Узоры дерево – Ой!

12 способов создания текстуры на дереве

Используя простейшие инструменты и материалы можно придать дереву самую оригинальную текстуру узоров и орнаментов. 
Иногда самые обычные гвозди могут из простой гладкой доски сделать красивый текстурный строительный и отделочный материал или элемент мебели. Этот список далеко не полный, а лишь отправная точка, чтобы начать работу с деревом и преобразить обычную доску в элемент искусства. Нужно взять в руки молоток и гвоздь и включив свое воображение приступить к работе с деревом.
Мы всегда стараемся предоставить вам простые способы преобразить свой дом. Этот материал тому подтверждение.

А теперь рассмотрим конкретные примеры с фото 12 простых узоров на дереве, которые можно сделать своими руками с помощью простых инструментов.

1. Гвоздь с затупленным концом

Берем обыкновенный гвоздь длинной минимум 200 мм и с помощью токарного станка затупливаем его конец до нужного диаметра. Потом молотком слегка простукиваем по шляпке гвоздя, чтобы образовались небольшие углубления круглой формы на дереве. Такой метод отлично подходит для небольших поверхностей.

2. Угловая стамеска

С помощью угловой стамески на дереве создается множество срезов расположенных близко друг другу разной глубины и длины.

3. Шило

Используя обычное шило, слегка надавливая на дерево создаем множество мелких впадин.

4. Слесарное зубило

Берем слесарное зубило, ставим его под небольшим наклоном и наносим по нему одиночный легкий удар молотком. И так по всей длине заготовки.

5. Оцинкованный шуруп

С помощью толстого оцинкованного шурупа и молотка создаем на дереве множество одинаковых бороздок. Использовать нужно именно оцинкованный шуруп, так как черные шурупы могут окрашивать дерево в черный цвет.

6. Фрезер

С помощью ручного фрезера придаем заготовке волнистую структуру.

7. Долото

Обыкновенным долотом можно закруглить углы у деревянной заготовки.

 

8. Дрель

Используя закругленную рашпильную насадку для дрели можно придать деревянной поверхности неровную структуру поверхности в виде небольших закругленных углублений.

9. Гвоздь с закругленной шляпкой

Описанную выше текстуру можно придать дереву и с помощью гвоздя с закругленной шляпкой. Просто переворачиваем его вверх ногами и одиночными ударами молотком создаем углубления.

10. Выжигательный аппарат по дереву

С помощью выжигателя на дереве можно создавать самые различные узоры и орнаменты.

11. Круглый напильник

Стачивание углов с помощью круглого рашпиля.

12. Шлифовальная машина ротационная

Используя ротационную шлифовальную машину дереву также можно придать волнистую структуру.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

sdelaisam.mirtesen.ru

Араны. Узоры спицами. История. Учимся вязать узор «Дерево Жизни»

Оказывается Аран (ирл. Oileáin Árann, англ. Aran Islands) — это архипелаг из трех небольших островков (Инишмор, Инишман, Инишир), расположенный у западного побережья Ирландии. Иногда для удобства их так и называют — собирательно араны. Именно здесь, на холодных скалистых берегах, вдали от цивилизации и зародился необычный стиль вязания, в начале XX века покоривший всю Ирландию, а затем и весь мир.
Население островов испокон веков ловило рыбу и разводило овец. И, чтобы защитить мужчин, выходящих в море и подвергавших свои жизни опасности, жены и матери вязали им одежду-оберег из домашней шерсти — «свитер рыбака». Его украшали узорами, наполненными символическим смыслом и защищающими моряков от грозной стихии.
Главная отличительная черта этих узоров — косы самой разной толщины и формы, которые, переплетаясь между собой образовывали более сложные узоры и дорожки. Сами косы по форме напоминали прочные морские канаты, считалось, что они служат пожеланием удачи в море (ведь от надежности канатов и узлов часто зависит успех плавания).

Еще один популярный узор — сетки и ромбы — символизировали собой рыбацкие сети и призывали богатый улов.
Нередко ромбы и сетки заполнялись мелкими узорами, напоминающими мох, в изобилии произрастающий на аранских скалах или водоросли, плавающие в небольших бухточках и заливах, которые использовали для удобрения почвы. Все это для жителей островов олицетворяло щедрый урожай, а значит и — богатство и процветание. И, конечно — возвращение моряков домой.
Зигзаги, ломаные линии и цепочки — символизируют водные потоки и тропинки на скалистых утёсах, то, что для моряков олицетворялось с родной землей и женами, ждущими их дома, а дерево жизни, сложный узор из сходящихся и расходящихся кос — символизировали единство и процветание клана.

Кстати, каждый клан имел свой характерный узор свитеров. Согласно легендам, по этим узорам на свитерах часто опознавались тела погибших рыбаков, выброшенные волнами на берег.Как видно, сама природа часто подсказывала мастерицам узоры для вязания. И не только природа — вязаные мотивы тесно перекликаются с древними каменными орнаментами, элементами декора, использовавшимися для украшения церквей и жилищ, старинными символами.

Стоит ли удивляться, что араны стали неотъемлемой части культуры жителей островов, органичной частью из жизни и истории.Долгое время араны оставались исключительно местным узором. Известность они приобрели в тяжелые для Ирландии годы — в начале XX века из-за неурожая, многие семьи, чтобы не умереть с голоду, начали заниматься рукоделием — вязали изделия не только для дома, но и на продажу. Кроме того, именно в эти году правительство приняло решение развивать национальные ремесла (и сельские регионы), и в 1914 году открываются школы вязальщиц. А с 1930-х аранские свитера начали продаваться в Дублине (в Country shop), тогда же появились целые деревни, основной бизнес которых был как раз вязание свитеров и курток одежды с аранами. Постепенно эффектные узоры становились популярны по всей Европе, а в 40-е годы появились первые публикации схем арановых узоров, которые были с восторгом встречены рукодельницами.

Так древнее рукоделие постепенно завоевало весь мир, понемногу утратив свой сакральный смыл. Но, кто знает, может это хитрое переплетение петель, воплощенное в свитерах и шарфах, по прежнему способно оберегать своих владельцев и невзгод и даровать счастье и процветание?

ДЕРЕВО ЖИЗНИ

Условные обозначения к схеме:

ПУСТАЯ СИНЯЯ КЛЕТОЧКА- НЕТ ПЕТЛИ

 -изнаночная в лицевых рядах, лицевая в изнаночных.

ПУСТАЯ КЛЕТОЧКА-лицевая в лицевых рядах, в изнаночных- изнаночная.

2 вместе изнаночной( при вязании этих петель на лицевой стороне наклон не имеет значения , провязаваете как простую изнаночную)

лицевая скрещенная

 прибавить 1 петлю слева

 прибавить 1 петлю справа

2 петли перекрестить налево (1 петлю снять на вспом. спицу и оставить перед работой, 2-ю петлю провязать изнаночной, затем 1 петлю со вспом. спицы провязать лицевой)

2 петли перекреститьнаправо (1 петлю снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-ю петлю провязать лицевой , затем 1 петлю со вспом. спицы провязать изнаночной)

4 петли перекрестить налево( 2-е петли снять на вспом. спицу и оставит перед работой,2 петли провязать лицевыми, затем 2-е петли со вспом. спицы лицевыми)

4 петли перекрестить направо (2 петли снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-е петли провязать лицевыми, затем 2 петли со вспом. спицы провязать лицевыми)

4 петли перекрестить налево ( снать 2 петли на вспом. спицу и оставить перед работой, 2-е следующие провязать изнаночными, затем 2-е петли со вспомаг. спицы лицевыми)

4 петли перекреститьнаправо (2 петли снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-е петли провязать лицевыми, затем 2 петли со вспом. спицы провязать изнаночными)

3 петли перекрестить направо (1 петлю снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-е петли провязать лицевыми, затем петлю со вспом. спицы провязать изнаночной)

3 петли перекрестить налево( 2-е петли снять на вспом. спицу и оставит перед работой, 1 петлю провязать изнаночной, затем 2-е петли со вспом. спицы лицевыми)

vyazhemtut.ru

ВЯЖЕМ… узор «Древо Жизни»

Схема узора:

В схеме указаны и лицевые и изнаночные ряды.

Ширина мотива 40 петель . В высоту повторяем с 1-го по 58 ряд.

Нажмите на схему, она откроется в большем размере.

Условные обозначения к схеме:

ПУСТАЯ СИНЯЯ КЛЕТОЧКА- НЕТ ПЕТЛИ

изнаночная в лицевых рядах, лицевая в изнаночных.

ПУСТАЯ КЛЕТОЧКА-лицевая в лицевых рядах, в изнаночных- изнаночная.

2 вместе изнаночной( при вязании этих петель на лицевой стороне наклон не имеет значения , провязаваете как простую изнаночную)

лицевая скрещенная

прибавить 1 петлю слева

прибавить 1 петлю справа

2 петли перекрестить налево (1 петлю снять на вспом. спицу и оставить перед работой, 2-ю петлю провязать изнаночной, затем 1 петлю со вспом. спицы провязать лицевой)

2 петли перекреститьнаправо (1 петлю снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-ю петлю провязать лицевой , затем 1 петлю со вспом. спицы провязать изнаночной)

4 петли перекрестить налево( 2-е петли снять на вспом. спицу и оставит перед работой,2 петли провязать лицевыми, затем 2-е петли со вспом. спицы лицевыми)

4 петли перекрестить направо (2 петли снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-е петли провязать лицевыми, затем 2 петли со вспом. спицы провязать лицевыми)

4 петли перекрестить налево ( снать 2 петли на вспом. спицу и оставить перед работой, 2-е следующие провязать изнаночными, затем 2-е петли со вспомаг. спицы лицевыми)

4 петли перекреститьнаправо (2 петли снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-е петли провязать лицевыми, затем 2 петли со вспом. спицы провязать изнаночными)

3 петли перекрестить направо (1 петлю снять на вспом. спицу и оставить за работой, 2-е петли провязать лицевыми, затем петлю со вспом. спицы провязать изнаночной)

3 петли перекрестить налево( 2-е петли снять на вспом. спицу и оставит перед работой, 1 петлю провязать изнаночной, затем 2-е петли со вспом. спицы лицевыми)

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

domohozajki.ru

Резьба по дереву в современном интерьере: стиль и узоры

Самым удивительным по красоте и в тоже время весьма популярным видом ручной обработки натуральной древесины считается резьба по дереву. Получив сегодня новый виток развития, высокохудожественные резные детали отображают богатые национальные традиции резного дела, характеризуются непревзойденной многообразностью, определяющей их истинную ценность, и благодаря этому, покоряют своим великолепным внешним видом и экстравагантностью.

Резьба по дереву в интерьере

Для декоративного наполнения внутреннего пространства и его выразительности, не зависимо от стилистической направленности, могут использоваться различные графические, живописные и даже скульптурные приемы. Широчайшими возможностями в сфере затейливого и необычного декорирования обладает натуральный массив дерева. Искусно выполненная резьба по дереву в форме неординарных, витиеватых узоров и орнаментов, словно оживляет пространство и наделяет его удивительным шармом и очарованием, подчеркивает утонченность и изысканность вкуса его владельца, заставляет наслаждаться фактом обладания роскошной вещью.

Выбираем материал

Для создания оригинальных декоративных элементов ручной работы может использоваться различная древесина, например:

Береза.

Превосходное сырье с ярко выраженным, четким рельефом. Отлично подходит для создания сувенирных предметов и уникального накладного декора для предметов мебели;

Липа. Сравнительно мягкий материал, из которого создаются удивительно красивые, мелкие декоративные изделия: шкатулки, рамки для фотографий, игрушки. Техникой резьбы по дереву из липы можно успешно овладеть с помощью видео уроков;

Ольха позволяет успешно имитировать ценные породы натуральной древесины с благородным окрасом: черным, фиолетовым, насыщенно-красным. Применяется для создания небольших декоративных элементов;

Дуб славится своей природной твердостью и долговечностью, и эти качества позволяют создавать из него добротную, внешне привлекательную мебель и массивные панно;


резьба по дереву в интерьере
узоры для резьбы по дереву

 

Орех грецкий удивительно легко полируется и обрабатывается. Превосходно подходит для выпуска резных предметов, элементов мебели, скульптурных произведений всевозможных форм и размеров;

Груша. Ценное природное сырье, практически не растрескивающееся и не коробящееся, используется для создания эксклюзивных элементов декора ручной работы, предметов интерьера и сувениров;

Кедр, сосна, ель и тис считаются прекрасным сырьем натурального происхождения для создания массивных скульптурных творений, роскошных декоративных карнизов и наличников. Таким материалом декорируется традиционно крыльцо и ворота, украшается балкон и веранда. Тис и кедр подходят для изготовления уникальных резных элементов деревянной мебели и предметов современного интерьера, с техникой создания Вы всегда можете ознакомиться посредством видео уроков.

Резьба по дереву: стилистические направления и характерные узоры

Работа современных мастеров по дереву основана на приверженности к определенным стилистическим направлениям, каждому из которых присущи свои особые декоративные приемы в обработке и отделке «живого» материала.

Среди наиболее распространенных и визуально завораживающих стилей истинные ценители древесного творчества выделяют:

Готика. Отличается повсеместным использованием богатого декора, окрашенного в золотистые оттенки, резных скульптур религиозной направленности;

Барокко. Стиль, который уносит к пышности и необыкновенному пространственному размаху. Для элементов декора ручной работы характерны контрастность цвета и форм, плавные, закругленные линии, динамичность и четкая симметричность образов. Здесь никогда не найти прямолинейной геометрии и холодной строгости;

Ампир. Резьба по дереву в стиле ампир – замысловатые узоры в виде утонченной лиры, образы военных доспехов и эмблем, лавровых венков победителей. Ножки мебели принимают удивительную форму лап грозных львов, сфинксов или грациозных лебедей;

Рококо. Резьба по дереву в стиле рококо – это изысканность узоров и необыкновенных по красоте и восприятию орнаментов, дополненные мифологическими и эротическими элементами. Здесь широко доминирует тематика вьющейся виноградной лозы, великолепные цветочные гирлянды и композиции, покрытие позолотой и благородной бронзой. Волнистые формы и плавные линии, тончайшая резьба по дереву в виде захватывающих воображение миниатюр;

Классицизм. Стиль строгой элегантности, выдержанной роскоши и безупречного вкуса. Символизирует стабильность и уникальную свободу пространства, выраженную в сочетании прямой, четкой геометрии и строгих форм в интерьере. Присутствие легкого золочения некоторых предметов и отделка дорогими гобеленами.

Резьба по дереву с элегантными и утонченными узорами выгодно подчеркивает индивидуальность и истинную красоту классического интерьера, а стиль барокко, рококо и ампир прекрасно дополняют искусно выполненные декоративные элементы ручной работы: утонченные деревянные карнизы, вычурные столешницы и прочие детали современного интерьера.

Резьба по дереву в интерьере. Видео уроки

Для необычного декоративного оформления внутреннего пространства может быть использовано несколько видов резьбы.

  • Рельефная со слегка выступающими геометриями изображения и углубленным фоном.
  • Геометрическаярезьба по дереву, с техникой создания которой можно ознакомиться посредством видео уроков, предполагает нанесение узора, незначительно заглубленного в общий фон. Выполняя такую резьбу, мастера могут пользоваться двумя основными техниками:
  1. скобчатой с уникальными лунообразными деталями,
  2. трехгранно-выемчатой на базе геометрических форм.
  • Прорезная (ажурная, сквозная), основанная на сквозном высверливании общего фона, представляет собой легкую, утонченную и просвечивающуюся композицию.
  • Контурная, визуально напоминающая технику гравирования;
  • Резьба объемная в виде скульптурных произведений;
  • Накладная. Декоративный элемент интерьера, полученный путем наложения готового изображения на ровную поверхность. С подобной техникой резьбы по дереву можно ознакомиться посредством видео уроков.

Современные мастера-резчики, обладая тонким художественным вкусом и творческим вдохновением, научились на высоком качественном уровне обрабатывать древесину и творить из нее настоящие шедевры, которые благодаря стремительному развитию технологий отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия насекомых, бактерий и плесени, позволяют деревянным изделиям служить на благо человека сотни лет. К таким средствам защиты относят всевозможные лакокрасочные покрытия, исключительно безопасные и невероятно эффективные. Созданные с их помощью стильные и великолепные резные предметы мебели, дверные конструкции, декоративные розетки, изысканные панно и восхитительные статуэтки ручной резьбы формируют уют и красоту дома, указывают на респектабельность владельца помещения.

papamaster.su

— —

 

Технологии по работе с деревом

 

Резьба по дереву

Украшение домов деревянными резными узорами и элементами — традиционное для народного декоративно-прикладного искусства — широко распространено в нашей стране. Вспомним, сколько радости глазу дарит легкая и изящная, изумительная по красоте отделка наличников, ставень, карнизов, коньков крыш и у сельских, и у еще сохранившихся городских домов центральной части России, Урала и Сибири. Здесь можно найти самые трудные виды резьбы — сложной формы, с использованием растительного орнамента и фантастическими изображениями всевозможных птиц, животных. На Севере же широко распространены простые геометрические узоры из неглубоких выемок и канавок: им не страшны обильные здесь осадки, которые быстро привели бы к разрушению более сложную резьбу.

Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.

Для примера рассмотрим отделку дома Н. И. Вилковым, жителем поселка Залесного, что под Казанью (см. цветное фото). Сколько умения и любви вложил он в украшение своего жилища. Обшивка выполнена «в елочку», у наличников резьба в самом доме и на фронтоне не повторяют друг друга, их дополняет красивый карниз. Фронтон над крыльцом выполнен в виде сложной стрельчатой арки; крышу крыльца поддерживают фигурные квадратные столбы. Угол фронтона частично закрыт тесом, доски которого срезаны на конус; на них укреплена красивая розетка. Верх кровли венчает резная доска.

( )

Фотография дома и наличников для окон, оформленных деревянными узорами.

К дому пристроена терраса, оконные переплеты которой — тоже узорные, в виде прямых и ромбических фигур. Вверху — широкая доска с фигурной резьбой.

И ограждение дома необычное. Головкам столбиков придана красивая форма, планки набиты не строго горизонтально, а с небольшой выемкой в середине каждого звена между столбами, с ромбами из реек, с кругом в середине и треугольниками по краям. В центре круга — розетка-звездочка.

Столбы для навешивания ворот закрыты досками — они называются лопатками — с укрепленными на них резными деталями. Обшивка ворот выполнена в два яруса; нижний с расположением досок вертикально, а верхний — «в елочку», с розетками.

Такая ограда украшает и дом, и усадьбу в целом.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЗЬБЫ

Древесина для элементов отделки дома применяется хвойная (как более стойкая к атмосферным воздействиям), без дефектов (косослой, сучковатость), затрудняющих работу или портящих изделие; сухая, иначе при высыхании она коробится и трескается.

На заготовку — брусок, доску нужной длины — после придания нужной формы наносят контуры рисунка. Если поверхность недостаточно чистая после строгания, ее не рекомендуется зачищать шлифовальной шкуркой перед резьбой: внедрившиеся в древесину абразивные зерна быстро затупят инструмент. Поэтому лучше всего сперва выполнять резьбу, а затем шлифовать.

Для долговечности мягкие лиственные породы рекомендуется консервировать — пропитывать противогнилостными составами, окрашивать масляными красками.

Крепить отдельные детали друг с другом можно на шипах, гвоздях или шурупах, водостойких синтетических клеях.

 

ИНСТРУМЕНТЫ

Для простых деревянных узоров достаточно иметь столярный лобзик, нож-косячок, прямые и полукруглые стамески. При более сложной резьбе потребуется и более сложный инструмент. Общее правило: он должен быть очень хорошо наточен и направлен на оселке.

Рис. 1. Инструменты для резьбы:
1 — ножи-косячки, 2 — стамески плоские, 3 — стамески полукруглые, 4 — клюкарзы, 5 — стамески уголковые, 6 — рашпили, 7 — лобзики (ручной и ножной).

Нож-косячок. Его рабочая часть заточена с двух сторон и образует угол 20°, имеет у лезвия скос или косой срез под углом у одного типа ножа в 45°, у другого 60°. Длина лезвия небольшая: оно выступает из-под рукоятки на 50-70 мм.

Рукоятка — деревянная или пластмассовая, длиной 100-120, шириной 20-30, толщиной 12-15 мм. Ей придают удобную для работы форму без острых углов и кромок.

У режущей части косячка имеется носок (острый угол резца) и пятка (тупой угол). Эти термины в дальнейшем будут часто упоминаться. Во время резьбы носок всегда заглубляется в древесину, а пятка слегка приподнята. Нож-косячок широко применяется в геометрической резьбе.

Стамески есть прямые, полукруглые и клюкарзы. Затачиваются они так, чтобы угол был в пределах 18-20°: работать такими легче, чем с более крутой заточкой. У стамески-клюкарзы изогнутое полотно разной ширины.

Стамески-уголки практически представляют собой две стамески с полотнами, сваренными вместе под углом от 50 до 70°. Ширина каждого — от 5 до 15 мм. Используются они для прорезки за один прием жилок или линий в виде канавок разной ширины.

Рашпили — это стальные стержни различной формы, ширины и длины, с насечками в виде мелких зубчиков — для стачивания древесины и придания ей той или иной формы, получить которую другим инструментом не представляется возможным.

Чеканы — стальные стержни с рабочими концами разного рисунка. Под ударами молотка они оставляют на древесине небольшие углубления — для получения необходимого фона изделия. Обычно глубина рисунка не превышает 5-6 мм.

Лобзики — ручные, ножные и механические, чаще всего электрические. С их помощью выполняются прорезные работы: в древесине пропиливаются кривые линии или отверстия. С той же целью применяются и ножовки с узким полотном.

Полотно лобзика считается нормальным при ширине до 5 мм и толщине 1—1,5 мм, с зубьями для продольного или смешанного пиления. Один конец его имеет не отверстие, а крючок: благодаря ему пилу можно быстрее вынуть из ручки и, пропустив в отверстие заготовки, снова закрепить.

Зубья могут быть разной величины: чем они крупнее, тем шероховатее пропил, и наоборот. Направлены они должны быть так, чтобы резать древесину в направлении от себя, а при ножном лобзике — сверху вниз.

Последний устроен так. В верстаке или доске сверлится или долбится отверстие, куда будет пропущено пильное полотно. Над отверстием подвешивают пружину, а под ним крепят педаль: к ней и к пружине на поводках цепляют пильное полотно. Это дает возможность работать ногой, а заготовку держать двумя руками, направляя пилку точно по рисунку. Чтобы полотно пилы было более устойчиво, по бокам его над отверстием устанавливают на кронштейне бобышки-направляющие.

При работе стоя высота верстака должна быть на уровне локтей резчиков, в среднем 100-110 см. Сидеть же лучше на прочном, устойчивом табурете высотой 65-75 см, имеющем проножку на высоте 20-30 см от пола — для упора одной ноги во время работы.

 

ДЕРЖАВКИ

С их помощью можно надежно закреплять заготовки на верстаке и при необходимости легко вынимать. Они бывают торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и прочие.

Торцевые нужны для узких и длинных заготовок, угловые — для больших квадратных или прямоугольных, фигурные же говорят сами за себя.

Упорка удерживает заготовку при выполнении геометрической резьбы. Крепят все державки к верстаку двумя гвоздями.

Для тех же целей, кроме державок, используют крепежные винты — конусообразные стержни с концами в виде буравчика с одной стороны и барашком с другой: его легко ввертывать и вывертывать.

Валеты и нажимы представляют собой куски досок или брусков с вырезами на концах, прикрепляемые к верстаку с помощью шурупов.

Применяются и сами шурупы. Чтобы на заготовке от них не оставались отверстия, делают припуск на 20-35 мм, сюда и ввертывают их. После выполнения резьбы припуски отрезают.

Струбцины также удобны для закрепления заготовок. Они бывают деревянные и металлические. Опытные мастера отдают предпочтение деревянным, чтобы при работе случайно не затупить инструмент.

Рис. 2. Державки:
1 — торцевые, 2 — фигурные, 3 — угловые, 4 — валеты или нажимы.

 

ПЕРЕВОД РИСУНКА

Контуры будущего узора переводят на кальку мягким карандашом, шариковой ручкой, пером. Чернила или пасту желательно применять черные.

Если рисунок мал, его можно увеличить (а большой уменьшить) с помощью сетки. Для этого его контур переносят на кальку, затем делят его поле на квадраты и нумеруют их. На бумаге или картоне наносят такое же количество квадратов, но размером больше или меньше, и врисовывают в них изображение, ориентируясь по первой сетке.

Рис. 3. Перенос рисунка с уменьшением или увеличением – по клеткам.

 

ПЕРЕНЕСЕНИЕ РИСУНКА НА ЗАГОТОВКУ

Изображение с кальки нетрудно перевести на деревянную поверхность с помощью копировальной бумаги.

Если же предстоит выполнить много одинаковых деталей, то лучше изготовить шаблон из картона, плотной бумаги, фанеры, тонкой доски. Можно также использовать хорошо выполненную первую заготовку, обязательно тщательно зачистив ее кромки, по которым будет двигаться карандаш.

Рис. 4. Шаблон рисунка.

 

УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЗЬБЕ

На деталях украшения могут встречаться самые различные узоры: геометрические с различным фоном и контурами, прорезная, накладная, барельефная, горельефная резьба. Не зная техники ее выполнения, нельзя избежать многих ошибок. Поэтому полезно предварительно потренироваться в выполнении резьбы на небольших заготовках из древесины мягких лиственных пород, например липы. Начинать лучше всего с геометрической резьбы, выполняемой ножом-косячком или стамеской со скошенным лезвием. Сперва следует проходить трехгранные углубления, линии, квадраты, элементы орнамента листьев, цветов.

Для тренировки берут заготовку размером 20х70х200 мм, строгают с двух сторон и резьбу выполняют на обеих поверхностях.

 

Техника работы ножом-косячком.

Резак следует брать не только за черенок, но и за полотно лезвия, захватив его рукой так, чтобы лезвие выступало из-под сжатых пальцев на 30-40 мм. Пятка при этом обращена к резчику. Ту часть лезвия, за которую держатся рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью.

Косячок находится по отношению к заготовке строго вертикально, ведут его на себя. Носок резака вдавливается в толщу заготовки на нужную глубину, а пятка приподнята над поверхностью на 1-2 мм. Когда она приподнимается больше, косячок режет древесину легче.

Если надрез не сквозной и не доходит до конца заготовки, а только до поперечной линии, то, заканчивая надрез, пятку погружают в древесину на нужную глубину. Затем косячок снова отклоняют от себя и дорезают носком эту и поперечные пинии.

Рис. 5. Работа ножом-косячком:
1 — положение ножа в начале прорезки, 2 — конечное врезание, 3 — дорезание линии, 4 — поперечная подрезка конца соломки; А — размеченная заготовка.

 

Выполнение трехгранных углублений.

Канавка трехгранной формы шириной 4 и глубиной 3 мм вырезается косячком под углом 30-40°. Предварительно с помощью угольника проводят на заготовке осевые линии сплошной чертой. От нее с обеих сторон на расстоянии 2 мм проводят пунктиром дополнительные линии, которые и определяют ширину канавки. Сперва резаком, держа его строго вертикально, надрезают осевую линию на глубину 3 мм или немного глубже. Затем лезвие приставляют к дополнительной линии справа от осевой, придают резаку боковой наклон в 45°, врезают его в древесину на такую глубину, чтобы носок проник до надреза по осевой. Прорезав эту дополнительную линию, заготовку поворачивают на угол в 180° и точно так же делают подрезку по второй дополнительной линии. При правильном выполнении резов соломка, как ее называют, сама выходит из канавки. Если этого нет, значит, какая-то линия не прорезана, и работу приходится повторять.

Когда два таких углубления проходят рядом, между ними остается древесина, называемая площадкой. Канавка может идти не навылет, а быть закрытой, образуя как бы корытце; для этого на концах она прорезается поперечными линиями, подрезающими соломку.

Движение косячка вдоль годичных слоев легче, чем поперек их, но при этом резак может отклоняться от прямой, уйдя по направлению волокон, — это надо иметь в виду при выполнении работы.

Рис. 6. Тренировочное выполнение углублений:
1 — разметка, 2 — выборка половины, 3 — выборка всего сквозного углубления, 4 — «закрытое» углубление, 5 — выборка квадрата.

 

Получение квадратов.

Они образуются при пересечении трехгранных углублений. Сначала канавки прорезают вдоль волокон, затем поперек. Выполнение линий лучше всего повторить — фигуры получатся чище.

 

Подчеркивание рельефа.

Рисунки из треугольных канавок станут смотреться резче, если в них выявить тень. Для этого срежьте скат канавки с наклоном вовнутрь, например, под углом 45°. Полученное острое ребро можно еще раз срезать; образуется фаска, которую нетрудно дополнительно закруглить.

Рис. 7. Усиление рельефа:
1 — внутренний срез под углом 45°, 2 — затупление кромки среза фаской, 3 — закругление кромки среза.

 

Вырезание треугольников.

Такие фигуры широко применяются в геометрической резьбе; они бывают разной формы, размера: равнобедренные, равносторонние с прямыми и изогнутыми линиями. К ним можно отнести и так называемые миндалевидные углубления, которые образуются криволинейными сторонами одинаковой величины. Из треугольников создаются различные по красоте и сложности орнаменты — розетки, фризы, порезки.

 

Фризы из треугольников.

Три треугольника, вырезанные так, что они имеют одну общую вершину и две линии соприкосновения между собой, образуют большой треугольник. При этом нужно стремиться, чтобы общая вершина оказалась заглубленной: получится как бы вдавленная пирамида — эффектная фигура для образования геометрических узоров, широко используемых, например, при украшении фризов.

Фриз может быть получен просто из цепочки таких заглубленных треугольников. Рисунок нетрудно усложнить, если расположить рядом две одинаковые цепочки. Причем возможны два варианта узора — в зависимости от того, состыковать ли цепочки основаниями треугольников или их вершинами. Главное требование здесь — полная идентичность самих фигур и глубина их выборки.

Интересно, что последний узор может быть еще более усложнен, если в ромбовидных площадках между двумя цепочками врезать еще по два углубленных треугольника: получается как бы третья, промежуточная цепочка, в которой треугольники соединяются попарно то основаниями, то вершинами. В этом узоре четко читаются вертикальные гребни-стрелки и чуть растянутые четырехлучевые звезды. Они обретут правильную форму и впишутся лучами в квадраты, если все треугольники узора сделать равносторонними.

И наконец, еще один интересный фриз получится, если две исходные цепочки расположить рядом так, чтобы вершины треугольников не стыковались, а легли между двух других: по узору пробежит рельефная зигзагообразная змейка.

Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:
1 — цепочка треугольников, 2 — «зеркальные» цепочки, примыкающие основаниями, 3 — примыкающие вершинами, 4 и 6 — трехрядная цепочка, 5 — зигзаг из двух цепочек.

 

Трансформации треугольников.

Варианты узоров из треугольников с углублением в центре становятся поистине бесчисленными, если одной, двум или всем трем сторонам треугольников придавать изогнутую форму. Причудливые розетки и цветы, орнаменты и звезды — самые разные фигуры могут быть получены из сочетаний таких элементов; при этом сперва надрезают внутренние линии, а затем — наружные стороны каждого треугольника. На рисунках показаны фигуры и розетки, изготовленные в этой технике с помощью косячков и стамесок.

 

ПАЛИТРА РЕЗЬБЫ

Кроме рассмотренных выше, имеются и другие виды резьбы, которые также могут найти широкое применение в отделке дома.

Рис. 9. Виды резьбы:
А — контурная, Б — вырезная, В — накладная.

Контурная резьба выполняется так. На заготовку переносятся очертания рисунка, и по этим линиям косячком или угловой стамеской выполняют неглубокую, до 1—1,5 мм, резьбу в виде треугольных канавок.

Плоскорельефная резьба делается так же, как контурная, только глубина канавки составляет от 2 до 2,5 мм. Скат ее при этом может подрезаться или закругляться, резче выделяя рельеф.

Углубленная резьба отличается более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без изменения. Оконтуривание обязательно.

Рельефная резьба состоит в том, что на деревянной заготовке вырезаются выпуклые фигурки людей, маски, птицы, животные, рыбы. Они возвышаются над фоном, который выбирается на нужную глубину.

Вырезные фигуры также очень распространены. Они могут быть отдельно стоящими, например петух на коньке крыше, или накладными на стенах, дверях, воротах, ограждениях. Эти фигуры исполняются глухими, когда просто вырезан их контур, или же ажурными, прорезными насквозь в разных местах. Они могут иметь острые кромки или заоваленные.

 

ПРОРЕЗНАЯ И НАКЛАДНАЯ РЕЗЬБА

Эти виды резьбы широко применяются в отделке домов: на наличниках, карнизах, ограждениях.

Прорезная — с полностью выбранным фоном, как бы кружевная. Часто называют ее ажурной. Применяется она там, где просвечивается нижележащий фон — скажем, дощатая обшивка или окрашенная поверхность.

Рис. 10. Прорезная резьба и приспособление для ее выполнения.

Накладная резьба представляет собой орнамент, выполненный прорезкой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон. Так украшают доски наличников вокруг оконного проема, ставни, ворота, калитки.

Детали для наличников могут быть разной формы и размеров — геометрические, растительные и прочие. Одни выполняются резаками, другие выпиливаются пилой, редко — подрезаются резцами.

Чтобы получить заготовки, например трехгранные бруски, рекомендуется острогать доску нужной толщины, разметить по торцам форму треугольников, провести риски по пластинам, распилить и острогать пропиленные стороны. Когда требуются пятигранные бруски, то лучше всего заготовить квадратные или прямоугольные и набить на них треугольные. При выстругивании каннелюр-желобков применяют струги-галтели.

Рис 11. Детали орнамента:
А — образованные углублениями; Б — накладными элементами различной конфигурации.

 

СБОРНЫЕ РОЗЕТКИ

Их не вырезают из целой заготовки, а выполняют из отдельных деталей (строгают, выпиливают, высверливают).

Из подготовленных деталей собирают задуманный узор, скрепляя заготовки гвоздями. Если форма розеток эллиптическая, то сперва надо построить эллипс, разделить его на части (8, 10, 16, 20 частей) и по ним располагать отдельные элементы.

Рис. 12. Сборные розетки: круглые, квадратная, эллиптические.

 

НАЛИЧНИКИ

Для их украшения могут применяться различные орнаменты. На рисунках показаны самые доступные варианты, составленные исключительно из геометрического орнамента. Форма и размеры отдельных элементов могут варьироваться а зависимости от величины оконного проема и общего решения декоративного оформления дома.

Рис. 13. Детали украшения наличников и их оформление пропилами.

Рис. 14. Наличники с геометрическими орнаментами.

 

КАРНИЗЫ

Для оформления домов широко применяются всевозможные карнизы, простой и сложной формы. Они могут состоять из геометрического, растительного и комбинированного орнамента. Чаще всего их делают ажурными и выполняют высверливанием, выпиливанием, выдалбливанием, вырезанием.

Рис. 15. Резные карнизы.

 

ОГРАЖДЕНИЯ

Они бывают разными: вокруг крыльца, беседки, террасы, а также общее — вокруг усадьбы. Высота ограждения первого типа до 1 м, второго — от метра и выше. Чаще всего на них идет штакетник, бруски, доски (на сплошные идет больше материала, на разреженные — меньше). Декоративные элементы на них проще, чем на доме, но в целом ограда прекрасно дополняет общий наряд жилища.

Рис. 16. Украшение ограждений:
А — для беседки, крыльца, террасы, Б — для усадьбы.

Автор: .
http://patlah.ru

» » .. 1993-2007 .

patlah.ru

Русские орнаменты и узоры (растровый клипарт)

 

 

Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. Д. К. Тренев

Посмотреть полностью

Д. Тренев. Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. М, 1904-1910
54,4 Mb | формат pdf | 2 выпуска (редкость)

 

 

 

Н. Симаков. Русский орнамент (1882). 

Посмотреть полностью

Н. Симаков. Русский орнамент. — Спб, 1882 г. 
формат djvu  | 14стр. | 4,6 Mb

 

 

 

 

К. Д. Далматов «Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц и каемок» (1895)

Посмотреть полностью

 

Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц…
формат jpg | 3300х4200 | 38 стр. | 42,1 Mb

 

 

 

 

«Полиграфический орнамент» 

Посмотреть полностью

Полиграфический орнамент
формат pdf | 2 книги | 3,36 Mb

 

 

 

 

Православные орнаменты и буквицы

Посмотреть полностью

Православные орнаменты и буквицы
формат jpg | 732 files | 45,9 Mb zip-архив 

 

 

 

 

Коллекция православных орнаментов «Русский узор»  

Посмотреть полностью

Коллекция «Русский узор»
формат gif | 225 files | 14,5 Mb zip-архив 

 

 

 

 

В. И. Ивановская. Русские орнаменты.

Посмотреть полностью

В. И. Ивановская. Русские орнаменты
формат djvu  | 226 стр. | 10,1 Mb

 

 

 

 

Церковно-славянские прописи и уроки орнамента

Посмотреть полностью

Церковно-славянские прописи и уроки орнамента
формат jpg | 63 стр. | 5,27 Mb

 

 

 

 

Раскраска «Буквицы»

Посмотреть полностью

Раскраска «Буквицы»
формат pdf | 17 стр. | 3,46 Mb

 

 

 

 

Русские орнаменты для резьбы по дереву

Посмотреть полностью

Русские орнаменты для резьбы по дереву
формат pdf, djvu | 5 выпусков | 24,2 Mb

 

 

 

 

Сборник великорусских и малороссийских узоров для вышивания (1877 г.)

Посмотреть полностью

 

Сборник великорусских и малороссийских узоров (1877 г.)
формат djvu  | 12 стр. | 4,7 Mb

 

 

 

 

Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева

Посмотреть полностью

 

Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева (1871 г.) 
формат djvu  | 42 стр. | 9,8 Mb 

 

 

 

 

Альбом рукоделий. Издание В. Баннера

Посмотреть полностью

Альбом рукоделий. Издание В. Баннер
формат jpg | 22 стр. | 10,4 Mb

 

 

 

 

Русский дизайн 1880-1917 гг.

Посмотреть полностью

Русский дизайн 1880-1917 гг.
формат pdf | 158 стр. | 58,9 Mb

 

 

 

 

Князь Г. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.

Посмотреть полностью

 

Князь Гр. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.
формат jpg, 925 х 1280 | 57 стр. | 12,8 Mb

 

 

 

 

Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и других тканях (С X по XVII век)

Посмотреть полностью

 

Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и др. тканях
формат pdf | 219 стр. | 126 Mb

 

 

 

 

Русские орнаменты и буквицы

Посмотреть полностью

 

Русские орнаменты и буквицы
100 jpg | 190 Mb

 

 

 

 

Буслаев Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту

Посмотреть полностью

 

Буслаев Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту
 формат djvu  |  221 стр. | 131 Mb

 

cliparti.jimdo.com