Цвет охра какой – Какого цвета охра?

Природные минеральные краски: красная охра

Сейчас для художников не проблема найти подходящий оттенок красного цвета. Большинство современных красок – синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану. Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.

Что такое охра

Само название этого минерала греческое. Но это вовсе не значит, что охру изобрели или впервые стали использовать в Древней Элладе. Нет, минеральную краску находят даже на самых древних наскальных рисунках. Охра, что называется, была у людей под ногами, и для ее использования как красителя не нужны были какие-то технологии. Подобрал камешек и рисуй. Этот природный минерал состоит из гидрата окиси железа. А греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.

Как же так? А откуда же берется охра красная? Цвет у природного минерала действительно желтый. В зависимости от глины, которая в естественных условиях примешивается к гидрату окиси железа, он варьируется от светлого бежевого до коричневатого. Желтая охра встречается в изобилии в любой части света. Поэтому она и стала первой краской, используемой древними художниками палеолита.

Что такое красная охра

Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.

Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены племени химба, обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.

Как в Древнем Египте получали красную охру

Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.

Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.

Оттенки охры

Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа – глина – также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.

В поисках красного

Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.

Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.

Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.

Использование минерального пигмента в живописи

Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть оксид железа и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. Иконописец Дионисий широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.

fb.ru

ScrapMagia: Рубрика «Магия цвета — ОХРА».

День добрый, наши дорогие Магини и покупатели интернет-магазина «СкрапМагия».
Мы сегодня к вам с цветовым заданием пришли)

Последние дни сентября во многих регионах нашей Родины стоит просто изумительно теплая погода! Осень уже окрасила в свои краски все вокруг, и сегодня, мы поговорим и поиграем с цветом — ОХРА.

Задание в рубрику «Магия цвета — ОХРА» — 

действует по 25 октября.

Мы примем от вас ЛЮБОЙ скрап-объект, в котором цвет Охра (и его оттенки) будет преобладать в работе.

********************************

***********************

Охра — что за причудливый и загадочный цвет кроется за этим коротким названием? Мы в повседневной жизни постоянно встречаемся с ним, но знаем про него не очень много. А ведь этот цвет — естественный природный пигмент, который находится почти в каждом тёплом оттенке. Охрой называют натуральный пигмент, получившийся в результате смешивания глины с железом, от которого зависит, насколько красный она будет иметь оттенок. А глина даёт перекос в жёлтую сторону, чем её состав больше, тем цвет нейтральнее. Ещё архаические рисунки древних людей были сделаны при помощи этого пигмента.

Цвет охра: основные характеристики

Благодаря своему натуральному пигменту цвет охра используется в первозданном виде в качестве красителя. Если же в охре присутствует множество примесей таких, как кристаллическая кремнекислота, кварц или песок, то такое сырье подвергается предварительной обработке, измельчению, отмучиванию, и иногда прокаливанию. Зачем проводить все эти процедуры? Дело в том, что при наличии примесей натуральный цвет охра теряет свою кроющую способность.

Восприятие цвета охры человеком

Будучи несколько припыленным, светло-коричнево-желтым, цвет охра воспринимается многими людьми как немного сухой, безжизненный оттенок. Именно поэтому не стоит использовать этот цвет соло. Охру лучше всего комбинировать с более сочными и «влажными» оттенками, например, с зеленым или синим. Кроме того, охра будет отлично смотреться с другими натуральными природными цветами, цветом дерева, травы, солнца. Небольшое расхождение в градиент также станет отличной комбинацией охре. Наряду с этим, спокойствие цвета охры помогает человеку выровнять свой эмоциональный фон, избавиться от напряжения и тревоги. Только обязательно разбавляйте охру другими оттенками, иначе спокойствие от этого цвета постепенно перейдет в уныние и даже депрессию.

цвет в интерьере:

цвет в одежде

  

Наши приглашенные дизайнеры дарят вам свое вдохновение:

Всем привет. Меня зовут Наталья. Очень люблю краски, поэтому по заданию сделала миксмедийную рамку, в которую можно вставить любую фотографию под прищепку. Вся работа выполнена акриловыми красками, формат рамки 13*18см.

Akattava
Здравствуйте! Меня зовут Оксана и я обожаю странички. Люблю работать по скетчам, а вот с палитрами я не очень дружу, потому что, обычно, мне трудно подобрать фото под нужные в задании цвета. Но осенняя палитра, все эти охристо-шоколадно-рыжие оттенки, это же что-то волшебное! Осень — самое красивое время года и именно это я хотела показать в своей работе.

На мой взгляд, замечательная палитра! Очень теплая и осенняя). 27 сентября отмечается День воспитателя. И вот, по этой, такой уютной и душевной палитре, у меня сложилась коробочка для небольшого сладкого подарка воспитателю моей дочери.


У меня сложилась шоколадница в осенней гамме. Охра — очень многообразна оттенками, как и сама осень!

Наша команда дизайнеров ЧБ «СкрапМагия» дарит вам свое видение цвета Охра:


  Анна_bora  — Анна
Завершающий разворот в мой летний дневник посвящен прогулке в последние выходные августа.

Задание вдохновило на создание маленькой кулинарной книжки для записи вкусненьких заготовок)!

Использовала: лен, акриловую краску цвета «охра», чипборд, ниточки.

По заданию сложилась микс медийная страничка.

В основе странички скрапбумага из коллекции стимпанк, предварительно покрытая прозрачным медиумом, цветовые акценты расставлены с помощью метализированных акриловых красок.

*******************

Задание в рубрику «Магия цвета — ОХРА» — 

действует по 25 октября.

Ждем ваши наполненные цветом охра творения!

************************

**********

Читайте, пожалуйста, Правила участия в заданиях, там есть приятные сюрпризы! Обязательно загляните в интернет-магазин нашего Спонсора «СкрапМагия» который всегда открыт для ваших заказов!

А счастливчик — участник нашего задания, выбранный случайным числом, получит чудесный 

Приз-сюрприз от нашего Спонсора!

*****

scrapmagia-ru.blogspot.com

Охра | Новости в строительстве

Охра это пигмент природного происхождения, который состоит из глинистых минералов окрашенные гидратированными оксидами железа. Охра широко применяется в производстве лакокрасочных материалов используемых при отделки внутренних помещений и наружных видов работ.

Содержание статьи:

  1. Назначение, марки и свойства охры.
  2. Производство охры.
  3. Использование в строительстве.

Марки охры:

Охра выпускается следующих марок в зависимости от назначения:

◊ Марка 0-1 — пигмент имеющий желтый цвет, который применяется  для производства художественных красок.

◊ Марка 0-2- пигмент желтого цвета, который используется для изготовления готовых к использованию эмалей и красок.

◊ Марка 0-3 используется для производства густотертых видов красок. Пигменты этой марки имеют цвета от желтого до светло-коричневого цвета.

◊ Марка 0-4 представляет собой пигменты различных цветов и оттенков от желтого до светло-коричневого цвета. Используется в строительстве для производства клеевых и силикатных видов красок а также добавляют в белом цементе для получения цветной и декоративной штукатурки.

Природная охра имеет по цвету много тонов, от очень светлого (охра золотистая), до почти коричневого цвета. Охра это очень прочный пигмент, щелочестойкий, светостойкий и дешевый в производстве материал. По показателю укрывистости, охра имеет следующие марки: 0-1-65 г/м2., 0-2 -85 г/м2., 0-3 -115 г/м2.

Свойства охры

Охра пигмент

 

 

 

 

 

 

 

Охра, как и все натуральные пигменты является полидисперсной и  отличается хорошей атмосферостойкостью,  при воздействии света, не разрушается , но не  устойчива к различным процессам коррозии. Размер частиц фракций порошка – около 1 – 3 мкм. Охра под  воздействием высокой  температуры —  теряет свои свойства. Пигмент отличается  устойчивостью к агрессивному воздействию многих химических веществ, например, слабых растворов кислот, щелочей.

Укрывистость составляет около 60 – 115 г/м2, определяется содержанием в составе  гидратированных окислов трехвалентного железа. Чем его больше в составе – тем выше укрывистость пигмента. При нанесении тонким слоем —  просвечивает, в связи с этим, может использоваться в качестве лессирующего пигмента. Пигмент охра сочетается со всеми видами пленкообразующих. Водородный показатель охры – 7 – 8. Маслоемкость (зависимо от вида и компонентного состава) – от 25 до 40 г/100г.

Читай далее на http://stroivagon.ru виды пигментов

Охра, как пигмент не отличается  высокой кроющей способностью, во время разбавления нуждается в небольшое количество белил. Используется охра в строительстве для приготовления различных малярных составов, которые можно применять  для покраски деревянных и металлических поверхностей.

Малярные окрасочные составы на основе охры можно использовать при отделки внутренних помещений и при выполнении наружных видов работ по окраске строительных конструкций и изделий, а также фасадов домов. Окрасочные составы с использованием охры можно проводить по металлическим, деревянным и бетонным подготовленным поверхностям, а также можно использовать для покраски полов.

 

Добыча охры и ее назначение

Погрузка породы для добычи охры

 

 

 

 

 

 

 

Для добычи охры в карьерах и шахтах добывают сырую глину, состоящую на 80-90% из кремневого песка. Добытую сырую массу, промывают в  несколько этапов, а потом подвергают сушке с целью отделения от основной массы частиц охры. С целью получения пигмента охры красного оттенка подвергают всю массу воздействию высоких температур, в пределах 800-900 °С. Затем после охлаждения массы полученную охру измельчают до размеров частиц в 50 микрон, затем пигмент классифицируют по цвету и качеству и упаковывают в тару.

Охру необходимых цветов и оттенков получают путем смешивания нескольких полученных видов охры из разных руд. Охра как природный пигмент используется широко в строительной промышленности для придания цвета различным бетонам и растворам. В сельскохозяйственной  отрасли охра применяется в качестве компонента для удобрений. Охра не является токсичным пигментом, поэтому она входит в состав различных видов косметических средств и художественных масляных красок.

Важную роль играет пигмент в росписи глиняной и керамической посуды, а также в производстве лакокрасочных материалов для фасадов домов.На качество пигмента влияют разные факторы, такие как например, состав сырья, наличие оксида железа, условия местности, наличие в составе охры красящих элементов и другие. Натуральный пигмент охра содержит лимонит, представляющий гидратированным оксидом железа. В нем железо взаимодействует свободно с водой.

Поэтому вещество гетит-(частично гидратированный оксид железа FeOOH) и гидрогетит (FeOOHnН2О) придают пигменту оттенок коричневого цвета. Если почва сильно иссушена в местах добычи сырьевой массы, природная охра будет иметь красный оттенок. Такой цвет придает ей безводный оксид железа называющийся еще по другому-гематит.

Охра фиолетового цвета близка по своим химическим свойствам к красной, однако ее цвет определяется дифракцией света, вызванной большим средним размером частиц вещества. Если под воздействием температуры природный минерал нагревается он становится более плотным и густым. При этом процессе гетит и лимонит обезвоживается и превращается в гематит, а коричневая или желтая охра приобретает красный оттенок.

Охры обладают высокой  устойчивостью к свету и воздействию различных атмосферных факторов. Они также устойчивы к действию слабых кислот и щелочей. При нагревании более 230°С, гидрооксиды теряют кристаллизационную воду и переходят в гематит. При этом они соответственно меняют цвет с желтого на красный или коричнево-красный. На этом явлении основано получение жженых сортов охр. Охра жженая (черлядь) по цвету напоминает мумию. Получают при прокаливании охры. Применяется в водных окрасочных составах по древесине и штукатурке.

Другой пигмент натурального происхождения, который также как и охра имеет такие же характеристики называется натуральная сиена. Этот пигмент также как и охра получается путем обработки глины, имеет желтый цвет но содержит больше оксидов железа и аморфного кремнезема. Пигмент получается дешевым в производстве, обладает стойкостью к действию щелочей и известью. Используется широко во всех видах окрасочных составов.При растворении с натуральным маслом используется для декоративной  отделки деревянных поверхностей внутренних интерьеров домов.

 

stroivagon.ru

Пигменты

 

Охра

Охра (ώχρος) — слово греческого происхождения и в буквальном переводе означает бледно-желтый.

Впервые с желтыми охрами мы встречаемся в настенных росписях пещеры Альтамира (Испания). Желтые охры были общераспространенной краской среди древних живописцев.

С течением времени охрами стали называть и глинистые породы, окрашенные окислами и гидроокислами железа в желтые, коричневые и красные тона. Охры различались по назначению и свойствам — личная, телесная, слизуха, каменная. По месту добычи или приобретения известны охры: грецкая, калужская, коломенская, копорская, неаполитанская, немецкая, римская, русская, французская, царьградская и др.

Неоднозначность определения привела к тому, что одни и те же пигменты описывались как охры, сиены, марсы, мумии и др.

Пигментные свойства охр обусловлены присутствием в них гидроокислов железа. Главным образом их альфа формы — гетита (FeOOH) и гидрогетита (FeOOHnН2О), весьма редко – гамма формы (лепидокрокита). Желтый цвет охр обусловлен наличием игольчатых кристаллов гетита (гидрогетита) (см. фото ниже). В природных системах «иголки» гетита зачастую срастаются в звездчатые и ежикоподобные агрегаты. Размерность иголок колеблется в пределах сотых-десятых долей мкм. Кроме гидроокислов в охрах могут присутствовать оксиды железа (гематит), а также глинистые минералы (колинит, галлуазит, монтмориллониты, хлориты), тальк, гидрослюды и слюды, кварц, халцедон.

Необходимо отметить, что состав примесей непосредственно связан с обстановками формирования охр. В пигментах сформировавшихся в условиях болот присутствуют высокие содержания органических веществ и водорастворимых солей. Залегающих в непосредственной связи с месторождениями сульфидов металлов (медные, свинцово-цинковые) могут присутствовать водорастворимые соли и значимые концентрации свинца, цинка, меди, кадмия в минеральной и сорбированной формах, а также, золото и серебро. В «озерных» охрах зачастую присутствует сидерит.

С точки зрения долговечности следует отдавать предпочтение охрам, сложенным стабильными глинистыми минералами: каолином, гидрослюдой, тальком. Присутствие «живых минералов» группы монтмориллонита отрицательно сказывается на качестве охр —  проявляется склонность к окомкованию, отмечается повышенная маслоемкость и способность изменять объем при изменении влажности среды. Последнее может привести к растрескиванию красочных покрытий. С другой стороны монтмориллонит способствует созданию взвеси в лакокрасочной системе, и хорошо взаимодействует с грунтом.

Достоверно установлено, что природные гидрооксиды железа характеризуются меньшей сорбционной cпособностью и, соответственно, меньшей маслоемкостью по отношению к синтетически полученным. Они также гораздо устойчивее к действию кислот и более инертны.

Желто окрашенные породы весьма широко распространены в природе, но при проверке оказывается, что подавляющее большинство этих образований не отличается чистотой цвета, содержат только несколько процентов оксидов железа и не представляют интереса в качестве пигмента. Довольно редко встречаются качественные глинистые желтые охры, содержащие 10 – 30 % гидрооксидов железа. Как правило, в выкрасках они характеризуются темно-желтым тоном, получившим у художников название «охряно-желтого». Светло-желтые тона встречаются исключительно редко.

Охры обладают исключительной устойчивостью к свету и воздействию атмосферных факторов. Они устойчивы к действию щелочей и слабых кислот. При нагревании более 230°С, гидрооксиды теряют кристаллизационную воду и переходят в гематит. При этом они соответственно меняют цвет с желтого на красный или коричнево-красный. На этом явлении основано получение жженых сортов охр.

Среди глинистых охр наибольшей известностью издавна пользуются французские охры, которые до сих пор считаются эталоном желтого цвета. В начале 20-го века они поставлялись по всему миру, в том числе и в Россию. Известностью пользуются и Кипрские охры, отличающиеся правильным желтым цветом, высоким содержанием Fe2O3 и генетически связанны с месторождениями медноколчеданных сульфидных руд. Значительные месторождения желтых охр имеются также в ЮАР, Бразилии, Украине, Чили. В России наиболее известна Журавская охра, добываемая в промышленных масштабах на Журавском и Бутурлиновском месторождениях Воронежской области с 1902 года. Этот пигмент характеризуется насыщенным охряно-желтым тоном, содержит от 10 до 20 % Fe2O3.

На Урале нами обнаружены залежи высококачественных желтых охр, не уступающих по цветовым характеристикам французским. Они состоят из каолинита, гидрослюды и гетита. Содержание Fe2O3 — в «Охре светлой уральской» (№ 212) составляет 14-19 %, в «Охре желтой уральской» (№ 213) содержание Fe2O3 достигает 35 %. Охра желтая уральская близка к классической кипрской.

В пределах Башкортостана обнаружены темные желтые охры холодного оттенка, в нашей палитре № 215 «Охра башкирская светлая». Свойства: содержание Fe2O3 — 60 -78% , маслоемкость 30-37г на 100г масла, содержание водорастворимых солей 0,1 – 0,22%, летучие соединения 0,6%, укрывистость 22г/м2

В нашей коллекции представлена «Охра золотистая» № 2111 — пигмент желтого цвета с теплым оттенком. Содержит гидрооксидов железа 20–25 %, оксидов железа — 1-2 %, каолинита и гидрослюды – 70 %.

Вохра — термин, применявшийся в древности к неярким желто-коричневым пигментам различных оттенков, использовавшихся главным образом для личного письма. Говорит само за себя название села Вохринка, в окрестностях подмосковных Бронниц.

Железоокисные охры — в некоторых классификациях так называются охры, содержащие высокие концентрации железа. Этот термин не несет смысловой нагрузки для пигментов, используемых в художественных красках.

Карбонатные охры — карбонатная мука, обогащенная гидроокислами железа. Образована, как правило, при выветривании карбонатных пород, обогащенных железом. Наиболее известное месторождение – Куровское в Московской области. Карбонатные охры имеют ограниченное применение. Нежелательно их использование в большинстве связующих, т.к. пигмент неустойчив в щелочной среде.

Желтый железоокисный — синтетический железоокисный пигмент.    Желтый железоокисный пигмент обладает хорошей свето и атмосферостойкостью, технологичен, но все-таки уступает по этим показателям природным пигментам. Идеальный размер кристаллов: толщина 0,2 — 0,4 мкм при длине 1,5 мкм. Синтезом выращиваются игольчатые кристаллы гетита. Известно несколько способов его получения (сульфатный, хлоридный, нитратный), во всех технология используются кислоты. В завершающей стадии, для удаления водорастворимых сульфатов, хлоридов и других водорастворимых соединений пигмент подвергается декантации (отмывке). Но какое-то количество (обычно около 1 %) солей остается… Долговечность и устойчивость синтетических железоокисных пигментов резко уступает  природным аналогам. Связано это с менее стабильной структурой минералов.

Лимонит — такого минерала не существует, под этим термином изначально понималась болотная железная руда, состоящая из смеси гидрооксидов и оксидов железа. В настоящее время, в геологической литературе лимонитом принято называть горную породу, состоящую из агрегатов гидроокислов железа бурого, желто-бурого цвета. Использование этого термина в качестве пигментного сырья не корректно.

Сидерит- природный минерал, карбонат железа. Не обладает пигментными свойствами. Выдаваемый на рынке за сидерит  продукт таковым не является

Гетит- минерал, гидрооксид железа. Строго говоря гетит преобладает в составе практически всех железоокисных пигментов желтого и коричневого спектра. Использование этого термина некорректно.

Внимание! Недобросовестные производители под видом природного гетита продают синтетический желтый железоокисный пигмент, уступающий по своим свойствам природным охрам.

www.sienna.ru

Некоторые особенности основных красок для живописи

Заметки о красках | Краски и цветовые палитры

    Художественные краски должны отвечать определенным требованиям.
    Цвет.
    Цвет должен быть чистым и ярким.
    Необходимо, чтобы цвет и тон одной и той же краски, выпускаемой в разное время на одном и том же заводе, были постоянными без всяких отклонений.
    К сожалению, разные производители выпускают краски одного названия, которые имеют довольно заметные отличия и в цвете, и в тоне.
    Нет международных стандартов цвета даже для каждого общепринятого в мировой практике названия краски, не считая конечно грубых различий (красной от фиолетовой, зеленой от синей и т.п.).

    Светостойкость.
    Споосбность сохранять исходный тон под воздействем света — солнечного или искусственного в помещениях.
    При испытании краска не должна изменять цвет на солнце в течение года, а под лучами кварцевой лампы в течение 200 часов.

    Укрывистость или кроющая сила.
    Способность краски перекрывать цвет нижележащих слоев кораски или основы (холста, картона, бумаги и т.п.).
    Через прозрачные краски просвечивает нижний слой или основа. В масле прозрачные краски используются для тонких лессировок на звершающих этапах живописи.
    Укрывистые краски закрывают почти полностью нижележащие слои — в зависимостит от толщины слоя этих красок. Укрывистые краски во всех типах живописи используются для грунтовки основы (чаще белые тона) и на начальном этапе картины в пастозной технике для основы сюжета. В тонких слоях они замутняют нижние слои красок.

    Тонкотертость или Дисперсность.
    Краски надо перетирать безупречно.
    Для них нужны настолько высокодисперсные (тонкие) пигменты, чтобы их смесь со связующими веществами переходила во врнемя перетира почти в коллотдное состояние. Каждая краска имеет оптимальную для нее величину частиц пигмента — несколько микрон.

    Химическая чистота.
    Художественные краски должны быть химически чистыми, без примесей и без неоправданных наполнителей, сиккативов и т.п. Краски должны быть химически инертными по отношению к связующим веществам и напонителям, и по возможности не реагировали друг на друга в смесях.

    Пастозность.
    Однородность и нормальная густота краски (в основном масляной, акриловой или гуашевой), без излишней вязкости, текучести или отрывистости. При избытке масла в масляных красках и при недостаточно тонком перетире наблюдается отслаивание масла в тубах.

    Прочность.
    Устойчивость к воздействию атомосферных явлений и химических компонент воздуха в помещении (сероводород, щелечи, кислоты).
    Это также устойчивость в смесях красок — цвет смеси не должен меняться, если все компоненты устойчивы и не взаимодействуют химически с воздухом и друг с другом. Малостойкие пигменты в художественных красках не применяются или применяются очень ограниченно для труднозаменимых пигментов.

    Художественные профессиональные краски в некоторой степени нормируются по светостойкости и укрывистости.
    На них пишут название пигмента или смеси пигментов без указания процентного состава.
    Одинаковый по названию цвет подразумевается постоянным в пределах завода и может заметно различаться по оттенку и яркости на разных заводах.
    Тонкотертость рекламируется (высокая, сверхтонкая и т.п.), но не указывается количественно ее степень (размер частиц пигмента в микронах и т.п.).
    Химическая чистота тоже только рекламируется без количественных характеристик.
    Прочие параметры даже не оговариваются — каждый художник их должен оценивать своим личным опытом.
    Не редко даже краски с одним и тем же монопигментом одного завода имеют разные названия, разный тон и разную прозрачность по неизвестной причине — видимо из-за разной концентации пигмента и состава наполнителей.

    Свойства красок по цвету пигмента

    Мы придерживаемся хроматического порядка красок в этой заметке и в каталогах.
    Белые, желтые, телесные, оранжевые, красные, розовые, фиолетовые, синие, голубые, бирюзовые, зеленые холодные, зеленые теплые, коричнево-желтые, коричневые, серые, черные.
    В пределах цветового тона — по нарастанию яркости или насыщенности (темноты краски).

    Белила цинковые (Zink White).
    Окись цинка — ZnO. Удельный вес 5.6, относятся к тяжелым краскам.
    Впервые стали известны примерно в середине 19 века.
    Безвредны в производстве и в работе.
    Не темнеют от воздействия сернистых соединений, устойчивы а смесях и светостойкие.
    Недостатки в масляной живописи — менее укрывисты, чем свинцовые или титановые белила.
    Очень медленно сохнут — свыше 2 недель. Это загрязняет живопись и ослабляет прочность красочного слоя. Для ускорения высыхания вводят немного кобальтового сиккатива (до 5%).
    Частично вступают в реакцию с маслом, образуя цинковое мыло, что уменьшает прочность красочного слоя.
    Пигмент цинковых белил применяется во всех видах красок — масляных, акварельных, гуашевых, темперных и акриловых.

    Белила свинцовые (Lead White).
    В настоящее время почти не производятся даже в профессиональных красках.
    Были известны еще до нашей эры.
    Смесь минералов — 2PbCO3 + Pb(OH)2. Удельный вес 6.5 — очень тяжелый пигмент.
    Производство сухих свинцовых белил очень вредно. Длительная работа с ними тоже вредна.
    Масляные свинцовые белила обладают большой кроющей и красящей силой (укрывистые).
    Не изменяются на свету, устойчивы к атмосферным воздействиям.
    Дают хороший эластичный слой, не склонный к растрескиванию.
    Высыхают быстро, за 2 — 3 суток.
    Недостаток — потемнение от сернистых соединений (в частности от сероводорода). Могут давать потемнение или высветление цвета в смесях с некоторыми красками.

    Белила свинцово-цинковые (Zink-Lead White).
    В настоящее время редко встречаются даже в профессиональных красках.
    Смесь цинковых и свинцовых белил — примерно 1-2 весовые части цинковых и 1 часть свинцовых белил.
    Недостатки обоих белил как бы взаимно уменьшаются.

    Белила титановые (Titanium White).
    Двуокись титана — TiO2. Удельный вес 4.2.
    На масле имеют больше укрывистость, чем цинковые и свинцовые белила.
    Не ядовиты. Не реагируют на сероводород.
    Недостатки — в смесях с некоторыми масляными красками ускоряют разрушение пленки масла.
    В других типах красок (темпера) эти недостатки не проявляются.

    Стронциановая желтая (Strontium Yellow).
    Хромовокислый стронций — SrCrO4. Называют часто хром или крон.
    Удельный вес около 3.8
    Цвет зеленовато-желтый светлый.
    Недостаток всех кронов (стронциановая желтая, цинковая желтая, свинцовая желтая) — тенденция зеленеть на свету.
    Из-за этого не рекомендуется использовать стронциановую желтую в чистом виде и в смесях, где появление зеленоватости недопустимо.

    Кадмий желтый (Cadmium Yellow).
    Сернистый кадмий — CdS. Удельный вес желтых кадмиев 4.2 … 4.7.
    Желтые кадмии изготовляются с начала 19 века.
    Тон кадмия от лимонного до желтого темного зависит от физической структуры частиц пигмента, исходного сырья и режима производства.
    Интенсивные пигменты с ярким цветом, светостойкие.
    Светостойкость возрастает от лимонного к желтому темному.
    В кадмии могут добавлять наполнитель бланфикс для придания большей яркости цвета.

    Неаполитанская желтая (Naples Yellow).
    Сурьмянокислый свинец с некоторым количесвом окиси свинца.
    Была получена в 18 веке.
    Тон от светло-желтого до желто-оранжевого.
    Имеет высокую кроющую способность.
    Недостаток — потемнение от сероводорода в воздухе.

    Ауреолин, или кобальт желтый (Aureoline).
    Соль азотисто-кислых кобальта и калия CO(NO2)3, 3KNO2
    По цвету и прозрачности особо ценный для акварели.
    Недостоточно прочен в смесях с кобальтами и белилами.

    Индийская желтая (Indian Yellow).
    Применяется в живописи с начала 19 века.
    Органическая краска — магниевая соль эвксантиновой кислоты.
    Добывается из мочи коров и слонов, питающихся листьями манговых деревьев.
    Имеет прозрачный золотисто-желтый цвет, но светостойкость не высокая, как у всех красок органического происхождения.

    Золотисто-желтая ЖХ (Golden Yellow).
    Российский аналог индийской желтой по цвету.
    Тоже органическая краска, но более светостойкая по сравнению с индийской желтой.
    Недостаток — в смесях с некоторыми красками золотисто-желтая ЖХ способствует растрескиванию и изменению цвета смесей.
    Поэтому в масле почти не употребляется.
    Применяется в акварели завода Невская палитра в Ст.Петербурге.
    В красках других фирм почти не встречается.

    Кадмий оранжевый (Cadmium Orange).
    Сернисто-селенистый кадмий CdS, CdSe.
    Удельный вес кадмия оранжевого 4.5.
    Пигмент кадмия оранжевого появился в 20 веке.
    Кадмии имеют высокую светостойкость, а краски на масле имеют высокую кроющую способность (укрывистость).

    Кадмий красный (Cadmium Red).
    Сернисто-селенистый кадмий CdS, CdSe.
    Удельный вес кадмия пурпурного свыше 5.
    Пигмент кадмия красного появился в 20 веке.
    Кадмии имеют высокую светостойкость, а краски на масле имеют высокую укрывистость.

    Киноварь или Вермильон (Vermilion).
    Сернистая ртуть HgS.
    Удельный вес 8.2 — один из самых тяжелых пигментов.
    Цвет светло-красный.
    Известна с древних времен.
    В настоящее время почти не употребляетися даже в проф.красках, ее заменяют искусственными пигментами.
    Киноварь не ядовита, обладает большой кроющей силой, не боится действия сероводорода, кислот и щелочей.
    Однако пользоваться натуральной киноварью не рекомендуется, так-как она темнеет на свету и в тепле, особенно киноварь на масле.

    Краплак красный (Madder Lake Red).
    Краска-лак (фарблак).
    Цвет темно-красный с вишневым оттенком.
    Водная окись алюминияЮ окрашенная органическим красителем — ализарином.
    Раньше добывался из корнец марены (краппа).
    Теперь производится из антрацена каменноугольноц смолы.
    Имеет лессировочные свойства -прозрачность в тонких слоях на масле.
    Недостатки — замедляет нормальное высыхание масла, сохнет около 20 суток.
    Маслоемкая краска — нужно много маспа для нормальной пастозности.
    Склонен к растрескиванию и некоторому выцветанию на свету, особенно краплак розовый и розово-золотистый. Чем светлее тон, тем сильнее выцветание.
    В масле краплак более светостойкий, чем в акварели, гуаши и т.п.

    Краплак фиолетовый (Madder Lake Purple).
    Состав как у краплака красного, но содержит еще соли железа, которые придают фиолетовый тон.

    Минеральная или Марганцовая фиолетовая (Mineral or Manganese Violet).
    Фосфорнокислый марганец — MnPO4
    Достаточно светостойкий пигмент.
    Может применяться во всех видах красок.

    Кобальт фиолетовый светлый (Cobalt Violet Light).
    Фосфорнокислый кобальт-аммоний CoNH4PO4, H2O
    Светостойкость высокая, почти как у Кобальта фиолетового темного.
    Применяется во всех видах красок.

    Кобальт фиолетовый темный (Cobalt Violet Deep).
    Безводный фосфорнокислый кобальт — CO3(PO4)2
    Очень прочный и светостойкий пигмент.
    Применяется во всех видах красок.
    В художественных профессиональных красках это самый дорогой пигмент

    Ультрамарин синий (Ultramarine Blue).
    Алюмосиликат натрия — высокомолекулярное соединение.
    Производят с 5 века из полудрагоценного минерала ляпис-лазури.
    Искусственным способом стали вырабатывать в начале 19 века.
    Ультрамарин синий имеет хорошую светостойкость и прозрачность — лессирующую способность.
    Ультрамарин зеленый — промежуточная стадия при производстве Ультрамарина синего.
    Ультрамарин зеленый достаточно светостойкий, но в красках применяется редко.
    Недостатки.
    Ультрамарин в масляных красках может терять яркость и приобретать мутый сероватый оттенок из-за большого содержания глинозема в пигменте. Глинозем поглощает влагу из воздуха. В смесях с другими красками и в других типах красок (акварель, гуашь) этот недостаток не проявляется. Утраченный цвет ультрамарина можно восстановить, если покрыть краску лаком или воздействовать на нее парами винного (этилового) спирта.
    Из-за плохой смачиваемости ультрамарина маслом трудно получить хорошую консистенцию — паста жиже, чем нужно и имеет излишнюю тягучесть. При хранении в тубе выделяется масло.
    Ультрамарин очень стоек к щелочам, но даже слабые кислоты (типа уксусной) полностью обесцвечивают его с выделением сероводорода.
    Ультрамарин синий применяется во всех типах красок.

    Кобальт синий (Cobalt Blue).
    Соединение закиси кобальта с окисью алюминия — алюминат кобальта CoO, Al2O3 Удельный вес около 4.3
    Цвет чисто синий с холодным тоном, но в зарубежных компаниях бывает с зеленоватым теплым тоном.
    Производят с конца 18 века.
    Синий кобальт — очень светостойкий пигмент в чистом виде и прочный в смесях.
    На масле он обладает прозрачностью в тонких слоях.
    Высыхает быстро. Пригоден во всех типах красок.
    Недостаток — склонен к растрескиванию.
    От большого количества масла, нужного для нормальной консистенции, он со временем немнорго зеленеет.
    При электрическом освещении (от ламп накаливания) кобальт кажется сероватым.

    Берлинская лазурь, или Парижская синяя (милори) — (Prussian Blue).
    В России более известна как Железная лазурь.
    Железисто-синеродистое железо — Fe4[Fe(CN)6]3. Удельный вес 1.8 — 1.9
    Цвет темно-синий с зеленоватым оттенком.
    Была открыта в 18 веке.
    Высыхает на масле очень быстро — в течение 1 — 2 суток.
    Недостатки.
    Краска малосветостойкая и гигроскопичная (разрушается от сырости), не прочна в смесях с некоторыми красками. Обесцвечивается от щелочей и пигмент становится бурым. При небольшом прокаливании пигмент тлеет и превращается в прусскую коричневую.
    Ее не следует применять в ответственной живописи, особенно в акварельной и фресковой.
    Берлинскую лазурь после высыхания можно защитить лаком.

    Церулеум (Ceruleum Blue).
    Оловяннокислый кобальт Co2SnO4. Удельный вес около 6.2
    Очень светостойкая и прочная краска как сама, так и в смесях.
    В отличие от кобальта, при искусствененом освещении не меняет свой зеленовато-голубой тон.
    На масле высыхает быстро.
    Применяется во всех видах живописи.

    Марганцовая голубая (Manganese Blue).
    Химическое соединение основных сернокислой и марганцовокислой солей бария — BaSO4, BaMnO4, BaO.
    Имеет очень красивый и яркий зеленовато-голубой цвет.
    Со светлыми желтыми кадмиями дает составную краску — марганцово-кадмиеваую зеленую.
    Применяется в разных видах красок.
    В настоящее время встечается в масляных красках производства Подольского Арт-центра и в масляных красках Рембрандт голландской фирмы Ройял Таленс.
    В каталогах других русских и зарубежных компаний почти не встечается.

    Хром-кобальт зелено-синий — (Chromium-Cobalt Green-Blue).
    Соединение закиси кобальта, окиси хрома и окиси алюминия — CoO, Cr2O3, Al2O3.
    Очень прочные и светосткойкие пигменты.
    Применяются во всех видах живописи.
    Производятся на Невской Палитре в Ст.Петербурге. В других компаниях почти не встречаются. Их заменяют бирюзовые тона.

    Хром-кобальт сине-зеленый — (Chromium-Cobalt Blue-Green).
    Соединение закиси кобальта, окиси хрома и окиси алюминия — CoO, Cr2O3, Al2O3.
    Очень прочные и светосткойкие пигменты.
    Применяются во всех видах живописи.
    Производятся на Невской Палитре в Ст.Петербурге. В других компаниях почти не встречаются. Их заменяют бирюзовые тона.

    Изумрудная зеленая — (Emerald Green).
    Гидрат окиси хрома, где вода химически соединена с окисью хрома — Cr2O3 x 2 — 3H2O. Удельный вес 3.3.
    Выпускается с середины 19 века.
    Один из самых прочных и светостойких пигментов в чистом виде и в смесях красок.
    Стертая на масле, она имеет лессировочные свойства (прозрачность).
    Имеет большую маслоемкость,но сохнет на масле быстро — примерно 2 суток.
    Применяется во всех видах красок.
    Недостаток.
    В акварели она довольно трудно ложится на бумагу и имеет свойства затвердевать в тюбиках и кюветах, если связующее вещество сделано на гуммиарабике.
    Несмотря на это, в акварели она необходима.
    К сожалению в разных компаниях изумрудная зеленая имеет разные цветовые тона и насыщенность, от насыщенного темного голубовато-зеленого в русских красках до светлого желтовато- зеленого в голландских, немецких и французских.
    Потому нельзя ее выбыирать только по названию.

    Окись хрома — (Chromium Oxide Green, Chromium Green).
    Безводная окись хрома — Cr2O3. Удельный вес около 4.7 — тяжелый пигмент.
    Очень прочный и светостойкий пигмент.
    На масле имеет большую укрывистость и силу цвета, быстро высыхает.
    Применяется во всех видах красок.

    Кобальт зеленый — (Cobalt Green).
    Закись кобальта и цинка — CoO, ZnO.
    Цвет от светлого до темно-зеленого нейтрального зависит от соотношения этих компонент.
    Добавление в поизводстве алюминиевых квасцов придает пигменту холодный голубоватый оттенок.
    Высыхает на масле быстро.
    Очень прочный во всех видах жмвописи.
    Кобальт зеленый темный в акварели ложится на бумагу немного неровно.

    Зеленая земля — (Green Earth).
    Природный минеральный пигмент.
    Зеленый цвет с серовато-коричневым оттенком определяется присутствием в минерале закиси железа.
    Встечается не часто в составе профессиональных масляных красок и используется для лессировок.
    Недостатки.
    Стертая на масле краска плохо кроет и скользит по поверхности грунта.
    Стертая на клеевом связующем краска имеет слабый мутный оттенок и плохо ложится на бумагу.

    Волконскоит — (Volchonskoite).
    Природный минеральный пигмент — водный силикат окиси хрома, глинозема и железа.
    Очень маслоемкая краска серовато-зеленого холодного цвета.
    Имеет очень высокие лессировочные свойства (прозрачность).
    Недостатки.
    Неравномерная пастозность на масле. Бывает слишком жидким и иногда толстые мазки начинают скользить по вертикальному холсту и сползать. Потому его используют в основном тонкими слоями в лессироваках.
    В акварели волконскоит плохо ложится на бумагу.
    Встречается в профессиональных масляных красках завода Невская Палитра в Ст.Петербурге.
    В других компаниях волконскоит почти не известен.

    Охра желтая, светлая, золотистая, темная (Yellow Ochre, Ochre Light, Gold Ochre).
    Природный земляной железный пигмент.
    Охры по составу — это водные и безводные окиси железа. Удельный вес от 2.7 до 3.4.
    Охры известны с древнейших времен.
    Цвет от коричневато-желтого (глинистого) до светло-коричневого теплого желтоватого тона.
    Охры очень прочны и светостойки, устойчивы к атмосферным явлениям и свету.
    Применяются во всех видах живописи и во всех типах красок.
    Укрывистость зависит от количества окислов железа в составе охры, от глинистых веществ и дисперсности пигмента.
    Охра темная имеет склонность к загустеванию, «зарезиниванию» при хранении в тубах.

    Сиена натуральная (Raw Sienna).
    Смесь водной окиси железа (50 — 60%) с кремнеземом в присутствии окислов марганца и магния и при почти полном отсутствии глинистых веществ.
    Цвет светло-коричневый теплый с желтым оттенком, очень близкий к охре золотистой.
    Применяется с древнейших времен.
    Прочный и светостойкий пигмент.
    В тонких слоях прозрачная или полупрозрачная в зависимости от сырья.

    Марс желтый — (Mars Yellow).
    Искуственный железный пигмент. Водная окись железа Fe2O3, H2O в смеси с гидратом окиси алюминия.
    Прокаливание Марса желтого при 400°C дает марс оранжевый (Mars Orange).
    Прокаливание при температуре до 700°C дает марс красный (Mars Red).

    Марс коричневый — (Mars Brown).
    Содержит в своем составе окислы железа и окислы алюминия. Может содержать еще марганец.
    Вариация компонентов дает марсы разных оттенков — от темных до светлых.
    Все марсы являются пигментами прочными и светостойкими.
    Недостаток марсов на масле — иногда наблюдается загустевание в тубах, чаще всего марсов коричневых.

    Охра красная (Red Ochre).
    Природный земляной железный пигмент.
    Безводная окись железа.
    Цвет красновато-коричневый светлый.
    Очень прочный и светостойкий пигмент.

    Английская красная, Железоокисная светло-красная — (English Red).
    Искуственный железный пигмент.
    Чистая безводная окись железа — Fe2O3.
    Цвет красновато-коричневый.
    Применяется в живописи с 15 века.
    Очень прочный и светостойкий пигмент с большой кроющей силой.

    Сиена жженая (Burnt Sienna).
    Безводная окись железа.
    Цвет красновато-коричневый теплый.
    Прочный и светостойкий пигмент.
    На масле бывает полупрозрачной в тонких слоях.

    Умбра натуральная (Raw Umber).
    Глина и кремнезем, окрашенные окислами железа (25 — 30%) и марганца.
    Цвет темно-коричневый с зеленоватым (болотным) оттенком.
    Применяется в живописи очень давно.
    Прочный и светостойкий пигмент.

    Феодосийская коричневая (Feodosian Brown).
    Российский аналог умбры.
    Не имеет зеленоватого оттенка, как в настоящей умбре натуральной.
    В смеси с волконскоитом может имитировать умбру натуральную.
    Маслоемкая краска, но высыхает на масле быстро.
    В акварели несколько неровно ложится на бумагу.

    Архангельская коричневая — (Arkhangelskaya Brown).
    Земляной железный пигмент.
    Цвет нейтральный темно-коричневый.
    Выпускалась в СССР. В настоящее время почти не встречается.

    Капут-мортуум — (Caput Mortuum).
    Искуственный железный пигмент.
    Безводная окись железа.
    Цвет коричневый с фиолетовым оттенком.
    Используется в живописи с 16 века.
    Очень прочный и светостойкий пигмент, имеет большую укрывистость.

    Умбра жженая (Burnt Umber).
    Безводная окись железа. В состав входят также марганец и кремнезем.
    Цвет темно-коричневый с красным оттенком или нейтрально-коричневый темный.
    Применяется во всех типах красок.

    Вандик — (Vandyke Brown).
    Природная земляная краска. Содержит окислы железа и некоторые органические вещества.
    Цвет коричневый средний нейтральный.
    Известен также как Кассельская земля (в Германии) с 17 века.
    Пигмент назван в честь фламандского художника Ван-Дэйка, но в назании русской краски устоялось название Вандик (видимо транслитерация с 18 века, а не перевод).

    Кость жженая — (Ivory Black).
    В настоящее время используют термин «Клавишная черная», имея ввиду черные клавиши рояля.
    Состоит из углерода с небольшим количеством фосфорнокислых и углекислых кальциевых солей.
    Цвет черный нейтральный или с коричневатым оттенком в зависимости от сырья (пианино или рояль :-).
    Углерод замедляет процесс окисления масла и тем самым задерживает высыхание масляных красок.
    Поэтому кость жженая на масле сохнет довольно медленно.
    Она частично растворяется в кислотах, а при прокаливании сгорает, образуя белый остаток.
    Пигмент светостойкий укрывистый.
    Применяется во всех типах красок.

    Виноградная и Персиковая черная — (Grape Black, Peach Black).
    Углерод с примесью углекислых солей кальция и калия.
    Эти пигменты имеют черный цвет с холодным зеленоватым оттенком.
    Высыхают на масле медленно.

    Шунгит — (Shungit).
    Углерод почти на 98%. Природный пигмент — разновидность антрацита.
    Используется в масляных красках завода Невская Палитра в Ст.Петербурге.
    Почти не встречается у других производителей.

    Сажа газовая или Ламповая копоть — (Lamp Black).
    Почти чистый углерод.
    Цвет глубокий черный — наиболее темный из всех черных тонов.
    Пигмент имеет высокую укрывистость.
    При прокаливании полностью сгорает.
    Производится во всех типах красок.
    Недостатки.
    Высыхает на масле крайне медленно — около 3 недель.
    Из-за малого удельного веса и большого срока высыхания, сажа газовая в смесях с другими более тяжелыми масляными красками может «всплывать» на поверхность и загрязнять живопись.
    Поэтому в масляной живописи применение сажи газовой не рекомендуется.
    В других типах красок этот недостаток не проявляется.


    В заметке использован личный опыт, описания красок и пигментов разных фирм и книга:
    Школа изобразительного искусства в 9 вып. Вып.3. М., Искусство. 1965 — 212 с, ил.
    Составитель: Виталий Васильевич Ерёменко

    Вверх
    Сайт впервые опубликован 11 Июля 2004.
    Все права защищены ©2004 — 2019 www.Violtan.com
    Копирование допускается с URL-ссылками на наши страницы-источники.

    www.violtan.com

    Охра

    Охра — это природный гидрат окиси железа с примесью глины (каолина)и песка (силиката). Относится к группе железоокисных пигментов. Земляные охры окрашены в различные оттенки желтого цвета. По цвету согласно современной классификации разделяются на светло-желтые, средне-желтые, золотисто-желтые и темные.

    В старину различали: по цвету — золотистая, оранжевая, палевая и др. вплоть до голубой и синей, которые по существу являются вивианитами; по назначению и свойствам — личная, телесная, слизуха, каменная, толстуха; по месту добычи или приобретения — грецкая, калужская, коломенская, копорская, неаполитанская, немецкая, римская, русская, французская, царьградская и др.

    От большого количества каолина (от 20% до 80%) охра становится гигроскопичной. Цветостойкость и светостойкость, а также устойчивость к воздействию щелочей и слабых кислот у охры высокая. Термостойкость охры невелика, при 150 °С цвет начинает изменяться, а при 250300 °С почти полностью переходит в красно-коричневые цвета — безводную окись железа.

    Охры широко используются во всех техниках живописи.

    Охра – кристаллический гидрат окиси железа с примесью алюмосиликатов. Цвет – желтый, малонасыщенный; основным красящим началом являются гидротированные окислы Fe3+. Охры по цвету подразделяют на золотистые, светлые, средние, и темные. Цвет охр зависит не только от содержания гидратированных окислов железа, но и от кристаллической структуры этих окислов, дисперсности, формы частиц и примесей. По цвету охры мало отличают от желтого железоокисного пигмента.

    Представляет собой природный кристаллический гидрат окиси железа с примесью глины.

    Применяются при производстве лакокрасочных, резинотехнических, пластмассовых, асбоцементных материалов. асбестотехнической продукции, строительных материалов, зарядных смесях огнетушителей, парфюмерии спичек, сургуча.

    Цвет: Желто-коричневый.

    Значения слова «ОХРА»:

    1) ж. вохра;

    2) вообще: глинистая или иная земля, окрашенная окисью ОХРА ж. вохра;

    3) вообще: глинистая или иная земля, окрашенная окисью метала, особ. железа;

    4) малярн. желтая земляная краска, глина с водною окисью железа. Жженая вохра, темнокрасная. Охровый, охреный, охряный, охрой окрашенный, из нее состоящий, ей подобный.

    Выражения со словом «ОХРА»: Охристая земля, вода, железную охру содержащая. Охрить кожу, натирать, пудрить или красить охрой. Дикие охрятся, натираясь охрой. Олренье, действ. по глаг. Охрянка, охряк, вохрянка, охристая земля. Охреть, обращаться в охру. Земля от железа охреет.

    www.ukoha.ru