется гашеная известить, которая при необходимости смешивается с пигментирующими веществами. Пигменты добавляются лишь те, которые не изменят своего естественного цвета вследствие смешивания (например, охра, сажа, сурик, хромовая окись). Раствор готовится исходя из следующей пропорции: три четверти воды на четверть извести.

Мел может иметь желтый или серый оттенок и предлагается в продаже в одном из двух состояний — молотом или крупными кусками. Обе разновидности делятся на 3 сорта. Для покраски подходит тонкомолотый мел. Довести крупнокусковый мел до нужной кондиции можно самостоятельно. Для этого на один кусок мела нужно добавить втрое больше воды, а затем основательно перемешать раствор и пропустить его через сито. Далее, смесь выливается в другую емкость и настаивается. После осаждения мела, воду сливают, а верхнюю часть осадка изымают для последовательных операций по высушиванию, толчению и просеиванию через сито.

Белила представляют собой белую порошковую массу тонкого помола, изготавливаемую путем обработки прокаленных металлических компонентов (цинк, углекислый свинец, руда титана, литопон). Белила находят применение при изготовлении масляных лакокрасочных составов и шпатлевок.

Показатели укрывистости белил (на квадратный метр):

  • титановые — 50-75 граммов;
  • литопоновые — 120 граммов;
  • свинцовые — 200-300 граммов.

Важно! Для замазок и масляных шпатлевок применяется только сухой мел, который предварительно просеивается сквозь частое сито.

к содержанию ↑

Желтые пигменты

К желтым пигментирующим веществам относят охру и кроны.

Охра представляет собой одну из наиболее популярных у потребителей видов красящих веществ. Цвет охры всегда желтый, но возможны несколько его оттенков, в том числе золотой. После прокаливания в огне охру называют жженой, она приобретает красно-коричневую окраску. Охра очень устойчива к воздействию факторов внешней среды. Показатель укрывистости вещества — от 65 до 90 граммов на квадратный метр.

Кронами называют краски, произведенные на базе свинца или цинка. Причем свинцовые порошки непригодны для внутренних работ ввиду своей токсичности. Составы имеют разнообразные оттенки — от лимонного до апельсинового. Показатель укрывистости крон колеблется в пределах 110-190 граммов на квадратный метр.

к содержанию ↑

Синие пигменты

К пигментирующим веществам синего цвета относятся лазурь и ультрамарин.

Ультрамарин (народное название — «синька») используется в качестве дополнения при изготовлении меловых и известковых побелок. Задача ультрамарина — придать раствору слегка голубоватый тон. Примерная укрывистость лакокрасочного материала — 50 граммов на квадратный метр.

Лазурь представляет собой вещество, которое можно использовать только в составе эмали или масляной краски. Лазурь неустойчива к ультрафиолетовому излучению — от яркого света поверхность темнеет. Также краски на основе лазури разрушаются под действием щелочных составов. Чтобы усилить цветовую составляющую, в раствор с лазурью добавляют немного сажи. Укрывистость краски может колебаться между 10 и 60 граммами на квадратный метр.

к содержанию ↑

Красные пигменты

К веществам, передающим поверхностям красный цвет, относятся сурики (свинцовый и железный), киноварь, а также мумия.

Железный сурик — краска красного кирпичного цвета. Уровень укрывистости приблизительно равен 20 граммам на квадратный метр поверхности. Свинцовый сурик — это красящее вещество оранжево-красноватого цвета. Укрывистость — 100 граммов на квадратный метр.

Мумия — краска красного цвета, отличающаяся множеством возможных оттенков. Мумия очень неустойчива к влаге, склонна под воздействием внешней среды менять цвет — от насыщенного темно-красного до бурого. Укрывистость материала может разниться от 30 до 60 граммов на квадратный метр.

Киноварь отличается богатством оттенков красного цвета. Вещество характеризуется высокой устойчивостью к кислотным и щелочным составам, однако изменяет цвет под воздействием ультрафиолета. Показатель укрывистости — 80-120 граммов на квадратный метр.

к содержанию ↑

Зеленые пигменты

К порошковым краскам зеленого цвета относятся хромовая зелень и свинцовая зелень.

Хромовая зелень (окись хрома) — это смесь кронов желтого цвета с лазурью. При изменении пропорций лазури в составе можно добиться заданного оттенка. Укрывистость краски — 40 граммов на квадратный метр.

Свинцовая зелень также представляет собой смесь синих и желтых компонентов, в числе которых крон и лазурь. Показатель укрывистости может колебаться в пределах 28-70 граммов на квадратный метр.

к содержанию ↑

Коричневые пигменты

Коричневый цвет дают умбра и жженая сиена.

Умбра — это красящее вещество коричневого цвета с несколькими видами оттенков. В результате обжига умбра приобретает красно-коричневый тон. Средняя укрывистость материала — 40 граммов на квадратный метр.

Жженая сиена сходна по своим характеристикам с охрой. Часто применяется для придания древесине декоративных свойств, например, когда нужно покрасить поверхность под дуб или ясень. Недостаток материала — укрывистость ниже среднего уровня.

к содержанию ↑

Черные пигменты

Черный цвет поверхностям передают марганцевая перекись, сажа, графит и древесный уголь.

Сажа представляет собой вещество черного цвета — побочный продукт сжигания в нефтегазовой промышленности. Сажу можно добавлять только в масляные, клеевые или мыльные составы. Укрывистость раствора — 15 граммов на квадратный метр.

Перекись марганца хорошо сочетается с водой. Показатель укрывистости — 40 граммов на квадратный метр.

Графит и древесный уголь перед применением подвергаются измельчению и просеиванию через сито.

Далее, полученный порошок добавляют в воду, получая в результате красящий материал. Норма укрывистости для красок на основе графита и древесного угля — 30 граммов на квадратный метр.

к содержанию ↑

Металлические пигменты

К металлическим пигментам относятся цинковые, бронзовые и алюминиевые порошки. Бронза и алюминий обычно используются для окрашивания металлических изделий (например, в аэрографии), а также для придания покрытию вида «под металл». Укрывистость металлических пигментов — от 3 до 4 граммов на квадратный метр.

Растворители для сухих красок

Отдельные виды порошков можно применять в любых растворах. К числу универсальных пигментов относятся:

  • сажа;
  • марганцевая перекись;
  • киноварь;
  • мумия;
  • ультрамарин;
  • железный сурик;
  • сиена;
  • умбра;
  • охра;
  • хромовая окись.

Прочие компоненты используются совместно с эмульсионными и клеевыми составами, а известь и мел — только в водных.

к содержанию ↑

Полезные советы

  1. Работая с сухими красками, важно соблюдать температурный режим. Оптимальная температура должна находиться в диапазоне 5 и 25 градусов по Цельсию выше нуля.
  2. Сухие краски нужно перемалывать так, чтобы вся масса проникала через отверстия сита. Тонкость помола непосредственно влияет на получение качественной краски.
  3. Красящий состав можно наносить любыми инструментами — кистью, валиком или пульверизатором. Однако конечный выбор зависит не столько от пожеланий мастера, сколько от вязкости краски и типа окрашиваемой поверхности.
  4. Наносить краску нужно не толстыми слоями, чтобы избежать потеков.
  5. В случае необходимости, можно сделать перерыв на срок до 24 часов, не закончив полностью окрашивание поверхности. Если продолжить работу, уложившись в указанный срок, потери качества не произойдет.
  6. Для размешивания раствора рекомендуется использовать дрель или миксер. Размешивание состава вручную — достаточно трудоемкий процесс.
  7. Когда краска растворится в воде, нужно подождать в течение 10 минут, пока раствор настоится. Далее, состав еще раз перемешивается, после чего можно начинать нанесение красящего вещества.
  8. До окрашивания поверхности своими руками, необходимо ее заранее подготовить — убрать неровности, нанести грунтовки и штукатурку.

Приготовление красящих растворов на основе пигментов — процесс несложный, но требующий опыта и трудозатрат. В остальном сухие порошковые краски мало чем отличаются от обычных лакокрасочных материалов и широко применяются как в домашних условиях, так и в промышленных целях.

kraska.guru

Состав охры, получение, реакции пигмента, таблицы классификации

1. Цвет пленки краски: Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных образцами (эталонами) цвета «Картотеки» или контрольными образцами цвета Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных контрольными образцами цвета Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных образцами (эталонами) цвета «Картотеки» или контрольными образцами цвета По п. 4.3
красный 42, 44
темно-красный 5, контрольный образец цвета
кремовый 200, 201 200, 201
темно-желтый 209 209, контрольный образец цвета 209, контрольный образец цвета
зеленый 304, контрольный образец цвета 304, контрольный образец цвета
фисташковый 309, контрольный образец цвета 309, контрольный образец цвета
желто-зеленый        
голубой 424 424, 423       350, 331
голубой 475 475, контрольный образец цвета       424, 474 475, 434
синий       476, 427
темно-серый 526, 509       526, 509
светло-бежевый 621, контрольный образец цвета       621, контрольный образец цвета
бежевый 689, 690       689, 690
коричневый 619, 623       619, 623
красно-коричневый По контрольным образцам цвета
коричневато-красный То же
от желтого до светло-коричневого »
2. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее:           По ГОСТ 17537-72 и п. 4.4 настоящего стандарта
зеленой 14,0 12,0
синей 11,0
бежевой 12,5 12,0
коричневой 14,0 11,0
остальных цветов 12,5 12,4 13,0 24,0 10,0
3. Массовая доля летучих веществ, %, не более:           По ГОСТ 17537-72 и п. 4.5 настоящего стандарта
зеленой, коричневой 9,0 7,0
синей 7,0
бежевой 7,0 7,0
остальных цветов 7,0 6,5 7,0 11,5 6,0
4. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более:           По ГОСТ 8784-75, разд. 1
красной 100
темно-красной 100
кремовой 225 200
темно-желтой 209 140 140
зеленой 70 100
фисташковой 90 135
желто-зеленой 140
голубой 424 100 100
голубой 475 95 100
синей 100
темно-серой 65 100
светло-бежевой 160 160
бежевой 85 120
коричневой 65 65
остальные цвета 35 65 180
5. Степень перетира, мкм, не более 50 45 45 40 50 По ГОСТ 6589-74
6. Время высыхания при температуре (20±2) °С до степени 3, ч, не более 24 24 24 24 24 По ГОСТ 19007-73
7. Твердость пленки по маятниковому прибору, условные единицы, не менее:           По ГОСТ 5233-89
типа М-3 0,13 0,12 0,12 0,11 0,10
типа ТМЛ (маятник Б) 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
8. Условная светостойкость пленки, ч, не менее 2 По ГОСТ 21903-76 и п. 4.7 настоящего стандарта
9. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20±2)°С, ч, не менее 2 По ГОСТ 9.403-80, разд. 2, и п. 4.8 настоящего стандарта

lkmprom.ru

КАУП::Мастерская::Вымывание охры, отчет

Поход за охрой.
или особенности добычи полезных ископаемых на побережье Балтики

Общие сведения


Охра – один из самых дешевых натуральных пигментов, по внешнему виду — это сухой тонко размолотый порошок золотистого цвета, обладает свето- и атмосферостойкостью (11). Оттенки от желтого до кирпичного и коричневого.

Традиционно охры делятся на желтые и красные. Желтая охра — гидрат окиси железа с примесью алюмосиликатов (глины).
Для примера химический состав охровой руды:
Fe2O3 (собственно красящее вещество) — 13,0 — 15,0%
CaO — 1,5%
h3O — 5,0%
SO3 — 0,05%
Al2O3 — 12,0 — 14,0%
MgO — 1,0%
SiO2 (песок обыкновенный) — 46,0 – 48,0%
(11)
Красная охра, смесь безводной окиси железа с глиной (6).
По соотношению примесей охры делятся на железоокисные, глинистые и карбонатные.
Охра железоокисная по сути представляет собой бурый железняк с небольшой примесью глинистого вещества. Содержание гидрата оксида железа достигает 75% (8).
Охра глинистая представляет собой глину, окрашенную гидратом оксида железа, содержание которого должно быть не менее 12%. В зависимости от содержания гидрата оксида железа цвет охры меняется от светло-желтого до золотистого (7).
Охра карбонатная — это дезинтегрированный, глиноподобный ожелезенный долмит, содержание гётита в котором достигает 60% (9).

Извлечение пигмента

Охра в моем случае была желтая, химический состав еще тебуется уточнить у геологов.
Сырье для извлечения охры было добыто 3-х видов: (рис. 1, слева направо) «камешки», а на самом деле готовый слежавшийся пигмент, сильно слежавшийся мелкий песок с большой примесью оксидов железа (в стакане выше он же, разведенный с водой), песок с желтой примесью (в стакане выше аналогично). На фотографии видно, что вода окрашивается содержащимся в смеси с песком пигментом.

Рисунок 1.

&nbsp
«Камешки» (рис. 2) нужно растереть и пользоваться получившимся пигментом. Лучше всего получилось с крупным «камешком» кирпичного цвета (рис. 3) .

Рисунок 2.

Рисунок 3.

&nbsp
Песок (рис. 4).
1 этап – достать охру из песка. Песок нужно залить водой, размешать, слить поднявшуюся муть в другую емкость, залить песок чистой водой, размешать, опять слить, и т.д., пока вода не перестанет сильно окрашиваться (раз 15). Затем получившийся большой тазик или кастрюля мути (рис. 5, слева) отстаивается, и сливается чистая вода, оказавшаяся сверху.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

&nbsp
Вся смесь выливается в меньшую емкость, и т.д. В результате получается маленькая кастрюлька или даже миска охровой «пасты» (рис. 6, 7). Но это еще не конец промывки.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

&nbsp
2 этап – достать песок из охры. Вместе с пигментом вымывается очень мелкий черный песок, придающий смеси серый оттенок. Чтобы этот песок удалить нужно при сливании воды сделать следующее: слить основную часть отстоявшейся воды, оставшуюся воду с пигментом слегка взболтать и аккуратно вылить в новую емкость, следя за тем, чтобы более тяжелый песок, который при легком взбалтывании остается на дне (рис. 8) не перелился в новую посудину. Таким образом теперь мы уже достаем песок из охры. Если «паста» оказалась слишком густая можно долить воды. Перелить, отстоять, и т.д. Процесс можно повторять до бесконечности, и каждый раз ваш пигмент будет все чище и чище, но стоит где-то остановиться.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

&nbsp
После вымывания пигмент нужно просушить.
В результате получается насыщенный желтый цвет (рис. 9). Песка было 4 кг, пигмента получилось около 50г.
&nbsp
«Руду» (рис. 10) нужно с большими усилиями растереть, а далее действовать так же как с песком. Получается кирпичный цвет совершенно аналогичный цвету на рис. 3. Темный оттенок в руде дает песок. Не самый удобный способ получения пигмента.

Рисунок 10.

&nbsp
В ходе промывки выяснилось, что пигмент гораздо лучше вымывается если песок предварительно «замочить», в смысле залить водой и оставить так на несколько часов (рис. 5, справа).

Первый раз охра отстаивается (рис. 5, слева) достаточно долго, поэтому извлекать краситель прямо на берегу не получилось.

Для жителей Калининградской области

Все эти замечательные красители присутствуют на территории нашей области в виде слоев в приморских откосах (рис. 11, 12). Начинаются они на полпути между поселком Отрадное и поселком Приморье (рис. 13) и идут дальше за Приморье.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

&nbsp
Можно доехать до Светлогорска, а дальше пойти по пляжу (как я и делаю обычно) и полюбоваться природой все 6 км. Но если вы хотите просто найти охру лучше ехать сразу до Приморья. Автобусы туда ходят редко, на машине подьехать можно только на километр западнее. Не забудьте емкости в которых вы будете тащить этот песок.

Рисунок 13.

Литература


1. Виннер А. КРАСКИ, ПРИМЕНЯВШИЕСЯ РУССКИМИ ХУДОЖНИКАМИ В 11-17 ВЕКАХ В СТЕННОЙ ЖИВОПИСИ http://www.iconaantica.spb.ru/vinner1.html
2. Желтые охры http://www.ochre.ru/article/geltye_ohry.htm
3. Желтые охры http://www.ukoha.ru/article/artpi/natur/
4. Красная охра http://www.ochre.ru/article/kracnaa_ohra.htm
5. Красные охры http://www.ukoha.ru/article/artpi/natur/kracnye_ohry.htm
6. Охра (энциклопедическая статья) http://www.ochre.ru/article/ohra_enciklopedi4eckaa_ctata.htm
7. Охра глинистая http://www.ochre.ru/article/ohra_glinictaa.htm
8. Охра железоокисная http://www.ochre.ru/article/ohra_gelezookicnaa.htm
9. Охра карбонатная http://www.ochre.ru/article/ohra_karbonatnaa.htm» target=»_blank
10.http://maps.yandex.ru/
11. http://web.vrn.ru/GOZ/tsld002.htm

NT (07.2007)


This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 Unported License

club-kaup.narod.ru

ЖЕЛТЫЕ ПИГМЕНТЫ | АРТконсервация

Охры* представляют собой смесь гидроокисей железа с каолином, силикатами, гипсом и органическими веществами. Эта земляная краска окрашена в различные оттенки желтого цвета. Охра широко распространена по всему свету. Охра красивейшего оттенка, так называемая «ситинобра», происходит из Франции (Воклюз): так называемые «сиены» — из Италии (Тоскана. Сицилия). В настоящее время добывают ценные сорта охры и в Советском Союзе на Урале, Кавказе, в Воронежской области.

Природные охры содержат иногда сернистое железо; в смеси с другими красками они могут вызвать порчу картин. Эти сернистые соединения растворяются в воде, потому художественные, хорошо отмученные пигменты их не содержат. Краски из таких пигментов можно без всякого опасения смешивать на палитре с любой другой.

Охры весьма стойки к воздействию атмосферы, света и в смеси с другими красками. Исключение составляет краплак, который в смеси с охрой быстро обесцвечивается. Эти две краски не следует смешивать на палитре, а только наносить отдельно слоями: например, подмалевок, выполненный охрой, лессировать краплаком.

Поступающие в продажу порошкообразные охры слишком грубозернисты для художественной живописи. Сначала следует удалить из них отмучппанием и декантацией более грубые глинистые частицы и лишь после этого их можно растирать со связующим в краску. Хорошо отмученная охра не только состоит из более тонких частиц, но отличается и большей красящей и кроющей способностью.

Собственно красящим веществом, составляющим меньшую часть пигмента, является гидроокись железа [Fе(ОН)3]. По своему химическому составу отдельные виды охры соответствуют минералам: лимониту, гетиту, пероксидериту и ксантосидериту.

 

Соединения железа

Соединения кремния

Соединения алюминия

Вода

Французская охра

22,80

48,50

14,50

6,89

Итальянские сиены

59-66

13-23

0-2,7

13-26

Умбра кипрская

36,50

29,50

2,70

13

Марсовая желтая

80

СаСО320

В СССР

Охра турланская

75-87,31

0,9-3,98

1,18

Охра бутурлиновская

20,7-28,5

35-46

16-32

Охра нагомарская

22,33

41,16

22,91

Охры гигроскопичны. Как видно из таблицы, соединения алюминия и кремния, входящие в состав охры, удерживают значительные количества воды, которая может оказать неблагоприятное влияние на сязующие, чувствительные к влаге. В нормальной сухой среде охры совершенно безвредны и их можно употреблять во всех техниках, в том числе и в настенных росписях. Их качество достаточно испытано, так как цветные глины применяли постоянно с доисторических времен вплоть до настоящего времени.

По оттенку мы различаем охру светлую, золотистую и темную; эти охры в общем обладают хорошей укрывистостью. Природные и прокаленные сиены являются пигментами лессировочными.

Природная сиена — это прозрачная темная охра, которая ценится больше всего в том случае, если она имеет глубокий, холодный, зеленоватый оттенок. Она содержит 50—70% соединений железа, больше кремнезема, чем каолина и известняка, и около 1% окиси марганца. Этот пигмент поглощает 70—200% масла, и поэтому его считают менее стойким, хотя выявлению пожелтения масла в значительной мере препятствует собственный желто-коричневый цвет пигмента. Сиены светлых тонов — малоценный пигмент.

При обжиге природная сиена переходит в сиену жженую, имеющую коричнево-красный тон. Наиболее красивыми и самыми употребительными являются ее глубокие оттенки, которые, однако, трудно найти в продаже в мелкой упаковке. Оба вида сиены — природной и прокаленной — приобретают самый красивый оттенок только после весьма тщательного и тонкого растирания.

В истории европейской живописи сиены, подобно охре, встречаются с древнейших времен во всех техниках.

Умбра является смесью бурого железняка (около 50%) с гидроокисью марганца (12%), глиной и силикатами. Она стойка на свету и воздухе, хорошо кроет и не ядовита. Наилучшей считается кипрская умбра, отличающаяся холодным, зеленоватым оттенком. При прокаливании она приобретает теплый, красноватый тон и переходит в жженую умбру. Оба вида умбры — жженая и нежженая — стойки в щелочной среде и являются хорошим материалом не только для нежирной темперы, акварели, гуаши и пастели, но и для настенной живописи. В смесях с другими красками они стойки. В масле, которого умбра поглощает 50—100%, она частично растворяется, окрашивает масло в темно-коричневый цвет и, так как в этом виде она не имеет зерна, проникает в верхние слои других красок, которые вследствие этого темнеют. Содержащийся в умбре марганец действует на масло как сиккатив; поэтому умбра хорошо сохнет, однако одновременно имеет склонность к растрескиванию, особенно на масляных грунтах. Поэтому ее не следовало бы применять в масляной живописи. Умбру иногда фальсифицируют и подкрашивают бурым углем. От других коричневых красок умбру можно отличить по тому, что при действии на нее соляной кислоты выделяется хлор.

Марсы желтые и коричневые — это искусственные охры. Их получают осаждейнем известью из растворов солей железа. На воздухе и свету они абсолютно стойки, частицы их тонки. Это пигменты с весьма интенсивным оттенком, чем они превосходят природные охры. Они не ядовиты, их можно смешивать со всеми красками, они стойки в щелочной среде. При обжиге охры и марсы желтые переходят в красные окиси железа, о которых говорится в главе о красных пигментах.

Желтый кадмий — это сернистый кадмий (CdS). Светлые, средние и оранжевые кадмии — пигменты, стойкие на свету и воздухе, хорошо кроют. Поэтому они вытеснили все менее стойкие желтые краски, употреблявшиеся старыми мастерами, и применявшийся до недавнего времени хромовый и цинковый крон. Их получают разными методами, чаще всего выделением сернистым натрием из растворов растворимых солей кадмия.

Лимонный кадмий, отличающийся наиболее светлым, холодным оттенком, не стоек. При окислении обесцвечивается, бледнеет и приобретает грязный серо-зеленоватый тон, подобно хромовому желтому. Обычно он готовится в виде субстратной краски на каком-нибудь белом пигменте.

Кадмии желтые, с лимонным оттенком являются до настоящего времени величайшим злом живописной палитры; хромовый желтый, цинковый желтый и каменноугольные красители недостаточно стойки. Баритовая желтая более стойка, но не обладает необходимой кроющей способностью. Наиболее надежной краской считается ауреолин.

В настоящее время кадмий лимонный получают следующим способом: сначала его выделяют на свинцовых белилах, как субстрате, а потом прокаливают. Так как подобным методом получают литопон, то кадмий лимонный называют кадмием литопоновым. Он тем ценнее, чем выше была температура при его получении. Лимонный кадмий, полученный этим способом, считается стойким.

Кадмий желтый нельзя смешивать с медными красками, медянкой, горной лазурью, так как он чернеет. Предположение, что кадмиевые краски не стойки в смеси с окислами железа, неправильно. Качество продаваемого желтого кадмия разное, я художнику следовало бы писать желтым кадмием только таких фирм, которые гарантируют качество своего продукта. Если желтый кадмий изготовлен тщательно, то он не содержит свободной серы и поэтому стоек и в смеси со свинцовыми красками. Его можно тогда смешивать со всеми красками, применяемыми в настоящее время художниками.

Желтый кадмий хорошо кроет. Он поглощает около 40% масла, с которым он сохнет медленно. Его необходимо растирать со связующим, взятым с избытком, так как при нормальном количестве он имеет склонность к растрескиванию после высыхания. Эту краску можно употреблять во всех техниках. В случае применения для фрески желтый кадмий следует испытать сильными щелочами, так как некоторые сорта этой краски не переносят щелочной среды.

Желтые кадмиевые краски были изобретены в 1817 г. Стромейером, в живописи их стали употреблять с половины XIX столетия. До этого их применяли в живописи лишь в отдельных случаях.

Кобальтовая желтая, ауреолин — является соединением азотнокислого кобальта [Co (NO3)2 • 6H2O] с азотнокислым калием (KNO3). Своим красивым чистым оттенком и небольшой кроющей способностью напоминает настоящую индийскую желтую, которую она также часто заменяет в акварели. На свету она стойка, однако сильные кислоты и основания разлагают ее. В воде частично растворяется. Она более стойка как акварельная краска, нежели масляная; масла она поглощает значительные количества, при окислении с маслом немного темнеет. В смеси с большей частью неорганических красок она стойка; ее не следует, однако, смешивать с ультрамарином. Она способствует обесцвечиванию органических красителей (и краплака), в смеси с которыми буреет.

Ауреолин был открыт Б. В. Фишером в 1848 г.; в качестве художественной краски впервые стал применяться в период между 1860—1880 годами. Он принадлежит к наиболее дорогим краскам и поэтому мало употребляется.

Неаполитанская желтая, неаполитанский крон, сурьмянокислый свинец [Pb3(SbO4)2] считается некоторыми технологами абсолютно стойким пигментом, другими же, наоборот,— нестойким. Качество этой краски заметно зависит от способа производства, ибо наряду со стойкими сортами, существуют также и нестойкие, чем и объясняются разноречивые мнения специалистов. Так как лакокрасочные заводы с многолетней традицией заменяют этот пигмент смесью свинцовых или цинковых белил с желтым кадмием, то лучше не употреблять его, в особенности в тех случаях, когда его бледный оттенок можно получить смешиванием разных стойких красок. Неаполитанская желтая, подобно всем свинцовым пигментам, чернеет при воздействии сероводорода.

Желтые соединения сурьмы и свинца найдены в керамических желтых глазурях Вавилонии, Ассирии и Египта эпохи 19-ой династии. Однако вопрос, действительно ли употребляли этот пигмент и в живописи и тождественна ли ему серная светло-желтая краска на картинах старых мастеров, является спорным. Самый старый из известных рецептов производства неаполитанской желтой составлен Пассером в 1758 году.

Желтый ультрамарин. Под этим названием подразумевается баритовый или стронциевый крон или смесь обоих.

Баритовая желтая, хромат бария (ВаСгО4), бледно-лимонного цвета, в смеси с другими красками стоек,однако кроющая способность его так мала, что он не имеет никакого значения для масляной живописи. Как акварельная краска баритовый крон считается вполне стойким на свету, хотя некоторые технологи (Г. Вагнер, Е. Шток и Г. Хауг) указывают, что на свету она приобретает зеленоватый оттенок. Д. И. Киплик не рекомендует употреблять смесь баритовой желтой с белилами, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтовыми красками. В известковых техниках эта краска оказалась непригодной.

Баритовую желтую открыл Вокелен, который описал ее производство в 1809 году.

Стронциановая желтая, хромат стронция (SrCrO4), имеет такой же тон, как баритовая желтая, менее светостойкая, так как при воздействии прямых солнечных лучей зеленеет.

Цинковая желтая, хромат цинка (ZnCr2O4), бывает от лимонно-желтого до зеленоватого оттенка, в воде частично растворяется и на свету нестойка. Поглощает масла 40% и хорошо с ним сохнет, быстро меняет свой тон на серо-зеленый.

Открыта Вокеленом в 1809 году, в больших количествах ее стали применять с половины прошлого столетия, а в качестве художественной краски еще позже.

Хромовые желтые, хроматы свинца (РbСrО4), имеют красивые насыщенные тона и хорошо кроют, однако они на свету нестойки, выцветают и приобретают грязный серо-зеленоватый оттенок. Под воздействием сернистого ангидрида, содержащегося в воздухе, образуются сернокислый свинец белого цвета и зеленоватая хромовая краска:

РbСrО4

+

3SO2

+

2О

2PbSO4

+

Cr2SO4 (OH)4

Хромовая желтая

 

Сернистый ангидрид

 

Вода.

 

Водонерастворимая соль белого цвета

 

Зеленый пигмент

Оранжевые оттенки несколько более стойки и их можно употреблять для фрески и щелочной (казеиновой) темперы. Хромовые желтые не растворяются в воде, но растворяются в неорганических кислотах и щелочах. От сероводорода чернеют.

Впервые хромовые желтые получены Вокеленом в 1809 году выделением из растворов хромовых солей. В XIX веке их охотно употребляли художники; сейчас вместо них применяют желтый кадмий, превосходящий их по стойкости.

Массикот, окись свинца (РbО), пигмент, серо-желтого оттенка, употреблявшийся старыми мастерами, не выпускается уже более столетия. Получали его нагреванием свинцовых белил в течение определенного времени до 300° С. По своим свойствам массикот похож на свинцовые белила: сильно кроет, быстро сохнет, стоек на свету, чернеет от сероводорода и не переносит щелочной среды. Другие окислы — оранжевый свинцовый глет — уже издавна применяются в качестве сиккатива для олифы и лаков.

Массикот принадлежал к важнейшим пигментам старых мастеров начиная с эпохи эллинизма вплоть до XVIII столетия. Его производство описал Плиний. Он был обнаружен на египетских картинах эпохи династии Птоломеев. Регулярно преобладает на готических и ренессансных картинах, особенно на расписанных металлических предметах, оружии, парче и, кроме того, в нижних красочных слоях изображений зеленой одежды, плащей и зеленых растений. На картинах старых мастеров он хорошо сохранился. С начала XIX века его производство прекратилось, и в настоящее время массикот является неизвестной краской. Это объясняется тем обстоятельством, что чистая окись свинца, вырабатываемая в настоящее время, не стойка, быстро сереет и темнеет. Секрет старого производства, кажется, раскрыт. В лаборатории бельгийских музеев выполнен спектральный анализ фрагмента желтой краски ренессансной картины нидерландской школы, причем установлено, что массикот старых мастеров содержал наряду со свинцом также и олово. К такому же выводу пришли в национальной галерее в Праге также в результате выполненного спектрального анализа желтого пигмента с поздней готической картины. В обоих указанных случаях массикот не являлся чистой окисью свинца, а станнатом свинца. Прежде чем можно будет окончательно решить вопрос химического состава массикота старых мастеров, следует подождать результаты дальнейших анализов желтых красок на картинах разных периодов развития живописи, досках готической эпохи и эпохи Возрождения, особенно в изображениях металлических предметов — оружия и золотой парчи. На всех этих картинах массикот прекрасно сохранился. С начала XIX века прекратилось его производство, и в настоящее время массикот почти неизвестен художникам. Мартин де Вильд обратил внимание на то, что при анализах этот пигмент часто путают с неаполитанской желтой, которой он сам не обнаружил ни на одной из исследованных голландских картин XV—XIX столетий.

Аурипигмент, сернистый мышьяк — желтая мышьяковая обманка (As2S3), блестящего золотисто-желтого цвета, не стоек в смеси с другими красками. Сильно ядовит, так как содержит мышьяк (As2O3),** и поэтому в настоящее время заменен другими желтыми пигментами.

В живописи старых мастеров он впервые был применен египтянами в период среднего царства. В средние века применялся в рукописях с миниатюрами, им заменяли письмо золотом. Его называли «орпимеит», он не исчез даже в эпоху Возрождения. Привозили его из Малой Азии. О нем упоминают в своих сочинениях Гераклий, Теофил, Ченнино Ченнини; упоминается также в Неаполитанском и Страсбургском манускриптах. В нидерландской живописи с XV до XIX столетия уже не встречается ***, вероятно, потому, что искусственно получаемый аурипигмент был ядовит, между тем как природный минерал, который применялся в прежние эпохи, был безвредным.

Реальгар, сернистый мышьяк — красная мышьяковая обманка (As2S2), похож своими свойствами на аурипигмент; цвет его от золотисто-оранжевого вплоть до красного. Как пигмент реальгар был известен уже в средние века, но его применяли намного меньше, чем аурипигмент.

Желтые краски органического происхождения.

Индийская желтая, не фальсифицированная, является продуктом патологического обмена веществ у коров, питающихся манговыми листьями. Это — лессировочная краска красивого золотисто-желтого, даже оранжевого цвета, несколько мутноватого оттенка. В более толстом слое она желто-коричневого оттенка. Светостойка.

Ее импортировали из Индии, однако в 1908 г. власти в Индии запретили ее производство. В настоящее время под этим названием продаются исключительно заменители, подделки — каменноугольные красители. Если она заменена индантреновой желтой, то она стойка; однако порой ее имитируют менее стойкими каменноугольными красками. Иногда под названием индийской желтой продается в качестве акварельной краски кобальтовая желтая — ауреолин.

Ганзейская желтая, нерастворимый азокраситель разных оттенков, от лимонного вплоть до оранжевого, отличается светостойкостью и значительной щелочестойкостью, хотя, подобно всем каменноугольным красителям, не абсолютно стойка в щелочной среде (в извести или смеси с цинковыми белилами).

Растительные желтые красители в настоящее время целиком заменены каменноугольными красителями и минеральными пигментами; раньше их получали экстракцией из ягод, цветов и коры деревьев. Это были золотисто-желтые красители неодинакового качества, из них некоторые отличались поразительной светостойкостью. В живописи старых мастеров, которые всегда испытывали недостаток в стойком минеральном желтом пигменте интенсивного оттенка, употребляли в основном следующие растительные красители:

Стиль де грен «schiet-gheel», «Schiittgelb» (шитгиль) старых мастеров, получали из незрелых ягод растения Rhamnuscathartica (крушина, жестер, желтая персидская или авиньонская ягода). Эта краска была уже известна в Италии под названием «giallosanto» в средние века. Ее упоминают Больтц фон Руфах в своей книге «Illuminierbuch» в 1562 г. и К. ван Мандер в «Schilder-Boeck» в 1604 г. Во Франции и в Англии она была излюбленной краской в XVIII веке под названием «желтая из персидских ягод»; в XIX веке эта не очень светостойкая краска называлась «стиль де грен», до настоящего времени она применяется в акварели. С индиго дает насыщенную «сочную зеленую».

Шафрановая желтая, добываемая из цветов (рылец) шафрана (Crokussativus), известна в Греции с раннего средневековья. Ее получали из шафрана, который ввозили. из Сицилии и Испании, путем простого смешивания порошкообразного красителя с яичным белком. Интенсивно желтым белковым лаком имитировали золото на оловянных и серебряных фольгах; этот способ позолотчики применяют до настоящего времени.

Впервые упоминает о шафрановой краске Теофил (XII век).

Арцику, желтую, весьма чистого оттенка, но малой красящей способности, экстрагировали из резеды (Resedaluteola). С белилами она дает краску великолепного цвета, напоминающего аурипигмент. Она была известна уже в средние века и в небольших количествах применяется еще и в настоящее время для крашения шелка.

Желтый лак из коры североамериканского ореха (Quercustinctoris) содержит краситель кверцитрин. В средние века подобные лаки изготовлялись из коры ореховых деревьев и яблонь; однако они не имели такого значения, как вышеописанные красители.

Желтые смоляные краски в основном являются цветными смолами; главным образом применялись гуммигут и акароидная смола.

Гуммигут (gamboge) вытекает, подобно бальзамам, из поврежденной коры деревьев вида Garcinia, растущих в Индии. Высший сорт гуммигута импортируют из Камбоджи в виде коричнево-желтых палочек, толщиной в несколько сантиметров. Гуммигут представляет собой смесь окрашенной в интенсивна желтый цвет смолы (70%), растворяющейся в спирте, и камеди (30%), растворяющейся в воде. Из гуммигута приготовляют желтые спиртовые лаки и акварельные краски, не совсем стойкие на свету. Нанесенный толстым слоем, он блестит и без добавления связующих веществ. В смеси с индиго или берлинской лазурью он дает так называемую зелень Гука, излюбленную акварельную краску, нестойкую, однако, на свету. Масляную краску изготовляют из него следующим образом: сначала его измельчают в порошок и затем растирают с маслом. В таком виде он более стоек, нежели в акварели. Это — весьма интенсивная лессировочная краска, которую можно наносить лишь на поверхность, так как она снизу проникает в поверхностные слои масляных красок. Она была распространенной краской в восточной живописи. На миниатюрах в рукописях, где эта краска не подвергалась длительному воздействию света, она хорошо сохранилась спустя много столетий. Черч полагает, что эту краску употребляли голландские мастера XV—XVI столетий.

Акароидная смола, вытекающая из деревьев Xanthorrhaea, растущих в Австралии и Индии, окрашена в пурпурный или желтый цвет. Желтые сорта более стойки, растворяются только в спирте, с которым дают желтые лаки.

____

* Данные по составу охр и железной красной русского происхождения заимствованы из книги А. Вишнера «Материалы масляной живописи» (1950), остальные — из книги Вагнера «DieKdrperfarben». Stuttgart (1939) иШтока «Tasehenbuch fiir die Farben mid Lackindustrie» (1943).

** Трехокисьмышьяка.

*** А. МартиндеВильд: Naturwissenschaftliche Gemaldeunlersuchuug, 1931.

Первоисточник: 

Техника живописи. Б. Сланский — АХ СССР, М., 1962

art-con.ru

ОХРА «Аравийская Палетка» — природный пигмент для макияжа

 

Универсальное природное средство для макияжа области скул и глаз. Может использоваться как румяна и тени для век, создавая совершенно неповторимый образ и уникальный стиль.

Охра — это природный натуральный пигмент, образуемый при смешивании минерала гематита с глиной. Она с древних времен используется как натуральный краситель, применяемый в косметике и пищевой промышленности. Богатейшие залежи охры существуют на территории стран нынешнего Персидского залива. 

Впервые охру добывали достаточно сложным путем — на первом этапе взрывали твердый верхний слой породы. Затем в ход шли тонны воды: охряный песок вымывали сильной струей воды и промывали до тех пор, пока тяжелые песчинки не оседали на дно, а вода не становилась темно-рыжей от природного красителя.

Эту воду долго отстаивали в специальных бассейнах: вода постепенно испарялась, оставляя на дне толстый слой пигмента. Далее пигмент резали на блоки, и на весь сезон оставляли высушиваться на солнце, именно в таком виде охру транспортировали и продавали, засыпая в сосудики из серебра и меди, и используя для изготовления косметических средств, а также декоративной косметики.

В определенный период времени добыча охры существенно упростилась, так как были подключены новые технологии и технические средства. Однако она стала достаточно дорогой, так как на косметическом рынке появилось большое количество компаний, которые начали изготовление косметических продуктов из синтетических красителей, делая натуральные минеральные пигменты дорогими в использовании.

Она идеально подходит людям с чувствительной и проблемной кожей, также для тех людей, у которых кожа особо реагирует на составы современных марок косметических средств. Данный вид охры имеет насыщенный оттенок. На коже цвет смотрится прозрачно и больше всего усиливает естественное сияние кожи. 

Может применяться для ежедневного макияжа в качестве теней для век или румян, интенсивность определяете сами — от спокойных тонов до яркого вечернего, клубного, сценического макияжа.

Порошок природной охры не содержат консервантов, синтетических красителей, талька и других вредных веществ.

Способ применения: 
 • как румяна: широкой кистью наносится на область скул и растушевывается;
 • как тени для век: порошок наносится кисточкой или спонжем на область век; 
 • тени с охрой могут выступать в союзе с другими видами минеральных теней, используя все тенденции цветовых гамм современного образа;
 • любой из этих видов макияжа может соединятся с использованием традиционного марокканского порошкового кохля черного, серого, темно-зеленого цвета, а также может быть соединен с масляными вариантами карандаша-кохля;
 • снятие макияжа с охрой производится любым средством для снятия макияжа.

 

Состав: чистый натуральный пигмент охра (природное соединение гематита и глины) измельчённый вручную мелкодисперстный

Объем: 5 грамм

Происхождение сырья: Бахрейн

Производитель: LAMA Manufacture, Syria, Tartous, Maten Al-Sahel, Bsireh aljadidaa 

 Срок годности: неограничен.

 

ambragidel.ru

КРАСНЫЕ ПИГМЕНТЫ | АРТконсервация

Натуральные красные глины представляют собой измельченную железную руду — гематит или калькотар, содержащую окислы железа с алюмосиликатными примесями. Они являются вполне стойкими пигментами на свету, воздухе и в смеси с другими красками. Обладают хорошей укрывистостью; интенсивность их цвета можно увеличить обжигом. Чистые окислы, содержащие лишь небольшие количества глины, встречаются редко; их добывают только в нескольких местах в Испании, Иране и Советском Союзе. В противоположность этому, глинистые железные охры — красные охры, содержащие только 15—50% Fe2O3, встречаются во многих местах на земном шаре.

Поццуола, земля Поццуоли, глина вулканического происхождения; красного цвета с легким лазурным оттенком; ее можно применить во всех техниках, в особенности для телесного тона. В фреске дает с известью весьма прочную связь гидравлического типа.

Красный болюс — натуральная земляная разновидность гематита с значительной примесью глины и известняка. По сравнению с охрой болюс более нежен и мягок, поэтому из него изготовляют красные глины, которые широко применяли старые мастера. Болюс почти незаменим для приготовления «полимента» — грунта для нанесения золотой фольги.

В старые времена болюс был известен как армянский болюс, по названию страны, откуда его привозили. Мы находим его с начала XIV века под золотом на итальянских картинах, писанных на деревянных досках, между тем как на чешских картинах XIV столетия на деревянных досках он почти не встречается. В Италии в XVI столетии, а в других странах — в XVII и XVIII столетиях из этой земли приготовляли болюсные грунты, которые дали возможность более убедительного изображения пространства, построенного на передаче светотени. В то же время они явились причиной преждевременного потемнения большого количества картин той эпохи.

Искусственные красные глины получаются обжигом охр, при этом желтый гидрат переходит в красную окись, между тем как остальные вещества, сопутствующие натуральным охрам, не изменяются. В зависимости от температуры обжига и химического состава охр получаются глины оранжевые, кирпично-красные и красно-коричневые. Серные соединения железа, содержащиеся иногда в охрах, целиком удаляются при обжиге, так что и с этой стороны обожженные охры являются безвредными. В художественной живописи больше всего применяются светлые обожженные охры, в то время как более темные оттенки ценятся меньше.

Искусственные красные железные, получаемые обжигом солей железа, представляют собой почти чистые окислы железа с большой интенсивностью и кроющей способностью. Они относятся к наиболее укрывистым краскам вообще. На воздухе, свету и в смеси с другими красками они вполне стойки. В живописи применяются следующие оттенки:

Венецианская и английская красная, имеющие приблизительно тот же тон, что и светлая обожженная охра. Они содержат довольно большой процент мела или гипса, окислов 25—40%, поэтому они кроют лучше, нежели обожженная охра.

Индийская красная со слабым фиолетовым оттенком (в основном в смеси с белилами) является почти чистой окисью железа, которой она содержит 90—99%. Этот пигмент обладает наибольшей известной до сих пор укрывистостью и значительной интенсивностью.

Капут мортуум, светлый и темный, обладает более фиолетовым тоном, чем индийская красная.

Марс оранжевый и марс красный получают обжигом желтого марса. Они содержат некоторое количество извести и отличаются живым оттенком, которым они превосходят красные глины и жженые охры.

Все эти искусственные красные глины и железные красные весьма стойки и пригодны для всех техник. С целью удешевления в «учебные» краски добавляют гипс и другие белые пигменты в количестве до 50%Однако качество этих красок при этом значительно ухудшается.

Химический состав (в процентах) красных глин и железных красных приведен в нижеследующей таблице (см. стр. 44).

 

Соединения железа

Соединения кремния

Соединения алюминия

Соединения кальция

Вода

Поццуола

12,8

48

7,7

Красная охра

9,1

8,3

1,3

Жженая охра итальянская

39,7

24,8

Марс красный

80

5

Месторождения в СССР (см. примечание на стр. 33)

Новгородская красная

15,34

38,23

Халиловская красная

69,34

1,39

2,15

4,42

Малкинская красная

64,81

6,69

0,80

2,66

Кавказская красная

66,11

9,36

6,7

1,20

Кадмий красный является сернисто-селенистым соединением кадмия (CdS+CdSe). Вырабатывается нескольких оттенков от темно-оранжевого до светло-пурпурного. Чистый пигмент светопрочен, стоек на воздухе и в смеси с другими красками, за исключением медных пигментов, с которыми он чернеет. Красный кадмий вытеснил в последние десятилетия киноварь и свинцовый сурик. К этому следует добавить, что красным кадмием можно заменить киноварь лишь в том случае, если в нашем распоряжении имеется кадмий гарантированного высокого качества. Киноварь, которая прекрасно сохранилась на многих картинах старых мастеров, следует считать более прочной, чем кадмий плохого качества или фальсифицированный. Пурпурным кадмием можно в некоторых случаях заменить также и мареновый лак, являющийся нестойким в смеси с белилами и охрой. Красный кадмий светлого оттенка впервые появился в 1910 году, темного оттенка — в 1920 году. Красная киноварь, цинобер, сернистая ртуть (HgS) — это либо натуральный минерал, либо искусственный пигмент, который получается в производстве двумя различными способами: сухим способом — возгонкой или мокрым способом при нормальной температуре5 . Искусственная киноварь обладает теми же химическими и физическими свойствами, что натуральная киноварь. Она отличается большой красящей способностью и укрывистостью и из всех красок имеет самый большой удельный вес: п = 8,2. Под воздействием прямого солнечного света некоторые сорта киновари сереют и даже чернеют на поверхности. Это потемнение не химического характера: это — переход кристаллической сернистой ртути в черную аморфную. Сорта, получаемые возгонкой, а также настоящая китайская киноварь считаются наиболее устойчивыми. В настоящее время разработан технологический процесс производства киновари, которая не темнеет даже после тридцати лет воздействия прямых солнечных лучей. Маслоемкость этого пигмента не велика; его можно смешивать со свинцовыми белилами, не опасаясь почернения в этой смеси (на чешских готических картинах XIV столетия мы видим при увеличении, что в краске, которой написаны лица, грубые зерна киновари смешаны со свинцовыми белилами. Эта смесь не только не почернела, но спустя 600 лет совершенно не изменилась. Она почернела бы лишь в том случае, если бы киноварь содержала примесь свободной серы).

Киноварь является с древнейших времен основным красным пигментом художественной палитры. О ней упоминает уже Плиний, который называет ее миниумом. Киноварь обнаружена на помпеянских росписях, в Китае она известна с доисторических времен и там же впервые была получена искусственным путем. В Европе ее получили в значительных количествах в позднем средневековье с помощью возгонки. Об этом упоминает Ченнино Ченнини. «Мокрым способом» она вырабатывается в Европе с XVIII столетия. Де Вильд нашел киноварь на большом числе голландских картин XV—XVII веков, и во всех этих картинах она прекрасно сохранилась. В настоящее время киноварь в связи с ее нестойкостью на солнечном свету заменяют красным кадмием.

Сурик, свинцовый сурик, миниум (Рb3О4), представляет собой смесь окиси и перекиси свинца (2РbО • РbО2), яркого красно-оранжевого цвета. Он очень хорошо кроет и с маслом, которого он поглощает весьма мало, быстро сохнет. Подобно всем свинцовым краскам, сурик чернеет в присутствии сероводорода. В настоящее время сурик не применяется в качестве художественной краски, но он приобрел большое значение в промышленности, так как масляные суриковые покрытия лучше всего защищают железо против коррозии.

Плиний называет этот пигмент вторичным минимумом (secondariumminium). В средние века сурик широко применялся для цветных миниатюр; его обнаружили также на итальянских картинах на досках XIV столетия; на голландских картинах XV—XVII столетий он не найден.

Мареновый лак (краплак) — краситель, содержащийся в корнях красильной марены (Rubiatinctorium), из которых извлекается экстракцией. Он состоит из двух красящих веществ — ализарина и пурпурина; пурпурин не светостоек. При осаждении маренового красителя на гидроокись алюминия образуется субстратная краска красного цвета с пурпурным оттенком. Эта краска являлась в течение многих веков важным элементом художественной палитры и только в нашу эпоху в связи с заменой ее более.дешевым синтетическим ализарином потеряла свое значение. Она неустойчива на солнце и в смеси с белилами; в смеси с охрами меняет оттенок и выцветает. Она плохо сохнет с маслом и склонна к образованию кракелюра (краплаковый кракелюр). Некоторые художники и фирмы, выпускающие искусственные краски, отдают ей предпочтение перед ализарином.

Мареновый лак применяется в живописи со времен глубокой древности. Красильная марена происходит из Греции, откуда давно была перенесена в Малую Азию и Италию. Присутствие этого лака установлено в росписях египетских гробниц эпохи римского владычества. Плиний под названием «rubia» подразумевает, вероятно, красильную марену. Томпсон полагает, что в средние века красильная марена была несколько вытеснена красочным лаком, который экстрагировали из бразильского дерева, привозимого с Цейлона. (Эта краска называлась «бразиль» еще задолго до открытия Бразилии.) Начиная с XVI века стали разводить красильную марену в Голландии, а при Кольбере — и во Франции, где в XVIII столетии она приобрела большое значение. Временем наиболее широкого применения маренового лака в живописи можно считать XVII—XIXстолетия.

Ализариновые лаки. Ализариновая краска, изготовляемая из ализарина, образует с гидроокисью алюминия нерастворимые лаки, которые по устойчивости могут быть приравнены к натуральной пурпурной красной, получаемой из корней красильной марены. Ализариновые лаки бывают многих оттенков и обладают неодинаковой укрывистостью в зависимости от субстрата, на котором они осаждены. Ализариновые лаки светоустойчивы только в рассеянном свете, на прямом солнечном свете они выцветают. Кроме того, они также обесцвечиваются в смеси с белилами (цинковыми, титановыми и свинцовыми — кремницкими), равно как и с охрами всех оттенков вплоть до умбры. Поэтому их не смешивают на палитре ни с одной из перечисленных красок, а наносят их отдельно, как лессировочные краски.

Ализариновые лаки почти не высыхают с маслом; они отличаются необыкновенной склонностью к образованию разрывов. Если они находятся под верхним слоем живописи, то весьма сильно способствуют появлению разрывов вышележащих красочных слоев; явление это не прекращается даже спустя много лет. Этот порок можно частично устранить добавлением смоляного лака или сиккатива.

По своему химическому составу ализариновая красная тождественна основному красящему веществу красильной марены, из которой она была получена, а потом изготовлена искусственно в 1868 году как первый стойкий каменноугольный краситель.

Так как ализариновые лаки считаются более стойкими и дешевле, чем мареновые, они вскоре вытеснили последние.

В последнее время были открыты другие каменноугольные красители, которые в будущем, вероятно, совершенно заменят ализарин, так как они превосходят его стойкостью.

Карминный лак (кошенильный лак) является натуральным красителем, добываемым из насекомых, паразитов кактуса (Coccuscacti), привозимым из Мексики, Центральной и Южной Америки. Карминный лак, осажденный на субстрат, отличается прекрасными оттенками, однако он не светоустойчив. В рассеянном свете он буреет, а на солнце совершенно выцветает. С маслом он более стоек, нежели в акварели.

В Европе кармин стал известен после завоевания Мексики (1523). Первое упоминание о нем мы находим у Матиоли в 1549 году.

Драконова кровь является темно-красной смолой, вытекающей из плодов пальмы Calamusdraco, которая растет на Суматре и в Индии. Ее поставляют в виде коричнево-черных палочек толщиной в несколько сантиметров. Плавится при 120° С. Спиртовые лаки окрашиваются драконовой кровью в темно-красный цвет. В настоящее время заменяется искусственными красителями.

Драконова кровь была известна в древности под названием «индийская киноварь». Диоскурид и Плиний называют ее «cinnabaris» (цинобер). Ченнини говорит о ней в 41 главе как о краске для миниатюр и одновременно предостерегает против, ее применения.

Первоисточник: 

Техника живописи. Б. Сланский — АХ СССР, М., 1962

art-con.ru